/ РИА Новости / Министерство образования и науки РФ разрабатывает новые стандарты обучения педагогов, предполагающие существенное усиление практической подготовки будущих учителей и внедрение современной системы сертификации, сообщил глава Минобрнауки Андрей Фурсенко в среду на заседании Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию.
"Главное, что туда входит, - это максимальное увеличение практики", - сказал Фурсенко.
Кроме того, по словам Фурсенко, для повышения качества подготовки учителей предполагается введение педагогической магистратуры и системы сертификации их квалификации, что позволит людям, которые получили образование не в педагогических вузах, получить дополнительную квалификацию и прийти преподавать в школу.
|
О том, что ждет выпускников этого учебного года, вчера рассказали на коллегии Минобрнауки
Любителям посидеть "на камчатке" и
поплевать в потолок, пока учительница вдохновенно рассказывает о лирике
Бунина, придется срочно браться за ум. Иначе не только в вуз не
допустят, но даже ПТУ закроет двери перед самым носом. Борьбу с
путешественниками по стране невыученных уроков начинает Единый
госэкзамен, который, напомню, с 2009 года станет обязательным. Что
придется сдавать?
Выпускникам этого учебного года
предстоит сдавать только два обязательных предмета - русский язык и
математику. Раньше приходилось еще писать тесты по трем предметам по
выбору. Теперь ребята освобождены от этой "повинности". Не собираешься
дальше учиться - спихнул математику с русским - и свободен. Остальные
экзамены будут сдавать только те, кто хочет поступать в вузы или
колледжи. Выбор дополнительных испытаний зависит от того, какие
предметы требуются, чтобы стать студентом того или иного учебного
заведения. Например, поступаешь на химфак - сдавай ЕГЭ по химии. На
истфак - историю России. Сколько предметов сдавать в форме ЕГЭ
дополнительно, решает сам школьник. Хоть все девять. Что такое допуск к
ЕГЭ?
Теперь, чтобы расквитаться с "единым",
недостаточно просто отучиться 11 лет в школе. Выпускникам придется
перед Госэкзаменом написать на положительную оценку итоговую
контрольную по математике и сочинение. "Это покажет, готов ли выпускник
к итоговой аттестации, а также не даст вытеснить литературу из школы",
- пояснила руководитель Рособрнадзора Любовь ГЛЕБОВА. (Напомним, раньше
выпускники писали сочинение и получали в аттестат две оценки - по
литературе и русскому языку. Год назад остался только ЕГЭ по русскому
языку, и чиновников критиковали за то, что из экзаменационного списка
выпал важный предмет - литература. Теперь она возвращается, хотя и в
форме контрольной работы. - Авт.)
Как будут оценивать?
Перевод баллов в оценки решили отменить
совсем. Беспредел с пересчетом, когда так и не было понятно, почему по
одному предмету для тройки нужно 50 баллов, а по другому - 40,
закончится. Свидетельство о сдаче ЕГЭ и аттестат будут абсолютно
независимы друг от друга. Итоговые оценки пойдут в аттестат, и
результаты ЕГЭ на них не повлияют. Правда, только в том случае, если
"единый" сдан не на двойку.
Что будет с двоечниками?
Если ученик умудрится написать
обязательный ЕГЭ по русскому языку или по математике на пару, ему будет
дан шанс пересдать экзамен в один из дополнительных дней. Если неудача
постигнет мученика науки и на этот раз, то вместо аттестата горе-ученик
получит справку о том, что учился 11 лет, но так и не выучился, и
отправится на все четыре стороны. Ни в вуз, ни в учреждения среднего
профобразования неучей не пустят, только в училища. Через год после
окончания школы молодой человек сможет снова попытать силы в сдаче ЕГЭ,
и если повезет, то и в вуз поступить.
Если же выпускник оказался совсем
нерадивым и сдал оба обязательных экзамена на "лебедя", право пересдачи
сразу после неудачи у него вообще отнимут.
Ну а если выпускник сдал обязательные
ЕГЭ, но завалил один по выбору, аттестат ему выдадут и даже пару в этот
документ не поставят - останется итоговая оценка. Зато поступить в вуз
по специальности, где предмет по выбору, который он завалил, был
профильным, он не сможет. Как изменятся тесты?
Контрольно-измерительные материалы
(КИМы), в народе их называют проще - тесты, меняются ежегодно - точнее,
совершенствуются. Был долгий спор, оставлять ЕГЭ по математике или нет
- все-таки 25 процентов выпускников-2008 написали его на два! В итоге
специалисты решили серьезно модернизировать КИМы по этому предмету.
