Главная » 2009 » Март » 28 » Материалы к выступлению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко на заседании "Правительственного часа"
09:24
Материалы к выступлению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко на заседании "Правительственного часа"

Уважаемый председательствующий!

Уважаемые коллеги!

Под инновационным образованием мы понимаем образование, которое обеспечивает новые результаты, воспитание конкурентоспособных, социально ответственных, инициативных и компетентных граждан, является базой для инновационного развития экономики и общества.

Основные подходы к построению инновационного образования были сформулированы в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, одобренных Правительством в 2004 году. Именно тогда перед системой были поставлены задачи обновления сети учреждений профессионального образования, доступности качественного школьного образования, изменения образовательных стандартов, введения эффективных организационно-финансовых механизмов, информатизации, общественного управления.

Реальный прорыв в реализации этих подходов на всех уровнях образования был совершен благодаря приоритетному национальному проекту. Принципами работы как в общем, так и в профессиональном образовании стали опора на лидеров, участие общественных институтов и работодателей в формировании и оценке качества образовательных программ, проектные подходы "деньги в обмен на обязательства".

И дело не только в деньгах, хотя они немалые. За три года на цели нацпроекта адресным образом было направлено из федерального бюджета свыше 120 млрд. рублей. Дело в том, что применен комплексный подход, который, опираясь на конкретные "точки роста", обеспечил системные изменения.


В результате произошли качественные подвижки на всех уровнях образования. Коротко их обозначу.

В общем образовании, наряду с конкурсной поддержкой свыше 15-ти процентов общеобразовательных учреждений, все школы обеспечены Интернетом и лицензионными программами. К сельским школьникам пришли порядка 10 тыс. автобусов и 55 тыс. комплектов современного учебного оборудования. В школах началось внедрение современных технологий организации здорового питания. Теперь школа становится передовой площадкой в части применения информационных технологий и формирования здорового образа жизни.

Интегрирует это направление поддержка региональных комплексных проектов модернизации образования. В ходе региональных проектов в несколько раз возросла доля школьников, обучающихся в современных условиях. Сегодня она достигает 60% (а еще год назад составляла 30%). До двух и более раз повысилась зарплата качественно работающих учителей. В ряде пилотных регионов средняя зарплата учителей уже достигла средней по экономике. В школах созданы и активно действуют органы государственно-общественного управления.


Говоря о профессиональном образовании, остановлюсь отдельно на начальном и среднем профобразовании - и на вузовском.

Поддержка 246 учреждений НПО/СПО повлекла развитие партнерства с работодателями, создание по их заказам уже более 600 новых гибких учебных программ, улучшение баз практик, переоснащение и перестройку всего образовательного процесса, открытость рынку труда. Победители нацпроекта становятся региональными современно оснащенными ресурсными центрами для переподготовки высвобождающихся кадров и опережающего обучения по запросам с рынка труда.


Что касается высшей школы, тут поддержано 57 инновационных вузов и создано два федеральных университета. В вузах появилось современное оборудование, новые технологии и кадры. По качеству программ, учебному оборудованию, квалификации преподавателей тут совершен скачок на 10-15 лет вперед.

Так, только количество внедренных в учебный процесс тренажеров-имитаторов, иного сложного технологического оборудования выросло в 10 раз, вчетверо выросло количество электронных баз данных, на которые вузами впервые была осуществлена подписка.

За последние два года в инновационных вузах было построено 24 суперкомпьютера. 4 из них входят в число мировых ТОП-500 суперкомпьютеров.

Появление нового оборудования позволило проводить эксперименты и проверку научных гипотез более тщательно и достоверно, что в свою очередь повысило ценность результатов.


Для всех уровней образования важно, что наряду с условиями обучения существенным образом меняются требования к его результатам. Это нашло отражение в формировании новых образовательных стандартов. Здесь достигнуто существенное продвижение. Закуплены разработанные инновационными учреждениями с участием работодателей: 110 проектов стандартов по программам НПО, 84 - СПО, по 145 проектов стандартов по взаимосвязанным уровневым программам бакалавриата и магистратуры и еще 10 - по программам магистерской подготовки.

Продвижение новых стандартов стало возможным благодаря тому, что появилось сообщество заинтересованных в них людей, способных конструктивно влиять на их разработку. Сформировались группы профессионалов, имеющих подкрепленные инновационной практикой позиции и представления о новом стандарте. В эти группы входят лучшие учителя-получатели грантов, преподаватели учреждений-победителей нацпроекта. Активную роль играют управляющие советы инновационных школ и работодатели - партнеры инновационных учреждений профобразования.


