Сегодня в России насчитываются прядка тысячи вузов, но действительно конкурентоспособными среди них могут быть 150-200 высших учебных заведений, то есть 15-20% от общего количества. Такое мнение озвучил Министр образования и науки Андрей Фурсенко на совещании по развитию сети научно-образовательных центров в России, прошедшем 24 июля под руководством Президента России.
По оценке Министра, "в масштабах страны должно остаться до 50 университетов, а вузов - 150-200, максимум". Остальные вузы, не дающие качественного образования, по мнению Андрея Фурсенко, могут либо стать филиалами университетов, либо преобразоваться в средние профессиональные учебные заведения, либо должны закрыться. Он отметил, что на сегодняшний день существует обратная тенденция, при которой очень неплохие техникумы становятся посредственными вузами.
Министр образования и науки РФ напомнил, что государство в рамках приоритетного национального проекта " Образование" с 2006 года на конкурсной основе оказывает поддержку лучшим вузам страны. По итогам двух конкурсов учебных заведений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, 57 вузов из разных регионов России получили из федерального бюджета средства на свое развитие.
По мнению министра, эти учебные заведения в настоящий момент могут полноправно претендовать на звание лидеров в сфере высшего образования.
Андрей Фурсенко отметил, что благодаря этому направлению нацпроекта "удалось не только обеспечить ускоренное развитие и переход на качественно новую ступень лидирующих отечественных университетов, но, что не менее важно, выявить потенциал развития российской высшей школы в целом". Следует отметить, что в рамках конкурсов экспертный анализ и прошли программы развития более 300 различных вузов.
Теперь, считает Министр образования и науки РФ, по аналогии с конкурсом инновационных вузов действенной мерой в научной сфере могут и должны стать конкурсы программ развития научно-исследовательских институтов, о которых шла речь на совещании.
Целью таких конкурсов, по мнению Андрея Фурсенко, станет "определение реально лидирующих в научном плане институтов, концентрация на них внимания государства, предоставление им адресной бюджетной поддержки, а также инвентаризация потенциала научных организаций".
|
О том, каким образом организована разработка модели "Российское образование - 2020", каковы ее основные принципы и ключевые проблемы, в чем суть реформы начального и среднего профессионального образования, рассказывает директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Игорь Реморенко.
- Игорь Михайлович, как возникла идея создания модели образования? Ведь раньше разрабатывались доктрины, концепции, приоритетные направления развития системы образования, другие основополагающие документы. Модель - это что-то новенькое.
- Идея создания модели "Российское образование - 2020" впервые прозвучала 13 сентября 2007 года на Совете по реализации приоритетных национальных проектов в Белгороде. Тогда руководители нескольких думских фракций, нынешний Президент Российской Федерации и Премьер-министр высказали ключевые позиции в отношении будущего российского образования. Начиная от финансово-экономических механизмов и заканчивая глубинными ценностными характеристиками. В качестве примера могу сказать, что, с одной стороны, речь шла о необходимости распространения принципов подушевого финансирования, развития самостоятельного хозяйствования образовательных учреждений. С другой стороны, были затронуты сложнейшие вопросы возможности выбора человеком образовательных программ и ответственности за этот выбор. В связи с этим говорилось о недопустимости возвращения к схеме централизованного распределения выпускников вузов.
Речь шла о том, что в рамках развития национального проекта "Образование" важно поддержать наметившиеся позитивные тенденции и с учетом этого подготовить общую модель модернизации образования, которая могла бы задать облик образования, стать основой развития образования на ближайшие десятилетия.
С тех пор в системе образования в различных кругах ведутся бурные дискуссии об основных элементах модели образования. И уже в декабре прошлого года на заседании Межведомственной рабочей группы по реализации приоритетного национального проекта "Образование" прозвучал первый доклад по ключевым компонентам модели образования.
После этого работа над моделью была продолжена в рамках ряда иных поручений по стратегиям долгосрочного развития Российской Федерации. Сейчас текст модели разослан в субъекты Российской Федерации для обсуждения на традиционных августовских совещаниях работников образования. Его можно также найти в разделе "Актуальные документы" на сайте Минобрнауки России.
- В чем новизна подхода, который используется при проектировании модели "Российское образование - 2020", его отличие от тех подходов, которые использовались ранее при разработке проектов модернизации образования?
- Безусловно, некоторые конкретные меры, предложенные в модели, могут интерпретироваться как продолжение реформ, начатых ранее. Мы вводили подушевое финансирование и новую систему оплаты труда в школьном образовании, теперь будем вводить в дошкольном. Занимались развитием сети учреждений общего образования, а теперь особое внимание уделяется развитию сети учреждений профессионального образования (и начального, и среднего, и высшего). На первый взгляд может показаться, что модель продолжает некую экспансию уже известных идей и методов.
