Главная » Образование в России

В Москве прошел заключительный этап XII Всероссийской олимпиады по школьному краеведению.

Как сообщили в департаменте образования, участниками финала стали около 200 школьников из разных уголков нашей страны. От Кировской области в олимпиаде приняли участие ученица 11 класса школы № 2 г.Омутнинска Анна Вохмянина и ученица 10 класса школы с.Всехсвятское Белохолуницкого района Светлана Анфилатова.

Школьницы защитили свои работы (Анна - «Балтийский флот начала XX века глазами омутнинцев», Светлана - «Особенности распространения муравьев рода formica в окрестностях с.Всехсвятское Белохолуницкого района»), ответили на вопросы краеведческой викторины.

По итогам олимпиады Светлана Анфилатова стала победителем в секции «Природное наследие», а Анна Вохмянина - призером в секции «Военная история».

Категория: Образование в России | Просмотров: 1122 | Добавил: okpep | Дата: 02.11.2009

Выпускники средних специальных учебных заведений без работы не остаются даже в кризис

Обывателю, с советских времен привыкшему, что училища - этакие отстойники для двоечников, в это верится, конечно, с трудом. Но на самом деле за последние годы ситуация изменилась кардинально.

В России более 3500 учреждений начального профобразования (те самые ПТУ) и около 2700 - среднего профобразования (колледжи и техникумы).

Ежегодно они выпускают более 1 млн. 400 тысяч человек. Большинство ребят с дипломами этих учебных заведений без работы не остаются даже в кризис.

Мало того, некоторые колледжи уже могут серьезно конкурировать с вузами. Правда, колледжи эти инновационные - у них и материальная база самая современная, и программы обучения разработаны под запросы работодателей.

КОНКУРС ВЫРОС

Еще несколько лет назад в техникумах конкурса не было вовсе. Бывший глава Рособразования Григорий Балыхин тогда едва успевал докладывать, что в большинстве колледжей недобор по многим специальностям. Но за какие-то три-четыре года профобразование сумело выбраться из тупика.

Как рассказала замруководителя управления учреждений образования Рособразования Татьяна Барер, сейчас средний конкурс в колледжи и техникумы по стране 1,5 - 2 человека на место. А на некоторые специальности и до 5 человек претендуют на одно местечко. Достичь таких результатов удалось благодаря конкурсу инновационных программ для НПО и СПО в рамках нацпроекта "Образование".

С 2007 года самые достойные конкурсанты получали рекордные суммы - от 20 до 30 млн. рублей - на восстановление материальной базы и развитие программ обучения. Причем если в прошлые годы, чтобы стать обладателем такой суммы, обязательно нужно было привлечь не меньшую сумму от бизнес-структур или региональных властей, то в этом кризисном году колледжам и техникумам выделяли денег даже больше, чем они требовали и не требовали равного софинансирования с местными предприятиями.

Получилось, что за три года 310 образовательных учреждений - победителей конкурса нацпроекта - смогли выйти на совсем другой уровень обучения, заинтересовать абитуриентов.

ЗА ВЫПУСКНИКАМИ ВЫСТРАИВАЕТСЯ ОЧЕРЕДЬ

Мечтать о том, что в начале XXI века в обычное училище придет представитель какого-нибудь солидного Газпрома и скажет, что вот в этих ребятах по таким-то специальностям концерн заинтересован, даже мечтать не смели. А уж чтобы денег на их обучение дали да еще и помогли с оборудованием и с организацией новых программ".

А сейчас концерны не только деньгами помогают победителям конкурса инновационных программ, не только "бронируют" студентов еще в середине учебы, но и своих специалистов направляют туда на переквалификацию.

- Благодаря конкурсу удалось увязать интересы государственных, социальных, экономических и бизнес-структур, - сказала Барер. - Все программы конкурсантов были не чем иным, как совместными с работодателями бизнес-проектами - программами действий, направленными на соответствие системы подготовки кадров запросам рынка труда.

То есть в колледжах, которые победили в конкурсах, не станут учить на штамповщика резиновых сапог или вязальщика рыболовных сетей. Здесь учат операторов самых современных станков, специалистов по автомобилям-иномаркам, поваров, знающих кухни народов мира, мастеров самых дефицитных строительных специальностей. Когда представители бизнеса поняли, что учреждения профобразования стали готовить нужных рынку и бизнесу профессионалов, то и сами стали вкладывать деньги в НПО и СПО.

- С колледжами и техникумами сейчас сотрудничают ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", Росатом, Роскосмос, Ассоциация строителей России, Ассоциация рестораторов и отельеров России, и это лишь несколько примеров, - поясняет замначальника управления.

СЛЕСАРЬ? ЗАХОДИ! ЮРИСТ? ПОСТОРОНИСЬ!

Ни для кого не новость, что "синих воротничков" не хватает, что именно слесари и техники не останутся без работы в отличие от юристов и экономистов с вузовской корочкой. Но современная молодежь не торопится идти в колледжи. По данным различных исследований, это происходит из-за трех основных причин: непрестижность рабочих профессий, небольшая зарплата по сравнению с другими отраслями, отсутствие связи между школой, колледжем и вузом. Именно так и отвечают молодые люди при соцопросах. Но, по-видимому, все же основная причина нежелания идти в СПО или НПО - нехватка объективной информации о том, что происходит сейчас в сфере среднего профобразования.

