Информация на сайте размещена в pdf-файлах. Хотя многие браузеры могут открывать данные файлы, иногда требуется специальная программа - Adobe Reader. Скачать ее можно здесь.
Участниками форума стали специалисты образования (работники министерств и департаментов образования, институтов повышения квалификации, руководители методических служб) из различных субъектов Российской Федерации, в том числе из Москвы, Якутии, Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Республики Мордовия, Костромской, Липецкой, Челябинской областей. Экспертами на форуме выступили ученые Московского института открытого образования. Достижения Кировской области представили более 150 образовательных учреждений и муниципальных методических служб.
Три дня работы форума стали крупнейшим событием, способствующим развитию региональных образовательных систем, продвижению передового педагогического и управленческого опыта. Участники форума проанализировали достигнутые результаты реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», обсудили эффективные модели и механизмы реализации основных направлений инициативы.
Деловая программа форума включала мероприятия выставочного, конкурсного, информационно-аналитического характера. Впервые в рамках форума состоялись открытые площадки на базе лидеров образования региона, дискуссионная сессия «Управление современной школой».
В первый день форума прошла научно-практическая конференция «Освоение учебно-методического комплекса «Перспективная начальная школа» в учреждениях разного типа и вида». Проведение конференции было обусловлено необходимостью обобщения и распространения опыта освоения УМК «Перспективная начальная школа» и УМК «Предшкола нового поколения» в образовательных учреждениях разного типа и вида. В конференции приняли участие педагоги образовательных учреждений, участвующие в освоении УМК, руководители управлений образования, специалисты, курирующие специальное образование, директора образовательных учреждений. Почетными гостями конференции явились Р. Г. Чуракова, к.п.н., профессор, научный руководитель проекта УМК «Перспективная начальная школа»; А. М. Соломатин, к.п.н., доцент, начальник научно-методического отдела издательства «Академкнига/ Учебник»; Е. П. Дербаносов, региональный директор издательства «Академкнига/Учебник»; С. Н. Ямшинина, к.п.н., старший преподаватель кафедры развития образования АПК и ППРО г. Москва.
Посетители выставки педагогических достижений, которая работала все три дня форума на базе КИПК и ПРО, отметили хорошее качество экспозиционных материалов, их содержательность. Практически каждое образовательное учреждение использовало широкий спектр наглядных материалов: баннеры, растяжки, буклеты, флажки, значки, флаеры, вымпелы; сопровождало свое представление видеороликами, слайд-шоу. По итогам этого конкурсного мероприятия оргкомитет в числе лучших отметил экспозиции средней общеобразовательной школы им. А.П. Гайдара № 45 г. Кирова, художественно-технологического лицея г. Кирова; центра развития ребенка — детского сада № 18 «Рябинка» г. Омутнинска; средней общеобразовательной школы № 91 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ижевска, лицей № 21 г. Кирова.
В конкурсе инновационных проектов ипрограмм приняли участие около 130 образовательных учреждений. Конкурс проводился в целях формирования банка инновационного опыта, получения объективной и достоверной информации о ходе и эффективности национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», разработки механизма управления инновационными процессами в образовании.
Экспертная комиссия определила лучшие проекты в соответствии с критериями: актуальность, практическая значимость для развития инновационного сектора регионального образования, интеграция ресурсов при реализации, эффективность.
Победителями конкурса стали:
в номинации «Обновление образовательных стандартов»:
- информационно-методический центр управления образования Омутнинского района,
- гимназия №1 г. Кирово-Чепецка,
- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Зуевки,
- средняя общеобразовательная школа с. Бурмакино Кирово-Чепецкого района,
- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Юрья;
в номинации «Система поддержки талантливых детей»:
- гимназия №46» г. Кирова,
- центр развития ребенка – детский сад №209» г. Кирова,
- дом детского творчества «Фантазия» пгт Верхошижемье,
- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №91 г. Ижевска,
- гимназия №1 г. Кирово-Чепецка;
в номинации «Развитие учительского потенциала»:
- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Омутнинска,
- гимназия им. Александра Грина» г. Кирова,
- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г. Советска,
- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов д. Стулово Слободского района,
- дом детского творчества «Фантазия» пгт Верхошижемье;
в номинации «Здоровье»:
- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г. Малмыжа,
- Вятский государственный техникум профессиональных технологий, управления и сервиса,
- средняя общеобразовательная школа с. Синегорье Нагорского района,
- детский сад №202 г. Кирова,
- детский сад №23 г. Кирово-Чепецка;
в номинации «Современная школьная инфраструктура»:
- лицей г. Кирово-Чепецка,
- детский сад №8 «Колокольчик» г. Омутнинска,
- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 66 г. Кирова,
- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №51 г. Кирова,
- Омутнинский колледж педагогики, экономики и права.
На ярмарке образовательных услугобразовательные учреждения в форме учебно-методических модулей предложили педагогическим и руководящим работникам более 30 различных курсов по повышению квалификации, в том числе курсы по управлению профессиональным ростом педагога, по личностно-ориентированному обучению, совершенствованию коммуникативной компетентности педагога, по информационным технологиям.
Второй раз в рамках форума проводился фестиваль инновационных идей. Его неконкурсный характер предполагал истинное профессиональное общение. На трех площадках фестиваля - «Инновационные идеи в развитии дошкольного образования», «Инновационные идеи в развитии дополнительного образования» и «Инновационные идеи в развитии начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» - представители образовательных учреждений делились своими инновационными идеями.
Наиболее интересными и актуальными, по мнению экспертных групп, оказались выступления Полушкиной Анжелики Алексеевны, заведующей детским садом «Малыш» г. Омутнинска, по формированию предпосылок универсальных учебных действий у воспитанников; Холманских Ольги Владимировны, учителя русского языка и литературы школы № 8 г.Кирова по использованию новых форм обучения; Муксиновой Людмилы Иннокентьевны, методиста информационно-методического центра управления образования Омутнинского района по формированию базы релевантной информации для управления инновационным процессом в образовательном пространстве района; Фёдоровых Марии Андреевны, зам. директора средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов пгт Юрья по использованию в воспитательной системе школы дневников развития «Как стать личностью». Яркую идею сообщества интеллектуального досуга «Под знаком Стрельца» представила Александра Анатольевна Кострова, зам. директора Кировского физико-математического лицея. Итогом работы фестиваля стало создание сетевых профессиональных сообществ на дистанционной площадкеwww.campus.ru, позволяющей расширить поле профессионального взаимодействия участников фестиваля.
