Во втором туре конкурса "Лучшие школы России" на равных поборются столичные и сельские альма-матер
Во многих российских регионах школы уже
переведены на "подушевое" финансирование, то есть благополучие
заведения зависит от того, сколько детей в нем обучается. И,
соответственно, альма-матер стали драться за подопечных. Основным полем
битвы стал конкурс "Лучшие школы России", первый этап которого
завершился на днях. Какие учебные заведения достойны называться
лучшими, выяснял корреспондент "МК".
Раньше учителя объясняли предметы на
пальцах, а сегодня в распоряжении педагога компьютеры, электронные
учебники и доски. И все же, признались "МК" члены конкурсной комиссии,
главное - это учитель, а не новейшие разработки. Хотя для того, чтобы
попасть во второй тур конкурса, школы должны быть уникальными,
отличаться результативностью работы, не терять связь с выпускниками и
родителями, а также иметь идеальную репутацию. Без квалифицированных и
душевных педагогов попасть в полуфинал они не смогли бы.
Представлять свою альма-матер во втором
туре будут команды из 31 школы: директор, родитель, ученик и
представитель местного СМИ. За маленькое 20-минутное шоу они должны
убедить жюри, что именно на их школу нужно обратить особое внимание, а
затем ответить на каверзные вопросы членов комиссии. - Наши ребята
примерно раз в месяц проводят видеоконференции на английском языке со
школьниками из американского города Остин, штат Техас. Чтобы
подготовиться для такого онлайн-общения, они штудируют кучу книг и
перерывают научные журналы.
Получается, что знания дети добывают в
результате общения и игры, - хвалит свое учебное заведение N1357
заместитель директора по науке Лада Симина.
В этой школе, кстати, хорошо развита
связь поколений - выпускники не забывают свой "второй дом". К примеру,
бывшая ученица Софья Кондакова, поступив в Высшую школу экономики,
продолжает навещать свою альма-матер и даже ведет в ней кружок, где
ставит с детьми спектакли. И в этом тоже заслуга школы, потому что, по
словам Лады Симиной, здесь сумели создать такую атмосферу, в которую
всегда хочется возвращаться.
- Хорошую школу видно сразу, -
рассказывает "МК" мама ученицы школы N1995 Нина Владимировна. - С
первой же минуты замечаешь, как с тобой разговаривают, как дети
общаются между собой. Например, в нашем учебном заведении меня приятно
поразило, что моей дочери не сказали: "Ты теперь не просто ребенок, ты
- ученик". Нельзя отбирать у первоклашек детство.
Все прошедшие во второй тур школы -
победители конкурсного отбора в рамках приоритетного национального
проекта "Образование". Денежный приз (миллион рублей) они уже получили,
а вот на конкурс "Лучшие школы России" идут за статусом. Четыре из них
- московские, остальные из других регионов России, есть даже сельские.
И все они будут бороться за победу на равных правах. Главный критерий
отбора - внедрение инновационных образовательных программ. Например, в
одной из школ совместили урок биологии и иностранного языка. Оказалось,
очень эффективно.
Многие родители сомневались, что их
провинциальные школы смогут соперничать со столичными. Однако участники
экспертной комиссии напомнили им, что в прошлом году в первой десятке
значилась гимназия N3 города Гудермеса Чеченской Республики. Так что
никакого значения не имеет, где находится школа. Шансы у всех равные.
Второй тур Всероссийского конкурса
"Лучшие школы России" пройдет в Москве с 7 по 9 октября. Из 31 лауреата
будет выбрано 10 победителей, которых наградят "Серебряным
колокольчиком" на торжественной церемонии 10 октября.
|
Замминистра образования и науки РФ Исаак Калина
в воскресенье в Санкт-Петербурге вручил 15 победителям Всероссийского
конкурса "Учитель года России-2008" "Малых хрустальных пеликанов",
передает корреспондент РИА Новости.
Приз получили учителя русского языка и
литературы Елена Володина из Тюменской области и Софья Галян из
Ханты-Мансийского автономного округа, учитель экономики и географии
Инга Гуменская из Ленинградской области, учителя музыки Ирина
Землянская из Воронежской области и москвич Михаил Стародубцев, учитель
информатики Галина Зорина из Иркутской области, учитель математики
Эдуард Салин из Нижегородской области, учителя истории и обществознания
Ирина Малыгина из Владимирской области и Николай Белозеров из
Вологодской области, учитель химии Елена Нечитайлова из Ростовской
области, учитель биологии Дмитрий Поздняков из Пензенской области,
учителя физики Анатолий Шлюнько из Томской области и Сергей Алешин из
республики Коми, а также два учителя начальных классов - Наталья
Каменкова из Челябинской области и Екатерина Белоцерковская из
Свердловской области. Всем педагогам также подарили цифровые
видеокамеры.
Всего в финал конкурса вышли 74
учителя, представляющих российские регионы. По словам Калины, 74
финалиста взяли на себя тяжелую ответственность представлять полтора
миллиона учителей России.
Первый этап финального состязания
состоялся 15 сентября в Санкт-Петербурге - участники презентовали
собственный инновационный проект и провели открытый урок. По итогам
первого этапа были избраны 15 победителей. В понедельник, 22 сентября,
начнется второй этап финала, во время которого они будут соревноваться
за звание абсолютного победителя конкурса. Учителя проведут
мастер-классы и прочитают лекцию для своих коллег.
Жюри конкурса 14-й год подряд возглавляет ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий.
