Главная » 2008 » Май » 30

ВЕДУЩИЙ: И это вновь "Пятая студия", где наш следующий гость министр науки и образования Андрей Фурсенко. Андрей Александрович, добрый день. Добро пожаловать в наш эфир.

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: Здравствуйте.

ВЕДУЩИЙ: У нас в первой части был Игорь Иванович Шувалов, неслучайный для вас человек сегодня, потому что как раз сегодня вы были вместе с ним в московском институте стали и сплавов, где, я так понимаю, в том числе разговор касался перспектив того, как в жизнь привести формулировки президентского указа о создании сети федеральных университетов. Не хочу сейчас об этом спрашивать, потому что понятно, что работа над этим только идет. Хотя есть прекрасные примеры и Красноярска, и Ростова-на-Дону. Хотел спросить про другое. Есть серьезные проблемы подготовки кадров для всех этих высших учебных заведений и для университетов. Это тоже сейчас очень даже на поверхности политической повестки дня. Вот на этой площадке, что вы делаете?

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: Есть проблема заказов - четкой формулировки, а какие специалисты нужны? Вот я очень короткий эпизод. По-моему, чуть больше, чем две недели тому назад я был в Ханты-Мансийске. Важнейшая проблема - проблема переработки попутных газов.

ВЕДУЩИЙ: Что-то у нас сегодня полпрограммы про нефть, продолжайте.

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: И выступает представитель одной из фирм и говорит, что технология существует. Мы готовы ставить уже соответствующие установки, заводы, предприятия.

ВЕДУЩИЙ: Но вот ручку крутить некому и кнопку нажимать?

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: Но мне надо, чтобы к 10-ому году у меня было 5-7 тысяч квалифицированных химиков. Нефтяники переучиться на эту специальность не могут - это совсем другая специальность. Кто мне даст эти 5-7 тысяч квалифицированных людей, кто обеспечит их подготовку? Причем обеспечит подготовку такую, чтобы они могли работать на этих новых установках с новыми технологиями.

ВЕДУЩИЙ: Ну, по идее предприниматель должен в таком случае разместить заказ у вас?

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: Я сказал. Вы, говорю, точно скажите, а какие вам специалисты нужны? Мы готовы вместе с вами работать. Мы не перекладываем на вас денежные обязательства. У нас сегодня достаточно денег. Вы точно сформулируйте, что вам надо и участвуйте в подготовке. Вот это, может быть, и есть одна из идей, которые заложены в этот указ и которые мы должны реализовать и в федеральных университетах, и я думаю, что будет создана дополнительная сеть исследовательских университетов. То есть реальная новая высшая школа для России. Я бы сказал даже, не высшая школа, а новое профессиональное образование, потому что не только высшей школой профобразование должно исчерпываться.

ВЕДУЩИЙ: Вот это страшно важно, потому что, ну, я позволю своим взглядом на мир поделиться, мне вот кажется, что очень многие выпускники российских вузов - они такие, ну, что ли энциклопедисты, но не всегда хватает ремесла в руках. Если вот в эту сторону повернуть, ну, по крайней мере для меня в этом как раз существенная разница между нашей и особенно западной системой образования.

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: Ужас заключается в том, что, к сожалению, и с энциклопедистами тоже нельзя сказать, что сильно богаты.

ВЕДУЩИЙ: Вот давайте про энциклопедистов. Энциклопедисты - у нас предполагается, что школьники к концу обучения в средней школе. Этот год становится, в общем, последним экспериментальным с единым госэкзаменом. Нижний Новгород последним присоединился к ЕГЭ. Никаких поправок не будете вносить? Думаете, что все, система заработала?

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: Ну, нет, они постоянно вносятся. Вносятся поправки и в методику проведения ЕГЭ, и в те материалы, которые используются для проверки знаний. И уж если мы заговорили о ЕГЭ, а я понял, что никакая моя встреча не с корреспондентами, не с общественностью? ВЕДУЩИЙ: Тем более, на неделе последнего звонка, как вы хотите? Конечно. Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: Я хотел бы обратить внимание на ту сторону, которая, к сожалению, недостаточно часто обсуждается. Это та объективная картина, которую мы получаем благодаря единому государственному экзамену. А единая объективная картина - она не очень позитивная. Она показывает, что значительное количество людей, ну, процентов 20 минимум - просто не знают азов математики. И тоже самое касается русского языка.

ВЕДУЩИЙ: И выявить это можно только при таком независимом аудите в рамках ЕГЭ?

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: Ну, по крайней мере, он дает объективную картину.

ВЕДУЩИЙ: Хотя, конечно, поздновато дает - к тому моменту, когда люди уже сдают экзамены, а не учатся.

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: Ну, об этом как бы все говорят, но вот благодаря ЕГЭ мы получили эту картину, от которой нельзя отмахнуться.

