4 октября 2009 года Президент Российской
Федерации Дмитрий Медведев провёл рабочую встречу с Министром
образования и науки Российской Федерации Андреем Фурсенко. В ходе
встречи обсуждались различные вопросы развития образовательной сферы, в
том числе совершенствование проведения Единого государственного
экзамена, развитие системы высшего образования, создание сети
федеральных и национальных исследовательских университетов.
Стенограмма рабочей встречи с Министром образования и науки Андреем Фурсенко:
Д.МЕДВЕДЕВ: Андрей Александрович, я
подписал распоряжение о президентской Комиссии по совершенствованию
проведения единого госэкзамена. Смысл, естественно, очевиден. Он
заключается в том, чтобы взвесить все те позитивные моменты, которые
были выявлены в ходе проведения единого госэкзамена в этом сезоне;
оценить всё, что было сделано; обратить внимание на те недостатки,
которые также были выявлены. Мы с Вами их обсуждали неоднократно. Я
несколько раз обсуждал их с педагогическими работниками, с учителями в
разных форматах. Все они считают, что это шаг вперёд. Но в то же время
видят и определённые нюансы, которые требуют коррекции. Поэтому
Комиссия должна обобщить все эти предложения. И для того чтобы
отрешиться от ведомственной позиции, потому что можно было бы, конечно,
работать внутри Вашего Министерства, я решил поднять уровень
рассмотрения этой проблемы на уровень Администрации Президента с тем,
чтобы можно было свести воедино все позиции, которые существуют, и
более объективно рассмотреть те или иные вопросы, которые были
сформулированы. Я хотел бы, чтобы Вы приняли самое активное участие в
работе соответствующей Комиссии, чтобы в работе этой Комиссии приняла
участие наша педагогическая общественность, она туда включена: и
учителя, и директора школ, наука, ректоры ведущих университетов. Просто
чтобы это было комплексное рассмотрение всех этих вопросов под единым
началом. Так что давайте поработаем на эту тему.
А.ФУРСЕНКО: Есть. Дмитрий Анатольевич,
во-первых, уже в соответствии с Вашим поручением мы начали такую
работу, материалы какие-то подготовили. Наверное, ещё недостаточно.
Будет хорошо, если такая общественная комиссия, как Вы сказали,
вневедомственная, она посмотрит, проверит ещё раз и оценит. Но я хочу
доложить, что уже в самом начале года мы провели совещание с советом
Союза ректоров, провели коллегию. Кроме этого, в ряде регионов работают
комиссии по оценке того, как был проведен ЕГЭ. Если результаты будут
представлены на Комиссию, которую сейчас создали, я надеюсь, что мы в
достаточно короткий срок сможем доложить Комиссии, а потом, видимо, уже
председателю Комиссии, Вам о том, какие есть общие результаты.
Д.МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, здесь цель-то
очень простая. Цель заключается не в том, чтобы поставить под сомнение
единый госэкзамен. Все мы убеждены в том, что это правильное
направление совершенствования нашей системы образования, более
адекватная система оценки знаний. Но при этом, естественно, как и
всякая система, не свободная от недостатков. Наша задача -
минимизировать эти недостатки. При этом результатом работы Комиссии,
конечно, будет не вывод о том, целесообразно проводить госэкзамен или
как-то его менять. Мы будем проводить единый госэкзамен, но работой
этой Комиссии и её результатами должна быть подготовка методических
рекомендаций о том, что поменять, в каком объёме какие предметы, каким
образом оценивать и так далее. То есть это помощь вам как ведомству.
Но, ещё раз повторяю, для того чтобы
провести это обсуждение максимально широко, я принял решение сделать
его надведомственным. Так что это вам поможет.
А.ФУРСЕНКО: Я считаю, что только это и может нам в полной мере помочь, потому что иначе всегда будут сомнения.
Д.МЕДВЕДЕВ: Именно об этом, Андрей Александрович, я и думал, когда вот такое решение принимал. Так что, пожалуйста, работайте.
А.ФУРСЕНКО: Спасибо.
Д.МЕДВЕДЕВ: Ну и давайте другие вопросы
рассмотрим, которые мы с Вами договаривались обсудить, в том числе
вопросы совершенствования вузовского образования.
А.ФУРСЕНКО: Я хотел доложить Вам, Вы
давали соответствующее поручение, и кое-что сделано, и уже подготовлена
презентация. В свое время, когда Вы ставили задачу участия в подготовке
нового закона о двух наших, можно сказать, выдающихся университетах
московских...
Д.МЕДВЕДЕВ: Главных университетах, как мы обычно говорим, потому что они действительно главные.
А.ФУРСЕНКО: Главных университетах. Одновременно рассматривается вопрос о создании некой, скажем так, сети.
Д.МЕДВЕДЕВ: Системы университетов.