Теперь школьнику недостаточно будет просто зазубрить формулы. Новые
тесты станут проверять понимание предмета и умение применять его на
практике. Все формулы, которые необходимо знать, безусловно, придется
вызубрить. Но задачки, предложенные в ЕГЭ, будут иметь непосредственное
отношение к реальной жизни. К примеру: билеты стоили 12 рублей и
подорожали на 15 процентов. Сколько билетов можно купить на 100 рублей?
Главное, чтобы ребенок научился применять математику в жизни, а не
складывать три плюс два.
- В нашем веке цифр нельзя бояться. Нас
окружают цифровые телефоны, цифровое телевидение, а школьники не знают
математику! - сетовал министр образования и науки РФ Андрей ФУРСЕНКО.
По его мнению, задания по математике надо приблизить к заданиям международных тестов PISA.
- Конечно, мы понимаем, что это
необычно для выпускников. Но мы выложим все три тысячи задач на сайте.
Достаточно будет их прорешать. И я уверен, что сдать на тройку их
сможет каждый, кто хоть немного учился в школе, - заверил министр.
Тесты по математике разделят на три части - первая из шести
элементарных задач, основная и одна задача олимпиадного уровня. Для
тройки достаточно справиться с первой частью. А выявлять таланты
призвана олимпиадная задача. - В ближайшем будущем мы планируем тесты
по всем предметам изменить, приближая задания к жизненным ситуациям, а
также делая акцент на понимание, а не на зубрежку, - пояснила Глебова.
Как поступить в вуз?
Каждый вуз установит свой проходной
порог, к примеру 75 баллов. Он будет известен до начала приема
заявлений от абитуриентов. Ребята с заведомо непроходными результатами
ЕГЭ смогут выбрать вуз попроще, где проходной балл ниже. Кроме того,
некоторые вузы получат право проводить свои дополнительные испытания
или творческий конкурс. Список таких вузов обнародуют в ближайшие дни.
|
В ПРАВИТЕЛЬСТВО России представлен проект государственной программы " Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы".
Этот документ обсуждался на коллегии в минобрнауки, на заседаниях межведомственной группы по реализации национального проекта "Образование", на августовских совещаниях учителей в регионах. Сегодня на вопросы корреспондента "РГ" отвечает один из разработчиков проекта - директор департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Игорь Реморенко.
Российская газета Игорь Михайлович, какой будет в ближайшие годы система высшего образования в России?
Игорь Реморенко Появится несколько категорий вузов, решающих разные задачи. Это федеральные университеты, национально-исследовательские университеты, университеты регионального значения и институты, работающие по программам бакалавриата, в том числе прикладного. Новыми здесь являются первые две категории. Федеральные университеты ориентированы на решение геополитических задач и удовлетворение кадровых потребностей крупных межрегиональных инвестиционных проектов. Исследовательские - на кадровое обеспечение базовых технологических платформ, их научные школы должны определять устойчивость и конкурентоспособность отечественной экономики.
РГ В программе заявлено, что планируется открыть не менее 5 ведущих мировых центров - федеральных университетов. Но ведь пять уже есть?
Реморенко Формально созданы три - Сибирский, Южный и Дальневосточный. Эти вузы имеют большое территориальное значение и являются своего рода форпостами инновационных технологий в регионах. К ним прибавится еще как минимум два. Какие именно? Пока идет обсуждение. Федеральные университеты решают кадровые задачи крупных проектов территориального развития.
Что касается других вузов, то у них есть схожие программы развития. Однако далеко не все такие программы можно реализовать без крупных инвестиций. Поэтому там, где речь идет об опережающем развитии научных школ, кафедр, внедренческих коллективов, университету целесообразнее претендовать на статус исследовательского вуза.
РГ Вы имеете в виду МИСиС и МИФИ?
Реморенко Не торопитесь. По исследовательским университетам вопрос как раз в разгаре обсуждения. Идея создания исследовательского университета состоит в развитии определенной технологии или комплекса технологий силами университетского коллектива при тесном взаимодействии с работодателями. У МИФИ и МИСИСа программы развития как раз решают такие задачи.
РГ Сколько будет таких вузов к 2012 году?
Реморенко Ориентировочно 10-12.
РГ Останется ли у государственных вузов право заниматься коммерческой деятельностью и зарабатывать деньги?
Реморенко Да. Если вуз занимается продвижением собственных технологических разработок, это только приветствуется.
