С 1 января 2009 года регионы и муниципалитеты
должны ввести в действие новые системы оплаты труда (НСОТ); сейчас эти
системы находятся в стадии разработки. На всех уровнях власти говорят о
повышении зарплаты учителей, которое должно произойти благодаря НСОТ...
Чиновники заявляют, что НСОТ позволяет
«уйти от уравниловки», повысить оплату труда наиболее квалифицированных
работников. В реальности же произойдет невиданная ранее уравниловка:
учитель и школьная уборщица будут получать близкие по размерам
зарплаты. Это легко увидеть, если ставки ЕТС (те, что были в 1992
году, и те, что были снижены в 2000 году) сравнить с коэффициентами,
используемыми при введении НСОТ.
Согласно ЕТС оклад учителя превышает оклад уборщицы в 3–7 раз. В тех
НСОТ, что сейчас разрабатывают регионы, зачастую нет разницы в окладах
педагогического и технического персонала даже в 1,5 раза. То же самое и
в дошкольных образовательных учреждениях: зарплаты воспитателя и
нянечки практически сравняются.
Почему региональные власти действуют именно так?
Согласно трудовому законодательству никому нельзя платить меньше
минимального размера оплаты труда (МРОТ), а он составит с 1 января 2009
года 4330 рублей.
Это отражено в изданном Федеральным агентством по образованию
(Рособразование) примерном Положении об оплате труда работников
подведомственных федеральных бюджетных учреждений по виду экономической
деятельности «образование» (этот документ местные власти используют как
образец при издании своих нормативно-правовых актов). Согласно пункту 5
положения месячная заработная плата работника, полностью отработавшего
за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда
(трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты
труда (МРОТ).
Итак, теперь уборщица должна получать не менее МРОТ (что, разумеется,
справедливо). Для этого ей нужно повысить зарплату в два раза от
нынешнего уровня по ЕТС. То же самое и с другим обслуживающим
персоналом.
Но при этом, если общий объем средств на повышение зарплаты всем
сотрудникам школы должен быть 30% от текущего размера фонда оплаты
труда (ФОТ), от трети до двух третей выделенных денег уйдет на
доведение зарплаты низкооплачиваемого персонала до уровня МРОТ; также
понадобятся деньги, чтобы существенно увеличить оклады руководящих
работников (такое увеличение предусматривают все проекты НСОТ).
При этом зачастую средств на повышение зарплаты выделяется меньше, чем
30% от ФОТ, и в результате на прибавку к окладам педагогов останется
совсем немного денег. Совершенно понятно, что относительно уборщицы у
педагога
зарплата понизится. Хотя формально, в абсолютном выражении, повысится.
Конечно, уборщица также должна получать достойную оплату труда, однако
труд учителя, если он, конечно, небезразличен для государства, должен
оплачиваться в разы больше (и ЕТС это обеспечивала!), теперь же
дифференциация в оплате между обслуживающим и высококвалифицированным
персоналом минимальна.
В таблице приведено, какими могли бы быть размеры тарифных ставок,
исходя из установленного с 1 января минимального размера оплаты труда
(4330 руб.) и тарифных коэффициентов ЕТС.
Обратим особое внимание, что это лишь ставки заработной платы
(должностные оклады), которые затем еще должны повышаться; к ним должны
устанавливаться надбавки. Ни одна новая система оплаты труда, пришедшая
на смену ЕТС, не обеспечивает столь высокого повышения уровня оплаты
труда квалифицированных работников. При этом не обеспечивается и столь
обширная дифференциация в оплате в зависимости от квалификации
работника.
Вот, например, какие документы подготовили в Краснодарском крае
(Положение об оплате труда работников государственных учреждений
образования Краснодарского края, розданное руководителям учреждений и
муниципальных органов управления образованием).
Основной оклад (ставка) для младшего воспитателя ДОУ – 4360, а для воспитателя – 4530. Нет даже 200 рублей разницы!
Оклад учителя – 4550 рублей. К этим основным окладам предусмотрены
повышающие коэффициенты. Только на них даже смотреть страшно – без
микроскопа их просто не видно.
