Главная » 2008 » Апрель » 21

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые участники заседания президиума Государственного Совета!

Центральным элементом инновационного сценария развития экономики является национальная инновационная система, обеспечивающая необходимые условия для разработки новых технологий, скорейшего их внедрения, налаживание масштабного производства новых, конкурентоспособных на мировом уровне товаров и услуг.

Благодаря предпринятым в последние годы усилиям удалось достичь результатов практически по всем основным направлениям формирования национальной инновационной системы. В частности, в плане создания конкурентоспособного сектора исследований и разработок, может быть отмечено развитие профессиональной подготовки в рамках нацпроекта "Образование", включающей поддержку инновационных вузов, техникумов и колледжей, а также разработку новых стандартов и целевых программ, уровневое образование. Проведена модернизация научного сектора, приняты новые закон о науке и устав РАН, утверждена программа фундаментальных исследований на 5 лет.

По инфраструктуре - при различных формах государственного участия организовано 62 центра коллективного пользования, более 120 инновационно-технологических центров и технопарков, 86 центров трансфера технологий. Действенными механизмами поддержки инноваций явились особые экономические зоны, различные институты развития, в том числе "Российская венчурная компания", а также госкорпорации, включая ГК "Роснанотех".

Для задания государством ориентиров в инновационной сфере реализуется ряд важнейших инновационных проектов, имеющих эффект на уровне экономики и безопасности страны в целом. Они направлены на усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей и отработку механизмов частно-государственного партнерства. В рамках ФЦП "Исследования и разработки на 2007 - 2012 годы" на эти цели предусмотрено около 20 млрд. руб. (доля внебюджетного софинансирования - 60%, ежегодная выручка - 5 руб. на каждый вложенный гос. рубль).

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на значительно меньший, по сравнению с ведущими индустриальными державами, опыт ведения инновационной деятельности, в России сейчас существует действующая национальная инновационная система, осуществляется коммерциализация научно-технических результатов и обеспечен рост производства новой высокотехнологичной продукции.

Вместе с тем, масштаб этой деятельности ни в коем случае не может нас устраивать. Главным ограничителем роста здесь является недостаток комплексного подхода к развитию инновационного сектора. Подхода, при котором любые решения экономической направленности рассматривались бы с позиции стимулирования именно инновационного развития. Только в этом случае мы сможем действительно перейти от управления затратами к управлению результатами и обеспечить инновациям адекватную роль в развитии экономики страны.

Министерство образования и науки Российской Федерации имеет ряд предложений по существу вопроса.

Прежде всего, требуется переломить сложившуюся крайне негативную тенденцию, при которой увеличение бюджетного обеспечения сферы научных исследований не приводит к увеличению объема ее финансовых ресурсов в целом, а лишь вытесняет и замещает в них деньги частного сектора. Бизнес сегодня не хочет или не готов полноценно участвовать в формулировании задач и заказов. Самый большой дефицит заявок в рамках ФЦП "Исследования и разработки на 2007-2012 гг." - по направлениям "работы по тематике бизнес-сообщества", которые обеспечены финансированием в 15 млрд. рублей из федерального бюджета, но требуют адекватного софинансирования и призваны разделить технологические риски с бизнесом.

Далее, явными препятствиями на пути ускоренного инновационного развития остается с одной стороны недостаточная конкурентоспособность российского сектора исследований и разработок, с другой - низкий уровень коммерциализации получаемых научно-технических результатов. Для устранения первой составляющей проблемы предлагается ввести в практику конкурсы программ развития научно-исследовательских институтов (по аналогии с продемонстрировавшим успешность конкурсом инновационных вузов в рамках ПНПО). Адресная бюджетная поддержка лидирующих НИИ, в конечном итоге, обеспечит и процесс необходимой реструктуризации государственного сектора науки в целом, а также достижение нового качества научных результатов. По поручению Президента Российской Федерации комплект соответствующих документов разработан Минобрнауки.

Тот же конкурсный подход должен быть реализован для российских исследовательских структур и на международном уровне. Такую возможность предоставляет присоединение России к 7-ой Рамочной программе научных исследований и технологического развития ЕС. Это не только откроет нам доступ к научному потенциалу основных европейских исследовательских организаций, но и даст мощнейший стимул к развитию коммерциализации получаемых результатов, реформированию неэффективной структуры и управления. В настоящее время уже ведутся предметные российско-европейские консультации о конкретных условиях присоединения.

