Главная » 2008 » Ноябрь » 13

11 ноября 2008 года министр образования и науки Андрей Фурсенко принял участие в расширенном заседании Комитета Госдумы по образованию на тему "О состоянии и перспективах модернизации высшего профессионального образования" с участием. В ходе заседания министр выступил с докладом о проблемах профессионального образования, ключевая из которых состоит в неадекватности существующей системы профобразования современным и будущим потребностям экономики и общества. Он отметил, что объем финансирования высшего профессионального образования в 2004 году был 76 млрд руб, а в 2008 году - 263 млрд руб. За последние три года в системе высшего профессионального образования только за счет федерального бюджета были поддержаны программы инновационного развития 57 вузов на общую сумму 30 млрд руб. В системе начального и среднего профобразования получили поддержку около 250 программ учреждений НПО и СПО на общую сумму 6,2 млрд руб. Конкурсная поддержка инновациолнных учреждений НПО и СПО позволила начать формирование сети ресурсных центров для всей страны по востребованным экономикой направлениям подготовки. Сегодня в ресурсных центрах обучается порядка 60 тыс человек. В сфере высшего профобразования благодаря мероприятиям нацпроекта "Образование" удалось запустить значимые программы в области транспорта, энергетики, электроники, машиностроения и других приоритетных отраслей. В инновационных вузах появилось новейшее оборудование по самым современным направлениям подготовки от нанотехнологий до авиастроения. Реально скачек по оснащенности оборудованием произошел на 10-15 лет вперед.

Между тем, министр обратил внимание на то, что работу по подготовке новых стандартов в сфере образования тормозит отсутствие профессиональных стандартов. "Из-за того, что нет профстандартов, гораздо сложнее определить, к чему готовить, - сказал он, - Поэтому мы активно работаем с работодателями по этому направлению". Также победители тендеров на разработку образовательных стандартов обязаны привлекать к разработке представителей работодателей.

Как напомнил Фурсенко, разработкой профессиональных стандартов занимается Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), где создано специальное национальное агентство по развитию квалификаций и совет по рассмотрению профессиональных стандартов. "Мы довольно активно с ними работаем, - сказал он. - Общие подходы обсуждены, но с точки зрения реализации ситуация похуже. Пока утвержден один профессиональный стандарт в области ресторанного бизнеса, - сообщил министр. - Рестораторы проявили самую большую активность". Также, по его словам, рассмотрен проекты в области ИКТ и в области управленческой деятельности. Фурсенко напомнил, что уже согласован проект постановления правительства об утверждении положения о квалификационных профессиональных стандартах, подготовленный Минздравсоцразвития, в котором определен механизм организации работы по разработке проектов профстандартов.

Министр также прокомментировал процесс закрытия в регионах ряда филиалов высших образовательных учреждений. Фурсенко сообщил, что "за 2008 год было ликвидировано 64 филиала", в которых, как было выявлено по результатам экспертизы, образование не соответствовало необходимым стандартам и качеству. Как напомнил министр, в настоящее время в России насчитывается 1,5 тыс. вузов и примерно 2200 филиалов. В то же время, по его словам, в около тысячи филиалов насчитывается по 500 студентов, а есть такие, где учатся всего 15 человек.

Также, добавил Фурсенко, "по целому ряду педагогических вузов процент устройства по специальности составляет 10-15, и качество подготовки очень низкое". В ряде регионов власти ставят вопрос о том, что им этот вуз не сильно нужен. Каждый случай рассматривается отдельно. В настоящее время в Минобрнауки от регионов поступают обращения с просьбой помочь упорядочить эти сети, помочь добиться того, чтобы в сети высшего профессионального образования остались только те учреждения, которые дают действительно качественное профессиональное образование.

Между тем, как подчеркнул Андрей Фурсенко, необходимо "сохранить все учреждения, в которых реально присутствует нормальная материально-техническая база и квалифицированные специалисты, которые являются штатными преподавателями, для которых основное место работы именно этот вуз". Также, добавил он, "необходимо добиться того, чтобы были учтены интересы и сегодняшних, и будущих студентов, - какая бы ни была реорганизация, мы не должны нарушить права тех ребят, которые добросовестно учатся, то есть пришли за знаниями". "Мы должны думать о том, чтобы интересы будущих студентов были оптимальным образом учтены, в том смысле, чтобы они поступали в достойные учебные заведения, - подчеркнул министр. - В перспективе сеть мощных филиалов должна развиваться".

Материалы к выступлению Министра на заседании комитета Государственной Думы по образованию 11 ноября 2008 года

Категория: Образование в России | Просмотров: 1087 | Добавил: okpep | Дата: 13.11.2008

Федеральный журнал «Управление начальной школой», издаваемый информцентром «Ресурсы образования» при поддержке Минобрнауки РФ, отметил опыт работы Кировского областного центра дополнительного образования детей «Одаренный школьник». Центр является учреждением, подведомственным областному департаменту образования.

В журнале отмечается организация международной игры-конкурса «Русский Медвежонок - языкознание для всех». Как сказано в публикации, в этой увлекательной игре сейчас участвуют почти два миллиона школьников из России, Украины, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Эстонии, Литвы, Латвии, США, ОАЭ, а также школ при посольствах РФ в Варшаве и Дели.

У такой массовости «Медвежонка» - несколько причин. Во-первых, конкурс доступен, поскольку проводится прямо в школах и занимает всего два урока. Во-вторых, он относится к тестовому типу, то есть записывать решения не надо - достаточно выбрать один из предложенных пяти вариантов ответа и отметить его номер на бланке. В-третьих, среди 30 заданий есть и совсем несложные, так что каждому участнику удается дать верный ответ хотя бы на несколько вопросов. Наконец, сами задания ориентированы не столько на механическое знание правил, сколько на логику, общую культуру, а порой - и на чувство юмора. Ведь главная цель игры - показать красоту и богатство русского языка, преодолеть впечатление о нём как формальном и скучном школьном предмете.

В текущем году «Медвежонок» состоится 14 ноября. В нем примут участие почти все школы Кировской области. Время начала игры-конкурса каждая школа определяет самостоятельно. Окончательные итоги конкурса будут подведены центральным оргкомитетом в начале января 2009 года.

Категория: Образование в Кировской области | Просмотров: 1120 | Добавил: okpep | Дата: 13.11.2008