А.ФУРСЕНКО: Системы. И эта система в
свое время начала создаваться в рамках нацпроекта, потом Вы подписали
два указа о создании двух пилотных национальных исследовательских
университетов. Вот сегодня сделан следующий шаг. Поэтому я хотел
доложить Вам о том, на каком этапе мы сейчас находимся.
Что касается двух главных
университетов, то первое чтение в Думе закона по этим двум
университетам уже прошло. Насколько я знаю, мы работаем с Думой, мы
поручили нашему статс-секретарю представлять эти документы в Думе, мы
вышли на согласованную позицию с представителями комитетов Думы, с
двумя этими университетами, что очень важно. И я очень надеюсь, что уже
в этом месяце закон будет подготовлен, принят и представлен Вам на
подпись, причём не только Думой, но и Советом Федерации, и представлен
Вам на подпись.
Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо.
А.ФУРСЕНКО: Что касается федеральных
университетов. Несмотря на то, что проблемы везде есть, в том числе и в
двух существующих федеральных университетах, но тем не менее это очень
серьёзный шаг вперёд. И я могу сказать, что это побудило бизнес
достаточно активно работать по развитию вот этих университетов,
особенно это видно в Красноярске, где бизнес вкладывает большие деньги,
чтобы создать ту систему образования, которая ему нужна, нужна для
развития края. Поэтому мы сейчас, в соответствии с Вашим распоряжением,
подготовили указ о создании ещё нескольких федеральных университетов,
имея в виду, в первую очередь, решение задач социально-экономического
развития регионов, которые имеют большое значение для развития страны.
Это Поволжский регион, это Дальневосточный регион - там Вы уже давали
указания, но окончательное оформление Дальневосточного федерального
университета ещё не произведено, поэтому мы готовим соответствующий
указ, и это Северо-Западный регион - тоже хотел бы, может быть, более
подробно обсудить.
И третья вещь - это то, что прошёл
конкурс в соответствии с законом по национальным исследовательским
университетам. К двум университетам, которые были утверждены Вашими
указами, - Московский инженерно-физический институт и Институт стали и
сплавов - добавилось ещё 12 победителей конкурса.
Д.МЕДВЕДЕВ: У нас эти университеты
носят такое наименование - национальный исследовательский университет.
То есть просто чтобы сегодня все представляли систему университетов,
или пирамиду. Хотя, наверное, это не очень правильно, потому что у нас
нет "старших" и "младших" университетов - у нас просто есть более
крупные университеты, университеты с более славной историей, что
называется. Но тем не менее у нас сейчас есть два университета, которые
будут действовать на основании специального закона, то есть это два
самых исторически сформировавшихся университетских центра в Москве и в
Петербурге. Дальше - это федеральные университеты, которые создавались
в период активной работы над национальным проектом: сначала два, а
потом мы ещё подготовили предложения по нескольким университетам.
Далее, это национальные исследовательские университеты.
А.ФУРСЕНКО: Да, исследовательские университеты, вот два было создано пилотных проекта, на них была отработана система программ.
Д.МЕДВЕДЕВ: МИФИ и МИСиС.
А.ФУРСЕНКО: МИФИ и МИСиС. Сейчас прошёл
конкурс, и в соответствии с этим конкурсом победителями оказались ещё
12 университетов, которые представляют разные регионы.
Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно, это вот и следующий уровень, и, наконец, все прочие университеты, которые пока такого статуса не имеют.
А.ФУРСЕНКО: Не имеют, но мы ужесточаем
требования ко всей высшей школе, имея в виду, что все университеты, вся
высшая школа России должна обеспечивать, я бы сказал так, иной уровень,
лучший уровень.
Д.МЕДВЕДЕВ: У нас нормативная база, посвящённая национальным исследовательским университетам, на чём основана? Что это?
А.ФУРСЕНКО: Это в законе о высшем и послевузовском образовании.
Д.МЕДВЕДЕВ: Закон о высшем и послевузовском образовании.
А.ФУРСЕНКО: Там есть два понятия: это федеральный университет и национальный исследовательский.
Д.МЕДВЕДЕВ: То есть, мы поменяли этот закон специально для того, чтобы эту систему ввести в законодательное русло?
А.ФУРСЕНКО: Да.
Д.МЕДВЕДЕВ: Сколько ещё будет? 12 у нас сейчас?
А.ФУРСЕНКО: Да. А всего их будет 14. И
дальше будут приняты программы, утверждены Правительством, мы работаем
с университетами. И там довольно жёсткие требования. Если они не сумеют
выполнить эти программы, то они могут в соответствии с законом быть
лишены этого статуса.
Д.МЕДВЕДЕВ: Ну, это мы с Вами
занимаемся в регулярном режиме, и, наверное, работники высшей школы ещё
эту разницу хорошо чувствуют. Но у нас не все люди знают, в чём
правовая и финансовая разница. Что даёт присвоение статуса
национального исследовательского университета?