В среднем по стране представители рабочих специальностей получают около 30 тысяч рублей. Правда, все зависит от престижности и востребованности специальности, ну и, конечно, уровня подготовки. Есть профессионалы, которые зарабатывают 75 тысяч рублей и выше.

Сейчас, по данным исследований Romir-monitoring, в России не хватает в первую очередь строителей, токарей, машинистов башенных и мостовых кранов, фрезеровщиков, электросварщиков, электриков и электромонтеров, сварщиков, плотников, слесарей. При этом опрошенные выпускники СПО и НПО отметили, что наилучшие условия при приеме на работу предлагаются сварщикам, станочникам, электрогазосварщикам, металлургам и машиностроителям.

- Самые востребованные специальности на рынке труда - в строительстве, машиностроении, металлообработке, металлургии. Но популярностью среди абитуриентов по-прежнему пользуются специальности в экономической сфере и в сервисе, - сетует Барер. - Хотя в любом случае выпускников качественных колледжей и техникумов принимают на работу лучше, чем выпускников вузов.

УЧИМ НА РЕАЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТАХ

Благодаря конкурсу в рамках нацпроекта "Образование" победителям удалось обновить обучающие программы и сделать их более востребованными, установить новое оборудование, тем самым в некоторых учреждениях ребята учатся на более современных аппаратах, чем установлены на производствах. Но самое главное - во всех программах, представленных конкурсантами, основной упор делался на соответствие потребностям рынка труда, увеличение часов практики на предприятиях.

- Обязательный пункт, на который мы обращали внимание, - связь учреждений профобразования между школой и вузом.

Молодежь сейчас капризная, и заманить ее только возможностью неплохо трудоустроиться сложно. Не каждый знает, что для ребят, обучающихся в колледжах, есть ряд привилегий.

После обучения в подобном учреждении ребята могут сразу поступить на второй-третий курс вуза, не сдавая ЕГЭ. Но по профилю своей специальности.

Да и при поступлении в колледж Единый не нужен. При этом каждый победитель конкурса инновационных программ гарантированно обеспечивает своих студентов местами в общежитии. Как правило, бесплатными. А ребята из малообеспеченных семей, потерявшие одного из родителей, получают бесплатное питание и льготный проезд на общественном транспорте.

И если в вузах совмещать учебу и занятия вам особо не дадут, то тут будут только рады, если вы устроитесь по специальности, да еще и помогут.

И самый важный момент: во всех инновационных учреждениях профобразования есть возможность к основной специальности получить ряд смежных за 40 - 100 часов. Причем абсолютно бесплатно. И стать еще более квалифицированным, а значит, дефицитным специалистом.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Директор Воронежского промышленно-гуманитарного колледжа, победителя конкурса нацпроекта "Образование" Людмила АНИЩЕВА:

- В нашем колледже на грант мы полностью обновили материально-техническую базу, поставили новое оборудование и открыли несколько новых программ опережающего обучения. Средний конкурс у нас - 1,4 человека на место.

Сейчас у нас учатся ребята из 18 регионов. Чтобы обеспечить полноценное обучение, в колледже преподают специалисты-производственники. А представители предприятий-работодателей участвуют обязательно в экспертизе образовательных программ и проведении практики.

Еще мы плотно работаем со школами: наши студенты приходят в классы, рассказывают о специальностях, которые можно получить. Мы проводим специальные диагностики для профориентации школьников, раздаем агитационные листы, развиваем сайт в Интернете. На самом деле именно в этом сейчас и заключается главная проблема среднего профобразования - школьники не знают, какие перспективы открываются для них благодаря учебе в колледжах.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1152 | Добавил: okpep | Дата: 20.10.2009

Минобрнауки России не планирует разрабатывать единые учебники по истории и другим школьным предметам для каждого класса, заявила на пресс-конференции в понедельник замглавы департамента государственной политики в образовании министерства Елена Низиенко.

"Мы в ближайшее время и вообще не планируем такой жесткой регламентации - наличия одного учебника по всей стране по одному предмету", - сказала она.

Низиенко напомнила, что при президенте России была создана комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории, в которую вошел замминистра образования и науки РФ Исаак Калина. По ее словам, на первом заседании комиссии речь шла о качестве школьных учебников по истории, а не о желании ввести цензуру и сделать единый для всех учебник.

Низиенко сообщила, что в настоящее время в федеральный перечень учебников, утвержденный министерством, вошли 108 учебников по истории. Среди них есть пособия как для отдельных классов, так и целые предметные линии - от пятого до девятого класса и от пятого по 11 класс.

Представитель министерства отметила, что сегодня каждый учитель, в соответствии с законом, имеет право выбирать свою методику и технологию преподавания того или иного предмета. Кроме того, в России есть школы с уникальными образовательными программами, добавила она.

"Поэтому, если будет один единственный учебник, могут уйти разнообразия методик и технологий. И самое главное - может уйти возможность учителя выбрать тот учебник, с которым ему лично работать комфортнее и с которым он эффективнее мог бы организовать образовательный процесс", - сказала Низиенко.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1032 | Добавил: okpep | Дата: 15.10.2009

Лишь 6% россиян хотят, чтобы их дети выбрали профессию программиста. За два года этот показатель сократился на процент. Еще 5% родителей отдают предпочтение инженерому делу. Одними из самых популярных в России остаются профессии юристов и экономистов.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал свое новое исследование по данным опроса россиян о том, какой род занятий они предпочитают для своих детей, и какие профессии считают наиболее доходными.

