Инновационная (экспериментальная) деятельность

ВОЛОНТЕРСКОЕ  ДВИЖЕНИЕ  -  ИННОВАЦИОННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  ОМУТНИНСКОГО  КОЛЛЕДЖА  ПЕДАГОГИКИ, ЭКОНОМИКИ  И  ПРАВА

 

РЕАБИЛИТАЦИЯ СТУДЕНТОВ "ГРУППЫ РИСКА" ОМУТНИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ПЕДАГОГИКИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

В рамках экспериментальной деятельности в Омутнинском колледже педагогики, экономики и права набирает обороты волонтерское движение, которое поддерживает акцентуализацию социальных связей добровольческих организаций и объединений Кировской области - «Территория добровольчества».

Социальное волонтерство является инновацией в современных условиях развития системы образования для налаживания партнерских отношений в социуме.

Организация  профилактической  работы  с  детьми  «группы  риска»  относится  к  проблемной  области  в образовательно-воспитательном  процессе.

Причины  девиантного  поведения  возникают  как  результат  нестабильности  общества, неблагоприятных  семейно-бытовых  отношений. Актуальность проблемы подтверждает концепция модернизации российского образования, которая определяет и опредмечивает: обеспечение детей с проблемами асоциального характера и обязательным индивидуально-педагогическим сопровождением.

Работа  по профилактике  асоциальных  явлений  в  образовательном  учреждении  является  одним  из  важных  направлений  социальной работы, так  как  педагогический  коллектив  колледжа  столкнулся  с  проблемой  поступающих  студентов, стоящих  на учете  в  КДН  и  ЗП  в  школе.   Проанализировав   сложившуюся  ситуацию,  коллектив  пришел  к  решению  о   необходимости проведения  системной  работы  с  детьми  «группы  риска» в   условиях  профессионального  образования.

Ведущая  роль  отводится   социально-психологической  службе, классным  руководителям, ветеранам педагогического труда. Целенаправленная  деятельность  осуществляется  по учебной  и  воспитательной  работе. В  колледже  создан  молодежный отряд правоохранительной направленности, Добровольная народная дружина, Совет  самоуправления, Совет профилактики правонарушений, проводится  совместная  работа с  ПДН, КДН  и  ЗП.

В  ходе  анализа  системной  работы  с  детьми  «группы  риска»  было  выявлено, что  результативность  профилактики  несовершеннолетних  повышается  в  том  случае, когда  она осуществляется  силами  самих  подростков.

Добровольческая инициатива помочь «трудным» детям колледжа переросла в волонтерский проект с рабочим названием «Общее дело» по профилактике немедицинского потребления наркотических, психотропных и одурманивающих веществ в подростково-молодёжной среде, социальной реабилитации детей «группы риска», который занял 1 место   в городском конкурсе социальных инициатив. Проект представляет эксперимент по привлечению к профилактической   работе   со   сверстниками  волонтеров  из  числа  социально-ориентированных  подростков, предусматривает создание отряда для работы с детьми «группы риска», осуществление  профилактики  негативных  явлений в  подростковой  и молодежной  среде, оказание им психолого-педагогической помощи, обеспечение условий для позитивных изменений в поведении. Социально-педагогическая идея включает 3 основных этапа по разработке и реализации проекта.

Подготовительный этап «Школа волонтерских  технологий»  -  создание волонтерского добровольческого движения для профилактики и коррекции асоциального поведения в среде сверстников. На  организационном  этапе - технологии подготовки волонтеров  осуществилось комплектование волонтерского отряда, коллективное планирование деятельности, его обучение методикам профилактики негативных  явлений.

Параллельно обучающему этапу воплощался 1-ый этап практический, целью которого является профилактика и коррекция асоциального поведения, он делится на модули: диагностический, профилактический, семейно-созидательный, социально-правовой, здоровье-сберегающий, культурно-досуговый, общественно-полезный, научно-методический.

Диагностический модуль состоит в исследовании уровня социализации, адаптации студентов в социальной среде, - позволил волонтерам провести: диагностику изучения личностных особенностей студентов и выявление причин асоциального поведения, мониторинг посещаемости занятий студентов, диагностику  интересов и потребностей студентов «группы риска» с дифференциацией их на подгруппы, мониторинг  занятости  во  внеурочное  время  студентов, социодиагностику  «Уровень социального  благополучия  в  семье».