Для младших воспитателей, имеющих среднее профессиональное образование,
этот коэффициент составляет 0,005, а для имеющих высшее образование –
целых 0,01. Чтобы было понятнее, в рублях эти повышения составят
соответственно 21 рубль 80 копеек и 43 рубля 60 копеек. Для воспитателя
или учителя повышение еще меньше: для имеющих высшее образование –
0,003 (то есть 13 рублей 60 коп.). Правда, если работник получит
квалификационную категорию, то ему установят коэффициент более высокий:
за вторую категорию – 0,010, первую – 0,035, высшую – 0,095. В рублях
это означает для воспитателя соответственно 45 рублей 30 коп., 158
рублей 72 коп., 430 рублей 35 коп. Для учителя повышение аналогичное, с
разницей примерно в один рубль.
Таким образом, получается, что оклад воспитателя, не имеющего
категории, составляет 4543,6 рубля, а у младшего воспитателя – 4381,8
рубля. Учитель с высшей категорией получит ставку (за 18 часов) 4980,35
рубля.
А теперь сравните эти цифры с зарплатой уборщицы (не менее 4330 рублей)!
Итак, все разговоры об оплате за качество работы учителя
бессодержательны, так как нет денег серьезно увеличить фонд оплаты
труда. Из имеющихся средств можно будет поощрить лишь небольшое число
учителей, основные средства уйдут на доведение оплаты труда
низкооплачиваемых категорий работников до МРОТ и премии управленческому
персоналу.
Ссылки на то, что в системе НСОТ существуют стимулирующие выплаты в
зависимости от качества работы, также безосновательны – чтобы эти
выплаты являлись действительно стимулирующими, надо обеспечить оклад
выше прожиточного минимума. А пока получается, что даже со
стимулирующими выплатами оплата педагога будет находиться на уровне
прожиточного минимума и ниже.
При этом следует учитывать, что незначительный рост номинальной
заработной платы полностью съест инфляция. Зарплата педагогов школ,
детских садов возрастет лишь на 10–20%, а за электричество, газ,
коммунальные услуги с нового года придется платить на четверть больше
нынешнего. Не меньшим ожидается рост цен и на продукты питания. Также с
введением НСОТ может быть отменена надбавка в 1000 рублей за классное
руководство, которая выплачивается сейчас из федерального бюджета.
...Сегодня возможно несколько форм борьбы с НСОТ. Наиболее
эффективной из них была бы масштабная забастовка с требованием должной
зарплаты. Но ожидать, что такая акция протеста профсоюзами будет
организована, не приходится.
Однако профсоюзы и сами работники на местах могут что-то сделать.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда устанавливаются в
муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями,
локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Локальные акты принимает совет образовательного учреждения.
Коллективный договор – администрация и совет трудового коллектива,
профсоюзная организация. Только в этих документах может быть правовым
способом закреплено внедрение НСОТ в конкретном образовательном
учреждении. И может быть, если коллектив откажется идти на поводу у
чиновников и принимать заведомо ухудшающие положение работников
документы, власти будут вынуждены пересмотреть параметры НСОТ или
отложить ее введение.
От этого никто не пострадает. Уборщицам должны будут платить все равно
4330 рублей, запланированное увеличение ФОТ произойдет. А вот
политический эффект от таких действий будет весьма значительным и,
возможно, заставит власти задуматься над реальным решением проблем
оплаты труда бюджетников.
|
Новый заслуженный успех пришел к Омутнинскому колледжу педагогики, экономики и права этой осенью - победа в конкурсе «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших ссузов России». А руководитель колледжа Л.И. Лыскова получила почетный знак и звание «Директор года-2008». Церемония награждения прошла в конце октября в Петербурге с участием заместителя председателя Государственной Думы по образованию BE. Шудегова. Людмила Ивановна стала участницей конкурса по рекомендации департамента образования Кировской области, как образцовый руководитель, и вошла в сотню лучших директоров российского образования. Это особенно приятно, если учесть, что только в нашей области насчитывается 64 колледжа и техникума, а уж что говорить о их несметном количестве по стране в целом. Омутнинские педагоги оказались в числе самых достойных, «получившие наиболее высокие результаты в области подготовки специалистов со средним специальным образованием и добивающиеся постоянного повышения качества образовательных услуг». Теперь у нашего старейшего учебного заведения есть диплом лауреата этого очень престижного ежегодного конкурса, проводимого Международной академией качества и маркетинга. На золотой медали с символикой северной столицы которая украсит немалую коллекцию наград колледжа, надпись: «Сто лучших ссузов России 2008 год». В следующем году по итогам конкурса выйдет специальный номер журнала «Профессия - директор», где будут представлены печатные материалы и интервью с руководителями ведущих ссузов страны. На сегодняшний день в колледже активно внедряются новые профессиональные программы по 15 специальностям на очном и заочном отделениях, 60 процентов выпускников трудоустраиваются по специальности, 36 процентов поступают в вузы, 40 процентов преподавателей имеют высшую квалификационную категорию. По итогам 2005-2006 учебного года в рейтинге учреждений среднего профессионального образования России Омутнинский колледж вошел в двадцатку лучших.