На состоявшейся 9 марта 2011 года пресс-конференции в пресс-центре Правительства Кировской области глава департамента образования Анатолий Михайлович Чурин сообщил о мерах, принимаемых руководством области по поддержке педагогических работников.
Анатолий Михайлович подчеркнул: привлекать в педагогические вузы лучших выпускников школ, повышать профессиональный уровень работающих педагогов, а также готовить эффективных руководителей образовательных учреждений – это важнейшие задачи в системе образования.
«Только успешный учитель может вырастить успешного ученика, который потом, может быть, тоже придёт в школу. Что для этого нужно сделать? Нужны планомерные действия власти, системы управления повышением квалификации учителей по социальной поддержке учителя, материальному стимулированию педагогов», - сказал глава департамента образования.
А. М. Чурин отметил, что с 1 сентября прошлого года в Кировской области ежемесячную доплату в размере 1 тыс. рублей получают заслуженные учителя РФ (в том числе и находящиеся на заслуженном отдыхе). С конца 2010 года в регионе действует мера поддержки выпускников педагогических специальностей, которые пришли работать в школы, – гранты в сумме 100 тыс. рублей.
1 июня 2011 года произойдёт 6,5-процентное повышение оплаты труда всем работникам образовательных учреждений. Ещё одной значимой мерой поддержки педагогов, которую озвучил на днях Губернатор области Н. Ю. Белых, станет повышение заработной платы на 1 тыс. рублей в месяц с 1 сентября 2011 года. Дополнительно к этому ещё по одной тысяче рублей ежемесячно с нового учебного года будут получать педагоги с высшей квалификационной категорией. Таким образом, реальное повышение заработной платы работников сферы образования составит 17,5 процента, подчеркнул А. М. Чурин. Годовой фонд оплаты труда педагогов области при этом повысится на 600 млн. рублей.
Для поддержки студентов вузов и колледжей, выбравших профессию педагога, с 1 сентября 2011 года будет производиться выплата дополнительных стипендий. Сохранится и форма поддержки в виде гранта в размере 100 тыс. рублей (по 50 тыс. рублей в год). Кроме того, через два года работы в образовательном учреждении, если молодой специалист подтвердит свою квалификацию, то он сможет рассчитывать на помощь в приобретении жилья.
Таким образом, по словам А. М. Чурина, на уровне области планируется выстроить целостную систему отбора будущих учителей и закрепления молодых педагогов на месте работы в образовательных учреждениях, сохраняя при этом существующие учительские коллективы и повышая профессионализм педагогических работников. Только так можно сохранить существующий высокий уровень образования в Кировской области, подчеркнул Анатолий Михайлович.
Лицей для одарённых детей, новые дороги, промпарк в Вятских полянах и новые детские сады
В пятницу, 14 января, в Правительстве Кировской области Никита Белых изложил масштабные планы социально-экономического развития области на ближайший 2011 год. Как подчеркнул сам губернатор, эти планы достаточно амбициозны, и не обязательно все они воплотятся в жизнь в установленные сроки, но хотелось бы, чтобы это было так. Как сообщил Никита Белых, программа на 2011 год предусматривает 119 социальных проектов, на которые планируется выделить 114 миллиардов рублей.
Как пояснил губернатор, в настоящий момент большое внимание уделяется развитию районов Кировской области. Никита Белых: — Каждый день руководство 34 районов проводит передо мной защиту проектов развития своей территории. К концу недели эта работа должна завершиться.
Как сообщил Никита Белых, нынешний год объявлен Годом ребенка, поэтому основное внимание будет уделяться образованию и семье.
Никита Белых: — Большой проблемой на настоящий момент является отсутствие мест в детских садах, в настоящее время в дошкольных учреждениях города и области 18 тысяч детей. Создание одного места в детском саду обходится области около 700 тысяч рублей, и для того чтобы создать 18 тысяч мест, которые нам нужны, потребуется 300 миллиардов рублей. Что касается областного центра, то планируется строительство детских садов в Чистых прудах и в районе Солнечный берег, которое должно завершиться не позже 2012 года. В области же будут созданы детские сады в Немском, Нолинском, Тужинском, Кирово-Чепецком, Яранском и Омутнинском районах. Одним из способов привлечения средств на данные нужды будет приход частного капитала, который планируется осуществить за счёт специальных грантов для предпринимателей, работающих в этой сфере. Уже начата работа по созданию лицея в селе Просница, этот лицей будет направлен на работу с одарёнными детьми. Это будет многопрофильный лицей с большим общежитием. На этот проект будет выделено 300 миллионов рублей из областного бюджета.
Губернатор также упомянул о строительстве и реконструкции в 2011-2012 годах школ в селе Тахтино, Синегорье, посёлке Лесная поляна, селе Буйское, Лебяжье, Зыково. Никита Белых: — Ещё один больной вопрос — зарплаты учителей. Несомненно, нужно поддерживать тех, кто работает в сфере образования. В частности, с 2011 года будут предусмотрены дополнительные ежемесячные выплаты квалифицированным педагогам, будут также выдаваться гранты образовательным учреждениям области. Сопутствующей проблемой является старение педагогических кадров. Сейчас приток в образовательные учреждения области составляет 200 человек в год, а нужно достичь цифры в 500 человек. Для привлечения новых специалистов планируется обеспечить им материальную поддержку — это выдача дополнительных стипендий студентам педагогических специальностей и дополнительные выплаты при приходе на работу в школу после окончания вуза.