Имя лучшего учителя 2008 года будет
названо 3 октября в фундаментальной библиотеке МГУ на торжественном
мероприятии, приуроченном ко Дню учителя. Председатель жюри вручит
победителю главный приз - "Большого хрустального пеликана".
Всероссийский конкурс "Учитель года"
проводится с 1990 года. Учредителями конкурса являются Минобрнауки РФ,
Рособразование, Профсоюз работников народного образования и науки РФ и
"Учительская газета". В 2008 году конкурс проводится при поддержке
правительства Санкт-Петербурга, которое учредило собственный приз.
В прошлом году абсолютными победителями
конкурса впервые стали сразу два учителя математики - москвичка Анна
Мехед и петербуржец Дмитрий Гущин. По традиции финал конкурса проходит
в городах, представители которых получили главный приз.
|
Вчера в Санкт-Петербурге состоялось подведение итогов первого тура
Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2008». На церемонии были
названы имена 15 победителей, которые продолжат борьбу за главный приз
– «Большого хрустального пеликана». Кроме того, были объявлены имена
6-ти победителей специальных номинаций конкурса. В номинации
«Открытие» победителем признана учитель математики и информатики
гимназии № 1 г. Кирово-Чепецка Елена Николаевна Печенкина. Она
удостоена специального приза – электронной книги, вмещающей 15 тысяч
источников. По мнению Елены Николаевны, конкурс стал для
участников испытанием на прочность. Во время первого задания, где
участники знакомили аудиторию с собственным инновационным проектом,
Е.Н.Печенкина представила проект «Использование
практико-ориентированных заданий при изучении математики». Члены
междисциплинарного жюри оценивали актуальность, инновационность,
реалистичность и культуру презентации проекта. В рамках учебного
занятия участникам важно было продемонстрировать фундаментальность
знания предмета, методическую и психолого-педагогическую
компетентность, личностные качества: эрудицию, интеллект и
креативность, способность к импровизации. Члены жюри наблюдали за тем,
как реализуется во время учебного занятия представленный педагогом
инновационный проект. Имя абсолютного победителя Всероссийского
конкурса будет определено по итогам проходящих в настоящее время
заданий – мастер-класса и публичной лекции. Его объявят 3 октября в
Москве в Интеллектуальном центре фундаментальной библиотеки МГУ на
праздничном мероприятии, посвященном Международному дню учителя.
|
Сегодня в Санкт-Петербурге стартует всероссийский конкурс «Учитель года», где Кировскую область представляет преподаватель Кирово-Чепецкой гимназии № 1 Елена Николаевна Печёнкина. В конкурсе примут участие 75 учителей из 75 субъектов Российской Федерации.
Е.Н.Печёнкина преподает математику, информатику, является победителем конкурса учителей в рамках ПНП «Образование» в 2008 году, финалистом конкурса «Учитель года Кировской области – 2007».
Особенностью конкурса этого года стало распределение участников первого тура по межпредметным номинациям: «Гуманитарно-общественная», «Естественно-научная», «Искусство и культура», «Начальное образование». В главную судейскую коллегию вошли 28 человек, в том числе победители прошлых лет, директора известных школ, ректоры вузов, руководители региональных органов управления образованием, а также представители учредителей конкурса – Минобрнауки РФ, Федерального агентства по образованию, профсоюза работников народного образования и науки РФ, «Учительской газеты».
Девиз нынешнего конкурса - «Инновации сегодня – стандарт завтра». Участникам конкурса предложено активно включиться в дискуссию по проблемам образовательных стандартов. Каждый конкурсант имеет возможность внести свою лепту в решение важнейшей задачи в сфере государственной образовательной политики.
По итогам первого тура, в котором учителя проведут учебное занятие по предмету и представят презентацию инновационного проекта, определятся 15 победителей. Они продолжат борьбу за главный приз – «Большого хрустального пеликана». Его обладателя «Большое жюри» определит по итогам двух заданий – мастер-класса и публичной лекции. Имя учителя года России – 2008 будет объявлено 3 октября в Москве в рамках праздника, посвященного Международному Дню учителя.
СПРАВКА. Всероссийский конкурс «Учитель года России» проводится с 1990 года. За эти годы в конкурсе приняли участие 14 учителей-кировчан.
|
Чиновники объяснили, что стоит за программой " Образование -2020"
Накануне первого сентября чиновники Минобраз науки вышли в народ с обсуждением модели "Российское образование-2020". Встреча директора департамента образовательной политики Игоря Реморенко с потребителями "образовательных услуг" (звучит почти как на рынке) прошла на виртуальной площадке Livejournal. К слову сказать, как раз коммерциализация образования и беспокоила народ в первую очередь. Вопросы задавались разные, предложения поступали иногда совсем радикальные. Игорь Реморенко ответил на все вопросы. Отвечал порой односложно. Как-никак первый опыт открытой дискуссии чиновника такого ранга в блогосфере...
Игорь Реморенко объяснил народу, чего ждать от "Образования-2020": "Обсуждаемая модель проектировалась исходя из интересов потребителя образовательных услуг. Мы предлагаем строить сферу образования так, чтобы ни одна образовательная траектория не стала тупиковой. Как нельзя раз и навсегда чему-то научиться, также нельзя лишать человека возможности переобучения, изменения своего образовательного уровня в зависимости от интересов и жизненных обстоятельств".