Вместе с тем есть три принципиальных момента, отличающие модель от предшествующих подходов в определении направлений развития образования.
Во-первых, выбрана несколько иная целевая аудитория, в отношении которой ведется проектирование. При подготовке предшествующих документов, в частности - Концепции модернизации российского образования до 2010 года, целевой аудиторией были, прежде всего, сами работники системы образования. Например, новую структуру сети образовательных учреждений проектировали, прежде всего, исходя из наличия в системе образования кадровых, методических, управленческих ресурсов, их рационального распределения. Конечно, этот аспект и сегодня остается в поле нашего внимания, но проектирование ведется, исходя из интересов потребителя образовательных услуг - человека с его образовательными потребностями, в течение всей жизни повышающего свой образовательный потенциал. Мы предлагаем строить сферу образования так, чтобы ни одна образовательная траектория не стала тупиковой. Как нельзя раз и навсегда чему-то научиться, также нельзя лишать человека возможности переобучения, изменения своего образовательного уровня в зависимости от интересов и жизненных обстоятельств. Система образования должна быть устроена так, чтобы человек в любой момент мог обновить свои знания, "взять" тот или иной модуль, повысить квалификацию или пройти переподготовку.
Во-вторых, нашими союзниками стали общественные институты. Давайте вспомним ситуацию четырехлетней давности. Мы ведь даже предположить не могли, что кто-то разрабатывает профессиональные стандарты, что какие-то работодатели участвуют в экспертизе образовательных стандартов, что между профессиональными и образовательными стандартами существуют механизмы их сопоставления. Теперь это обычная практика. Появились рейтинговые агентства, которые при оценке учебных заведений учитывают не только количество профессоров и книг в библиотеке, но и, что гораздо важнее, показатели трудоустройства выпускников и востребованности образовательных программ работодателями. В регионах активизировались общественные структуры, которые привлекались для отбора инновационных школ и лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Мы создали нормы обратной связи образования и общества. По крайней мере, процесс налаживания взаимодействия общественных институтов и сферы образования теперь можно назвать необратимым.
И, наконец, третье. Изменился управленческий подход к реализации задуманного. Ранее мы проектировали из соображений как бы нам всех "уговорить сделать так правильно и красиво, как мы придумали". Иногда своего рода маниловщина, вызванная, впрочем, вполне объективными причинами тотальной неясности с перспективами бюджетного финансирования. Сегодня ситуация иная. Мы можем считать и обосновывать, сколько и на какие изменения потребуется ресурсов. В случае завышенных ресурсных требований мы можем отказаться от изменений, нежели чем что-то делать некачественно и не в полной мере. Следствием этого является обновление управленческого корпуса системы образования. Приходят люди, которые не лучше и не хуже тех, кто работал ранее, они просто иные, настроенные на решение иного круга задач.
- Какие еще документы, помимо проекта, разработанного при участии экспертов из Высшей школы экономики, и проекта, рекомендованного министерством для обсуждения на августовских совещаниях, появились в рамках работы над моделью?
- После декабрьского заседания Межведомственной рабочей группы над моделью работают разные экспертные коллективы. К группе, которую представляли консультанты из Высшей школы экономики, присоединились эксперты Московской школы управления "Сколково". При участии экспертов из Московского института стали и сплавов разрабатываются предложения, касающиеся технологического образования и прикладного бакалавриата. По поводу комплексной модернизации общего образования представлены разработки Института проблем образовательной политики "Эврика". Ряд аналитических материалов готовит Федеральный институт развития образования. Есть предложения Российского союза промышленников и предпринимателей, Национального фонда подготовки кадров. Помимо этого, мы с вниманием относимся к экспертным суждениям исследователей и консультантов Академии народного хозяйства, Российской академии образования, Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Южного и Сибирского федеральных университетов, сети вузов, реализующих инновационные образовательные программы, объединений учреждений начального и среднего профессионального образования, ряда организаций субъектов Российской Федерации, иных общественных объединений и организаций.
На основе материалов по современной модели подготовлены предложения в проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития России в части образования, а также проект соответствующей государственной программы на 2009 - 2012 годы.
- Вы тоже были в числе участников круглого стола по обсуждению "Модели образования - 2020", который организовала Высшая школа экономики три с половиной месяца назад в рамках традиционной апрельской конференции. Означает ли это, что министерство считает представленный на этом мероприятии проект наиболее успешным?