Каковы, на наш взгляд, следующие шаги по развитию инновационного образования?

Единый стратегический подход задан в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства до 2012 года. В "Концепции-2020" определены следующие приоритетные задачи развития образования:

1) модернизация институтов образования как инструментов социального развития. Т.е. формирование через систему образования общественных отношений, наиболее благоприятных для развития каждого человека и страны в целом, развитие гражданского общества;

2) обеспечение инновационного характера базового образования. Т.е. обновление образовательных программ и технологий на всех уровнях, создание новых организационно-финансовых механизмов и возможностей для достижения новых результатов, реализации гибких индивидуальных образовательных программ;

3) создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров. Т.е. обеспечение гражданам возможности учиться и переучиваться в течение всей жизни, оставаясь успешными на рынке труда;

4) формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей. Т.е. создание механизмов обратной связи с обществом.

Эти приоритеты заложены и в программу реализации нацпроекта до 2012 года.

Говоря конкретно, в общем образовании главные предстоящие шаги сформированы в национальную образовательную инициативу "Наша новая школа", объявленную Президентом в его ежегодном послании Федеральному Собранию. В том числе:

обновление стандартов общего образования, внедрение современных требований к организации образовательного процесса и создание современных условий в школах;

поиск и сопровождение талантов, забота о здоровье школьников;

привлечение в школу талантливых кадров, любящих и умеющих работать с детьми. Что в свою очередь предусматривает перестройку как педагогического образования, так и системы повышения квалификации, создание эффективных стимулов для учителей.

В настоящее время подробный проект инициативы размещен для обсуждения на министерском сайте и направлен в регионы.

В профессиональном образовании.

Будет продолжена поддержка ресурсных центров НПО/СПО. На этой неделе объявлен новый конкурс. В 2009 году планируется подержать порядка 60 учреждений.

Наряду с этим завершается подготовка к объявлению конкурса на поддержку национальных исследовательских университетов. С общественным участием определены основные критерии их поддержки.

(Подробно о сути этого мероприятия мы говорили в феврале, обсуждая проект соответствующего закона)


Теперь, прежде чем отвечать на вопросы, коротко остановлюсь на наиболее важных антикризисных мерах, которые реализует Министерство. Мы рассматриваем их как естественное продолжение и усиление всей системы работ по модернизации образования, создания условий инновационного развития страны.

Начата разработка комплексной программы переобучения, предполагающая формирование на конкурсной основе широкого спектра программ дополнительного профессионального образования и переподготовки, ориентированных на новые рынки труда.

Произведена предварительная оценка перспективных с точки зрения трудоустройства направлений переподготовки. Это сфера услуг, эксплуатация объектов инфраструктуры, продвижение инновационных решений, создание информационных систем управления.

В рамках поддержки студенчества:

Несмотря на продолжающийся спад количества выпускников, в этом году не будет уменьшено число бюджетных мест на очных отделениях вузов. В 2009 году на 1000 выпускников школ выделено 420 бюджетных мест по очной форме обучения. Для сравнения, в 2008 году этот показатель составлял 394, в 2007 году - 343, в 2006 - 322, в 2005 - 310, в 2004 - 295.

На 3 тыс. мест, с 26 до 29 тыс., увеличен прием аспирантуру.

Более чем в 1,5 раза, с 20 до 35 тыс. мест, увеличен прием в магистратуру. В этом году выпускники вузов смогут получить второе высшее образование бесплатно (речь идет о выпускниках программ "специалитета", поступающих в магистратуру).

При этом мы активно меняем структуру распределения бюджетных мест между направлениями подготовки: бюджетные места передаются на наиболее востребованные и перспективные профили.

Совершенствуются механизмы образовательного кредитования. Благодаря государственной поддержке проценты по кредиту будут минимальными, а возврат начнется после того, как студент закончит обучение и устроится на работу. Приоритетную поддержку получат ребята, которые учатся на специальностях, востребованных российской экономикой.

В текущем году планируется на основе взаимодействия с вузами перевести на вакантные бюджетные места порядка 25 тысяч студентов-платников, имеющих высокие результаты в учёбе.

Также ведется работа с вузами по фиксации платы за обучение для студентов-платников. На сегодня около 320 вузов уже приняли соответствующие решения.


Таким образом, реализуемые меры направлены на обеспечение инновационного характера всех уровней образования, тесно взаимоувязаны с концепцией долгосрочного социально-экономического развития страны, задачей перехода на инновационный путь развития.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1169 | Добавил: okpep | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]