РГ Для чего нужно, чтобы каждый пятый выпускник вуза получил международное приложение к диплому - так записано в проекте? Кому надо - и так убежит за границу.
Реморенко Общеевропейское приложение к диплому (Diploma Supplement) - дополнительная возможность для россиян не только быть узнаваемыми на глобальном рынке труда, но и впоследствии продолжить образование в любой стране. Европейский рынок труда становится все более емким, в этих условиях требуются общие правила признания квалификаций работников.
Приложение - формат для записи образовательных достижений, где записано, сколько и какие зачетные единицы студент освоил. Некоторые российские вузы уже ввели такие общеевропейские приложения, но мы планируем от единичных случаев перейти к выдаче таких дипломов более чем 20 процентам выпускников.
РГ А что за независимые аттестационные центры для студентов должны появиться в ближайшее время?
Реморенко В первую очередь это касается не студентов вузов, а учащихся учреждений начального и среднего профобразования. В центрах сертификации квалификаций они смогут получить более высокий разряд, чем предусматривает образовательная программа. Центры будут создавать работодатели на базе самих образовательных учреждений.
РГ Идея понятна: привлечь работодателей к подготовке рабочих кадров. Получится ли? Сейчас обучением кадров занимаются только две организации - РЖД и "Газпром".
Реморенко Еще "Транснефть", РАО ЕЭС. Были подобные инициативы и у других организаций. Рынок очень нуждается в квалифицированных рабочих кадрах.
Есть несколько направлений развития сети начального и среднего профтехобразования. Часть программ среднего профессионального образования будет переведена в статус прикладного (технического) бакалавриата.
Успешные учреждения начального и среднего профобразования займутся повышением квалификации кадров. Предприятия смогут заказывать у них обучение высококвалифицированных рабочих, которые пришли переучиваться и осваивать новые технологии. Рабочих, которые повышают квалификацию на базе учебного заведения, может быть до 20-30 процентов от общего числа обучающихся. Уже сейчас у нас есть несколько таких учреждений - в Липецке, Томске, Челябинске и других регионах. Часть общеобразовательных и социальных функций учреждений начального профобразования может быть передана школам. Программы профобразования, возможно, будут сокращены до освоения конкретного набора компетенций.
РГ Что будет с неуспешными ПТУ?
Реморенко Если они выпускают безработных - это не нужно ни работодателям, ни, главное, самим учащимся.
РГ Выходит, систему профтехобразования ждут большие перемены?
Реморенко Да. Могу добавить, что система обучения станет модульной. Можно будет в училище освоить один модуль - получить определенную квалификацию и пойти поработать. Потом прийти снова учиться, освоить следующий модуль. Толковые руководители предприятий будут стремиться к тому, чтобы их сотрудники постоянно повышали квалификацию. И сегодня, как показывает статистика, расходы на обучение персонала неуклонно растут.
РГ Будут ли предусмотрены налоговые льготы для тех работодателей, которые вкладывают средства в обучение своих сотрудников?
Реморенко Льготы уже есть. Недавно в Бюджетный кодекс были внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 года: отнесение на себестоимость тех расходов, которые понес работодатель на обучение сотрудника или повышение квалификации, эти деньги не облагаются налогом. Увеличилась сумма налогового вычета для граждан - до 100 тысяч рублей, потраченных на образование. Эта сумма налогом не облагается.
РГ Программой предусмотрено обучение рабочим специальностям мигрантов. Интересно, кто этим займется?
Реморенко Учреждения начального и среднего профобразования, которые пожелают заняться такой работой. Они могут получить на эти цели дополнительные средства из госбюджета. Предполагается, что этот проект начнется уже в следующем учебном году.
РГ Теперь давайте поговорим о дошкольном образовании. Обеспеченность детскими садами увеличится с 61 до 65 процентов. Почему так мало - рост всего 4 процента?
Реморенко Не детскими садами, а дошкольным образованием! Это существенная разница. Это весьма заметный рост. Мы сейчас по охвату дошкольным образованием приближаемся к уровню 1991 года, у нас на протяжении 17 лет был сильный провал. Особенно - в крупных городах, где катастрофически не хватает мест в дошкольных учреждениях. Из-за высоких цен на недвижимость ведомственные детские сады передавались другим владельцам, это было более выгодно, чем содержать социальную инфраструктуру.
РГ Негосударственные дошкольные учреждения смогут получать теперь государственные средства. В этом случае плата для родителей будет уменьшена?
