Главная » 2008 » Август » 25

Взгляд в будущее: как и чему будут учить лет через 10 - 15

Минобрнауки России разрабатывает модель развития образования аж до 2020 года. Что же ждет наших детей и внуков? С этим вопросом я пришла к директору Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования министерства Игорю РЕМОРЕНКО.

ДОШКОЛЯТА: Развивать и малышей, и их мам

Самое главное тут для чиновников - первым делом обеспечить всех малышей детсадами, чтобы мамашки не выстаивали годами в очередях, где распределяют места для ребятишек. Причем, помимо строительства новых садов, предлагается открывать еще и специальные клубы. И не только для ребятишек, но и для мам, которые скучают дома.

Скажем, не хотят родители отдавать чадо в сад на целый день, есть бабушка, готовая присмотреть за сорванцом. Но все равно предшкольную подготовку проводить надо. Для таких ситуаций будут специальные двух-трехчасовые курсы дошколят. Привела мама на них отпрыска и, пока малыш учится, сама в клубе занимается полезными делами.

Впрочем, и подход к воспитанию малышей в самих садиках собираются менять. Сейчас воспитательницы по большей части лишь присматривают за ребенком да гулять выводят. В будущем, если верить модели, они обязаны будут именно воспитывать и развивать малыша. Хотя, само собой, и смотреть, чтобы лоб не расшиб, придется.

Когда все малыши смогут без проблем получить по кроватке в детсадике, Минобрнауки планирует сделать дошкольную подготовку обязательной. Чтобы все дети приходили с равной подготовкой в первый класс. А то некоторые в младшей школе полгода в носу ковыряют, поскольку уже и читать, и писать умеют, а других учительница впервые с букварем знакомит.

- Дошкольная подготовка может стать обязательной. Как это осуществить? Вот об этом будем советоваться с экспертами, педагогами, родителями. Но я думаю, что ряд регионов вскоре сможет начать это нововведение, - пояснил Реморенко.

Но пока своего места в садике ждут тысячи детишек...

ШКОЛЬНИКИ: В класс, как на работу

Вскоре придется отвыкать и от привычного школьного устройства. Если сейчас обычно первый этаж занимают младшеклассники, второй - подростки, а третий - старшеклассники, то продвинутые школы заполнят детьми одного возраста. И называться они станут - школы ступеней обучения.

Планируется создать три основные ступени. На первой - "маленькой" - ступеньке младшеклассники будут учиться учиться.

На второй ступени подростка станут обучать общению и навыкам работы в коллективе.

А на третьей, перед взрослой жизнью, старшекласснику придется выбирать и начинать выстраивать свой профессиональный путь.

Соответственно и уроки каждого класса окажутся непохожими друг на друга. Первоклашки должны постигать мир знаний через игру и сказки.

Пятиклассники уже вполне могут выбирать, делать умозаключения и чувствовать себя большими мальчиками и девочками. Все стандарты образования будут зависеть от возраста и потребностей ребенка.

- Никто, конечно, не собирается закрывать те школы, которые не смогут в силу архитектурных особенностей или традиций поддерживать новую систему. Но стандарт все равно они обязаны будут выполнять. Поэтому с переходом из обычной школы в школу ступеней обучения проблем не будет.

Впрочем, уже сейчас многие родители интуитивно отдают детей в разные начальную и среднюю школы. А все потому, что в обществе меняются предпочтения, образовательные цели, интересы, - считает директор департамента.

Старшая школа - это вообще отдельная страничка. Старшеклассники получат возможность попробовать себя в разных видах профессиональной деятельности - вдруг что понравится. Планируется в 10-м и 11-м классах организовать практику, чтобы ребята почувствовали "вкус" профессий и еще в самой школе смогли научиться специальности и стать, к примеру, поварами, водителями, садоводами.

- К 2010 году должен быть завершен переход на профильное обучение. Это не будет жесткий набор специализаций, скорее, возможность построения школьником индивидуальных траекторий, - объясняет Реморенко. - К 2015 году школьники старшей школы получат возможность выбирать, как и чему учиться, чтобы нащупать будущую профессию, дело, к которому лежит душа. Само собой, обучение такое насытят современными информационными технологиями. В школе мы должны будем дать подростку основы профессионального образования. Дальше выпускник школы сможет уже с большей определенностью решать, что делать - идти в вуз, техникум или сразу начинать работать по полученной в школе специальности.

Все заслуги учеников будут занесены в портфолио. Оно станет не менее важным, чем аттестат.

СРЕДНЕЕ ПРОФОБРАЗОВАНИЕ: Из техникума - с вузовским дипломом

Учреждения начального и среднего профессионального образования глотнут свежего воздуха. Ставка на них сделана серьезная. Во-первых, техникумы все больше станут стыковать с работодателями. Чтобы студент понимал: после окончания этого учебного заведения ему гарантирована работа.

Но, кроме этого, получить специальность можно будет быстрее, поскольку образовательные программы станут модульными. А именно - юноше или девушке в учреждении начального профобразования можно будет не учиться три года столярному делу, а осваивать за это время разные квалификации (модули). Освоил одну - пошел поработал, не понравилось - пошел получать следующую. За определенное количество набранных модулей вручается сертификат о начальном профобразовании.

В учреждениях среднего профобразования будут в основном преподавать высокотехнологичные специальности. А у выпускников будет статус прикладного бакалавриата. В общем, из техникума можно будет выйти с вузовским дипломом. К примеру, есть такая специальность у медиков - сестринское дело. Таким специалистам требуются не общие навыки ухода за больными, а уже более серьезные знания - понимать физиологию, видеть симптомы, ставить диагнозы. И учить этой нужной и востребованной специальности будут как раз в училищах.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Сокращать или объединять?

В общем, высшее образование к 2020 году станет неузнаваемым. К федеральным университетам, которые объединят в себе лучшие ресурсы и станут работать на благо экономики страны, добавятся и национальные. В вузах такого типа станут готовить специалистов, которые смогут справляться с информационным и техническим прогрессом. В первую очередь подготовят знатоков для транспортной, авиационной, энергетической отраслей, для электроники, оптики, информационных технологий, машиностроения - национальных приоритетных отраслей.

Конечно, останутся прежние институты и университеты. Но если сейчас в стране больше 3 тысяч вузов с филиалами, то лет через пять останется около 100 институтов и 50 университетов.

- От бюджетных мест мы не уйдем. Норма 170 мест на 10 тысяч населения останется. Это не означает сокращения бюджетных мест. А означает, что государство, оплачивая обучение студентов, будет понимать, кем этот студент по окончании вуза будет работать. То есть если мы вложили деньги в образование человека, то и отвечаем за него, понимаем, что учим его нужной, востребованной, важной для страны специальности, - уточнил Реморенко. - Хотя, конечно, не все университеты справятся с требованиями по уровню преподавания, которые к ним предъявляются, и могут стать просто институтами, техникумами или вообще прекратить свое существование.

ИТОГ

Главная идея новой модели - обеспечить человеку возможность учиться, повышать образование в любом возрасте, развиваться всю жизнь.

Одной школой и институтом сыт в будущем не будешь. Чтобы продвинуться по карьерной лестнице, придется постоянно совершенствовать свои умения на курсах повышения квалификации. Обещают, что курсы будут на любой вкус и цвет, правда, в большинстве своем небесплатные. Однако в приоритетных для страны профессиях платить за повышение квалификации станет бюджет. В общем, учиться придется много и, надеемся, с удовольствием.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1149 | Добавил: okpep | Дата: 25.08.2008