Главная » Архив материалов

В октябре 2008 г. Министерство образования и науки РФ провело дополнительный этап конкурсного отбора по направлению «Государственная поддержка подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы». Принять участие в нём могли образовательные учреждения, прошедшие отборочный тур конкурса 2008 г.

В итоге победителями признаны 98 учреждений начального и среднего профессионального образования из 41 субъекта РФ. В их числе и три учебных заведения Кировской области: государственный техникум промышленности и автомобильного сервиса, профессиональное училище № 4 г. Кирова и профессиональное училище № 35 г. Нолинска.

Их победа стала возможной благодаря выполнению основного условия участия в конкурсе – софинансированию образовательных программ. Учреждения начального и среднего профессионального образования были поддержаны средствами из областного бюджета в размере более 21 млн. рублей, а также средствами работодателей в размере 85 млн. рублей.

Эти учреждения в начале 2009 г. получат субсидии из федерального бюджета на реализацию инновационных образовательных программ.

Кировский государственный техникум промышленности и автомобильного сервиса получит 30 млн. рублей на реализацию программы «Подготовка нового поколения рабочих лесопромышленного комплекса для решения актуальных задач национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам России»».

ПУ № 4 г. Кирова - 23,65 млн. рублей на реализацию программы «Развитие профессиональных и надпрофессиональных компетентностей обучающихся как способ формирования социально-профессиональной компетенции выпускников»;

ПУ № 35 г. Нолинска - 30 млн. рублей на реализацию программы «Взаимодействие образовательного учреждения с работодателями с целью подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств с опережающим уровнем знаний».

Средства, которые выделяет государство, предназначены, главным образом, для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической и учебной базы, повышения квалификации и переподготовки работников образовательных учреждений.

СПРАВКА. Направление «О мерах государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» включено в национальный проект «Образование» в 2007 г.

В 2008 году победителями конкурсных отборов стали 72 учреждения начального и среднего профессионального образования, в 2007 – 76, в том числе Нолинский техникум механизации сельского хозяйства. Техникум получил 29 миллионов рублей на реализацию программы «Создание инновационного центра многоотраслевой разноуровневой подготовки и переподготовки кадров в целях реализации национальных проектов «Образование», «Развитие АПК», «Доступное жилье» для Кировской области и северо-восточных регионов России».

Категория: Образование в Кировской области | Просмотров: 1229 | Добавил: okpep | Дата: 31.10.2008

5 октября 2008 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев провёл первое (в обновлённом составе) заседание Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте России. Данное совещание было посвящёно вопросам развития общего среднего образования в стране.


Вступительное слово Президента России на заседании Совета по науке, технологиям и образованию

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня у нас первое заседание Совета по науке, но в обновленном составе. В зале есть и приглашённые коллеги: педагоги, эксперты, представители региональных властей и общественных школьных советов. Такой состав работы имеет объяснение, потому что вопрос системных изменений в школе является основной повесткой дня нашей сегодняшней работы. Этот вопрос касается практически любого человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов национального развития.

Считаю, что наше с вами заседание должно быть не только теоретически оправданным, но и имеющим в конечном счете выход на практические последствия, должно быть непосредственно привязано к потребностям тех, ради которых мы сегодня собрались.

Что хотел бы сказать в начале нашей с вами работы? Нам нужно ответить на несколько вопросов. Первый вопрос - что является действительно актуальным для достижения высокого качества и нового содержания школьного образования? Мы этим вопросом задаёмся регулярно, что, в общем, объяснимая вещь, потому что практически каждые 10-15 лет происходят изменения системного порядка в образовании, вы сами это не хуже меня знаете.

Второй вопрос, вытекающий, по сути, из первого, - какая модель школы нам нужна в будущем, и каковы должны быть требования к этой школе? И, наконец, если мы определяемся с этой моделью, что необходимо сделать для того, чтобы её реализовать?

По данным социологических опросов, около 70 процентов российских граждан высказываются за необходимость изменений в школе. Более половины считают, что качество образования снижается, и практически столько же говорят о возрастающем неравенстве в получении образования. Это тревожные цифры. Не хочу сразу с ними согласиться, потому что всякие ощущения субъективны, но рост этих показателей настораживает.

В общеобразовательных учреждениях страны сейчас обучается 13 миллионов 700 тысяч человек, это огромная цифра - по сути, десятая часть населения нашей страны. Из почти что 60 тысяч школ две трети - это сельские школы. Не буду говорить других цифр, хотя все здесь присутствующие знают, в каком состоянии находятся сельские школы, как там обстоят дела с центральным водоснабжением, с канализацией, - всё очень тяжело. В капитальном ремонте нуждается около 18 тысяч школ, в аварийном состоянии находятся около тысячи. По этой тысяче необходимо принять безотлагательные меры. И мы об этом ещё поговорим.

