21:38 ЧЕМ БУДУТ УПРАВЛЯТЬ УПРАВЛЯЮЩИЕ СОВЕТЫ ШКОЛ | |
Чтобы квалифицированно воспользоваться своими правами, родителям учеников впору вновь садиться за парты Новая зарплата педагога предполагает
активное участие управляющих советов школ в распределении стимулирующих
выплат учителям. Некоторые директора школ воспринимают такой факт с
опаской. Другие спешат создать "ручные" советы. А нужны ли вообще
родители в школе? Об этом в беседе с корреспондентом "НГ" рассказывает
замдиректора Центра образования "Царицыно", координатор федеральной
группы по управляющим советам Елена Шимутина. - Елена Николаевна, идея управляющих
советов пришла к нам с Запада, где хорошо развито самоуправление. У нас
положение дел несколько иное. Как и гражданское общество, управляющие
советы создаются порой не по зову сердца... - Во-первых, ничего насильно делать, естественно, не нужно. Во-вторых, ничего не надо разрушать.
Если в школе успешно работает родительский комитет, не надо спешить его
заменить другим органом. У управляющего совета немного другие задачи и
совсем иные возможности. Кстати, представители родительского комитета
могут войти в управляющий совет и успешно с ним взаимодействовать. В-третьих, надо помнить, что школы, как
и любые другие организации, получающие деньги от налогоплательщиков,
должны быть открытыми и прозрачными структурами для широкой
общественности. Именно школьные управляющие, являющиеся представителями
общественности, берут на себя обязанность разобраться в том, что в
действительности происходит в школах. - И все-таки о "насилии". Как образуются сегодня эти самые советы? - Где-то наличие таких советов -
обязательное условие деятельности школы. Такое правило существует для
регионов, являющихся участниками комплексного проекта модернизации
образования (КПМО). Где-то решение исходит от местного начальства. А
где-то идет снизу, от самих родителей. Чаще всего такое происходит в
московских школах. - Какими правами наделены управляющие советы? - В такой совет входят учителя (но не
более трети), родители, ученики и другие представители общественности.
Совет решает вопросы режима занятий обучающихся, осуществляет контроль
над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и
труда в школе. Рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их
родителей (законных представителей) на действия (бездействие)
педагогического и административного персонала школы и принимает по ним
решения. Например, решает вопрос об исключении обучающегося из школы,
ходатайствует при наличии оснований перед учредителем школы о
расторжении трудового договора с учителем, иным работником школы, с
директором школы, вносит учредителю предложения о поощрении работников
и директора школы. Он наделен правом утверждать программу развития
школы. Совет может улучшить положение дел в финансовом обеспечении,
поиске и привлечении внебюджетных средств, а также оказать помощь в
наиболее рациональном расходовании бюджетных средств. - "А не проще ли платить руководителям
учреждений больше, и тогда они будут более ответственно относиться к
своему труду", - скажут вам на все это простые люди. - Зарплата далеко не все определяет в
нашем обществе. Да и директора школ тоже могут далеко не все. У
управляющего совета иногда больше возможностей, чем даже у директоров
школ. Он же, например, может и не "войти в положение" местного
начальства, которому "сейчас не до школы"... И успехи у советов уже
есть. Где-то такой совет помог установить на проезжей части у школы
"лежачего полицейского" или добился переноса автобусной остановки,
где-то осуществил проект радиофикации школы, где-то навел порядок в
охране школьного здания. Все эти "малые дела" - реальное доказательство
возможностей управляющих советов влиять на улучшение положения дел в
школе. Дальше, я думаю, будет больше. И тогда в школах ремонт будут
делать вовремя. Кстати, за рубежом в управляющий совет школы может
войти даже человек "со стороны", не имеющий к данному учреждению
никакого "родственного" отношения. Но при этом он хороший менеджер,
уважаемый человек и люди всецело ему доверяют. - Трудно представить себе наших людей, способных самоотверженно и безвозмездно заниматься школьными проблемами... - А проще ждать милостей от больших начальников и ничего не делать? Смотреть, как разрушается школа твоего ребенка и не знать, что предпринять в этом случае? Проще вообще не знать своих прав, ведь правда? | |
|