В списке наиболее желанных для детей профессий «программист» оказался на шестой строчке - этот род деятельности выбрали 6% респондентов, тогда как в 2006 г. таких было 7%. Также эта профессия оказалась шестой и по престижности. В рейтинге по доходности тех или иных занятий она заняла двенадцатую позицию.

Профессию инженера предпочитают 5% россиян (такой же процент опрошенных выбрали ее в 2006 г.). По престижности она занимает пятнадцатую строчку, а по доходности - семнадцатую.

Как отмечают аналитики ВЦИОМа, в течение последних лет мнение россиян о престижности тех или иных профессий изменилось. Вырос рейтинг рабочих профессий (с 1 до 5%), тогда как менее престижными стали считать профессии юриста (20% против 28% в 2006 г.), экономиста (12% против 20% соответственно) и банкира (6% против 10%).

На первом месте по популярности среди родителей оказалась профессия врача - ее выбрали 21% опрошенных (тогда как в 2006 г. таких было 18%). На втором месте профессия юриста. Далее идут экономист, предприниматель и военнослужащий.

Что касается престижности, то в этом рейтинге первое место занимает профессия юриста, тогда как врач идет на втором месте. В списке доходности первые места занимают юрист, предприниматель, бизнесмен, банкир и экономист.

Наименьшей популярностью у россиян пользуется работа в качестве переводчика, журналиста и машиниста (по 1%).

Данный опрос был проведен Всероссийским центром изучения общественного мнения 19-20 сентября 2009 г. Сотрудниками данной организации было опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.

Прикрепления: Картинка 1
Категория: Образование в России | Просмотров: 1194 | Добавил: loonia | Дата: 13.10.2009

5 октября на торжественном мероприятии, посвящённом празднованию Дню Учителя, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев объявил имя Абсолютного победителя 20-го Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2009". Обладателем Большого хрустального пеликана стала Наталья Никифорова, учитель математики и геометрии МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5 с углубленным изучением математики" города Магнитогорска Челябинской области.

По условиям конкурса принимать финал следующего всероссийского состязания педагогов будет регион Абсолютного победителя конкурса этого года. В год, объявленный Президентом России Годом Учителя, хозяином финала конкурса "Учитель года России - 2010" станет Магнитогорск.

Наталья Сергеевна Никифорова родилась 4 декабря 1978 года. В 2001 году окончила Магнитогорский государственный университет, имеет стаж педагогической работы - 7 лет. "Я преподаю в классах с углубленным изучением математики, реализуя личностно-ориентированный подход в обучении. В течение нескольких лет работаю над созданием системы методических приемов, обеспечивающих готовность учащихся к запросу индивидуальных образовательных траекторий, что позволит более качественно формировать, развивать и реализовывать интеллектуально-творческие способности учащихся, нестандартность мышления. Много времени уделяю работе с одаренными школьниками. Работаю в школе олимпиадного резерва г.Магнитогорска с творческой группой учащихся, увлекающихся математикой. Мои ученики неоднократно становились победителями и призерами математических олимпиад и турниров различных уровней. Я являюсь инициатором и организатором проведения ежегодных городских турниров по математике: "Магнитогорский городской турнир на Кубок Управления образования" (математические бои для 8 классов и четыре дня различных математических игр для 7 классов), "Математическая регата" (6, 9 классы), Открытая олимпиада по математике (5 класс)."

Категория: Образование в России | Просмотров: 1047 | Добавил: okpep | Дата: 05.10.2009

Министр образования и науки Андрей Фурсенко: "Инерционность системы образования и науки, которая долго играла позитивную роль и сохраняла то, что было наработано, стала играть против нас, потянув за собой экономику. Сейчас мы на пути созидания..."

Единый госэкзамен, превратившись из эксперимента в закон, взорвал образовательное пространство страны. И дело даже не в том, что по его результатам придется менять правила приема в вузы. Он оказался тем увеличительным стеклом, сквозь которое стали наконец видны все проблемы российского образования. Какие уроки извлечет власть из всей этой истории? Об этом "Итоги" распросили министра образования и науки Андрея Фурсенко.

- Андрей Александрович, на прошлой неделе вы встречались с ректорами - вечными противниками ЕГЭ. Трудный был разговор?

- Не сказал бы: нормальный конструктивный разговор. Ректоры поддержали то, что произошло, и говорили, что ожидали гораздо худшего. А ведь прошла огромная реформа, крупномасштабная! Причем бескровно, мирно. Какие бы ни были дискуссии, они ни разу не вышли за рамки цивилизованного разговора...

- Но уроков из ЕГЭ извлечено немало. Назовите самые важные.

- Во-первых, мы получили достаточно полную, правдивую и нелицеприятную оценку образовательной картины в стране. Причем оценку на всех уровнях: от школы до подготовки специалистов. Во-вторых, единый экзамен позволил понять, какие перспективы имеют те или иные сектора развития нашей социальной и экономической жизни.

- Каким образом?

