Главная » Образование в России
Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин утвердил Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

       Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. При этом задачами Программы являются:
       модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
       приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
       развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

       Ожидается, что объём финансирования Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы из федерального бюджета составит 54,2 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).

       Планируется, что ФЦПРО будет реализована в 2 этапа. В результате выполнения первого этапа (2011 - 2013 годы) будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов, социально-экономических условий.

       Результатом реализации мероприятий на втором этапе (2014 - 2015 годы) будут являться массовое внедрение всех утверждённых по итогам выполнения первого этапа ФЦПРО успешных моделей и механизмов, наличие новой инфраструктуры в образовательной среде.

       Министерство образования и науки Российской Федерации является государственным заказчиком - координатором Программы. Государственными заказчиками Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Санкт-Петербургский государственный университет (в части государственных капитальных вложений).
Категория: Образование в России | Просмотров: 941 | Добавил: okpep | Дата: 25.02.2011

Представители педагогического сообщества обратились к руководству страны с просьбой наложить вето на проект нового государственного образовательного стандарта для старшей школы. Учащиеся 10-х и 11-х классов будут сами выбирать, какие предметы и в каком объеме им изучать, обязательными же станут четыре дисциплины: курс "Россия в мире", основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и подготовка некоего индивидуального проекта. Авторы письма, которое подписали уже более 12 тыс. человек, считают, что принятие такого стандарта ощутимо снизит уровень российского образования. Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко заявил "Ъ", что утвердит стандарт только после его серьезного обсуждения всеми заинтересованными сторонами.

Открытое письмо педагогов опубликовано в "Живом журнале" 28 января и сразу стало самой популярной темой в блогосфере. Автор текста, учитель московской школы N 57 Сергей Волков рассказал "Ъ", что за выходные свои подписи под письмом поставили более 12 тыс. человек. "Среди них около 200 докторов наук, есть академики РАН и, конечно, много учителей,— сказал господин Волков.— Проект стандарта был опубликован еще в ноябре прошлого года, но мало кто всерьез прочитал этот многостраничный документ. А когда я в коротком тексте указал несколько нововведений, многие схватились за голову". 

Проект стандарта разработал Институт стратегических исследований в образовании (подразделение Российской академии образования). Фактически документ изменяет саму концепцию школьного образования: школьники 10-х и 11-х классов должны будут сами выбирать, какие предметы и в каком объеме им изучать. Обязательными станут четыре дисциплины: пока еще не созданная "Россия в мире", основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и подготовка некоего индивидуального проекта. Все остальные предметы объединены в шесть образовательных областей, в каждой из которых ученик может выбрать для изучения одну-две дисциплины. Всего предметов должно быть не больше семи. Так, в область "естественные науки" входят естествознание, физика, химия, биология и экология. При этом стандарты делят предметы по трем уровням преподавания. Интегрированный курс дает самые минимальные знания и направлен на "социализацию учащихся", базовый курс обучает "основам" и лишь профильный — занимается "подготовкой к последующему профессиональному образованию". "Профильно" можно будет изучать максимум четыре предмета. По планам Минобрнауки новый образовательный стандарт станет обязательным с 1 сентября 2020 года. Предполагалось, что уже к 15 февраля его должен утвердить министр образования. 

"Выбор ОБЖ и "России в мире" в качестве обязательных предметов вызывает недоумение,— говорит господин Волков.— Мы считаем, что обязательными должны быть русский язык, математика, литература и история. Эти предметы нужны государству, заботящемуся о своем будущем". По его словам, будущие биологи или физики не могут ограничиться лишь двумя предметами из цикла "естественные науки". Кроме того, возможность выбора ограничена ЕГЭ, из-за которого фактически обязательными становятся математика и русский язык. Последний предмет находится в одной области с литературой, из-за чего "технарям" придется от нее отказываться. "А ведь русская литература, по сути, и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности",— сказал господин Волков. Он уверен, что принятие стандартов ощутимо снизит уровень российского образования. По его словам, "сильные школы" будут вынуждены игнорировать новые стандарты: "Назовут "Россией в мире", а преподавать будут историю. С ОБЖ тоже придумаем, как выкрутиться". 