А чего же хотят от образования пользователи рунета? Хотят многого. Например, открытости образования. "Когда наше образование перестанет быть зацикленным на само себя? Я знаю, что во многих европейских вузах система обмена поставлена просто на поток?" - риторически вопрошал, видимо, молодой участник форума. По словам Игоря Реморенко, тогда, "когда все вузы по своей инициативе присоединятся к болонскому процессу, обмены пойдут более интенсивно и качество образования повысится. Конечно, еще одна мера - создание сети федеальных и исследовательских вузов. С их помощью мы будем конкурировать на международном рынке образовательных услуг".
Более старших участников беспокоило качество школьного образования. Многие родители спрашивали, где найти хорошую школу. Оно и понятно. После опубликования результатов ЕГЭ хорошую школу родители по всей стране теперь ищут не с фонариками, как раньше, а с прожекторами. В ответ им предложили активизировать работу попечительских советов собственных школ. В таком случае хороших учителей для своих детей можно будет искать всем миром, а плохих - изгонять. "Всегда будут школы и хорошие, и не очень, - написал в ответ блогеру Игорь Реморенко, - это очевидно. Но мы-то и хотим, чтобы максимальное число детей имело доступ к качественному образованию - хотя бы с современными условиями его получения. Я имею в виду современные учебные кабинеты, лаборатории, учебное оборудование, интернет и прочее. Сейчас, когда у нас в стране 65 тысяч классов, где учатся менее пяти детей, - создать такие условия невозможно. Поэтому мы и ставим приоритет создания хорошо оснащенных больших школ с хорошими условиями обучения".
Романтично настроенные участники форума предложили Минобраз науки изменить подход к образованию и, вспомнив успехи новаторов, начать массовое внедрение их передовых технологий в жизнь. Игорь Реморенко ничего не имеет против новаторов. Но уверен, "что методики большинства из них недостаточно технологичны. Они основаны на их личностных качествах, либо недостаточно описаны как технологии, а потому невоспроизводимы на массовом уровне... А способностями новаторов, увы, не обладает массовый учитель". И тут же добавил: "Для распространения таких методик сегодня нам сильно не хватает нормальной системы повышения квалификации и подготовки учителей. Пытаемся что-то делать в этом направлении. Например, есть перспективная модель проводить повышение квалификации на базе наиболее продвинутых школ (стажировки). Однако ярких таких примеров по всей стране не так много".
"А что значит "школы ступени обучения", - вопрошали въедливые участники форума, видимо, более внимательно прочитавшие модель " Образование -2020". - Что изменится благодаря этому нововведению?" По словам Реморенко, речь идет о том, что начальная школа, подростковая школа и старшая организуются в разных помещениях с разным расписанием занятий и разной организацией образовательного процесса. Благодаря этому ребятам легче общаться со сверстниками, младших не обижают старшие, а старшие не чувствуют себя малолетками.
Наиболее подкованные участники спрашивали о том, почему документ, представленный к обсуждению, называется модель, а не план, где есть список определений ключевых понятий, которые используются. "Модель" же означает, что возможны разные толкования. "Почему модель? Потому что, как нам кажется (или только хотелось бы), этот текст содержит не только идеи, но и способы их реализации. Судя по вашей оценке, это не очень нам удалось. Но будем совершенствовать".
Решительно настроенная часть интернет-сообщества предложила разом покончить с перегрузками и сократить школьные программы, построив их на реальных возможностях учеников. "Менее 30% детей успевают прочитать в школе "Войну и мир". На этих реальных цифрах надо строить реальные программы", - заявили читатели форума. Или: "Надо не заставлять заучивать формулы, а учить правильно выбирать их и использовать в Excel". "Обрезание" предлагали читатели устроить и русскому языку...
Онлайн - конференция продолжалась несколько часов. Как нас заверили в Минобразнауки РФ, теперь встречаться таким образом чиновники и народ будут чаще.
|
Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы
Москва, 3 сентября 2008 г.
Уважаемый председательствующий! Уважаемые депутаты и приглашенные!
Как Вы знаете, в Правительстве завершается разработка концепции долгосрочного социально-экономического развития России (на период до две тысячи двадцатого года). Ее стратегическая цель - перевод страны на качественно новый, инновационный, уровень развития.
Образованию в инновационном сценарии принадлежит особая роль - двигателя системных изменений в экономике и обществе. Современное образование - (не столько один из результатов инновационного развития, сколько) необходимое условие его осуществления. Исходя из стратегических задач концепции Правительством при участии субъектов Российской Федерации подготовлен проект государственной программы по комплексной модернизации образования на среднесрочную перспективу (2009 - 2012 годы).
Перед началом нового учебного года в регионах на традиционных августовских педсоветах прошло широкое обсуждение актуальных задач программы. Вчера (2 сентября с.г.) проект программы подробно рассматривался на коллегии Министерства с участием представителей заинтересованных структур. В ближайшие дни с учетом состоявшихся обсуждений он будет направлен для рассмотрения в Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
На февральском заседании Совета, когда подводились итоги первого этапа реализации приоритетных национальных проектов, было принято решение о развитии их результатов и преобразовании в соответствующие программы. В отношении образования это решение стало логичным продолжением итогов подробного обсуждения хода модернизации отрасли на сентябрьском заседании Совета в Белгороде с участием лидеров фракций Госдумы. Тогда была обозначена необходимость разработки современной модели образования, определены основные подходы к ее формированию. Они и положены в основу программы, цель которой - начать внедрение современной модели образования.