- Мы увидели, куда идут учиться сильные выпускники. И можем сказать, в какой степени различные сектора экономики будут обеспечены квалифицированными специалистами через 5-10 лет. Если сегодня умные не выбирают педагогику, это значит, что проблемы со средней школой будут продолжаться. Если почти никто не идет в инженерные науки, у нас не будет специалистов на заводах и в КБ. Результаты ЕГЭ показали: в педвузы в основном поступают "глухие троечники". И это обидно, ведь положение-то учителя очень сильно изменилось. Мы все еще жалеем сельского педагога, а он сегодня - человек относительно обеспеченный, потому что один из немногих в селе имеет стабильное бюджетное финансирование. Да и в большом городе педагог с зарплатой на уровне 40 тысяч оказался защищенным в условиях кризиса. Почему же тогда лучшие ученики не идут в учителя? Вопрос, от ответа на который зависит будущее средней школы. Вообще главное достоинство ЕГЭ в том, что очень много закамуфлированного стало очевидным.

- И все-таки сомнения по поводу объективности ЕГЭ сильны. Потому любопытна нашумевшая история с "переэкзаменовкой" ряда студентов. Прослеживается ли связь между оценками конкретных выпускников и способами их поступления в вуз - через олимпиады, льготы?

- Ничего из ряда вон выходящего не случилось. Многие вузы и прежде в начале года проводили контрольные, чтобы проверить уровень своих новых студентов. Окончательных результатов пока нет, но я попросил ректоров ознакомить нас с тем, насколько подтверждаются результаты ЕГЭ, как и олимпиад. Сейчас уже известно, что те, кто поступал с высоким результатом ЕГЭ, показывают тот же высокий результат. Нет и таких, у кого были очень слабые показатели в школе, а сейчас - прекрасные. Зато я знаю случаи, когда разрыв между результатом, скажем, по единому госэкзамену и знаний по олимпиаде был огромен: человек получал 40 баллов - трояк - по экзамену и являлся победителем профильной олимпиады. Поэтому мы договорились с ректорским сообществом, что корреляцию они выведут. Ректоры тоже хотят отсечь недоброкачественные олимпиады. Кстати, олимпиад стало меньше: вместо 120 в прошлом учебном году чуть больше 80 - в этом.

- В этом месяце будут утверждены новые правила приема в вузы. Это и есть ответ на извлеченные из ЕГЭ уроки?

- Давно было ясно: разговоров много, а кардинальных изменений будет мало. Например, предлагается от трех волн зачисления перейти к двум. Пока не опробовали систему зачисления на практике, оценить, сможем ли справиться в два приема, было трудно. Теперь понятно, что это технически возможно. Предлагается также разрешать сдавать документы только в пять вузов. Не факт, что это решение улучшит систему приема.

- Но будет исключено то безумие, которое наблюдалось в приемных комиссиях.

- Вся эта информация о десятках поданных заявлений от каждого абитуриента - сильное преувеличение. Такие случаи действительно были, но их несколько сотен (это из сотен тысяч поступавших). Мы статистику уже получили - в среднем выпускники подавали документы в два вуза.

- Откуда же тогда безумные очереди в приемных комиссиях?

- От плохой организации в вузах. Ректоры Казанского, Южноуральского, Сибирского университетов говорили, что у них была нормально организованная система: все вопросы решались в течение двух-трех минут, не было толп. В ряде случаев, может быть, проблему-то создавали искусственно. Кроме того, конечно, кто-то подавал документы в несколько вузов просто потому, что не верил, что можно поступить. Теперь дети знают - все реально.

- Неужели министерство не догадывалось о том, что дети будут веерно разносить документы по всем вузам? Однако вопрос об ограничениях не ставился. Боялись упреков, мол, опять нет свободы доступа к образованию?

- Я и сейчас противник ограничений, потому что людям вроде бы дали возможность поступать, но опять в каких-то границах. Кто их установил и почему? Теперь, наслушавшись страшилок про очереди в приемных комиссиях и путаницу в зачислении, многие это техническое ограничение могут понять и принять. Что касается числа вузов, то поиск линии отсечки - пять или десять - как в прыжках в высоту. Если ты поставишь слишком маленькую начальную высоту, то от усталости можешь не допрыгать до достойного тебя уровня. А если поставишь большую, то можешь не потянуть сразу. Вузы не понимали, где начальная планка, ребята тоже не знали, куда реально могут попасть. Кстати, не факт, что мы остановимся на пяти вузах, окончательное решение будет принято на коллегии 7 октября. Еще обсудим минимальные границы проходных баллов, чтобы вуз мог устанавливать ограничения не только по профильным предметам. Хотя, конечно, очень скоро эти проблемы будут казаться надуманными.

- В каком смысле?

- В прямом. Мы уже вплотную подошли к демографической яме, вырытой в 90-х. И пора ставить вопрос не о том, как кого-то отсечь, а как вообще найти студента. Некого учить будет, и с этим столкнутся даже сильные, престижные вузы. Через 3-4 года в стране останется примерно вдвое меньше студентов, чем сегодня. Мне кажется, что до конца еще мало кто из ректоров понимает масштаб проблемы. Хотя в этом году большинство московских вузов на платные места студентов недобрали.

- Дорого?

- Просто нет студентов. Те, кто имеет более-менее нормальные баллы, поступили на бюджетные места, пусть и в другой институт. А вот негосударственные вузы и часть филиалов - полупустые. Потому что ребята и их родители хотят надежности, а надежно - это государственный вуз. Даже если ты не попал на бюджетное место и должен платить.

