- Андрей Александрович, какие основные проблемы придется решать нашей системе образования в начавшемся учебном году?
- Первое и главное - сделать систему профобразования более нацеленной на внешний заказ. Но для этого он должен появиться. А у нас сегодня при составлении экономических прогнозов практически не уделяют внимания формированию заявки на подготовку кадров. В стратегиях, которые прописаны по отдельным отраслям промышленности, этот вопрос упускается. Должны появиться профессиональные требования: чего заказчик ждет от специалиста. Под них мы будем адаптировать образовательные стандарты и высшей школы, и начального и среднего профобразования. Уже есть несколько таких перечней: по атомной промышленности, авиации, информационным технологиям. Но, увы, пока это не правило, а исключение.
Сегодня сделана ставка на лидеров. Такие лидеры есть и в высшей школе, и, что важно, в начальном и среднем профобразовании. Например, в рамках нацпроекта "Образование" было создано 320 ресурсных центров в 67 регионах страны. К выделенным лидерам должны "подтягиваться" другие, создавать консорциумы, становиться их частью или филиалами.
- Какие новации ждут российскую школу в ближайшем будущем? Как бы вы определили цели современного образования? И в связи с этим, какая школа нам нужна? Как бы вы охарактеризовали нашу образовательную политику, ее цели и результаты?
- Современная школа должна готовить детей к жизни в будущем. Она должна быть способна дать ребенку те знания и умения, которые будут востребованы через 5-10 лет. Это достаточно сложная задача, предугадывать и в какой-то мере формировать запросы будущего, но без этого невозможно добиться успеха. Чтобы школа эффективно работала на опережение, недавно мы приступили к реализации президентской инициативы "Наша новая школа". Это системный проект, обозначающий главные направления развития общего образования.
В основе лежат новые критерии качества. Для этого мы переходим на новые образовательные стандарты, которые представляют систему обязательных для реализации требований: к структуре образовательных программ, к условиям обучения, к результатам освоения. Обновление школы неминуемо ведет к необходимости совершенствования учительского корпуса. Чтобы учителя успешно работали в быстро меняющемся мире, мы вводим для них обязательство каждые 5 лет повышать квалификацию. Одновременно устанавливается прямая связь: чем лучше работает учитель, тем выше у него зарплата.
Кроме того, развивается система поддержки талантливых детей, мы работаем над обеспечением их соответствующим педагогическим сопровождением. А также улучшение школьной инфраструктуры, с целью создания комплексных образовательных центров, не только для ребят, но и их родителей. И, конечно, заложен такой важный тренд, как внедрение в школьную жизнь здоровьесберегающих технологий.
Все нововведения должны в первую очередь появляться и использоваться в школах. Вспомните, как персональные компьютеры завоевали США. Они сначала пришли в школы под лозунгом "Дети не могут ждать". Благодаря этой программе американцам удалось вырастить целое поколение, которое не представляло, как может быть организована жизнь без компьютерных технологий. Точно так же, если мы хотим заниматься энергосбережением, продвигать здоровый образ жизни или отказаться от пиратского программного обеспечения, начинать это надо в школе.
- Кстати, по поводу здоровья наших детей. По утверждению врачей, школьники к концу обучения в большинстве своем становятся невротиками из-за чрезмерной учебной нагрузки. Что конкретно предполагается делать с этой проблемой?
- Прежде всего, это создание комфортных условий обучения для каждого ребенка. В основе лежит индивидуальный подход, направленный на минимизацию рисков для здоровья в процессе обучения. Сейчас, например, существует целое движение "Школы, содействующие укреплению здоровья", в котором участвуют уже свыше 4000 школ по всей стране. В них применяются особые здоровьесберегающие образовательные технологии, ребята до 5 часов в неделю занимаются активным спортом, получают сбалансированное горячее питание и квалифицированное медицинское сопровождение. Думаю, эта практика будет расширяться.
Что касается школ, которые еще не подключились к этому движению, то с этого года для всех ребят вводится дополнительный третий час физкультурных занятий в неделю. С оздоровительной целью могут быть использованы и возможности, предоставляемые новыми образовательными стандартами, в которых закрепляются обязательные часы на внеурочную деятельность.
При этом мы все знаем, что устают в первую очередь от бессмысленных, нудных, неинтересных уроков. У хороших учителей ребята невротиками не становятся, даже когда занимаются много.