Комплексный характер программы состоит в том, что она по срокам, задачам, направлениям, ключевым действиям полностью синхронизирована с концепцией долгосрочного развития.
С другой стороны, комплексный характер программы - в том, что она построена преемственно и последовательно по отношению к Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации, одобренным Правительством в 2004 году и задавшим основные векторы модернизации отрасли. Основные задачи, поставленные в рамках Приоритетных направлений, выполнены и получили нормативное закрепление. (Новая программа представляет собой следующий этап развития образования в соответствии с новым этапом развития страны).
Комплексный подход заключается также в системном применении результатов приоритетного национального проекта, новых проектных принципов и механизмов, ускоривших обновление отрасли. Речь идет о конкурсном выявлении и поддержке лидеров, открытости системы образования и участии общественных институтов в управлении и оценке качества, стимулировании необходимых изменений и результатов в логике "деньги в обмен на обязательства" и "деньги в обмен на эффективность". И, кстати говоря, один из важнейших уроков нацпроекта - необходимость повышения комплексности принимаемых решений. Например - обеспечения интеграции исследований, образования и производства.
В подготовленной программе механизмы национального проекта взаимоувязаны с федеральной целевой программой развития образования как законодательно установленной организационной основой государственной политики в сфере образования и задают четкие ориентиры и проектные рамки деятельности субъектов Российской Федерации по развитию образования.
Теперь о содержании программы и соответствующего раздела концепции долгосрочного развития. Отмечу, что в проект вошли основные меры по модернизации профессионального образования, которые мы обсуждали на "Правительственном часе" в марте этого года.
Весь комплекс предлагаемых мер охватывает четыре базовых направления.
Первое - формирование инструментов социального развития, совершенствование общественных отношений. Именно через образование закладываются основы гражданского общества и социальной активности, взаимной доброжелательности и поддержки, успешной социализации, полноценной самореализации, высокой социальной мобильности каждого человека. Действия программы по этому направлению расширяют возможности:
для полноценного общения дошкольникам и их семьям;
для более полной самореализации одаренной молодежи, инвалидов, мигрантов;
для получения качественного образования всем группам населения независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения (в том числе через развитие адресных стипендий, образовательного кредитования, включая сопутствующие кредиты, строительство и реконструкцию общежитий при ведущих вузах и т.д.).
Второе направление нацелено на то, чтобы, получая базовое образование в рамках стандарта, все ученики и студенты развивали востребованные сегодня и в будущем творческие способности, умения добывать и применять знания, инициативность и ответственность - т.е., осваивали инновационное поведение.
Это будет обеспечено через реализацию принятых законов о новой структуре федерального государственного образовательного стандарта, обязательном общем образовании, уровневом образовании, интеграции образования и науки, а также об автономных учреждениях и фондах целевого капитала. Все новые стандарты профессионального образования будут формироваться (и уже формируются) с обязательным участием работодателей.
Будет активно меняться структура сети образовательных учреждений и организаций, в том числе - начнется формирование сети федеральных университетов и национальных исследовательских университетов. Соответствующий законопроект в установленном порядке внесен в Госдуму, и мы надеемся, что до конца этого года он будет принят. Сеть новых университетов предназначена для решения стратегических задач инновационного развития. Другие востребованные структурные изменения по мере их апробации также должны будут найти отражение в образовательном законодательстве. Например, на встрече в марте мы обсуждали одно из них - создание прикладного бакалавриата.
Все нововведения подкреплены адекватной работой по ресурсному обеспечению (обновление информационной базы, образовательных и управленческих технологий и, квалификации преподавательского и управленческого корпуса и т.п.). Ряд из них, в первую очередь, организационно-финансовые механизмы: подушевое финансирование, новая оплата труда, - в настоящее время широко апробируется в общем образовании в рамках региональных комплексных проектов и по их завершении будет распространен на другие уровни.
Наряду с современным базовым образованием в условиях динамичной инновационной экономики мы должны обеспечить гражданам возможность учиться и переучиваться в течение всей жизни, осваивая те образовательные модули, которые им необходимы в определенный момент их профессиональной карьеры. Поэтому третье направление - создание современной гибкой системы непрерывного образования. Предусмотрены меры по поддержке как организаций, предлагающих качественные программы освоения квалификаций, так и потребителей - жителей и работодателей, желающих освоить эти программы или обучить работников. Кроме того, будет поддерживаться создание региональных и отраслевых центров получения и присвоения квалификаций, в том числе на базе учреждений начального и среднего профессионального образования.
И направление, являющееся своего рода гарантией реализуемости трех остальных направлений работы, - создание механизмов обратной связи образования и общества.
Здесь, во-первых, предусматриваются работы по совершенствованию системы оценки индивидуальных образовательных достижений, в том числе - в социальной, проектной деятельности, как основы для получения следующего уровня образования. Они будут опираться на обновленное законодательство в части образовательных стандартов и независимой объективной аттестации выпускников.
Кроме того, предусмотрены меры по развитию системы исследований качества образования, участию в сопоставительных исследованиях, ужесточению лицензионных и аккредитационных требований.
Мы планируем активно поддерживать развитие общественно-профессиональных форм аттестации, аккредитации, рейтингования образовательных организаций и программ. Этому во многом способствует принятый закон о саморегулируемых организациях. Мы сейчас исследуем потенциал саморегулируемых организаций в образовании и планируем полноценно его использовать.
