Главная » 2008 » Ноябрь » 25 » 19 ноября состоялось заседание Общественного совета при Минобрнауки России по теме: "Вузы: кого готовит высшая школа и кто требуется стране?
11:38
19 ноября состоялось заседание Общественного совета при Минобрнауки России по теме: "Вузы: кого готовит высшая школа и кто требуется стране?
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕСС-СЛУЖБА
Москва, ул. Тверская, д.11 тел. 629-53-27 press@mon.gov.ru

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

19 ноября 2008 года состоялось заседание Общественного совета при Минобрнауки России по теме: "Вузы: кого готовит высшая школа и кто требуется стране?".
С докладом выступил член Общественного совета, ректор Государственного университета "Высшей школы экономики" Ярослав Кузьминов. Он сообщил, что по данным исследований в настоящее время более половины российских семей считают, что для их ребенка очень важно иметь высшее образование. Более трети семей считают, что лучше любое высшее образование, чем хорошее среднее образование. С учетом студентов и колледжей Россия имеет сегодня 620 студентов на 10 тысяч человек населения - на 20 процентов больше, чем у занимающих второе и третье места США и Финляндии. На 7,5 млн студентов вузов приходится 3 тысячи вузов и активных филиалов. "Масштаб университета" в России - 2,5 тысячи студентов, что на порядок меньше, чем в развитых странах.
Между тем, как сообщил Кузьминов, около 50 процентов студентов уделяют мало внимания "профессиональной" составляющей учебной программы и столько же затем идут работать не по специальности. Исследования показали, что большая часть студентов имитирует обучение. Так, почти половина студентов используют рефераты, эссе и курсовые работы, скачанные из Интернета: на первом курсе - 47,2 процента, на втором - 48,8, на третьем - 50,9, на четвертом - 51,7. Решением этой проблемы могло бы стать широкое внедрение компьютерной системы "антиплагиат", которая уже используется в ВШЭ. Такая система, по словам Кузьминова, помогает выявить блоки совпадений в работах студентов с базой данных программы. В свою очередь, директор Института всеобщей истории Российской академии наук Александр Чубарьян высказал мнение, что для того, чтобы научить самостоятельно мыслить и анализировать события, необходимо изменить саму структуру обучения, сократив количество лекций и увеличив число индивидуальных занятий.
Как отметил Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко, у студента есть право учиться плохо, но при этом у вуза есть право его отчислить. Между тем, в отличие от Европы, студент в России получает диплом государственного образца, это означает, что "у студента есть встречное обязательство: учиться", - подчеркнул Министр.
Минобрнауки России в 2007 году разработало прогноз потребностей экономики в квалифицированных кадрах с различными уровнями профессионального образования на период до 2015 года, опирающийся на отраслевые и региональные программы развития РФ. На основе прогноза перспективных потребностей экономики в подготовке специалистов системой профессионального образования строится прогноз развития системы профессионального образования. Так, по всем группам специальностей, согласно прогнозу, в 2015 году количество выпускников высших учебных заведений превысит потребности экономики на 364 тысячи 750 человек. В то же время дефицит специалистов с начальным профессиональным образованием составит 312 тысяч 640 человек.
В настоящее время уже наблюдается избыточность подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и она будет сохраняться по группам специальностей "Гуманитарные науки", "Экономика и управление". Избыточность подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в 2015 году (в 1,6 раза) будет происходить за счет именно этих групп специальностей. Таким образом, абитуриенты, выбравшие в этом году при поступлении специальности по юриспруденции, экономике и менеджменту могут после окончания учебы столкнуться с проблемой трудоустройства.
Недостаток специалистов с высшим профессиональным образованием в ближайшие годы будет наблюдаться по следующим группам специальностей: "Физико-математические науки", "Информатика и вычислительная техника", "Сфера обслуживания", "Информационная безопасность", "Естественные науки", "Геодезия и землеустройство", "Авиационная и ракетно-космическая техника", "Оружие и системы вооружения", "Морская техника", "Автоматика и управление", "Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды".
Потребность в специалистах со средним профессиональным образованием будет высокой практически по всем специальностям, за исключением групп специальностей "Гуманитарные науки" и "Экономика и управление". Особо остро будет наблюдаться дефицит кадров со средним профессиональным образованием по укрупненным группам специальностей: "Металлургия, машиностроение и металлообработка", "Сфера обслуживания", "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника", "Химическая техника и биотехнологии", "Строительство и архитектура".
Остро востребованными в 2015 году будут все специалисты с начальным профессиональным образованием.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1263 | Добавил: Гирева_Ольга | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]