Главная » 2008 » Ноябрь » 20

С 1 января 2009 года регионы и муниципалитеты должны ввести в действие новые системы оплаты труда (НСОТ); сейчас эти системы находятся в стадии разработки. На всех уровнях власти говорят о повышении зарплаты учителей, которое должно произойти благодаря НСОТ...

Чиновники заявляют, что НСОТ позволяет «уйти от уравниловки», повысить оплату труда наиболее квалифицированных работников. В реальности же произойдет невиданная ранее уравниловка: учитель и школьная уборщица будут получать близкие по размерам зарплаты.
Это легко увидеть, если ставки ЕТС (те, что были в 1992 году, и те, что были снижены в 2000 году) сравнить с коэффициентами, используемыми при введении НСОТ.
Согласно ЕТС оклад учителя превышает оклад уборщицы в 3–7 раз. В тех НСОТ, что сейчас разрабатывают регионы, зачастую нет разницы в окладах педагогического и технического персонала даже в 1,5 раза. То же самое и в дошкольных образовательных учреждениях: зарплаты воспитателя и нянечки практически сравняются.
Почему региональные власти действуют именно так?
Согласно трудовому законодательству никому нельзя платить меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), а он составит с 1 января 2009 года 4330 рублей.
Это отражено в изданном Федеральным агентством по образованию (Рособразование) примерном Положении об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по виду экономической деятельности «образование» (этот документ местные власти используют как образец при издании своих нормативно-правовых актов). Согласно пункту 5 положения месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Итак, теперь уборщица должна получать не менее МРОТ (что, разумеется, справедливо). Для этого ей нужно повысить зарплату в два раза от нынешнего уровня по ЕТС. То же самое и с другим обслуживающим персоналом.
Но при этом, если общий объем средств на повышение зарплаты всем сотрудникам школы должен быть 30% от текущего размера фонда оплаты труда (ФОТ), от трети до двух третей выделенных денег уйдет на доведение зарплаты низкооплачиваемого персонала до уровня МРОТ; также понадобятся деньги, чтобы существенно увеличить оклады руководящих работников (такое увеличение предусматривают все проекты НСОТ).
При этом зачастую средств на повышение зарплаты выделяется меньше, чем 30% от ФОТ, и в результате на прибавку к окладам педагогов останется совсем немного денег. Совершенно понятно, что относительно уборщицы у педагога
зарплата понизится. Хотя формально, в абсолютном выражении, повысится.
Конечно, уборщица также должна получать достойную оплату труда, однако труд учителя, если он, конечно, небезразличен для государства, должен оплачиваться в разы больше (и ЕТС это обеспечивала!), теперь же дифференциация в оплате между обслуживающим и высококвалифицированным персоналом минимальна.
В таблице приведено, какими могли бы быть размеры тарифных ставок, исходя из установленного с 1 января минимального размера оплаты труда (4330 руб.) и тарифных коэффициентов ЕТС.