- Видные деятели российской науки бьют тревогу по поводу утраты главной ценности нашего образования - фундаментальности. Андрей Александрович, не окажемся ли мы страной невежд?
- Споры о фундаментальности образования и прикладном характере обучения не умолкают уже несколько десятилетий. Считаю, что сегодня важны обе составляющие. Баланс для каждого ребенка должен достигаться благодаря гибким образовательным программам. Возможности для этого закреплены нормативно.
Но при этом хотелось бы обратить внимание на то, что разделение по принципу "фундаментальное - прикладное" зачастую носит искусственный характер. Учить можно или хорошо, или плохо. На самом деле фундаментальность в значительной степени связана не с тем, что учат, а - как учат. Базовые фундаментальные знания помогают адаптироваться к быстро меняющемуся миру и самим менять этот мир только при наличии у ребят умений применять эти знания, использовать их в нестандартных ситуациях. Именно поэтому сегодня учитель должен быть в первую очередь методистом, наставником, а не "ходячей книгой".
- Общественность давно обеспокоена масштабами коррупции в системе образования. В теневом образовательном бизнесе, по разным подсчетам, крутятся миллиарды долларов... Как министерство борется с коррупцией?
- Коррупция изживается прозрачными и одинаковыми для всех правилами игры. Если они есть, то каждый может проследить "чистоту" процедур. В образовательной сфере такими правилами игры, например, является объективная оценка результатов обучения. Сегодня это происходит с помощью ЕГЭ. И объем выявленных с его помощью коррупционных схем говорит о том, что он реально работает. Как я уже сказал, подобный инструмент должен быть обязательно и для оценки вузовской подготовки. Первый шаг уже сделали юристы - они хотят ввести экзамен на профессию. В какой-то мере это реализуется в медицине. Может быть, стоит подумать о создании аналога ЕГЭ для бакалавров. Чтобы это была единая независимая объективная оценка, которая покажет уровень подготовленного специалиста, а косвенно - определит качество обучения в вузе.
- Единый государственный экзамен упрекают в том, что он ориентирован на механическое натаскивание. Что вы можете ответить на это? В чем, по вашему мнению, причина бурных дискуссий, развернувшихся вокруг ЕГЭ?
- Я не очень понимаю, что подразумевается под словом "натаскивание". Если речь о написании большего количества диктантов, решения десятков задач по физике и математике, то в то время, когда я учился, это называлось по-другому и было абсолютно необходимым элементом в школьном обучении. Например, по математике, чтобы понимать и уметь применять выученные аксиомы и теоремы, мы решали еженедельно десятки задач. И это было ключевым условием изучения последующего материала.
Если так организовано обучение, то никакой специальной доводки для успешной сдачи ЕГЭ не требуется. Посмотрите, сколько детей из глубинки поступает в вузы. У них что, есть дорогостоящие репетиторы? Нет. Они просто учатся как следует. Репетиторы и курсы чаще всего доводят до ума тех, кто не учился 10 лет, а на одиннадцатом году бросился наверстывать упущенное. Вчера был один миф - без взятки не поступишь, сегодня рождается другой - без "натаскивания" ЕГЭ не сдать. Мифы эти создаются в первую очередь теми, кто на этом зарабатывает.
- 2010 год объявлен Годом учителя. Какими значимыми событиями, на ваш взгляд, он ознаменовался?
- Этот год позволил сосредоточиться на проблемах школьного образования и предложить пути их решения. Благодаря развернувшейся общественной дискуссии удалось сформулировать, какие задачи стоят перед нашими педагогами. На этой основе мы выработали новые требования к аттестации учителей, обсудили подходы к переподготовке и повышению квалификации, определились, как должна быть организована работа учителя. То есть все мероприятия в этом году были направлены на то, чтобы качество работы учителя выросло.
Год учителя позволил также принципиально по-другому всему обществу взглянуть на роль современного учителя. Это серьезный вопрос, поскольку школа сегодня уже не просто место, где дают информацию, как это было раньше.
- Каких умений и качеств не хватает нашим учителям?
- Главная идея - модернизировать образовательный процесс, подготовив нового учителя, способного воспитать нового ученика. Раньше пересказа учебника оказывалось достаточно, чтобы заинтересовать ребят. Сегодня все мы купаемся в море информации. Дети из того же Интернета могут узнать больше, чем им расскажет любой учитель. Поэтому нужна новая формация учителей, которые смогут стать для ребят наставниками, духовными лидерами, проводниками в мире информации. Учителя сегодня должны уметь научить ребенка правильно выстраивать свою траекторию развития.