- Я бы не стал так утверждать. Это было приглашение к обсуждению, а не констатация факта по принятию какой-то жесткой системы мер. Департамент старается работать с различными экспертными группами, и группа Высшей школы экономики - одна из них. Как представитель министерства я взаимодействовал и с этой группой, и со всеми названными мной коллективами. На сегодня сформировалась сетевая экспертная структура, в которой в пределах общих рамок по-разному размышляют о том, каким должно быть российское образование в 2020 году, что необходимо обновить в общей логике социально-экономического развития России.
- Список решаемых проблем в том виде, в каком он сейчас представлен в тексте модели, является исчерпывающим?
- Нет, конечно. Например, в модели слабо отражены сюжеты, связанные с демографией. Необходимо более подробно проработать вопрос о том, как система образования собирается реагировать на наблюдающийся бум рождаемости. Какие новые институты - клубы поддержки образования детей до трех лет, соответствующие группы при дошкольных учреждениях и проч. - должны быть созданы.
Или, например, следует более жестко обозначить ключевые характеристики и отличия разных типов университетов. Показать, что федеральные университеты будут решать задачи комплексного социально-экономического развития крупных территорий, а исследовательские университеты должны ориентироваться на нужды прорывного технологического развития. В связи с этим еще предстоит уточнить направленность и логику ресурсного обеспечения мероприятий модели.
В то же время полагаю, что структура модели адекватно отражает существующее проблемное поле системы образования. Я имею в виду четыре базовых направления, внутри которых строятся те или иные виды работ. Первое направление можно назвать "социализация" - обеспечение системой образования тех социальных отношений, без которых невозможно ни производство материальных благ, ни какое-либо иное взаимодействие. По сути дела - обеспечение нормальных отношений внутри институтов гражданского общества. Это касается как вопросов воспитания, так и обеспечения доступности образования.
Второе направление - становление системы образования как института, обеспечивающего инновационное развитие экономики. Внутри этого направления предстоит добиться того, чтобы уже традиционного существующие уровни образования могли формировать у граждан компетентности, позволяющие им ориентироваться в сложно структурированном информационном обществе. Имеется в виду, прежде всего, формирование творческих способностей, умений решать проблемы, навыков участия в сложно организованной проектной работе, способностей ориентироваться в условиях быстрой смены технологий. Все эти компетентности с различной степенью детализации и конкретики должны формироваться уже на базовых уровнях образования.
Третье направление - непрерывное образование. О нем мы уже много говорили, но здесь стоит подчеркнуть, что мы хотим предложить реальную систему мер, позволяющую обеспечить гражданам возможность учиться и переучиваться в течение всей жизни, осваивая те образовательные модули, которые им необходимы в определенный момент их профессиональной карьеры. Это также касается не только граждан России, но и мигрантов, приезжающих в нашу страну трудиться. Мы должны помочь им встроиться в наш рынок труда, работая по современным высокотехнологичным стандартам.
И, наконец, четвертое направление, являющееся своего рода гарантией реализуемости указанных выше трех направлений работы, - создание механизмов обратной связи образования и общества. По сути дела - система внешней оценки образовательной действительности. Это общественные рейтинги, общественная аккредитация образовательных программ, обязательное информирование общества о деятельности образовательных учреждений. Одним словом, все то, что дает системе образования основания полагать, в том ли направлении мы движемся, корректируя свои действия по ходу реализации модели до 2020 года.
Конкретные действия и механизмы внутри этих направлений (а сейчас их около 60) еще предстоит осмыслить в серии конференций, совещаний и семинаров. У меня, например, не проходит недели, чтобы где-то не обсуждалась модель образования. Речь идет не только о ведомственном обсуждении на уровне Министерства экономического развития или Минфина России. Приходится бывать и в образовательных учреждениях, и в Общественной палате, и в Государственной Думе, и в других организациях.
- На круглом столе в Высшей школе экономики 3 апреля авторам проекта модели пришлось выслушать ряд критических замечаний. Помнится, одна из главных претензий состояла в том, что авторы, дескать, предлагают ликвидировать систему начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) и передать все техникумы в ведение вузов. И хотя, завершая обсуждение, ректор Вышки Ярослав Кузьминов попытался доказать, что никто не собирается этого делать, в течение последних трех месяцев я слышал сразу от нескольких вполне авторитетных коллег, что именно в этом и будет заключаться новая реформа образования.
- Обсуждение в Высшей школе экономики по вполне объективным причинам было довольно сложным, поскольку была сделана попытка охватить сразу все проблемное поле. И то, что в ходе обсуждения более подробно остановились на начальном и среднем профессиональном образовании, - свидетельство того, что общие принципы, идеи и приоритеты дискутантами вполне разделяются. Дальнейшие обсуждения мы уже строим, останавливаясь либо на тех или иных направлениях работ в системе образования - непрерывное образование, например, либо на конкретных уровнях и механизмах (модернизация высшей школы или логика конкурсной поддержки талантливой молодежи, в частности).
