Школы Чувашии, Забайкальского края и Иркутской
области, которые первыми перешли на финансирование интернета из
регионального бюджета и заключили договоры с новыми провайдерами, не
испытывают проблем с доступом к интернету, заявил РИА Новости в четверг
заместитель главы Рособразования Вадим Лазутин.
Накануне в ряде СМИ появилась информация, что в среду ОАО "РТКомм.ру" отключило от интернета 82 школы в трех субъектах РФ.
"Никакого отключения не было. Просто в
этих регионах прошли конкурсные процедуры, и вместо "РТКомм.ру" был
выбран другой провайдер. По информации, которую мы вчера получили по
телефону от региональных властей, проблем с интернетом в этих школах
нет", - сказал Лазутин.
Он напомнил, что в соответствии с
графиком, 63 школы Чувашии, семь школ Читы и 12 школ Иркутской области
первыми перешли на финансирование интернет-трафика регионами.
Подключение российских школ к сети
интернет началось в 2006 году в рамках нацпроекта "Образование". На эти
цели было выделено 3 миллиарда рублей из федерального бюджета.
Государство тогда обязалось оплачивать доступ к сети в течение двух лет
с момента подключения. Генеральным подрядчиком программы стал ОАО
"РТКомм.ру". Изначально предполагалось, что в 2008-2009 годах все
регионы перейдут на оплату интернет-трафика за счет собственных средств.
Так, в течение октября регионы начнут оплачивать трафик в 597 школах. В ноябре к ним добавятся еще 8 тысяч школ по всей стране.
Лазутин напомнил, что Рособразование
неоднократно информировало регионы о прекращении федерального
финансирования. График перехода на региональное финансирование размещен
на сайте ведомства.
"Мы рекомендовали проводить
региональные конкурсы, то есть один конкурс на весь регион, когда
выбирается один провайдер. Для нас это было бы полезно с точки зрения
управления", - отметил он.
Однако субъекты могут самостоятельно выбрать удобную для них программу действий.
"Некоторые из них проводят региональный
конкурс, другие переводят деньги в муниципалитеты, и муниципалитеты уже
сами проводят конкурс или прямые закупки. Третий способ, который могут
выбрать регионы, - это субвенции школам, то есть деньги напрямую идут в
школу, и школа уже сама заключает договор с тем или иным провайдером",
- пояснил замглавы Рособразования.
"Самое главное, чтобы у школ не было
перебоев с интернетом, и пока этого не происходит. Мы эту ситуацию
мониторим практически ежедневно", - отметил Лазутин.
|
Чтобы квалифицированно воспользоваться своими правами, родителям учеников впору вновь садиться за парты
Новая зарплата педагога предполагает
активное участие управляющих советов школ в распределении стимулирующих
выплат учителям. Некоторые директора школ воспринимают такой факт с
опаской. Другие спешат создать "ручные" советы. А нужны ли вообще
родители в школе? Об этом в беседе с корреспондентом "НГ" рассказывает
замдиректора Центра образования "Царицыно", координатор федеральной
группы по управляющим советам Елена Шимутина.
- Елена Николаевна, идея управляющих
советов пришла к нам с Запада, где хорошо развито самоуправление. У нас
положение дел несколько иное. Как и гражданское общество, управляющие
советы создаются порой не по зову сердца...
- Во-первых, ничего насильно делать, естественно, не нужно.
Во-вторых, ничего не надо разрушать.
Если в школе успешно работает родительский комитет, не надо спешить его
заменить другим органом. У управляющего совета немного другие задачи и
совсем иные возможности. Кстати, представители родительского комитета
могут войти в управляющий совет и успешно с ним взаимодействовать.
В-третьих, надо помнить, что школы, как
и любые другие организации, получающие деньги от налогоплательщиков,
должны быть открытыми и прозрачными структурами для широкой
общественности. Именно школьные управляющие, являющиеся представителями
общественности, берут на себя обязанность разобраться в том, что в
действительности происходит в школах.
- И все-таки о "насилии". Как образуются сегодня эти самые советы?
- Где-то наличие таких советов -
обязательное условие деятельности школы. Такое правило существует для
регионов, являющихся участниками комплексного проекта модернизации
образования (КПМО). Где-то решение исходит от местного начальства. А
где-то идет снизу, от самих родителей. Чаще всего такое происходит в
московских школах.
- Какими правами наделены управляющие советы?
- В такой совет входят учителя (но не
более трети), родители, ученики и другие представители общественности.