Перечисленные меры отражены в основных направлениях деятельности Правительства на 2009 - 2012 годы в части обеспечения удовлетворения потребностей граждан в современном образовании.
По всем мероприятиям сформулированы контрольные и целевые индикаторы, которые позволят прозрачно отслеживать успешность их выполнения.
(Первая часть показателей фиксирует институциональные изменения - долю учреждений, финансируемых по нормативу и перешедших на новую систему оплаты труда, имеющих орган государственно-общественного управления и публичную отчетность, долю муниципалитетов, имеющих институты поддержки семейного воспитания, количество центров сертификации квалификаций. Вторая часть - позволяет отслеживать социально-экономические эффекты, такие как доля жителей, получающих непрерывное образование, доля обучающихся в современных условиях, доля старшеклассников, получивших наряду с общеобразовательной профессиональную подготовку и т.д.)
Так, принятые за последнее время меры позволили повысить охват детей дошкольными образовательными услугами до 60 процентов и практически достичь уровня 90-х годов. К 2012 году предлагаемые меры позволят повысить его до 65 процентов, а долю первоклассников, осваивавших программы для старших дошкольников - до 75 процентов.
Доля обучающихся в современных условиях (а это означает полную оснащенность современным оборудованием, укомплектованность квалифицированными кадрами, соответствие требованиям строительных и санитарных норм) до начала нацпроекта составляла менее 15 процентов. Сейчас этот уровень - порядка 30%. В 2009 году мы планируем довести этот показатель до 50, а в 2012 году - до 70 процентов.
В рамках нацпроекта порядка 10 процентов образовательных организаций начали систематически размещать в Интернете отчеты об образовательной и хозяйственной деятельности. В 2012 году это будут делать все образовательные организации.
Сегодня в среднем зарплата работников образования не достигает 70 процентов от средней по промышленности. Если не учитывать совместительства и работу на несколько ставок, то менее 5 процентов педагогов и преподавателей получают больше, чем в среднем по экономике в регионах. Уже сейчас с введением НСОТ в пилотных регионах начались серьезные подвижки, и к 2012 году, с массовым введением новых систем оплаты труда, мы рассчитываем, что доля возрастет приблизительно до трети.
Доля граждан, получавших в текущем году непрерывное образование (включая самообразование) составляет на сегодня в России чуть более 20 процентов, что почти в 2 раза меньше, чем в среднем в развитых европейских странах. К 2012 году мы планируем вплотную приблизиться к среднеевропейским показателям.
Комплексная реализация предлагаемых мер, на наш взгляд, позволит сделать образование эффективным механизмом инновационного развития страны на ближайшую и долгосрочную перспективу. Поэтому мы рассчитываем на их поддержку со стороны депутатов.
В рамках программы будут продолжены работы по созданию нового интегрированного законодательного акта по образованию, о котором я докладывал в марте. В нем планируется комплексно, системно описать все ключевые изменения и тенденции в образовании, задающие стратегические ориентиры развития. В 2009 году предстоят основные разработки, а к 2010 году проект документа будет готов к широкому обсуждению.
|
Глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ( Рособрнадзор) Любовь Глебова рассказала корреспонденту "Газеты", что до начала декабря будут приняты 12 нормативно-правовых актов, которые обеспечат введение единого госэкзамена (ЕГЭ) в штатный режим. А до этого времени продолжатся дискуссии в экспертном сообществе о том, в каком формате проводить экзамены в конце нового учебного года. В сентябре обсуждение будет вестись в Госдуме и Общественной палате, уточнила Глебова.
Сейчас Рособрнадзор рассматривает возможность установить минимальный балл по ЕГЭ, с которым не будут принимать в вузы. При этом в аттестате выпускнику поставят оценку, которую он получил за весь год, а не за отдельный экзамен. "Есть предложения заменить обязательность сдачи ЕГЭ на добровольность. Это неприемлемо, потому что закон требует обязательности", - заявила Глебова.
Глава Рособрнадзора убеждена, что самый спорный ЕГЭ (по математике) должен остаться обязательным. Глебова сослалась на опыт 20-летней давности, когда отменили обязательный выпускной экзамен по геометрии. Это, по ее словам, привело к тому, что сейчас Россия падает в международных дизайнерских рейтингах "из-за недостатка развития пространственного воображения".
Ранее в Ульяновске министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что его ведомство рассматривает два варианта проведения ЕГЭ по математике.
Первый: оставить обязательный экзамен только в 9-м классе, а в 11-м предоставить выпускникам выбор, сдавать математику или нет, сохранив обязательность только для профильных школ. Второй: разрешить выдавать аттестаты с двойками, оставив математику обязательной. Именно математика вызвала широкую дискуссию в преподавательском сообществе, потому что в этом году по всей стране этот предмет не сдали 25% выпускников.
Член комиссии Общественной палаты по науке и образованию, директор образовательного центра "Царицыно" Ефим Рачевский считает, что сдавать ЕГЭ по математике не обязательно всем выпускникам 11-го класса. "Однако необходимо, чтобы базовое образование содержало математику, поэтому всем нужно сдавать этот предмет по завершении 9-го класса", - заявил он корреспонденту "Газеты". Рачевский на практике убедился, что если старшеклассник не пропускает занятия по математике и хотя бы через раз делает домашние задания, то он может сдать на "удовлетворительно" ЕГЭ по математике. Педагог считает, что выпускник сам должен выбирать, какие предметы сдавать в форме ЕГЭ, в соответствии с тем, какой профиль выбрал учащийся и какие вступительные экзамены ему нужно сдавать в вуз кроме русского языка.