Такие обсуждения также получаются весьма острыми и интересными. Например, в Общественной палате встал вопрос о необходимости поддержки инклюзивного образования, позволяющего в практике работы обычных образовательных учреждений обеспечить возможность учиться детям с особыми нуждами. Оказывается, далеко не все разделяют эту, казалось бы, гуманистическую и очень своевременную идею. Тут еще предстоит продумать, какие механизмы нужны, чтобы, не насаждая насильственно инклюзивное образование, у ребят, имеющих некоторые особенности в развитии, была возможность социализации и получения доступа к образовательным ресурсам.
- И все-таки давайте проясним позицию по профессиональному образованию, хотелось бы узнать ваше мнение по этому поводу. В чем суть реформы в системе НПО и СПО?
- В последнее время мы много говорим о том, что экономика требует все более сложного труда и все более качественного образования работников, но при этом не отвечаем на вопрос, что же следует изменить в системе НПО и СПО, чтобы подготовка кадров стала более качественной. Налицо разрыв: с одной стороны, все, и граждане в первую очередь, стремятся любыми средствами получить высшее образования, с другой стороны, крайне не хватает квалифицированных рабочих кадров.
Что экспертное сообщество предлагает делать в рамках модели образования? Как минимум три вещи. Первое - необходимо там, где это возможно и подтверждено потребностями рынка труда ввести программы прикладного бакалавриата. Это полноценное высшее образование для высококвалифицированных, технологически подготовленных рабочих и специалистов. Не путать с академическим бакалавриатом, в рамках которого готовятся будущие исследователи, почти сразу намеренные продолжать учиться в магистратуре. Программы СПО так называемого повышенного уровня, реализуемые в системе образования последние несколько лет, - хороший практический задел для введения программ прикладного бакалавриата.
Второе - необходимо уже в школе предоставить возможность учащимся осваивать программы профессиональной подготовки. В какой-то степени в советское время это уже было реализовано. Достаточно вспомнить учебные комбинаты или школы, активно сотрудничающие с втузами. Сегодня важно, внедряя в рамках профильного обучения такие программы, создавать возможность зачесть полученные результаты в дальнейшем профессиональном образовании, в том числе и в высшем. Причем, успешные предприятия это уже делают. Недавно мы встречались с представителями фармацевтической компании "Новартис", на заводе которой около 600 школьников получают ту или иную профессиональную подготовку. Это выгодно предприятию, оно формирует интерес к работе уже со школьной скамьи. Некоторые сотрудники получают возможность самореализации, также побывав в статусе опытных наставников. В этом заинтересованы и ребята - они могут попробовать себя в конкретной профессиональной деятельности. К тому же проба "зачтется" как часть будущего обучения по профессии.
Отсюда вытекает и третья мера - модульная структура образовательных программ в системе профессионального образования. Если человек учится, скажем, на сварщика, то для начала практической работы не нужно ждать, пока будут освоены все способы, типы, виды и технологии сварки. Достаточно освоить то, что необходимо здесь и сейчас на конкретном производстве, сертифицировать полученные квалификации, начать профессиональную карьеру. Затем можно вернуться, доучиться, "взять" те модули, которые необходимы в связи или с изменившимся профилем работы, или с обновившимися технологиями. Иными словами, модульное устройство программ в НПО и СПО - возможность гибко сочетать учебу и работу, постоянно следуя за быстро обновляющимися производственными технологиями. Кстати говоря, ряд техникумов, где модульные подходы реализовывались ранее, теперь получают заказы с рынка труда и вполне успешно повышают квалификацию уже опытных работников, обучая их новым производственным технологиям. До 30-40% обучающихся - как раз заказ конкретных предприятий, которые помимо всего прочего готовы также поставлять новое учебное и учебно-производственное оборудование. Полторы сотни таких учреждений НПО и СПО мы поддержали за два года реализации национального проекта.
Для того чтобы все это было реализовано, необходимо также создание независимых центров сертификации квалификаций. Это когда можно придти и подтвердить свой разряд по профессии, тут же получив рекомендацию по трудоустройству в соответствии с имеющейся квалификацией. Экзамены принимают опытные рабочие при непосредственном участии работодателей. Для выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования это серьезный стимул хорошо учиться, осваивать навыки, востребованные производством.
- То есть начальное и среднее профессиональное образование "размывается", захватывая школьный и, очевидно, вузовский уровень?