- Вас не смутило, что многие подавали документы на очень разные специальности - от экономики до ветеринарии и шли туда, куда проходили по баллам?

- Смутило. Хотя ничего необычного в том, что в 17-18 лет мало кто имеет четко сформулированную цель в жизни - хочу быть инженером или химиком-органиком.

- Это нормально или что-то надо с этим делать?

- Заниматься надо профориентацией. Мы с ректорами об этом говорили. Если высшая школа вместе с работодателями не займется всерьез профориентацией, чтобы привлекать ребят к тем сферам, которые являются перспективными и нужными, то само собой ничего не произойдет. Например, последние годы обществу очень активно внушают, что информационные науки представляют интерес и перспективны. И мы видим результат: среди множества естественно-научных направлений единственное, которое всерьез конкурирует по среднему баллу с гуманитарными специальностями, - это информационная безопасность.

- То есть нужна правильная пиар-подготовка. Но кроме нее еще необходимо что-то реально делать, причем грамотно. Профильная школа пока вызывает только недоумение.

- Система не может сложиться только потому, что взяли и приказом утвердили что-то, ту же профильную школу. Идет достаточно серьезная работа, система совершенствуется. Сегодня, к сожалению, профилизация проходит по принципу: гуманитарные предметы и все остальные... Причем большинство детей ориентированы именно на гуманитарное направление. Мы это видим по тому, какие экзамены сдают выпускники и какие они получают баллы. С другой стороны, есть исключение, только подтверждающее правило. В Московский физтех годовой прием где-то 800 человек. А подали туда документы примерно в два раза больше абитуриентов - конкурс, по нынешним-то временам, минимальный. Но при этом средний балл по ЕГЭ был одним из самых высоких по стране. И большинство абитуриентов с самого начала принесли туда оригиналы аттестатов. Они больше никуда не хотели - только в МФТИ. Вот что такое профориентация.

- Традиционно профориентация ассоциируется с техникумами и ПТУ. Их вообще не будет? Ведь если мест в вузах станет больше, чем абитуриентов, все пойдут получать высшее образование.

- Будут. Кажется странным, но эту тему активно обсуждают именно ректоры вузов, потому что все понимают: до тех пор, пока мы не поднимем на должный уровень систему внеуниверситетской профподготовки, в том числе технических специалистов в рамках среднего профобразования, у нас будут те беды с высшим образованием, о которых мы сейчас говорим. В рамках нацпроекта мы уже вложились в развитие нескольких сотен начальных и средних учреждений профобразования. И деньги, которые пошли туда, работают - конкурс на одно место приличный. Эти учреждения привязаны к конкретному работодателю, и студенты знают, что их не только нормально научат, но и устроят на работу. Таких примеров успешного взаимодействия уже много: "КАМАЗ", СУАЛ, НПО "Статурн" и другие. Есть еще одно направление: интеграция техникумов с вузами по отдельным направлениям. В Комсомольске-на-Амуре на базе авиационного завода выстраивают систему, в которой помимо технического университета есть техникумы. Квалифицированная рабочая сила, кстати, в принципе может иметь инженерное образование. Уже подписан приказ, и мы запускаем эксперимент по техническому бакалавриату примерно в 30 учебных заведениях.

- Иными словами, вводится новый тип образования - между высшим и средним? Как в Германии, где есть специальные технические университеты? Но там люди прекрасно знают, что если они идут туда учиться, то будут очень хорошими инженерами. А руководителем предприятия может быть только человек с высшим образованием.

- С другим высшим образованием, более академичным. Большинство прекрасно чувствуют себя в роли инженеров, которые ценятся и хорошо зарабатывают. Не все хотят быть большими начальниками, то есть менеджерами. Кстати, люди, которые идут в МФТИ, тоже хотят быть не топ-менеджерами, а учеными, специалистами в своей области, разработчиками... И заработают намного больше, чем любой экономист. Но главное - им интересно то, чем они занимаются.

- Мы все говорим о поступлении в вузы. Но хочется понять, что сегодня происходит с самими вузами. Они то сливаются, то переименовываются в исследовательские центры. Полное ощущение, что идет реформа высшей школы, которую за обсуждением ЕГЭ никто не заметил. МГУ так вообще собирается в автономное плавание, будет выдавать свои дипломы...

- Я считаю, что шаг за шагом мы должны прийти к реальной полной независимости вуза, вплоть до права на присуждение ученой степени. Это огромная ответственность. Потому что стандарты таких университетов ни в коем случае не должны быть ниже государственных, только выше. Я считаю, что большая независимость и самостоятельность - это реальный путь. Вы говорите о "тихой реформе", которая идет в высшей школе. Да, наверное. Мы сейчас думаем над тем, какой должна быть ее структура в течение ближайших пяти лет. И сегодня картина более-менее вырисовывается: в основе системы - два общепризнанных лидера, бренда, это Московский и Санкт-Петербургский университеты. Далее несколько федеральных университетов, которые должны создать сеть, решающую геополитические задачи. Сегодня принято решение о создании трех федеральных университетов - Дальневосточном, Сибирском и Южном. Сейчас готовятся указы президента еще о нескольких, а вообще подано около 30 заявок. Плюс третья "линия" из национальных исследовательских университетов. Вы знаете о двух пилотных - МИФИ и МИСИСе. Вот несколько уровней системы высшего образования. Если мы эту сеть реально создадим, она станет основой для развития высшей школы в России.