Ещё одна область, которой будет уделяться большое внимание — здравоохранение. Как уже сообщал Департамент здравоохранения Кировской области, в 2011 году на модернизацию системы здравоохранения выделено 3,5 миллиарда рублей, что является 4-м показателем среди регионов Приволжского федерального округа:
Никита Белых: — Расходы на здравоохранение увеличатся и без отдельных программ. Большая часть средств, а именно более 0,5 миллиарда рублей пойдет на дополнительные выплаты врачам-специалистам. Ожидается повышение среднего уровня заработных плат врачей на 25 %. Планируется открытие 11 межрайонных медицинских центров, 11 центров ранней диагностики онкологических заболеваний, сеть центров для выхаживания новорождённых, будет создана сеть сосудистых центров для лечения пациентов с инсультами и инфарктами миокарда, количество отделений общей врачебной практики увеличится с 57 до 172.
Кроме того, на пресс-конференции была задета щекотливая тема финансирования лечения ребёнка, который болен болезнью Хантера. Как уже сообщалось, на лечение этого заболевания требуется до 16 миллионов рублей в год, притом, что болезнь в принципе неизлечима.
Никита Белых: — Как человек я прекрасно понимаю действия матери этого ребёнка, и на ее месте делал бы точно также, но как губернатор могу сказать, что эти 16 миллионов ниоткуда не возьмутся просто так, эти деньги распределены между другими пациентами, которых можно спасти, но которые могут погибнуть, если мы не сможем выделить средства на их надлежащее лечение. В одном из регионах городские власти приобрели для больного синдромом Хантера квартиру в Москве, чтобы финансирование его лечения стало проблемой Москвы, посчитав, видимо, что так будет выгоднее. Подчеркиваю, что в данной ситуации перед нами не стоит задача на чём-то сэкономить.
В области спорта губернатор также планирует реализовать масштабные проекты, на реализацию которых в 2011 году будет выделено 11 миллионов рублей. В частности это строительство крытого тренировочного катка с искусственным льдом, реконструкция стадиона «Родина», строительство лыжно-биатлонной трассы в Перекопе, 3 плавательных бассейна в области и 50-метрового бассейна в Кирове. Как сообщил губернатор, всего планируется построить и реконструировать 36 спортивных объектов. Как подчеркнул Никита Белых, основное внимание будет направлено на развитие детского и массового спорта, а финансирование спортивной отрасли увеличится в разы и на порядки.
Что касается отрасли культуры, то и здесь грядет много изменений — в частности планируется строительство театра оперы и балета в нашем городе, но, как подчеркнул губернатор, этот проект может видоизменяться: — Это может быть и музыкальным театр и театр музыкальной комедии, над обсуждением репертуара будущего театра мы ещё будем работать. Этот вопрос будет решаться частично в ходе визита в нашу область министра культуры в конце февраля.
Ещё одной составляющей работы в отрасли культуры станет концепция развития музейного и библиотечного дела.
Никита Белых: — В этом году будут завершены работы в селе Великорецкое и Васнецовском Рябово. В конце февраля мы сдаём пристрой к библиотеке имени Герцена. Также нужно будет привлечь финансирование для создания президентской библиотеки. Также в 2011 году будет произведена масштабная реконструкция и ремонт библиотеки имени Грина.
Как отметил губернатор, в 2011 году возможно будет сделать шаг для развития отрасли туризма, которое будет осуществляться в комплексе с другими отраслями. В частности, село Рябово и Великорецкое — это не только культурные, но и туристические проекты, а планирующиеся парусные регаты — это и проект отрасли спорта.
Приоритетные направления в области инфраструктуры — газификация районов области и заречной части Кирова. Никита Белых: — К 2013 году мы планируем осуществить газификацию 38% районов Кировской области. В 2008 году было газифицировано 29% районов, в 2009-2010 годах был прирост на 2-3%. В 2011 году должно быть завершено строительство газопровода Кирово-Чепецк-Барамзы, промышленные предприятия и более 12 тысяч жилых домов получат возможность пользоваться природным газом. Также планируется строительство межпоселковых газопроводов и газовых котельных в частности в Верхосунье, Краснополье, Юрьянском районе, селе Рябово, Сунском районе. В 1 квартале 2011 года будет проведена встреча с представителем компании «Газпром». У нас масштабные планы по взаимодействию с этой компанией.
Затронул губернатор и вопрос о модернизации в сферы ЖКХ. Как отметил Никита Юрьевич, для полной модернизации системы ЖКХ в области требуется 60 миллиардов рублей. В 2011 году будут построены и реконструированы газовые котельные в посёлках Рудничный, Песковка, Мурыгино и ряде других. Что касается системы водоснабжения, то будет реконструирован водозабор Корчёмкино, а также проложен водовод от посёлка Лёвинцы до Кирова.
Не останутся без внимания и дороги — в 2011 году планируется выделить не меньше средств на ремонт дорог, чем в 2010 (в 2010 году на ремонт областных дорог было направлено 530 миллионов рублей за счет средств государственного частного партнерства+ 200 миллионов рублей по доходам от бюджетных кредитов).
Никита Белых: — Самые крупные вложения будут направлены на реконструкцию трассы на Марий Эл в Советском районе, на Удмуртию в Кильмезском районе, трассы Яранск-Кикнур, дорога в обход посёлка Безбожник на дороге Киров-Опарино, участок дороги Киров-Афанасьево, часть которого уже сделана. Отдельная тема — дорожное строительство. Сейчас идет формирование дорожного фонда. В качестве приоритетных выбрано 3 объекта дорожного строительства на сегодняшний день, в которых мы уйдем за 2012 год — дорога от Вятских Полян до границы с Удмуртией, продолжение строительства дороги Киров-Котлас-Архангельск, которая должна соединить с областным центром Подосиновский и Лузский районы, и есть проект, связанный с Западным обходом города Кирова.
Губернатор подчеркнул, что платных дорог в Кирове не будет.
В 2011 году будет также развиваться и местное самоуправление. Как сообщил губернатор, в этом году будет проведено дополнительное отчисление по налогам на местный уровень. В этом году Правительство области также расширяет проект по поддержке местных инициатив. Как отметил Никита Белых, немаловажным остаётся и повышение инвестиционной привлекательности региона, что является приоритетным направлением в развитии экономики области: — Уже была реализована практика заключения трёхсторонних соглашений между областью и муниципальным образованием, был принят закон о государственном частном партнерстве, о залоговом фонде. В конце декабря я подписал указ о выдаче патронажных сертификатов по двум проектам — реконструкция ТЭЦ-3, а также программа по модернизации оборудования прокатного производства омутнинского металлургического завода.
