В начале октября в г. Сочи в рамках Всероссийского психологического форума «Обучение. Воспитание. Развитие – 2011» прошёл Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2011».
Кировскую область на конкурсе представляла Рахматуллина Алсу Гилемхановна, педагог-психолог высшей категории школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Сосновка Вятскополянского района, победитель областного конкурса «Педагог-психолог Кировской области – 2011». По итогам Всероссийского конкурса А. Г. Рахматуллина стала дипломантом в номинации «За творчество и профессионализм».
Для справки. Конкурс проводился общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России», Московским городским психолого-педагогическим университетом, Центром практической психологии образования при поддержке Министерства образования и науки РФ.
Основные цели – развитие службы практической психологии в системе образования, пропаганда психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности, способствующей повышению гуманистической направленности, эффективности, конкурентоспособности российского образования; повышение профессионального уровня и реализация творческого потенциала психологов образования России.
Участниками конкурса стали педагоги из 32 регионов страны. Абсолютным победителем конкурса признан педагог-психолог из Новосибирска.
|
Сегодня в областном Дворце творчества детей и молодёжи – мемориале состоялся торжественный приём Губернатора Кировской области Н.Ю. Белых по случаю Международного дня учителя. В мероприятии также приняли участие председатель областного Законодательного собрания А.М. Ивонин, заместитель Председателя Правительства области А.А. Галицких, глава департамента образования А.М. Чурин.
Никита Юрьевич поздравил лучших учителей области – 119 педагогов, ставших в 2011 году лауреатами премии Президента РФ и премии Правительства Кировской области. В их лице поздравления были адресованы всему педагогическому сообществу региона.
День учителя давно стал всенародным праздником, - сказал Губернатор. – Каждый человек становится личностью, обретает себя в счастливую пору ученичества. Добрая память возвращает нас в школу, к любимым педагогам. Первые наставники и воспитатели, вы закладываете в сердца и души людей зёрна добра, нравственности и просвещения. С вашей помощью ученик открывает мир, познаёт законы многих наук, становится Человеком с большой буквы. Никогда не потеряет верности утверждение, что труд учителей создаёт будущее нашей страны, края и города. Становление этого будущего идёт ещё в детских садах, школьных классах, студенческих аудиториях – именно здесь сосредоточен огромный интеллектуальный потенциал – достояние и главное богатство Вятского края.
Н.Ю. Белых отметил: учителям, воспитателям детских садов, преподавателям профессионального образования Кировской области есть чем гордиться. Высокое качество образования в нашем регионе признано на общероссийском уровне. Об этом свидетельствуют успешные выступления кировских школьников и обучающихся профессионального образования на окружных, всероссийских и международных олимпиадах, творческих и спортивных соревнованиях.
В 2011 году, по словам Никиты Юрьевича, в системе образования Кировской области произошли значительные изменения. В регионе реализуется комплексный проект модернизации системы общего образования, ключевая цель которого – повышение среднего уровня заработной платы учителей. Действует программа поддержки молодых специалистов, выстраивается система поиска и поддержки талантливых выпускников школ, поступающих на педагогические специальности. В регионе открываются новые образовательные учреждения, укрепляется материально-техническая база, приобретается современное оборудование, которое позволяет педагогам вести процесс обучения на основе самых передовых технологий.
- Спасибо вам, дорогие учителя, за стремление к новаторству, за сохранение энергии и веры в своё высокое предназначение. Желаю всем работникам образования оптимизма, радости творчества, удач во всех начинаниях и успехов в труде на благо Вятского края и его граждан, - сказал Никита Юрьевич.
Губернатор вручил дипломы Министерства образования и науки РФ 9-и учителям области, награждённым в 2011 г. премией Президента РФ.
Также сегодня были вручены дипломы Правительства области 50 лучших учителям, 30 воспитателям, 15 лучшим преподавателям спецдисциплин и 15 мастерам производственного обучения системы профессионального образования – победителям конкурсного отбора лучших педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Пресс-центр Правительства области
|
С 3 по 10 октября 2011 года в г. Сочи пройдёт Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2011».
Организаторы – общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», Московский городской психолого-педагогический университет, Центр практической психологии образования при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.