Глава Российского союза ректоров Виктор Садовничий заявил "Ъ", что высшая школа также критически относится к проекту: "По общему мнению ректорского корпуса, стандарты требуют серьезной доработки. В школе нужна довольно твердая база, а уже потом можно варьировать. А базу создают те предметы, которые проверены десятилетиями,— это и математика, и химия, и русский язык". 

"Я слежу за дискуссией вокруг проекта стандарта,— заявил "Ъ" министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.— Высказываются разные точки зрения, и если отбросить политизированность, то везде есть разумные соображения". По мнению министра, авторы документа неправильно его подали: он написан для профессионалов, хотя интересует все общество. Глава Минобрнауки уверен, что концепция выбора школьниками предметов отвечает задачам образования: "Я не могу сказать, что однозначно поддерживаю этот подход. Но сегодня в старших классах образование и так профильное, если называть вещи своими именами". Он отметил, что одни лишь школьники и родители не будут выбирать уроки,— им помогут психологи, эта система профориентации будет построена к моменту введения стандартов. 

При этом господин Фурсенко не считает странным выбор четырех обязательных предметов. "Это не главные предметы, а базовые,— сказал он.— Они связаны со здоровьем и безопасностью, которые важны при изучении любого предмета". "Все боятся, что "Россия в мире" превратится в краткий курс истории ВКП(б),— признал господин Фурсенко.— Но лучше будет, если мы ничего не будем рассказывать ребятам? Это, извините, как с половым воспитанием: если ничего не говорить, дети все узнают во дворе. Давайте вместе обсуждать этот предмет, решать, каким ему быть". 

"Должна быть налажена система конструктивного обсуждения проекта стандарта,— сказал министр.— До тех пор пока на все вопросы не будут даны ответы, я не возьму на себя утверждение такого документа". 

Александр Черных
Категория: Образование в России | Просмотров: 815 | Добавил: okpep | Дата: 02.02.2011

Департамент общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации направляет для использования в работе материалы по оценке уровня квалификации педагогических работников в соответствии с порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года N 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г, регистрационный N 16999).

       Настоящая методика оценки уровня квалификации педагогических работников прошла процедуры общественно-профессиональной экспертизы и апробации в условиях аттестации педагогических работников в субъектах Российской Федерации. 

Категория: Образование в России | Просмотров: 1073 | Добавил: okpep | Дата: 11.12.2010

С 10 января по 28 февраля 2011 года будет проходить Восьмая ученическая телеконференция «Культура мира в Интернете». Ее девиз - «От информации – к знаниям и культуре!».


Учащиеся могут представить свои исследовательские и творческие проекты, которые будут размещены на сайтеhttp://art.ioso.ru

Работа телеконференции будет организована по следующим направлениям:

· гуманитарное;

· естественнонаучное;

· информационные технологии.


Предлагаемые тематические направления:

· естественнонаучные достижения;

· информационные технологии;

· энергосберегающие ресурсы;

· в мире медиа;

· человек и природа, экология;

· исторические экскурсы;

· мир увлечений;

· охрана здоровья;

· школа будущего;

· отражение в культуре.


Подробная информация – на сайте http://art.ioso.ru/seminar/2010/index.htm.


«Российское образование»

Категория: Образование в России | Просмотров: 863 | Добавил: okpep | Дата: 08.12.2010

В Подмосковье завершился I Всероссийский конкурс «Воспитатель года России - 2010». Кировскую область на конкурсе представила Хасанова (Ибатуллина) Эльмира Ринатовна, учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 5 «Золотой ключик» города Малмыжа, победитель в номинации «Педагог дошкольного образовательного учреждения» областного конкурса «Учитель года Кировской области - 2010». 


В течение конкурсной недели наряду с другими конкурсантами из 62 регионов Эльмира Ринатовна защищала свой профессиональный опыт, делилась с коллегами и членами жюри своими методическими находками, которые удалось накопить за годы работы с детьми. Как и другие участники конкурса, она провела открытое занятие с детьми, выступала с творческой презентацией, представила эссе на тему «Моя педагогическая инициатива».


