Главная » Образование в России

Профессиональное образование в России стоит на пороге серьезных модернизационных изменений, заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в четверг в ходе пленарного заседания республиканской августовской конференции работников образования и науки Татарстана.

"Система профессионального образования у нас сегодня непропорциональна, неадекватна требованиям экономики. Мы сегодня стоим перед очень серьезным модернизационным скачком в сфере профессионального образования", - сказал Фурсенко.

Министр образования и науки России отметил в этой связи опыт Татарстана, который уже начал создание отраслевых образовательных кластеров в энергетике (ОАО "Татэнерго", Казанский государственный энергетический университет, отраслевые училища и колледжи), машиностроении (ОАО "КАМАЗ", Камская государственная инженерно- экономическая академия, автомеханический техникум), авиастроении (Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова, Казанский государственный технологический университет, отраслевые лицеи и колледжи) и других отраслях.

В рамках проводимой в этом направлении политики базовой единицей подготовки высококвалифицированных специалистов становятся не университеты, а колледжи. Подготовка кадров будет осуществляться в зависимости от потребности различных отраслей промышленности в специалистах.

"Целиком и полностью поддерживаю эту инициативу республики. Профессиональное образование должно быть ориентировано на востребованность, на нужды экономики, общества. Молодые люди должны понимать, что главное - не закончить университет, а получить те знания, с которыми они будут действительно востребованы. Думаю, такой полифоничный подход к вопросу, как в Татарстане, абсолютно правилен", - отметил Фурсенко.

По мнению министра, этот вопрос важен и в рамках создания федеральных университетов.

"Думаю, его стоит рассматривать в плане того, каким образом решение о создании того или иного федерального университета позволит существенным образом обеспечить развитие экономики не только одного региона, но и прилегающих к нему", - сказал он.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1109 | Добавил: okpep | Дата: 22.08.2008

Плохо ли то, что в стране меньше народу станет получать высшее образование?

О том, сколько в конце концов останется вузов, недавно рассказал министр образования и науки Андрей Фурсенко. "Это не сокращение, это ликвидация какая-то!" - скажет кто-то. Еще бы, от нынешней тысячи вузов через пять лет чиновники хотят оставить лишь 15 процентов! Но, как оказалось, не так страшен черт, как его малюют. Смысл реформы читателям "Комсомолки" разъяснил замминистра образования и науки РФ Исаак КАЛИНА.

Неудачник с дипломом

- Сейчас в России 7,5 миллиона студентов. В тысяче вузов и еще двух тысячах филиалов. При этом все эксперты едины: профессиональных кадров, способных преподавать на высоком уровне, у нас хватает на то, чтобы заполнить штаты не более 150 вузов. Нужно прекратить обман молодых людей, общества и экономики. Ведь под видом высшего образования студенты получают его суррогат, псевдообразование даже. Страдают в итоге все: и выпускники, которые не востребованы на рынке труда по своей специальности, и общество, поскольку потрачены деньги и время на то, чтобы студенты учились неизвестно чему.

Не сокращение, а укрупнение

- Так что для того, чтобы обеспечить высокий уровень образования, сокращение необходимо! Аттестация вузов проходит каждые пять лет.

Институты и университеты, где преподают плохо и специальности, не востребованные работодателями, мы аттестовывать не будем. Вот и получится, что в течение пяти лет будет происходить постепенное сокращение. Но количество вузов и количество мест для учебы - абсолютно разные вещи. Уже сейчас вузы исчезают, но происходит это за счет укрупнения и объединения учебных заведений. Согласитесь, 15 кафедр высшей математики в 15 вузах в одном городе, при этом плохо обеспеченных сильными преподавателями, - серьезный недостаток. А при укрупнении вузов мы получаем кафедры с гораздо более сильным составом, которые могут конкурировать не только в этом городе, но и в России. То же самое касается и лабораторного оборудования, и материально-технической базы.

Укрупнение вузов приводит к концентрации ресурсов.

Студенты доучатся, абитуриентам повезет меньше

- При объединении вузов, как правило, сохраняются студенческие и, соответственно, преподавательские места. Это точно не кавалерийская атака на вузы. Это нормальная работа по формированию действительно высших учебных заведений.

- Что будет с теми, кто уже поступил в "проблемные" институты?

- Все студенты, поступившие в вузы и успешно обучающиеся, имеют законное право доучиться. А вот с теми, кто в эти вузы только планирует поступать, может быть сложнее. Контрольные цифры приема в вузы (эти цифры определяют, сколько мест в вузах оплачивается из федерального бюджета. - Прим. ред.) будут ежегодно сокращаться. Но это не значит, что в остающиеся вузы будет резко подниматься конкурс. Дело в том, что сейчас резко снижается количество выпускников школ из-за демографической ямы 90-х годов. В 2013 году из школы выйдут всего 730 тысяч ребят - вместо нынешнего 1 миллиона. Поэтому сокращение приема в вузы - необходимое условие сохранения конкурса. А без этого не будет качественного первокурсника.

Ректоры не против?

- Страх, как всегда, возникает у тех, кто знает, что он не соответствует требованиям. Это касается и студента, и преподавателя, и вуза. Те, кто знает, что их учеба, их преподавательский и управленческий труд на высоком уровне, вполне спокойно реагируют на ужесточение критериев. Но у нас умные руководители вузов, они сами понимают: необходимо концентрировать ресурсы, а значит, объединяться. Если вместо двух-трех маленьких вузов будет создан мощный университет, в выигрыше останутся все.

Не вузом единым

- В общем, просто сокращать поголовно вузы никто не собирается. Да и никаких количественных целей министерство перед собой не ставит, задачи ставятся только качественные. Если вуз отвечает всем требованиям, то вешать на нем замок не будут. Но, с другой стороны, экономику не могут двигать только специалисты с высшим образованием. Раньше были офицерские полки, но не только они выигрывали войну! Поэтому увеличение числа высококвалифицированных рабочих - не менее серьезная задача, чем подготовка инженеров. А то все инженерные находки некому будет воплощать в жизнь. К сожалению, за 90-е годы система начального и среднего профессионального образования начала разваливаться. Говорить о ее восстановлении не приходится, систему нужно выводить на совершенно новый уровень. Мы должны готовить рабочих для производства будущего, основанного на высоких технологиях. И ничего плохого не будет в том, что некоторые ребята, собиравшиеся пойти в вузы, окажутся в аудиториях техникумов и колледжей, станут грамотными строителями, монтажниками, сталеварами с высокой зарплатой.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1250 | Добавил: okpep | Дата: 20.08.2008

Рособрнадзор рассматривает вопрос об отмене обязательного экзамена по математике для 11-классников, в чьих классах этот предмет не является профильным, сообщил во вторник на открытии образовательного форума в Ульяновске министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

В 2008 году почти четверть выпускников российских школ сдали Единый госэкзамен по математике на "двойку". При этом в течение этого года по трем предметам - русскому языку, литературе и математике - действует формула "плюс один балл". Это значит, если ученик получит "двойку" по предмету, в аттестате ему гарантирована "тройка".