Основные цели – развитие службы практической психологии в системе образования, пропаганда психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности, способствующей повышению гуманистической направленности, эффективности, конкурентоспособности российского образования; повышение профессионального уровня и реализация творческого потенциала психологов образования России.
В конкурсе примут участие педагоги-психологи - победители региональных конкурсов профессионального мастерства.
От Кировской области в конкурсе участвует Рахматуллина Алсу Гилямхановна, педагог-психолог школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Сосновка Вятскополянского района, – победитель областного конкурса «Педагог-психолог Кировской области – 2011», который состоялся в мае этого года. Для участия во Всероссийском конкурсе Алсу Гилямхановна подготовила открытое занятие, задания «Стенгазета» и «Кейсы».
Жюри Всероссийского конкурса в составе авторитетных учёных и психологов-практиков оценит уровень профессионального мастерства педагогов, их коммуникативные навыки. Финалистами конкурса будут признаны 10 участников, набравших наибольшее количество баллов. Первое место будет присуждено участнику, набравшему максимальное количество баллов. Все победители конкурса будут награждены специальными дипломами и памятными подарками.
Для справки. Кировские педагоги-психологи третий год принимают участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства. В 2009 году звания лауреата удостоен педагог-психолог специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида г. Кирово-Чепецка, ныне директор средней общеобразовательной школы № 2 г. Кирово-Чепецка Юрий Павлович Нестеров; в 2010 году – педагог-психолог Тужинской школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Роман Николаевич Вербицкий.
|
13-14 сентября на базе Вятской гуманитарной гимназии (ул. Свободы, 76) пройдут отборочные туры школьников, желающих принять участие в программе культурного обмена «FLEX», проводимой Американскими советами по международному образованию при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.
Победители конкурса получают возможность поехать на один учебный год в США, где будут проживать в американских семьях и обучаться в государственных средних школах. Участие в конкурсе и программе бесплатное.
В конкурсе могут принять участие учащиеся 8-х, 9-х и 10-х классов, граждане России, которые родились в период с 1 января 1995 года по 15 июля 1997 года, владеют английским языком в рамках учебной программы средней школы, за последние 5 лет не проживали в США более 3-х месяцев и не имеют препятствий для получения американской визы. К участию также приглашаются школьники с ограниченными физическими возможностями, родившиеся в период с 15 марта 1994 года по 15 июля 1997 года и учащиеся в 8-ом, 9-ом, 10-ом или 11-ом классе. Для них будут организованы специальные условия для тестирования.
Конкурс предусматривает объективную оценку всех участников в зависимости от показанных ими результатов. Конкурс включает в себя три тура и будет проходить в период с сентября по декабрь 2011 года по всей России.
Конкурс будет проходить на базе Вятской гуманитарной гимназии (ул. Свободы, 76). Начало первого тура – 13 сентября 2011 года в 09.00.
Для справки. Программа «FLEX» работает в России с 1993 года. Каждый год финалистами программы становятся 350 учеников старших классов российских школ, среди них 20 ребят с ограниченными физическими возможностями (подробная информация о программе - по телефонам в Санкт-Петербурге: (812) 320-79-81, (812) 320-79-82).
В прошлом учебном году победителями конкурса стали четыре участника: 2 старшеклассницы из гимназии №1 г.Кирово-Чепецка, 1 ученица из школы №40 г.Кирова, 1 человек из лингвистической гимназии г.Кирова.
Также с 2009 года по программе Американских Советов по международному образованию «NSLI for youth» американские школьники на базе образовательных учреждений нашей области имеют возможность изучать русский язык, культуру, историю.
Тел. для справок: (8332) 64–82–31 – Вологжанина Валерия Владимировна, директор Вятской гуманитарной гимназии.
|
На встрече обсуждалась ситуация в сфере школьного и высшего образования в Кировской области, поднимались вопросы улучшения качества обучения и условий жизни студентов, развития университетских кампусов.