Как сообщил губернатор, планируется и строительство новых заводов — в частности, завода по производству сыров и молочной продукции в Стрижах, по производству комбикормов в Дороничах, фанеры в Демьяново. Кроме того, планируется модернизация производства на Нововятском лыжном комбинате, на предприятии «Домостроитель» и «Молот», а также создание промышленного парка с транспортно-логистическим центром в Вятских Полянах.
Также, как отметил губернатор, немаловажным направлением работы в 2011 году будетподдержка малого бизнеса — ежегодное увеличение охвата субъектов малого бизнеса на 5%. К 2013 года эту цифру планируется увеличить до 40%.
Плюс ко всему, как сообщает Никита Белых, к первой половине 2011 года должен начать работу интернет-портал «Малый бизнес Кировской области», на котором будет осуществляться бесплатное регистрационное консультирование предпринимателей и развитие бизнес-образования.
В новом году нас ждут новые задачи, от эффективного решения которых зависит будущее развитие образования и науки. Благодаря сформированной нормативной базе, отработке механизмов модернизации образования, разработке образовательных стандартов нового поколения, апробации новых форм ведения хозяйственной деятельности образовательных и научных учреждений, формированию новых подходов к развитию науки, нам уже удалось добиться существенных качественных изменений.
Двигаясь к главной цели - обеспечить доступ к качественному образованию каждому российскому гражданину - в новом году нам предстоит сконцентрироваться на нескольких ключевых направлениях.
При федеральной поддержке предстоит отработать модели регионального развития дошкольного и общего образования, соответствующие инновационной социально ориентированной парадигме. На площадках регионов, которые уже продемонстрировали высокие результаты, будут созданы специальные стажировочные площадки для воспитателей, учителей и управленцев. Лучший опыт по обучению, воспитанию, социализации детей должен быть доступен для широкого тиражирования. Высокие результаты задают высокую планку, которая должна стать базовой для всех участников образовательного процесса.
Неслучайно с 2011 года вводится регулярность аттестации педагогических работников. Совершенствование квалификации - важный элемент развития кадрового потенциала школы будущего. Современные учителя, новые стандарты и учебники, комфортные для пребывания и занятий здания позволят переформатировать все старые образовательные учреждения в настоящие новые школы.
Включиться в комплексные проекты модернизации образования предстоит и неуниверситетскому образованию. А вузам будут созданы благоприятные условия для дальнейшей консолидации и кооперации, с целью стимулирования взаимного опыления идеями и развития межвузовской мобильности. Это должно обогатить не только учебный процесс, но и благотворно повлиять на научные достижения.
В свою очередь в наступающем году будут продолжены все государственные программы по развитию вузовской науки - состоится второй конкурс по привлечению ведущих учёных для работы в российских вузах, получит дальнейшую поддержку кооперация вузов и производственных предприятий, будет совершенствоваться вузовская инфраструктура. Эти меры призваны сделать профессиональное образование чувствительным к потребностям экономики и активным участником процесса формирования общества завтрашнего дня.
Улучшению качества образования призван послужить и запланированный с 2011 года плавный переход образовательных учреждений на новые формы ведения хозяйственной деятельности. Как показывает опыт успешной апробации, большая финансовая самостоятельность позволяет образовательным учреждениям оперативно распоряжаться финансовыми ресурсами, направлять их на повышение заработной платы сотрудников и улучшение условий обучения, инвестировать в собственное развитие. С помощью новых механизмов создаётся основа для повышения экономической мотивации образовательных учреждений через увеличение финансирования тех из них, которые работают наиболее эффективно. Причём определять это будут в первую очередь независимые общественные институты и работодатели.
Практика доказывает важность и необходимость активного общественного участия в выработке взвешенных решений. В этой связи особое значение сегодня имеет организованное широкое общественное обсуждение проекта нового закона "Об образовании". Уверен, что совместные усилия государства и общества позволят в будущем году выработать текст, отвечающий интересам граждан, интересам развития страны.
Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко
Дмитрий
Медведев принял участие в церемонии закрытия Года учителя в России, а также
вручил государственные награды выдающимся педагогам.
После
церемонии, которая прошла в Доме Пашкова, глава государства посетил библиотеку
музея, где ему продемонстрировали экземпляры редких книг и рукописей.
Выступление
на церемонии закрытия Года учителя
Д.
МЕДВЕДЕВ: Дорогие друзья!
Сегодня
уже, по сути, завершение уходящего года, а в преддверии года наступающего мы
поводим итоги Года учителя.
Хотел
бы, во-первых, сказать, что мне очень приятно завершать этот год не потому, что
он заканчивается, а потому, что мы всё-таки хоть как-то, но постарались акцентировать
внимание на самих педагогах, учителях, и на трудностях вашей жизни, вашей
профессии, и на тех, может быть, высоких побудительных мотивах, которые движут
любым преподавателем, любым педагогом. Не мне судить, удалось ли нам сделать
всё, что мы планировали. На этот вопрос, наверное, лучше ответите вы.
Очевидно,
что главное, что должно было обеспечить государство в течение этого года, – это
внимание к самой учительской профессии. Мы люди вполне реалистичные, понимаем,
что за один год и даже за несколько лет невозможно радикально изменить
ситуацию.
Тем не
менее я испытываю определённое удовлетворение или, если хотите, оптимизм
оттого, что ещё некоторое время назад, когда я работал в Правительстве России,
мы начали заниматься национальным проектом «Образование», добились каких-то,
пусть скромных, но результатов.
Этот
год прошёл как Год учителя. Мы тоже старались ставить перед собой амбициозные,
но решаемые задачи. Может быть, самое главное, что удалось сделать, – это
всё-таки сформировать планы на будущее. В чём эти планы заключаются, все
присутствующие в зале тоже прекрасно знают.
