Для чего в ряде регионов заказали гораздо
больше, чем обычно, дубликатов заданий ЕГЭ? Об этом обозревателю
"Известий" Андрею Чернакову рассказала глава Рособрнадзора Любовь
Глебова.
известия: Разрешите начать с не самого приятного вопроса. Президентская
комиссия по совершенствованию ЕГЭ, членом которой вы являетесь, еще в прошлом
году выступала за то, чтобы уже к 1 сентября одиннадцатиклассник, приходя в
школу, четко знал, какие предметы ему нужно сдавать в тот или иной вуз. И вот
прошел год, и что мы видим? Нашумевший приказ Минобрнауки № 86, где речь идет
об изменении перечня экзаменов для поступления на ряд специальностей, дошел до
вузов только в мае. В результате ряд университетов задним числом поменял
условия поступления, а будущие абитуриенты, которые уже ничего не могли
сделать, поскольку заявки на сдачу нужных им ЕГЭ они, как и полагается, подали
до 1 марта, испытали сильный стресс. Занервничаешь тут, если историю, к которой
ты тщательно готовился, вдруг уже в апреле заменили математикой, которую ты
знаешь на уровне, достаточном лишь для получения аттестата. Как такое вообще
стало возможным?
По заветам Черномырдина
любовь глебова: Наша служба занимается контрольно-надзорной деятельностью,
а мониторинг ситуации, о которой вы говорите, это дело учредителей вузов. Но я
все равно отвечу на ваш вопрос.
Вспомним крылатую фразу Виктора Степановича Черномырдина: "Хотели как
лучше, а получилось как всегда". Она, на мой взгляд, здесь очень даже
кстати. Ведь как было дело? Положение о ЕГЭ и правила приема в вузы в этом году
не изменились. Изменилось другое. С 1 января все высшее профобразование,
исключая 111 специальностей, устроено по-другому: мы перешли на двухуровневую
систему. Чтобы определить, насколько прежние специальности соответствуют
нынешним бакалаврам и магистрам, потребовалось разработать специальный
"переходник". Этот совершенно четкий и понятный документ,
подготовленный силами учебно-методических объединений, действует уже более
года. Но когда происходят изменения такого масштаба, всегда найдется что
подкорректировать. И вот, с учетом позиции самих вузов, эксперты подготовили
ряд поправок в перечень предметов по отдельным специальностям бакалавриата и
магистратуры. Очевидно, что эта работа имеет отношение уже к следующему
учебному году. Но ряд вузов вдруг решил, что если приказ обнародован, то они
должны привести в соответствие с ним свои ранее принятые решения. А вот этого
им делать ни в коем случае не следовало: после 1 февраля любые изменения в
правилах приема и перечне вступительных экзаменов запрещены. То, о чем вы
спросили, стало возможным только потому, что вовремя не было разъяснено
применение этого приказа.
и: То есть Минобрнауки нужно было сразу же вслед за приказом выпустить и
разъяснительное письмо к нему. А такой документ за подписью замминистра Инны
Биленкиной появился лишь несколько дней назад, когда всю эту историю уже
активно обсуждали в обществе, и она дошла даже до президента.
глебова: Да, в данном случае речь идет о своевременности
разъяснений. Но подчеркну: чиновники в приказе зафиксировали решения
учебно-методических объединений, которые принимались по просьбе самих вузов,-
какой предмет и чем заменить на вступительных экзаменах по той или иной специальности.
Как бы то ни было, в любом случае нужно всегда исходить из интересов детей. Все
изменения - до 1 февраля! Сейчас, в соответствии с рекомендациями, которые дала
комиссия при президенте по совершенствованию ЕГЭ, мы стараемся сделать так,
чтобы к 1 сентября все выпускники четко понимали, какие экзамены они должны
сдавать следующей весной, чтобы стать студентами по выбранному направлению.
Никаких мобильников!
и: Ясно. Теперь давайте еще раз напомним читателям о специфике ЕГЭ-2011. Что
изменилось по сравнению с прошлым годом для участников и организаторов
экзаменов?
глебова: Для участников самое главное новшество следующее. Не бери
с собой на экзамен никаких мобильников и другой техники, даже в выключенном
состоянии. Заметят - выгонят, и теперь это будет законно. Ну а организаторам
надо помнить, что в этом году общественный наблюдатель должен находиться в
пункте приема экзамена в обязательном порядке. Кроме того, в этом году мы хотим
на примере двух-трех субъектов федерации (каких, не скажу) опробовать схему,
при которой эксперты из одного региона проверяют экзаменационные работы из
другого региона. Посмотрим, каким образом это повлияет на количество
неправильных оценок части С, на которые будут поданы апелляции, и достоверность
результатов в целом. Это новшество связано не с самой процедурой, а с оценкой
работы эксперта, уровня его профессионализма.
