5 ноября 2008 года Президент Российской
Федерации Дмитрий Медведев выступил с ежегодным Посланием к
Федеральному Собранию, в котором предложил подготовить Национальную
образовательную стратегию "Наша новая школа".
Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение)
<...>
Решающую роль в формировании нового
поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской
образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире.
Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в
образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых
позиций мы уже "откатились". И это становится самой серьезной угрозой
нашей конкурентоспособности.
Кроме того, система образования в
прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни
народа. Передает новым поколениям ценности нации.
Стратегия развития российского
образования в целом - скоро будет утверждена Правительством. Ее
реализация продолжится как в рамках национального проекта, так и с
опорой на недавно принятое законодательство. Сегодня же основной акцент
я сделаю на школьном образовании. Оно представляет собой один из
определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека. Является
решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного
развития всей страны.
Совсем недавно, вместе с
профессиональным сообществом - мы обсуждали базовые параметры
модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие
школьного образования целям опережающего развития. На основе этих
предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия -
инициатива "Наша новая школа". И её составляющими станут пять
направлений.
Первое направление. Уже в школе дети
должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к
жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно
соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые
сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных
стандартов. Их подготовка затянулась.
Второе. Одновременно с реализацией
стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная
система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения
в течение всего периода становления личности.
Третье. Ключевая роль в школе
принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и
материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и
постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно - для
пополнения школ новым поколением учителей. Причём, вовсе не обязательно
- только с педагогическим образованием.
Поддерживаю предложение
образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом
учителя. И хотел бы подчеркнуть - мы сделаем все, чтобы учитель стал
уважаемой фигурой в обществе. Но и сами педагоги должны внимательно
относиться к ученикам, уважительно относиться к ним. Должны помогать им
становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Четвертое. Сам облик школ, как по
форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим
реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и
интересно. Если она станет центром не только обязательного образования,
но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.
Обращаю внимание: российская школа не
имеет права быть "ветхой" - и в прямом, и в переносном смысле этого
слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые
нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов,
столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть
комфортно - и психологически, и физически.
Поручаю Правительству разработать в
самое ближайшее время новые принципы работы школ, а также - порядок их
проектирования, строительства и формирования материально-технической
базы. При этом - необходимо в полной мере использовать результаты,
полученные в ходе реализации нацпроекта "Образование".
Пятое. Именно в школьный период
формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя
статистика здоровья школьников - просто ужасающая. Да, многое, конечно,
зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно "кивать"
только в их сторону - нельзя. Дети проводят в школе значительную часть
дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно
уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен
быть применен индивидуальный подход - минимизирующий риски для здоровья
в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения
- в обществе тоже много вопросов.
Уверен: если приоритет здорового образа
жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче
справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом.