Споры о реформе образования чаще всего
перерастают в дискуссию о целесообразности ЕГЭ. Между тем этим реформа
вовсе не ограничивается. Еще одна тема для обсуждения (правда, больше
на региональном уровне) - оставлять или все-таки закрывать
малокомплектные сельские школы.
...Недавно разговаривал с директором
одной из вполне типичных сельских школ Тверской области. Случайно
выясненная деталь выделила эту встречу из многих. Оказалось, что, с
усердием отстаивая целесообразность сохранения школы в селе,
демонстрируя ее конкурентоспособность целой "ротой" золотых медалистов,
заслугами учителей, мой собеседник своего ребенка учит в одной из
престижных школ города Твери.
Обнародование этого факта сделало
дальнейший разговор бессмысленным. Что бы мне теперь ни рассказали об
этой школе, я вряд ли поверю. А многие верят. Кто по лени, а кто по
незнанию привычно идут в школу, в которую ее директор не отдал
собственного ребенка, отправив его за сто километров от дома в поисках
лучшей доли...
Но оставим этого директора, эту школу и
поговорим об образовании несколько шире. Ведь у нас по-прежнему звучит
привычный лозунг "закрывается школа - умирает деревня"...
Кто главный?
Главным благополучателем в системе
образования является, точнее, должен являться ребенок. Опыт, вынесенный
им из школы, превратится в образ жизни, поведенческую модель
завтрашнего гражданина нашей страны. Будет ли он конкурентоспособен,
будет ли самостоятелен? Сможет ли он найти себя на рынке труда, да и
будет ли искать? Сможет ли он создать свою семью, на достойном уровне
обеспечивать ее жизнь? То есть будет ли он по-человечески успешен или,
еще проще говоря, элементарно счастлив?
Все эти вопросы в том числе относятся и
к школе. Безусловно, не нужно преувеличивать ее роль. Многочисленные
исследования показывают, что школа отнюдь не первая в ряду социальных
институтов, оказывающих воздействие на формирование мировоззрения
школьника. Семья, окружение (двор), телевидение, Интернет - вот не
полный перечень конкурентов школы. Но школа не может и не должна стоять
в стороне от изменений, происходящих вокруг. Нельзя представить школу
без перемен. Как и вся система образования, школа должна меняться в
ногу со временем.
При всем уважении к советскому
образованию, которое, как известно, "лучшее в мире" (в этом большая
доля истины, если соотнести заявленные перед ней задачи с
результатами), его наследство, скорее, вредно сегодняшнему школьнику. И
не потому, что школа стала хуже или беднее, а потому, что время
изменилось.
Действительно, в советском обществе
счастлив был лишь тот, кто не задумывался, делал все по инструкции,
ждал указаний. И школа это с успехом формировала. Классноурочная
система, авторитарная позиция учителя, "монологовость"? Вся эта
совокупность действий взращивала социально пассивного исполнителя.
Сегодня же обществу требуется творец, субъект, активный гражданин,
готовый сам инициировать и реализовать что-либо, какой-то проект, дело.
Где он может этому научиться? В школе? Данные еще одного
социологического исследования показывают, что среднестатистический
российский школьник говорит от двух до десяти минут? в неделю! Не
велико время для самореализации. Где уж тут научиться хотя бы складно
излагать свои или, на худой конец, чужие мысли.
Быть может, не хватает уроков
литературы и русского языка? Давайте забудем об и так имеющейся
перегрузке и дадим еще час-другой в неделю? Но и это время почти
наверняка пойдет на заучивание очередных правил. Или, быть может, стоит
подумать о том, что в той самой школе, которую не выбрал ее директор
для своего сына, в классе три человека и организовать дискуссию учитель
просто не в состоянии. Причем даже в том случае, если он это может и
хочет. Да и учитель литературы, по совместительству преподающий химию и
астрономию с надлежащим качеством, с утра, подоив корову, а после
уроков, вечно спешащий на сбор или посадку урожая, вряд ли сможет
сконцентрировать внимание немногочисленных одноклассников на осознании
новых смыслов произведения. Старый бы не забыть!
Достижения цивилизации
Наверное, сложно представить себе, что
проблема конкурентоспособности кроется не только и не столько в
привычном для нас освоении школьниками "знаний", а если быть точными -
информации. Куда важнее, как мне кажется, работа, направленная на
социализацию молодых россиян. Это, как ни странно, выражается в таких
простых "привычках", как соблюдение учеником норм гигиены, которые
нельзя перевести в навык. Сюда же - формирование привычки раздеваться в
помещении, пользоваться гардеробом; школьным автобусом, а значит,
формирование образовательной и впоследствии трудовой мобильности;
использование современных технологий в учебном процессе, школьной
бухгалтерии.