Д.МЕДВЕДЕВ: Никита Юрьевич, у нас новый учебный год начался не только для школьников, но и для студентов. Я хотел бы ближайшие несколько недель посвятить именно вопросам студенчества; естественно, социальным вопросам; образовательным вопросам. У нас целый ряд важных решений принимался, посвящённых развитию института студенчества в нашей стране. И конечно, всё связано с изменением законодательства об образовании, новыми подходами к университетскому образованию. В то же время есть масса проблем в обустройстве студенческого быта, решении обычных житейских проблем для студентов. Я хотел бы, чтобы Вы мне доложили, как у Вас с этим дела. Естественно, всё, что я буду обсуждать, в том числе и с губернаторами, и с Вами в данном случае, в конечном счёте ляжет в основу набора поручений по этой теме.
Н.БЕЛЫХ: Спасибо, Дмитрий Анатольевич, что подняли эту тему. Мне кажется, на сегодняшнем этапе, когда мы говорим о модернизации страны, нам просто нельзя не уделять самое пристальное внимание тем людям, которые в целом эту модернизацию должны и осуществлять, и в дальнейшем работать, и управлять в государстве через несколько лет.
Кировская область, и город Киров, в данном случае, мне кажется, достаточно репрезентативный регион. Есть одна особенность, которую тоже необходимо учитывать, когда мы говорим о системе высшего образования. Высшее образование нельзя рассматривать отдельно вообще от системы образования как такового. Хотя разные уровни бюджетов их на сегодняшний день содержат, тем не менее я бы всё равно начал с того, что из себя представляет Кировская область в плане образования вообще. У нас есть специфика – она хорошая специфика: у нас очень качественное среднее образование, в Кировской области. По интегральным показателям (здесь и ЕГЭ, и медалисты, и призёры и победители олимпиад различных уровней) Кировская область входит в десятку лучших регионов России. А по такому показателю, как количество победителей и призёров всероссийских и международных олимпиад на 100 тысяч населения, мы занимаем первое место в России. Москва, кстати, занимает шестое.
И, с одной стороны, мы очень радуемся этим успехам, то есть мы действительно работаем над поощрением и развитием талантливых детей, и я по этому вопросу докладывал в том числе на Госсовете в 2009 году. Но эта медаль имеет и обратную сторону. Те талантливые, те замечательные школьники, которые учатся в Кировской области, получают возможность учиться где угодно, и, собственно говоря, естественно, очень большое количество молодёжи, принимая решение после сдачи единого госэкзамена, принимает решение об учёбе в других регионах.
Мы начиная с прошлого года решили проводить эксперимент, и эксперимент пока показывает хорошие результаты. Тем выпускникам, которые в совокупности по трём экзаменам получили больше 250 баллов, а это очень высокий результат, который, собственно говоря, позволяет поступить практически в любой московский вуз, но при этом приняли решение остаться учиться в Кировской области, в наших вузах, мы платим дополнительную стипендию. То есть эта стипендия может показаться не очень большой, но для Кировской области она достаточно ощутима – 2,5 тысячи рублей в месяц. А если в числе тех экзаменов, которые сдавал выпускник, есть ещё 100 баллов, то он получает 4330 рублей, это минимальный размер оплаты труда. Да, и кроме того, мы эти 2,5 тысячи платим ещё и тем, кто, может быть, не получил 250 баллов, но имеет золотую или серебряную медаль. Потому что вообще система медалистов как-то на сегодняшний день немножко затёрлась. Если раньше медалисты имели определённые преимущества (я сам, как выпускник школы с золотой медалью, сдавал один экзамен при поступлении в университет), то сейчас вроде и медали остались, но они уже никак не играют.
Д.МЕДВЕДЕВ: Знаете, я не был медалистом, сдавал все экзамены, но, конечно, отношение было другое, в том числе потому, что этих медалей было меньше.
Н.БЕЛЫХ: Конечно.
Д.МЕДВЕДЕВ: И оценка была высшей в этом смысле категорией для знаний соответствующего ученика. Как Вы предлагаете – стимулировать их так же?
Н.БЕЛЫХ: Да, мы их также приравняли к тем, кто набрал 250 баллов. В прошлом году у нас такие стипендии получали чуть меньше 100 человек – 96, если быть точным, кто принял решение остаться здесь. Сейчас данные по этому году ещё окончательно подводятся, но пока по предварительным данным – при том что количество выпускников несколько ниже, чем было в 2010 году, – количество выпускников, которые приняли решение остаться в Кировской области, почти в 1,5 раза больше. В общем, мы эту меру рассматриваем и оцениваем как весьма эффективную.