Это и
наша концепция, стратегия «Наша новая школа», это закон об образовании, который
сегодня весьма активно обсуждается во всех сообществах, целый ряд новых
программ, проектов, которые начали реализовываться и на уровне нашего
государства в целом, и на региональном уровне, на уровне наших территорий в
частности.
Я
недавно выступал с Посланием Федеральному Собранию. Те, кто
сумел с ним познакомиться, помнят, что я посвятил его в значительной мере
проблемам нашей семьи, детства и, конечно, школы. В прошлогоднем Послании я
тоже называл приоритеты, по которым мы должны, как мне представляется,
развивать наше образование.
Вы знаете,
очевидно, что в каждой школе своя микросреда. И она не зависит в полной мере от
степени комфортабельности школы, хотя это вещи связанные. Но очевидно, что
служение, которое осуществляет учитель, прежде всего, формирует в школе саму
атмосферу.
Если в
школе есть настоящий слаженный педагогический коллектив, если есть люди
старшего поколения, педагоги среднего возраста, молодёжь, то тогда эта школа
живёт и развивается как сильный образовательный организм. Если этого нет, то
какие бы стены ни построить, какими бы компьютерами или другими
технологическими аксессуарами не нафаршировать школу, она не будет давать того,
что должна давать.
Школа –
это всё-таки учителя и ученики, прежде всего. Поэтому мне хотелось бы
процитировать слова Василия Ключевского, который когда-то сказал: «Чтобы быть
хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому
преподаешь». Думаю, что это квинтэссенция преподавательского труда – и особенно
учительского труда в школе.
Все,
кто работают в нашей школе, кто нашёл в себе силы сохраниться в этом качестве в
самые сложные, может быть, годы, – это всё люди, которые самозабвенно служат
своей профессии. И эта завершающая церемония – хороший повод поблагодарить всех
учителей нашей страны за прекрасный труд, за то, что вы в этом году сделали
очередной вклад в будущее нашего государства.
<…>
Надеюсь,
что все присутствующие в зале понимают, что после завершения Года учителя всё
только начинается, потому что мы ещё не сделали очень многого. Но всё-таки
самое главное, что мы сделали, подчеркиваю, может быть, за последние несколько
лет, заключается в том, что мы стали заниматься проблемами школы, проблемами
учителей, проблемами нашей семьи на профессиональном уровне. И, несмотря на то,
что ещё очень много трудностей: нам и школы придётся переоборудовать, часть из
них просто сносить, строить новые, на это требуются большие деньги, – нам
нужно, безусловно, повышать зарплату учителям, нам нужно совершенствовать
собственно сам образовательный процесс, нам нужно сформировать, наконец,
современную нормативную основу для деятельности школы и системы образования.
Всё-таки
хорошо, что эти процессы начались. И, может быть, особенно важно то, что они
идут в абсолютно открытом ключе, идут прозрачно, на мой взгляд, иногда
эмоционально. Но это в общем и целом нормальная ситуация, потому что
образование, как и здравоохранение, волнует практически любого человека в нашей
стране. Поэтому все высказывают свои предложения, все критикуют школу, все
рассказывают о том, какая она должна быть.
Наша
задача (в данном случае я говорю о задаче Правительства, о задаче руководства
государства) и задача школьных учителей заключается в том, чтобы в этом
огромном информационном потоке выбрать тот правильный путь, по которому пойдёт
наше образование в ближайшие годы – наверное, десятилетия. И именно этому
частично как минимум был посвящен Год учителя.
Дорогие
друзья, коллеги! Мне действительно хотелось бы, чтобы в следующем году вы
почувствовали себя чуточку счастливее. Потому что если школьный учитель
приходит в класс в хорошем настроении – значит, он исполнит свой профессиональный
долг самым лучшим образом. А что ещё нужно – больше, наверное, ничего.
Будьте
здоровы, будьте счастливы! С наступающим Новым годом!
На сайте zakonoproekt2010.ru по поручению Президента России опубликован текст законопроекта «Об образовании в Российской Федерации».
«Существующее законодательство об образовании является весьма противоречивым и устаревшим, требуется принятие нового документа, в котором будут чётко прописаны права и обязанности детей, родителей, учителей, гарантии бесплатности образования и доступности качественного образования. Это обеспечит открытость системы образования в интересах каждого гражданина и общества в целом», - отметил министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко.
Первоначальный текст законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» был опубликован на официальном сайте Минобрнауки России в мае 2010 года (адрес страницы законопроекта http://mon.gov.ru/dok/proj/7786/). В течение полугода на сайте Минобрнауки, в Общественной Палате, Совете Федерации, Государственной Думе, Союзе ректоров России проходило обсуждение первоначального текста. В обсуждении участвовало, в основном, образовательное сообщество. Итогом этого обсуждения стал существенно переработанный текст законопроекта, который публикуется на сайте zakonoproekt2010.ru и выносится на широкое общественное обсуждение.
«Я считаю очень важным максимально широкое участие граждан в обсуждении проекта нового единого закона об образовании. Уверен, что будут высказаны конструктивные предложения и совместными усилиями государства и общества удастся выработать текст, отвечающий интересам граждан, направленный в будущее», - подчеркнул А. Фурсенко.
Текст законопроекта будет доступен для комментирования на сайте zakonoproekt2010.ru в течение двух месяцев, до 1 февраля 2011 года.
Об этом сообщила сегодня на пресс-конференции в Правительстве области начальник областного управления по делам молодёжи С.В. Шумайлова.
Как отметила Светлана Витальевна, распределение бюджетных средств на конкурсной основе является основным принципом государственной молодёжной политики в Кировской области, наряду с принципом государственно-частного партнёрства.
Цель ежегодных конкурсов – создание условий для вовлечения молодёжи в социальную практику, государственная поддержка некоммерческих организаций (НКО), мотивация социальной активности учреждений, работающих с молодёжью.
Конкурсы, которые стартуют сегодня, 1 декабря, - это шанс для молодых людей проявить инициативу и заявить о своём желании и готовности заняться деятельностью, направленной на улучшение качества жизни молодёжи в регионе, отметила С.В. Шумайлова.
