Теперь о том, что сделано на сегодняшний день. Сначала об образовании. В рамках приоритетного национального проекта решена задача обеспечения школ, специализированных детских учреждений, интернатов и детских домов современной компьютерной техникой и доступом в интернет. По этим показателям Россия практически приблизилась к ведущим странам, разрыв между регионами существует, но он, конечно, не является уже столь критичным, как это было ещё совсем недавно, несколько лет назад, и этот разрыв стремительно сокращается. Мы начали проект по внедрению в школах свободного программного обеспечения на базе платформы Linux. Я хотел бы узнать, что в этом плане сейчас делается, потому что разные сигналы до меня доходят. Кто-то говорит, что это всё живое, однако я слышу и то, что в значительной мере эта работа заглохла, а многие ведомства продолжают покупать разрозненные программы, платят за это большие деньги, и мы несём существенные расходы бюджета. Доложите, что сделано.
Изменилась и компьютерная грамотность учителей. Надо признаться, ещё несколько лет назад, когда мы начинали внедрять интернет в школах, она была ниже низшего, и это была просто психологическая проблема. Сейчас, какую бы школу я ни посещал, учителя с гордостью говорят: мы всем этим уже владеем, мы не боимся компьютеров и почти не боимся детей. Так что результаты налицо.
Тем не менее внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс идёт ещё достаточно медленно, нужна система методической и технической поддержки педагогов на местах. Есть национальная инициатива «Наша новая школа». Она предусматривает переход к самым эффективным образовательным технологиям. Пока же такие новеллы, как, скажем, электронные журналы оценок с доступом родителей к оценкам через сеть Интернет и получением в ряде случаев SMS-оповещений, используются только в школах крупных городов. А это очень удобная система. Я как-то рассказывал о своих впечатлениях, пользовался даже применительно к личным целям, всегда приятно залезть, посмотреть на успехи своего ребёнка или, наоборот, на «двойки» посмотреть. Поэтому нужно обязательно эту идею продолжить.
Дальнейшего совершенствования требует и компьютерная система единого госэкзамена. Её задача – исключить любого рода манипуляции при сдаче выпускных экзаменов. Я, конечно, не переоцениваю роль собственно компьютерных средств, но и исключать их влияние или недооценивать тоже не следует.
До сих пор не завершено создание системы дистанционного обучения для тех детей, которые из-за проблем со здоровьем не могут посещать школу. Это вообще просто важнейший приоритет, потому что именно для них такого рода система образования является единственно возможной и вполне эффективной. Средства регионам на эти цели выделялись, но в большинстве работы не завершены, поэтому эту задачу нужно решать в приоритетном порядке. Если в обычной школе и к обычным детям это ещё может быть растянуто на какое-то время, то по отношению к тем, кто имеет проблемы со здоровьем и сидит дома, это нужно решить незамедлительно.
Если говорить об университетах, то здесь информатизация должна способствовать не только повышению качества образования и научных исследований, но и коммерциализации получаемых разработок. Сегодня высшие учебные заведения могут создавать инновационные компании, в том числе в сфере инновационных технологий. Государством были приняты решения о дополнительном налоговом стимулировании таких организаций. Надо научиться пользоваться этим. Для исследовательских университетов предлагается создать единую среду их информационного взаимодействия и обеспечить через неё возможность обмена получаемыми знаниями по конкретным исследовательским проектам.
И особое внимание – я об этом, кстати, говорил уже, наверное, года три назад, ещё в Правительстве работал – должно быть уделено формированию единой базы научных диссертаций в электронном виде и обеспечению прозрачности процедуры их защиты. Все диссертации, все авторефераты по-хорошему должны быть выложены в электронной форме, чтобы были видны те, кто у нас реально наукой занимается, и те диссертации, за которые просто стыдно иногда бывает. А познакомиться с ними можно только через интернет, никто никогда не пойдёт в библиотеку ковырять такой фолиант, написанный за известные деньги, для того чтобы получить статусную добавку.