- Да. Здесь проявляется общая тенденция построения и реализации гибких образовательных программ - когда мы создаем своего рода "мостики" между программами общего и профессионального образования, между дополнительным и основным образованием, между общим и специальным. Это один из базовых принципов современной модели образования.
- Известный ученый, экономист Лев Любимов сказал мне недавно в интервью, что раньше символом промышленности был сталевар с кочергой в руках, ковыряющий этой кочергой в дырке огромной печи, а теперь это человек в белом халате, сидящий в напичканной техникой аудитории и управляющий процессом производства с помощью компьютера. Получается, что если сталеваров требуется все меньше, а людей в белых халатах - все больше, некоторые техникумы должны постепенно превращаться в вузы?
- Очень любопытный пример про сталеваров. Недавно мне показывали современные технологии обработки древесины. За последние какие-то десять лет все очень сильно изменилось. Та работа, которую раньше делали 5 станков с 12 рабочими, теперь с большей интенсивностью выполняется бригадой из 6 человек, двое из которых контролируют процесс через компьютер. Причем, знаете, в чем основная проблема предприятий, организующих подобного рода производства в России? В том, как обеспечить безопасность (отсутствие посторонних лиц) и должный уровень культуры высококвалифицированных рабочих. Техника дорогая, требует обслуживания и ухода. Любые поломки дорого обходятся. А дешевую ставить нет смысла - проиграешь в конкурентной борьбе, да и на низкой зарплате большого числа работников экономить бесполезно.
Что касается слияния техникумов и вузов, то этот процесс идет. Нередко проявляются негативные тенденции - на базе бывшего техникума открывают филиал вуза и начинают "штамповать" юристов и экономистов, которые потом не могут нигде трудоустроиться. Но бывает и иначе - сохраняется контингент учащихся, программы СПО, меняется только базовое юридическое лицо и появляются более квалифицированные преподаватели. Для ребят это престижнее, они де-юре учатся уже в подразделении вуза, хотя и осваивают программы среднего профобразования. Поэтому сейчас, решая, казалось бы, формальные вопросы о присоединении техникумов к вузам, мы запрашиваем от нашего агентства развернутые обоснования по перспективному количеству обучающихся и по программам, которые будут реализовываться в результате таких слияний. Если обоснования не подготовлены - присоединение конкретного техникума к вузу, даже в условиях согласия администраций этих образовательных учреждений, откладывается.
- На круглом столе 3 апреля выступал представитель Союза директоров учреждений СПО, который, по моим ощущениям, пребывал в состоянии шока от услышанного и в качестве оправдания приводил данные об успешном трудоустройстве выпускников этих учреждений. Понятно, что модель "Российское образование - 2020" проектируется не столько в расчете на педагогическое сообщество, сколько на потребителей образовательных услуг. Тем не менее, нужно ли чего-то опасаться тем, кто работает в системе НПО-СПО, в связи с реализацией модели?
- Опасаться вообще ничего не нужно. Тем более в такой приближенной к рынку труда системе, как система профессионального образования. Если какие-то подходы кажутся спорными, надо просто брать и собственной практикой доказывать жизнеспособность иных идей. Особенно в тех случаях, когда работодатели заинтересованы в выпускниках, предлагают им достойную работу и высокую зарплату. Если спрос есть, значит, программы конкурентоспособны, у образовательного учреждения есть свой заказчик и потребители. А если еще и инновационные технологии используются - можно смело писать заявку на конкурс образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и получить весомую федеральную поддержку.
Думаю, что подобные обнадежившие перспективы есть и у образовательных учреждений иных уровней - школ, вузов, учреждений дошкольного и дополнительного образования, всех потенциальных участников создания и реализации современной модели образования.
|
Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования направляет для рассмотрения, обсуждения, подготовки предложений и замечаний проект примерного перечня учебного оборудования для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, разработанный в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Департамент просит в срок до 20 августа 2008 года направить предложения на бумажном носителе в адрес Департамента и по электронной почте: DmitrievaSV@mon.gov.ru.
Приложение: Проект примерного перечня учебного оборудования для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования.
|
15 июля 2008 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев провёл рабочую встречу с Министром образования и науки Российской Федерации Андреем Фурсенко. В ходе встречи обсуждались различные вопросы по направлениям деятельности Минобрнауки России.
Начало рабочей встречи с Министром образования и наука Андреем Фурсенко:
Д.МЕДВЕДЕВ: Андрей Александрович, во-первых, я хотел Вас проинформировать, что подписал закон об увеличении стипендий для студентов и учащихся средних специальных учебных заведений и об увеличении стипендий для студентов высших образовательных учебных заведений. Хотел бы, чтобы Вы все необходимые документы для того, чтобы такое повышение осуществить, подготовили и начали применять уже с начала нового года.
