Инновационная (экспериментальная) деятельность
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОМУТНИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ПЕДАГОГИКИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
РЕАБИЛИТАЦИЯ СТУДЕНТОВ "ГРУППЫ РИСКА" ОМУТНИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ПЕДАГОГИКИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
В рамках экспериментальной деятельности в Омутнинском колледже педагогики, экономики и права набирает обороты волонтерское движение, которое поддерживает акцентуализацию социальных связей добровольческих организаций и объединений Кировской области - «Территория добровольчества».
Социальное волонтерство является инновацией в современных условиях развития системы образования для налаживания партнерских отношений в социуме.
Организация профилактической работы с детьми «группы риска» относится к проблемной области в образовательно-воспитательном процессе.
Причины девиантного поведения возникают как результат нестабильности общества, неблагоприятных семейно-бытовых отношений. Актуальность проблемы подтверждает концепция модернизации российского образования, которая определяет и опредмечивает: обеспечение детей с проблемами асоциального характера и обязательным индивидуально-педагогическим сопровождением.
Работа по профилактике асоциальных явлений в образовательном учреждении является одним из важных направлений социальной работы, так как педагогический коллектив колледжа столкнулся с проблемой поступающих студентов, стоящих на учете в КДН и ЗП в школе. Проанализировав сложившуюся ситуацию, коллектив пришел к решению о необходимости проведения системной работы с детьми «группы риска» в условиях профессионального образования.
Ведущая роль отводится социально-психологической службе, классным руководителям, ветеранам педагогического труда. Целенаправленная деятельность осуществляется по учебной и воспитательной работе. В колледже создан молодежный отряд правоохранительной направленности, Добровольная народная дружина, Совет самоуправления, Совет профилактики правонарушений, проводится совместная работа с ПДН, КДН и ЗП.
В ходе анализа системной работы с детьми «группы риска» было выявлено, что результативность профилактики несовершеннолетних повышается в том случае, когда она осуществляется силами самих подростков.
Добровольческая инициатива помочь «трудным» детям колледжа переросла в волонтерский проект с рабочим названием «Общее дело» по профилактике немедицинского потребления наркотических, психотропных и одурманивающих веществ в подростково-молодёжной среде, социальной реабилитации детей «группы риска», который занял 1 место в городском конкурсе социальных инициатив. Проект представляет эксперимент по привлечению к профилактической работе со сверстниками волонтеров из числа социально-ориентированных подростков, предусматривает создание отряда для работы с детьми «группы риска», осуществление профилактики негативных явлений в подростковой и молодежной среде, оказание им психолого-педагогической помощи, обеспечение условий для позитивных изменений в поведении. Социально-педагогическая идея включает 3 основных этапа по разработке и реализации проекта.
Подготовительный этап «Школа волонтерских технологий» - создание волонтерского добровольческого движения для профилактики и коррекции асоциального поведения в среде сверстников. На организационном этапе - технологии подготовки волонтеров осуществилось комплектование волонтерского отряда, коллективное планирование деятельности, его обучение методикам профилактики негативных явлений.
Параллельно обучающему этапу воплощался 1-ый этап практический, целью которого является профилактика и коррекция асоциального поведения, он делится на модули: диагностический, профилактический, семейно-созидательный, социально-правовой, здоровье-сберегающий, культурно-досуговый, общественно-полезный, научно-методический.
Диагностический модуль состоит в исследовании уровня социализации, адаптации студентов в социальной среде, - позволил волонтерам провести: диагностику изучения личностных особенностей студентов и выявление причин асоциального поведения, мониторинг посещаемости занятий студентов, диагностику интересов и потребностей студентов «группы риска» с дифференциацией их на подгруппы, мониторинг занятости во внеурочное время студентов, социодиагностику «Уровень социального благополучия в семье».
В профилактическом модуле, задача которого предотвратить преступления, правонарушения и безнадзорность, был сформирован банк данных неблагополучных семей студентов, регулярно рассматриваются нарушения поведения студентов на профилактическом Совете, разработаны и реализуются комплексы социальной реабилитации студентов, состоящих на профилактическом учете, осуществляется профилактика пропусков занятий, организация всеобуча, профилактика алкоголизма, наркомании, табакокурения. Политика образовательного учреждения в отношении психоактивных веществ едина для администрации, педагогического коллектива, студентов и социальных партнеров, проводящих профилактические мероприятия в колледже.