Совет решает вопросы режима занятий обучающихся, осуществляет контроль
над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и
труда в школе. Рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их
родителей (законных представителей) на действия (бездействие)
педагогического и административного персонала школы и принимает по ним
решения. Например, решает вопрос об исключении обучающегося из школы,
ходатайствует при наличии оснований перед учредителем школы о
расторжении трудового договора с учителем, иным работником школы, с
директором школы, вносит учредителю предложения о поощрении работников
и директора школы. Он наделен правом утверждать программу развития
школы. Совет может улучшить положение дел в финансовом обеспечении,
поиске и привлечении внебюджетных средств, а также оказать помощь в
наиболее рациональном расходовании бюджетных средств.
- "А не проще ли платить руководителям
учреждений больше, и тогда они будут более ответственно относиться к
своему труду", - скажут вам на все это простые люди.
- Зарплата далеко не все определяет в
нашем обществе. Да и директора школ тоже могут далеко не все. У
управляющего совета иногда больше возможностей, чем даже у директоров
школ. Он же, например, может и не "войти в положение" местного
начальства, которому "сейчас не до школы"... И успехи у советов уже
есть. Где-то такой совет помог установить на проезжей части у школы
"лежачего полицейского" или добился переноса автобусной остановки,
где-то осуществил проект радиофикации школы, где-то навел порядок в
охране школьного здания. Все эти "малые дела" - реальное доказательство
возможностей управляющих советов влиять на улучшение положения дел в
школе. Дальше, я думаю, будет больше. И тогда в школах ремонт будут
делать вовремя. Кстати, за рубежом в управляющий совет школы может
войти даже человек "со стороны", не имеющий к данному учреждению
никакого "родственного" отношения. Но при этом он хороший менеджер,
уважаемый человек и люди всецело ему доверяют.
- Трудно представить себе наших людей, способных самоотверженно и безвозмездно заниматься школьными проблемами...
- А проще ждать милостей от больших
начальников и ничего не делать? Смотреть, как разрушается школа твоего
ребенка и не знать, что предпринять в этом случае? Проще вообще не
знать своих прав, ведь правда?
|
В ближайшее время должны быть приняты новые стандарты педагогического образования
Сегодня в российских школах преподают
около 1 миллиона 300 человек. Примерно шестая часть из них -
пенсионного возраста. В это же время только собираются становиться
педагогами - учатся на учителей в разных вузах России - 417,5 тысячи
студентов.
Проблема подготовки учителей не раз
обсуждалась на самом высоком уровне. На недавнем заседании Совета по
науке, технологиям и образованию при президенте министр образования и
науки РФ Андрей Фурсенко говорил о том, что такое современный учитель и
что он должен уметь. Сегодня, когда все высшее образование переходит на
уровневую систему, разговор этот более чем кстати.
Каким быть учителю? Чем отличается педагог-бакалавр от педагога в магистерской мантии?
Под руководством ректора Российского
педагогического гос университета им. Герцена Геннадия Бордовского
команда профессоров из 56 педагогических вузов России разработала
проект новых педагогических стандартов. Уже получены одобрения
президиума Российской академии образования и положительный отклик из
минобрнауки. К концу этого года стандарт должен быть принят.
Что в нем нового? Главное отличие -
экспертам удалось разделить тот набор компетенций, то есть знаний и
умений, которыми должен обладать бакалавр и магистр от педагогики.
- Предполагается, что учитель-бакалавр
- это учитель начальной и основной школы (с 1-го по 9-й класс), -
поясняет вице-президент РАО Виктор Болотов. - Магистр - уже старшая
школа, 10 - 11-е классы. Учителя-магистры получают "заточку" под
активную инновационную деятельность. В отличие от бакалавров магистрам
"на выходе" нужно уметь организовать учебный процесс в так называемой
проектной логике. Другими словами, собрать под своим руководством
детей, придумать и осуществить какой-либо общий проект по теме.
Педагог-магистр не только досконально знает свой предмет и азы
педагогики и психологии, но и умеет "проектировать" свою деятельность,
вместе с ребенком заглядывать в его образовательное будущее.
Но не получается ли, что новый стандарт
таким образом лишает учеников первых двух школьных ступеней возможности
учиться у более сильных педагогов? Отнюдь. Магистру никто не запрещает
преподавать и в начальной, и в основной школе. Другое дело, что,
допустим, учителю физкультуры проектной работой заниматься не нужно.
Здесь четырехлетнего образования вполне хватит, чтобы вести на хорошем
уровне уроки физкультуры. В традиционной основной школе преподаватель
должен хорошо преподавать математику - без высшей математики и
проектных подходов. Но сегодня российская школа уже практически
полностью перешла на профильное обучение, когда в старших классах
ребята выбирают направление своей будущей профессии. Именно здесь в
полную силу и начинается проектная деятельность, то есть "конек"
будущих педагогов-магистров.
Кроме того, педагогическая магистратура
даст возможность людям других профессий, чувствующим в себе склонность
к педагогике, получить необходимые знания и прийти в школу. По мнению
специалистов, если, допустим, в старшей школе экономику будет
преподавать профессиональный экономист, уроки будут гораздо интереснее.