Присутствующие здесь неплохо знают, что два последних десятилетия система общего образования в нашей стране перманентно реформировалась. Может быть отчасти это связано и с тем, что в прежние годы (в советский период) реформ все-таки было меньше. Такая острая тяга к реформированию возникла после возникновения нового государства. Не вижу в этом ничего само по себе плохого, но результаты очень разные.

Школа пережила несколько волн реформирования, пока наконец в начале тысячелетия, в 2001 году, не была принята долгосрочная стратегия модернизации российского образования до 2010 года, а в 2004 году разработаны приоритетные направления развития образовательной системы России. Во всяком случае, появилась база для работы на будущее.

Считаю, что неплохой идеей оказался национальный проект "Образование" (лично им занимался, и сейчас возглавляю Совет по национальным проектам). Во всяком случае, мы смогли дать импульсы по самым разным направлениями. Это уже хорошо. Неоднократно об этом говорил ещё в прежнем качестве: да, это фрагменты, но это очень важные фрагменты. И такие программы, как "Классное руководство", "Лучшие учителя", "Инвестиционные школы", "Талантливая молодёжь", "Интернет", "Учебное оборудование", "Школьное питание" и "Сельский школьный автобус", - эти программы, вне всякого сомнения, дали результаты. Они, конечно, востребованы прежде всего потому, что до этого ситуация была просто критическая. Но, что немаловажно, всё-таки в ходе этих программ удалось создать новую систему контроля использования средств. И в ходе реализации, естественно, возникали самые разные проблемы, которые все-таки при том механизме, который создан, довольно оперативно решались. Считаю, этот опыт нужно сохранить. Как мы дальше будем работать, давайте обсудим. Обращаюсь ко всем присутствующим, но сам по себе этот опыт оказался неплохим.

Одна из базовых тем - создание комфортной и здоровой среды обитания для учеников. За этими словами, естественно, кроются самые разные позиции. Это и стандарты проектирования школьных зданий, современное оснащение этих зданий, медицинское наблюдение, медицинская помощь, качественное питание школьников, ну и, наконец, это просто создание открытой современной творческой атмосферы в обучении.

О здоровье школьников уже давно говорят, как об одной большой, серьёзной государственной проблеме - вчера проводил Совет по спорту и президиум Госсовета: цифры звучали печальные. К сожалению, эта ситуация сегодня сохраняется.

По результатам общероссийской диспансеризации, группа от 10 до 17 лет по состоянию здоровья названа критической. Понятно, что мы должны развивать систему медицинской помощи, обязательно заниматься созданием нормальных условий для физкультуры и спорта, потому что эта среда в 1990-х годах просто деградировала. Но, конечно, нужно подумать и о том, как правильным образом распределить нагрузку в школе.

Уважаемые коллеги! Вы и сами знаете, что, наверное, главная задача педагога, главная задача учителя, преподавателя - научить детей самим получать знания, учиться: сегодня эпоха непрерывного и самостоятельного образования. Не менее важно и создание нормального креативного мышления, уверенности в себе, в своих способностях. Думаю, что и этими вопросами мы сегодня с вами можем заняться.

Считаю, что надо стимулировать к работе в школе не только самих педагогов (это отдельная тема, мы, естественно, об этом тоже поговорим), но и привлекать специалистов из других областей, которые имеют, естественно, высшее образование и склонность к педагогической деятельности. Уверен, что выпускники разных университетов, в том числе университетов, которые дают классическое образование, могут дать школе очень многое, но для этого нужно, чтобы перспектива работы в школе не пугала, а привлекала.

Это непростая проблема, её по-разному можно решать: в городе, на мой взгляд, она самая сложная; на селе, как ни странно, может быть, даже и проще, потому что там всё-таки существует такой базовый пакет, наличие которого так или иначе привлекает молодого выпускника работать или может привлечь, во всяком случае.

Каковы из этого выводы? Во-первых, нужно действительно помогать школе кадрами и ещё развивать, помимо кадровой поддержки, такую важную составляющую, как дистанционные технологии. И, конечно, нужно создавать, с другой стороны, возможности для самостоятельного, самого современного образования. Думаю, мы должны развивать разные направления в школе, но и такие направления, как развитие математического и естественно-научного образования в школах: во-первых, мы всегда этим славились, и, во-вторых, сейчас это, может быть, становится снова очень востребованным именно потому, что наличие такого образования, таких возможностей создает базу для развития страны. Часто вспоминают известные слова президента США Кеннеди о том, что космос они проиграли русским за школьной партой. Об этом нужно помнить.