Д.МЕДВЕДЕВ: Позволяющую задерживать в регионе именно тех, кто…
Н.БЕЛЫХ: Да. Понятно, что её нельзя рассматривать как абсолютную, потому что есть и такие ученики, и их надо бы поддерживать и приветствовать, которые уже в школе определились с тем, чем они хотят заниматься.
Д.МЕДВЕДЕВ: И с местом учёбы тоже.
Н.БЕЛЫХ: И с местом учёбы. Допустим, по данному направлению в Кирове нет соответствующей базы – естественно, они будут уезжать. И наша задача сделать так, чтобы они вернулись в конечном итоге. А если просто, что называется, ученики, которые хорошо учились и которые планируют поступать на достаточно распространённые специальности, которые могут давать и наши вузы, а они, в общем, достаточно неплохо смотрятся в рейтинге российских вузов, то мы их, естественно, поощряем.
Но если уже переходить, собственно, к системе высшего образования, то мы достаточно плотно этим вопросом занимаемся. И с советом ректоров Кировской области общаемся достаточно подробно, и те проблемы, которые есть, они нам понятны. Мы мало что можем сделать, поскольку разные уровни финансирования: высшая школа финансируется из федерального бюджета, тем не менее совместные проекты мы реализуем.
Первая и, на мой взгляд, очень важная задача вообще в масштабах страны, не в масштабах даже отдельного региона, – это, конечно, обеспечение высших учебных заведений общежитиями. Потому что на сегодняшний день в числе тех конкурентных преимуществ вузов, которые есть, как это ни грустно, иногда высшую роль играют не те знания, которые там даются, не качество образования, а вообще наличие собственной материально-технической базы – и прежде всего общежития. И в этом плане понятно, что необходимы, видимо, совместные усилия. Я подчёркиваю, что высшая школа – федеральный бюджет, но мы здесь готовы тоже как-то соучаствовать, поскольку речь идёт о тех людях, которые учатся и живут на нашей территории. Это, наверное, какие-то программы, связанные со строительством новых общежитий, причём понятно, что новые общежития должны обеспечивать не только простейшее проживание, но и, собственно говоря, содержать какие-то элементы социальной инфраструктуры, которой в достаточной мере не хватает. Здесь речь идёт и о спортивных объектах, речь идёт и о культурных объектах, потому что то, что сегодня происходит в вузах в плане развития спорта и в плане развития культуры, очень часто происходит не благодаря инфраструктуре, а скорее вопреки. И здесь, мне кажется, учитывая, что современный человек – это человек не только обладающий хорошими знаниями, а всё-таки свободно мыслящий, креативный, активно общающийся в своём социуме, то мы такого рода направления должны поддерживать.
Д.МЕДВЕДЕВ: В отношении социальных условий студентов, у нас ситуация, мягко говоря, очень сложная, многие общежития просто десятилетиями не ремонтировались, в удручающем состоянии. И это тоже часть учебного процесса, именно так к этому мы должны относиться. Конечно, главное, что получит в конечном счёте студент после окончания университета, – качество профессорско-преподавательского коллектива, ти, стало быть, качества образования. Но, как известно, то, где мы живём, тоже определяет наше сознание. И в этом плане крайне важно, чтобы развитие крупных университетских центров или ведущих вузов в регионе происходило по мировому сценарию. Потому что если есть возможности, то лучше всё выносить в отдельный университетский кампус, и всё в этом городке и развивать. Тогда там будут и общежития современные, и какие-то возможности для отдыха, и для спорта, конечно. Но это не везде можно сделать, но это всё-таки возможные пути. И, кстати, мне кажется, это как раз создаёт дополнительные возможности для того, чтобы проводить разумное объединение университетов. А нам нужно этим заниматься, потому что количество высших учебных заведений у нас избыточное. Скажем прямо, далеко не все обеспечивают нужное качество образования, и чем лучше мы будем заниматься их укрупнением, консолидацией и на основе этого давать им новые образовательные характеристики, тем будет лучше для всех.