В Рособрнадзоре обсуждают количество обязательных экзаменов в следующем учебном году и возможность включения вузов в разработку заданий ЕГЭ.
Любовь Глебова уверена, что если вузы займутся разработкой тестов, то у них повысится доверие к результатам ЕГЭ. К тому же Рособрнадзор в ближайшее время ужесточит требования к государственным и коммерческим вузам и гораздо чаще начнет наведываться с проверками. Таким образом ведомство будет выполнять курс на сокращение числа вузов за счет укрупнения и упразднения несостоятельных заведений, провозглашенный министром Андреем Фурсенко. Глебова заявила, что считает оптимальным сохранить всего 150 вузов из более 3,5 тысячи существующих ныне. Первыми под нож пойдут те вузы, которые по итогам проверок Рособрнадзора будут признаны неспособными дать качественное образование.
|
Премьер Владимир Путин поручил подготовить план модернизации государственного сектора науки и образования. В частности, речь идет о повышении эффективности работы научных учреждений.
Какие меры могут быть приняты? Об этом корреспондент "РГ" беседует с директором департамента научно-технической и инновационной политики минобрнауки Александром Хлуновым.
Российская газета О том, что институты должны работать более эффективно, заговорили, когда в науку пошли уже вполне достойные деньги. Но дальше пожеланий дело пока практически не идет, хотя предложения о модернизации науки звучали не раз. Что же предлагается на этот раз?
Александр Хлунов Нами разработан проект постановления правительства "Об оценке результативности научных организаций государственного сектора". Он может быть рассмотрен в начале сентября на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям под председательством вице-премьера Сергея Борисовича Иванова. Цель проекта - повысить отдачу бюджетных средств, выделяемых на науку. А они не малые. Так, только на пятилетнюю программу фундаментальных исследований будет потрачено 250 миллиардов рублей. Еще 600 миллиардов рублей правительство дает на программы развития высоких технологий.
Сразу скажу, что мы ничего революционного не придумали, суть проекта проста и очевидна. Ученым предлагается на основе экспертных оценок и типовых методик раз в три года проводить инвентаризацию своего хозяйства - оценивать работу научных учреждений. От результатов должно зависеть дальнейшее финансирование. Отстающие потеряют часть денег, они перейдут к лидерам.
Повторяю, такие системы давно работают в ведущих странах мира.
Например, в германском Обществе Макса Планка, на которое обычно ссылаются в нашей академии наук, называя его чуть ли немецким аналогом РАН.
РГ Академик Владимир Фортов рассказывал мне, как, работая там приглашенным экспертом, он поражался требовательности комиссии, которая оценивала работу институтов. Работы должны соответствовать чуть ли не нобелевскому уровню. У аутсайдеров беспощадно "откусывают" деньги, передавая их лидерам. Но кто у нас решится на подобное?
Хлунов Уж точно это не дело чиновников. Все решать самим ученым. Мы лишь предлагаем сам принцип повышения эффективности науки - это перераспределение денег. И предлагаем набор критериев для оценки работы. Он тоже довольно очевиден. Это прежде всего эффективность, которая во всем мире измеряется числом публикаций и индексом цитирования. И хотя некоторые наши ученые высказывают к данному инструменту немало претензий, но все же лучшего "оселка" наука пока не придумала. И он довольно объективен. Среди других важных критериев назову коммерциализацию результатов научной деятельности, участие в крупных международных и национальных проектах, число признанных в стране и мире ученых, материально-техническая база и т.д.
РГ Возражая против формализованного подхода к оценке работы ученых, многие возражали, что нельзя одним метром мерить математиков и биологов, физиков и философов.
Хлунов А никто и не собирается всех стричь под одну гребенку. "Веса" этих критериев должны меняться в зависимости от того, где они применяются - в физике или философии, математике или истории. И конечно, они будут разные в институте РАН или РАМН, в научной организации "Росатома" или Роскосмоса, в классическом университете или техническом.
РГ То есть каждому надо дать свой метр? Но кто же его отмерит?
Хлунов Выражаясь вашей терминологией, "большой метр" мы уже сделали - предложили набор критериев. А вот миллиметровые насечки на нем, учитывающие разные специфики, о которых я уже говорил, придется наносить самим ученым. Не чиновникам же сравнивать физику и биологию.
Для нас важен результат. Мы должны наконец-то получить ясную картину, какую науку мы сегодня имеем в России. Скорей всего, это будут своего рода четыре лиги. В первой - лидеры, которым будет рекомендовано увеличить финансирование. Во второй - стабильные организации, которые имеют удовлетворительные результаты. Для них будут разработаны программы развития, чтобы вывести на уровень лидеров. В третьей - "середняки", которым требуется реорганизация. Какая? Решать придется в каждом конкретном случае. И наконец, явные аутсайдеры, где фактически уже нет науки. Их придется кардинально реформировать, а может и закрывать.
РГ По оценке Андрея Фурсенко, последних может набраться не менее десяти процентов...
Хлунов Да, мы делали прикидки, но они очень грубые и могут сильно измениться в любую сторону. Поэтому надо отработать систему и посмотреть, что же получится. Еще раз подчеркну, что у нас нет желания что-то закрывать. Мы лишь предлагаем инструмент каждому, кто управляет наукой: и "Росатому", и минпромторгу, и РАН. Им самим предлагается сделать окончательный выбор, как перераспределять деньги, кого поощрять, кого наказывать, кого закрывать. Все в руках самих ученых.