По итогам Всероссийского конкурса Эльмира Ринатовна Хасанова (Ибатуллина) названа в числе десяти лучших воспитателей России.


Справка.


I Всероссийский конкурс «Воспитатель года», призванный обратить внимание общества на проблемы дошкольной системы и образования и повысить престиж профессии воспитателя, проходил в Подмосковье в два этапа. В первом туре педагоги-«дошкольники» из 62 регионов России защищали свой профессиональный опыт, делились с коллегами и членами Малого жюри своими наблюдениями и педагогическим опытом, проводили открытые занятия в детских садах. В ходе второго тура конкурса «Воспитатель года России - 2010» состоялся «круглый стол» по самым острым проблемам дошкольного образования.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1099 | Добавил: okpep | Дата: 23.11.2010

5 октября в Государственном Кремлёвском дворце на торжественном мероприятии, посвящённом празднованию Дню Учителя, Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко объявил имя Абсолютного победителя 21-го Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2010". Второй раз в истории решением жюри победителями конкурса стали два учителя. Обладателями Больших хрустальных пеликанов стали Андрей Гарифзянов, учитель биологии и химии МОУ "Волхонщинская средняя общеобразовательная школа" Тульской области, и Михаил Случ, учитель математики Средней общеобразовательной школы N 1060 г.Москвы.

       По условиям конкурса принимать финал следующего всероссийского состязания педагогов будет регион Абсолютного победителя конкурса этого года. Финал конкурса "Учитель года России - 2011" будет проходить в Тульской области и Москве. 

       Гарифзянов Андрей Рузильевич родился 21 июля 1986 года. Окончил Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого (2009 г.). Работает в муниципальном образовательном учреждении "Волхонщинская средняя общеобразовательная школа" Тульской области учителем биологии, химии. Педагогический стаж: 4 года. Педагогическое кредо: Научить ребенка быть отличником не главное, главное - вдохновить его к познанию! Миссия победителя: 1. Повышение престижа учительской профессии. 2. Донесение мнения широкой педагогической общественности до правящих кругов. 3. Распространение передового опыта учителей-новаторов для широкой педагогической общественности. Девиз, с которым выступает на конкурсе: Современный учитель как профессионал! 

       Случ Михаил Ильич родился 18 октября 1963 года. Окончил Московский институт стали и сплавов (1986 г.), Московскую высшую школу социальных и экономических наук (2005 г.). Работает в Государственном образовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа N 1060 г.Москвы учителем математики, директором. Педагогический стаж: 18 лет. Педагогическое кредо: "Математика - это искусство видеть возможности" (А.Н. Колмогоров). Миссия победителя: Способствовать укреплению и развитию профессионального сообщества как государственного ресурса, обеспечивающего стабильность и инновационное развитие. ...Исполнить больше, чем свой долг. Девиз, с которым выступает на конкурсе: Быть точным, быть ясным и, насколько можно, простым.


       Конкурс "Учитель года" - знаковое мероприятие для системы образования России. За более чем 20 лет конкурс приобрел статус самого престижного в образовании. А победители конкурса - не просто лучшие в профессии, но и общественные лидеры, принимающие непосредственное участие в формировании образовательной политики страны. 

       Всероссийский конкурс "Учитель года России" проводится с 1990 года. Учредители конкурса: Министерство образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, "Учительская газета". Первые 15 лет финал неизменно проходил в столице. По инициативе Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко с 2005 года финал "Учителя года России" стал проводиться на родине Абсолютного победителя. В 2005-2010 годах хозяевами финалов становились Калининград, Челябинск, Череповец, Санкт-Петербург, Москва и Магнитогорск.

       Финал конкурса проходил с 27 сентября по 2 октября. Абсолютный победитель определялся по результатам трёх туров. В первом туре все 76 учителей-участников конкурса "Учитель года России-2010" прошли конкурсные испытания "Интернет-ресурс", "Методическое объединение", "Учебное занятие", "Разговор с учащимися" и "Беседа с родителями", которые позволили членам жюри выбрать 15 лауреатов конкурса. "Пятнашка" продолжила борьбу во втором туре и продемонстрировала свои профессиональные навыки на "Мастер-классе" и в "Открытой дискуссии". И лишь пять победителей конкурса, обладателей Малых хрустальных пеликанов, приняли участие в "Круглом столе" образовательных политиков" - беседе на актуальную тему с участием Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко.