Спасибо.
|
Минобрнауки России информирует, что в рамках реализации поручения Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина по модернизации региональных систем общего образования и повышению заработной платы учителей в срок до 1 августа 2011 года заключены все соглашения с субъектами Российской Федерации, в соответствии с которыми направлены средства из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации в общем объёме 20,0 млрд рублей.
Обсуждение региональной специфики модернизации образования прошло во всех субъектах Федерации в ходе традиционных августовских педагогических совещаний. Реализация данного проекта позволит повысить качество условий обучения и уровня образования в российских школах, привлечь молодых учителей на работу в общеобразовательные учреждения, повысить квалификацию учителей, активизировать аттестационные процедуры руководителей школ и педагогов, стимулирует введение федеральных государственных образовательных стандартов. Значимым результатом проекта является существенное повышение средней заработной платы учителей.
К 2013 году планируется довести средние значения заработной платы учителей в каждом субъекте Российской Федерации до средней заработной платы по экономике соответствующего региона.
При этом Минобрнауки России обращает особое внимание на то, что с сентября текущего года уже в 44 субъектах Российской Федерации средний уровень заработной платы учителей достигнет среднего значения заработной платы в целом по экономике соответствующих регионов: Белгородская область, Владимирская область, Ивановская область, Калужская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Саратовская область, Тамбовская область, Тульская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Санкт-Петербург, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Волгоградская область, Ростовская область, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Башкортостан, Республика Тыва, Чувашская Республика – Чувашия, Нижегородская область, Пензенская область, Самарская область, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Республика Алтай, Республика Бурятия, Алтайский край, Забайкальский край, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Камчатский край, Сахалинская область, Чукотский автономный округ и Москва.
В остальных 38 субъектах Российской Федерации средняя заработная плата учителей приблизится к средней заработной плате по экономике соответствующего региона. В них повышение среднего уровня заработной платы учителей с сентября по отношению к средней заработной плате учителей за первый квартал текущего года будет не менее тридцати процентов: Брянская область, Воронежская область, Костромская область, Курская область, Рязанская область, Смоленская область, Тверская область, Ярославская область, Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Республика Адыгея (Адыгея), Астраханская область, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Ставропольский край, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Кировская область, Оренбургская область, Пермский край, Ульяновская область, Курганская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская область, Томская область, Приморский край, Амурская область, Магаданская область, Еврейская автономная область.
Конкретные обязательства субъектов Российской Федерации по повышению средней заработной платы учителей отражены в соглашениях, с которыми можно ознакомиться на сайте по адресу: http://er.ru/projects/2011/8/9/modernizatsiya-obrazovaniya/.
По результатам реализации проекта в 2011 году будут приняты решения об определении размера субсидии на 2012 год для каждого конкретного субъекта Российской Федерации.
|
12
августа журналисты областных СМИ побывали в с. Бурмакино Кирово-Чепецкого
района, где ознакомились с ходом подготовки учебных заведений к 1 сентября. Как
проинформировал заместитель главы областного департамента образования А. М.
Измайлов, создание комфортных и безопасных условий для детей в школах и детских
садах – приоритетное направление деятельности Правительства области.
Особое
внимание областная и муниципальные власти уделяют подготовке школ к учебному
году. На выполнение всех предписаний надзорных органов в 2011 году из
консолидированного бюджета региона было выделено 515 млн рублей (300 млн рублей
– в рамках областных целевых программ, более 200 млн рублей – средства
муниципальных бюджетов).
Благодаря
этому на сегодняшний день уже 507 образовательных учреждений (почти 80 процетов
всех школ) готовы к эксплуатации и по линии Роспожнадзора, и по линии
Роспотребнадзора. Например, в Кирово-Чепецком районе на подготовку школ к 1
сентября было выделено около 13 млн рублей. За счёт этих средств выполняются
предписания надзорных органов, в частности, во всех школах района по требованию
Госпожнадзора полностью заменено горючее половое покрытие (линолеум) на
негорючее – керамогранит и сертифицированный противопожарный линолеум.
В
июле – одной из первых и без замечаний – была принята средняя
общеобразовательная школа в с. Бурмакино. Только на обеспечение противопожарной
безопасности школы из районного бюджета было выделено 114 тыс. рублей.