Семейно-созидательный модуль отражается в содействии участников родителям в выполнении их воспитательных функций, организации педагогического просвещения. Проявляется в обследовании жилищно-бытовых условий, патронировании семей «группы риска», проведении занятий родительского лектория: «Формы жестокого обращения с детьми», «Переходный возраст», «Роль семьи в формировании нравственных качеств ребенка», в выступлениях на родительских собраниях «Профилактика асоциального поведения», в подборе методических материалов «Для бесед с родителями». Это значит, что родители тоже являются участниками профилактического процесса учебного заведения.
В социально-правовом модуле волонтеры осуществляют социально-правовую защиту, правовое просвещение студентов, проводят деловые игры: «Правовой лекторий», «Правовой статус ребенка», «Закон должны соблюдать все», «Административно-уголовная ответственность несовершеннолетних»; тренинги: «По профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний»; вовлекают «трудных» детей в участие в районные деловые игры: «Подросток и закон», «Бизнес и потребитель», оформляют стенд «Профилактика плюс», выпускают рекламные буклеты «Уважай закон с детства», обсуждают правовые аспекты потребления наркотиков, включая вопросы наказания за их распространение.
Здоровье-сберегающий модуль активизирует оздоровительную работу, создает условия для сохранения и укрепления здоровья студентов, участие волонтеров в реализации программы «За здоровый образ жизни».Это-воспитание здоровых привычек и навыков, отказ от вредных привычек, физически активная жизнь, формирование специальных навыков противостояния ситуациям манипуляции или принуждения к употреблению психоактивных веществ, вовлечение юношей девиантного поведения в ролевые игры «Военные сборы», «А ну-ка, парни!».
В рамках культурно-досугового модуля участники создали благоприятные условия для развития и самоутверждения личности студентов «группы риска». Проводится анализ мониторинга занятости во внеурочное время студентов девиантного поведения, вовлечение их в работу кружков и секций, участие в конкурсах, слетах, фестивалях, оформляются информационные листки о кружках и секциях культурных учреждениях социума. Развиваются личностные ресурсы, обеспечивающие социальную адаптацию обучающихся.
Общественно-полезный модуль, в задачу которого входит формирование важнейших трудовых навыков, отношение к труду, как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности, волонтеры привлекают студентов для участия в социально-значимых акциях, экологических субботниках, устраивают на летние общественные работы по желанию. Осуществляется вовлечение студентов в здоровую разнообразную деятельность.
Научно-методический модуль предполагает организацию научно-методической работы для обеспечения социально-педагогической деятельности колледжа. Участники организуют выставки методических материалов по профилактической работе с детьми «группы риска», создают презентации на темы ЗОЖ, выступают на семинарах классных руководителей, педагогических Советах, публикуют материалы деятельности волонтёрского отряда на сайте, в колледжной газете «Действуй!».
Следует отметить, что работа по проекту продолжается, 2-ой этап - обобщающий, анализ эффективности реализации проекта в будущем, но уже следует отметить эффективные результаты: снижение уровня правонарушений, повышение учебной мотивации, профессиональной ориентации студентов, обеспечение занятости подростков во внеурочное время, повышение правового культурного уровня молодежи, развитие партнерских отношений в социуме, повышение уровня социальной активности студентов, развитие самоуправления, появление интеграционных форм профилактической работы с детьми «группы риска», реализация инновационных технологий волонтерского движения.
В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается: развивающему обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются неравнодушием, мобильностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее граждан.
Развитие волонтерского движения, которое сейчас происходит в образовательных учреждениях, лишний раз доказывает, что студенты хотят приносит пользу обществу, получать знания, умения и навыки, которые им пригодятся в профессиональной деятельности. В региональном этапе конкурса по повышению престижа рабочих профессий и специальностей «Арт-профи форум» проект «Общее дело» награжден грамотой в номинации «Конкурс социальных проектов».