По словам Фурсенко, сейчас рассматривается несколько вариантов решения проблемы низких оценок по математике. Первый из них - сделать экзамен по этому предмету обязательным только после девятого класса, а после 11-го ввести сдачу этого предмета "с учетом профильности школ".

При таком варианте, сказал министр, девятиклассник, который не сдал математику, имеет право на получение полного среднего образования, но теряет возможность поступить в вуз, ему придется идти в профессиональное училище после 11 класса.

Второй вариант, который сейчас обсуждается экспертным сообществом, - это возможность выдачи аттестатов с неудовлетворительной отметкой по какому-то предмету, сообщил министр.

Оба варианта рассматриваются под руководством главы Рособрнадзора Любови Глебовой, на осень запланировано широкое обсуждение этого вопроса общественностью, сказал Фурсенко.

При этом, по словам министра, после отмены обязательного ЕГЭ по математике в 11 классе возникнет опасность того, что школьники начнут менее серьезно относиться к этому предмету. Фурсенко отметил, что "это недопустимо".

Категория: Образование в России | Просмотров: 1215 | Добавил: okpep | Дата: 19.08.2008

Приоритетный национальный проект "Образование" планируется трансформировать в государственную программу развития образования. Как сообщил сегодня журналистам вице-премьер РФ Александр Жуков по итогам видеоконференции по реализации нацпроекта, этот вопрос будет рассматриваться в октябре этого года на заседании совета по национальным проектам.

"В рамках этой программы некоторые направления, которые в течение двух лет финансировались по нацпроекту, сохранятся, - сказал он. - Также будут рассмотрены и некоторые новые направления поддержки образования, как на федеральном, так и на региональном уровне".

Как сообщил в ходе видеоконференции министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, "часть проектов будет продолжаться, часть проектов постепенно перейдет на ответственность регионов, как, например, оплата трафика /Интернет/".

По его словам, "в перспективе будет продолжено поощрение лучших учителей, выплаты за классное руководство, конкурс учреждений начального и среднего профессионального образования по подготовке высококвалифицированных кадров". Также, уточнил министр, "в 2009 году продолжатся пилотные проекты по комплексной модернизации образования в регионах", передает ИТАР-ТАСС.

Кроме того, сказал он, "по информации субъектов, многие запланировали продолжение мероприятий нацпроекта на региональном уровне - это закупка автобусов и оборудования, проплата трафика, поощрение работников дополнительного дошкольного образования".

Глава ведомства особо подчеркнул, что "нацпроект - это не только то, что идет из федерального центра". "Это комплексный проект и роль регионов с точки зрения участия и с точки зрения финансирования очень велика, и в целом финансирование регионов превышает те средства, которые выделены из федерального центра, что было главной задачей национального проекта".

Категория: Образование в России | Просмотров: 1223 | Добавил: okpep | Дата: 12.08.2008

Минимальное количество баллов на едином госэкзамене ( ЕГЭ), которое необходимо набрать абитуриентам, чтобы поступить в вуз, будет законодательно установлено в России после 2009 года, заявил в пятницу на встрече с работниками учреждений образования Архангельской области глава Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко.

"После 2009 года мы оформим законодательно, что ниже определенного уровня знаний ребят в вузы (на бюджет и платную форму) принимать нельзя", - сказал министр.

По его словам, любой выпускник школы со средними способностями сегодня может сдать ЕГЭ на 40-50 баллов из 100. Школьники же, набравшие меньше баллов, по мнению Фурсенко, в вузах учиться не должны.

Министр считает ЕГЭ объективным инструментом оценки знаний выпускников. Вместе с тем, по его мнению, механизм единого госэкгазмена еще нужно совершенствовать.

"То, что сегодня 20% людей, которые заканчивают 11-й класс, практически безграмотны, - это факт. Не лучше ситуация обстоит и с математикой: четверть российских выпускников сдают экзамены на "двойки". Эта картина объективная", - сказал он.

В этом году единый госэкзамен в России сдавали 1,97 миллиона человек. В сдаче экзаменов приняли участие практически все субъекты РФ. По результатам ЕГЭ за 2008 год, четверть школьников получили "двойки" по математике и литературе. В целом, основной оценкой российских выпускников в этом году стала "тройка". Лишь по английскому, французскому языкам, информатике, обществознанию большая часть выпускников продемонстрировала знания на оценку "хорошо".

С 1 января 2009 года такая форма оценки знаний, когда результаты ЕГЭ учитываются при поступлении в вуз или техникум, должна стать обязательной на всей территории РФ.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1124 | Добавил: okpep | Дата: 11.08.2008

Россия стала не самой грамотной страной. Такое мнение сегодня высказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на встрече с руководителями органов управления образованием Поморья и директорами местных школ.

Как передает ИТАР-ТАСС, отвечая на вопрос о Едином государственном экзамене, министр отметил, что "Архангельская область традиционно была одной из самых грамотных в стране, не зря отсюда вышел великий русский ученый, основатель главного вуза страны Михайло Ломоносов".

"Проблема в том, что сегодня Россия, к сожалению, стала не самой грамотной страной, - сказал Фурсенко. - Мы можем много говорить о ЕГЭ, но то, что сегодня 20 проц людей, заканчивающих 11-й класс, практически безграмотны - это объективный факт".

Как уточнил министр, по итогам сдачи ЕГЭ, "более 20% выпускников в России сдали русский язык на "двойку". "Не лучше обстоит дело и с математикой - четверть российских школьников сдали его неудовлетворительно",- добавил он, подчеркнув, что "и другие независимые оценки показывают, что эта картина объективная".

"По каким-то предметам ЕГЭ не очень эффективен, например, по литературе, и, может быть, по истории", - сказал министр. "Вообще разговор о том, что в истории главное - оценивать события, а не знать какие-то конкретные факты - спорный, - продолжил Фурсенко. - Не может быть истории без знания того, когда что произошло в стране или в мире".

По словам министра, "несмотря на определенные недостатки, которые есть, ЕГЭ все-таки объективный". "Будут другие сценарии - мы готовы их рассмотреть. Тем не менее, в таких гуманитарных предметах, как история или литература, надо совершенствовать систему проверки знаний", - заметил министр. Однако, русский язык, физика и математика, по его словам, "это нормальный письменный экзамен и об этом знают те, кто его решал".

Категория: Образование в России | Просмотров: 1256 | Добавил: okpep | Дата: 09.08.2008

Ограничения по успеваемости при приеме в вузы намерены законодательно ввести в России после 2009 года, сообщил министр образования и науки Андрей Фурсенко.

"С введением ЕГЭ в полном объеме с 2009 года мы поставим вопрос и оформим его законодательно о том, что ниже какого-то уровня знаний ребят в вузы ни на бюджетные, ни на внебюджетные места принимать нельзя", - сказал Фурсенко, передает "Газета.Ru" со ссылкой на ИТАР-ТАСС.

Таким образом, по словам министра, "выпускники школ, сдавшие ЕГЭ на "двойки", продолжить свое образование с такими результатами не смогут". "Если человек хочет продолжать свое обучение - он должен показать, что может и хочет учиться", - подчеркнул министр.