|
11 ноября 2008 года министр
образования и науки Андрей Фурсенко принял участие в расширенном
заседании Комитета Госдумы по образованию на тему "О состоянии и
перспективах модернизации высшего профессионального образования" с
участием. В ходе заседания министр выступил с докладом о проблемах
профессионального образования, ключевая из которых состоит в
неадекватности существующей системы профобразования современным и
будущим потребностям экономики и общества. Он отметил, что объем
финансирования высшего профессионального образования в 2004 году был 76
млрд руб, а в 2008 году - 263 млрд руб. За последние три года в системе
высшего профессионального образования только за счет федерального
бюджета были поддержаны программы инновационного развития 57 вузов на
общую сумму 30 млрд руб. В системе начального и среднего
профобразования получили поддержку около 250 программ учреждений НПО и
СПО на общую сумму 6,2 млрд руб. Конкурсная поддержка инновациолнных
учреждений НПО и СПО позволила начать формирование сети ресурсных
центров для всей страны по востребованным экономикой направлениям
подготовки. Сегодня в ресурсных центрах обучается порядка 60 тыс
человек. В сфере высшего профобразования благодаря мероприятиям
нацпроекта "Образование" удалось запустить значимые программы в области
транспорта, энергетики, электроники, машиностроения и других
приоритетных отраслей. В инновационных вузах появилось новейшее
оборудование по самым современным направлениям подготовки от
нанотехнологий до авиастроения. Реально скачек по оснащенности
оборудованием произошел на 10-15 лет вперед.
Между тем, министр обратил внимание на
то, что работу по подготовке новых стандартов в сфере образования
тормозит отсутствие профессиональных стандартов. "Из-за того, что нет
профстандартов, гораздо сложнее определить, к чему готовить, - сказал
он, - Поэтому мы активно работаем с работодателями по этому
направлению". Также победители тендеров на разработку образовательных
стандартов обязаны привлекать к разработке представителей работодателей.
Как напомнил Фурсенко, разработкой
профессиональных стандартов занимается Российский союз промышленников и
предпринимателей (РСПП), где создано специальное национальное агентство
по развитию квалификаций и совет по рассмотрению профессиональных
стандартов. "Мы довольно активно с ними работаем, - сказал он. - Общие
подходы обсуждены, но с точки зрения реализации ситуация похуже. Пока
утвержден один профессиональный стандарт в области ресторанного
бизнеса, - сообщил министр. - Рестораторы проявили самую большую
активность". Также, по его словам, рассмотрен проекты в области ИКТ и в
области управленческой деятельности. Фурсенко напомнил, что уже
согласован проект постановления правительства об утверждении положения
о квалификационных профессиональных стандартах, подготовленный
Минздравсоцразвития, в котором определен механизм организации работы по
разработке проектов профстандартов.
Министр также прокомментировал процесс
закрытия в регионах ряда филиалов высших образовательных учреждений.
Фурсенко сообщил, что "за 2008 год было ликвидировано 64 филиала", в
которых, как было выявлено по результатам экспертизы, образование не
соответствовало необходимым стандартам и качеству. Как напомнил
министр, в настоящее время в России насчитывается 1,5 тыс. вузов и
примерно 2200 филиалов. В то же время, по его словам, в около тысячи
филиалов насчитывается по 500 студентов, а есть такие, где учатся всего
15 человек.
Также, добавил Фурсенко, "по целому
ряду педагогических вузов процент устройства по специальности
составляет 10-15, и качество подготовки очень низкое". В ряде регионов
власти ставят вопрос о том, что им этот вуз не сильно нужен. Каждый
случай рассматривается отдельно. В настоящее время в Минобрнауки от
регионов поступают обращения с просьбой помочь упорядочить эти сети,
помочь добиться того, чтобы в сети высшего профессионального
образования остались только те учреждения, которые дают действительно
качественное профессиональное образование.
Между тем, как подчеркнул Андрей
Фурсенко, необходимо "сохранить все учреждения, в которых реально
присутствует нормальная материально-техническая база и
квалифицированные специалисты, которые являются штатными
преподавателями, для которых основное место работы именно этот вуз".