ВЕДУЩИЙ: Андрей Александрович, мне ЕГЭ самому очень нравится. Больше того, вынужден сослаться на годы, проведенные за рубежом, я там наблюдал, как эта система работает. Мне нравится, у меня философия не вызывает больших вопросов и не вызывала до недавних пор. Когда я зашел к директору моей московской школы, которую я заканчивал, у него в приемной висит очень красивая картина - я вот просто говорю, откуда такая прекрасная живопись? Оказывается, выпускник нашей школы стал художником и подарил директору. Ну, и прекрасно! Однако, у этого парня была проблема. Ну, вопрос достаточно интимный, я не буду описывать, в чем она. Медицинского свойства была, которая ему один из единых госэкзаменов, ну, просто по физиологии не позволяла сдать. Хотя, не сдав его, он, например, не мог претендовать на то, чтобы попасть в Суриковское училище. Вот как быть все-таки с необычными детьми, для которых ЕГЭ из проверки на состоятельность превращается в непреодолимый рубеж.

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: Сергей Борисович, во-первых, у нас есть, существенно расширилась возможность поступления в вузы по итогам предметных олимпиад. У нас по этому году, по нашим оценкам, 8,5% поступающих будут поступать по результатам предметных олимпиад.

ВЕДУЩИЙ: То есть это как раз одна из перемен.

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: Это гораздо больше, чем раньше. Это люди талантливые. Талантливые в каком-то одном направлении, которые имеют право поступать, ну, как бы без единого государственного экзамена. Это дополнительная возможность. Вторая вещь. Вот вы меня спрашиваете по поводу ЕГЭ. А как раньше? Ведь и раньше никто не отменял не экзамен по русскому языку, не экзамен по математике. И с двойкой в аттестате никого никуда не принимали. Поэтому давайте не будем лукавить. Это означает, что те люди, которые говорят, что давайте отодвинем ЕГЭ. А ЕГЭ гораздо проще, чем обычный экзамен, я могу сказать. Человек, который заполняет первые две части ЕГЭ, это человек, который просто элементарно знает какие-то азы математики. Который знает таблицу умножения, грубо говоря. Так это означает, что мы раньше просто закрывали глаза на то, что люди нарушали закон и с двойками в аттестате поступали в высшие учебные заведения. Ну, в порядке исключения. Так давайте так и говорить - давайте думать о том, что вот для какого-то уровня людей надо просто позволять не учитывать там те или иные экзамены. Вот олимпиада - это один из таких подходов. Если его не хватает, то давайте обсуждать, но открыто прозрачно и чтобы всем было ясно, что это можно делать вот только при таких условиях.

ВЕДУЩИЙ: По новостям пройдемся, потому что их хватает. Я вчитывался, вчитывался и в результате, может быть, просто из-за того, что я не принадлежу к этому цеху, не совсем понял. Все-таки какие доплаты сейчас новые начинаются в академической среде, куда и кому?

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: Значит вот сколько мы себя помним в Российской академии наук, в так называемых отраслевых академиях наук государственных, выплачивались помимо зарплат, помимо надбавок за степени, выплачивались так называемые академические стипендии. Это было в советское время. Академик помимо всех своих зарплат, где бы он не работал, он получал ежемесячно 500 рублей. Только за то, что он академик. А член-корреспондент получал 250 рублей. И по тем временам это были очень большие деньги. С 1 июня подписано соответствующее постановление правительства - зарплаты действительным членам Российской академии наук - в месяц эта стипендия будет 50 тысяч, а членам-корреспондентам 25 тысяч.

ВЕДУЩИЙ: Ну, в таком случае в очень неплохом настроении должны заседать участники ежегодного собрания Российской академии наук, которая как раз на этой неделе идет. Вы хотя и сам сын академика, не всегда находились в самых лучезарных отношениях с академией в последние месяцы и годы. Вот сейчас выборы идут президента. У вас какой-нибудь свой фаворит есть?

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: Я, во-первых, всегда находился в конструктивных и, я считаю, позитивных отношениях с академией наук. У нас были дискуссии, споры, они и сейчас остаются какие-то разногласия. Эти разногласия никогда не носили такого враждебного характера. Ну, на мой взгляд, по крайней мере.

ВЕДУЩИЙ: Хотя часто описывались в таких терминах.

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: Ну, это уже скорее вопрос к вашему цеху.

ВЕДУЩИЙ: Да, согласен.

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: У нас были дискуссии. Я по-прежнему считаю, что есть некоторые вопросы, которые могли бы решаться по-другому, но академия наук - это независимая структура. В рамках нового законодательства она более независима, чем была еще год назад. И даже если бы у меня и был какой-то фаворит, я никогда и никому об этом не стал бы говорить, потому что это могло быть воспринято, как некая попытка повлиять на результаты выборов, которые должны носить абсолютно независимый характер, на мой взгляд.

ВЕДУЩИЙ: Ну, что же, это был очередной выпуск "Пятой студии", где гостем нашей второй части сегодня был Андрей Александрович Фурсенко. Спасибо большое, Андрей Александрович, что пришли. Спасибо вам за новости о повышении стипендий для академиков и член-корров академии наук и соответствующее постановление правительства. Спасибо вам за новости о федеральной целевой программе по подготовке кадров, что тоже есть хорошая новость для мира науки и образования.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1229 | Добавил: okpep | Дата: 30.05.2008