Реморенко Думаю, да, но здесь надо говорить еще и о расширении спектра предоставляемых услуг.
РГ Честно говоря, удивила цифра охвата детей-инвалидов инклюзивным образованием. Оказывается, у нас 40 процентов детей-инвалидов учатся в обычных школах. А будет 50 процентов, иными словами - половина. Что-то не верится ни в ту, ни в другую цифру.
Реморенко А меня не удивляет, что 60 процентов детей учатся в специализированных школах, а 40 - в обычных. Я считаю, что там, где это возможно, ребята должны заниматься вместе. И школам в связи с переходом на нормативное подушевое финансирование это выгодно - на таких детей нормативы выше.
РГ Школы станут ступенчатыми - начальная, средняя и старшая, даже будут размещаться в от дельных зданиях. Речь идет о новых школах или перестройке старых?
Реморенко И так, и так. В России ежегодно строится около 200 школ, они будут учитывать новые требования. В институтах повышения квалификации уже идет переобучение педагогов по программам, ориентированным на ступени обучения. Есть блестящие разработки отечественных методистов, психологов и управленцев по переходу к модели школ ступеней обучения.
РГ Готовы ли школы к тому, что очень скоро в России будет много первоклашек: младшие группы детских садов переполнены?
Реморенко И сейчас уже детей в начальной школе стало больше. Тут сложность не столько в зданиях, сколько в отсутствии квалифицированных кадров. Их по идее должны готовить педагогические вузы. А они часто работают совсем не на школу - более 70 процентов выпускников в школу не идут. Программой предусмотрены изменения сети педвузов, превращение их в гуманитарные университеты или в подразделения классических университетов. Не факт, что все такие вузы должны работать по прикладному бакалавриату, но какая-то часть будет давать именно такое образование.
РГ Создается впечатление, что образование в целом становится очень прикладным.
Реморенко Если речь идет об уменьшении объемов гуманитарного образования, то это миф. Ведь если сравнивать количество часов на русский и литературу, то оно в наших школах заметно больше, чем на эти предметы в других странах. Если же речь идет о формировании умений применять знания, то да, этого в нашем образовании катастрофически не хватает.
ЧТО НОВОГО ПОЯВИТСЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
К 2012 году: 27 процентов педагогов будут получать зарплату больше средней по региону; 65 процентов детей смогут получить дошкольное образование; 50 процентов детей-инвалидов будут обучаться в обычных школах, инклюзивно; 30 процентов мигрантов пройдут профобучение; 20 процентов базовых школ отремонтируют по современным нормам; 70 процентов учащихся и студентов будут учиться в учреждениях, которые соответствуют стандартам нового поколения; не менее 50 процентов студентов получат общеевропейское приложение к диплому о высшем образовании; не менее 15 процентов образовательных учреждений станут автономными.
К 2020 году: система раннего развития детей с 0 до 3 лет; возможность частным детским садам получать помощь из бюджета; обязательный год предшкольного образования (после обсуждения общественностью); разделение школ по ступеням; укрупнение базовых школ; сеть федеральных университетов; сеть национальных исследовательских университетов; часть средних профессиональных учреждений будет включена в состав вузов; в училищах и колледжах появятся программы повышения квалификации и переподготовки рабочих; программы начального профобразования сократятся, а общеобразовательные функции училищ могут быть переданы школам.
|
Абсолютным победителем
конкурса "Учитель года России - 2008" стал учитель музыки из московской
общеобразовательной школы N 1060 Михаил Стародубцев.
3 октября на торжественном вечере в
Большом зале Фундаментальной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова,
посвящённом Международному дню учителя, было названо имя абсолютного
победителя конкурса. Главный приз конкурса - "Большого хрустального
пеликана" - победителю вручили Министр образования и науки Российской
Федерации Андрей Фурсенко и Председатель Большого жюри конкурса Виктор
Садовничий.
Михаил Леонидович Стародубцев родился 1
октября 1959 года. Окончил Московскую дважды ордена Ленина
государственную консерваторию имени П. И. Чайковского
(дирижерско-хоровое отделение вокального факультета). Педагогический
стаж: 28 лет. Хобби: музыкально-этнографические экспедиции.
Всероссийский конкурс "Учитель года
России" проводится с 1990 года. Учредители конкурса: Министерство
образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по
образованию, Профсоюз работников народного образования и науки
Российской Федерации, "Учительская газета". В 2008 году конкурс
проводится при поддержке Правительства Санкт-Петербурга.