С учетом особой важности для инновационной сферы системного долгосрочного прогнозирования научно-технологического развития России нами уже начата работа по реализации на основе международно-признанной методологии "Форсайт" такого прогноза на период до 2025 г. На сегодня получены первые результаты, показывающие, в частности, что для перехода к политике ускоренной технологической модернизации экономики следует сконцентрировать ресурсы государства на тех технологических проектах и программах, которые:

- находятся в сфере непосредственной ответственности государства (прежде всего, оборона, здравоохранение, образование и фундаментальная наука);

- востребованы бизнесом, но одновременно входят в сферу интересов государства (например, экология, атомная энергетика, модернизация инфраструктуры);

- обеспечивают создание новейшей технологической базы, формирование которой лежит за пределами традиционных горизонтов планирования коммерческой деятельности (например, нанотехнологии).

В рамках упомянутого комплексного подхода эти задачи могут быть эффективно решены специфическими взаимоувязывающими инструментами - технологическими коридорами, которые предлагает национальная инновационная система. Однако ее возможности сегодня сильно ограничены действующим законодательством. Существующая нормативно-правовая база сформирована с ориентиром, прежде всего, на обеспечение стабилизации, а не развития, охраны, а не использования результатов интеллектуальной деятельности. И сегодня наша правовая среда, фактически, блокирует то новое, что вносит сама жизнь, и, в целом, является неблагоприятной для формирования и развития эффективной инновационной системы.

В то же время поставленные руководством страны задачи требуют совершенно иного подхода - стимулирования инновационной деятельности, снятия сдерживающих развитие барьеров. Работа по восполнению этого пробела активно ведется и результаты ее отчетливо видны. Ключевая роль здесь принадлежит части четвертой Гражданского кодекса, вступившей в силу с 1 января 2008 г. В развитие ее положений разработаны два законопроекта "О передаче технологий" и "О патентных поверенных" (оба одобрены Правительством, первый сегодня вносится в Государственную Думу), а также пять постановлений Правительства.

Эти меры обеспечивают, в основном, создание целостной системы управления правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета. В частности, за госбюджетными учреждениями образования и науки, создающими значительный объем таких результатов, закрепляются права на них, что мотивирует предприятия и исследователей на инновационное поведение.

Однако для практического внедрения эти учреждения должны иметь адекватные механизмы, например, возможность создавать малые предприятия, внося в качестве вклада оцененные права на результаты интеллектуальной деятельности. Это требует реформирования ряда норм Гражданского и Бюджетного кодексов и других федеральных законов, но при этом не меняет их сути. Соответствующий законопроект подготовлен Минобрнауки России.

Определенной редакции требуют и отдельные положения Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В законе отсутствуют важнейшие с точки зрения эффективной организации закупок НИОКР нормы, в частности, по привлечению софинансирования исполнителем, дополнительному времени на экспертизу заявок, квалификационным требованиям к участникам, возможности заключения контракта с несколькими участниками. Проект федерального закона о внесении изменений в 94-ФЗ подготовлен и находится на согласовании.

Уважаемые коллеги,

Инновации - это движение вперед, это мощнейший инструмент развития всех сторон жизни общества. К сожалению, прежние правила ограничивают сегодня его применение. Но правил на все времена не бывает и старые правила надо менять. Потому что ИННОВАЦИИ НЕ МОГУТ ЖДАТЬ.

Благодарю за внимание.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1239 | Добавил: okpep | Дата: 21.04.2008

С 21 по 25 апреля при поддержке Правительства области в Кирове во дворце творчества детей и молодежи - мемориале пройдет XVIII областной конкурс «Учитель года Кировской области – 2008».

В торжественном открытии конкурса планируется участие заместителя Председателя Правительства области, заслуженного учителя РФ Александра Александровича Галицких и главы департамента образования, заслуженного учителя РФ Анатолия Михайловича Чурина.

Программа конкурса предусматривает: V областной слёт участников конкурса, конкурсную программу, концерт-поздравление, подведение итогов и церемонию награждения победителей.