А.ФУРСЕНКО: Зарезервированы соответствующие средства. Дело было за Вашей подписью.
Д.МЕДВЕДЕВ: Второе. Хотел Вам доложить, что мы ориентируем наших ректоров вузов и организации студенческого самоуправления на более активное участие в определении, например, повышенных стипендий для отличников и так далее. Чтобы те принципы, которые заложены в изменении системы оплаты труда, постепенно вводились в определение стипендий.
Всякая форма оплаты должна быть заслужена, и в том числе стипендия. Если говорить о повышенной стипендии, это результат хорошей учёбы. Естественно, нужно продумать систему мотивации к успешной серьёзной продуктивной учёбе.
Что касается увеличения, оно, конечно, текущее. Это не какие-то сверхъестественные параметры, тем не менее это очередной шаг в повышении размера стипендии, и это та тема, которой мы с Вами будем заниматься и в дальнейшем.
Ещё одно решение, которое мною принято. Я подписал указ о сертификате, который выдаётся в случае проведения тестирования для тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые приезжают к нам для последующего получения ими гражданства на основе результатов тестирования по русскому языку. Это должен быть новый тест, современный, для того, чтобы те, кто приезжает к нам для работы, учёбы, просто на постоянное место жительства, в достаточной мере владели русским языком. У Вас в этом случае право и соответствующая обязанность - подготовить специальное постановление по тому, как этот сертификат внедрять.
А.ФУРСЕНКО: Мы готовимся. Готовили вместе экзамены по русскому языку - есть Комиссия по русскому языку, которая возглавляется нашими ведущими филологами, Людмилой Алексеевной Вербицкой.
В своё время Вы мне говорили, когда только начиналась эта работа, что это, кроме всего прочего, проблема социальной защиты людей, которые приезжают, потому что только нормально знающий русский язык, чувствует себя достаточно защищённым и при вопросах получения работы, и при любых других вопросах. Поэтому мы понимаем что это, кроме всего прочего, очень важная, ответственная работа по внедрению людей, которые хотят и могут успешно функционировать в России.
Д.МЕДВЕДЕВ: Это способ социальной адаптации. Если принимается решение о предоставлении гражданства, гражданин должен чувствовать себя комфортно, а чтобы чувствовать себя комфортно в новой стране, нужно владеть языком.
|
Президент России Дмитрий Медведев сообщил, что "подписал закон об увеличении стипендий для учащихся средне-специальных учебных заведений и высших образовательных учреждений".
"Хотел бы, чтобы все необходимые документы вы подготовили и начали осуществлять решение, - сказал он на рабочей встрече с министром образования и науки Андреем Фурсенко. - Конечно, всякая форма оплаты труда должна быть заслужена, это касается и стипендий, повышенная стипендия - это результат хорошей работы, и надо продумать системы мотивации".
Решение о повышении стипендий, по его словам, "это не какие-то сверхъестественные параметры". "Но тем не менее, можно сказать, что это очередной шаг к повышению размера стипендий. Будем заниматься этим вопросом в дальнейшем", - заверил президент.
Министр заметил, что в его министерстве "будут зарезервированы соответствующие средства" под увеличение стипендий.
|
Завершился VIII Всероссийский конкурс авторских образовательных программ, объявленный Министерством образования и науки РФ и посвящённый 90-летию государственной системы дополнительного образования детей.
Победителем конкурса с присуждением звания лауреата стала программа авторского коллектива областного центра детско-юношеского туризма и экскурсий «Туристы-ориентировщики».
Кроме того, четыре программы стали дипломантами конкурса: «Календарный круг» (детско-юношеский центр Октябрьского района г. Кирова); «Звучи, вятская домра!» (Первая детская музыкальная школа г. Кирова); «Хореография в гимнастике» (специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 1 г. Кирова); «Конструирование и технология швейных изделий и ручной вышивки» (центр дополнительного образования детей г. Котельнича).
В областном департаменте образования отметили, что всего на Всероссийский конкурс поступило свыше 600 авторских образовательных программ из 74 субъектов РФ, в том числе 9 программ – победителей регионального этапа конкурса - от нашей области.
По итогам Всероссийского конкурса Кировская область в числе 17 субъектов РФ отмечена в аналитическом письме Министерства образования и науки России за систематическую работу по обновлению содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей, их программно-методическое обеспечение.
|
Кировская область включена в список 20 субъектов РФ, наиболее активно участвующих в реализации национального проекта «Образование». Список составлен Федеральным агентством по образованию, которое проводит комплексный мониторинг по оценке реализации приоритетного национального проекта «Образование».