Основные мероприятия конкурса "Учителя
года России - 2008" проходили с 15 по 25 сентября 2008 года в
Санкт-Петербурге. В состязаниях принимали участие 75 учителей -
победителей региональных конкурсов (в 2007 году - 68, в 2006 году
участвовало 54 лучших учителя страны). Все учителя входят в число победителей конкурсного отбора в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
По правилам конкурса финал проходит в два тура. По итогам первого тура определяются победители конкурса в количестве 15 человек,
по итогам второго тура выявляется абсолютный победитель конкурса
"Учитель года России". Конкурсными мероприятиями первого тура являются
презентация инновационного проекта, учебное занятие по предмету и
самоанализ учебного занятия. Для выполнения конкурсных заданий из
состава участников финала конкурса формируются междисциплинарные
группы: гуманитарно-общественная; естественно-научная; искусство и
культура; начальное образование. Оценивание выполнения конкурсных
заданий на первом туре в каждой междисциплинарной группе осуществляет
междисциплинарное жюри.
К конкурсным испытаниям второго тура
допускаются 15 участников: два участника, набравшие наибольшее
количество баллов в междисциплинарной группе (8 человек), 7 участников,
набравших наибольшее количество баллов в общем рейтинге. Участники,
допущенные ко второму туру финала конкурса, объявляются победителями.
На втором туре победители финала конкурса выполняют следующие задания:
мастер-класс и публичная лекция. Оценивание выполнения конкурсных
заданий на втором туре осуществляет Большое жюри.
Абсолютным победителем финала конкурса
становится участник, набравший наибольшее количество баллов по
результатам оценивания конкурсных заданий второго тура.
|
3 октября 2008 года объявят
имя абсолютного победителя конкурса "Учитель года России - 2008". Имя
победителя назовут Министр образования и науки Российской Федерации
А.А. Фурсенко и Председатель Большого жюри конкурса В.А. Садовничий на
торжественном вечере в Большом зале Фундаментальной библиотеки МГУ им.
М.В. Ломоносова, посвящённом Международному дню учителя.
На церемонию награждения приглашены 15
победителей первого тура конкурса "Учитель года России - 2008" и лучшие
педагоги со всех регионов России. В торжественном вечере также примут
участие Председатель Комитета по образованию Государственной Думы РФ
Г.А.Балыхин, Председатель Профсоюза работников народного образования и
науки РФ Г.И.Меркулова.
Всероссийский конкурс "Учитель года
России" проводится с 1990 года. Учредители конкурса: Министерство
образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по
образованию, Профсоюз работников народного образования и науки
Российской Федерации, "Учительская газета". В 2008 году конкурс
проводится при поддержке Правительства Санкт-Петербурга.
Основные мероприятия конкурса "Учителя
года России - 2008" проходили с 15 по 25 сентября 2008 года в
Санкт-Петербурге. В состязаниях принимали участие 75 учителей -
победителей региональных конкурсов (в 2007 году - 68, в 2006 году
участвовало 54 лучших учителя страны). Все учителя входят в число победителей конкурсного отбора в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
По правилам конкурса финал проходит в два тура. По итогам первого тура определяются победители конкурса в количестве 15 человек,
по итогам второго тура выявляется абсолютный победитель конкурса
"Учитель года России". Конкурсными мероприятиями первого тура являются
презентация инновационного проекта, учебное занятие по предмету и
самоанализ учебного занятия. Для выполнения конкурсных заданий из
состава участников финала конкурса формируются междисциплинарные
группы: гуманитарно-общественная; естественно-научная; искусство и
культура; начальное образование. Оценивание выполнения конкурсных
заданий на первом туре в каждой междисциплинарной группе осуществляет
междисциплинарное жюри.
К конкурсным испытаниям второго тура
допускаются 15 участников: два участника, набравшие наибольшее
количество баллов в междисциплинарной группе (8 человек), 7 участников,
набравших наибольшее количество баллов в общем рейтинге. Участники,
допущенные ко второму туру финала конкурса, объявляются победителями.
На втором туре победители финала конкурса выполняют следующие задания:
мастер-класс и публичная лекция. Оценивание выполнения конкурсных
заданий на втором туре осуществляет Большое жюри.