и: Кстати, одной из самых серьезных претензий к ЕГЭ последних лет наряду с
подозрительно высокими результатами выпускников в ряде российских регионов
являются как раз многочисленные "проколы" в оценивании экспертами
частей заданий с развернутым ответом. Рособрнадзор даже открыл специальный
портал по обучению экспертов. Каковы итоги?
глебова: Они красноречивы. Из девяти регионов, где работы экспертов
в прошлом году были признаны спорными, только в трех активно воспользовались
такой возможностью реально повысить уровень своих экспертов-предметников. В
частности, из Калмыкии на портале зарегистрировались 405 человек, из Татарстана
- 201, из Республики Марий Эл - 107. А остальные шесть "проблемных"
регионов работу портала попросту проигнорировали. Ни одного эксперта, круглый ноль!
Что ж, этот факт сам по себе уже говорит о многом. Тем пристальнее мы будем
следить за этими регионами в нынешнем году.
Знакомые все лица
и: Можете их назвать?
глебова: Пожалуйста. Адыгея, Башкортостан, Ингушетия,
Карачаево-Черкесия, Мордовия и Липецкая область.
и: Ба! Знакомые все лица! Большинство из них вкупе с Воронежской областью,
насколько я помню, уже фигурировали на страницах газет ровно год назад. Но
выводы, как видим, не сделали и учиться на своих ошибках не хотят. Любовь
Николаевна, а что у нас с досрочниками-2011 - с теми 1300 ребятами, которые уже
сдали ЕГЭ в апреле? Небольшая часть из них - олимпиадники, а большинство,
насколько я знаю, спортсмены, выезжающие на различные соревнования. Есть среди
этих мускулистых ребят и девушек подозрительно круглые отличники, а если да, то
откуда они родом?
глебова: Мы проанализировали ситуацию по итогам досрочного этапа
ЕГЭ и выделили несколько регионов, к которым у нас будет повышенное внимание в
ходе проведения основной волны-2011. Частотность в зоне высоких результатов по
отдельным предметам там оказалась значительно выше, чем в других субъектах
федерации, и приблизилась к максимальному значению. Такие "высокие"
результаты не могут не вызывать вопросов - ведь доля ребят, выезжающих на
российские и международные олимпиады школьников, в общем числе участников
досрочного этапа ЕГЭ не так велика, здесь вы правы. Могу назвать Дагестан,
Кабардино-Балкарию, Ставропольский край, Воронежскую и Ростовскую области. Но
абсолютным лидером стала Республика Адыгея, где частотность в зоне высоких
результатов существенно превысила среднее значение по 9 предметам. Как видите,
среди названных регионов есть и те, которые уже "отличились" по части
аномально высоких результатов в прошлом году.
и: Что же с ними делать-то? Ведь их выпускники опять наводнят столичные
вузы, и далеко не все из них отсеются по итогам первой сессии: эти ребята и их
родители найдут возможность остаться...
глебова: Во-первых, подобные факты могут стать веским основанием
для проведения в регионах внеплановых проверок результатов досрочного этапа
ЕГЭ. Так что оценки вполне могут быть и снижены. Но, вы поймите, нельзя считать
единственной мерой борьбы с подобным явлением то, что вот сейчас приедет из
Москвы Глебова и надает всем по голове...
и: Но это у вас, надо признать, хорошо получается...
глебова: Жизнь заставила. Однако пока сами регионы не осознают, что
это не только дело их чести, а насущная необходимость, что это нужно в первую
очередь местным детям, ничего не сдвинется. И что бы вы ни говорили об
абитуриентах с дутыми результатами, но учиться в вузе с такими знаниями,
получить диплом, а с ним и будущую профессию им будет очень трудно. Вот именно
отсюда у нас берутся врачи-стобалльники, не знающие, с какой стороны к пациенту
подойти, и все остальные прочие. Так и хочется сказать всем этим
"фокусникам": "Пожалейте своих детей - не надо
"рисовать" им 100 баллов, которые приведут их туда, где они учиться
просто не в состоянии".
и: Когда же прекратится вся эта вакханалия?
глебова: Скажите, а у нас что, только в случае с ЕГЭ к правилам и
законам такое отношение?