А.ФУРСЕНКО: Во-первых, это дает определённую финансовую поддержку в рамках той программы, которую они предложили.
Д.МЕДВЕДЕВ: То есть это финансовая поддержка Программы, во-первых.
А.ФУРСЕНКО: Да, чисто программный метод.
Вторая вещь. Это даёт право выходить на
учёбу по своим стандартам как федеральным университетам, так и
исследовательским университетам. То есть им дают больше свободы, но и
существенно больше ответственности.
И, кроме того, статус, который сегодня
есть, особенно в условиях демографического спада, делает это более
привлекательным. Но за это мы требуем с них гораздо более жёсткое
следование тем приоритетам, которые Вы обозначили. Причём выбор
университетов в огромной степени основывался на тех приоритетах по
модернизации экономики, которые были сформулированы Вами некоторое
время тому назад.
Д.МЕДВЕДЕВ: Андрей Александрович, ещё
одним из общих мест сегодня является то, что количество университетов в
нашей стране всё-таки избыточно. Речь идёт не об их механическом
закрытии, но о том, чтобы всё-таки систему эту пытаться оптимизировать,
причём, конечно, с поправкой и на текущее состояние на рынке труда, и
на другие моменты. Что вы делаете в этой сфере?
А.ФУРСЕНКО: Во-первых, все предложения
по созданию федеральных университетов основываются на том, что
происходит консолидация высшего образования в том или ином регионе. То
есть, как правило, вся эта работа ориентирована на то, чтобы к более
сильному лидеру-университету присоединяются другие высшие учебные
заведения.
Вторая вещь. Приёмная кампания этого
года показала, что ряд университетов не добрал студентов. Это касается
как негосударственных вузов, так и государственных. И на основе этого
мы предлагаем определённую реорганизацию не силовым образом, а
предложение университетам консолидировать свои усилия, с тем чтобы
обеспечить нормальное развитие дальше. Потому что мы видим ряд высших
учебных заведений не сможет сохраниться в условиях достаточно
серьёзного демографического спада.
Д.МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, к этому процессу
нужно относиться очень аккуратно. Те высшие учебные заведения, которые
оказываются неконкурентоспособными, нужно с каждым из них разбираться
объективно и адресно, исходя из того, что ни один из студентов этого
университета не должен ничего потерять. Если гражданин был зачислен для
учёбы в таком университете, у которого не очень просматривается
будущее, - значит, нужно обеспечить получение таким студентом полного
высшего образования в этом ли высшем учебном заведении или в
объединённом высшем учебном заведении, просто чтобы каждый студент
чувствовал свою перспективу.
А.ФУРСЕНКО: Дмитрий Анатольевич, в своё
время, когда только начиналась работа, Вы дали нам достаточно жёсткое
распоряжение по этому вопросу, поэтому любые организационные меры
предваряются анализом того, куда пойдут учиться студенты и, в общем,
куда пойдут работать те преподаватели, которые могут обеспечить хороший
вуз.
Д.МЕДВЕДЕВ: Это правильно, и нужно именно из этого исходить.
Спасибо.
Источник: www.kremlin.ru
Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по совершенствованию проведения единого государственного экзамена
Состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по совершенствованию единого государственного экзамена
Категория:
Официоз
|
Просмотров:
945
|
Добавил:
okpep
|
Дата:
15.10.2009
|
Минобрнауки России не планирует разрабатывать
единые учебники по истории и другим школьным предметам для каждого
класса, заявила на пресс-конференции в понедельник замглавы
департамента государственной политики в образовании министерства Елена
Низиенко.
"Мы в ближайшее время и вообще не
планируем такой жесткой регламентации - наличия одного учебника по всей
стране по одному предмету", - сказала она.
Низиенко напомнила, что при президенте
России была создана комиссия по противодействию попыткам фальсификации
истории, в которую вошел замминистра образования и науки РФ Исаак
Калина. По ее словам, на первом заседании комиссии речь шла о качестве
школьных учебников по истории, а не о желании ввести цензуру и сделать
единый для всех учебник.
Низиенко сообщила, что в настоящее
время в федеральный перечень учебников, утвержденный министерством,
вошли 108 учебников по истории. Среди них есть пособия как для
отдельных классов, так и целые предметные линии - от пятого до девятого
класса и от пятого по 11 класс.
Представитель министерства отметила,
что сегодня каждый учитель, в соответствии с законом, имеет право
выбирать свою методику и технологию преподавания того или иного
предмета. Кроме того, в России есть школы с уникальными
образовательными программами, добавила она.
"Поэтому, если будет один единственный
учебник, могут уйти разнообразия методик и технологий. И самое главное
- может уйти возможность учителя выбрать тот учебник, с которым ему
лично работать комфортнее и с которым он эффективнее мог бы
организовать образовательный процесс", - сказала Низиенко.
| |