Таблица

Обратим особое внимание, что это лишь ставки заработной платы (должностные оклады), которые затем еще должны повышаться; к ним должны устанавливаться надбавки. Ни одна новая система оплаты труда, пришедшая на смену ЕТС, не обеспечивает столь высокого повышения уровня оплаты труда квалифицированных работников. При этом не обеспечивается и столь обширная дифференциация в оплате в зависимости от квалификации работника.
Вот, например, какие документы подготовили в Краснодарском крае (Положение об оплате труда работников государственных учреждений образования Краснодарского края, розданное руководителям учреждений и муниципальных органов управления образованием).
Основной оклад (ставка) для младшего воспитателя ДОУ – 4360, а для воспитателя  – 4530. Нет даже 200 рублей разницы!
Оклад учителя – 4550 рублей. К этим основным окладам предусмотрены повышающие коэффициенты. Только на них даже смотреть страшно – без микроскопа их просто не видно.
Для младших воспитателей, имеющих среднее профессиональное образование, этот коэффициент составляет 0,005, а для имеющих высшее образование – целых 0,01. Чтобы было понятнее, в рублях эти повышения составят соответственно 21 рубль 80 копеек и 43 рубля 60 копеек. Для воспитателя или учителя повышение еще меньше: для имеющих высшее образование  – 0,003 (то есть 13 рублей 60 коп.). Правда, если работник получит квалификационную категорию, то ему установят коэффициент более высокий: за вторую категорию  – 0,010, первую – 0,035, высшую  – 0,095. В рублях это означает для воспитателя соответственно 45 рублей 30  коп., 158 рублей 72 коп., 430 рублей 35 коп. Для учителя повышение аналогичное, с разницей примерно в один рубль.
Таким образом, получается, что оклад воспитателя, не имеющего категории, составляет 4543,6 рубля, а у младшего воспитателя – 4381,8 рубля. Учитель с высшей категорией получит ставку (за 18 часов) 4980,35 рубля.
А теперь сравните эти цифры с зарплатой уборщицы (не менее 4330 рублей)!
Итак, все разговоры об оплате за качество работы учителя бессодержательны, так как нет денег серьезно увеличить фонд оплаты труда. Из имеющихся средств можно будет поощрить лишь небольшое число учителей, основные средства уйдут на доведение оплаты труда низкооплачиваемых категорий работников до МРОТ и премии управленческому персоналу.
Ссылки на то, что в системе НСОТ существуют стимулирующие выплаты в зависимости от качества работы, также безосновательны – чтобы эти выплаты являлись действительно стимулирующими, надо обеспечить оклад выше прожиточного минимума. А пока получается, что даже со стимулирующими выплатами оплата педагога будет находиться на уровне прожиточного минимума и ниже.
При этом следует учитывать, что незначительный рост номинальной заработной платы полностью съест инфляция. Зарплата педагогов школ, детских садов возрастет лишь на 10–20%, а за электричество, газ, коммунальные услуги с нового года придется платить на четверть больше нынешнего. Не меньшим ожидается рост цен и на продукты питания. Также с введением НСОТ может быть отменена надбавка в 1000 рублей за классное руководство, которая выплачивается сейчас из федерального бюджета.

...Сегодня возможно несколько форм борьбы с НСОТ. Наиболее эффективной из них была бы масштабная забастовка с требованием должной зарплаты. Но ожидать, что такая акция протеста профсоюзами будет организована, не приходится.
Однако профсоюзы и сами работники на местах могут что-то сделать.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда устанавливаются в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Локальные акты принимает совет образовательного учреждения. Коллективный договор – администрация и совет трудового коллектива, профсоюзная организация. Только в этих документах может быть правовым способом закреплено внедрение НСОТ в конкретном образовательном учреждении. И может быть, если коллектив откажется идти на поводу у чиновников и принимать заведомо ухудшающие положение работников документы, власти будут вынуждены пересмотреть параметры НСОТ или отложить ее введение.
От этого никто не пострадает. Уборщицам должны будут платить все равно 4330 рублей, запланированное увеличение ФОТ произойдет. А вот политический эффект от таких действий будет весьма значительным и, возможно, заставит власти задуматься над реальным решением проблем оплаты труда бюджетников.

Категория: Образование в России | Просмотров: 2146 | Добавил: okpep | Дата: 20.11.2008

В рамках совещания с руководителями и специалистами органов управления образованием субъектов РФ Федеральное агентство по образованию подвело итоги Всероссийской олимпиады школьников в 2008/2009 учебном году.

Отмечено, что Кировская область как и в прошлые годы, стабильно показывает высокий уровень достижений и находится наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Республикой Татарстан в числе 10-ти лучших регионов России по числу призеров и победителей олимпиад.

По мнению руководителей агентства, стабильность в достижении высоких результатов в Кировской области говорит об эффективности сложившейся системы работы со школьниками при подготовке и проведении олимпиады. Соблюдаются сроки проведения регионального этапа олимпиады, учащиеся нашей области участвуют в завершающем этапе олимпиады без нарушения процедуры конкурсного отбора.

В 2008 году по итогам Международных олимпиад школьников Кировская область заняла 5-е место по количеству медалей среди субъектов России. В арсенале наших школьников одна золотая и две бронзовые медали с Международных олимпиад по математике, биологии, физике.

На совещании были определены перспективные направления олимпиадного движения: создание площадок для проведения учебно-тренировочных сборов, проведение мероприятий по организации научно-исследовательских работ со школьниками. Также было отмечено, что в текущем учебном году с 14 января по 5 февраля 2009 года в региональном этапе олимпиады могут участвовать только школьники, которые стали победителями школьных и муниципальных этапов олимпиады.

