Главная » 2009 » Ноябрь » 24

Тенденция последнего времени - столичные ребята даже из крутых продвинутых школ, гимназий и центров образования идут дальше учиться не в вузы, а в колледжи. И после девятого класса, и после одиннадцатого.

Почему? Как удалось за несколько лет превратить "птухи" и "бурсы" в престижные учебные заведения? Об этом мы расспрашивали руководителя отдела проектов в сфере профобразования Национального фонда подготовки кадров Татьяну ТРОФИМОВУ и директора столичного колледжа предпринимательства N 11 Игоря ПАВЛОВА.

1.Можно ли говорить, что уход из школы в колледжи действительно тенденция, а не просто веяние случайной моды?

Татьяна Трофимова: - На самом деле сегодня учреждения НПО и СПО лучше других учебных заведений понимают, что востребовано конкретными работодателями. В большинстве колледжей - где с первого, где с третьего курса - ребята начинают работать с конкретными предприятиями. Что это означает? Что и педагогический состав, и руководители образовательных учреждений прекрасно знают практику, знакомы с руководителями компаний, фирм, заводов, понимают тенденции их технологического развития. Они предвидят, какие кадры понадобятся производству через несколько лет, в силу того, что находятся в сфере знания, а не в сфере производства.

Сейчас есть учреждения, где закуплено опережающее оборудование - самое новейшее, которого еще и на заводах-то нет. И это правильно: сначала в училище готовится костяк специалистов, умеющих работать на таком оборудовании, а уже потом его устанавливают на производстве. Игорь Павлов: - Можно говорить о четкой тенденции роста престижа колледжей в последние два-три года. У школьников и их родителей есть объяснимая логика, почему они выбирают эти учебные заведения. 98 процентов ребят в возрасте 14 - 15 лет, к сожалению, а может, и к счастью, еще не определились и, подчеркиваю, не смогут окончательно профессионально самоопределиться. Поэтому задача - предоставить возможность молодому человеку пробовать себя. Как раз в колледжах для этого созданы разноуровневые программы начального и среднего образования. Можно получить рабочую специальность по одному направлению, а потом с определенного этапа, получив диплом и не потеряв время, уйти и развиваться в другой сфере.

Выпускник колледжа может поступить на общих основаниях в вуз по другому профилю, а может продолжить обучение по родственной специальности. Что дает, на мой взгляд, колледж? Огромный опыт профессиональных проб. Не теоретических, а практических. Но главное - за плечами выпускника колледжа уже есть уверенность: он обучен востребованной специальности. Он в жизни не пропадет.

- И после колледжа и в вуз легче поступить...

- Вы правы. Причем учатся наши выпускники по сокращенной программе, уже имея рабочее место. В вуз ребята поступают в основном на вечерние или очно-заочные отделения и учатся не шесть и не пять лет, как если бы они поступали после школы, а три года. Ну а на дневное отделение они приходят сразу на третий курс. Если продолжают учебу по родственным специальностям. Для поступления им не нужно сдавать Единый госэкзамен.

Достоинств современной системы среднего профобразования я могу перечислять множество. Одно из них - это практическая ориентация.

Ребята, окончившие колледж, реально что-то умеют делать. А большое количество выпускников вузов, особенно вузов средненьких, приходят на работу и их еще от полугода до двух лет нужно учить профессии.

2.Но если такой наплыв в колледжи, сложно ли поступить в эти учебные заведения?

Игорь Павлов: - Вот пример. Ребята поступают на программу начального профобразования. Например, у нас есть эксклюзивная рабочая профессия "огранка алмазов". Подготовка по ней ведется только у нас на всей территории бывшего Советского Союза. Для того, чтобы поступить на эту специальность, нужно прийти и написать заявление. А также принести справку о том, что у тебя зрение соответствует норме. Потом собеседование - и все.

Если же учащийся после 9-го класса поступает на программу среднего профобразования (по-старому это техникум), ему нужно сдавать два экзамена - русский и математику. А если какая-то творческая специальность, например, аудиовизуальная технология или фотовидеотворчество, тогда вводится еще один экзамен, по профилю. Но в любом случае эти экзамены намного проще, чем в вузы. Как правило, колледж, если молодой человек не может сдать экзамен на ту или иную специальность, не отказывается от абитуриента.