В профилактическом модуле, задача которого предотвратить преступления, правонарушения и безнадзорность, был сформирован банк данных неблагополучных семей студентов, регулярно рассматриваются нарушения поведения студентов на профилактическом Совете, разработаны и реализуются комплексы социальной реабилитации студентов, состоящих на профилактическом учете, осуществляется профилактика пропусков занятий, организация всеобуча, профилактика алкоголизма, наркомании, табакокурения. Политика образовательного учреждения в отношении психоактивных веществ едина для администрации, педагогического коллектива, студентов и социальных партнеров, проводящих профилактические мероприятия в колледже.

Семейно-созидательный модуль отражается в содействии участников родителям в выполнении их воспитательных функций, организации педагогического просвещения.  Проявляется в обследовании жилищно-бытовых условий, патронировании семей «группы риска», проведении занятий родительского лектория: «Формы жестокого обращения с детьми», «Переходный возраст», «Роль семьи в формировании нравственных качеств ребенка», в выступлениях на родительских собраниях «Профилактика асоциального поведения», в подборе методических материалов «Для бесед с родителями». Это значит, что родители тоже являются участниками профилактического процесса учебного заведения.

В  социально-правовом модуле волонтеры осуществляют социально-правовую  защиту, правовое  просвещение  студентов, проводят деловые  игры: «Правовой  лекторий»,  «Правовой статус  ребенка», «Закон  должны  соблюдать  все», «Административно-уголовная  ответственность несовершеннолетних»; тренинги:  «По профилактике  асоциального  поведения  с основами  правовых  знаний»; вовлекают  «трудных»  детей  в участие  в  районные  деловые игры:  «Подросток  и  закон», «Бизнес и потребитель», оформляют  стенд  «Профилактика плюс», выпускают  рекламные  буклеты  «Уважай  закон с  детства», обсуждают правовые аспекты потребления наркотиков, включая вопросы наказания за их распространение.

Здоровье-сберегающий  модуль  активизирует оздоровительную работу, создает условия для сохранения и укрепления здоровья студентов, участие волонтеров в реализации программы «За здоровый образ жизни».Это-воспитание здоровых привычек и навыков, отказ от вредных привычек, физически активная жизнь, формирование специальных навыков противостояния ситуациям манипуляции или принуждения к употреблению психоактивных веществ,  вовлечение юношей девиантного поведения в ролевые игры «Военные сборы», «А ну-ка, парни!».

В рамках культурно-досугового модуля участники создали благоприятные условия для развития и самоутверждения личности студентов «группы риска».  Проводится анализ мониторинга занятости во внеурочное время студентов девиантного поведения, вовлечение их в работу  кружков  и  секций, участие  в  конкурсах, слетах, фестивалях, оформляются информационные  листки  о  кружках  и  секциях  культурных  учреждениях социума. Развиваются личностные ресурсы, обеспечивающие социальную адаптацию обучающихся.

Общественно-полезный модуль, в задачу которого входит формирование важнейших трудовых навыков, отношение к труду, как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности, волонтеры привлекают студентов для участия в социально-значимых акциях, экологических субботниках, устраивают на летние общественные работы по желанию. Осуществляется вовлечение студентов  в здоровую разнообразную деятельность.

Научно-методический модуль предполагает организацию научно-методической работы для обеспечения социально-педагогической деятельности   колледжа. Участники организуют выставки методических материалов по профилактической работе с детьми «группы риска», создают презентации на темы ЗОЖ, выступают на семинарах классных руководителей, педагогических Советах, публикуют материалы деятельности волонтёрского отряда на сайте, в колледжной газете «Действуй!».

Следует  отметить, что  работа  по   проекту  продолжается, 2-ой этап  -  обобщающий,  анализ  эффективности  реализации  проекта  в  будущем, но уже следует  отметить эффективные результаты: снижение уровня правонарушений, повышение учебной мотивации, профессиональной ориентации студентов, обеспечение занятости подростков во внеурочное время, повышение правового культурного уровня молодежи, развитие партнерских отношений в социуме, повышение уровня социальной активности студентов, развитие самоуправления, появление интеграционных форм профилактической работы с детьми «группы риска», реализация  инновационных  технологий  волонтерского движения.

В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается: развивающему обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются неравнодушием, мобильностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее граждан.

Развитие волонтерского движения, которое сейчас происходит в образовательных учреждениях, лишний раз доказывает, что студенты хотят приносит пользу обществу, получать знания, умения и навыки, которые им пригодятся в профессиональной деятельности. В региональном этапе конкурса по повышению престижа рабочих профессий и специальностей «Арт-профи форум» проект «Общее дело» награжден грамотой в номинации «Конкурс социальных проектов».