Порядок проведения заключительного этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России"

Презентация финала Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2010"

Категория: Образование в России | Просмотров: 1050 | Добавил: okpep | Дата: 05.10.2010

5 октября, в День Учителя, будет названо имя Абсолютного победителя конкурса "Учитель года России - 2010". По условиям конкурса принимать финал следующего всероссийского состязания педагогов будет регион Абсолютного победителя конкурса этого года. Право принять финал конкурса "Учитель года России - 2011" могут получить: Вологда, Грозный, Москва, Тула или Челябинск.

       Абсолютным победителем становится участник конкурса, набравший наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам второго и третьего туров, в т.ч. конкурсного мероприятия третьего тура: "круглого стола" образовательных политиков" с участием Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко. Абсолютный победитель станет обладателем Большого Хрустального Пеликана, а также сроком на один год получает статус общественного советника Министра образования и науки Российской Федерации. Имя Абсолютного победителя конкурса будет объявлено на праздновании Международного дня учителя в Государственном Кремлевском дворце.

       2 октября в Магнитогорске, где проходил финал Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2010", были названы имена 5 победителей главного педагогического конкурса страны. По результатам второго тура решением членов Большого жюри обладателями "Малых Хрустальных пеликанов" стали:



       Всероссийский конкурс "Учитель года России" проводится с 1990 года. Первые 15 лет финал неизменно проходил в столице. По инициативе Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко с 2005 года финал "Учителя года России" стал проводиться на родине Абсолютного победителя. В 2005-2010 годах хозяевами финалов становились Калининград, Челябинск, Череповец, Санкт-Петербург, Москва и Магнитогорск.

       Финал конкурса проводится в три тура. В первом туре принимают участие все участники финала конкурса. Во втором туре - лауреаты конкурса (15 человек), в третьем туре - победители конкурса (5 человек). Конкурсные задания первого тура: "Интернет-ресурс", "Методическое объединение", "Учебное занятие", "Разговор с учащимися" и "Беседа с родителями". Конкурсные задания второго тура: "Мастер-класс" и "Открытая дискуссия". Конкурсное мероприятие третьего тура: "Круглый стол" образовательных политиков". 

Категория: Образование в России | Просмотров: 1003 | Добавил: okpep | Дата: 04.10.2010

В "РГ" прошла "горячая линия", посвященная принятию нового закона о разных типах бюджетных учреждений.

       Напомним, с 1 января 2011 года все государственные и муниципальные организации должны выбрать, какими стать - автономными, казенными или остаться бюджетными. На вопросы наших читателей отвечали Елена Низиенко, заместитель директора департамента государственной политики в образовании, и Марина Лукашевич, заместитель директора департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки и организации бюджетного процесса.

       Откуда деньги на парты?

       Российская газета: Самый главный вопрос, который задают все родители: не будет ли образование платным после принятия этого закона? Наша читательница Е.Сергаева из Нижнего Новгорода уверена: школы найдут тысячу способов, чтобы ребенок занимался платно, а на простых уроках качественного преподавания не будет.

       Елена Низиенко: Тревоги родителей абсолютно безосновательны. Конституция Российской Федерациии и Закон "Об образовании" гарантируют, что в рамках федерального стандарта никому и ни за что платить не придется. Более того, в новом стандарте, который вступает в действие с 1 сентября 2011 года, четко зафиксировано количество часов, которые обязаны дать учителя. Это более двух тысяч уроко-часов. Стандартом предусмотрено еще 10 бесплатных часов еженедельной внеурочной деятельности, которая тоже входит в образовательный план учреждения.

       Инна Михайлина (Санкт-Петербург): Не приведет ли закон к тому, что сильные школы окрепнут, а слабые закроются?

       Марина Лукашевич: Не понятно, какие школы вы называете слабыми?

       Михайлина: Те, которые не оказывают платных услуг.