В соответствии с программой мониторинга, в настоящее время проводится опрос по оценке качества отечественного высшего профессионального образования. В числе анкетируемых - представители кировских средств массовой информации, общественных организаций - попечителей образования, профсоюза работников образования. В опросе также участвуют ректоры и проректоры вузов, сотрудники кафедр инженерно-технической специализации, аспиранты и студенты Вятского государственного и Вятского государственного гуманитарного университетов.
|
Правительство РФ предлагает ввести штрафы за нарушения прав граждан в сфере образования. Соответствующие поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях и закон РФ "Об образовании" внесены в Госдуму в четверг.
За незаконный отказ в приеме в школу или незаконное отчисление ученика в КоАП вводится штраф для должностных лиц в размере от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до двух лет, для юридических лиц - штраф в размере от 100 до 200 тысяч рублей.
Согласно поправкам в КоАП нарушение прав учителей на выбор и использование по своему усмотрению методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся и воспитанников влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 20 тысяч рублей, на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей.
"Нарушение или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных учреждений (организаций), предусмотренных законодательством РФ в области образования, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей", - отмечается в законопроекте.
Поправками в закон "Об образовании" (филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица) предлагается дополнить абзацем следующего содержания: "В представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается". Таким образом, представительства вузов не смогут организовывать платные курсы, принимать экзамены, как это сейчас зачастую происходит.
Правительство также предлагает дополнить главу 19 КоАП статьей "Нарушение обязательных требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса". Таким образом, за нарушение установленных действующим законодательством обязательных требований к ведению образовательной деятельности, в том числе ведение образовательной деятельности представительствами образовательных учреждений (организаций), или правил оказания платных образовательных услуг вводится штраф на должностных лиц в размере от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц - от 50 до 200 тысяч рублей.
За нарушение установленных требований к организации образовательного процесса, применяемым методам воспитания и использование учебных пособий и материалов, опасных для здоровья обучающихся и воспитанников вводится штраф на должностных лиц в размере от 10 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до двух лет, на юридических лиц - в размере от 50 до 200 тысяч рублей.
За выдачу образовательными учреждениями (организациями), не имеющими госаккредитации, дипломов гособразца либо выдачу образовательными учреждениями, имеющими госаккредитацию, дипломов гособразца по образовательным программам, не прошедшим государственную аккредитацию, вводится штраф на должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет, на юридических лиц - в размере от 100 до 500 тысяч рублей. Такое же наказание вводится за "умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и олимпиад школьников".
Если документ будет одобрен Госдумой, он вступит в силу 1 декабря 2008 года.
Проверки показывают, отмечает правительство, что в последние годы значительно увеличилось число нарушений прав граждан в сфере образования, отмечается в пояснительной записке к документу. "Проверки организации приема в вузы выявили, что устанавливаются дискриминационные условия приема - в зависимости от места жительства, пола, состояния здоровья (например, для лиц с ограниченными возможностями здоровья), некоторые вузы незаконно вводят плату за оформление документов", - говорится в проекте закона.
Также, отмечает правительство, вузы проводят разного рода платные конкурсы и олимпиады для выпускников школ, результаты которых рассматриваются как результаты вступительных испытаний. Кроме того, школы и вузы не обеспечивают права граждан на бесплатное образование, когда устанавливают плату за учебные курсы, предусмотренные образовательной программой, когда берут с родителей деньги на различные нужды учебного заведения, говорится в пояснительной записке.
|
Глава областного департамента образования Анатолий Михайлович Чурин включён в состав координационной группы Министерства образования и науки РФ по проведению в Кировской, Астраханской, Самарской, Сахалинской и Ульяновской областях эксперимента по организации управления образованием на основе создания образовательных округов.
Как отмечается в аналитическом письме министерства, за годы проведения эксперимента удалось создать единое образовательное пространство на основе образовательных округов, что позволяет региональным властям эффективно реализовывать федеральную и региональную политику в сфере образования.
Также удалось консолидировать ресурсы в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование», повысить эффективность использования ресурсов за счёт оптимизации сети учреждений, организации сетевого взаимодействия, модернизации системы дополнительного профессионального образования.
Через образовательные округа региональные власти контролируют целевое использование средств из областного бюджета, соблюдение государственных образовательных стандартов, лицензионных требований и норм и т.д.
- Эксперимент по созданию образовательных округов в Кировской области можно считать состоявшимся и перспективным. Наш опыт представляет интерес не только для Министерства образования и науки, но и для многих регионов. Для нас важно донести этот опыт до коллег, – подчеркнул А.М. Чурин. - Но в то же время участие в работе координационной группы даёт возможность изучать опыт других регионов и внедрять лучшие его образцы на вятской земле.