Абсолютным победителем финала конкурса
является победитель, набравший наибольшее количество баллов по
результатам оценивания конкурсных заданий второго тура.
|
Чтобы отстоять право своего института на жизнь, выпускникам придется сдать еще один экзамен
Для многих российских вузов наступили
нелегкие времена. После заявления министра образования и науки РФ
Андрея Фурсенко о том, что у нас должно остаться 100 - 150 институтов и
50 - 100 университетов, у многих институтских начальников затряслись
руки. Уверенно стоят на ногах не так много вузов. Например, МГУ им.
Ломоносова и СПбГУ уже готовятся издавать дипломы собственного образца.
А многие выжидают - повесят ли на их корпусах большой замок с надписью
"Здесь плохо учили студентов". Критерии, по которым будут оценивать,
плохо ли учат в институте, университете или академии, определены новым
положением об аккредитации вузов, по которому правила проверки серьезно
ужесточились. Но и это не предел, еще туже стянуть петлю на "шее"
лжевузов намерены к 2009 году. Что же ждет вузовское сообщество и
студентов?
Кривое зеркало
Что может быть лучше, чем посмотреть на
себя со стороны? Вот и вузам нашим в новом положении об аккредитации
предлагают использовать этот метод. Правда, название не совсем
привычное - самообследование. То есть раз в пять лет (как раз в такой
период вуз обязан получать аккредитацию) руководителям учебного
заведения придется проводить своеобразную диспансеризацию не только
финансовой стороны, но и качества подготовки студентов и
профпригодности преподавателей. И потом свое видение излагать в
письменной форме и отправлять в Рособрнадзор. Многие начнут
сомневаться: а где гарантия, что вуз не пригонит в Москву грамотно
составленную липу?
И вас проверят
А все дело в том, что потом вуз посетит
специальная экспертная комиссия. В течение пяти дней "зоркие сыщики"
засунут нос не только в бумаги и во все аудитории, не только разговорят
педагогов, но и проведут обязательное тестирование студентов выпускного
курса.
Отвертеться от экзамена удастся только
избранным - по правилам, в таком испытании должны принять участие не
менее 85 процентов выпускников. И даже заочников откосить не удастся.
Ведь такие проверочки будут проводиться как раз в самую сессию.
Тестирование будет состоять из вопросов по основным предметам
конкретной специальности. Конечно, проверять знания по экологии у
будущих историков не станут. Да и засыпать каверзными вопросами и без
того замученных студентов не будут. Однако завалить такое испытание
крайне нежелательно - есть шанс не только себя лишить диплома, но и вуз
родной двойкой обеспечить. Ведь по результатам самоисследования и
работы экспертной комиссии каждый вуз будет получать определенное
количество баллов.
При этом если раньше проверяли раз в
пять лет, то сейчас планируется вести постоянный контроль за вузом. И
такие странные параметры, как количество квадратных метров на студента
и наличие 100 преподавателей на 4 аспирантов, планируется вообще
исключить. Акцент сделают на качестве образования.
Закрыть, нельзя помиловать
Принимать окончательное решение станет
аккредитационная коллегия, состоящая не только из экспертов, но и из
представителей общественных организаций, чиновников. Как рассказала
руководитель Рособрнадзора Любовь ГЛЕБОВА: "Никто не собирается
поголовно закрывать вузы. Конечно, те заведения, которые не смогут
ответить запросам современной экономики и новым правилам аккредитации,
закроют свои двери. Но большинство просто объединят свои усилия. Это
будет не количественное сокращение, а качественное. Важно, чтобы вузы
смогли готовить востребованных на рынке труда специалистов,
специалистов новейших технологий, а не брали количественными
показателями". Сколько останется вузов в результате, никто сказать не
может. "Если в городе со 100-тысячным населением работают 17 филиалов,
мне кажется это неправильным", - подчеркнула Глебова. Студентов за
двери не выкинут
Впрочем, даже если вуз лишат
аккредитации, то учащийся тут народ не забудут. Когда компетентная
комиссия поймет, что институт не может работать дальше, ему выдадут
предписание и некоторый срок на исправление "плохого поведения".
Но если тот не сможет улучшить
показатели, его "поставят в угол" уже навсегда. И запретят прием на 1-е
курсы. Студенты старших курсов смогут либо доучиться в своем институте,
либо им будет предоставлена возможность перевестись в другой вуз. В
любом случае ребята смогут получить диплом гособразца.
КСТАТИ Порядок аккредитации
образовательных и научных учреждений утвержден постановлением
правительства N 522 от 14 июля 2008 года. В ближайшее время в него
должны быть внесены дополнения. Документ можно найти на сайте
Министерства образования и науки - www.mon.gov.ru ЗАПОМНИ!