Кроме
того, как сообщил Александр Михайлович, в рамках введения новых федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования до 20
августа все школы должны получить бесплатные комплекты учебников для
первоклассников. На эти цели из областного бюджета в рамках региональной
целевой программы «Развитие образования в Кировской области на 2011 год»
выделено 16,3 млн рублей, закуплено 13,4 тыс. комплектов учебников. 25
комплектов уже поступили в библиотеку Бурмакинской средней школы.
|
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» во II полугодии 2011 года (сентябрь-декабрь) проводит интернет-семинары для специалистов образовательных учреждений.
В режиме реального времени квалифицированные эксперты области образования смогут дать разъяснения по изменениям законодательства и ответить на вопросы участников.
|
| На заседании Правительства Кировской области утверждена концепция областной целевой программы «Развитие образования Кировской области» на 2012 – 2015 годы. Концепция создана в целях приведения системы образования в соответствие с приоритетами социально-экономического развития региона, актуальными и перспективными потребностям общества.
Программа «Развитие образования Кировской области» на 2012 – 2015 годы будет являться организационной основой государственной политики, определяющей основные направления развития и совершенствования региональной системы образования. Она обеспечивает преемственность мероприятий таких областных целевых программ, как «Развитие образования в Кировской области» и «Дети Кировской области», реализуемых в 2010 – 2011 годах.
Концепция программы разработана в контексте приоритетов Стратегии социально-экономического развития области и основных стратегических ориентиров в сфере образования на российском уровне: приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы. Общий объём финансирования программы по предварительным оценкам составляет более 7,6 млн рублей, в том числе: - средства федерального бюджета – чуть более 1 млн рублей, - областного – 5,7 млн рублей, - местных бюджетов – 857,6 тыс. рублей,
- средства внебюджетных источников – 47,7 тыс. рублей. Целью программы является обеспечение каждому жителю доступности качественного образования, соответствующего современным стандартам и требованиям социально-экономического развития области. Для этого должны быть решены следующие приоритетные задачи: - развитие муниципальных систем дошкольного образования; - модернизация системы общего образования; - совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями регионального рынка труда; - развитие системы работы с талантливыми детьми и подростками; - создание условий для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - создание единой информационной системы сферы образования области;
- развитие кадрового потенциала системы образования области.
В концепции запланировано направить средства областного и муниципальных бюджетов на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию зданий детских садов, что позволит ввести более 4000 новых мест.
При строительстве детского сада в г. Нолинске на 220 мест с плавательным бассейном, а также проведении реконструкции здания школы пгт Вахруши под дошкольное отделение на 75 мест будет использован механизм государственно-частного партнёрства.
В 2012 году сохранится необходимость проведения эксперимента по выплате ежемесячных пособий отдельным категориям родителей, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих детские сады. Предусмотрены выплаты 3494 семьям.
В сфере общего образования по-прежнему серьёзной проблемой остаётся наличие «малочисленных» сельских школ, в которых в условиях дефицита ресурсов невозможно создать условия, отвечающие современным требованиям к образовательному процессу.
Согласно ведомственной отчётности департамента образования только 15,9 % школьников области предоставлена возможность учиться в соответствии с основными современными требованиями, что ниже, чем в целом по России (48 %). Решение вопроса приобретает особую актуальность в связи с переходом школ области с 2011 года на новые федеральные государственные образовательные стандарты в рамках национальной инициативы «Наша новая школа».
Именно поэтому требуется ускорить формирование новой сети общеобразовательных учреждений, позволяющей повысить качество образования при эффективном использовании ресурсов. Все виды ресурсов и контингенты учащихся, особенно на старшей ступени обучения, необходимо сконцентрировать в крупных средних школах, так называемых базовых. В настоящее время определены 70 базовых школ, в том числе 16 государственных общеобразовательных учреждений, созданных в 2010 году.
Базовые школы возглавят школьные округа, включающие небольшие средние, основные и начальные школы, расположенные в пределах транспортной доступности. Ряд базовых школ возглавят образовательные кластеры, которые объединят ресурсы общеобразовательных учреждений, работающих по гуманитарным, естественнонаучным, физико-математическим и другим дисциплинам на углублённом и профильном уровнях.