Таким образом, дан старт пяти конкурсам:
- конкурс общественных инициатив в сфере государственной молодёжной политики в Кировской области (будут поддержаны проекты (программы) государственных, областных и муниципальных учреждений (организаций), НКО в размере от 50 до 70 тыс. рублей);
- конкурс проектов (программ) по созданию опорных площадок для реализации основных направлений молодёжной политики в регионе (будут поддержаны проекты (программы) государственных, областных и муниципальных учреждений (организаций) в размере до 80 тыс. рублей) На конкурс принимаются проекты (программы) по номинациям: «Опорная площадка по обобщению и тиражированию опыта работы в одном из направлений молодёжной политики в Кировской области», «Опорная площадка по молодёжному предпринимательству»;
- конкурс социальных проектов (программ) по профилактике правонарушений среди молодёжи (будут поддержаны проекты (программы) государственных, областных и муниципальных учреждений (организаций), НКО в размере до 50 тыс. рублей);
- областной конкурс средств массовой информации для молодёжи (к участию приглашаются областные, городские, районные печатные СМИ, газеты вузов и ссузов, корпоративные издания предприятий и организаций);
- областной конкурс «Эффективное добровольчество» (к участию приглашаются добровольцы (волонтёры) в возрасте от 16 до 30 лет, готовые представить технологию реализации социального проекта. По итогам конкурса планируется выпуск сборника «Добрые технологии в Кировской области».
Общий фонд поддержки конкурсов составляет 5 млн. рублей. Положения о проведении конкурсов размещены на официальном сайте молодежной политики Кировской области www.molpol43.ru (разделы: «Официальные документы», «Областные конкурсы»), на сайте Правительства Кировской области www.ako.kirov.ru (раздел «Молодежная политика»).
Говоря о наиболее удачных проектах – победителях конкурса молодёжных инициатив в сфере государственной молодёжной политики, Светлана Витальевна отметила проект по развитию волонтёрства в регионе. В 2010 году, в ходе реализации проекта, был создан ресурсный центр развития добровольческого движения, а также добровольческие группы в пяти районах области и сайт волонтёров (www.dobro43.ru).
Здания российских школ не должны быть выше четырех этажей, а количество учеников в классах – не более 25 человек, говорится в новых СанПиНах, разработанных Роспотребнадзором. Соответствующий проект постановления размещен в пятницу на официальном сайте ведомства.
Новые требования начнут действовать с 1 сентября 2011 года. Действующие на сегодняшний день СанПиН для школы были разработаны в 2002 году. В новых санитарных нормах и правилах прописаны требования к температуре и освещению в школьных помещениях, указана почасовая учебная нагрузка на каждом последующем этапе обучения, определено время на школьные перемены и отдых. Даются размеры школьной мебели и площадей, указаны рекомендации по медицинскому обслуживанию.
Так, например, начиная со следующего года, при проектировании, строительстве и реконструкции надо учесть, что здание школы не должно превышать четырех этажей. В пятиэтажных зданиях, которые были построены ранее, последний этаж должен быть отведен под административно-хозяйственные помещения, актовый зал и кабинеты, посещаемые обучающимися 8-11-х классов. В каждом классе не должно обучаться более 25 человек.
Ранее министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявлял, что количество учеников в классах может быть выше норм СанПиНа. По его мнению, если учитель в состоянии организовать учебный процесс с 27 учениками, и созданы подходящие условия, то «не надо ему запрещать».
Учебная нагрузка для первоклассников должна составлять не более 21 часа в неделю, им рекомендуется не ставить оценок и не задавать домашних заданий.
Образовательная нагрузка школьников должна быть распределена равномерно. Для обучающихся 2-4-х классов – не более пяти уроков, и один раз в неделю шесть уроков за счет урока физкультуры при шестидневной учебной неделе, для 5-6-х классов – не более шести уроков, для 7-11-х классов – не более семи уроков.
В проекте документа говорится, что для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу. Объем домашних заданий по всем предметам во 2-3-х классах должен составлять полтора часа, в 4-5-х классах – два часа, в 6-8-х классах – 2,5 часа, в 9-11-х классах – до 3,5 часа.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать для учащихся 1-х и 2-х классов – полутора килограммов, для 3-6-х классов – 2,5 килограмма, 7-8-х классов – 3,5 килограмма, для 9-11-х классов – четырех килограммов.
Владимир Путин встретился 10 ноября с учителями и родителями учеников одной из столичных школ.
На встрече Путин недвусмысленно выразил свою позицию по поводу материального содержания школ: премьер против того, чтобы родители финансировали учебные заведения, где учатся их дети.
"За все, что касается финансирования образовательного процесса, стопроцентную нагрузку несет государство", - сказал Путин.
В новом законопроекте об образовании, который находится в разработке, этот пункт будет прописан.
Также премьер отметил, что "перевод школ на новые системы оплаты труда, введение новых форм организации труда в школах совершенно не означает уход от госфинансирования". И добавил: "Боже упаси. Ни по смыслу, ни по содержанию в законе этого быть не должно", передает "Интерфакс".
- Андрей Александрович, какие основные проблемы придется решать нашей системе образования в начавшемся учебном году?
- Первое и главное - сделать систему профобразования более нацеленной на внешний заказ. Но для этого он должен появиться. А у нас сегодня при составлении экономических прогнозов практически не уделяют внимания формированию заявки на подготовку кадров. В стратегиях, которые прописаны по отдельным отраслям промышленности, этот вопрос упускается. Должны появиться профессиональные требования: чего заказчик ждет от специалиста. Под них мы будем адаптировать образовательные стандарты и высшей школы, и начального и среднего профобразования. Уже есть несколько таких перечней: по атомной промышленности, авиации, информационным технологиям. Но, увы, пока это не правило, а исключение.
Сегодня сделана ставка на лидеров. Такие лидеры есть и в высшей школе, и, что важно, в начальном и среднем профобразовании. Например, в рамках нацпроекта "Образование" было создано 320 ресурсных центров в 67 регионах страны. К выделенным лидерам должны "подтягиваться" другие, создавать консорциумы, становиться их частью или филиалами.