РГ Идея перераспределения денег в пользу сильных ученых в определенной степени была заложена в пилотном проекте, который в этом году завершается в Академии наук. Ваше министерство настаивало на введении системы оценок результативности работы ученых, что вызвало категорический отпор академиков. Мол, они без всяких формул и таблиц знают, кто есть кто. Не повторится ли ситуация и с новым предложением минобрнауки?
Хлунов К сожалению, сокращение сотрудников в РАН происходило по непонятным принципам. По сути, из кабинета чиновника президиума выдавали квоту - сокращайте столько-то и в такие-то сроки. Мы же предлагали вначале всесторонне оценить по вполне конкретным критериям, как работают ученые, а только потом решать судьбу человека. То есть сделать процесс сокращения прозрачным, чтобы люди понимали правила игры. По различным причинам так не получилось. Видимо, и нам надо было быть более настойчивыми.
Могу раскрыть карты и сказать, что проект, о котором я сейчас рассказываю, не удалось согласовать на межведомственном уровне. Были противники. Поэтому мы хотим, чтобы на правительственной комиссии у зампредседателя правительства оппоненты открыто высказали свои возражения. Готовы выслушать все конструктивные замечания и вносить поправки, но совершенно очевидно, что без понимания, что из себя представляет наша наука, без наведения здесь порядка, вперед мы не двинемся.
|
Взгляд в будущее: как и чему будут учить лет через 10 - 15
Минобрнауки России разрабатывает модель развития образования аж до 2020 года. Что же ждет наших детей и внуков? С этим вопросом я пришла к директору Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования министерства Игорю РЕМОРЕНКО.
ДОШКОЛЯТА: Развивать и малышей, и их мам
Самое главное тут для чиновников - первым делом обеспечить всех малышей детсадами, чтобы мамашки не выстаивали годами в очередях, где распределяют места для ребятишек. Причем, помимо строительства новых садов, предлагается открывать еще и специальные клубы. И не только для ребятишек, но и для мам, которые скучают дома.
Скажем, не хотят родители отдавать чадо в сад на целый день, есть бабушка, готовая присмотреть за сорванцом. Но все равно предшкольную подготовку проводить надо. Для таких ситуаций будут специальные двух-трехчасовые курсы дошколят. Привела мама на них отпрыска и, пока малыш учится, сама в клубе занимается полезными делами.
Впрочем, и подход к воспитанию малышей в самих садиках собираются менять. Сейчас воспитательницы по большей части лишь присматривают за ребенком да гулять выводят. В будущем, если верить модели, они обязаны будут именно воспитывать и развивать малыша. Хотя, само собой, и смотреть, чтобы лоб не расшиб, придется.
Когда все малыши смогут без проблем получить по кроватке в детсадике, Минобрнауки планирует сделать дошкольную подготовку обязательной. Чтобы все дети приходили с равной подготовкой в первый класс. А то некоторые в младшей школе полгода в носу ковыряют, поскольку уже и читать, и писать умеют, а других учительница впервые с букварем знакомит.
- Дошкольная подготовка может стать обязательной. Как это осуществить? Вот об этом будем советоваться с экспертами, педагогами, родителями. Но я думаю, что ряд регионов вскоре сможет начать это нововведение, - пояснил Реморенко.
Но пока своего места в садике ждут тысячи детишек...
ШКОЛЬНИКИ: В класс, как на работу
Вскоре придется отвыкать и от привычного школьного устройства. Если сейчас обычно первый этаж занимают младшеклассники, второй - подростки, а третий - старшеклассники, то продвинутые школы заполнят детьми одного возраста. И называться они станут - школы ступеней обучения.
Планируется создать три основные ступени. На первой - "маленькой" - ступеньке младшеклассники будут учиться учиться.
На второй ступени подростка станут обучать общению и навыкам работы в коллективе.
А на третьей, перед взрослой жизнью, старшекласснику придется выбирать и начинать выстраивать свой профессиональный путь.
Соответственно и уроки каждого класса окажутся непохожими друг на друга. Первоклашки должны постигать мир знаний через игру и сказки.
Пятиклассники уже вполне могут выбирать, делать умозаключения и чувствовать себя большими мальчиками и девочками. Все стандарты образования будут зависеть от возраста и потребностей ребенка.
- Никто, конечно, не собирается закрывать те школы, которые не смогут в силу архитектурных особенностей или традиций поддерживать новую систему. Но стандарт все равно они обязаны будут выполнять. Поэтому с переходом из обычной школы в школу ступеней обучения проблем не будет.
Впрочем, уже сейчас многие родители интуитивно отдают детей в разные начальную и среднюю школы. А все потому, что в обществе меняются предпочтения, образовательные цели, интересы, - считает директор департамента.
Старшая школа - это вообще отдельная страничка. Старшеклассники получат возможность попробовать себя в разных видах профессиональной деятельности - вдруг что понравится. Планируется в 10-м и 11-м классах организовать практику, чтобы ребята почувствовали "вкус" профессий и еще в самой школе смогли научиться специальности и стать, к примеру, поварами, водителями, садоводами.