В этой связи он заметил, что "сдать ЕГЭ на не очень высокий балл (около 45) по любому предмету может человек средних способностей, если он хочет заниматься".

Категория: Образование в России | Просмотров: 1095 | Добавил: okpep | Дата: 09.08.2008

Постановление от 5 августа 2008 г. # 583 О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений
 

 

Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Ввести с 1 декабря 2008 г. новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений (далее - учреждения) и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (далее соответственно - работники, гражданский персонал).
2. Установить, что введение новых систем оплаты труда для работников и гражданского персонала осуществляется:
федеральными государственными органами - в отношении работников этих органов и подведомственных им учреждений;
руководителями учреждений - главных распорядителей средств федерального бюджета - в отношении работников этих учреждений;
федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации - в отношении гражданского персонала.
3. Установить, что заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.
4. Установить, что объем бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций учреждений, воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в части оплаты труда работников и гражданского персонала, предусматриваемый соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, а также объем ассигнований, предусматриваемый в бюджетных сметах подведомственных им учреждений, воинских частей, учреждений и подразделений, могут быть уменьшены только при условии уменьшения объема предоставляемых ими государственных услуг.
5. Утвердить прилагаемое Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
6. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
а) до 10 августа 2008 г. утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами;
б) до 15 августа 2008 г. утвердить:
рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников учреждений (включая рекомендации по дифференциации уровней оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, порядку определения и размерам выплат компенсационного характера, а также порядку определения выплат стимулирующего характера и критериев их установления);
рекомендации по заключению трудового договора и его примерной форме;
в) до 1 сентября 2008 г. утвердить методические рекомендации по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда для работающих в них и в их территориальных органах работников;
г) до 1 ноября 2008 г. организовать и провести обучение специалистов федеральных государственных органов и учреждений -главных распорядителей средств федерального бюджета в связи с введением новых систем оплаты труда.
7. Федеральным государственным органам и учреждениям - главным распорядителям средств федерального бюджета (за исключением указанных в пункте 8 настоящего постановления) по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить:
до 15 августа 2008 г. - перечни основного персонала по видам экономической деятельности для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений;
до 1 сентября 2008 г. - примерные положения об оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности с учетом рекомендаций, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
8. Федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации до 1 сентября 2008 г. утвердить:
а) порядок утверждения штатных расписаний (штатов) гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений;
б) размеры окладов (тарифных ставок) гражданского персонала с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), а также порядок определения должностных окладов руководителей воинских частей, учреждений и подразделений, их заместителей и главных бухгалтеров;
в) условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, но не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством;
г) условия и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу, а также их размеры в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
д) порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала, включая порядок направления средств на выплату окладов (тарифных ставок) гражданского персонала, в том числе должностных окладов руководителей, а также доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера;
е) размеры и порядок направления средств, поступающих от приносящей доход деятельности, на осуществление выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу.
9. Федеральным государственным органам по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить до 15 сентября 2008 г. условия оплаты труда работающих в них и в их территориальных органах работников (включая размеры окладов (тарифных ставок), а также порядок и условия выплат компенсационного характера и порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера), вводимые с 1 декабря 2008 г.
10. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций учреждений, воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в части оплаты труда работников и гражданского персонала, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета в федеральном бюджете, с учетом увеличения объема этих ассигнований с 1 декабря 2008 г. на 30 процентов в связи с введением новых систем оплаты труда.
11. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
давать разъяснения по вопросам, связанным с применением настоящего постановления;
внести в месячный срок в установленном порядке предложения по приведению нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим постановлением.
12. Министерству обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации внести в месячный срок в установленном порядке предложения по приведению нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к сфере их ведения, в соответствие с настоящим постановлением.
13. Федеральным государственным органам привести нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к сфере их ведения, в соответствие с настоящим постановлением.
14. Признать утратившими силу с 1 декабря 2008 г. акты Правительства Российской Федерации согласно прилагаемому перечню.

Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 августа 2008 г. N 583

П О Л О Ж Е Н И Е
об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений

1. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее соответственно - работники, учреждения), которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.
Настоящее Положение не распространяется на гражданский персонал воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, а также на работников федеральных государственных органов, система и условия оплаты труда которых устанавливаются в соответствии с пунктами 8 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. # 583.
2. Системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:
а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
в) государственных гарантий по оплате труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
е) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
з) мнения представительного органа работников.
3. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.
4. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.
5. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
6. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы.
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
7. К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.
Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
8. Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.
9. Федеральные государственные органы - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера.
Руководителям учреждений - главных распорядителей средств федерального бюджета выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные главные распорядители средств федерального бюджета вправе централизовать до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений.
Использование централизованных лимитов бюджетных обязательств осуществляется учреждением с учетом исполнения им целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых федеральным государственным органом - главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение, по решению указанного органа и в соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
10. Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.
Для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг, учреждение вправе осуществлять привлечение помимо работников, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, других работников на условиях срочного трудового договора за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, - также за счет средств государственных внебюджетных фондов).
11. Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом начиная с 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.
Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, - также средства государственных внебюджетных фондов), направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера.

____________

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 августа 2008 г. # 583

П Е Р Е Ч Е Н Ь
признаваемых утратившими силу с 1 декабря 2008 г. актов Правительства Российской Федерации

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. # 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, # 16, ст. 1253).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 января 1993 г. # 2 "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, # 2, ст. 107) в части оплаты труда гражданского персонала на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.
3. Абзац третий пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2000 г. # 667 "Об упорядочении оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, # 38, ст. 3803) в отношении работников, оплата труда которых производится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
4. Пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2001 г. # 171-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, # 7, ст. 681).
5. Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2001 г. # 300 "Об упорядочении оплаты труда работников Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, # 17, ст. 1717).
6. Абзац третий пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. # 832 "Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, # 50, ст. 4736).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2003 г. # 767 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. # 785" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, # 52, ст. 5067).
8. Абзацы третий - пятый пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2006 г. # 711 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, # 48, ст. 5039).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. # 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, # 41, ст. 4893).
10. Пункт 17 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. # 221 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, # 14, ст. 1413).

Категория: Образование в России | Просмотров: 1258 | Добавил: okpep | Дата: 07.08.2008

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Здравствуйте. Вы смотрите телеканал «RTVi», слушаете радио «Эхо Москвы», в эфире программа «Выхода нет», самая оптимистическая программа. Я – Нателла Болтянская, я приветствую в нашей студии заместителя министра Минздравсоцразвития Александра Сафонова. У нас сегодня очень болезненная тема – мы говорим о повышении зарплаты бюджетникам, о том, что это такое – это необходимость или некий запуск механизма инфляции. Сколько мы живем в новое время в России, столько мы слышим, что людям платят мало. Скажите, есть страны, в которых врачи, учителя, пенсионеры – это такие привилегированные классы. Посмотрите на американских старушек, которые путешествуют по всему миру, на европейских докторов – у них все в порядке. Мы когда-нибудь доживем до этого?

