21:48 Андрей Фурсенко выступил на расширенном заседании комитета по образованию Государственной Думы | |
11 ноября 2008 года министр
образования и науки Андрей Фурсенко принял участие в расширенном
заседании Комитета Госдумы по образованию на тему "О состоянии и
перспективах модернизации высшего профессионального образования" с
участием. В ходе заседания министр выступил с докладом о проблемах
профессионального образования, ключевая из которых состоит в
неадекватности существующей системы профобразования современным и
будущим потребностям экономики и общества. Он отметил, что объем
финансирования высшего профессионального образования в 2004 году был 76
млрд руб, а в 2008 году - 263 млрд руб. За последние три года в системе
высшего профессионального образования только за счет федерального
бюджета были поддержаны программы инновационного развития 57 вузов на
общую сумму 30 млрд руб. В системе начального и среднего
профобразования получили поддержку около 250 программ учреждений НПО и
СПО на общую сумму 6,2 млрд руб. Конкурсная поддержка инновациолнных
учреждений НПО и СПО позволила начать формирование сети ресурсных
центров для всей страны по востребованным экономикой направлениям
подготовки. Сегодня в ресурсных центрах обучается порядка 60 тыс
человек. В сфере высшего профобразования благодаря мероприятиям
нацпроекта "Образование" удалось запустить значимые программы в области
транспорта, энергетики, электроники, машиностроения и других
приоритетных отраслей. В инновационных вузах появилось новейшее
оборудование по самым современным направлениям подготовки от
нанотехнологий до авиастроения. Реально скачек по оснащенности
оборудованием произошел на 10-15 лет вперед. Между тем, министр обратил внимание на
то, что работу по подготовке новых стандартов в сфере образования
тормозит отсутствие профессиональных стандартов. "Из-за того, что нет
профстандартов, гораздо сложнее определить, к чему готовить, - сказал
он, - Поэтому мы активно работаем с работодателями по этому
направлению". Также победители тендеров на разработку образовательных
стандартов обязаны привлекать к разработке представителей работодателей. Как напомнил Фурсенко, разработкой
профессиональных стандартов занимается Российский союз промышленников и
предпринимателей (РСПП), где создано специальное национальное агентство
по развитию квалификаций и совет по рассмотрению профессиональных
стандартов. "Мы довольно активно с ними работаем, - сказал он. - Общие
подходы обсуждены, но с точки зрения реализации ситуация похуже. Пока
утвержден один профессиональный стандарт в области ресторанного
бизнеса, - сообщил министр. - Рестораторы проявили самую большую
активность". Также, по его словам, рассмотрен проекты в области ИКТ и в
области управленческой деятельности. Фурсенко напомнил, что уже
согласован проект постановления правительства об утверждении положения
о квалификационных профессиональных стандартах, подготовленный
Минздравсоцразвития, в котором определен механизм организации работы по
разработке проектов профстандартов. Министр также прокомментировал процесс
закрытия в регионах ряда филиалов высших образовательных учреждений.
Фурсенко сообщил, что "за 2008 год было ликвидировано 64 филиала", в
которых, как было выявлено по результатам экспертизы, образование не
соответствовало необходимым стандартам и качеству. Как напомнил
министр, в настоящее время в России насчитывается 1,5 тыс. вузов и
примерно 2200 филиалов. В то же время, по его словам, в около тысячи
филиалов насчитывается по 500 студентов, а есть такие, где учатся всего
15 человек. Также, добавил Фурсенко, "по целому
ряду педагогических вузов процент устройства по специальности
составляет 10-15, и качество подготовки очень низкое". В ряде регионов
власти ставят вопрос о том, что им этот вуз не сильно нужен. Каждый
случай рассматривается отдельно. В настоящее время в Минобрнауки от
регионов поступают обращения с просьбой помочь упорядочить эти сети,
помочь добиться того, чтобы в сети высшего профессионального
образования остались только те учреждения, которые дают действительно
качественное профессиональное образование. Между тем, как подчеркнул Андрей
Фурсенко, необходимо "сохранить все учреждения, в которых реально
присутствует нормальная материально-техническая база и
квалифицированные специалисты, которые являются штатными
преподавателями, для которых основное место работы именно этот вуз".
Также, добавил он, "необходимо добиться того, чтобы были учтены
интересы и сегодняшних, и будущих студентов, - какая бы ни была
реорганизация, мы не должны нарушить права тех ребят, которые
добросовестно учатся, то есть пришли за знаниями". "Мы должны думать о
том, чтобы интересы будущих студентов были оптимальным образом учтены,
в том смысле, чтобы они поступали в достойные учебные заведения, -
подчеркнул министр. - В перспективе сеть мощных филиалов должна
развиваться". | |
|