- Как быть с педвузами, которые плодят специалистов невысокого уровня?
- Все вузы, а не только педагогические, которые выпускают неквалифицированных специалистов, должны быть реорганизованы. Если педагогический вуз демонстрирует недостаточное качество фундаментальной подготовки, разумной практикой является его присоединение к классическим университетам. Что же касается общих вопросов подготовки и переподготовки учителей, то благодаря новым стандартам происходят заметные изменения. Например, осуществлен переход на уровневую систему подготовки, переработаны основные виды профессиональной деятельности, совместно с работодателями сформированы основные требования к профессиональным компетенциям. Актуальным остается вопрос проведения непрерывной педагогической практики на выпускном курсе, введения интернатуры для педагогов.
- Учительство стареет. Как привлечь молодежь в школу, где сейчас лишь 8-12% педагогов до 30 лет?
- Школа - это живой организм, которому никак не обойтись без притока молодой энергии. Это понимают все. Символично, что именно в Год учителя Президент Д.А. Медведев дал поручение реализовать специальную государственную программу по привлечению перспективных выпускников для работы в школе. Для этого молодым квалифицированным специалистам, которые прошли региональные конкурсы на вакантные педагогические ставки, будут даны двухгодичные гранты по 500 тысяч рублей. Отмечу, что регионы активно участвуют в софинансировании этой программы - выделяют жилье, дают дополнительные премии. Надеюсь, что это важное мероприятие станет для регионов основой в реализации своих подобных программ.
- Уже почти десять лет не проводился съезд учителей. Почему?
- Съезд не проводился, но активные педагогические сообщества успешно работают. Например, в этом году прошли сразу две учредительные конференции учителей истории и обществознания и учителей физики. В конце октября состоится Всероссийский съезд учителей математики. Это реальные площадки для профессиональной дискуссии, поэтому коммуникация между учителями никак не нарушена.
Кроме того, не надо забывать, что мы живем в информационном обществе. И когда в школы пришел Интернет, современные учителя достаточно быстро освоили преимущества новых технологий. Сегодня уже создан ряд сетевых площадок, где сформировались интернет-сообщества учителей по интересам. Там они активно обмениваются идеями, делятся опытом, обсуждают самые разнообразные вопросы. И, между прочим, нередко результатом такой коммуникации становятся реальные инициативы, обращенные и к власти, и к обществу.
- Нынешнее образование ориентируется на узкие специальности. В то время как в мире все идет в русле расширения профессий, мы загоняем детей в узкоколейку профильного развития. Есть ли способ решения этой проблемы?
- Я не являюсь сторонником узкопрофильного образования ни в школе, ни в профобразовании. В современном мире содержание видов деятельности меняется очень быстро. Поэтому главная задача школы, и в некотором смысле профобразования, - научить учиться в течение всей жизни.
Одним из инструментов организации адаптивного образования является Болонский процесс, в котором мы участвуем с 2003 года. Система бакалавр-магистр более гибкая и мобильная, что важно в условиях стремительного технологического обновления. Четырехлетняя широкая программа подготовки бакалавров становится фундаментом для будущей специализации в магистратуре или на производстве. Является той основой, на которой можно выстраивать последующее профессиональное развитие. Сегодня без этого никак не обойтись.
- Что делать родителям учеников, чтобы их голос был слышен в школе, чтобы они могли реально влиять на распределение средств, выбор учебников, на режим дня, на профили в старших классах?
- Весной этого года был принят Федеральный закон N 83, который совершенствует правовое положение бюджетных учреждений, в том числе и школ. Переход на новые нормы завершится к июлю 2012 года. Этот закон дает большую свободу школе распоряжаться своими ресурсами, а общественность получает право участвовать в этом процессе. Создаются условия, при которых понятно, что от школы можно требовать и за что с нее спрашивать. Вместо выдачи сметы, на которую педколлектив что-то такое должен сделать, формулируется четкое задание - под него и выдается ресурс. И родители, сформулировав сообща требования к развитию школы, смогут следить, чтобы они выполнялись администрацией. Это непростое, но важное дело, которое стоит делать ради будущего наших детей.
Олег КУЗИН, Илья МЕДОВОЙ