       Лукашевич: Платные услуги сейчас оказывают практически все школы. Директора понимают, что это единственный способ удовлетворить все запросы родителей, и не отказываются от такой возможности. Новый закон позволит школам самостоятельно распоряжаться заработанными средствами. Я недавно была в школе, где директор сэкономил миллион рублей на коммунальных расходах. Но потратить деньги на приобретение учебников, оборудования для кабинета физики директор не вправе. Деньги он обязан вернуть в местный бюджет, а депутаты городской Думы потом решат, сколько ему вернуть в следующем году. И вернуть ли вообще? По новому закону директор сможет распоряжаться этими суммами.

       Низиенко: Сейчас школа получает деньги по смете, где расписаны все статьи расходов. Чтобы перераспределить средства, директор должен вернуть деньги в бюджет, получить "добро" от депутатов и по новой строке расходов получить сумму назад. Новый закон избавит от этих сложностей. Нужны директору позарез парты или учебники - пожалуйста, иди и покупай! Деньги в школу пойдут не по смете, а общей субсидией, и руководитель сам будет решать, на что ее потратить. Но решать будет не единолично. Тут очень важно общественное управление, куда входят попечители, родители.

       Сколько получает директор

       Ольга Стародубова (Можга, Удмуртия): У нас недавно пытались собрать родителей на общее собрание школы - пришли меньше половины. Кто будет участвовать в управлении школой, и главное, захотят ли этого учителя?

       Низиенко: Справедливый вопрос. Однозначного ответа на него нет. В тех регионах, которые участвовали в комплексных проектах модернизации образования, одним из важных показателей было внедрение государственно-общественного управления. И у многих это получилось. Когда родители, представители крупных градообразующих предприятий, общественные организации подключаются к принятию каких-то решений в школе, у них самих появляется иное отношение к самоуправлению. И потом, они четко знают, куда потрачены деньги. А ведь самое главное в новом законе - связь эффективности расходования средств с результатом.

       Николай Марченко (Ростов-на-Дону): Правильно ли я понял, что теперь любой сможет узнать, сколько получает директор автономной школы?

       Лукашевич: Да. По новому закону руководители бюджетных и автономных учреждений обязаны размещать такую информацию в Интернете. В законе конкретизировано, что к открытой информации относится в том числе заработная плата руководителя и средняя зарплата работников. А также будет доступен для всех отчет по финансово-хозяйственной деятельности.

       Марченко: А кто будет контролировать, дал ли директор информацию или скрыл?

       Лукашевич: Для этого существует общественный контроль, который проявляется уже на стадии распоряжения субсидией, чтобы директор на деньги, выделенные из бюджета, не открыл при школе баню или ресторан. Если вы, как родитель, входите в попечительский совет и принимаете решение о том, как израсходовать деньги, вы никогда не позволите директору открыть при школе сауну или ночной клуб. Очень важно, чтобы контроль начинался именно тогда, когда принимается решение о том, куда потратить средства.

       РГ: Наши читатели высказывают опасения, что у директоров появится возможность поощрять "своих" учителей и обделять тех, кто с ним не согласен.

       Низиенко: Почему-то когда мы говорим о том, что директору дано право самостоятельно распоряжаться средствами, то сразу начинаем подозревать его в нечистоплотности. Это неправильно. В рамках новой системы оплаты труда, которую мы апробировали в пилотных регионах, уже выработана четкая система критериев поощрения учителей за качественный труд. Эти критерии рассматриваются общественным советом, они абсолютно прозрачны и понятны. Поэтому все стимулирующие выплаты строго обоснованы. Директор не вправе единолично решить, что вот этому учителю он увеличит зарплату на 10 тысяч, а тому - урежет на 5 тысяч. Я не отрицаю, что есть недобросовестные директора, но их не так много. Гораздо большая проблема - квалифицированные и грамотные в финансовом плане руководители. Человек, получивший педагогическое образование, как правило, таких навыков не имеет. И стоит серьезная задача обучить управленческие кадры менеджменту, научить формировать бюджет учреждения.

       Галина Ивановна (Воронеж): Я работаю в детском муниципальном клубе. Что нас ждет? Не получится ли так, что под шумок нас закроют, так как мы занимаем хорошее помещение в центре города?