- К 2010 году должен быть завершен переход на профильное обучение. Это не будет жесткий набор специализаций, скорее, возможность построения школьником индивидуальных траекторий, - объясняет Реморенко. - К 2015 году школьники старшей школы получат возможность выбирать, как и чему учиться, чтобы нащупать будущую профессию, дело, к которому лежит душа. Само собой, обучение такое насытят современными информационными технологиями. В школе мы должны будем дать подростку основы профессионального образования. Дальше выпускник школы сможет уже с большей определенностью решать, что делать - идти в вуз, техникум или сразу начинать работать по полученной в школе специальности.
Все заслуги учеников будут занесены в портфолио. Оно станет не менее важным, чем аттестат.
СРЕДНЕЕ ПРОФОБРАЗОВАНИЕ: Из техникума - с вузовским дипломом
Учреждения начального и среднего профессионального образования глотнут свежего воздуха. Ставка на них сделана серьезная. Во-первых, техникумы все больше станут стыковать с работодателями. Чтобы студент понимал: после окончания этого учебного заведения ему гарантирована работа.
Но, кроме этого, получить специальность можно будет быстрее, поскольку образовательные программы станут модульными. А именно - юноше или девушке в учреждении начального профобразования можно будет не учиться три года столярному делу, а осваивать за это время разные квалификации (модули). Освоил одну - пошел поработал, не понравилось - пошел получать следующую. За определенное количество набранных модулей вручается сертификат о начальном профобразовании.
В учреждениях среднего профобразования будут в основном преподавать высокотехнологичные специальности. А у выпускников будет статус прикладного бакалавриата. В общем, из техникума можно будет выйти с вузовским дипломом. К примеру, есть такая специальность у медиков - сестринское дело. Таким специалистам требуются не общие навыки ухода за больными, а уже более серьезные знания - понимать физиологию, видеть симптомы, ставить диагнозы. И учить этой нужной и востребованной специальности будут как раз в училищах.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Сокращать или объединять?
В общем, высшее образование к 2020 году станет неузнаваемым. К федеральным университетам, которые объединят в себе лучшие ресурсы и станут работать на благо экономики страны, добавятся и национальные. В вузах такого типа станут готовить специалистов, которые смогут справляться с информационным и техническим прогрессом. В первую очередь подготовят знатоков для транспортной, авиационной, энергетической отраслей, для электроники, оптики, информационных технологий, машиностроения - национальных приоритетных отраслей.
Конечно, останутся прежние институты и университеты. Но если сейчас в стране больше 3 тысяч вузов с филиалами, то лет через пять останется около 100 институтов и 50 университетов.
- От бюджетных мест мы не уйдем. Норма 170 мест на 10 тысяч населения останется. Это не означает сокращения бюджетных мест. А означает, что государство, оплачивая обучение студентов, будет понимать, кем этот студент по окончании вуза будет работать. То есть если мы вложили деньги в образование человека, то и отвечаем за него, понимаем, что учим его нужной, востребованной, важной для страны специальности, - уточнил Реморенко. - Хотя, конечно, не все университеты справятся с требованиями по уровню преподавания, которые к ним предъявляются, и могут стать просто институтами, техникумами или вообще прекратить свое существование.
ИТОГ
Главная идея новой модели - обеспечить человеку возможность учиться, повышать образование в любом возрасте, развиваться всю жизнь.
Одной школой и институтом сыт в будущем не будешь. Чтобы продвинуться по карьерной лестнице, придется постоянно совершенствовать свои умения на курсах повышения квалификации. Обещают, что курсы будут на любой вкус и цвет, правда, в большинстве своем небесплатные. Однако в приоритетных для страны профессиях платить за повышение квалификации станет бюджет. В общем, учиться придется много и, надеемся, с удовольствием.
|
Труд хороших учителей должен оплачиваться существенно выше, считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Об этом он заявил сегодня на прошедшей в Лаишевском районе Татарстана республиканской конференции работников образования и науки "Качественное образование как основа конкурентоспособности Республики Татарстан".
"Мы придем к тому, что, во-первых, хорошие учителя будут существенно выше оплачиваться, а, во-вторых, те учителя, которые не соответствуют своему высокому званию, постепенно уйдут из системы образования", - сказал министр.
"...Никто ни на федеральном уровне, ни на региональном, ни на муниципальном уровне на образовании экономить не собирается, - заметил Фурсенко. - У нас бюджеты образования стабильно растут - 25 - 30 проц прирост каждый год на образование. Но давайте эти деньги расходовать максимально эффективно, оплачивая труд тех, кто действительно хорошо учит".
Говоря о квалификации школьных педагогов, он заявил, что "надо создавать новую систему подготовки для них". "Научимся готовить учителей - научимся готовить специалистов", - подчеркнул Фурсенко.
Также министр коснулся проблем профессионального образования в вузах, отметив, что оно должно быть ориентировано на нужды экономики.
Участвовавший в конференции президент Татарстана Минтимер Шаймиев, в свою очередь, отметил, что "республика развивается, прогрессирует", растут объемы регионального валового продукта, а благодаря этому растут и бюджетные расходы на образование. К примеру, они по сравнению с 2004 годом увеличились в Татарстане в два раза. При быстро растущем консолидированном бюджете республики затраты на сферу образования превышают более 20 проц. "А это цифра немалая - порядка 23 - 24 млрд рублей", - уточнил Шаймиев. Он заметил, что по уровню оплаты труда учителей Татарстан занимает второе место в Приволжском федеральном округе, уступая лишь Самарской области.
| « 1 2 ... 9 10 11 12 13 14 15 » |