09:24 Материалы к выступлению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко на заседании "Правительственного часа" | |
Уважаемый председательствующий! Уважаемые коллеги! Под инновационным образованием мы
понимаем образование, которое обеспечивает новые результаты, воспитание
конкурентоспособных, социально ответственных, инициативных и
компетентных граждан, является базой для инновационного развития
экономики и общества. Основные подходы к построению
инновационного образования были сформулированы в Приоритетных
направлениях развития образовательной системы Российской Федерации,
одобренных Правительством в 2004 году. Именно тогда перед системой были
поставлены задачи обновления сети учреждений профессионального
образования, доступности качественного школьного образования, изменения
образовательных стандартов, введения эффективных
организационно-финансовых механизмов, информатизации, общественного
управления. Реальный прорыв в реализации этих
подходов на всех уровнях образования был совершен благодаря
приоритетному национальному проекту. Принципами работы как в общем, так
и в профессиональном образовании стали опора на лидеров, участие
общественных институтов и работодателей в формировании и оценке
качества образовательных программ, проектные подходы "деньги в обмен на
обязательства". И дело не только в деньгах, хотя они
немалые. За три года на цели нацпроекта адресным образом было
направлено из федерального бюджета свыше 120 млрд. рублей. Дело в том,
что применен комплексный подход, который, опираясь на конкретные "точки
роста", обеспечил системные изменения.
В результате произошли качественные подвижки на всех уровнях образования. Коротко их обозначу. В общем образовании, наряду с
конкурсной поддержкой свыше 15-ти процентов общеобразовательных
учреждений, все школы обеспечены Интернетом и лицензионными
программами. К сельским школьникам пришли порядка 10 тыс. автобусов и
55 тыс. комплектов современного учебного оборудования. В школах
началось внедрение современных технологий организации здорового
питания. Теперь школа становится передовой площадкой в части применения
информационных технологий и формирования здорового образа жизни. Интегрирует это направление поддержка
региональных комплексных проектов модернизации образования. В ходе
региональных проектов в несколько раз возросла доля школьников,
обучающихся в современных условиях. Сегодня она достигает 60% (а еще
год назад составляла 30%). До двух и более раз повысилась зарплата
качественно работающих учителей. В ряде пилотных регионов средняя
зарплата учителей уже достигла средней по экономике. В школах созданы и
активно действуют органы государственно-общественного управления.
Говоря о профессиональном образовании, остановлюсь отдельно на начальном и среднем профобразовании - и на вузовском. Поддержка 246 учреждений НПО/СПО
повлекла развитие партнерства с работодателями, создание по их заказам
уже более 600 новых гибких учебных программ, улучшение баз практик,
переоснащение и перестройку всего образовательного процесса, открытость
рынку труда. Победители нацпроекта становятся региональными современно
оснащенными ресурсными центрами для переподготовки высвобождающихся
кадров и опережающего обучения по запросам с рынка труда.
Что касается высшей школы, тут
поддержано 57 инновационных вузов и создано два федеральных
университета. В вузах появилось современное оборудование, новые
технологии и кадры. По качеству программ, учебному оборудованию,
квалификации преподавателей тут совершен скачок на 10-15 лет вперед. Так, только количество внедренных в
учебный процесс тренажеров-имитаторов, иного сложного технологического
оборудования выросло в 10 раз, вчетверо выросло количество электронных
баз данных, на которые вузами впервые была осуществлена подписка. За последние два года в инновационных
вузах было построено 24 суперкомпьютера. 4 из них входят в число
мировых ТОП-500 суперкомпьютеров. Появление нового оборудования позволило
проводить эксперименты и проверку научных гипотез более тщательно и
достоверно, что в свою очередь повысило ценность результатов.
Для всех уровней образования важно, что
наряду с условиями обучения существенным образом меняются требования к
его результатам. Это нашло отражение в формировании новых
образовательных стандартов. Здесь достигнуто существенное продвижение.
Закуплены разработанные инновационными учреждениями с участием
работодателей: 110 проектов стандартов по программам НПО, 84 - СПО, по
145 проектов стандартов по взаимосвязанным уровневым программам
бакалавриата и магистратуры и еще 10 - по программам магистерской
подготовки. Продвижение новых стандартов стало
возможным благодаря тому, что появилось сообщество заинтересованных в
них людей, способных конструктивно влиять на их разработку.
Сформировались группы профессионалов, имеющих подкрепленные
инновационной практикой позиции и представления о новом стандарте. В
эти группы входят лучшие учителя-получатели грантов, преподаватели
учреждений-победителей нацпроекта. Активную роль играют управляющие
советы инновационных школ и работодатели - партнеры инновационных
учреждений профобразования.