Все то, что я говорил, мы сегодня с вами должны будем обсудить. Считаю, что наше текущее заседание, наш Совет, поможет и в определении ряда приоритетов. Хотел бы часть из них, но по ключевым направлениям, сформулировать и в ходе оглашения Послания Президента Федеральному Собранию, которое состоится достаточно скоро.

Заключительное слово Президента России на заседании Совета по науке, технологиям и образованию

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!

Хотел бы вкратце подвести итоги сегодняшнего заседания. Сначала по нескольким идеям, которые здесь звучали и которые считаю правильным поддержать.

Два таких предложения звучали у Виктора Антоновича Садовничего в отношении координационного совета и объявления 2010 года - Годом учителя. Собственно, не вижу ни в том, ни в другом предложении каких-то отрицательных моментов. Год учителя - вообще хорошо; главное, чтобы это сопровождалось реальными изменениями в статусе учителя и реальными новыми возможностями. Поэтому, если мы это делаем, мы должны понимать, что это не должно быть пустым формальным мероприятием - поручение такое даю.

Звучало здесь также предложение (по-моему, Каменкова Наталья Владимировна говорила) в отношении года интернатуры для педагогов. Во всяком случае, звучит довольно любопытно. Не знаю, насколько это осуществимо с точки зрения действующих правил о распределении, о приходе выпускников в школы, вообще правил, которыми руководствуется наше Министерство. Давайте посмотрим, может быть, действительно в этом что-то есть. Во всяком случае, это возможность проявить себя и почувствовать реально, есть ли желание преподавать в школе, потому что это, может быть, самая большая проблема.

Светлана Евгеньевна Смоленцева говорила, что не хватает качественных преподавателей, но об этом, собственно, говорили все здесь присутствующие, и необходимо обеспечить приток разных специалистов. При этом прозвучало такое модное сегодня словечко, как "лузер".

Так вот, наша задача, уважаемые коллеги, сделать так, чтобы учителей не воспринимали как лузеров. А как это сделать? Это не только деньги. Ведь когда выпускник педагогического университета, а тем более классического университета, принимает решение идти в школу, это очень непростой выбор. Интернатура ли этому предшествует или ещё как-то, но это решение, которое человек принимает осознанно, понимая, что учитель - это очень сложная, хлопотная, малоприбыльная профессия, да ещё и профессия, которая на протяжении 90-х годов практически была низведена на очень низкий уровень. Поэтому вижу одной из задач нашей с вами деятельности и тех решений, которые будут приняты, именно популяризацию профессии учителя: и с использованием средств массовой информации, и литературы. Недаром всё-таки учителя - это одна из самых уважаемых профессий в мире, призвание на самом деле. Поэтому, мне кажется, это тоже должно получить развитие.

По поводу двухуровневой системы ЕГЭ [Единый государственный экзамен]: как только что меня проинформировал Министр, сегодня на коллегии этот вопрос рассматривался, правильно понимаю? Просто прошу эту работу продолжить дальше.

Жорес Иванович Алфёров упомянул сельские школы. На самом деле это очень сложный пласт работы, и мы понимаем, в каком состоянии многие из них находятся, как выглядит материальная база. При том что, как ни странно, иногда легче заинтересовать учителя в сельской школе, чем в городской, потому что в сельской местности есть всё-таки достаточно высокая вероятность получения жилья; применительно к условиям соответствующего населенного пункта, оно стоит не очень дорого. В городе таких возможностей - уж не говорю про столичные города - просто нет. В этом смысле развитие сельской школы, безусловно, должно быть одним из приоритетов. И вообще, уже об этом говорил сегодня, нам нужно действительно практически создать новые подходы к реконструкции, к строительству школ. Они настолько у нас разные.

Я вчера был в Московской области, ходил по одному из дворцов, очень красивая школа, прекрасная, нет слов, просто получаешь удовольствие. Но на фоне таких школ понимаешь убогость огромного количества других. Нам нужны разные школы, но всё-таки единые образовательные, потребительские стандарты должны присутствовать. Поэтому считаю правильным рассмотреть вопрос о том, чтобы расходы бизнеса на строительство школ, на инженерную инфраструктуру относились на затраты при исчислении налога на прибыль как одна из мер поддержки. В этой связи необходимо поручение Минфина, это должно быть оформлено.

И последнее, что хотел бы сказать. Мы все сейчас озабочены обликом школы будущего. Надо понимать, что будущее всегда начинается сегодня, а не в 2020 году. Если мы будем всё время это откладывать на будущее, то ничего хорошего у нас и в 2020 году не будет. Поэтому конкретные вещи, конкретные поручения нужно будет исполнять сегодня. Но это не значит, что мы не должны смотреть вперёд. И та инициатива, которая сформирована и которую мы сегодня обсуждали, инициатива так называемой новой школы - это в целом неплохая идея, но она должна реализовываться вместе с текущими делами. Нам не нужно такого голого прожектёрства в этом смысле - конкретная работа, в том числе и тот же самый национальный проект, и одновременно подготовка этой новой инициативы.