Также, добавил он, "необходимо добиться того, чтобы были учтены
интересы и сегодняшних, и будущих студентов, - какая бы ни была
реорганизация, мы не должны нарушить права тех ребят, которые
добросовестно учатся, то есть пришли за знаниями". "Мы должны думать о
том, чтобы интересы будущих студентов были оптимальным образом учтены,
в том смысле, чтобы они поступали в достойные учебные заведения, -
подчеркнул министр. - В перспективе сеть мощных филиалов должна
развиваться".
Материалы к выступлению Министра на заседании комитета Государственной Думы по образованию 11 ноября 2008 года
|
Школы Чувашии, Забайкальского края и Иркутской
области, которые первыми перешли на финансирование интернета из
регионального бюджета и заключили договоры с новыми провайдерами, не
испытывают проблем с доступом к интернету, заявил РИА Новости в четверг
заместитель главы Рособразования Вадим Лазутин.
Накануне в ряде СМИ появилась информация, что в среду ОАО "РТКомм.ру" отключило от интернета 82 школы в трех субъектах РФ.
"Никакого отключения не было. Просто в
этих регионах прошли конкурсные процедуры, и вместо "РТКомм.ру" был
выбран другой провайдер. По информации, которую мы вчера получили по
телефону от региональных властей, проблем с интернетом в этих школах
нет", - сказал Лазутин.
Он напомнил, что в соответствии с
графиком, 63 школы Чувашии, семь школ Читы и 12 школ Иркутской области
первыми перешли на финансирование интернет-трафика регионами.
Подключение российских школ к сети
интернет началось в 2006 году в рамках нацпроекта "Образование". На эти
цели было выделено 3 миллиарда рублей из федерального бюджета.
Государство тогда обязалось оплачивать доступ к сети в течение двух лет
с момента подключения. Генеральным подрядчиком программы стал ОАО
"РТКомм.ру". Изначально предполагалось, что в 2008-2009 годах все
регионы перейдут на оплату интернет-трафика за счет собственных средств.
Так, в течение октября регионы начнут оплачивать трафик в 597 школах. В ноябре к ним добавятся еще 8 тысяч школ по всей стране.
Лазутин напомнил, что Рособразование
неоднократно информировало регионы о прекращении федерального
финансирования. График перехода на региональное финансирование размещен
на сайте ведомства.
"Мы рекомендовали проводить
региональные конкурсы, то есть один конкурс на весь регион, когда
выбирается один провайдер. Для нас это было бы полезно с точки зрения
управления", - отметил он.
Однако субъекты могут самостоятельно выбрать удобную для них программу действий.
"Некоторые из них проводят региональный
конкурс, другие переводят деньги в муниципалитеты, и муниципалитеты уже
сами проводят конкурс или прямые закупки. Третий способ, который могут
выбрать регионы, - это субвенции школам, то есть деньги напрямую идут в
школу, и школа уже сама заключает договор с тем или иным провайдером",
- пояснил замглавы Рособразования.
"Самое главное, чтобы у школ не было
перебоев с интернетом, и пока этого не происходит. Мы эту ситуацию
мониторим практически ежедневно", - отметил Лазутин.
|
Чтобы квалифицированно воспользоваться своими правами, родителям учеников впору вновь садиться за парты
Новая зарплата педагога предполагает
активное участие управляющих советов школ в распределении стимулирующих
выплат учителям. Некоторые директора школ воспринимают такой факт с
опаской. Другие спешат создать "ручные" советы. А нужны ли вообще
родители в школе? Об этом в беседе с корреспондентом "НГ" рассказывает
замдиректора Центра образования "Царицыно", координатор федеральной
группы по управляющим советам Елена Шимутина.
- Елена Николаевна, идея управляющих
советов пришла к нам с Запада, где хорошо развито самоуправление. У нас
положение дел несколько иное. Как и гражданское общество, управляющие
советы создаются порой не по зову сердца...
- Во-первых, ничего насильно делать, естественно, не нужно.
Во-вторых, ничего не надо разрушать.
Если в школе успешно работает родительский комитет, не надо спешить его
заменить другим органом. У управляющего совета немного другие задачи и
совсем иные возможности. Кстати, представители родительского комитета
могут войти в управляющий совет и успешно с ним взаимодействовать.
В-третьих, надо помнить, что школы, как
и любые другие организации, получающие деньги от налогоплательщиков,
должны быть открытыми и прозрачными структурами для широкой
общественности. Именно школьные управляющие, являющиеся представителями
общественности, берут на себя обязанность разобраться в том, что в
действительности происходит в школах.