- Что дает "переназвание" университетов в исследовательские или инновационные?

- Дело тут не в новом названии, меняется суть учебного заведения, его цели и задачи.

Если для федеральных университетов первостепенное значение имеет реализация социально-экономических задач для того или иного региона России, то исследовательские университеты имеют две равновеликие составляющие - образовательную и научную. Мы видим, что вузы, получившие новый статус, заметно повысили качество программ, появились совершенно новые направления, связанные с привлечением работодателей, меняется квалификация преподавателей. К тому же, когда вуз развивается, к нему иначе относится и студент. Кстати, даже просто участие в конкурсе на новый статус дает потрясающие результаты. Белгородский университет сделал колоссальный рывок. И в Южном, и в Сибирском федеральных университетах мы видели очень сильные изменения.

- Значит, именно исследовательские университеты, как и на Западе, должны стать оплотом науки?

- Я считаю, что на ближайшую, среднюю и долгосрочную перспективу альтернативы Академии наук и ее институтам с точки зрения фундаментальной науки, да и прикладной тоже, нет. Но высшая школа, на мой взгляд, должна стать на этой поляне равноправным игроком. Причем уже сегодня. Есть несколько десятков университетов, которые вполне могут выступать как достаточно серьезные игроки, участники этого исследовательского процесса. Та же "Бауманка", потенциал которой огромен, Московский физтех. С точки зрения исследований в области, например, добычи полезных ископаемых, Губкинский университет и Питерский горный институт, Тюменский нефтегазовый университет однозначно играют важную роль в создании научного потенциала в этой сфере.

- Как вообще должна выглядеть наука? В ней ведь тоже многое изменилось: кроме государственного сектора появился еще и частный...

- Знаете, по этому поводу до сих пор идут обсуждения, споры. Что такое государственный и частный сектор? Государственный - по форме собственности или по масштабу решаемых задач? Я считаю, что сегодня науку должны делать те учреждения, которые могут сделать ее лучше. Если, например, частное предприятие способно оптимально решить государственную задачу, надо отдать деньги ему, чтобы оно эту задачу решало. Не должно быть привилегий, преференций просто по форме собственности. Вместе с тем для целей продвижения по долгосрочным приоритетным направлениям, особенно где важна роль крупных научных установок, конкуренции на мировом уровне, нам нужны крупные национальные исследовательские центры. И альтернативы государственной собственности здесь нет.

- Существуют ли экономические критерии оценки эффективности науки? Ведь частные компании без выгоды наукой вряд ли занимаются.

- Наука науке рознь. Фундаментальная критериев экономической эффективности не имеет. Там есть другие: цитируемость, привлекательность для молодежи, востребованность, в том числе в образовательной сфере. Если говорить о прикладных исследованиях, об инновациях, то тут, конечно, все в каком-то смысле проще. Вы легко можете определить, насколько прикладные исследования востребованы экономикой. С оговоркой - экономикой, где эффективно работает конкуренция. Сейчас президент создал Комиссию по модернизации и технологическому развитию экономики, выделил пять приоритетных направлений и сказал, что приоритеты достаточно конкретны - вперед. В направлении, за которое я отвечаю, стратегическое программное обеспечение, основные игроки - это частные фирмы.

- Почему наши научные прорывы так редко переходят в практическую плоскость?

- Наука - вещь инерционная. В Советском Союзе был достаточно конкретный заказ, связанный с прикладной оборонной тематикой. Использование научных достижений здесь было понятным, до "гражданки", до рынка то есть, не доходило и малой толики. Причем эффективность разработок и результатов экономикой и не проверялась - никто не считал, чего стоит бюджету воплощение того или иного научного прорыва. В начале 90-х годов стало ясно, что необходимо менять подходы к науке. И часть наиболее активных ученых была готова к переориентации на инновационный путь развития. Были центры НТТМ. И тут появилось предложение со стороны фонда Сороса, мол, поконкурируйте с западными учеными, - и вместо того чтобы заниматься развитием инновационного направления, наши стали лихорадочно писать заявки на гранты. Я не настаиваю на теории заговора, но была задана ложная цель для наиболее активных людей. Говорят, что надо голодному человеку давать не рыбу, а удочку, так вот нам дали рыбу. Когда фонд свернул свою деятельность, наши ученые поехали писать свои заявки за границу.

- Когда государство вернулось в науку, там было совсем пусто?

- Нет, там было довольно много всего. Благодаря инерции очень многие вещи сохранились, так же, как в образовании. Началось активное лоббирование со стороны нашего научного сообщества - требовали поддержать оказавшуюся в очень тяжелом положении фундаментальную науку. Прикладная почти вся распалась, поэтому рост финансирования в первую очередь коснулся фундаментальной. А экономика, промышленность, которая тоже начала подниматься, решила, что проще купить готовые технологии за рубежом. Впрочем, за последние годы много сделано: сейчас практически все элементы национальной инновационной системы существуют. Это технопарки, центры инновационных технологий, венчурные фонды... В полной мере не удалось достигнуть одного - чтобы инновационное поведение бизнеса стало главным инструментом успеха.

- И все-таки что-то не видно прорывов. Что еще мешает?