Продолжу обсуждение этой темы уже в другом составе - на Совете по национальным проектам, который состоится в начале ноября. А всех присутствующих, кто заинтересован в детальном обсуждении этого вопроса, прошу представить в Совет по науке предложения. Мы продолжим работу над национальным проектом. И ещё раз повторяю, считаю, что это, наверное, всё-таки один из наиболее удачных примеров работы в последнее время.

И самое последнее. Прежде чем мы разойдемся, хотел бы наших коллег, которые здесь присутствуют, поздравить с Днём рождения. У Андрея Геннадьевича Лисицына-Светланова сегодня День рождения, мы Вас сердечно поздравляем. А у Александра Огановича Чубарьяна, которому я не дал слово, но сделаю это, видимо, в следующий раз, День рождения был вчера - мы Вас тоже поздравляем.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1199 | Добавил: okpep | Дата: 18.10.2008

Утвержден перечень вступительных испытаний в 2009 году в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, имеющие госаккредитацию, по специальностям среднего профессионального образования. Как подчеркнули в Минобрнауки, речь идет только о тех абитуриентах, которые поступают на специальности среднего профобразования. Они есть в том числе и в вузах.

В перечне четко расписано, какие экзамены предстоит сдавать в 2009 году. Первый, обязательный для всех, - русский язык. Второй - в зависимости от выбранной специальности - математика, физика, история России, литература, химия, биология, география или информатика. К примеру, тем, кто идет на специальность "фармация", придется сдавать русский язык и химию, а тем, кто выберет специальность "дизайн", - русский язык и математику.

В некоторых случаях в перечне указано не два, а три или четыре вступительных испытания. Правила для абитуриентов таковы: в обязательном порядке сдается русский язык, а второй экзамен можно выбрать самому. При этом никаких разграничений на "профильный" и "непрофильный" нет. Все предложенные абитуриенту варианты равнозначны - он сдаст тот предмет, который лучше знает. Допустим, поступая на специальности "производство летательных аппаратов" или "производство авиационных двигателей", можно сдавать по выбору физику или математику. А тем, кто будет поступать на специальность "морское судовождение" или "судовождение и эксплуатация технического флота", предлагается на выбор география или математика.

Правда, это не значит, что вступительных экзаменов при поступлении будет всего два. Учебное заведение вправе проводить дополнительные испытания творческой или профессиональной направленности. Какие? В Минобрнауки пояснили, что список дополнительных вступительных испытаний уже разработан, приказ министром подписан, посмотреть его можно на сайте министерства в разделе "документы".

Как сказали в Минобрнауки, подобный перечень появился впервые. Документ стал необходим нашей системе образования в связи с введением обязательного ЕГЭ. В перечень вошли именно те дисциплины, которые сдаются в школе в виде тестов. Так что в следующем году абитуриенты получат право представлять в вузы и учреждения среднего профобразования результаты ЕГЭ по двум предметам, или сдавать ЕГЭ для поступления в индивидуальном порядке, если в школе экзамена по нужному предмету в виде ЕГЭ не было. Сейчас Минобрнауки работает еще над одним серьезным документом - разрабатывает порядок приема абитуриентов.
Категория: Образование в России | Просмотров: 1190 | Добавил: okpep | Дата: 16.10.2008

/ РИА Новости / Министерство образования и науки РФ разрабатывает новые стандарты обучения педагогов, предполагающие существенное усиление практической подготовки будущих учителей и внедрение современной системы сертификации, сообщил глава Минобрнауки Андрей Фурсенко в среду на заседании Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию.

"Главное, что туда входит, - это максимальное увеличение практики", - сказал Фурсенко.

Кроме того, по словам Фурсенко, для повышения качества подготовки учителей предполагается введение педагогической магистратуры и системы сертификации их квалификации, что позволит людям, которые получили образование не в педагогических вузах, получить дополнительную квалификацию и прийти преподавать в школу.
Категория: Образование в России | Просмотров: 1157 | Добавил: okpep | Дата: 16.10.2008

О том, что ждет выпускников этого учебного года, вчера рассказали на коллегии Минобрнауки

Любителям посидеть "на камчатке" и поплевать в потолок, пока учительница вдохновенно рассказывает о лирике Бунина, придется срочно браться за ум. Иначе не только в вуз не допустят, но даже ПТУ закроет двери перед самым носом. Борьбу с путешественниками по стране невыученных уроков начинает Единый госэкзамен, который, напомню, с 2009 года станет обязательным. Что придется сдавать?