Средства бюджетов всех уровней предполагается направить на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию школ, а также на покупку оборудования, приобретение школьных автобусов, развитие новых образовательных технологий, дистанционных форм обучения, оснащение спортивных залов и площадок, школьных пищеблоков и медицинских кабинетов.
В условиях модернизации профессионального образования планируется оптимизировать образовательные ресурсы областной системы профессионального образования. Решающую роль при этом будут играть центры профессионального образования по подготовке высококвалифицированных специалистов для приоритетных отраслей экономики, способствующих экономическому росту и развитию конкурентоспособности региона: сельского хозяйства, строительства, производства пищевых продуктов, металлургического производства и производства готовых металлических изделий, машиностроения. Для обеспечения эффективной работы центров профессионального образования запланировано проведение в них масштабных инфраструктурных изменений, направленных на создание современных условий обучения, соответствующих требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения, внедрение информационно–коммуникационных технологий, обеспечивающих сетевое взаимодействие учреждений и развитие дистанционных технологий обучения.
В концепции особое внимание уделено использованию при обучении талантливых детей и подростков самых современных технологий. Для стимулирования инновационной деятельности учреждений дополнительного образования запланировано оказать им государственную поддержку на конкурсной основе.
В Кировской области 3 % от численности детского населения составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Поэтому предусмотрены меры по созданию условий для интеграции их в общество. Предполагается провести капитальный ремонт 14 зданий и объектов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Запланировано приобрести для учреждений автобусы, оборудование, а для тех из них, которые имеют подсобные хозяйства, – сельскохозяйственный инвентарь. Предусмотрены мероприятия по пропаганде семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Для оказания помощи выпускникам интернатных учреждений по адаптации их в обществе будет создан Центр постинтернатного сопровождения выпускников.
На сегодняшний день основной проблемой системы образования области, как и в целом по России, является обеспечение отрасли высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами, обладающими высоким уровнем профессиональной готовности к деятельности в условиях модернизации образования.
Снижение престижа педагогической профессии из-за недостаточной социальной защищённости и низкого уровня заработной платы привело к оттоку специалистов в другие отрасли, к росту числа учителей пенсионного возраста и уменьшению доли молодых педагогов в образовательных учреждениях. Среди педагогов 16 % составляют учителя пенсионного возраста. При этом доля учителей со стажем работы до 5 лет всего 7 %.
Общая потребность в педагогах по области на 1 февраля 2011 года составляла 903 человека. Мониторинг потребности в педагогических кадрах и структуры выпуска из учреждений высшего и среднего профессионального образования педагогического профиля показал, что сегодня потребность в кадрах не восполняется количеством выпускников по многим специальностям. Устойчивым спросом пользуются воспитатели дошкольных учреждений, учителя математики, иностранного языка, физкультуры, русского языка, физики, начальных классов, технологии, логопеды.
Наибольшую потребность в педагогах испытывают учреждения образования Омутнинского, Слободского, Юрьянского районов и городов Кирова, Кирово-Чепецка, Котельнича, Вятских Полян.
В концепции предусмотрены мероприятия, обеспечивающие основные направления развития кадров: поиск и поддержка талантливых выпускников школ, поступающих на педагогические специальности; поддержка молодых специалистов; внедрение новых форм повышения квалификации; стимулирование инновационной деятельности педагогов. В ходе выполнения мероприятий программы ожидается: - сокращение очерёдности в дошкольных образовательных учреждениях; - создание новой сети общеобразовательных учреждений, позволяющей эффективно использовать все виды ресурсов; - формирование качественной системы начального и среднего профессионального образования, позволяющей эффективно взаимодействовать с местным рынком труда и готовить высококвалифицированные кадры по приоритетным направлениям экономики области; - совершенствование системы работы с талантливыми детьми и подростками; - создание условий для интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество; - обеспечение в образовательных учреждениях условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников; - использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения; - переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде; - внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс управления образованием на всех уровнях; - создание и апробация на базе областных инновационных площадок современных моделей выявления и поддержки одарённых детей, успешной социализации детей, государственно-общественного управления образованием и их распространение на территории области;
- привлечение в отрасль высококвалифицированных кадров, а также молодых специалистов.
|
|
В Правительстве области состоялось заседание координационного совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Губернаторе области. О результатах реализации нацпроекта в сфере образования за 1-е полугодие 2011 года членам совета доложил заместитель главы департамента образования Александр Михайлович Измайлов.