Категория: Образование в Кировской области | Просмотров: 1212 | Добавил: Гирева_Ольга | Дата: 20.11.2008

2020 г. российская школа может стать лидером международного образования, а качественное образование - источником благополучия отличников

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Основным стратегическим ориентиром для проекта новой школы является, с нашей точки зрения, 2020 год. При этом график стратегии может выглядеть так: 2009-2010 гг. - внедрение основных механизмов комплексной модернизации во всех регионах страны (сейчас они реализованы в 31 регионе); 2009-2012 88. - модернизация сети образовательных учреждений, введение федеральных государственных стандартов, содержащих основные требования к результатам и условиям образования (все школы должны соответствовать современным требованиям, давать высокое качество); 2009-2015 гг. - обеспечение выхода системы образования на уровень современного качества, обновление кадров через проведение обязательной аттестации работников образования (сегодня аттестация учителей - дело добровольное, из-за этого и повышение квалификации никому не нужно); 2009-2020 гг. - вхождение в открытую международную систему сравнительных оценок результатов образования и занятие лидирующих позиций к концу второго десятилетия.[/l]

При этом стратегия развития образования не может строиться как советская пятилетка - по принципу сложения результатов предыдущего и следующего года пятилетки. Эта стратегия основана на усилении результатов и параллельных процессах, подпитывающих друг друга.

ЧТО ТАКОЕ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Изучение модернизации системы образования в 31 регионе страны показывает, что двух лет достаточно, чтобы в регионе произошла модернизация основных институтов образовательной политики: 1) введение нормативного подушевого финансирования, реализация принципа "деньги следуют за учеником"; 2) введение системы оплаты труда, основанной на оплате разных видов учительской деятельности, а не только уроков, на разделении фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую составляющую и на активном участии школьного совета в оценке труда учителя и распределении стимулирующей части фонда оплаты труда; 3) система оценки качества образования должна быть основана на уровне компетентностного развития и объеме усвоенных знаний. При этом ЕГЭ остается наряду с другими формами аттестации системным элементом оценки образования; 4) сбалансированная сеть образовательных учреждений; тщательнейшее обследование школьных зданий и честная экспертиза качества образования в каждой школе; здания, в которых детям находиться опасно, и школы, которые не дают качественного образования, должны быть закрыты; 5) гражданские институты на школьном, муниципальном и региональном уровне должны стать равноправными институтами образовательной политики и управления школой; 6) управление, мониторинг и школьная отчетность должны стать цифровыми: получение любой формы отчетности, справки или проведение проверки происходит через электронные форматы вплоть до лицензирования и аккредитационных процедур.

Это краткое описание уровня системной модернизации, которого каждый регион может достигнуть к 2010г.

Формульное финансирование, оплата труда, ориентированная на результат, сбалансированная сеть учреждений и кадровый корпус, влиятельные гражданские институты и цифровой характер управления, отчетности и мониторинга - это институциональный минимум, фундамент, на котором можно строить нашу новую школу. Без этого фундамента - бесполезно.

Параллельно (обязательно параллельно) необходимо введение новых стандартов на условия и результаты, включающие в себя и перечисленные механизмы (формульное финансирование должно стать стандартом, нормы оплаты труда должны стать стандартом, система аттестации учителей, стандарт на условия реализации образовательных программ и т. д.), а также требования к структуре образовательных программ - так, чтобы каждый ребенок в рамках основных программ (а не в рамках необязательного факультатива) имел реальную возможность развивать свои способности.

Ключевой элемент - образовательная программа школы.

Это означает, что до 2012 г. в регионах должны заработать такие образовательные программы в школах, чтобы и учебная работа, и творческие виды деятельности, и проектные, и спортивные, и исследовательские занятия проводились, а главное - имели материальную возможность, оборудование и помещения, кадровую обеспеченность, чтобы не только учебные способности развивались в ребенке, но и все остальные.

Сейчас почему-то считается, что химией ученик должен заниматься в обязательном порядке и обязательно в первой половине дня. А исследования, литературная студия, театральная студия, спортивная команда, самостоятельная работа в библиотеке - это как довесок и уж точно после обеда.

Создать такую образовательную программу, в которой каждый ребенок мог бы развивать свои индивидуальные способности наряду с усвоением общих результатов, - это и есть задача, которая решается с помощью стандартов.

АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ: УХОД ОТ ДОБРОВОЛЬНОСТИ, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Другая задача - создание системы аттестации работников образования и переход от добровольной к обязательной аттестации. Добровольность аттестации школьных работников была связана с тем, что реально никакого материального стимула в 90-х гг. карьерный рост учителей не давал. Разница в разрядах единой тарифной сетки была минимальной - 50 или 100 руб. Чтобы хоть как-то помочь учителю, ему присваивали высшую категорию. Поэтому у нас сегодня большая часть учителей с высшей категорией.

Переход на новую систему оплаты труда, отказ от уравниловки ставят новые задачи перед аттестацией педагогов. Прежде всего - отказ от добровольности. В школу приходит новое оборудование, преподавание учебных предметов требует инновационных технологий - объем материала растет, а время на усвоение этого материала надо ужимать, а не увеличивать. Как только вы где-то услышите жалобу предметника: "Мне нужно больше часов, у меня увеличился объем материала" - это значит, что никакие новые технологии этот предметник не применяет и даже не слышал о них. Сегодня всерьез воспринимать такой "плач Ярославны" уже нельзя. Такую роскошь мы себе уже не можем позволить, поскольку кроме уроков ребенку необходимы и другие виды деятельности.

Аттестация может быть в двух вариантах: "+" или "-", т. е. результатом аттестации может быть право учителя быть учителем в школе. Или с присвоением категории - высшей, средней, низшей.

Эту норму необходимо закрепить в федеральном стандарте и в течение пяти лет провести соответствующую процедуру.

Если до 2015 г. через введение эффективных механизмов расходования средств, оплаты труда, ориентированной на современные результаты, приведение сети учреждений в сбалансированное безопасное состояние, кадровую модернизацию и оцифровку управления и отчетности мы выведем систему российского образования из сегодняшнего застойного состояния на уровень современных стандартов функционирования, управления и динамичного развития, можно наращивать качество и вступать в открытую конкуренцию на международной арене.

ДЕНЬГИ В ОБМЕН НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ А почему регионы будут заинтересованы в модернизации образования?

Это вопрос является одним из ключевых. В рамках проекта модернизации регионы боролись за честь быть пионерами и за федеральные деньги.

За редким исключением в большинстве регионов на каждый федеральный рубль регионы выделяли 6, 5, а в Краснодарском крае - 10 руб. регионального бюджета. По точному определению министра Андрея Фурсенко, комплексный проект стал катализатором региональной модернизации, так как был использован принцип "деньги в обмен на обязательства". Федеральные деньги раздавались не лучшим, а тем, кто амбициозно взял на себя эффективные обязательства. И есть регионы, например Северная Осетия-Алания, которые сделали мощнейший рывок за два года, например, средняя зарплата в этом регионе выросла с 3800 руб. в месяц до 11 800 руб. Это средняя, а есть учителя-лидеры в Кировском и Алангирском районе республики, которые получают и 18 000, и 22 000 руб. в месяц.

А если правительство захочет, чтобы все остальные регионы перешли на новые механизмы функционирования образования, чем оно может их стимулировать?

С нашей точки зрения, можно перейти на другое правило - "деньги в обмен на эффективность". Даже в условиях кризиса средства на модернизацию образования будут выделяться, это подтверждено бюджетом 2009г. Да и трансферты на выравнивание бюджетной обеспеченности тоже не будут отменены. Но при этом регионы традиционно выпрашивают деньги "на бедность". И понятно, что в тех регионах, в которых эффективные механизмы расходования средств не введены, расходы будут расти, а качество и условия, в которых находятся дети, будут ухудшаться.

Логично было бы ввести правило, согласно которому регионам, которые ввели или вводят эффективные механизмы расходования средств на образование, увеличиваются ассигнования. А тем регионам, руководители которых выжидают и не торопятся с введением новой системы оплаты труда или нормативного подушевого финансирования, не выделять дополнительных средств.

Сегодня школа получила мощный импульс развития, у нас есть реальная возможность усилить этот импульс, сделать российскую школу лидером международного образования и основой инновационной экономики страны, а также ресурсом благосостояния тех, кто будет хорошо учиться.

Если мы такие умные, то вполне вправе быть и богатыми.

Категория: С миру по нитке | Просмотров: 1322 | Добавил: Гирева_Ольга | Дата: 20.11.2008