       Низиенко: Закон ничего в этом смысле не меняет. Он предлагает различные механизмы доведения денежных средств до получателя и новые условия распоряжения ими. Ваш клуб может стать казенным учреждением и получать все деньги строго по смете, а может остаться бюджетным, как сейчас, но перейти на госзадание.

       Елена Конькова (Москва): У меня два вопроса. В стандартах есть базовая и вариативная часть. Какая из них будет финансироваться по госзаданию? Будет ли финансироваться экспериментальная работа образовательных учреждений?

       Лукашевич: Финансируется весь стандарт - и базовая, и вариативная части. Если экспериментальную деятельность учредитель запланировал, то в госзадании это будет отражено, значит, будут средства выделены.

       Павел Николаевич (Одинцово, Московская область): Если у автономных организаций так много свободы, почему никто не торопится поменять статус?

       Низиенко: Да, на федеральном уровне автономных учреждений немного, но стоит отметить, что в субъектах Российской Федерации автономные учреждения создаются с 2007 года. Так, например, автономные школы есть в Ростовской, Тюменской, Калининградской областях. Много таких школ в Татарстане - больше 300. И ни один директор не хочет, чтобы его школа снова стала бюджетной. Директора научились не только зарабатывать, но и с умом тратить деньги, в школы вернулись хорошие педагоги, которые в свое время ушли из-за маленьких зарплат.

       На заметку: Обязательные школьные предметы, которые финансируются за счет бюджета: русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности.
http://mon.gov.ru/press/smi/7279/
Категория: Образование в России | Просмотров: 1156 | Добавил: okpep | Дата: 27.05.2010

Министерство образования и науки РФ поддерживает тенденцию укрупнения вузов, заявил министр Андрей Фурсенко в субботу, 10 апреля, в Казани.

       В Татарстане к Казанскому государственному техническому университету имени Туполева (КАИ), который приобрел в прошлом году статус национального исследовательского университета, планируется присоединить Казанский государственный энергетический университет и Камскую государственную инженерно-экономическую академию, создав мощный национальный исследовательский университет мирового уровня. Предполагается, что после интеграции вузов здесь будут готовить специалистов для авиационной и автомобильной отраслей, соответствующих самым современным требованиям.

       "Мы поддерживаем такие тенденции. Я считаю, что это правильные шаги, по нескольким причинам. Во-первых, сегодня в стране очень негативная демографическая тенденция, и количество студентов в ближайшие несколько лет сократится радикально. По самым оптимистичным оценкам, количество студентов с 7,5 миллиона опустится где-то до 5,5 миллиона. А по оценкам более реалистичным - где-то до 4-4,5 миллиона человек. И такое небольшое количество студентов будет примерно до 2020 года. Это первая причина, почему мы должны все-таки консолидировать усилия и сокращать количество вузов", - сказал Фурсенко после церемонии представления ученому совету Казанского (Приволжского) федерального университета нового ректора.

       Вторая проблема, по словам Фурсенко, заключается в том, что для большого количества вузов необходимо и большое количество высококвалифицированных преподавателей, а таковых нет. "У нас качество вузов очень сильно друг от друга отличается", - подчеркнул он. По мнению министра, необходимо "доверять нашим лучшим университетам, ставить перед ними задачи консолидировать вокруг себя все здоровое, все сильное для того, чтобы студенты получали действительно хорошее образование, чтобы требования определялись не по самому слабому, а по самому сильному".

       Фурсенко подчеркнул, что никакого насильственного сокращения вузов не предполагается. "Сразу могу сказать: не будет никаких жестких административных решений, насильственно никто не собирается закрывать вузы, если они соответствуют тем официальным требованиям, которые есть сегодня. Но мы будем всячески поддерживать любую работу по консолидации, по реорганизации вузов, если она позволит получить новое лучшее качество обучения и новое качество научных исследований в высшей школе", - пояснил он.