А.САФОНОВ: Вопреки названию передачи я все-таки считаю, что выход в этой ситуации есть. Для начала, наверное, вы совершенно правы, что основная задача, которую видит правительство РФ в переходе на новую систему оплаты труда - это поднять заработную плату работников бюджетной сферы и сделать условия занятости в этой сфере достойными – именно для того, чтобы люди понимали, что жизнь, прожитая на рабочем месте в бюджетной сфере не прошла для них даром, и они могут воспользоваться ее плодами в виде того, что смогут приобрести все то, что им захочется – так, как это можно сделать в западноевропейских странах, США, Канаде - в тех странах, на которые мы равняемся.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Существует такое мнение, что если взять тех же врачей и учителей – если хороший учитель, не будет он париться в районной школе – уйдет в частную гимназию, будет хорошо получать. Если это хороший доктор, то он трудоустроится так, что за свою работу будет получать приличные деньги. Но с другой стороны – вот прибавили зарплату, сделали зарплату такую, что человек стал сам себе генерал. Они что, от этого будут лучше работать? Может быть, все-таки причина в производительности труда - в том, что денег нет?

А.САФОНОВ: Вы правильно говорите, что при повышении заработной платы надо рассматривать многие аспекты, в том числе, и в первую очередь, наверное, производительность труда. Начнем с того, что в нашей бюджетной сфере работают 14 млн человек – это почти 20% от общей численности занятых в экономике. И эти люди не просто работают где-то в абстрактных учреждениях, это те люди, с которыми каждый день сталкиваемся - через те услуги, которые они нам за счет федерального, регионального или местного бюджета, предоставляют в виде медицинских услуг, проведения занятий с нашими детьми, через обучение студентов.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Те же правоохранительные органы.

А.САФОНОВ: Конечно. Это и работники различных организаций

Н.БОЛТЯНСКАЯ: ЗАГС, Почта, библиотеки – все, что угодно.

А.САФОНОВ: Вы правы, перечислять можно много. И естественно мы, как потребители этих услуг, а потребителей этих услуг отнюдь не 14, а 140 млн, все население нашей РФ, которое имеет право по Конституции на бесплатные услуги этой бюджетной сферы, хотят видеть эти услуги качественными, оказанными вовремя, без лишней волокиты и, безусловно, чтобы эти услуги давали ощутимый результат. И мы, как налогоплательщики, заинтересованы в том, чтобы труд этих работников был организован нормальным образом. А организация труда предполагает, безусловно, важнейшую составляющую – производительность и четкое следование тем регламентам, которые там установлены. И мы отнюдь не заинтересованы в том, чтобы бюджетная сфера была пристанищем неудачников от жизни – это ведь далеко не так. Потому что первое – платные услуги оказывают не всем и не каждому сейчас эти платные услуги по карманам. И как я уже говорил, по Конституции значительная часть услуг у нас является бесплатной. Я понимаю ваш скепсис.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Не просто скепсис, человек приходит получить бесплатную услугу в городскую больницу, а ему говорят – аппарат, который тебе нужен, не работает, а операция тебе нужна срочно - вон там коммерческая за углом.

А.САФОНОВ: Чтобы такая ситуация не возникала – мы об этом уже начали говорить - нужно человека, привлекаемого для работы в бюджетной сфере. Ориентировать на то, чтобы у него никогда этот аппарат не ломался, а если сломался, он бы его быстро починил и оказывал услуги.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: А дальше возникает исторический вопрос – "где деньги, Зин".

А.САФОНОВ: Деньги они есть в бюджетах различного уровня. Предположим, вы организуете бизнес и имеете определенный ресурс. Первая ваша задача как любого нормального бизнесмена – организовать производственный процесс таким образом, чтобы он был рационален, чтобы каждая копейка, которую вы тратите, она расходовалась с целью. Поэтому начнем с решения первой задачи – мы абсолютно уверены в том, что все те деньги, которые тратит бюджет, рационально расходуются? Ответ на этот вопрос, наверное, не будет однозначным. Потому что если мы вернемся к теме производительности труда. То увидим, что уровень производительности труда в нашей стране…

Н.БОЛТЯНСКАЯ: не растет.

А.САФОНОВ: Во-первых, не растет, во-вторых – в 4,5 раза ниже, чем уровень производительности труда в экономически-развитых странах. И это в полной мере относится и к бюджетной сфере – медицине, Образованию, культуре, и так далее. Конечно, когда я произношу эти слова, я прекрасно понимаю, что многие, кто занимается оказанием этих услуг, могут со мной не согласиться. Но производительность труда это не только то количество времени на рабочем месте – то есть , 8 часов и уровень моей загруженности. Это количество результата, которое я выдаю за эти 98 часов – это правильно организованный рабочий день. Это применение современных технологий - например, в медицине/, применение современных технологий в образовании. То же самое касается и других отраслей бюджетной сферы. Поэтому, безусловно, любое расходование бюджетных средств - и расходы на заработную плату - они должны сопровождаться нашими правильными организационными усилиями – с тем, чтобы труд в бюджетной сфере был эффективен. Поэтому и те деньги, которые мы сейчас расходуем, и те деньги, которые мы хотим дать дополнительно бюджетной сфере, они должны расходоваться с учетом повышения производительности труда.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Вы сказали про производительность труда, которая у нас меньше в 4,5 раза. Откуда взята эта цифра? Она средняя по стране, имеет отношение к центру, к регионам?

А.САФОНОВ: Это средняя цифра по стране, она рассчитывается от объема ВВП, производимого на количество занятых в экономике. Но если взять показатели по отдельным отраслям. То ситуация будет еще более удручающая – есть те отрасли, - ну, они не относятся к бюджетной сфере. Но, тем не менее, такие отрасли у нас в экономике есть, и уровень производительности труда там в 10-12 раз ниже, чем в аналогичных отраслях, например, в западноевропейских странах. Поэтому это серьезная проблема, которой надо заниматься, в том числе, через совершенствование системы использования трудовых ресурсов.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Вопрос от Натальи: «Реформа зарплат бюджетников касается только федеральных 3 млн, или всех? Почему-то в своих статьях вы говорите о врачах и учителях - они все местные бюджетники, кроме крупных центров».

А.САФОНОВ: Безусловно, та реформа, о которой мы говорим, и которая начнется с 1 декабря – во-первых, это не реформа, это переход на новую систему оплаты труда. Потому что реформа предполагает что-то экстраординарное, как правило, это разрушение каких-то традиций - ничего подобного здесь не происходит, потому что система оплаты труда зиждется на соблюдении трудового законодательства. А трудовое законодательство – оно имеет определенную стабильность в своем развитии, никаких предположений о том, что в ближайшее время мы кардинально переделаем Трудовой кодекс, нет. Поэтому переход на новую систему оплаты труда предполагает улучшение, модернизацию трудовых отношений, которые сейчас имеются в бюджетной сфере. Безусловно, он касается, в первую очередь, работников федеральной бюджетной сферы, но их немало - их 3 млн человек.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Но вы сами назвали и другую цифру.