Созданная координационная группа займется подготовкой нормативного правового документа о продлении эксперимента на 2009-2011 гг.
|
4548 российских школьников 7-11 классов приняли участие в V этапе Всероссийской олимпиады школьников 2007-2008 учебного года. Победителями и призёрами заключительного этапа стали 1382 ребят. В 2004-2005 учебном году победителей и призеров пятого этапа было 816, в 2006-2007 учебном году - 1230. Всероссийская олимпиада школьников проводится ежегодно под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию. Организационно-методическое обеспечение и нормативное сопровождение олимпиады осуществляет Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Олимпиада проходит в пять этапов, последовательно охватывая образовательное пространство Российской Федерации на разных уровнях - от школьного до всероссийского. В соответствии с российским законодательством, победители и призеры V этапа Всероссийской олимпиады школьников могут без экзаменов поступать в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю Всероссийской олимпиады школьников. В 2007-2008 учебном году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников прошёл по 21 предмету: Английский язык (г. Нижний Новгород), Астрономия (г. Новороссийск), Биология (г. Уфа), География (г. Белгород), Информатика (г. Тверь), История (г. Тула), Литература (г. Елабуга), Математика (г. Кисловодск), Немецкий язык (г. Нижний Новгород), Обществознание (г. Казань), Право (г. Уфа), Русский язык (г. Кисловодск), Технология (г. Тамбов), Физика (г. Новосибирск), Физическая культура (г. Ульяновск), Французский язык (г. Ульяновск), Химия (г. Уфа), Экология (г. Геленджик), Экономика (Московская область), Основы предпринимательской деятельности и потребительских знаний (Московская область), Политехническая олимпиада (г. Москва).
V заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2008 году
N п/п |
Предмет |
Участники |
Победители и призеры |
Всего |
Диплом |
7/8 кл. |
9 кл |
10 кл |
11 кл |
I |
II |
III |
1 |
Английский язык |
277 |
52 |
3 |
20 |
29 |
- |
6 |
13 |
33 |
2 |
Астрономия |
139 |
45 |
5 |
16 |
24 |
1/2 |
10 |
15 |
17 |
3 |
Биология |
164 |
68 |
13 |
25 |
30 |
1/3 |
18 |
20 |
26 |
4 |
География |
243 |
48 |
7 |
17 |
24 |
- |
24 |
7 |
17 |
5 |
Информатика |
248 |
107 |
16 |
39 |
52 |
1/- |
9 |
33 |
64 |
6 |
История |
298 |
53 |
11 |
19 |
23 |
- |
17 |
10 |
26 |
7 |
Литература |
260 |
43 |
3 |
16 |
24 |
-/1 |
10 |
13 |
19 |
8 |
Математика |
206 |
91 |
13 |
29 |
49 |
-/3 |
33 |
23 |
32 |
9 |
Немецкий язык |
226 |
32 |
5 |
11 |
16 |
- |
6 |
11 |
15 |
10 |
Обществознание |
270 |
76 |
7 |
27 |
42 |
-/1 |
11 |
29 |
35 |
11 |
Основы предпринимательской деятельности и потребительских знаний |
152 |
39 |
9 |
10 |
20 |
- |
- |
7 |
32 |
12 |
Политехническая олимпиада |
90 |
40 |
6 |
14 |
20 |
- |
- |
5 |
35 |
13 |
Право |
258 |
98 |
16 |
35 |
47 |
-/1 |
28 |
26 |
43 |
14 |
Русский язык |
297 |
81 |
14 |
26 |
41 |
- |
30 |
21 |
30 |
15 |
Технология |
187 |
86 |
12 |
28 |
46 |
1/11 |
21 |
24 |
29 |
16 |
Физика |
218 |
94 |
19 |
38 |
37 |
- |
29 |
31 |
34 |
17 |
Физкультура |
189 |
61 |
4 |
4 |
53 |
-/1 |
17 |
18 |
25 |
18 |
Французский язык |
182 |
32 |
4 |
12 |
16 |
- |
7 |
10 |
15 |
19 |
Химия |
189 |
84 |
15 |
27 |
42 |
1/1 |
28 |
22 |
32 |
20 |
Экология |
262 |
117 |
20 |
39 |
58 |
-/1 |
29 |
28 |
59 |
21 |
Экономика |
193 |
35 |
6 |
12 |
17 |
- |
- |
4 |
31 |
ИТОГО |
4548 |
1382 |
208 |
464 |
710 |
5/25 |
333 |
370 |
649 |
| « 1 2 ... 11 12 13 14 15 » |