       Как считает министр образования и науки РФ, в случаях консолидации вузов профессорско-преподавательский состав значительно не пострадает. "У нас складывается забавная ситуация: одни и те же преподаватели бегают по университетам и преподают и здесь, и там. Я считаю, было бы правильным, если бы они эти деньги получали в одном месте. Ведь мы не собираемся сокращать финансирование, уменьшать поддержку высшей школы. Мы просто хотим ее перераспределить в пользу наиболее эффективных университетов и наиболее ответственных профессоров. Думаю, это будет и в интересах студентов, и в интересах преподавателей", - сказал Фурсенко.

       Министр напомнил, что сегодня в стране создается новая структура высшей школы с достаточно четкой иерархией. В ней выделены два государственных университета - Московский и Санкт-Петербургский и семь федеральных университетов. Кроме того, в рамках конкурсных процедур определены еще 14 национальных исследовательских университетов, сейчас проходит конкурс на новые исследовательские университеты, на победу в котором претендуют примерно полторы сотни вузов.

       "Эта структура из небольшого количества университетов (в общей сложности около 40 на всю страну), собственно, и должна быть тем локомотивом, той движущей силой, которая преобразует и высшую школу России, и более широко - образование и науку России, создав не только новое качество образования, но и реальную конкуренцию другим исследовательским центрам в сфере научных исследований", - сказал Фурсенко.
Категория: Образование в России | Просмотров: 1305 | Добавил: okpep | Дата: 13.04.2010

Последняя в уходящем году коллегия Минобрнауки утвердила контрольные цифры приема в вузы в 2010 году. Число бюджетных мест для выпускников школ будет сохранено. При этом вузам теперь запрещено самостоятельно перераспределять бюджетные места в пользу той или иной специальности.

        По прогнозу главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, через три-четыре года число студентов в России уменьшится вдвое. "Мы уже вплотную подошли к демографической яме, вырытой в 90-х, - заявил недавно министр. - И пора ставить вопрос не о том, как кого-то отсечь, а как вообще найти студента. Некого учить будет, и с этим столкнутся даже сильные, престижные вузы". Фурсенко считает, что пока еще мало кто из ректоров до конца понимает масштаб проблемы, хотя, по его словам, "в этом году большинство московских вузов на платные места студентов недобрали: те, кто имеет более-менее нормальные баллы, поступили на бюджетные места, пусть и в другой институт. А вот негосударственные вузы и часть филиалов - полупустые. Потому что ребята и их родители хотят надежности, а надежно - это государственный вуз".

        Будущим летом школу закончит на 80 тысяч 11-классников меньше, чем летом минувшим. Какие же возможности будут у 822 тысяч выпускников-2010 в плане поступления в вуз? Главная новость: бюджетные места планируется сохранить. "Число бюджетных мест на первый курс по очной форме обучения в расчете на 1000 выпускников 11-х классов останется на уровне 2009 года - в количестве 418 мест", - сообщил на заседании коллегии директор департамента Минобрнауки Игорь Реморенко. Общий же объем приема в вузы составит 498 тысяч мест (в 2009-м было 527 тысяч), что, по мнению Реморенко, учитывает как демографические тенденции, так и необходимость сохранения социальных гарантий при получении высшего образования.

        И хотя борьба за студента еще более обострится, это отнюдь не означает, что надо принимать кого попало, девальвируя тем самым высшее образование, считает Андрей Фурсенко. По его словам, надо исключить, "чтобы в вуз поступал абитуриент, умеющий ставить только крестик". Поэтому прием на бюджетные места сохранен не в абсолютных, а в относительных цифрах, пояснили "Известиям" в Минобрнауки. А если сделать наоборот, то проходной балл уменьшится, что понизит качество образования за счет приема более слабых абитуриентов. А их и так уже по отдельным группам специальностей пруд пруди ("Известия" писали об этом 16 октября).

        Теперь, имея на руках контрольные цифры, Рособразование распределит их по конкретным вузам с учетом результатов приемной кампании-2009. То есть у тех, кто недобрал студентов, число мест уменьшат, а тем, кого абитуриенты брали штурмом, наоборот, добавят. А вот внутри вузов, в рамках отдельных групп специальностей, перераспределять бюджетные места отныне запрещено административным регламентом.
Категория: Образование в России | Просмотров: 1167 | Добавил: okpep | Дата: 28.12.2009

« 1 2 3 4 ... 14 15 »