14:36 Интервью с Министром А.Фурсенко | |
С.СОРОКИНА: Здравствуйте-здравствуйте. Это
программа "В круге СВЕТА". Здесь Юрий Кобаладзе, Светлана Сорокина и
здесь с нами министр образования и науки Андрей Фурсенко. Здравствуйте,
Андрей Александрович. А.ФУРСЕНКО: Добрый вечер. С.СОРОКИНА: Я назвала программу "Кризис
и образовании", на самом деле поставила мяч у ворот, потому что,
конечно же, нашлись желающие сразу сказать "Кризис образования". Вы как
оцениваете сегодняшнюю ситуацию в образовании? Как кризисную или,
все-таки, нет? А.ФУРСЕНКО: Я рассматриваю систему образования как систему, которая меняется и меняется в правильном направлении. С.СОРОКИНА: Ну, сразу - вы знаете, пришло огромное количество вопросов, больше ста вопросов. Ю.КОБАЛАДЗЕ: Редкий случай. Такого не было на моей практике. С.СОРОКИНА: Да-да. Это просто очень много. А.ФУРСЕНКО: Мы можем разделить на троих. Ю.КОБАЛАДЗЕ: Мы вам подготовили список. С.СОРОКИНА: Я первым делом, конечно же,
начну вот с чего. С письма, на самом деле можно было просто на газету
сослаться, итак: "В распоряжении газеты "Коммерсантъ" оказался, - ну,
здесь говорится как доклад экспертного совета при правительственной
комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, - в
тексте документа говорится, что в период кризиса следует любой ценой
удерживать студентов в вузах, ведь работать молодежи будет негде.
Предлагается предоставить преференции всем, кто изъявил желание
учиться, например, пересмотреть запрет для двоечников учиться даже
платно. Кроме того, предлагается отказаться от главного достижения
реформы - перехода на бакалавриат и магистратуру, и не исключено, что
будет увеличен срок обучения в школе до 12 лет". Ну вот, все в кучу.
Расскажите нам о шуваловском этом экспертном предложении. Ю.КОБАЛАДЗЕ: Мы поверили. С.СОРОКИНА: Да. А.ФУРСЕНКО: Ну, во-первых, для того,
чтобы рассказать о шуваловском экспертном предложении, надо пригласить
кого-то из экспертного совета, например, Владимира Александровича Мау
или кого-то из его экспертов. Но поскольку я понимал, что этот вопрос
мне зададут, то сегодня я спросил Владимира Александровича, о чем идет
речь? Он сказал, что это был рабочий документ, который был подготовлен
одним из экспертов по достаточно конкретному вопросу. Абсолютно ясно,
что это не есть позиция экспертного совета. И к этому документу так и
надо относиться. Документ как любая такая нестандартная мысль, он
представляет определенный интерес. Я думаю, что он заслуживает того,
чтобы его почитали, хотя бы для того, чтобы было к чему оппонировать.
Категорически не согласен с тем, что надо сохранять в вузах двоечников.
Категорически не согласен: учиться должны те, кто могут и хотят
учиться. Не считаю, что надо из-за этого отказываться от системы
бакалавр-магистр. А поскольку абсолютно уверен, что эта система лучше
готовит ребят к жизни, она позволяет сделать более гибкую
образовательную траекторию. Сегодня в нашем очень быстро меняющемся
мире очень трудно за 6 лет предугадать, что потребуется на рынке труда.