А.САФОНОВ: 14, да. Но уже в ряд национальных проектов, например, в проекте образования, проекте здравоохранения и в проекте, связанного с развитием культуры, реализуются подходы по совершенствованию системы оплаты труда на региональном и муниципальном уровне.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Как это происходит?

А.САФОНОВ: Федеральный бюджет предоставляет гранты на развитие, например, системы образования, и одним из условий получения субъектом РФ этих грантов является совершенствование системы оплаты труда для работников, например, средней школы.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Опять не понимаю. Есть сельская школа, которая получает этот грант. И бедный директор не понимает, то ли крышу чинить, то ли зарплату повышать, то ли компьютеры покупать, и все в первую очередь надо.

А.САФОНОВ: Любая бизнес-стратегия – это консенсус…

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Не должен быть директор школы хорошим бизнес-стратегом. Он должен быть хорошим директором.

А.САФОНОВ: Это вам так кажется. Любой директор школы, так же как и ректор, и главный врач больницы, в первую очередь должен быть хорошим менеджером. Он должен понимать стратегию развития своего учреждения. В противном случае, какова роль этого человека, Он кто, и за что он тогда отвечает? Ведь любое бюджетное учреждение создано для реализации определенных, государством поставленных целей: качественно лечить, качественно обучать, качественно предоставлять услуги культуры, и так далее. При этом любой управленец должен решать вопросы экономической целесообразности тех расходов, которые он производит, В противном случае вы безусловно, получите услуги, но стоимость их будет настолько колоссальной. Поэтому любое бюджетное учреждение должно подчиняться общим законам экономики: чем меньше вы расходуете деньги без потери денег, без потери качества на единицу продукции, тем эффективнее ваша работа, тем больше, кстати, вы можете потратить денег на премиальные своим сотрудникам и в том числе, на заработную плату себе. Так бизнес устроен.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Очень противоречивые идут сообщения слушателей. Сергей пишет, что зарплата преподавателям московского вуза - 4.242 рубля на руки. А Андрей Гусев пишет, что 20 тысяч рублей зарплата у учителя в сельской школе под Санкт-Петербургом. Вы считаете, что это мало?

А.САФОНОВ: Вот кого вы в данном случае имеете в виду? Например, если учитель под Санкт-Петербургом, то 20 тысяч рублей может быть немало, а может быть и мало – в зависимости от того, сколько этот человек привносит за эти 20 тысяч. Поэтому вопрос на самом деле бессодержательный. Как оценить человека, который ничего не делает, если он получает 4 или 5 тысяч? Я бы задал этот вопрос Сергею. Как бы он отнесся к тому, что если бы он, нанимая кого-то на работу по ремонту своей квартиры, по договоренности, заплатил бы этому человеку 5-6 тысяч, а тот ничего не сделал? Он бы сразу сказал - я много ему заплатил.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: «Расчет производительности труда лукав, не учитывается вооруженность средствами производства, которая у нас сегодня низкая» - Михаил. Правильно?

А.САФОНОВ: Безусловно. Производительность труда это не только результат работы сотрудника или даже организации. Потому что производительность труда достигается, в том числе, за счет применения новейших технологий. Например, когда вы лечите больного, вы моет лечить его градусником, а можете использовать для того, чтобы поставить ему правильный диагноз и сократить расходы - например, если вы только градусник используете, тогда вы будете методом перебора навязывать больному сначала одну методику лечения, потом вторую, потом третью – пока он, может быть, не умрет. Но при этом тратятся деньги. Если вы произведете диагностику, причем она может быть достаточно дорогостоящей, а потом выясните реальную причину его заболевания, то, скорее всего, и денег вы потратите меньше на достижение результата - человек выздоровеет.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: «В том-то и дело, что вузы, Эрмитаж, крупные медицинские центры – это федеральные учреждения. Там максимальная тарифная ставка – от 4 до 5 тысяч. А московские региональные бюджетники получают в три раза больше» - это что, истина, или такая «москвафобия»?

А.САФОНОВ: Это истина. И здесь ничего странного нет. В соответствии с Трудовым кодексом у нас каждый уровень власти отвечает за организацию оплаты труда в отношении тех бюджетных учреждений, которые этому уровню власти подведомственны. Соответственно, московское правительство отвечает за тех бюджетников, которые в его регионе работают, а Санкт-Петербург – за своих, Саратов – за своих. Безусловно, здесь возможна дифференциация в уровне оплаты труда, в том числе, исходя, например, из понимания, что в Москве уровень жизни значительно выше, чем в Брянской области. Например – это понятно.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: С другой стороны, в Брянской области жизнь значительно дешевле, чем в Москве.

А.САФОНОВ: Да. Но поэтому, кстати, в любых системах оплаты труда, которые применяются у нас - вы знаете, применяется так называемый «районный коэффициент» и за рубежом, учитывается вот эта разница – диспаритет уровня жизни в различных регионах. И если вам жизнь обходится в каком-либо регионе дороже, то и работодатель будет компенсировать эту разницу в уровне жизни более высокой заработной платой.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Сегодня перед нами стоит такой страшный зверь – инфляция. Когда разговор идет о необходимости повышения, например, зарплаты бюджетниками, учитывается тот факт, что инфляция все это может запросто скушать?

А.САФОНОВ: Начнем с того, что правительство РФ в течение уже 4 лет последовательно увеличивали заработную плату работникам бюджетной сферы. Напомню слушателям, что за период 2004-2007 г. фонд оплаты труда работников бюджетной сферы - причем, это касается всех работников, как федеральных, так и муниципальных – фонд заработной платы увеличился в два раза, то есть, это колоссальный рывок. Когда я рассказываю об этом на встречах с зарубежными коллегами, они просо крайне удивляются. При этом реальный уровень заработной платы, с учетом инфляции, вырос в полтора раза. То есть, тоже немало. И те решения, которые принимались правительством. Они как раз учитывали возможное влияние инфляции, поэтому повышение фонда оплаты труда превосходило ожидаемые темпы инфляции. Пример недавний – с 1 февраля заработная плата федеральных бюджетников была увеличена на 14%, практически многие субъекты РФ последовали этому решению. При этом индексация заработной платы была произведена опережающими темпами в начале года и в более высоком размере. Нежели по всем пессимистическим прогнозам. То есть, таким образом, правительство пыталось и пытается решить проблему, чтобы наращивалась реальная заработная плата. Сейчас, при переходе на новую систему оплаты труда федеральных бюджетников, фонд заработной платы будет увеличен еще дополнительно приблизительно на 30%, это бюджету будет стоить свыше 100 млрд рублей. Очень большая сумма. Безусловно, когда мы рассчитывали эту сумму, исходили из того, чтобы следствием таких решений было улучшение материального положения граждан, а не раскручивание инфляции.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Помните, в сове время тогда еще президент Путин говорил о том, что ученым надо создать такие условия, чтобы им стало выгоднее работать в России. Вам стало грустно?

