19:46 ЕГЭ-2009: Предчувствие первого балла | |
Чего не стоит бояться и как надо готовиться к
единым госэкзаменам, рассказывает руководитель Рособрнадзора Любовь
Глебова. В тонкости грядущих ЕГЭ вникал обозреватель "Известий" Андрей
Чернаков. Какие ошибки исправляют вузы? В правилах приема абитуриентов в 2009
году в конкретные вузы содержится немало ошибок. Вот типичная из них.
Помимо обязательных русского языка и профилирующего предмета при
поступлении учитывается и госэкзамен по специальности. По какому именно
предмету - самостоятельно определять вузам. Но кое-где, прочитав в
документе слово "самостоятельно", интерпретировали его неверно:
предоставили абитуриентам самим решать, по какому еще предмету сдавать
ЕГЭ. "Представьте, - говорит Любовь
Глебова,"- что на одну и ту же специальность Иванов выбрал физику, а
Петров, к примеру, информатику. Это же разные экзамены, их нельзя
сравнивать. То есть права абитуриентов нарушены. И первый, кто уяснит,
что он не зачислен из-за того, что большее количество баллов набрал
абитуриент, сдававший совсем другой экзамен, и решит подать в суд,
будет абсолютно прав". Поэтому в Рособрнадзоре подготовили
информационное письмо с требованием к оплошавшим вузам срочно исправить
объявленные правила приема. Но поскольку срок, отведенный школьникам
для выбора ЕГЭ, истек 1 марта, территориальным органам образования в
этом году разрешено "уточнять базу данных" по участникам ЕГЭ аж до 7
апреля. То есть выпускники еще успеют записаться на ЕГЭ по другому
предмету. Где-то незаконно объявили о
дополнительных экзаменах. Где-то помимо баллов, выставленных за ЕГЭ,
ввели и свою собственную шкалу (скажем, плюс пять баллов по русскому
языку - "за грамотность"). "ЕГЭ стал обязательной нормой и проходит по
единым для всех правилам, исключения невозможны," - напоминает глава
Рособрнадзора. - Обратной силы принятый закон не имеет". Почему репетиторы злобствуют? ЕГЭ - сильнейший удар по коррупции в
вузах. Главная причина его введения - разрыв между тем, чему учили в
школе, и тем, что требовали вузы. Этот разрыв, полагает Любовь Глебова,
уже угрожал институту общего образования в целом. При этом вузам было
выгодно повышать планку, плодя бесчисленных репетиторов, и практиковать
официальную платную довузовскую подготовку, где преподавали то, что не
имело никакого отношения к школьной программе. "Вот тогда-то натаскивание, о котором
сейчас любят поговорить в связи с ЕГЭ, не просто процветало, а попросту
заменяло процесс обучения в школе, - считает Любовь Глебова. - Вузы
заключали договоры со школой, учили ребят на своих довузовских курсах,
которые уже были рассчитаны на целых два года. И платформу под это вузы
подводили: мы, дескать, выбираем самых лучших ребят. Тех, которые могут
платить. И в этом смысле разделение школьной аттестации и вступительных
испытаний, которое сегодня предлагает ряд ректоров наших вузов, - это
возврат назад, к прошлой системе. Такого допустить нельзя". Можно ли подделать результаты ЕГЭ? Везде, где присутствует субъективный
фактор, включая олимпиады и сочинения, будет элемент коррупции, уверена
Любовь Глебова. А там, где этот фактор сведен к нулю, кое-кто может
попытаться проникнуть в саму технологию. В Татарстане на двух
работников управления образования завели уголовное дело за попытку
замены результатов в базе. "Но такие вещи, как внешнее воздействие
на результаты ЕГЭ, очень быстро всплывают," - пояснила Любовь Глебова.