Предлагают поступать на другое направление. Мы работаем со всеми.

Справка "КП".

Однако далеко не на все специальности в колледжах поступают без особых проблем. В некоторых колледжах Москвы в этом году конкурс был повыше, чем в вузы. Например, на рекламу в столичный технологический колледж N 14 конкурс был 14 человек на место. В Московский государственный колледж информационных технологий даже на платное отделение стояла очередь.

3.Сколько нужно учиться в колледже?

Игорь Павлов: - После 9-го класса минимум два года, если студент не получает полного общего среднего образования, а только рабочую профессию. Если он получает параллельно еще аттестат о полном среднем образовании, то, как правило, учится три года. По новым стандартам - 2,5 года.

Если же он получает среднее профобразование, - обучение от 3 до 4 лет в зависимости от специальности. И после этого он поступает в вуз на бюджетные места на третий курс. Но по профилю своей подготовки в колледже.

4.А какой смысл идти учиться в учреждение СПО после 11-го класса?

Игорь Павлов: - Действительно, сегодня молодой человек, сдав ЕГЭ, имеет шанс так или иначе поступить в вуз, если не в государственный, так в частный. В этом году на одного выпускника московских школ было 2,5 места в столичных вузах. К нам идут две категории. Первая - те, кто по тем или иным причинам растерялся и не смог поступить в вуз. Вторая категория, напротив, очень продвинутые люди, которые понимают: учиться в колледже выгодно. Студенты у нас получают неплохой социальный пакет. Это стипендия от 2,5 до 4 тысяч рублей. Единовременная выплата по итогам выпуска - около 30 тысяч рублей. Плюс они обеспечены горячим питанием.

Не у всех есть состоятельные родители. А тут и гарантированные выплаты, полное довольствие, а по окончании - современная востребованная специальность. За выпускниками колледжей работодатели стоят в очереди.

98 процентов наших ребят трудоустраиваются без проблем. А за многими еще на третьем курсе работодатели выстраиваются в очередь.

5.Какие специальности самые перспективные?

Татьяна Трофимова: - Естественно, при выборе направления обучения молодые люди ориентируются на те предприятия, которые есть в их городе или в области. Безусловно, наибольшим интересом пользуются специальности, связанные с компьютеризацией, с современными средствами труда, где есть возможность применения информационных технологий. А это не только сетевой администратор. Это и специальности в машиностроении и металлообработке, связанные со станками с ЧПУ, с робототехникой, с автоматическими линиями.

Даже такие традиционные специальности, как фрезеровщик, требуют новых знаний и навыков. Учат ребят на компьютерных тренажерах, которые позволяют программировать технологические процессы, разбираться в своих ошибках при обработке детали. Государство вкладывает немалые средства в развитие системы СПО и НПО. Учреждения пересматривают программы подготовки, делая их реально отвечающими на требования экономики не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. У нас есть масса примеров: в Липецке, в Хабаровском крае, в Курганской области, в Москве работают образовательные учреждения европейского класса - отремонтированные, комфортабельные, с прекрасной лабораторной базой, с оборудованием на современном уровне. Работодатели к ним приходят, потому что на производстве нет такого оборудования!

Образовательное учреждение становится площадкой для демонстрации новых технологических решений, суперсовременного оборудования.

Игорь Павлов: - Часто требования работодателей не совпадают с конъюнктурой и желанием ребят. Молодой человек после девятого класса, выбирая, где и чему ему учиться, в основном ориентируется на мнение родителей. Он поступает на менеджера, на бухгалтера, на специалиста по работе в банке. Но на самом деле ажиотаж на эти специальности искусственный. Тогда как на ту же огранку алмазов конкурс маленький.

Почему? Потому что люди не знают, что это за профессия.

Так что я бы посоветовал родителям и самим ребятам не поддаваться всеобщему настроению, а выбирать специальность по душе. Но при этом ориентируясь на реальные запросы рынка труда. И на те перспективные направления, которые сейчас открывают колледжи. А мы, между прочим, очень динамично действуем и по запросам ассоциаций работодателей в последние годы открывали много новых направлений подготовки по специальностям, по которым сейчас дефицит на рынке труда.

 

Просмотров: 1052 | Добавил: katenok | Дата: 24.11.2009