А.САФОНОВ: Почему? В своре время когда-то я тоже занимался наукой и помню, - имеется в виду период СССР, - действительно в науке было работать достаточно престижно, и заработки там были достаточно высокие. Во-первых, здесь достаточно много, в этой сфере. Сделано. И Большая Академия наук, да и малая Академия наук - имеется в виду Академия изобразительных искусств. Сельского хозяйства - те, которые имеют статус государственных академий - они все имеют свое право на установление своих систем оплаты труда. То есть, государство отдает им фонды, и в рамках этих фондов руководство академий имеет право создавать такие системы оплаты труда, которые в наибольшей степени бы стимулировали молодых ученых. И в результате проведения эксперимента за прошлый год такие результаты достигаются – люди начинают реально получать больше. Но, безусловно, это требует от них более высокой отдачи. И еще, конечно, один элемент, который является сопутствующим тем действиям, которые проводит каждый из руководителей, которому такая работа поручена - то, что он оптимизирует свое штатное расписание, сокращая, например, совместительство.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Вот Валерий вам пишет: «Я – доктор технических наук, профессор вуза, - для обеспечения достаточного уровня жизни работаю на пяти работах. О каком качестве преподавания может идти речь?» Прав? Ему ждать, когда ему зарплату повысят?

А.САФОНОВ: думаю, что должны тут быть встречные процессы, которые заключаются в следующем. Во-первых, правительство, в рамках новой оплаты труда, каждому федеральному бюджетному учреждению передает неизменный фонд оплаты труда. И это означает следующее – руководитель с 1 декабря имеет полномочия по управлению трудовыми ресурсами, которые у него есть. То есть, ему теперь не нужно наращивать излишнюю численность того штатного расписания, которое у него имеется. За счет этого можно убрать формальное совмещение, когда люди в 8-часовой рабочий день формально работают на нескольких должностях. Все теперь в рамках своего учреждения он может сделать. И естественно, в этом смысле, конечно, нужно пересматривать и технологию организации учебного процесса.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: На этом месте мы сделаем с вами паузу. Напомню, что наш собеседник сегодня заместитель министра Минздравсоцразвития Александр Сафонов.

Это программа «Выхода нет», название которой так не нравится Александру Львовичу. Вернемся в студию через пару минут.

НОВОСТИ

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Мы продолжаем разговор о том, как улучшить жизнь бюджетников. Александра Львовича я прервала на необходимости модернизации.

А.САФОНОВ: Модернизировать производственные процессы. Безусловно, это просто веяние времени. Потому что многие наши бюджетные учреждения создавались в 50-70-х гг., и по причине отсутствия во время перехода к рыночной экономике необходимых ресурсов, устарело оборудование, технологические процессы. А жизнь не стоит на месте, поэтому, безусловно, надо эти технологические процессы модернизировать Соответственно, это требует нового качества рабочей силы. То есть, люди должны обладать новыми квалификациями, и за этих людей бюджетные учреждения на рынке труда должны конкурировать. Одно из условий их эффективной конкуренции - эффективная система оплаты труда. Когда руководитель бюджетного учреждения может для того, чтобы…

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Знаете, что меня очень огорчает? «Должны» - это все сослагательное наклонение. Когда это уже реально произойдет, когда мы увидим «небо в алмазах»?

А.САФОНОВ: Я уже говорил, небо в алмазах можно видеть по-разному. Так вот я все-таки сторонник последовательной, нормальной, пошаговой работы.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: «Зачем нужен библиотекарь с окладом в 3 тысячи рублей? Ликвидировать эту сферу культуры и не надо тратиться на убогих. Жанна, библиотекарь». Уважаю.

А.САФОНОВ: Я тоже. Поскольку человек, работающий за 3 тысячи, в определенной степени проявляет геройство. Хотя, например, в западной стране вряд ли кто-то бы понял это геройство, потому что исходом такой ситуации для человека был бы поиск новой работы в другой сфере.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Или, например, будучи обеспеченным, например, на пенсии, человек идет волонтером. Просто потому, что хочет помочь библиотечному делу.

А.САФОНОВ: У нас нет с вами задачи разогнать бюджетников, с тем, чтобы не реализовывались государственные услуги, и нет задачи в том, чтобы эти услуги оказывались волонтерами. В первую очередь, мы хотим, чтобы были профессиональные работники. Поэтому для того, чтобы не было таких случаев, когда библиотекарь получает 3 тысячи, мы и хотим перейти на новую систему оплаты труда, которая позволит в значительной степени поднять заработную плату.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Как думаете, Жанна доживет до этого?

А.САФОНОВ: думаю, что да. Если она федеральный бюджетник, то у нее перспективы – начиная с 1 декабря текущего года.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Наталья из Москвы: «Если вы выдаете за достижение индексацию тарифной сетки, которую оформили как стимулирующие выплаты, оставив базовые оклады в 3-5 тысяч, это цинизм».

А.САФОНОВ: Абсолютно не согласен с тем, что это цинизм. Это как раз вторая сторона вопроса, который мы начинали обсуждать – что каждый хочет лучше, но при этом, по возможности, минимальные прилагать для этого усилия. Правительство РФ, - вот о чем идет речь – с 1 сентября 2007 г. произвело повышение фонда оплаты труда на 15%, а с 1 февраля текущего года на 14%. Это было сделано в виде рекомендации устанавливать к заработной плате работников бюджетной сферы стимулирующие надбавки. Для чего это было сделано? А для того, чтобы как раз побудить людей к тому, чтобы они более эффективно начинали трудиться. Потому что вопрос об инфляции, вопрос неэффективного расходования бюджетных средств напрямую связан с такой идеологией: давайте все больше и больше, давайте индексировать заработную плату на 20, 49, 50% - пределов желаниям не бывает. Но при этом ничего не спрашивать с тех, кому дают дополнительные деньги. Эффект будет какой? Человек, понимая, что деньги ему и так дадут, не будет ничего делать, что у нас сейчас в системе оплаты труда происходит? Давайте посмотрим реалиям в глаза. Итак, у нас есть единая тарифная сетка, которая имеет 18 разрядов. Тарификация происходит по технологии отнесения человека к тому или иному разряду. Вот раз, получив такую тарификацию можно потом ее у человека ее забрать – даже если он ничего не будет делать, или будет делать плохо. Второй момент. К этой единой тарифной сетке применяется порядка 1200 видов стимулирующих компенсационных надбавок.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Извините, вот письмо, пришедшее от Татьяны, учителя из Омска: «Год назад, при повышении зарплаты бюджетникам, лично мне, учителю 9 разряда, повысили зарплату на 72 рубля. Окружающие почему-то думали, что минимум на тысячу». То есть, Татьяна считает, что звону больше, чем реального дела.