Он проинформировал о том, что в 2011 году на условиях софинансирования из федерального бюджета на территории Кировской области реализуются такие направления нацпроекта, как «Выплата ежемесячного дополнительного денежного вознаграждения классным руководителям», «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», «Поощрение лучших учителей», «Поддержка талантливой молодёжи»; за счёт средств областного и местных бюджетов в 2011 году реализуется направление «Совершенствование организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений».
В 2011 году в рамках ПНП «Образование» предусмотрено освоить почти 207 млн рублей, из них средства областного бюджета – 67,4 млн рублей. По итогам 1-го полугодия освоено 70,6 млн рублей (в том числе 21,9 млн рублей областных средств). Так, в рамках реализации мероприятий по дистанционному образованию подключены рабочие места детей-инвалидов и учителей, а также оплачен доступ к образовательным ресурсам в сети Интернет на общую сумму 2,25 млн рублей.
В рамках соглашения с Минобрнауки РФ региону будет предоставлена федеральная субсидия на организацию дистанционного образования в объеме 22,7 млн рублей. Средства пойдут на создание условий для обучения 60 детей-инвалидов, а также обучение педагогов и родителей.
В первом полугодии классным руководителям выплачено 68,5 млн рублей, из них за счёт средств областного бюджета 19,7 млн рублей.
В рамках поощрения лучших педработников 9 учителей получат денежные поощрения в размере 200 тыс. рублей за счёт средств федерального бюджета, 110 педагогов получат премии Правительства Кировской области по 20 тыс. рублей.
Для поддержки талантливой молодёжи проведены все 10 конкурсных мероприятий, вошедших в Перечень региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий, победители которых могут претендовать на присуждение премий для поддержки талантливой молодёжи в рамках реализации ПНПО в 2011 году. 31 победителю и призёру областных конкурсных мероприятий будут присуждены премии для поддержки талантливой молодёжи: за счёт средств федерального бюджета будут награждены 15 победителей конкурсных мероприятий премиями в размере 30 тыс. рублей каждая на общую сумму 450 тыс. рублей (региональная квота), за счёт средств областного бюджета – 16 победителей и призёров премиями в размере 5 тыс. рублей каждая на общую сумму 80 тыс. рублей.
В 2011 году 30 победителям и призёрам международных, всероссийских, областных предметных олимпиад и конкурсов за счёт средств областного бюджета выплачиваются персональные стипендии Правительства Кировской области в размере 1 тыс. рублей.
В 2011 году для реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений выделено 19 млн рублей из областного бюджета и 21 млн рублей из местных бюджетов. Победителями конкурсного отбора стали муниципальные образования «Город Киров» и «Город Слободской». На эти средства планируется оснастить пищеблоки современным технологическим оборудованием и провести ремонтные и дизайнерские работы в столовых 16 общеобразовательных учреждений: 14 муниципальных общеобразовательных учреждений г. Кирова, школы № 14 г. Слободского и областного государственного учреждения Кировского физико-математического лицея.
А. М. Измайлов подчеркнул, что, помимо нацпроекта, в рамках модернизации образования реализуются мероприятия, направленные на развитие системы дошкольного образования и системы педагогических кадров.
В текущем году из областного бюджета на развитие системы дошкольного образования выделено 609 млн рублей, из муниципальных бюджетов – 84,2 млн рублей. На эти средства, в частности, в 10 муниципальных образованиях за счёт капремонта и реконструкции зданий дошкольных учреждений планируется ввести дополнительно 655 мест. Кроме того, из областного бюджета выделено 500 млн рублей для решения проблемы дефицита мест в детсадах.
А. М. Измайлов также заверил: все предусмотренные законодательством ежемесячные выплаты педагогическим работникам, надбавки и индексации будут осуществлены в полном объёме в установленный срок.
| « 1 2 3 4 5 6 ... 19 20 » |