Выпускникам этого учебного года предстоит сдавать только два обязательных предмета - русский язык и математику. Раньше приходилось еще писать тесты по трем предметам по выбору. Теперь ребята освобождены от этой "повинности". Не собираешься дальше учиться - спихнул математику с русским - и свободен. Остальные экзамены будут сдавать только те, кто хочет поступать в вузы или колледжи. Выбор дополнительных испытаний зависит от того, какие предметы требуются, чтобы стать студентом того или иного учебного заведения. Например, поступаешь на химфак - сдавай ЕГЭ по химии. На истфак - историю России. Сколько предметов сдавать в форме ЕГЭ дополнительно, решает сам школьник. Хоть все девять. Что такое допуск к ЕГЭ?

Теперь, чтобы расквитаться с "единым", недостаточно просто отучиться 11 лет в школе. Выпускникам придется перед Госэкзаменом написать на положительную оценку итоговую контрольную по математике и сочинение. "Это покажет, готов ли выпускник к итоговой аттестации, а также не даст вытеснить литературу из школы", - пояснила руководитель Рособрнадзора Любовь ГЛЕБОВА. (Напомним, раньше выпускники писали сочинение и получали в аттестат две оценки - по литературе и русскому языку. Год назад остался только ЕГЭ по русскому языку, и чиновников критиковали за то, что из экзаменационного списка выпал важный предмет - литература. Теперь она возвращается, хотя и в форме контрольной работы. - Авт.)

Как будут оценивать?

Перевод баллов в оценки решили отменить совсем. Беспредел с пересчетом, когда так и не было понятно, почему по одному предмету для тройки нужно 50 баллов, а по другому - 40, закончится. Свидетельство о сдаче ЕГЭ и аттестат будут абсолютно независимы друг от друга. Итоговые оценки пойдут в аттестат, и результаты ЕГЭ на них не повлияют. Правда, только в том случае, если "единый" сдан не на двойку.

Что будет с двоечниками?

Если ученик умудрится написать обязательный ЕГЭ по русскому языку или по математике на пару, ему будет дан шанс пересдать экзамен в один из дополнительных дней. Если неудача постигнет мученика науки и на этот раз, то вместо аттестата горе-ученик получит справку о том, что учился 11 лет, но так и не выучился, и отправится на все четыре стороны. Ни в вуз, ни в учреждения среднего профобразования неучей не пустят, только в училища. Через год после окончания школы молодой человек сможет снова попытать силы в сдаче ЕГЭ, и если повезет, то и в вуз поступить.

Если же выпускник оказался совсем нерадивым и сдал оба обязательных экзамена на "лебедя", право пересдачи сразу после неудачи у него вообще отнимут.

Ну а если выпускник сдал обязательные ЕГЭ, но завалил один по выбору, аттестат ему выдадут и даже пару в этот документ не поставят - останется итоговая оценка. Зато поступить в вуз по специальности, где предмет по выбору, который он завалил, был профильным, он не сможет. Как изменятся тесты?

Контрольно-измерительные материалы (КИМы), в народе их называют проще - тесты, меняются ежегодно - точнее, совершенствуются. Был долгий спор, оставлять ЕГЭ по математике или нет - все-таки 25 процентов выпускников-2008 написали его на два! В итоге специалисты решили серьезно модернизировать КИМы по этому предмету. Теперь школьнику недостаточно будет просто зазубрить формулы. Новые тесты станут проверять понимание предмета и умение применять его на практике. Все формулы, которые необходимо знать, безусловно, придется вызубрить. Но задачки, предложенные в ЕГЭ, будут иметь непосредственное отношение к реальной жизни. К примеру: билеты стоили 12 рублей и подорожали на 15 процентов. Сколько билетов можно купить на 100 рублей? Главное, чтобы ребенок научился применять математику в жизни, а не складывать три плюс два.

- В нашем веке цифр нельзя бояться. Нас окружают цифровые телефоны, цифровое телевидение, а школьники не знают математику! - сетовал министр образования и науки РФ Андрей ФУРСЕНКО.

По его мнению, задания по математике надо приблизить к заданиям международных тестов PISA.

- Конечно, мы понимаем, что это необычно для выпускников. Но мы выложим все три тысячи задач на сайте. Достаточно будет их прорешать. И я уверен, что сдать на тройку их сможет каждый, кто хоть немного учился в школе, - заверил министр. Тесты по математике разделят на три части - первая из шести элементарных задач, основная и одна задача олимпиадного уровня. Для тройки достаточно справиться с первой частью. А выявлять таланты призвана олимпиадная задача. - В ближайшем будущем мы планируем тесты по всем предметам изменить, приближая задания к жизненным ситуациям, а также делая акцент на понимание, а не на зубрежку, - пояснила Глебова.