А.САФОНОВ: Здесь надо разбираться с конкретным случаем, причем я так понимаю, что это муниципальная школа, и вполне возможно, что в отношении конкретного человека были допущены нарушения трудового законодательства, либо муниципальные органы власти, в отличие от большинства, - это не звон, это реальные факты, реальная статистика, - мы проводили проверки, мониторинг, - просто в отношении этого человека приняты неправильные действия администрации. Надо с этим просто разобраться. Все-таки вернусь к тому, о чем говорил - что у нас применяется к тарифной сетке более 1200 видов стимулирующих компенсационных надбавок. Причем, они бывают достаточно экзотические. И, как правило, применяются по формальному признаку – звание, должность, место работы, какая-либо отрасль. То есть, мы изначально приучаем человека, что он пришел на работу, тебя тарифицировали по какому-то разряду, и тебе сразу к этому прилагаются, к тарифной ставке, некоторое количество стимулирующих компенсационных надбавок, которые не связаны с твоим трудом. Понятно, что все эти стимулирующие, компенсационные надбавки, которые привязаны к конкретному человеку, они для бюджета стоят немалых денег. Хочу сказать, что фонд оплаты труда для федеральных бюджетников составляет порядка 400 млрд рублей. А если мы берем сегмент. Касающийся субъектов РФ, муниципалитетов, то он тянет уже совершенно другую цифру - приближается к двум триллионам рублей, - то есть, огромные ресурсы выделяет государство. Невозможно сказать, что ничего не делается. Но если я руководитель бюджетного учреждения, и мне в качестве сметы приходят деньги, то моя функция заключается в следующем - распределить эти деньги по какому-то количеству, утвержденному мне штатному расписанию вышестоящей организацией, и после этого я от своих менеджерских обязанностей сразу свободен, то есть, я просто распределяю деньги, которые есть. При этом на меня за использование этих денег никто не спрашивает – не могут де-премировать, если я неправильно исполняю свои обязанности, если я не контролирую труд своих сотрудников, что они делают.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: А если вы их просто, - как бы сказать поприличнее – освоили?

А.САФОНОВ: Во-первых, просто так освоить невозможно – есть соответствующие службы, которые контролируют характер освоения этих денег, а потом вам и трудовой коллектив не даст освоить в большому количестве.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Смотря какой коллектив.

А.САФОНОВ: Да, коллективы могут быть разные, но тем не менее. Значит, не ставится задача каким-то образом эффективно эти деньги использовать. Они вам просто даны по смете, и вы их определенным образом, по заранее созданной схеме, распределили, что происходит в этой ситуации? Сотрудник понимает, что он свои 8 часов, даже если ничего делать не будет, если с него ничего спрашивать не будут, он все равно получит определенную сумму денег – в бизнесе, как вы понимаете, это невозможно по определению. Там все время работодатель, собственник спросит – что же ты за мои деньги сделал, какой продукт выдал. И в этом смысле, если я недоволен своей заработной платой, у меня может возникнуть желание заработать у населения. И я тогда рассказываю о том, как мне плохо живется на ту зарплату, которая есть, начинаю рассказывать о том, как мало у меня возможностей для оказания бесплатных услуг, но если вы ко мне с другой стороны кабинета зайдете, то я, уже как представитель частной структуры, смогу вам помочь в вашей трудной жизненной ситуации - дам соответствующий диагноз, или поучу ваших детей получше, или предоставлю вам возможность…

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Беда.

А.САФОНОВ: Конечно. Вот с этой бедой надо бороться. Надо человеку под его заработную плату ставить конкретное задание, чтобы 8-часовой рабочий день, если он работает на государство, он хорошо оплачивался. Но при этом строго регламентировался. И в трудовом договоре должны, наконец-то, появиться обязательства двух сторон.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Когда вводился ЕГЭ – это была в какой-то степени попытка привести к единому знаменателю качество преподавания. В некоторой степени?

А.САФОНОВ: В некоторой степени – да.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Что мы имеем с гуся? Всенародные волнения по этому поводу.

А.САФОНОВ: Волнения мы будем иметь всегда.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: И детишек, которые вешаются, потому что не сдали этот ЕГЭ? И информацию о том, что это неудачный эксперимент?

А.САФОНОВ: Я не хотел бы конкретную ситуацию обсуждать по поводу того, что произошло с детишками, потому что надо с этой ситуацией конкретно разбираться. И я не уверен, что если бы вы посмотрели на ту статистику, которая существовала до того, как вводили ЕГЭ, а дети не поступали…

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Принято.

А.САФОНОВ: Это не совсем корректное сравнение. Но подчеркну, что любая новация, конечно, вызывает волнение у людей, потому что все хотят в определенной степени стабильности и понимания, что будет через день-три, и чтобы этот наступивший день принес человеку не огорчение, а радость. Исходя из этого, мы тоже пытаемся просчитать все отрицательные последствия, которые могут возникнуть при переходе на новую систему оплаты труда и через определенные решения, управленческие, их устранить. Но при этом надо понимать – стопроцентно довольных не будет. Потому что, в первую очередь, мы, при переходе на новую систему оплаты труда затрагиваем такой важный человеческий интерес – то, что мы начинаем требовать от работника, за те большие деньги, которые он будет получать, конкретного результата. Но хочу сказать, что это будет требование не только к работнику, но и к руководителю. Потому что впервые в новейшей истории, при построении оплаты труда, заработная плата руководителя бюджетного учреждения будет впрямую зависеть от заработной платы персонала. В кратном соотношении. То есть, чем больше работники получают – от средней заработной платы, тем выше заработная плата у руководителя. При этом и премия руководителя – руководитель будет выплачивать не сам себе, любимому, как сейчас это делается, а будет выплачиваться главным распорядителем бюджетных средств, это федеральный орган исполнительной власти, в чьем ведомстве находится это бюджетное учреждение - по итогам достижения этим руководителем целевых показателей. Достиг – получил премию, не достиг – будешь депремирован, твои деньги перейдут к коллективу этой организации, или другой бюджетной организации.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: А люди, которые пользуются услугами этой организации, останутся при своем пиковом интересе. Да? У них все будет по-прежнему – их будут плохо лечить, плохо учить, плохо отправлять их почтовые переводы.

А.САФОНОВ: Я же сказал ключевое слово – это целевые показатели. Целевой показатель это не просто рост заработной платы – это, в первую очередь, целевой показатель – это оказание качественных услуг. То есть, для больницы – это количество пролеченных больницей с положительным результатом, для школы это количество. Например, учеников, участвующих в Олимпиадах, сдающих нормально ЕГЭ, так вами нелюбимое. Для библиотек – это количество сохраненных книжных фондов, или какие-то другие показатели – это все те показатели, которые должны работать на наши с вами интересы как потребителей. Это важный момент.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Андрей: «Сказывается ли на чиновниках и высших властях инфляция так же, как на простых бюджетниках? Мы в одной лодке?» Вопрос, конечно, риторический.

А.САФОНОВ: Он не столько риторический, сколько правдивый. Конечно, в одной лодке. Потому что большинство работников государственной службы получают, как бы ни показалось слушателям это фантастически, сравнимые с работником бюджетной сферы, деньги. Это проявляется хотя бы в том, что государственная служба испытывает такой же кадровый голод, как и другие учреждения - очень сложно конкурировать госслужбе, например, с бизнесом. Например, в нашем министерстве те сотрудники, которые занимаются трудовыми отношениями, могут иметь заработную плату по их специальности и квалификации в бизнесе в три-четыре раза выше, чем они сейчас получают. Поэтому, безусловно, для всех нас проблема инфляции очень чувствительна.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Наших слушателей очень возмутила история с библиотекарем, многие считают, что если человек там работает, то это не геройство, а нежелание что-то делать. А нет ли у вас такого ощущения, что все, что вы сказали, касается центра, а не регионов?