- Например, то, что мы не можем определиться с интеллектуальной собственностью. Сегодня согласно Гражданскому кодексу та интеллектуальная собственность, которая создана даже за счет бюджета, должна принадлежать разработчику бесплатно и навсегда, если это не касается вопросов нацбезопасности. Таков и мировой опыт - именно это позволяет мотивировать разработчика на использование этой собственности в хозяйственной деятельности, просто для бизнеса. Но норма существует, а ее реализация наталкивается на серьезное противодействие чиновников.

- Может, ученые просто не знают, как в современных условиях продвинуть свой проект?

- Существуют разные подходы и разные инструменты. Есть, например, Зворыкинский проект для молодых изобретателей. Люди ищут интересные проекты, организуют финансовую и техническую их поддержку. Известна и программа РОСНАНО: они тоже отбирают инновационные проекты, готовы финансировать их и вовлекать в хозяйственный оборот. Инструментов создано достаточно, беда в том, что хороших проектов меньше, чем денег.

- Пессимистичная картина получается...

- Почему же? Этим вопросом занялся президент страны. Как бы там ни было, для многих людей это сигнал. Так же было с нацпроектом "Образование". Не просто дали денег, а взялись всерьез и надолго. Такой сигнал в нашей стране всегда срабатывает.

- А "утекшие умы" не возвращаются?

- В Курчатовский институт несколько человек приехали обратно из-за рубежа, они сказали, что оборудование, которое мы здесь имеем, лучше, чем имели в тех лабораториях. Зарплата не настолько меньше, чтобы о ней пожалеть. В Белгороде выделили хорошее жилье ученым, вернувшимся из-за рубежа. Причем приехали к ним наши ребята из Польши, Канады и, по-моему, из Японии. Дали нормальную зарплату, поставили в лабораториях очень хорошее оборудование. Все - люди работают.

- Лично вы верите в то, что все эти программы сработают и у нас наконец появится инновационная экономика?

- Я знаю, что это можно сделать. Беда в том, что в реальный прорыв мало кто верит. У нас были очень сильно переоценены наука и образование. Мы не видели или не хотели видеть слабых сторон и недостатков. Считалось, что единственное, чего не хватает, - денег. Теперь другая крайность - отрицают даже те достижения, которые были. Мы много лет тратили накопленное, а нового не создавали. Инерционность системы образования и науки, которая долго играла позитивную роль и сохраняла то, что было наработано, стала играть против нас, потянув за собой экономику. Сейчас мы на пути созидания, но быстрых побед в нашем деле не бывает: как английский газон, образование и науку надо холить и лелеять сто лет подряд без перерыва. А если ситуация уже "запущена", нужна серьезная реорганизация. Но это очень болезненная история. Вы же видите, страсти по ЕГЭ длились много лет. Тем не менее я уверен, шаг за шагом мы придем к тому, что все решения, принимаемые в кабинетах и на производстве, будут носить инновационный характер.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1120 | Добавил: okpep | Дата: 05.10.2009

3 октября были названы имена 5 победителей главного педагогического конкурса страны - "Учителя года России - 2009". По условиям конкурса принимать финал следующего всероссийского состязания педагогов будет регион Абсолютного победителя конкурса этого года. В год, объявленный Президентом России Дмитрием Медведевым Годом Учителя, хозяевами финала конкурса "Учитель года России - 2010" могут стать: Владимир, Магнитогорск, Москва, Ногинск и Псков.

3 октября пяти победителям конкурса "Учитель года России-2009" предстоит заключительный тур: ""Круглый стол" образовательных политиков" - беседа на актуальную тему "Какой должна быть современная школа" с участием Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко.

Имя Абсолютного победителя конкурса будет объявлено на праздновании Международного дня Учителя 5 октября 2009 года в столичном Зале торжеств "Форум-Холл".

Обладателями "Малых хрустальных пеликанов" стали:


Всероссийский конкурс "Учитель года России" проводится с 1990 года. Первые 15 лет финал неизменно проходил в столице. По инициативе Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко с 2005 года финал "Учителя года России" стал проводиться на родине Абсолютного победителя. В 2005-2009 годах хозяевами финалов становились Калининград, Челябинск, Череповец, Санкт-Петербург и Москва.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1103 | Добавил: okpep | Дата: 05.10.2009

В России через 3-4 года количество студентов может уменьшиться вдвое. Как сообщил министр образования и науки Андрей Фурсенко на заседании правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, это связано с демографическим спадом. "Это вполне реальная цифра", - подчеркнул он.

По его словам, согласно первым итогам приемной кампании, в вузы в 2009г. на очную форму обучения зачислены 377 тыс. человек, из них 11,8 тыс. - на высокотехнологичные специальности. Министр отметил, что если в 2008г. на 1 тыс. выпускников школ приходилось 396 бюджетных мест, то в текущем году на то же число выпускников было выделено 420 бюджетных мест.

А.Фурсенко сказал, что связано это с демографической ситуацией, которая с каждым годом ухудшается. "Мы живем сегодня в другой жизни. До 2006г. высшая школа развивалась экстенсивно, набор студентов постоянно рос, и мы думали, что этому не будет конца. А сегодня мы столкнулись с условиями мощного демографического спада", - отметил министр.

Он добавил также, что, несмотря на демографический спад, нельзя допустить, "чтобы в вуз поступал абитуриент, умеющий ставить только крестик".

