Главная » 2010 » Январь » 21

Материалы к выступлению 
Министра образования и науки Российской Федерации 
Андрея Фурсенко на Совете при Президенте Российской Федерации 
по приоритетным национальным проектам и демографической политике 

О плане первоочередных действий на 2010 год 
по модернизации общего образования, направленных 
на реализацию инициативы "Наша новая школа"
 

г.Москва
19 января 2010 года



Слайды к докладу

       Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

       Уважаемые члены Совета!

       В текущем году завершается реализация Концепции модернизации российского образования, принятая в 2001 году. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" обеспечивает преемственность ее основных направлений.

       В течение всего 2009 года шло масштабное общественное и профессиональное обсуждение концепции национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". В обсуждении приняли участие сотни тысяч учителей, родителей, учеников, представителей общественности. 

       В результате определились пять ключевых направлений развития общего образования. Качество образования будет обеспечиваться новыми федеральными государственными образовательными стандартами. 

       Теперь каждый родитель сможет понять, каких результатов достигнет их ребенок по окончании ступени образования, что он будет знать, что будет уметь, как сможет применять свои знания на практике. В стандарте появились требования к условиям обучения, которые должны быть обеспечены для достижения требуемого современного качества образования. 

       На данный момент утвержден стандарт начальной школы (1-4 класс). Обязательное его введение в соответствии с законом об образовании начнется с 1 сентября 2011 года. В текущем году на всех уровнях должна быть обеспечена качественная подготовка к работе в начальной школе по новому стандарту и начато обучение по нему там, где есть полная готовность. В ближайшее время будет опубликована примерная образовательная программа. Уже начата разработка учебников под новый стандарт. В этом году они пройдут экспертизу. 

       На федеральном уровне разрабатывается новое содержание повышения квалификации учителей для работы по новому стандарту. Совместно с регионами будет организовано обучение учителей. Школам предстоит разработать свои образовательные программы. 

       В первой половине этого года завершится разработка стандарта для основной и старшей школы. 

       В рамках инициативы "Наша новая школа" особое внимание уделено работе с талантливыми ребятами. В том числе предполагается дальнейшее развитие школьных олимпиад, других соревнований, способствующих их выявлению.

       Организуется работа по сопровождению и поддержке таких ребят в течение всего периода обучения. Здесь мы движемся в двух направлениях. 

       Первое - организация тесного взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования (домов и дворцов детского творчества, станций юных техников, клубов). Второе - открытие при федеральных и национальных исследовательских университетах очных и заочных (дистанционных) школ для одаренных детей.

       В качестве первого шага в 2008году была осуществлена поставка 35 комплектов автоматизированных классов практического междисциплинарного обучения для специализированных школ естественно-научного профиля.

       Это позволяет заинтересовать учеников 9-11 классов занятиями по физике, химии и биологии, а так же по основам нанотехнологий. 

       Новая школа требует нового учителя. Поэтому одно из ключевых направлений инициативы "Наша новая школа" - развитие учительского потенциала, в том числе переход к новым моделям повышения квалификации учителя. В первую очередь речь идет об индивидуальных программах повышения квалификации, в рамках которых учитель может осваивать отдельные модули в короткий срок (например, в каникулярное время). Накопление этих модулей в течение учебного года даст ему возможность пройти полноценное обучение, не отрываясь при этом надолго от учебного процесса. 

       При этом необходимые средства направляются в школу, учителю, и они решают, где и в какое время учитель будет проходить обучение, а нашей первоочередной задачей является создание возможностей для выбора программ повышения квалификации не только в специальных институтах, но и на базе вузов и инновационных школ.

       Также будет продолжена программа повышения квалификации руководителей школ. 

       Изменится и система аттестации педагогов. С 2011 года начнется постепенный в течение пяти лет переход к аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности. При этом у всех учителей, имеющих квалификационные категории, они будут сохраняться до конца срока их действия. Кроме того, аттестация полностью перейдет на уровень региона. Это значительно повысит ее статус, но одновременно повысит и ответственность региона. Поэтому важно обратить внимание на формирование региональных аттестационных комиссий. В них должны входить исключительно компетентные и заинтересованные люди. 

       Важно отметить, что принятие решения о несоответствии занимаемой должности не является для учителя необратимым. Работодатель в данном случае будет обязан обеспечить обучение, повышение квалификации такого учителя и повторное прохождение им процедуры аттестации. Все, кто может и хочет продолжать работать в школах, будут в них работать. 

       Не менее важным для обеспечения школ квалифицированными кадрами является усиление профессиональной подготовки учителей в вузах, модернизация системы педагогического образования. Здесь мы будем поступательно двигаться в двух направлениях - создание крупных центров педагогического образования с развитой психолого-педагогической магистратурой в каждом федеральном округе и городе федерального значения, либо присоединения педагогических вузов к классическим университетам. Сейчас уже начата работа по определению критериев принятия таких решений.

       В числе первоочередных действий по реализации инициативы "Наша новая школа" - грантовая поддержка успешных выпускников вузов, которые изъявили желание работать в школе. Из федерального бюджета на эти цели планируется выделить тысячу грантов на два учебных года. Проект будет реализовываться совместно с субъектами федерации. В ближайшее время определим потребность в таких специалистах и механизмы предоставления им грантов. 