и: Нет, конечно! Но это же как в известном одесском анекдоте: "Если вам
не нравится абсолютно все, то почему вы решили начать именно с нашей
парикмахерской?" Да, у нас целые республики по большому счету
живут вне правового поля Российской Федерации. И ведут себя соответствующим
образом. Я имею в виду прежде всего Северный Кавказ. Но об иных нарушениях
пусть пишут мои коллеги из других отделов, а мы сегодня с вами говорим о ЕГЭ...
глебова: Чудес не бывает, но вода камень точит. Каждый регион
должен отвечать за достоверность и объективность ЕГЭ, за соблюдение процедуры
его проведения. Да, в республиках Северного Кавказа система исполнения законов
федеральной власти, действующих норм и правил, скажем так, организована более
слабо, чем в других регионах. Но здесь очень многое зависит от стиля работы и
позиции руководства региона. Вот смотрите, как в Чечне все организовано:
никаких стобалльников и победителей олимпиад, но зато реальная, объективная
картина. Значит, руководство хочет, чтобы местные ребята действительно учились,
а не гнались за результатом. Который у них гораздо ниже, чем в той же соседней
Ингушетии. Ниже, зато честнее. А субъекты федерации с аномально высокими
результатами ЕГЭ можно смело называть регионами, не заинтересованными в том,
чтобы тамошние ребята выросли образованными людьми.
Полезная провокация
и: А как бороться с размещением заданий ЕГЭ в интернете и с их утечкой к
репетиторам? Помню, в прошлом году ребята с Дальнего Востока пытались помочь
своим сверстникам из Европейской части страны, сфотографировав и выложив в
Рунете свежие контрольные измерительные материалы (КИМы) с идущего госэкзамена.
Это сильно отразилось на результатах?
глебова: Практически нет. Ну, опубликовали один КИМ, ну,
сфотографировали другой - и что? Для каждой географической зоны свои
контрольные измерительные материалы, в каждой аудитории свои задания. И все
вопросы в них - исключительно из школьной программы. Знаешь ее - сдашь любой
экзамен. Но чтобы было неповадно повторять то, что сделали те, о ком вы
упомянули, в этом году депутатами введена административная ответственность за
размещение КИМов в каком-либо поле доступа. Теперь они признаны
конфиденциальной информацией, и борьба за то, чтобы материалы не обнародовались,
уже ведется в соответствии с законом.
и: На недавнем селекторном совещании, посвященном подготовке регионов к
ЕГЭ-2011, вы заявили, что во время досрочной сдачи в некоторых субъектах
федерации заказали слишком много дубликатов КИМов - "не на случай порчи,
для чего нужно 10-20%, а в разы больше". А с этим что делать?
глебова: Открою вам маленький профессиональный секрет. Мы
специально никого не ограничивали по части заявок дубликатов для досрочной
сдачи, чтобы посмотреть, кто этим воспользуется и в каких масштабах. Теперь
картина более-менее ясна, и мы лишний раз поняли, кого нужно контролировать
больше других.
и: Иными словами, вы их спровоцировали, а они попались?
глебова: Сами виноваты. А вот в основную волну мы уже такого им не
позволим: количество заказанных дубликатов КИМов будет строго регулироваться и
контролироваться.
и: Вопрос относительно КИМов по математике. За упразднение в заданиях по
этому предмету части А (где надо выбрать один из вариантов) в свое время
выступало ректорское сообщество. В прошлом году оно этого, наконец, добилось:
"угадайки" в КИМах по математике больше нет. Но сегодня представители
ряда регионов лоббируют возвращение этой части, мотивируя это тем, что, мол,
школьники-гуманитарии плохо сдадут один из двух обязательных ЕГЭ, и многие
ребята в этом году не получат аттестат. На днях вы сказали, что решение этого
вопроса находится в компетенции предметных научно-методических советов. Значит,
возвращение части А возможно?
глебова: Никакого противостояния ректорского сообщества с регионами
нет. Просто разные представители профессионального математического сообщества
считают себя приверженцами разных моделей. Дискуссия на эту тему идет давно - в
тех же научно-методических предметных комиссиях. По итогам этого года эксперты
проанализируют результаты применения новых
КИМов, и решение будет за ними. Но на сегодняшний день большая их часть дает
позитивные оценки обновленным КИМам. Так что пока возвращение части А не
планируется.