А вот эта система все-таки позволяет корректировать. С.СОРОКИНА: Как-то ориентироваться. А.ФУРСЕНКО: Ориентироваться. Насчет
12-летки у нас постоянно идут разговоры. Какое это имеет отношение к
данной ситуации кризисной, я не очень понимаю. Одно могу сказать: на
12-летку не переходят за 1 год, и за 2 года не переходят, для этого
требуется очень серьезная подготовка. Я думаю, что если, вдруг, было бы
принято такое решение, то переходить бы начали тогда, когда кризис
закончится. С.СОРОКИНА: Скажите, ну, то есть в
ближайшее время 12-ти лет не будет в школе? А.ФУРСЕНКО: Ну, я об этом
ничего не слышал. По крайней мере, ничего не знаю. Ю.КОБАЛАДЗЕ: А вы сказали, вот, один из докладов. А сколько еще таких докладов подготовлено? С.СОРОКИНА: Какие еще есть предложения? Ю.КОБАЛАДЗЕ: Чего ждать? А.ФУРСЕНКО: Я читал 3-4 достаточно
интересных записки. Они разные, они предлагают разные меры. Я могу
сказать свою точку зрения, что все-таки система образования - очень
важная составляющая нашей жизни, но она не должна жить сама по себе. И
сейчас, и тем более в периоды таких экономических потрясений, мы должны
думать не о том, как систему образования превратить в камеру хранения,
а как готовить востребованных людей. Людей, которые могли бы себя
проявить в реальной жизни. И минус той системы образования, которая
возникла где-то в 90-е годы, как раз в том, что в ней было очень много
от камеры хранения, очень мало от института развития. Вот, пожалуй, то,
что мы делаем, я считаю, не безуспешно, заключается в том, что мы
постепенно возвращаемся именно к системе образования как к институту
развития. С.СОРОКИНА: Какие вопросы остро поставил кризис в системе образования? А.ФУРСЕНКО: Ну, во-первых, он поставил
те вопросы более остро, которые стояли до сих пор, - это
невостребованность многих наших выпускников. С.СОРОКИНА: По специальности, да? А.ФУРСЕНКО: Кто оказался первым на
улице? Оказались люди, которые имеют дипломы экономистов, юристов,
педагогов. А это было известно с самого начала, это было известно очень
давно. Ю.КОБАЛАДЗЕ: Хотя казалось, что экономисты, юристы так нужны, так нужны, такая популярность. А.ФУРСЕНКО: Хорошие экономисты и
хорошие юристы - действительно, нужны. Но когда у нас по всем
экспертным анализам, оценкам перепроизводство экономистов где-то в 3 с
лишним раза, юристов в 2 с лишним раза - и это год из года повторяется.
То, во-первых, даже если бы готовили очень хорошие вузы, все равно это
много. Но проблема же в том, что у нас сегодня только ленивый не
готовит экономистов, юристов. Ю.КОБАЛАДЗЕ: А почему нет вот
саморегуляции такой, как бы, вовремя почувствовать "Ребят, что-то мы
перебарщиваем с юристами, давайте будем готовить кого-нибудь другого". А.ФУРСЕНКО: Вы знаете, система
образования - все-таки, очень инерционная вещь. И в этом есть плюс,
большой плюс, потому что благодаря этому мы очень многие положительные
черты системы образования, советской системы образования все-таки
сохранили. В этом есть минус. Потому что когда приходит сигнал, сигнал
от общества, сигнал от экономики - он не может быть воспринят сразу.
Вот я вам могу привести пример. У нас вторая проблема, с которой
сегодня мы столкнулись, она связана не столько с экономическим
кризисом, сколько с демографией. Мощный демографический спад. С.СОРОКИНА: Уже сейчас нас нагнал этот спад, да? А.ФУРСЕНКО: Ну, нас нагнал. В школе он
догнал нас давно. 21 миллион школьников в 1998-м году и 13 с небольшим
сегодня - это заметно? С.СОРОКИНА: В первых классах моей дочери 3 класса, и каждый по 36 человек. Ю.КОБАЛАДЗЕ: Это просто школа такая. А.ФУРСЕНКО: Ну, во-первых, наверное,
неплохая школа. А во-вторых, последние 2 года в первых классах,
действительно, начало потихонечку увеличиваться количество детей. Но 10
лет назад их было очень мало. И поэтому было абсолютно ясно - это, к
сожалению, предсказуемая вещь или, к счастью, предсказуемая вещь - что
потихонечку количество выпускников будет падать. Где-то пик был в
2006-м году, 1 миллион 300 тысяч выпускников 11-х классов. В этом году
- 900 тысяч, в 2012-м году будет 730 тысяч. С.СОРОКИНА: Ух-ты. Ю.КОБАЛАДЗЕ: А количество мест в институтах не уменьшается? А.ФУРСЕНКО: Нет, ну, пока не уменьшалось. Потому что количество мест - это зарплата преподавателей, это бюджет. При этом в тот год, когда я пришел, в 2004-м году на первой встрече с советом союза ректоров, когда были обсуждения по поводу, там, бакалавров, магистров, различных учреждений. Я сказал: "Уважаемые коллеги! По-моему, мы не о том думаем. Надо начинать думать о демографии. Надо начинать думать о том, что через 3-4 года проблема будет, вы не сможете обеспечить работу для всех ваших преподавателей. Надо готовиться к этому сегодня". 2 года этого вообще не слышали, где-то в прошлом году впервые сказали, что, вообще, слушай, есть ощущение, что, действительно, что-то может получиться. В 2008-м году мы набрали на платные, так называемые внебюджетные места, впервые за все время на 15% меньше студентов, чем в предыдущий. | |
|