       Важным элементом построения новой школы является совершенствование инфраструктуры школьной сети. В рамках нацпроекта отработаны модели базовых школ, школ третьей ступени с профильным обучением, социокультурных комплексов. 

       В 2010 году предстоит нормативно закрепить существование таких школ и обеспечить их дальнейшее развитие, что невозможно реализовать без полноценного перехода к нормативно-подушевому финансированию и новой системе оплаты труда. 

       Министерством были разработаны и направлены во все регионы соответствующие модельные методики, проведены обучающие семинары во всех федеральных округах. Регионы-участники комплексных проектов взяли на себя обязательства по введению этих механизмов. И 20 регионов успешно с этим справились (Краснодарский и Пермский края, Тверская и Калининградская области и другие). В этих регионах выросла средняя зарплата учителей и значительно выросла зарплата качественно работающих учителей (10% учителей получают зарплату 22 тысячи рублей и выше), школы получили большую самостоятельность, эффективно расходовались средства, направляемые в систему образования.

       Вместе с тем работа по внедрению таких механизмов не может быть признана полностью удовлетворительной. В связи с этим в 2010 году она будет продолжена. Мы обновим с учетом опыта реализации комплексных проектов модельные методики. Надеемся, что субъекты федерации нас поддержат и обеспечат в полном объеме переход к новым механизмам. 

       Мы предлагаем в рамках инициативы "Наша новая школа" с 2011 года начать реализацию нового мероприятия "Современная школа". Здесь будут поддержаны региональные программы, те субъекты и школы, вложение средств в которые обеспечит соответствующую отдачу в виде качественных условий обучения и качественного результата. 

       Ежегодно будет проводиться мониторинг создания в каждой школе современных условий получения образования, в том числе требования к безопасности, к санитарно-бытовым условиям, оснащенности учебным оборудованием. Это будет содействовать развитию индустрии школьного оборудования, школьной архитектуры, школьного строительства. 

       В текущем году будут разработаны требования к региональным программам и критерии их поддержки, организовано методическое сопровождение разработки таких программ. 

       Все это направлено не только на получение качественного образования, но и на сохранение и укрепление здоровья школьников. Уже разрабатываются федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья детей. Ведется целенаправленная работа по увеличению количества и качества занятий физкультурой в школе. В этом году будут организованы физкультурно-спортивные мероприятия среди "команд-классов". Важно, и это в числе первоочередных действий на 2010 год, правильно и повсеместно организовать мониторинг здоровья школьников. Для этого уже разрабатывается специальный инструментарий. 

       Таким образом, в завершающий год реализации Концепции модернизации российского образования первоочередные действия в области общего образования и в первый год реализации инициативы "Наша новая школа" направлены на обеспечение перехода к внедрению эффектов модернизации как базы для дальнейшего системного инновационного развития образования. 

Категория: Официоз | Просмотров: 904 | Добавил: okpep | Дата: 21.01.2010

 Победительницей стала эмблема Анны Щербаковой, профессионального дизайнера из Новосибирска, члена Союза дизайнеров России. Разработанная ею эмблема станет опознавательным и представительским знаком проведения Года Учителя в России. 

       На эмблеме изображены раскрытые ладони Учителя, который выпускает в большую жизнь окрылившихся птенцов - своих учеников. По мнению автора, "Учителя - это люди, которые создают будущее". 

       Конкурс был объявлен Министерством образования и науки Российской Федерации 5 ноября 2009 года. Участвовать в конкурсе на разработку символики Года Учителя могли как специалисты рекламы и дизайна, так и представители широкой общественности, в том числе педагоги, работники сферы образования, школьники, студенты, их родители и родственники. 

       В конкурсе приняли участие 344 эмблемы. С 5 по 15 декабря проводилось Интернет-голосование, по итогам которого были названы 15 финалистов конкурса. Лучшая эмблема выбиралась общественно-профессиональным жюри и была утверждена Организационным комитетом по проведению в Российской Федерации Года Учителя. 

       Бренд-бук, разрабатываемый в настоящее время на основе эмблемы-победительницы, определит стиль всех промо-материалов в рамках Года Учителя. 



       Конкурс на разработку эмблемы "Года учителя" входит в утвержденный Правительством Российской Федерации План основных мероприятий по проведению "Года учителя - 2010". Учредители конкурса: Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по образованию. 

       Организатор: интерактивное творческое агентство E-generator.ru, лидирующая служба реализации удаленных проектов в сфере рекламы и веб-разработки. Cообщество авторов системы E-generator насчитывает более 35 тысяч человек. Информационные партнеры: Sostav.ru (http://sostav.ru) - ведущий информационно-аналитический портал, посвященный российскому рынку рекламы, маркетинга и PR; "Большая перемена" (http://newseducation.ru/) - сайт для школьников и их родителей. 



Указ Президента России от 10 марта 2009 года N 259 "О проведении в Российской Федерации Года учителя" 

План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года учителя

Категория: Год учителя | Просмотров: 1290 | Добавил: okpep | Дата: 21.01.2010