Письмо из Гете-Института
и: Профессиональное сообщество все чаще говорит о необходимости третьего
обязательного ЕГЭ - по иностранному языку. Такой экзамен фигурировал даже в
третьей версии стандарта для старшей школы, но потом его убрали, поскольку
изменения в ЕГЭ регулируются совершенно другими нормативными документами. Как
бы то ни было, качество КИМов по иностранному языку надо повышать. Достаточно
вспомнить историю с ошибками в заданиях по немецкому языку, которые обнаружили
германские специалисты из Гете-Института.
глебова: Стоп-стоп-стоп! Во-первых, в экспертном сообществе много
чего обсуждается. Одни предлагают сделать обязательным ЕГЭ по литературе,
другие - по физике, третьи - по истории. Из этого же ряда и предложение
касательно иностранного языка. Так что обсуждать можно что угодно... Во-вторых,
ни одного КИМа по немецкому языку, где были бы зафиксированы ошибки, нам никто
так и не представил. Мало того, Немецкий культурный центр им. Гете в Москве в
лице замдиректора и руководителя языковых программ Кристофа Фельдхюса прислал в
Рособрнадзор заявление и официальное письмо. В них говорится, что информация о
якобы найденных ошибках основывается на личном мнении одной из сотрудниц
Гете-Института в Санкт-Петербурге, которое, в свою очередь, было неверно
передано. "С этой сотрудницей уже была проведена беседа о ее
некомпетентном поведении в данной ситуации", - пишет доктор Фельдхюс. Нас
такое объяснение вполне устраивает. А вас?
и: Меня тоже. Однако минувшей зимой вы говорили, что со следующего года ЕГЭ
по иностранному языку кроме письменных заданий будет содержать еще и устную
часть и что в ряде школ это уже апробируется. Позже об этом в беседе с
президентом заявил и глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. Так все-таки как
изменится ЕГЭ по этому предмету?
глебова: Хочу уточнить. Речь идет не об устном экзамене, а о
введении так называемого говорения в ЕГЭ по иностранному языку. Это нужно,
чтобы услышать часть заданий в устном изложении. Если это будет сделано,
потребуется увеличить отведенное на экзамен время. Сейчас этот вопрос обсуждают
эксперты, которые скажут нам, чиновникам, как, в какие сроки, какими силами и
что мы должны сделать для того, чтобы в экзамене по иностранному языку
появилось это самое говорение.
и: Но вы не исключаете, что это может быть сделано с 2013 года?
глебова: Не исключаю.
и: Последний вопрос касается "малого ЕГЭ", то есть ГИА, которую
проходят по окончании 9-го класса. Сейчас девятиклассники сдают два
обязательных экзамена - русский и математику, а еще три они обязаны выбрать.
Тем самым школьников как бы психологически подводят к предстоящему в 11-м
классе ЕГЭ. Но в выпускном классе два экзамена обязательные, а по выбору -
сколько хочешь. Будут ли ГИА и ЕГЭ постепенно приведены к единому знаменателю?
глебова: Государственная итоговая аттестация (ГИА) в качестве
эксперимента проходит уже шестой год. И в декабре 2011 года с помощью
отдельного законопроекта эта модель ГИА будет введена в нормативное поле именно
в том самом виде, в каком она существовала все предшествующие годы. У чиновника
нет права вносить изменения, которые не апробировались, все эти вопросы решают
эксперты. Но зачем приводить ЕГЭ и ГИА к единому знаменателю? Ведь у них
совершенно разные предназначения. Результаты ЕГЭ одновременно являются
вступительными баллами в вуз. Поэтому никто не может ограничивать выпускника в
количестве предметов по выбору. Может быть, он выберет десять, поскольку еще не
определился с профилем вуза. А может быть, ни одного предмета, кроме
обязательных, сдавать не будет, так как он решил не продолжать учебу, а сразу
идти работать. Всякое бывает. Так что не стоит загонять ребят в жесткие рамки.
Более половины выпускников выбрали обществознание
В среднем участники ЕГЭ-2011 будут сдавать экзамены по 3-4 предметам, включая
обязательные. В этом году наиболее предпочтительными предметами стали
обществознание (его выбрали 55,4% всех участников), физика (27,2%), история
(23,2%), биология (21,6%), химия (12,2%). Менее популярные предметы -
литература (7,2%), география (4,4%), немецкий язык (0,5%), французский язык
(0,2%). В контрольных измерительных материалах ЕГЭ-2011 уменьшено количество
заданий с выбором ответа; введены практико-ориентированные задания; увеличена
доля заданий, выполнение которых требует опоры на логическое мышление, умение
делать выводы.
Источник: "Известия"