Как поступить в вуз?

Каждый вуз установит свой проходной порог, к примеру 75 баллов. Он будет известен до начала приема заявлений от абитуриентов. Ребята с заведомо непроходными результатами ЕГЭ смогут выбрать вуз попроще, где проходной балл ниже. Кроме того, некоторые вузы получат право проводить свои дополнительные испытания или творческий конкурс. Список таких вузов обнародуют в ближайшие дни.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1132 | Добавил: okpep | Дата: 16.10.2008

Об этом сообщил сегодня на пресс-конференции в Правительстве Киировской области глава областного департамента образования Анатолий Михайлович Чурин.

В работе конференции, которая приобрела статус международной, примут участие не только ученые и педагоги российских вузов, но и Республики Беларусь, Казахстана, Германии.

Организаторами мероприятия, которое состоится 14-16 октября, являются департамент образования, Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (КИПК и ПРО) при поддержке Федерального агентства по образованию, Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (г.Москва).

Как отметил А.М.Чурин, необходимость проведения конференции продиктована изменениями в содержании образования, формированием новых образовательных стандартов. Самой эффективной и основополагающей формой передачи знаний по-прежнему является урок. В направлении развития современного урока педагоги области не только долгое время работают с ведущими учеными страны, но и создали собственную научную школу, которая пользуется авторитетом в российском научном сообществе.

Делегаты конференции рассмотрят проблемы теории и практики в развитии современного урока, инновационные ресурсы и воспитательный потенциал современного учебного занятия, примут участие в работе шести секций.

Конференция станет синтезом теории и практики - 24 образовательных учреждения, являющиеся базовыми площадками КИПК и ПРО, продемонстрируют гостям свои достижения непосредственно в практической работе. Кроме того, после завершения конференции с опытом работы этих учреждений на сайте института сможет ознакомиться любой желающий.

Ректор КИПК и ПРО Галина Анатольевна Русских, сообщила: для участников конференции подготовлены первые 9 книг уникальной библиотечки, описывающей опыт работы кировчан - заслуженных учителей России (всего в области их - 52). Кроме того, каждый участник получит пакет материалов, включающий публикации, выступления учителей, видеоматериалы по презентации школ.

Категория: Образование в Кировской области | Просмотров: 1327 | Добавил: okpep | Дата: 11.10.2008