Также министр добавил, что в 2009г. по итогам прошедшей вступительной кампании в высшие учебные заведения страны 20 образовательных учреждений не справились с задачей по заполнению бюджетных мест на ряд специальностей. По этим фактам в настоящее время проводятся проверки.

В частности, будут проанализированы не только причины недобора, но и профориентационная работа вузов. А.Фурсенко не исключил, что ряд факультетов в вузах, а также сами учебные заведения, на которых был допущен недобор по бюджетным местам, могут быть реорганизованы, в том числе методом объединения с более крупными вузами. Есть основания полагать, что у вузов, в которых остались свободные бюджетные места, есть проблемы с организацией приемных комиссий и, возможно, недостаточно качественное образование.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1034 | Добавил: okpep | Дата: 24.09.2009

Министерство образования и науки планирует ограничить число ВУЗов, в которые абитуриенты смогут подавать документы пятью. При этом будет разрешено пытаться поступить не более чем на три специальности. С соответствующим проектом приказа вчера выступило министерство образования и науки РФ. Вопрос ограничения числа ВУЗов для поступления стал одним из главных дискуссионных вопросов после подведения итогов ЕГЭ, а ректор МГУ Виктор Садовничий - одним из первых, кто поддержал такую меру.
Категория: Образование в России | Просмотров: 1079 | Добавил: loonia | Дата: 17.09.2009

В России анализируют первые уроки поступления в 2009 году. Ректоры ведущих вузов выступили в четверг со своими предложениями о том, как в будущем упорядочить систему приема в высшие учебные заведения. Все признают, что введение ЕГЭ значительно расширило возможности абитуриентов. Но всё же ограничение числа институтов, куда можно одновременно подавать документы, и отмена части льгот, по мнению руководителей вузов, облегчили бы работу приемных комиссий.

60 процентов российских абитуриентов уже стали студентами. Но к спискам по-прежнему не подобраться. Это "вторая волна" и второй шанс найти среди поступивших свою фамилию.

Пока не верится - Юля теперь тоже студентка. И, во многом, благодарит за это подругу-отличницу, которая поступила сразу в четыре университета - три пермских и один московский. Она, не раздумывая, уехала в столицу, возможно, освободив место как раз для Юли. И это, пожалуй, главное преимущество ЕГЭ. Высшее образование становится доступнее, а доступность - многоступенчатой.

Получить студенческий билет надеется и Александр. Во "второй волне" его фамилии по-прежнему нет. Но он намерен дождаться третьей. Шанс есть, как минимум, в пятнадцати вузах. Александр как раз из тех, кто создал бешеный конкурс. Копии его документов разбросаны по всей стране.

"Если бы Гоголь не придумал термин "мертвые души", его надо было бы придумать сейчас", - комментирует ситуацию Владимир Волкогон, ректор Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Подавать документы везде и всюду - уже в следующем году вузы подумают об ограничениях. Как, например, в Англии, где свой аттестат можно отправить всего в пять университетов. И это, конечно, заставляет абитуриентов задуматься.

"У детей появилась полная свобода выбора. И они, конечно, растерялись в новых условиях, и, прежде всего, накинулись на эту свободу. Сегодня мы можем сказать, что каждый мало-мальски пригодный кандидат для получения высшего образования найдет свое место", - говорит о новом вузовском опыте Григорий Канторович, проректор по учебной работе Государственного университета - Высшей школы экономики.

Если место уже не занял льготник. Списков из тех, кто должен учиться в первую очередь, растянулся на 14 пунктов - это 100-центный рекорд. В следующем году, вероятно, внесут коррективы. И будут думать, как проверять инвалидов. Их тоже рекордно много. В Финансовой академии в сентябре даже решили провести медосмотр. На вынужденную меру никого просили не обижаться.

"Социальная поддержка, конечно, нужна. Но если приходит абитуриент: морда, извините, не влезает в экран, или с трудом входит спортсмен со справкой, что он - тяжело больной человек - то у нас возникают вопросы", - поясняет Михаил Эскиндаров, ректор Финансовой академии при правительстве РФ.

Есть вопросы и к олимпиадникам. Точнее к тем, кто эти олимпиады проводит. Вузы обязаны принять всех победителей. Бюджетные места на этом нередко заканчиваются. "Я считаю, что количество олимпиад надо резко сократить. У нас сейчас около 120 олимпиад. Проводят все, кому не лень. "Росатом" - по иностранному языку. Но какое отношение "Росатом" имеет к иностранному языку?" - отмечает Эскиндаров парадокс сложившейся ситуации.

Впрочем, несмотря на все недостатки первого экспериментального года, среди абитуриентов всё больше иногородних. И это значит, что ЕГЭ справляется со своей миссией - география уже ни на что не влияет. Сложнее стало и взяточникам. "Коррупционная зона в системе высшего профессионального образования с введением этого закона (о ЕГЭ) существенно снизилась. Она, может быть, даже исчезла полностью", - полагает Николай Булаев, руководитель Федерального агентства по образованию.

Осталось придумать, как запретить зарабатывать на ЕГЭ. Так, например, некая московская фирма за деньги предлагала разослать документы сразу во все российские вузы. Фирму уже проверяют. Ее деятельность по взвинчиванию конкурса сочли незаконной.

Категория: Образование в России | Просмотров: 929 | Добавил: okpep | Дата: 14.08.2009

« 1 2 3 4 5 ... 14 15 »