- И все-таки о "насилии". Как образуются сегодня эти самые советы?
- Где-то наличие таких советов -
обязательное условие деятельности школы. Такое правило существует для
регионов, являющихся участниками комплексного проекта модернизации
образования (КПМО). Где-то решение исходит от местного начальства. А
где-то идет снизу, от самих родителей. Чаще всего такое происходит в
московских школах.
- Какими правами наделены управляющие советы?
- В такой совет входят учителя (но не
более трети), родители, ученики и другие представители общественности.
Совет решает вопросы режима занятий обучающихся, осуществляет контроль
над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и
труда в школе. Рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их
родителей (законных представителей) на действия (бездействие)
педагогического и административного персонала школы и принимает по ним
решения. Например, решает вопрос об исключении обучающегося из школы,
ходатайствует при наличии оснований перед учредителем школы о
расторжении трудового договора с учителем, иным работником школы, с
директором школы, вносит учредителю предложения о поощрении работников
и директора школы. Он наделен правом утверждать программу развития
школы. Совет может улучшить положение дел в финансовом обеспечении,
поиске и привлечении внебюджетных средств, а также оказать помощь в
наиболее рациональном расходовании бюджетных средств.
- "А не проще ли платить руководителям
учреждений больше, и тогда они будут более ответственно относиться к
своему труду", - скажут вам на все это простые люди.
- Зарплата далеко не все определяет в
нашем обществе. Да и директора школ тоже могут далеко не все. У
управляющего совета иногда больше возможностей, чем даже у директоров
школ. Он же, например, может и не "войти в положение" местного
начальства, которому "сейчас не до школы"... И успехи у советов уже
есть. Где-то такой совет помог установить на проезжей части у школы
"лежачего полицейского" или добился переноса автобусной остановки,
где-то осуществил проект радиофикации школы, где-то навел порядок в
охране школьного здания. Все эти "малые дела" - реальное доказательство
возможностей управляющих советов влиять на улучшение положения дел в
школе. Дальше, я думаю, будет больше. И тогда в школах ремонт будут
делать вовремя. Кстати, за рубежом в управляющий совет школы может
войти даже человек "со стороны", не имеющий к данному учреждению
никакого "родственного" отношения. Но при этом он хороший менеджер,
уважаемый человек и люди всецело ему доверяют.
- Трудно представить себе наших людей, способных самоотверженно и безвозмездно заниматься школьными проблемами...
- А проще ждать милостей от больших
начальников и ничего не делать? Смотреть, как разрушается школа твоего
ребенка и не знать, что предпринять в этом случае? Проще вообще не
знать своих прав, ведь правда?
|
В ближайшее время должны быть приняты новые стандарты педагогического образования
Сегодня в российских школах преподают
около 1 миллиона 300 человек. Примерно шестая часть из них -
пенсионного возраста. В это же время только собираются становиться
педагогами - учатся на учителей в разных вузах России - 417,5 тысячи
студентов.
Проблема подготовки учителей не раз
обсуждалась на самом высоком уровне. На недавнем заседании Совета по
науке, технологиям и образованию при президенте министр образования и
науки РФ Андрей Фурсенко говорил о том, что такое современный учитель и
что он должен уметь. Сегодня, когда все высшее образование переходит на
уровневую систему, разговор этот более чем кстати.
Каким быть учителю? Чем отличается педагог-бакалавр от педагога в магистерской мантии?
Под руководством ректора Российского
педагогического гос университета им. Герцена Геннадия Бордовского
команда профессоров из 56 педагогических вузов России разработала
проект новых педагогических стандартов. Уже получены одобрения
президиума Российской академии образования и положительный отклик из
минобрнауки. К концу этого года стандарт должен быть принят.
Что в нем нового? Главное отличие -
экспертам удалось разделить тот набор компетенций, то есть знаний и
умений, которыми должен обладать бакалавр и магистр от педагогики.
- Предполагается, что учитель-бакалавр
- это учитель начальной и основной школы (с 1-го по 9-й класс), -
поясняет вице-президент РАО Виктор Болотов. - Магистр - уже старшая
школа, 10 - 11-е классы. Учителя-магистры получают "заточку" под
активную инновационную деятельность. В отличие от бакалавров магистрам
"на выходе" нужно уметь организовать учебный процесс в так называемой
проектной логике. Другими словами, собрать под своим руководством
детей, придумать и осуществить какой-либо общий проект по теме.