- При существующих процедурах, для того чтобы за деньги вклиниться в
процесс, нужен настоящий групповой сговор. Причем в нем должны
участвовать те, кто работает с техникой, кто действует на пункте приема
экзамена, кто организует направление, кто рассаживает детей и т.д. А
сговор такого масштаба технически сложен и потому маловероятен". По каким материалам лучше готовиться? Механически зазубрить все ответы на
вопросы, системно расположенные в контрольно-измерительных материалах
(КИМах), практически невозможно. Да это и не нужно, ведь КИМы не
обучающий, а лишь измерительный инструмент. Чтобы действительно
подготовиться к сдаче ЕГЭ, нужно просто быть очень внимательным на
уроках. "Учите школьную программу, - призывает
выпускников Любовь Глебова, - и никаких неожиданностей ни в одном из
вопросов вы не встретите, я гарантирую. Но если вы все-таки решили
готовиться по контрольно-измерительным материалам, то в этом случае
пользуйтесь хотя бы качественными КИМами. Лучше всего - ежегодно
публикуемой демонстрационной версией. Можно использовать и варианты
КИМов прошлых лет, которые представлены на сайте Рособрнадзора". А вот суррогаты, которыми переполнен интернет и магазины, дают необъективную картину да еще и вводят школьника в стресс. Когда изменят КИМы по математике? Больше всего вопросов вызывали КИМы по
математике, напомнила Любовь Глебова. А когда стали разбираться,
выяснилось, что дело вовсе не в этих материалах, а в самом содержании
школьного преподавания предмета. В обществе завязалась полемика по
вопросу, какая именно математика нужна нашим школьникам. "Однако мы не стали ждать, пока
изменится содержание преподавания, - рассказала глава Рособрнадзора, -
и уже в этом году апробируем на десятиклассниках в пяти регионах
альтернативные КИМы, разработанные группой специалистов под
руководством ректора Московского института открытого образования
Алексея Семенова, и в октябре примем решение на этот счет". Как оценить качество преподавания? Оценка эффективности деятельности
учителя никак не может быть связана с абсолютными цифрами результатов
ЕГЭ, считает Любовь Глебова, и тут неприменим "валовый" подход. Скажем,
в ряде регионов собираются сравнивать школы по общей совокупности
баллов, полученных учениками по ЕГЭ. "Это полный абсурд, - возмущается
глава Рособрнадзора," - но мы наведем здесь порядок". А вот через сравнение результатов
конкретного ученика вполне можно оценить, как и чему его учили.
Например, если на итоговой школьной аттестации учитель выставляет
выпускнику пятерку по русскому языку, а на ЕГЭ тот не набирает и 40
баллов, значит, пятерка выставлена необъективно и надо присмотреться к
такому учителю и учесть этот факт при его аттестации. Можно ли "оседлать" вторую волну? "Скажем, выпускник решил поступать на
гуманитарную специальность, - пояснила глава Рособрнадзора. - Поэтому
он выбрал в качестве добровольного ЕГЭ обществознание и историю. Сдал
эти предметы. А потом пришло 20 июня (то есть окончилась первая волна
сдачи ЕГЭ - "Известия"), и выпускник понял, что на бюджетное место по
этой гуманитарной специальности он точно не проходит, а пойти на
платное нет возможности. В то же время на бюджетные места ряда
технических специальностей есть недобор, но чтобы поступить туда,
требуется сдать другие ЕГЭ: физику или, скажем, информатику. Так вот в
этом году такой шанс мы ребятам дадим - для освоения технических
специальностей. По этому поводу будет выпущено специальное разъяснение". Сколько их в России, добровольцев? В тех регионах, где ЕГЭ сдают уже
достаточно давно, ребята отлично пользуются всеми его плюсами.
Например, в Кировской области, где ЕГЭ практикуется с 2003 года,
школьники массово записались на добровольную сдачу: на одного
выпускника в этом регионе в среднем приходится по пять экзаменов. В целом же по стране выпускники этого года (их будет 930 тысяч) и прошлых лет подали свыше 3,7 млн заявлений на сдачу добровольных ЕГЭ. При этом русский язык и математику сдадут чуть более миллиона человек, а из добровольных ЕГЭ около половины выпускников выбрали обществознание и четверть - физику. | |
|