А.САФОНОВ: Я уже говорил, что ряд субъектов федерации уже начали свои реформы заработной платы для работников бюджетной сферы. А потом надо понимать, что если мы начинаем реформы для самой большой армии работников бюджетной сферы - из 14 млн, - вот этот сектор касается 3 млн человек. Понятно, что следующим этапом будет совершенствование оплаты труда и в тех субъектах РФ, которые до сих пор не приступили к этой работе.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: «Мне наплевать, какие целевые показатели чиновник отметит галочкой, я заинтересована в качественной услуге. В цивилизованных странах оказание услуги недоброкачественным образом можно оспорить судебным процессом. Я бы хотела иметь такую же возможность».

А.САФОНОВ: Это правильное замечание. Опять же, возвращаясь к опыту отдельных территорий, связанных, например, с проектом реформирования оплаты системы труда в области образования. Там, например, пошли по пути создания при школах общественных советов, которые включали родителей учеников, обучающихся в этой школе. И именно этот Общественный совет участвует в принятии решения о премировании не только директора школы, но и сотрудников школы. То есть, первичная такая экспертиза качества тех услуг, которые оказывают бюджетники, проводится. То, о чем сказала слушательница действительно важный аспект, но он требует очень серьезной проработки – сточки зрения оформления его в соответствующих законах, безусловно, надо развивать судебную систему, которая готова воспринять эту претензию. Но для этого нужны стандарты услуг. Потому что если этот стандарт не описан, то суд вряд ли сможет принять правильное решение, на достойном уровне оказана услуга, или не на достойном. Одна из задач, - вернусь опять к целевым показателям - целевые показатели это и соблюдение стандартов оказания услуг.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Сергей из Москвы: «Объясните, почему труд фрезеровщика, работающего по одному и тому же разряду и выполняющего одну и ту же работу в Москве и Брянске оплачивается по-разному?»

А.САФОНОВ: Я уже говорил, что здесь надо принимать во внимание различные аспекты. Первый - это уровень жизни. В тех территориях, где уровень жизни выше по определению, там заработная плата тоже более высокая. Но надо исходить из того, что существует рынок труда и различные профессии, которые востребованы на рынке труда, имеют разные территориальные приложения. То есть, труд фрезеровщика применяется не только в различных территориях, но еще и в конкретных компаниях. И уровень заработной платы может зависеть от многих факторов – от производительности труда, от того, какая это компания, большая или маленькая, - много аспектов, которые влияют на конечную заработную плату конкретного человека.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: «Выделяются огромные средства», - расхожая фраза, а зарплаты по-прежнему хватает только на еду и квартплату. В образовании и науки большинство работают лишь из любви к профессии, и государство цинично этим пользуется. Андрей, преподаватель вуза».

А.САФОНОВ: вернусь к теме, которую мы обсуждали – государство не пользуется цинично никем и не может этим пользоваться

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Простодушно.

А.САФОНОВ: даже не простодушно, потому что крепостное право было отменено в 1861 году, как вы помните, и преподаватель должен об этом помнить. Трудовой кодекс в том виде, в котором он сейчас существует, построен все-таки на рыночных принципах. И если человек не хочет, или считает, что его труд малооплачиваемый, он имеет право перейти в другой вид деятельности.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Хорошо говорить так человеку, который живет в крупном городе, а если в маленьком, где нет другой почты или поликлиники?

А.САФОНОВ: Опять же, отвечу цифрами жесткой статистики. Одна из проблем, которая достаточно сложна для нашей экономики - потеря трудового потенциала в регионах дальнего Востока. В некоторых территориях уровень рабочей силы сократился от 10 до 60%. Причина в том, что тот уровень оплаты труда. Который предоставляли на тот момент компании в этих регионах. Был достаточно низок, и люди переехали в другие территории. Поэтому человек, который искренне заинтересован найти достойное место, уедет.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: И государство будет к этому подталкивать?

А.САФОНОВ: Конкуренция за рабочую силу – это положительное явление для экономики.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: То есть, я, хороший врач, из маленькой поликлиники уеду в большой город, а в поликлинике останется пустое место, будут приходить больные, а лечить их некому. И те же налогоплательщики, которые содержат этого доктора, останутся без качественных услуг.

А.САФОНОВ: Тут мы возвращаемся к теме, которую тоже обсуждали – технология оказания услуги. Дело в том, что современная бюджетная сфера была выстроена в советский период времени, период плановой экономики, где четко было привязано все к конкретной территории. За этот период времени резко измени
Категория: Образование в России | Просмотров: 1201 | Добавил: okpep | Дата: 05.08.2008

25 июля 2008 года состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по реализации приоритетного национального проекта "Образование" под председательством Помощника Президента Российской Федерации Аркадия Дворковича.

С докладом о реализации в первом полугодии 2008 года комплексных проектов модернизации образования выступил ректор Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский. По его мнению, во всех 34 регионах-участниках проекта "достигнуты основные целевые показатели; а в регионах, которые реализуют комплексные проекты модернизации второй год, принята нормативная база, обеспечивающая введение новых экономических механизмов в системе общего образования".

Принявший участие в заседании МРГ губернатор Псковской области Михаил Кузнецов сообщил о первых результатах аттестации учителей городских школ области. По его оценке, "необходимо на федеральном уровне принять новое положение об аттестации педагогических кадров". В новом положении должны быть детализированы механизмы оценки труда учителя и зависимость оплаты труда от качества образовательных услуг.

Декан Высшей школы менеджмента при СПбГУ Валерий Катькало представил Стратегический план развития бизнес-школы. По его мнению, "к 2012 году в ВШМ на дипломных программах будет ежегодно учиться более 1800 студентов". Стратегическое развитие бизнес-школы предполагает три концептуально различных этапа до 2015 года: этап "становления", этап "роста" и этап "зрелости", - при этом одним из критериев успеха реализации представленного плана является вхождение Высшей школы менеджмента к 2015 году в верхнюю часть рейтингов ведущих бизнес-школ мира.

Также на заседании был рассмотрен ход реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях в 2008 году. С докладом по данному вопросу выступила заместитель директора Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России Светлана Тетерина. По её мнению, "в ближайшее время необходимо внедрение в 14 регионах-участниках эксперимента централизованного мониторинга организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях". Кроме того, Минобрнауки России считает важным продолжение реализации экспериментальных проектов и расширения числа их участников в 2010-2011 годах, уделив особое внимание организации питания в сельских школах.

Следующее заседание Межведомственной рабочей группы по реализации приоритетного национального проекта "Образование" состоится в сентябре 2008 года.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1253 | Добавил: okpep | Дата: 28.07.2008

« 1 2 ... 10 11 12 13 14 15 »