Если мы действительно хотим, чтобы
ребенок, вышедший из сельской школы, был социально адаптивным, он
должен уже там привыкнуть к компьютеру как к рабочему инструменту, к
кредитной карте, пусть даже и в руках учителя, то есть ко всем
достижениям современной цивилизации. Как это сделать? Мы прекрасно
понимаем, что банк не поставит терминал в школу, персонал которой с
трудом насчитывает десять человек. Да и материально-техническую базу
школ невозможно быстро поднять на новый уровень в существующей сети.
Банку проще - он не должен. А вот мы должны. И поэтому мы вынуждены
концентрировать ресурсы и собирать детей там, где все, перечисленное
выше, возможно сейчас или в самой ближайшей перспективе. Ведь дети, как
это ни парадоксально, уже сейчас ходят в школу. И год, два жизни они не
могут написать на "черновичок", пока мы все вместе сможем заработать на
то, чтобы в каждой малокомплектной школе присутствовали все достижения
цивилизации.
Боязнь перемен
Специалисты признают, что в современной
школе повышается значимость проектной деятельности, дополнительного
образования, зон формирования ответственного поведения ребенка. Важным
является не только демонстрация, но и возможность примерить на себя
"профессионализмы" сегодняшнего времени. Современный молодой человек
уже в школе должен принять участие в подготовке и издании школьной
газеты или школьного сайта; приобрести опыт публичных выступлений в
школьном театре и школьном телевидении; выставить свою кандидатуру в
качестве кандидата в совет школы или просто поучаствовать в выборах в
качестве избирателя.
Кстати, мой собеседник-директор точно
знал, что даже при наличии специального финансирования образовательных
услуг в малочисленных школах невозможно полноценно организовать все это
по банальной причине отсутствия детей. В футбол здесь можно сыграть
только по праздникам, организовав доставку команды соперников из
соседней школы. Да и то в "сборной" команде школы предстоит играть
пятикласснику и одиннадцатикласснику.
Доказывая эффективность работы своей
школы, директор привел в качестве аргументации статистику,
свидетельствующую об отсутствии прогулов. С одной стороны,
действительно серьезный показатель. Однако необходимо также оценивать,
что учительница, у которой в классе сидит один ребенок, в случае его
отсутствия заходит за ним домой и ведет его за руку в школу? Где уж тут
место формированию самостоятельности? Где один из первых опытов выбора?
Пусть он предпочел игру в футбол или прогулку с возлюбленной надоевшей
физике. Где место принятию самостоятельного решения, пусть не
одобряемого школьным сообществом, но своего? Вот и вся цена этому
показателю качества? Если все перечисленные примеры демонстрируют нам,
что реформа должна идти по пути укрупнения образовательных учреждений,
увеличения их самостоятельности, создания в каждом из них условий
завтрашней успешной социализации выпускника школы, то в чем же дело?
Почему общество, профессиональное сообщество педагогов и управленцев от
образования, политики так долго сопротивляются лучшей жизни будущих
граждан нашей страны?
Ответ лежит на поверхности. Мы боимся
перемен. Не в образовании, а в собственной жизни. Нам нужно будет
меняться, развиваться, вступать в более жесткую конкуренцию за право на
успех. Учителям и школе конкурировать за ученика. Меняться, предлагая
новые и новые решения. Жителям крупных городов - за место на рынке
труда. Политикам - за информированного и искушенного избирателя. И
здесь, как в этом ни сложно признаться, никому не удастся "прикрыться"
псевдосоциальными лозунгами, встать в позу защитника сельского жителя,
сельского хозяйства и села в целом. Легко жалеть умирающего, наблюдая
за его смертью. Сложнее дать ему шанс на новую жизнь...
...На обратной дороге по привычке не
обращаешь внимания на опустошенные, вымершие деревни. Дома и храмы
умирают здесь стоя. Но ни школа, ни фельдшерский пункт, ни тем более
дом культуры не смогли продлить им жизнь. Даже перепутанное в нашем
сознании сельское и натуральное хозяйство не смогло гарантировать
минимальные современные условия существования. Школьный автобус,
дорога, связь, телевизор, Интернет сделали жителя этого села
равноправным гражданином нашей большой страны.
Возможно, получив хорошее образование и
попробовав себя в городской жизни, сын моего собеседника вернется в
родное село. Но жить без привычных для горожанина центрального
отопления и "удобств" он, к счастью, уже не сможет. Именно это и будет
новый виток жизни его Родины. Будущее, которое определилось выбором
школы сегодня...
| |