На заседании Правительства Кировской области утверждена концепция областной целевой программы «Развитие образования Кировской области» на 2012 – 2015 годы. Концепция создана в целях приведения системы образования в соответствие с приоритетами социально-экономического развития региона, актуальными и перспективными потребностям общества.
Программа «Развитие образования Кировской области» на 2012 – 2015 годы будет являться организационной основой государственной политики, определяющей основные направления развития и совершенствования региональной системы образования. Она обеспечивает преемственность мероприятий таких областных целевых программ, как «Развитие образования в Кировской области» и «Дети Кировской области», реализуемых в 2010 – 2011 годах.
Концепция программы разработана в контексте приоритетов Стратегии социально-экономического развития области и основных стратегических ориентиров в сфере образования на российском уровне: приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы.
Общий объём финансирования программы по предварительным оценкам составляет более 7,6 млн рублей, в том числе:
- средства федерального бюджета – чуть более 1 млн рублей,
- областного – 5,7 млн рублей,
- местных бюджетов – 857,6 тыс. рублей,
- средства внебюджетных источников – 47,7 тыс. рублей.
Целью программы является обеспечение каждому жителю доступности качественного образования, соответствующего современным стандартам и требованиям социально-экономического развития области. Для этого должны быть решены следующие приоритетные задачи:
- развитие муниципальных систем дошкольного образования;
- модернизация системы общего образования;
- совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
- развитие системы работы с талантливыми детьми и подростками;
- создание условий для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание единой информационной системы сферы образования области;
- развитие кадрового потенциала системы образования области.
В концепции запланировано направить средства областного и муниципальных бюджетов на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию зданий детских садов, что позволит ввести более 4000 новых мест.
При строительстве детского сада в г. Нолинске на 220 мест с плавательным бассейном, а также проведении реконструкции здания школы пгт Вахруши под дошкольное отделение на 75 мест будет использован механизм государственно-частного партнёрства.
В 2012 году сохранится необходимость проведения эксперимента по выплате ежемесячных пособий отдельным категориям родителей, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих детские сады. Предусмотрены выплаты 3494 семьям.
В сфере общего образования по-прежнему серьёзной проблемой остаётся наличие «малочисленных» сельских школ, в которых в условиях дефицита ресурсов невозможно создать условия, отвечающие современным требованиям к образовательному процессу.
Согласно ведомственной отчётности департамента образования только 15,9 % школьников области предоставлена возможность учиться в соответствии с основными современными требованиями, что ниже, чем в целом по России (48 %). Решение вопроса приобретает особую актуальность в связи с переходом школ области с 2011 года на новые федеральные государственные образовательные стандарты в рамках национальной инициативы «Наша новая школа».
Именно поэтому требуется ускорить формирование новой сети общеобразовательных учреждений, позволяющей повысить качество образования при эффективном использовании ресурсов. Все виды ресурсов и контингенты учащихся, особенно на старшей ступени обучения, необходимо сконцентрировать в крупных средних школах, так называемых базовых. В настоящее время определены 70 базовых школ, в том числе 16 государственных общеобразовательных учреждений, созданных в 2010 году.
Базовые школы возглавят школьные округа, включающие небольшие средние, основные и начальные школы, расположенные в пределах транспортной доступности. Ряд базовых школ возглавят образовательные кластеры, которые объединят ресурсы общеобразовательных учреждений, работающих по гуманитарным, естественнонаучным, физико-математическим и другим дисциплинам на углублённом и профильном уровнях.
Средства бюджетов всех уровней предполагается направить на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию школ, а также на покупку оборудования, приобретение школьных автобусов, развитие новых образовательных технологий, дистанционных форм обучения, оснащение спортивных залов и площадок, школьных пищеблоков и медицинских кабинетов.
В условиях модернизации профессионального образования планируется оптимизировать образовательные ресурсы областной системы профессионального образования. Решающую роль при этом будут играть центры профессионального образования по подготовке высококвалифицированных специалистов для приоритетных отраслей экономики, способствующих экономическому росту и развитию конкурентоспособности региона: сельского хозяйства, строительства, производства пищевых продуктов, металлургического производства и производства готовых металлических изделий, машиностроения. Для обеспечения эффективной работы центров профессионального образования запланировано проведение в них масштабных инфраструктурных изменений, направленных на создание современных условий обучения, соответствующих требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения, внедрение информационно–коммуникационных технологий, обеспечивающих сетевое взаимодействие учреждений и развитие дистанционных технологий обучения.
В концепции особое внимание уделено использованию при обучении талантливых детей и подростков самых современных технологий. Для стимулирования инновационной деятельности учреждений дополнительного образования запланировано оказать им государственную поддержку на конкурсной основе.
В Кировской области 3 % от численности детского населения составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Поэтому предусмотрены меры по созданию условий для интеграции их в общество. Предполагается провести капитальный ремонт 14 зданий и объектов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Запланировано приобрести для учреждений автобусы, оборудование, а для тех из них, которые имеют подсобные хозяйства, – сельскохозяйственный инвентарь. Предусмотрены мероприятия по пропаганде семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Для оказания помощи выпускникам интернатных учреждений по адаптации их в обществе будет создан Центр постинтернатного сопровождения выпускников.
На сегодняшний день основной проблемой системы образования области, как и в целом по России, является обеспечение отрасли высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами, обладающими высоким уровнем профессиональной готовности к деятельности в условиях модернизации образования.
Снижение престижа педагогической профессии из-за недостаточной социальной защищённости и низкого уровня заработной платы привело к оттоку специалистов в другие отрасли, к росту числа учителей пенсионного возраста и уменьшению доли молодых педагогов в образовательных учреждениях. Среди педагогов 16 % составляют учителя пенсионного возраста. При этом доля учителей со стажем работы до 5 лет всего 7 %.
Общая потребность в педагогах по области на 1 февраля 2011 года составляла 903 человека. Мониторинг потребности в педагогических кадрах и структуры выпуска из учреждений высшего и среднего профессионального образования педагогического профиля показал, что сегодня потребность в кадрах не восполняется количеством выпускников по многим специальностям. Устойчивым спросом пользуются воспитатели дошкольных учреждений, учителя математики, иностранного языка, физкультуры, русского языка, физики, начальных классов, технологии, логопеды.
Наибольшую потребность в педагогах испытывают учреждения образования Омутнинского, Слободского, Юрьянского районов и городов Кирова, Кирово-Чепецка, Котельнича, Вятских Полян.
В концепции предусмотрены мероприятия, обеспечивающие основные направления развития кадров: поиск и поддержка талантливых выпускников школ, поступающих на педагогические специальности; поддержка молодых специалистов; внедрение новых форм повышения квалификации; стимулирование инновационной деятельности педагогов.
В ходе выполнения мероприятий программы ожидается:
- сокращение очерёдности в дошкольных образовательных учреждениях;
- создание новой сети общеобразовательных учреждений, позволяющей эффективно использовать все виды ресурсов;
- формирование качественной системы начального и среднего профессионального образования, позволяющей эффективно взаимодействовать с местным рынком труда и готовить высококвалифицированные кадры по приоритетным направлениям экономики области;
- совершенствование системы работы с талантливыми детьми и подростками;
- создание условий для интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество;
- обеспечение в образовательных учреждениях условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников;
- использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
- переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
- внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс управления образованием на всех уровнях;
- создание и апробация на базе областных инновационных площадок современных моделей выявления и поддержки одарённых детей, успешной социализации детей, государственно-общественного управления образованием и их распространение на территории области;
- привлечение в отрасль высококвалифицированных кадров, а также молодых специалистов.