- Какие новации ждут российскую школу в ближайшем будущем? Как бы вы определили цели современного образования? И в связи с этим, какая школа нам нужна? Как бы вы охарактеризовали нашу образовательную политику, ее цели и результаты?
- Современная школа должна готовить детей к жизни в будущем. Она должна быть способна дать ребенку те знания и умения, которые будут востребованы через 5-10 лет. Это достаточно сложная задача, предугадывать и в какой-то мере формировать запросы будущего, но без этого невозможно добиться успеха. Чтобы школа эффективно работала на опережение, недавно мы приступили к реализации президентской инициативы "Наша новая школа". Это системный проект, обозначающий главные направления развития общего образования.
В основе лежат новые критерии качества. Для этого мы переходим на новые образовательные стандарты, которые представляют систему обязательных для реализации требований: к структуре образовательных программ, к условиям обучения, к результатам освоения. Обновление школы неминуемо ведет к необходимости совершенствования учительского корпуса. Чтобы учителя успешно работали в быстро меняющемся мире, мы вводим для них обязательство каждые 5 лет повышать квалификацию. Одновременно устанавливается прямая связь: чем лучше работает учитель, тем выше у него зарплата.
Кроме того, развивается система поддержки талантливых детей, мы работаем над обеспечением их соответствующим педагогическим сопровождением. А также улучшение школьной инфраструктуры, с целью создания комплексных образовательных центров, не только для ребят, но и их родителей. И, конечно, заложен такой важный тренд, как внедрение в школьную жизнь здоровьесберегающих технологий.
Все нововведения должны в первую очередь появляться и использоваться в школах. Вспомните, как персональные компьютеры завоевали США. Они сначала пришли в школы под лозунгом "Дети не могут ждать". Благодаря этой программе американцам удалось вырастить целое поколение, которое не представляло, как может быть организована жизнь без компьютерных технологий. Точно так же, если мы хотим заниматься энергосбережением, продвигать здоровый образ жизни или отказаться от пиратского программного обеспечения, начинать это надо в школе.
- Кстати, по поводу здоровья наших детей. По утверждению врачей, школьники к концу обучения в большинстве своем становятся невротиками из-за чрезмерной учебной нагрузки. Что конкретно предполагается делать с этой проблемой?
- Прежде всего, это создание комфортных условий обучения для каждого ребенка. В основе лежит индивидуальный подход, направленный на минимизацию рисков для здоровья в процессе обучения. Сейчас, например, существует целое движение "Школы, содействующие укреплению здоровья", в котором участвуют уже свыше 4000 школ по всей стране. В них применяются особые здоровьесберегающие образовательные технологии, ребята до 5 часов в неделю занимаются активным спортом, получают сбалансированное горячее питание и квалифицированное медицинское сопровождение. Думаю, эта практика будет расширяться.
Что касается школ, которые еще не подключились к этому движению, то с этого года для всех ребят вводится дополнительный третий час физкультурных занятий в неделю. С оздоровительной целью могут быть использованы и возможности, предоставляемые новыми образовательными стандартами, в которых закрепляются обязательные часы на внеурочную деятельность.
При этом мы все знаем, что устают в первую очередь от бессмысленных, нудных, неинтересных уроков. У хороших учителей ребята невротиками не становятся, даже когда занимаются много.
- Видные деятели российской науки бьют тревогу по поводу утраты главной ценности нашего образования - фундаментальности. Андрей Александрович, не окажемся ли мы страной невежд?
- Споры о фундаментальности образования и прикладном характере обучения не умолкают уже несколько десятилетий. Считаю, что сегодня важны обе составляющие. Баланс для каждого ребенка должен достигаться благодаря гибким образовательным программам. Возможности для этого закреплены нормативно.
Но при этом хотелось бы обратить внимание на то, что разделение по принципу "фундаментальное - прикладное" зачастую носит искусственный характер. Учить можно или хорошо, или плохо. На самом деле фундаментальность в значительной степени связана не с тем, что учат, а - как учат. Базовые фундаментальные знания помогают адаптироваться к быстро меняющемуся миру и самим менять этот мир только при наличии у ребят умений применять эти знания, использовать их в нестандартных ситуациях. Именно поэтому сегодня учитель должен быть в первую очередь методистом, наставником, а не "ходячей книгой".
- Общественность давно обеспокоена масштабами коррупции в системе образования. В теневом образовательном бизнесе, по разным подсчетам, крутятся миллиарды долларов... Как министерство борется с коррупцией?
- Коррупция изживается прозрачными и одинаковыми для всех правилами игры. Если они есть, то каждый может проследить "чистоту" процедур. В образовательной сфере такими правилами игры, например, является объективная оценка результатов обучения. Сегодня это происходит с помощью ЕГЭ. И объем выявленных с его помощью коррупционных схем говорит о том, что он реально работает. Как я уже сказал, подобный инструмент должен быть обязательно и для оценки вузовской подготовки. Первый шаг уже сделали юристы - они хотят ввести экзамен на профессию. В какой-то мере это реализуется в медицине. Может быть, стоит подумать о создании аналога ЕГЭ для бакалавров. Чтобы это была единая независимая объективная оценка, которая покажет уровень подготовленного специалиста, а косвенно - определит качество обучения в вузе.
- Единый государственный экзамен упрекают в том, что он ориентирован на механическое натаскивание. Что вы можете ответить на это? В чем, по вашему мнению, причина бурных дискуссий, развернувшихся вокруг ЕГЭ?
- Я не очень понимаю, что подразумевается под словом "натаскивание". Если речь о написании большего количества диктантов, решения десятков задач по физике и математике, то в то время, когда я учился, это называлось по-другому и было абсолютно необходимым элементом в школьном обучении. Например, по математике, чтобы понимать и уметь применять выученные аксиомы и теоремы, мы решали еженедельно десятки задач. И это было ключевым условием изучения последующего материала.
