Главная » 2011 » Октябрь » 27
Первый вопрос, обсуждаемый на коллегии, касался проблем, связанных с реализацией мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, и повышения заработной платы учителям, в частности.
На обсуждение были приглашены не только представители министерств и ведомств, но и учителя из регионов.
Открыл заседание руководитель департамента образования регионального развития Сергей Кравцов. Он ознакомил всех собравшихся с официальными расчетами реализации проекта, которые составлены по данным от органов управления образования регионов и на которых, собственно, были построены расчеты. По его словам, при реализации проекта был использован эффективный механизм хорошо зарекомендовавшего себя комплексного проекта модернизации образования. Уже с сентября этого года средняя заработная плата учителей в 40 субъектах России сравняется со средней зарплатой первого квартала 2011 года. Четыре субъекта эти показатели превысят, а оставшиеся 38 субъектов повысят заработную плату учителей на 30% до средней заработной платы региона на первый квартал текущего года. Сергей Кравцов отметил, что вопросы, которые сейчас возникают, связаны с непониманием учителей именно конечной цели проекта и доведения заработной платы учителя до средней заработной платы региона. «36 субъектов РФ повысили заработную плату учителя менее чем на 30% и довели ее до уровня средней заработной платы региона на первый квартал 2011 года», - уточнил Кравцов.

С данными постоянного мониторинга реализации проекта ознакомил научный руководитель ИПОП «Эврика» Александр Адамский. Он отметил, что главная сложность проекта - это достижение национального проекта «Образование» потому что конституциональная система стала децентрализовываться. «Децентрализация как ключевой эффект комплексной модернизации приводит к тому, что, даже если глава правительства повысит зарплату на 30%, то сама система приняла такой институциональный характер, что принятие решения должно происходить на нижнем уровне. С одной стороны, это достижение, с другой стороны - проблема, так как распределение не происходит на федеральном уровне», - сказал Александр Адамский.
Результаты мониторинга показали, что не все регионы заполняют данные так, как бы этого хотелось. Особенно настораживает несоответствие уровня финансирования и уровня заполнения некоторых данных.Тем не менее, большое количество регионов заполнили данные правильно, 43 субъекта - более 80%, 29 - от 40% до 80%, 11 - менее 40%, 15 регионов провели корректировку данных. Анализ промежуточных данных по 40 субъектам РФ показал, что 21 субъект превысил запланированный уровень среднемесячной начисленной заработной платы, а 19 субъектов этого уровня не достигли. Адамский привел примеры эффективных региональных моделей:
•Определение конкурсных механизмов распределения специально создаваемых фондов развития качества для увеличения объемов стимулирующей части ФОТ лучших образовательных учреждений - Калининградская и Липецкая области;
•Начало разработки нормативно-правовой базы, устанавливающей связь величины норматива финансирования со значением средней заработной платы в экономике региона - Иркутская область;
•Установление большей дифференциации выплат (или окладов) учителям, имеющим первую и высшую квалификационную категории - Калининградская и Астраханская области;
•Отработка механизмов нормативно-подушевого финансирования образовательных программ для детей с особыми нуждами под задачу обеспечения инклюзивного образования - Калининградская область.
•В заключение научный руководитель ИПОП «Эврики» привел примеры рисков, которые могут возникнуть при реализации проекта. Среди таких рисков - неучет в некоторых регионах повышения средней заработной платы учителя для расчета зарплаты директора школы снижает эффективность реализации региональных комплексов мер; отсутствие институциональных механизмов перераспределения средств сэкономленных учреждениями на энергопотреблении на другие коды бюджетной классификации не позволяет эффективно обеспечивать решение задачи повышения энергоэффективности школ; отсутствие адресной модели организации и финансирования системы повышения квалификации не позволяет во многих регионах эффективно обеспечивать повышение квалификации педагогических работников под задачи введения ФГОС ступеней общего образования.

Также необходимо отметить, что проект стимулировал в регионах повышение заработной платы учителям не только общеобразовательных учреждений. Например, в Смоленской области с октября 2011 года заработная плата всем педагогическим работникам и руководителям образовательных учреждений, в том числе и на уровне дошкольных образовательных учреждений будет повышена на 30% по отношению к 1 кварталу 2011 года.
В продолжение заседания о проделанной работе отчитались регионы. Председатель Комитета по образованию Волгоградской области Мария Симонова рассказала о том, что в их субъекте план был перевыполнен. С учетом повышения на 6,5% с первого июня, средняя зарплата учителя составила 14141 рубль. В Калужской области было запланировано поднять заработную плату до суммы 19937 рублей. По словам министра образования Калужской области Александра Аникеева, эту цифру они определили, учитывая быстрый рост средней заработной платы в регионе в связи со стремительными темпами развития экономики в субъекте. В Республике Бурятия средняя заработная плата учителя на сентябрь 2011 года составила 18276 рублей, т.е. рост составил 23,6% относительно первого квартала текущего года, а средняя зарплата по республике составляет 18099 рублей.

В завершении заседания коллегии Минобрнауки РФ выступили директор московской школы и заместитель директора лицея №67 г. Иваново. Директор московской школы отметила, что такому региону, как Москва, нельзя жаловаться на низкие зарплаты, это неоправдано, однако сейчас появилась возможность связать качество образования и зарплату. Заместитель директора ивановского лицея Татьяна Океанская также обратила внимание на появившуюся возможность дифференцировать зарплату педагогов в зависимости от результата труда. Она подчеркнула, что в целом повысился уровень организационной и правовой культуры педагогического коллектива и произошло стимулирование развития образовательного учреждения. На вопрос Андрея Фурсенко о количестве молодых педагогов в данных образовательных учреждениях, директора ответили, что в этом году к ним пришли работать молодые учителя. По их мнению, это напрямую связано с увеличением заработной платы.
Таким образом, по итогам коллегии был сделан следующий вывод: необходимо не только лоббировать интересы тех, кто работает в отрасли, но и задуматься о том, какие результаты этот проект принесет каждому гражданину РФ.

Категория: Образование в Кировской области | Просмотров: 875 | Добавил: okpep | Дата: 27.10.2011