Каковы, на наш взгляд, следующие шаги по развитию инновационного образования? Единый стратегический подход задан в
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности
Правительства до 2012 года. В "Концепции-2020" определены следующие
приоритетные задачи развития образования: 1) модернизация институтов образования
как инструментов социального развития. Т.е. формирование через систему
образования общественных отношений, наиболее благоприятных для развития
каждого человека и страны в целом, развитие гражданского общества; 2) обеспечение инновационного характера
базового образования. Т.е. обновление образовательных программ и
технологий на всех уровнях, создание новых организационно-финансовых
механизмов и возможностей для достижения новых результатов, реализации
гибких индивидуальных образовательных программ; 3) создание современной системы
непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров. Т.е.
обеспечение гражданам возможности учиться и переучиваться в течение
всей жизни, оставаясь успешными на рынке труда; 4) формирование механизмов оценки
качества и востребованности образовательных услуг с участием
потребителей. Т.е. создание механизмов обратной связи с обществом. Эти приоритеты заложены и в программу реализации нацпроекта до 2012 года. Говоря конкретно, в общем образовании
главные предстоящие шаги сформированы в национальную образовательную
инициативу "Наша новая школа", объявленную Президентом в его ежегодном
послании Федеральному Собранию. В том числе: обновление стандартов общего
образования, внедрение современных требований к организации
образовательного процесса и создание современных условий в школах; поиск и сопровождение талантов, забота о здоровье школьников; привлечение в школу талантливых кадров,
любящих и умеющих работать с детьми. Что в свою очередь предусматривает
перестройку как педагогического образования, так и системы повышения
квалификации, создание эффективных стимулов для учителей. В настоящее время подробный проект инициативы размещен для обсуждения на министерском сайте и направлен в регионы. В профессиональном образовании. Будет продолжена поддержка ресурсных
центров НПО/СПО. На этой неделе объявлен новый конкурс. В 2009 году
планируется подержать порядка 60 учреждений. Наряду с этим завершается подготовка к
объявлению конкурса на поддержку национальных исследовательских
университетов. С общественным участием определены основные критерии их
поддержки. (Подробно о сути этого мероприятия мы говорили в феврале, обсуждая проект соответствующего закона)
Теперь, прежде чем отвечать на вопросы,
коротко остановлюсь на наиболее важных антикризисных мерах, которые
реализует Министерство. Мы рассматриваем их как естественное
продолжение и усиление всей системы работ по модернизации образования,
создания условий инновационного развития страны. Начата разработка комплексной программы
переобучения, предполагающая формирование на конкурсной основе широкого
спектра программ дополнительного профессионального образования и
переподготовки, ориентированных на новые рынки труда. Произведена предварительная оценка
перспективных с точки зрения трудоустройства направлений
переподготовки. Это сфера услуг, эксплуатация объектов инфраструктуры,
продвижение инновационных решений, создание информационных систем
управления. В рамках поддержки студенчества: Несмотря на продолжающийся спад
количества выпускников, в этом году не будет уменьшено число бюджетных
мест на очных отделениях вузов. В 2009 году на 1000 выпускников школ
выделено 420 бюджетных мест по очной форме обучения. Для сравнения, в
2008 году этот показатель составлял 394, в 2007 году - 343, в 2006 -
322, в 2005 - 310, в 2004 - 295. На 3 тыс. мест, с 26 до 29 тыс., увеличен прием аспирантуру. Более чем в 1,5 раза, с 20 до 35 тыс.
мест, увеличен прием в магистратуру. В этом году выпускники вузов
смогут получить второе высшее образование бесплатно (речь идет о
выпускниках программ "специалитета", поступающих в магистратуру). При этом мы активно меняем структуру
распределения бюджетных мест между направлениями подготовки: бюджетные
места передаются на наиболее востребованные и перспективные профили. Совершенствуются механизмы
образовательного кредитования. Благодаря государственной поддержке
проценты по кредиту будут минимальными, а возврат начнется после того,
как студент закончит обучение и устроится на работу. Приоритетную
поддержку получат ребята, которые учатся на специальностях,
востребованных российской экономикой. В текущем году планируется на основе
взаимодействия с вузами перевести на вакантные бюджетные места порядка
25 тысяч студентов-платников, имеющих высокие результаты в учёбе. Также ведется работа с вузами по
фиксации платы за обучение для студентов-платников. На сегодня около
320 вузов уже приняли соответствующие решения.
Таким образом, реализуемые меры направлены на обеспечение инновационного характера всех уровней образования, тесно взаимоувязаны с концепцией долгосрочного социально-экономического развития страны, задачей перехода на инновационный путь развития. | |
|