Конкурс проводится в целях выявления, поддержки, поощрения творчески работающих педагогов, повышения общественной значимости педагогического труда. Его организаторами являются департамент образования, институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, областная организация профсоюза работников народного образования и науки, областная общественная организация участников конкурса «Учитель года Кировской области».

В 2008 году для совершенствования системы отбора на муниципальном уровне, повышения объективности определения победителей был изменен порядок проведения конкурса: традиционные этапы дополнены окружным этапом конкурсного отбора. Поэтому в финале конкурса примут участие только победители окружных конкурсов – 18 педагогов образовательных учреждений области, реализующих программы дошкольного, общего и дополнительного образования. Среди них: 8 учителей, 5 педагогов дополнительного образования, 5 педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.

Конкурс проводится по трём номинациям: «Учитель года», «Педагог дополнительного образования», «Педагог дошкольного образовательного учреждения».

Конкурсные испытания включают презентацию опыта работы, проведение мастер-класса и конкурсного урока–занятия, чтение лекции по философии образования, участие в педагогическом ринге.

Победители в номинациях награждаются премиями и Благодарственными письмами Правительства Кировской области.

Победитель конкурса, удостоенный звания «Учитель года Кировской области», будет рекомендован для участия во Всероссийском конкурсе «Учитель года России», а победитель конкурса в номинации «Педагог дополнительного образования» - во Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

СПРАВКА: Конкурс «Учитель года Кировской области» проводится с 1991 года, когда была поддержана идея «Учительской газеты». За 18 лет проведения в нем участвовало 275 педагогов. У конкурса есть свой гимн и специальный приз – «Хрустальный лебедь».

Конкурс стал значимым явлением в педагогической и общественной жизни области. Это не только соревнование учителей в профессионализме, умении продемонстрировать свой новаторский стиль, это и школа общения, творческого сотрудничества педагогов. Конкурс открывает новые имена, дает толчок профессиональной карьере, позволяет ещё раз увидеть проблемы школы, учителей, учеников, родителей.

В 2006 году была зарегистрирована областная общественная организация участников конкурса «Учитель года Кировской области».

Список участников областного этапа конкурса:

•Марина Александровна Бородина - учитель английского языка (школа № 5, г.Котельнич)

•Вера Владимировна Бушкова - учитель английского языка (лицей № 9, г.Слободской)

•Татьяна Викторовна Долгих - учитель истории и обществознания (школа № 71, г.Киров)

•Николай Евгеньевич Злоказов - тренер-преподаватель каратэ кёкусинкай (школа п.Октябрьский, Зуевский район)

•Галина Александровна Кобелева - учитель информатики (Гимназия № 1, г.Кирово-Чепецк)

•Ирина Юрьевна Корепова - педагог-организатор (Дом детского творчества, Яранский район)

•Наталья Евгеньевна Лялина - воспитатель («Центр развития ребёнка» детсад № 1, д.Стулово Слободской район)

•Павел Анатольевич Мартьянов - учитель физики (школа с.Медяны, Юрьянский район)

•Екатерина Михайловна Масленникова - педагог дополнительного образования по хореографии и сценическому движению (Дом детского творчества «Вдохновение», г.Киров)

•Наталья Аркадьевна Мировская - учитель русского языка и литературы (школа г.Кирс, Верхнекамский район)

•Ольга Ивановна Мочалова - учитель английского языка (школа № 3, г.Вятские Поляны)

•Татьяна Александровна Норкина - преподаватель-концертмейстер (Детская музыкальная школа, г.Орлов)

•Наталия Ивановна Овчинникова - воспитатель (Спасо-Талицкий детдом, Оричевский район)

•Светлана Игоревна Ожиганова - учитель русского языка и литературы (школа № 3, г.Яранск)

•Оксана Владимировна Останина воспитатель (Детсад «Солнышко», пгт.Богородское)

•Людмила Геннадьевна Саурова - воспитатель (Детсад «Петушок», г.Яранск)

•Татьяна Евгеньевна Юшерова - тренер-преподаватель по лыжным гонкам (ДЮСШ г.Омутнинск)

•Елена Николаевна Яговкина - логопед (Детсад «Колобок» пгт.Юрья).

Категория: Образование в Кировской области | Просмотров: 1249 | Добавил: okpep | Дата: 21.04.2008