В ПРАВИТЕЛЬСТВО России представлен проект государственной программы " Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы". Этот документ обсуждался на коллегии в минобрнауки, на заседаниях межведомственной группы по реализации национального проекта "Образование", на августовских совещаниях учителей в регионах. Сегодня на вопросы корреспондента "РГ" отвечает один из разработчиков проекта - директор департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Игорь Реморенко. Российская газета Игорь Михайлович, какой будет в ближайшие годы система высшего образования в России? Игорь Реморенко Появится несколько категорий вузов, решающих разные задачи. Это федеральные университеты, национально-исследовательские университеты, университеты регионального значения и институты, работающие по программам бакалавриата, в том числе прикладного. Новыми здесь являются первые две категории. Федеральные университеты ориентированы на решение геополитических задач и удовлетворение кадровых потребностей крупных межрегиональных инвестиционных проектов. Исследовательские - на кадровое обеспечение базовых технологических платформ, их научные школы должны определять устойчивость и конкурентоспособность отечественной экономики. РГ В программе заявлено, что планируется открыть не менее 5 ведущих мировых центров - федеральных университетов. Но ведь пять уже есть? Реморенко Формально созданы три - Сибирский, Южный и Дальневосточный. Эти вузы имеют большое территориальное значение и являются своего рода форпостами инновационных технологий в регионах. К ним прибавится еще как минимум два. Какие именно? Пока идет обсуждение. Федеральные университеты решают кадровые задачи крупных проектов территориального развития. Что касается других вузов, то у них есть схожие программы развития. Однако далеко не все такие программы можно реализовать без крупных инвестиций. Поэтому там, где речь идет об опережающем развитии научных школ, кафедр, внедренческих коллективов, университету целесообразнее претендовать на статус исследовательского вуза. РГ Вы имеете в виду МИСиС и МИФИ? Реморенко Не торопитесь. По исследовательским университетам вопрос как раз в разгаре обсуждения. Идея создания исследовательского университета состоит в развитии определенной технологии или комплекса технологий силами университетского коллектива при тесном взаимодействии с работодателями. У МИФИ и МИСИСа программы развития как раз решают такие задачи. РГ Сколько будет таких вузов к 2012 году? Реморенко Ориентировочно 10-12. РГ Останется ли у государственных вузов право заниматься коммерческой деятельностью и зарабатывать деньги? Реморенко Да. Если вуз занимается продвижением собственных технологических разработок, это только приветствуется. РГ Для чего нужно, чтобы каждый пятый выпускник вуза получил международное приложение к диплому - так записано в проекте? Кому надо - и так убежит за границу. Реморенко Общеевропейское приложение к диплому (Diploma Supplement) - дополнительная возможность для россиян не только быть узнаваемыми на глобальном рынке труда, но и впоследствии продолжить образование в любой стране. Европейский рынок труда становится все более емким, в этих условиях требуются общие правила признания квалификаций работников. Приложение - формат для записи образовательных достижений, где записано, сколько и какие зачетные единицы студент освоил. Некоторые российские вузы уже ввели такие общеевропейские приложения, но мы планируем от единичных случаев перейти к выдаче таких дипломов более чем 20 процентам выпускников. РГ А что за независимые аттестационные центры для студентов должны появиться в ближайшее время? Реморенко В первую очередь это касается не студентов вузов, а учащихся учреждений начального и среднего профобразования. В центрах сертификации квалификаций они смогут получить более высокий разряд, чем предусматривает образовательная программа. Центры будут создавать работодатели на базе самих образовательных учреждений. РГ Идея понятна: привлечь работодателей к подготовке рабочих кадров. Получится ли? Сейчас обучением кадров занимаются только две организации - РЖД и "Газпром". Реморенко Еще "Транснефть", РАО ЕЭС. Были подобные инициативы и у других организаций. Рынок очень нуждается в квалифицированных рабочих кадрах. Есть несколько направлений развития сети начального и среднего профтехобразования. Часть программ среднего профессионального образования будет переведена в статус прикладного (технического) бакалавриата. Успешные учреждения начального и среднего профобразования займутся повышением квалификации кадров. Предприятия смогут заказывать у них обучение высококвалифицированных рабочих, которые пришли переучиваться и осваивать новые технологии. Рабочих, которые повышают квалификацию на базе учебного заведения, может быть до 20-30 процентов от общего числа обучающихся. Уже сейчас у нас есть несколько таких учреждений - в Липецке, Томске, Челябинске и других регионах. Часть общеобразовательных и социальных функций учреждений начального профобразования может быть передана школам. Программы профобразования, возможно, будут сокращены до освоения конкретного набора компетенций. РГ Что будет с неуспешными ПТУ? Реморенко Если они выпускают безработных - это не нужно ни работодателям, ни, главное, самим учащимся. РГ Выходит, систему профтехобразования ждут большие перемены? Реморенко Да. Могу добавить, что система обучения станет модульной. Можно будет в училище освоить один модуль - получить определенную квалификацию и пойти поработать. Потом прийти снова учиться, освоить следующий модуль. Толковые руководители предприятий будут стремиться к тому, чтобы их сотрудники постоянно повышали квалификацию. И сегодня, как показывает статистика, расходы на обучение персонала неуклонно растут. РГ Будут ли предусмотрены налоговые льготы для тех работодателей, которые вкладывают средства в обучение своих сотрудников? Реморенко Льготы уже есть. Недавно в Бюджетный кодекс были внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 года: отнесение на себестоимость тех расходов, которые понес работодатель на обучение сотрудника или повышение квалификации, эти деньги не облагаются налогом. Увеличилась сумма налогового вычета для граждан - до 100 тысяч рублей, потраченных на образование. Эта сумма налогом не облагается. РГ Программой предусмотрено обучение рабочим специальностям мигрантов. Интересно, кто этим займется? Реморенко Учреждения начального и среднего профобразования, которые пожелают заняться такой работой. Они могут получить на эти цели дополнительные средства из госбюджета. Предполагается, что этот проект начнется уже в следующем учебном году. РГ Теперь давайте поговорим о дошкольном образовании. Обеспеченность детскими садами увеличится с 61 до 65 процентов. Почему так мало - рост всего 4 процента? Реморенко Не детскими садами, а дошкольным образованием! Это существенная разница. Это весьма заметный рост. Мы сейчас по охвату дошкольным образованием приближаемся к уровню 1991 года, у нас на протяжении 17 лет был сильный провал. Особенно - в крупных городах, где катастрофически не хватает мест в дошкольных учреждениях. Из-за высоких цен на недвижимость ведомственные детские сады передавались другим владельцам, это было более выгодно, чем содержать социальную инфраструктуру. РГ Негосударственные дошкольные учреждения смогут получать теперь государственные средства. В этом случае плата для родителей будет уменьшена? Реморенко Думаю, да, но здесь надо говорить еще и о расширении спектра предоставляемых услуг. РГ Честно говоря, удивила цифра охвата детей-инвалидов инклюзивным образованием. Оказывается, у нас 40 процентов детей-инвалидов учатся в обычных школах. А будет 50 процентов, иными словами - половина. Что-то не верится ни в ту, ни в другую цифру. Реморенко А меня не удивляет, что 60 процентов детей учатся в специализированных школах, а 40 - в обычных. Я считаю, что там, где это возможно, ребята должны заниматься вместе. И школам в связи с переходом на нормативное подушевое финансирование это выгодно - на таких детей нормативы выше. РГ Школы станут ступенчатыми - начальная, средняя и старшая, даже будут размещаться в от дельных зданиях. Речь идет о новых школах или перестройке старых? Реморенко И так, и так. В России ежегодно строится около 200 школ, они будут учитывать новые требования. В институтах повышения квалификации уже идет переобучение педагогов по программам, ориентированным на ступени обучения. Есть блестящие разработки отечественных методистов, психологов и управленцев по переходу к модели школ ступеней обучения. РГ Готовы ли школы к тому, что очень скоро в России будет много первоклашек: младшие группы детских садов переполнены? Реморенко И сейчас уже детей в начальной школе стало больше. Тут сложность не столько в зданиях, сколько в отсутствии квалифицированных кадров. Их по идее должны готовить педагогические вузы. А они часто работают совсем не на школу - более 70 процентов выпускников в школу не идут. Программой предусмотрены изменения сети педвузов, превращение их в гуманитарные университеты или в подразделения классических университетов. Не факт, что все такие вузы должны работать по прикладному бакалавриату, но какая-то часть будет давать именно такое образование. РГ Создается впечатление, что образование в целом становится очень прикладным. Реморенко Если речь идет об уменьшении объемов гуманитарного образования, то это миф. Ведь если сравнивать количество часов на русский и литературу, то оно в наших школах заметно больше, чем на эти предметы в других странах. Если же речь идет о формировании умений применять знания, то да, этого в нашем образовании катастрофически не хватает. ЧТО НОВОГО ПОЯВИТСЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ К 2012 году: 27 процентов педагогов будут получать зарплату больше средней по региону; 65 процентов детей смогут получить дошкольное образование; 50 процентов детей-инвалидов будут обучаться в обычных школах, инклюзивно; 30 процентов мигрантов пройдут профобучение; 20 процентов базовых школ отремонтируют по современным нормам; 70 процентов учащихся и студентов будут учиться в учреждениях, которые соответствуют стандартам нового поколения; не менее 50 процентов студентов получат общеевропейское приложение к диплому о высшем образовании; не менее 15 процентов образовательных учреждений станут автономными. К 2020 году: система раннего развития детей с 0 до 3 лет; возможность частным детским садам получать помощь из бюджета; обязательный год предшкольного образования (после обсуждения общественностью); разделение школ по ступеням; укрупнение базовых школ; сеть федеральных университетов; сеть национальных исследовательских университетов; часть средних профессиональных учреждений будет включена в состав вузов; в училищах и колледжах появятся программы повышения квалификации и переподготовки рабочих; программы начального профобразования сократятся, а общеобразовательные функции училищ могут быть переданы школам.
Категория: Образование в России | Просмотров: 1130 | Добавил: okpep | Дата: 07.10.2008

