31 января в Слободском государственном колледже педагогики и социальных отношений встретились руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители государственной и крупных общеобразовательных школ Северного образовательного округа, руководители учреждений профессионального образования, специалисты управления округа и заинтересованно обсудили вопрос о создании школьных округов и образовательных кластеров как приоритетном направлении деятельности всех уровней управления образованием.
В работе круглого стола принял участие глава департамента образования глава департамента образования Кировской области Анатолий Михайлович Чурин.
Тема для обсуждения на круглом была выбрана не случайно. Ещё в августе прошлого года на областном совещании работников образования департаментом образования перед управленцами всех уровней была поставлена сложная задача – в сжатые сроки создать новую сеть школ, отвечающую интересам детей. Прошло несколько месяцев, но уже сделаны первые шаги: созданы 16 государственных школ, в которых обучается 10,5 тысяч школьников, поставляется учебное оборудование, закупаются школьные автобусы, капитально ремонтируются школьные здания для перевода других крупных средних школ в статус государственных.
Обсуждение проблемы было построено на примере системы образования Северного образовательного округа, ее состояния, проблем, динамики развития. Начальник управления округа Галина Николаевна Косолапова отметила, что численность детей на территории муниципальных образований, относящихся к образовательному округу, за 9 лет уменьшилась на 3772 чел. - это больше, чем в настоящее время обучается во всех школах г.Слободского. Количество выпускников средних школ по сравнению с 2009 годом уменьшилось на 73. Количество классов-комплектов за 3 года сократилось на 153. Обращает на себя внимание убыль учителей и ускоряющийся процесс старения кадров. В школах округа работает 132 учителя – пенсионера (это 16%). За 3 года количество учителей сократилось на 261 человека. Несмотря на принимаемые меры в общеобразовательных учреждениях сохраняется и увеличивается потребность в кадрах – на будущий год требуется 38 учителей.
Участники круглого стола высказали предложение о формировании в ближайшей перспективе такой сети школ, которая может быть объединена вокруг центра - базовой школы. Такая школа может стать организационным, методическим и ресурсным центром школьного округа. На эту роль сегодня с полным правом претендуют созданные в 2010 году государственные общеобразовательные учреждения. Объединение будет способствовать согласованию единых подходов в организации учебной, воспитательной и методической работы; взаимодействию образовательных учреждений для осуществления сетевой организации образовательного процесса и развития дистанционных форм обучения; распространению опыта эффективных учителей и руководителей; формированию единой информационной образовательной среды; совершенствованию управления системой образования. Немаловажно и то, что в условиях школьных округов более рационально используются материально-технические, кадровые и финансовые ресурсы образовательных учреждений.
Интерес участников круглого стола вызвал проект создания школьных округов на территории Северного образовательного округа.
Участники круглого стола поддержали идею сетевого взаимодействия школ в условиях школьных округов и вертикальной интеграции в рамках образовательных кластеров и предложили отработать модели совместного использования имеющихся ресурсов на одной из территорий округа и нескольких школах.