Неаккредитованный вуз имеет полное
право продолжать образовательную деятельность. Но выдавать дипломы
государственного образца ему запрещается. При этом неаккредитованными
могут оказаться отдельные специальности. Поэтому, прежде чем поступать
в вуз, нужно проверить не только лицензию, но и аккредитацию выбранной
вами специальности.
ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД Спасение утопающих - дело
рук самих утопающих Судя по всему, бросать спасательный круг вузам
никто не собирается. Да, в общем, и правильно: надоело уже, что
официантами работают юристы и психологи, а журналисты с дипломами пишут
слово "элитность" через "е".
Топить надо такие вузы, да так, чтобы
не всплыли. Но вот чего я опасаюсь" Увы, но у нас в стране очень часто
сокращают и сажают тех, кто не может откупиться. И как бы так не
случилось, что веслом по голове получат вполне качественные институты,
а середнячки вскарабкаются по ним в спасательную лодку. Правда, одно
меня настраивает на оптимистический лад. Конкурентная борьба среди
российских вузов сейчас достигла апогея. Каждый институт отчаянно
бьется за существование. И хочется верить, что в таких условиях
выплывут достойные. Ведь с каждым годом работодатели все больше требуют
от выпускников квалификацию, а не диплом.
ЦИФРЫ Сейчас в стране действуют 1 тысяча вузов и около 2 тысяч их филиалов. Из них 700 - государственные.
|
Известия > 26.09.2008 > Мария Дмитраш > Вузы будут жить по новым правилам26/09/2008
У нас в стране около тысячи вузов и еще две тысячи филиалов. Но количество, как известно, не говорит о качестве. Рособрнадзор всерьез задумался о повышении качества образовательного уровня в России и сейчас разрабатывает новые, более жесткие требования по лицензированию и аккредитации вузов.
Новую модель проверки вузов планируют разработать к концу этого года. Не без помощи представителей вузов и потенциальных работодателей выпускников. Она, прежде всего, будет работать против тех высших учебных заведений, которые фактически занимаются выдачей "корочек", а знаний не дают. Но, как говорит руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова, массовое сокращение вузы не ожидает.
- Мы не собираемся сокращать число вузов. Но те вузы, которые не будут cоответствовать новым требованиям, будут за это отвечать, вплоть до сокращения. Социально-экономическое развитие страны диктует более жесткие требования к образованию. Нельзя в 2008 году предъявлять к вузам требования, сформулированные в 1995 году, - считает глава Рособрнадзора. Что собой будут представлять новые требования к вузам, пока неизвестно, они в процессе разработки. Но, по словам Глебовой, для институтов они будут одни, для университетов - другие. Аккредитация будет проходить как и прежде - раз в пять лет. Для этого вуз сначала пройдет так называемое самообследование и сделает "презентацию себя" перед экспертной комиссией. Та потом наведается в вуз с проверкой, эксперты проведут тестирование студентов. Собранные материалы комиссия передаст Аккредитационной коллегии при Рособрнадзоре, и та уже будет решать: аккредитовывать вуз или нет.
- Причем как и раньше, все будет на добровольной основе, - говорит Любовь Глебова. - У нас сейчас в стране работают 24 неаккредитованных вуза. В ужесточении требований по аккредитации заинтересованы и сами высшие учебные заведения. Вузовское сообщество не хочет видеть в своем числе "институт из двух комнат с сомнительным преподавательским составом". Другая заинтересованная сторона - работодатели.
- Дипломированных специалистов у нас сейчас много, а квалифицированных крайне мало,?- считает Александр Адамский, ректор института образовательной политики "Эврика". - Это связано с тем, что многие российские вузы работают по старинке, а между тем требования работодателей к выпускникам сейчас очень высокие.
|
Учителям оставят надбавки, а родителям - компенсацию за детские сады
Вчера премьер Владимир Путин впервые
провел Президиум Совета при президенте по национальным проектам. Раньше
его возглавлял Дмитрий Медведев - когда был вице-премьером. Напомним,
национальные проекты начали работать с 2006 года. А в этом году
деятельность программ заканчивается. Поэтому премьер собрал министров,
чтобы подвести итоги.
- В 2006 - 2007 годах нам удалось
задействовать принципиально новый подход к решению проблем образования,
здравоохранения, строительства и сельского хозяйства, - сказал премьер.
- В 2008 году на нацпроекты выделено 330 миллиардов рублей. Хочу
напомнить, что в феврале было дано указание ведомствам подготовить
модель дальнейших преобразований в этих социальных сферах до 2012 года.