Чему еще будут учить педагогов по новым
стандартам? Работать с информационными ресурсами, с современным
оборудованием. Дипломированный педагог, будь то бакалавр или магистр,
будет в состоянии индивидуально работать с детьми разного уровня,
состояния здоровья.
компетентно Андрей Фурсенко, министр
образования и науки РФ: - Введение педагогической магистратуры позволит
людям, которые получили образование не в педагогических вузах, получить
дополнительные квалификации и прийти в школу. Сегодня профессия
педагога не столь привлекательна, как нам хотелось бы, но и того ужаса,
о котором еще некоторое время назад говорилось, уже нет. Появилось
уважение к педагогу. Общество сегодня понимает, что учитель - это то,
на основе чего и должна подниматься и расти экономика страны.
мнения Сергей Букинич, учитель истории
гимназии N 116, г, Санкт-Петербург: - Как учить учителей? Мне
вспомнился ответ Бродского на вопрос: а где вас готовили на поэта? Он
ответил: "Я думал, что вообще-то это от Бога". Как и чему учить? Не по
пожелтевшим от древности листочкам, больше практических занятий по
психологии, методике, проведению уроков и внеклассных мероприятий с
учениками.
Виктор Болотов, вице-президент РАО: -
Основное в подготовке педагога - организация разумной практики
студентов педвузов. Это должно быть не просто посещение школы в
качестве стажера или помощника учителя. Нужны серьезная и большая
работа, настоящие уроки и их осмысление, попытка понять, что происходит
в реальной школе. Так называемая педпрактика с рефлексией. Если будущий
учитель за все время обучения школьников не видел или видел только в
"карманной" школе при педвузе, то, придя в обычную школу, он просто
сойдет с ума.
Только факты По прогнозам специалистов,
на 2008 - 2011 годы России необходимо подготовить около 73 тысяч
педагогов. Контрольные цифры приема по направлению подготовки "
Образование и педагогика" на 2008 год - 74,8 тысячи человек.
На заседании Совета по науке,
технологиям и образованию при президенте РФ Дмитрий Медведев дал
поручение объявить 2010 год Годом учителя.
|
В октябре 2008 г. Министерство образования и науки РФ провело
дополнительный этап конкурсного отбора по направлению «Государственная
поддержка подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств
в государственных образовательных учреждениях начального и среднего
профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные
программы». Принять участие в нём могли образовательные учреждения,
прошедшие отборочный тур конкурса 2008 г. В итоге победителями
признаны 98 учреждений начального и среднего профессионального
образования из 41 субъекта РФ. В их числе и три учебных заведения
Кировской области: государственный техникум промышленности и
автомобильного сервиса, профессиональное училище № 4 г. Кирова и
профессиональное училище № 35 г. Нолинска. Их победа стала
возможной благодаря выполнению основного условия участия в конкурсе –
софинансированию образовательных программ. Учреждения начального и
среднего профессионального образования были поддержаны средствами из
областного бюджета в размере более 21 млн. рублей, а также средствами
работодателей в размере 85 млн. рублей. Эти учреждения в начале 2009 г. получат субсидии из федерального бюджета на реализацию инновационных образовательных программ. Кировский
государственный техникум промышленности и автомобильного сервиса
получит 30 млн. рублей на реализацию программы «Подготовка нового
поколения рабочих лесопромышленного комплекса для решения актуальных
задач национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам
России»». ПУ № 4 г. Кирова - 23,65 млн. рублей на реализацию
программы «Развитие профессиональных и надпрофессиональных
компетентностей обучающихся как способ формирования
социально-профессиональной компетенции выпускников»; ПУ № 35 г.
Нолинска - 30 млн. рублей на реализацию программы «Взаимодействие
образовательного учреждения с работодателями с целью подготовки рабочих
кадров для высокотехнологичных производств с опережающим уровнем
знаний». Средства, которые выделяет государство, предназначены,
главным образом, для приобретения лабораторного оборудования,
программного и методического обеспечения, модернизации
материально-технической и учебной базы, повышения квалификации и
переподготовки работников образовательных учреждений. СПРАВКА.
Направление «О мерах государственной поддержки подготовки рабочих
кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в
государственных образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования» включено в
национальный проект «Образование» в 2007 г. В 2008 году
победителями конкурсных отборов стали 72 учреждения начального и
среднего профессионального образования, в 2007 – 76, в том числе
Нолинский техникум механизации сельского хозяйства. Техникум получил 29
миллионов рублей на реализацию программы «Создание инновационного
центра многоотраслевой разноуровневой подготовки и переподготовки
кадров в целях реализации национальных проектов «Образование»,
«Развитие АПК», «Доступное жилье» для Кировской области и
северо-восточных регионов России».
| |