Если так организовано обучение, то никакой специальной доводки для успешной сдачи ЕГЭ не требуется. Посмотрите, сколько детей из глубинки поступает в вузы. У них что, есть дорогостоящие репетиторы? Нет. Они просто учатся как следует. Репетиторы и курсы чаще всего доводят до ума тех, кто не учился 10 лет, а на одиннадцатом году бросился наверстывать упущенное. Вчера был один миф - без взятки не поступишь, сегодня рождается другой - без "натаскивания" ЕГЭ не сдать. Мифы эти создаются в первую очередь теми, кто на этом зарабатывает.
- 2010 год объявлен Годом учителя. Какими значимыми событиями, на ваш взгляд, он ознаменовался?
- Этот год позволил сосредоточиться на проблемах школьного образования и предложить пути их решения. Благодаря развернувшейся общественной дискуссии удалось сформулировать, какие задачи стоят перед нашими педагогами. На этой основе мы выработали новые требования к аттестации учителей, обсудили подходы к переподготовке и повышению квалификации, определились, как должна быть организована работа учителя. То есть все мероприятия в этом году были направлены на то, чтобы качество работы учителя выросло.
Год учителя позволил также принципиально по-другому всему обществу взглянуть на роль современного учителя. Это серьезный вопрос, поскольку школа сегодня уже не просто место, где дают информацию, как это было раньше.
- Каких умений и качеств не хватает нашим учителям?
- Главная идея - модернизировать образовательный процесс, подготовив нового учителя, способного воспитать нового ученика. Раньше пересказа учебника оказывалось достаточно, чтобы заинтересовать ребят. Сегодня все мы купаемся в море информации. Дети из того же Интернета могут узнать больше, чем им расскажет любой учитель. Поэтому нужна новая формация учителей, которые смогут стать для ребят наставниками, духовными лидерами, проводниками в мире информации. Учителя сегодня должны уметь научить ребенка правильно выстраивать свою траекторию развития.
- Как быть с педвузами, которые плодят специалистов невысокого уровня?
- Все вузы, а не только педагогические, которые выпускают неквалифицированных специалистов, должны быть реорганизованы. Если педагогический вуз демонстрирует недостаточное качество фундаментальной подготовки, разумной практикой является его присоединение к классическим университетам. Что же касается общих вопросов подготовки и переподготовки учителей, то благодаря новым стандартам происходят заметные изменения. Например, осуществлен переход на уровневую систему подготовки, переработаны основные виды профессиональной деятельности, совместно с работодателями сформированы основные требования к профессиональным компетенциям. Актуальным остается вопрос проведения непрерывной педагогической практики на выпускном курсе, введения интернатуры для педагогов.
- Учительство стареет. Как привлечь молодежь в школу, где сейчас лишь 8-12% педагогов до 30 лет?
- Школа - это живой организм, которому никак не обойтись без притока молодой энергии. Это понимают все. Символично, что именно в Год учителя Президент Д.А. Медведев дал поручение реализовать специальную государственную программу по привлечению перспективных выпускников для работы в школе. Для этого молодым квалифицированным специалистам, которые прошли региональные конкурсы на вакантные педагогические ставки, будут даны двухгодичные гранты по 500 тысяч рублей. Отмечу, что регионы активно участвуют в софинансировании этой программы - выделяют жилье, дают дополнительные премии. Надеюсь, что это важное мероприятие станет для регионов основой в реализации своих подобных программ.
- Уже почти десять лет не проводился съезд учителей. Почему?
- Съезд не проводился, но активные педагогические сообщества успешно работают. Например, в этом году прошли сразу две учредительные конференции учителей истории и обществознания и учителей физики. В конце октября состоится Всероссийский съезд учителей математики. Это реальные площадки для профессиональной дискуссии, поэтому коммуникация между учителями никак не нарушена.
Кроме того, не надо забывать, что мы живем в информационном обществе. И когда в школы пришел Интернет, современные учителя достаточно быстро освоили преимущества новых технологий. Сегодня уже создан ряд сетевых площадок, где сформировались интернет-сообщества учителей по интересам. Там они активно обмениваются идеями, делятся опытом, обсуждают самые разнообразные вопросы. И, между прочим, нередко результатом такой коммуникации становятся реальные инициативы, обращенные и к власти, и к обществу.
- Нынешнее образование ориентируется на узкие специальности. В то время как в мире все идет в русле расширения профессий, мы загоняем детей в узкоколейку профильного развития. Есть ли способ решения этой проблемы?
- Я не являюсь сторонником узкопрофильного образования ни в школе, ни в профобразовании. В современном мире содержание видов деятельности меняется очень быстро. Поэтому главная задача школы, и в некотором смысле профобразования, - научить учиться в течение всей жизни.
Одним из инструментов организации адаптивного образования является Болонский процесс, в котором мы участвуем с 2003 года. Система бакалавр-магистр более гибкая и мобильная, что важно в условиях стремительного технологического обновления. Четырехлетняя широкая программа подготовки бакалавров становится фундаментом для будущей специализации в магистратуре или на производстве. Является той основой, на которой можно выстраивать последующее профессиональное развитие. Сегодня без этого никак не обойтись.
- Что делать родителям учеников, чтобы их голос был слышен в школе, чтобы они могли реально влиять на распределение средств, выбор учебников, на режим дня, на профили в старших классах?
- Весной этого года был принят Федеральный закон N 83, который совершенствует правовое положение бюджетных учреждений, в том числе и школ. Переход на новые нормы завершится к июлю 2012 года. Этот закон дает большую свободу школе распоряжаться своими ресурсами, а общественность получает право участвовать в этом процессе. Создаются условия, при которых понятно, что от школы можно требовать и за что с нее спрашивать. Вместо выдачи сметы, на которую педколлектив что-то такое должен сделать, формулируется четкое задание - под него и выдается ресурс. И родители, сформулировав сообща требования к развитию школы, смогут следить, чтобы они выполнялись администрацией. Это непростое, но важное дело, которое стоит делать ради будущего наших детей.
Если вы стали свидетелем коррупционного поведения должностных лиц, позвоните и сообщите об этом по телефонам: в Омутнинске 2-18-31, 2-33-76, 2-34-44 в Кирове 8 (8332) 38-15-03, 32-10-70
Или отправьте сообщение, заполнив форму.