ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников

по специальности

0314 Социальная педагогика

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

 

 

 

Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.

 

 
1.1. Специальность 0314 Социальная педагогика утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования».

 

1.2. Формы освоения основной  профессиональной  образовательной программы по специальности 0314 Социальная педагогика:

очная,

очно-заочная (вечерняя),

заочная,

экстернат.

 

1.3. Нормативные сроки обучения  по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

-          на базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев;

-          на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев / 4 года 10 месяцев
Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

-          аттестат о среднем (полном) общем образовании;

-          аттестат об основном общем образовании;

-          диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

-          документ об образовании более высокого уровня.

 

1.4. Квалификации выпускника:

-          социальный педагог с дополнительной квалификацией или дополнительной подготовкой в области (далее в соответствии с наименованием конкретной программы дополнительной подготовки).

 

1.4.1. Перечень программ дополнительной подготовки

1.4.1.1. Дополнительные квалификации:

-          вожатый;

-          воспитатель;

-          классный воспитатель;

-          педагог-организатор.

                  

 

1.4.1.2. Дополнительные области знания:

-          психология;

-          педагогика дополнительного образования;

-          информационные технологии;

-          основы безопасности жизнедеятельности;

-          семейное воспитание.

 

1.5. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник подготовлен к работе с детьми и подростками в качестве социального педагога в  образовательных учреждениях разного типа, учреждениях дополнительного образования, центрах досуга и творчества детей и подростков, учреждениях летнего отдыха, в детских домах и  специализированных школах-интернатах для детей с проблемами.

Основные виды деятельности выпускника:

социально-педагогическая – обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и подростков, развитие инициативы, творчества; осуществление социальной помощи и поддержки детей и подростков; оказание содействия в получении пособий и компенсаций, адресной помощи детям, материальной поддержки сирот, выпускников детских домов; социально-педагогический патронаж детей-инвалидов и детей из семей группы риска; создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме ребенка, помощь в адаптации и социализации; диагностическая, коррекционная и реабилитационная работа с детьми с девиантным поведением и детьми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях;

диагностическая – изучение социально-бытовых условий жизни ребенка, особенностей семьи, микросреды; диагностика социальных отклонений; выявление детей, требующих особого социально-педагогического внимания; определение интересов, запросов и потребностей детей и подростков; распознавание и диагностирование конфликтов, затрагивающих интересы детей и подростков, проблемных ситуаций на разных стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий; изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности  в пределах своей компетентности;

коррекционно-развивающая и реабилитационная – социально-педагогическая коррекция и реабилитация личности, межличностных отношений, воспитательных влияний; осуществление мер по  восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья  детей и подростков;

профилактическая – проведение профилактической работы по предотвращению отклонений от норм социального развития (девиантного, деликвентного и аддиктивного поведения) детей и подростков, различных негативных явлений в социуме ( бродяжничество, социальная дезадаптация и др.);

прогностическая – прогнозирование условий, обеспечивающих оптимальное развитие  детей и подростков; определение задач и выбор методов и средств, позволяющих достичь намеченных результатов;

правозащитная –  защита  прав личности детей и подростков; обеспечение информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки; содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей; правовое воспитание детей  по жилищным, семейным, трудовым, гражданским  и другим вопросам; оказание посреднических услуг детям и подросткам в социально-правовых вопросах;

 культурно-просветительская – организация разносторонней, социально приемлемой культурно-досуговой деятельности детей и подростков; проведение профориентационной работы с  детьми и подростками; пропаганда социально-педагогических знаний;

 организационно-управленческая – сбор и обработка профессионально значимой информации, обеспечение  взаимодействия различных специалистов образовательных, медицинских, культурных, спортивных, правовых учреждений в социально-педагогической работе; привлечение добровольных помощников и координирование их участия в социально-педагогических проектах;

методическая – проектирование и  планирование социально-педагогической деятельности на основе изучения государственных документов, социальных программ, учебно-методической литературы с учетом достигнутых результатов и возникающих проблем; самообразование.

Выпускник должен  уметь: проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и  оценки достигнутого уровня  развития, обученности и воспитанности детей;  обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания школьников; взаимодействовать (сотрудничать) со школьником; изучать на основе наблюдений личность детей,  выявлять их затруднения и оказывать им содействие; обеспечивать создание гуманистической педагогической среды; вести разъяснительную педагогическую работу с родителями; пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой; владеть умениями самообразования и самовоспитания.

Выпускник должен знать: основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании»);  цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения  и воспитания школьников; основы психологии человека и психологические особенности детей школьного возраста; методику и технологию работы социального педагога; особенности анатомии и физиологии школьника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе; требования и способы обеспечения безопасности  жизнедеятельности детей; основы организации деятельности образовательного учреждения и управления им.

 

1.6. Возможности продолжения образования выпускника.

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0314 Социальная педагогика, подготовлен:

- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 031300 Социальная педагогика в сокращенные сроки.