Каким будет первый учебный год после первого
штатного ЕГЭ? Какие новые предметы появятся у школьников? Как будут
проверять знания у первокурсников вузов? На вопросы корреспондента "РГ"
отвечает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
Российская газета: Чем будет примечателен новый учебный год?
Андрей Фурсенко: Резких и кардинальных
изменений в нем не будет. Главное, что нам предстоит сделать - в полной
мере учесть и реализовать тот потенциал, который удалось накопить после
первого года проведения Единого госэкзамена в штатном режиме. Получена
просто уникальная база данных системы образования. Это и качество
подготовки школьников, и уровень квалификации учителей, и анализ
коррупционности региональных систем образования.
Теперь надо не просто обработать этот
материал, но использовать его для улучшения школы. Замечу, что это не
какой-то "экшн", не отдельно взятое действие. Это процесс. Мы начинаем
новый этап, несмотря на экономические и демографические трудности.
Радостно, что мы сумели добиться определенного доверия у
образовательного сообщества страны.
РГ: Уже известно, что первокурсников
ожидает глобальная проверка на соответствие результатов ЕГЭ результатам
их учебе в вузе. Как это будет происходить?
Фурсенко: Исключительно по
добровольному желанию ректоров вузов. Кстати, некоторые из них уже
выступили с предложениями провести свои собственные акции по проверке
знаний. Благодаря им мы получим документированный реальный материал,
который будет подтверждать или опровергать результаты, которые
школьники получили по ЕГЭ, а значит, подтверждать или опровергать
оценки, которые мы дали региональным системам образования. Вузы в этом
тоже заинтересованы. Мы здесь стали в полной мере союзниками с вузами.
РГ: Школы к 1 сентября готовы?
Фурсенко: Дела у многих лучше, чем в
прошлом году. За неделю до учебного года чуть больше 10 процентов школ
не были готовы принять учеников. Это меньше, чем 2008 году. К примеру,
недавно я вернулся из Хабаровска. Вместе с местным министром
образования Андреем Базилевским мы посмотрели несколько школ - все они
были на сто процентов готовы к принятию школьников: свежевыкрашенные
стены, прочные парты, чистые туалеты. Спрашиваю - сколько школ
полностью соответствует современным условиям преподавания? Оказалось -
уже более 30 процентов. И это при том, что регион не участвует в
реализации комплексного проекта развития региональных систем
образования в рамках приоритетного национального проекта. У участников
нацпроекта - показатель около 80 процентов.
РГ: В новом учебном году учеников 4
классов в 18 регионах страны все-таки ждет сюрприз - в последней
четверти появится новый предмет "Духовно-нравственное воспитание". Все
ли готово к введению новой дисциплины и когда она войдет в обязательную
школьную программу?
Фурсенко: Давайте не забывать, что
преподавание истории и культуры православия, других религий уже
нормативно в том или ином виде закреплено в 64 регионах на местном
уровне. Мы просто упорядочиваем эту систему. Начинается очень
аккуратный эксперимент. Без фанатизма.
Поймите, чисто теоретически такой курс
все равно в полной мере не подготовишь. Должна обязательно быть
практика. И учебник должен готовиться одновременно с практикой.
Конечно, это должен быть светский учебник, но при этом не оскорбляющий
чувств верующих. У нас долгое время многие учебники писались с позиции,
что религия - это сродни мифологии. Что, мол, кто-то верит в Деда
Мороза, а кто-то в Бога. Человека верующего все это оскорбляло. Но
преподавать предмет будут светские педагоги, скорее всего историки,
русисты, возможно, учителя обществознания. Думаю, что к зимним
каникулам мы уже разработаем программу их переподготовки. Кстати,
финансировать их, особенно в начале, скорее всего, будет федеральный
центр. Иначе мы "подвесим" дотационные, бедные регионы, которые не
смогут найти на это средств.
На период эксперимента предмет будет
включен в региональный компонент учебного плана. Нигде вводиться за
счет базовой части образовательной программы он не будет. В
обязательную программу "Духовно-нравственное воспитание" должно войти
через три года.