Сейчас мы их обсудим. Подчеркну, просто декларации о намерениях нам не
нужны.
В целом Путин был удовлетворен итогами
нацпроектов. Особо отметил создание федеральных университетов и
сердечно-сосудистых центров по всей стране.
- Нацпроекты показали свою
эффективность, поэтому решено их преобразовать в госпрограммы и в
дальнейшем развивать эти сферы, - сказал после заседания вице-премьер
Александр ЖУКОВ, основной куратор нацпроектов. - Эти программы начнут
действовать с 2009 года, и финансирование уже запланировано.
По словам Жукова, правительство пока не собирается создавать что-то вроде нацпроектов в других сферах экономики.
Министр образования пообещал, что и в
следующем году для учителей останется надбавка за классное руководство,
родителям частично будут компенсировать затраты на детсады. Министр
здравоохранения Татьяна Голикова пообещала, что в 2009 году на медицину
выделят 200 млрд. рублей. Министерство намерено информатизировать
здравоохранение: у каждого пациента появится своя электронная карта,
которая будет входить во всероссийский реестр больных.
|
За два с половиной года реализации приоритетного
национального проекта "Образование" приняли участие 57 вузов, а также
148 учреждений начального и среднего профобразования. "Разработано
около 2 тысяч новых программ обучения, по которым уже сегодня
занимаются более 250 тысяч студентов и учащихся", - сообщил сегодня
премьер-министр Владимир Путин на заседании Президиума Совета по
нацпроектам.
Глава правительства особо выделил
"приток молодежи в те техникумы и профтехучилища, которые участвуют в
проекте". По его мнению, это свидетельствует о том, что "усилия по
подготовке конкурентоспособных рабочих кадров и специалистов среднего
звена начали приносить отдачу и результат".
Владимир Путин напомнил, что на 2008
год объем финансирования внедрения инновационных программ в высшем
профобразовании составляет 10 млрд рублей, а в начальном и среднем
профобразовании - 1,8 млрд рублей. Однако, подчеркнул глава
правительства, по этому направлению возможно увеличение финансирования
с 1,8 млрд рублей до 4,8 млрд рублей.
|
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко
считает, что на обложках школьных тетрадей и дневников неуместно
размещать рекламу или использовать их как площадку для проведения
избирательных кампаний.
Ранее в ряде СМИ появилась информация,
что школьников Читы обязали пользоваться дневниками, на обложках
которых напечатаны фотографии мэра. По версии изданий, таким образом
мэр готовится к предстоящей избирательной кампании. На обложках
тетрадей и дневников также нередко появляются фотографии и коллажи не
детского содержания.
"Я не думаю, что школьные тетради - это
лучшее место для проведения избирательной кампании кого бы то ни было",
- заявил Фурсенко журналистам в Санкт-Петербурге накануне.
По его мнению, гораздо уместней было бы изображать на обложках тетрадей таблицу умножения.
На вопрос журналистов, должно ли
государство контролировать выпуск школьной продукции, Фурсенко ответил:
"Школы должны контролироваться региональными органами управления, и
если есть нарушения законодательства, мы можем и готовы к этому
подключиться".
Министр образования и науки РФ во
вторник встретился в Санкт-Петербурге с финалистами конкурса "Лучший
учитель России - 2008". В этот день в северной столице завершился
заключительный финальный этап конкурса, в котором за звание лучшего
учителя страны боролись 15 учителей из разных регионов РФ. Однако имя
абсолютного победителя станет известно лишь 3 октября в Москве. На
торжественной церемонии, приуроченной ко Дню учителя, в фундаментальной
библиотеке МГУ имени Ломоносова лучшему учителю страны будет вручен
главный приз конкурса - "Большой хрустальный пеликан". Победителя
изберет жюри, которое возглавляет ректор МГУ Виктор Садовничий.
Всероссийский конкурс "Учитель года"
проводится с 1990 года. Учредителями конкурса являются Минобрнауки РФ,
Рособразование, Профсоюз работников народного образования и науки РФ и
"Учительская газета". В 2008 году конкурс проводится при поддержке
правительства Санкт-Петербурга.
В прошлом году абсолютными победителями
конкурса впервые стали сразу два учителя математики - москвичка Анна
Мехед и петербуржец Дмитрий Гущин. По традиции финал конкурса проходит
в городах, представители которых получили главный приз.
| « 1 2 ... 8 9 10 11 12 ... 14 15 » |