Конкурс проводился в сентябре в целях совершенствования процесса воспитания учащихся, повышения роли и статуса классных руководителей в жизнедеятельности образовательных учреждений. Его организатором выступил Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

В конкурсе приняли участие 63 педагога, исполняющих функции классного руководителя. Они представили в оргкомитет свои методические разработки, планы воспитательной работы, концепции воспитательной системы класса. Наибольшее число работ поступило из г.Кирова, Зуевского, Малмыжского и Советского районов.

Основными критериями отбора лучших классных руководителей являлись достижения классного коллектива в социальной и творческой деятельности, использование педагогом современных образовательных технологий, наличие ученического самоуправления в классе и системы работы с родителями, отсутствие случаев правонарушений среди учащихся класса.

Решением жюри победителями конкурса признаны:

•Галина Вадимовна Бузанакова - классный воспитатель Вятской гуманитарной гимназии г.Кирова (номинация «Классный воспитатель»)

•Ирина Александровна Петухова - классный руководитель средней школы с.Бурмакино Кирово-Чепецкого района (номинация «Классный руководитель 1-11 классов»)

•Светлана Николаевна Овчинникова - классный руководитель гимназии г.Вятские Поляны (номинация «Классный руководитель 1-11 классов»).

Категория: Образование в Кировской области | Просмотров: 1300 | Добавил: okpep | Дата: 03.10.2008

« 1 2 ... 243 244 245 246 247 ... 268 269 »