Педагог-магистр не только досконально знает свой предмет и азы
педагогики и психологии, но и умеет "проектировать" свою деятельность,
вместе с ребенком заглядывать в его образовательное будущее.
Но не получается ли, что новый стандарт
таким образом лишает учеников первых двух школьных ступеней возможности
учиться у более сильных педагогов? Отнюдь. Магистру никто не запрещает
преподавать и в начальной, и в основной школе. Другое дело, что,
допустим, учителю физкультуры проектной работой заниматься не нужно.
Здесь четырехлетнего образования вполне хватит, чтобы вести на хорошем
уровне уроки физкультуры. В традиционной основной школе преподаватель
должен хорошо преподавать математику - без высшей математики и
проектных подходов. Но сегодня российская школа уже практически
полностью перешла на профильное обучение, когда в старших классах
ребята выбирают направление своей будущей профессии. Именно здесь в
полную силу и начинается проектная деятельность, то есть "конек"
будущих педагогов-магистров.
Кроме того, педагогическая магистратура
даст возможность людям других профессий, чувствующим в себе склонность
к педагогике, получить необходимые знания и прийти в школу. По мнению
специалистов, если, допустим, в старшей школе экономику будет
преподавать профессиональный экономист, уроки будут гораздо интереснее.
Чему еще будут учить педагогов по новым
стандартам? Работать с информационными ресурсами, с современным
оборудованием. Дипломированный педагог, будь то бакалавр или магистр,
будет в состоянии индивидуально работать с детьми разного уровня,
состояния здоровья.
компетентно Андрей Фурсенко, министр
образования и науки РФ: - Введение педагогической магистратуры позволит
людям, которые получили образование не в педагогических вузах, получить
дополнительные квалификации и прийти в школу. Сегодня профессия
педагога не столь привлекательна, как нам хотелось бы, но и того ужаса,
о котором еще некоторое время назад говорилось, уже нет. Появилось
уважение к педагогу. Общество сегодня понимает, что учитель - это то,
на основе чего и должна подниматься и расти экономика страны.
мнения Сергей Букинич, учитель истории
гимназии N 116, г, Санкт-Петербург: - Как учить учителей? Мне
вспомнился ответ Бродского на вопрос: а где вас готовили на поэта? Он
ответил: "Я думал, что вообще-то это от Бога". Как и чему учить? Не по
пожелтевшим от древности листочкам, больше практических занятий по
психологии, методике, проведению уроков и внеклассных мероприятий с
учениками.
Виктор Болотов, вице-президент РАО: -
Основное в подготовке педагога - организация разумной практики
студентов педвузов. Это должно быть не просто посещение школы в
качестве стажера или помощника учителя. Нужны серьезная и большая
работа, настоящие уроки и их осмысление, попытка понять, что происходит
в реальной школе. Так называемая педпрактика с рефлексией. Если будущий
учитель за все время обучения школьников не видел или видел только в
"карманной" школе при педвузе, то, придя в обычную школу, он просто
сойдет с ума.
Только факты По прогнозам специалистов,
на 2008 - 2011 годы России необходимо подготовить около 73 тысяч
педагогов. Контрольные цифры приема по направлению подготовки "
Образование и педагогика" на 2008 год - 74,8 тысячи человек.
На заседании Совета по науке,
технологиям и образованию при президенте РФ Дмитрий Медведев дал
поручение объявить 2010 год Годом учителя.
|
5 октября 2008 года Президент Российской
Федерации Дмитрий Медведев провёл первое (в обновлённом составе)
заседание Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте
России. Данное совещание было посвящёно вопросам развития общего
среднего образования в стране.
Вступительное слово Президента России на заседании Совета по науке, технологиям и образованию
Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня у нас первое заседание Совета
по науке, но в обновленном составе. В зале есть и приглашённые коллеги:
педагоги, эксперты, представители региональных властей и общественных
школьных советов. Такой состав работы имеет объяснение, потому что
вопрос системных изменений в школе является основной повесткой дня
нашей сегодняшней работы. Этот вопрос касается практически любого
человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов
национального развития.
Считаю, что наше с вами заседание
должно быть не только теоретически оправданным, но и имеющим в конечном
счете выход на практические последствия, должно быть непосредственно
привязано к потребностям тех, ради которых мы сегодня собрались.
Что хотел бы сказать в начале нашей с
вами работы? Нам нужно ответить на несколько вопросов. Первый вопрос -
что является действительно актуальным для достижения высокого качества
и нового содержания школьного образования? Мы этим вопросом задаёмся
регулярно, что, в общем, объяснимая вещь, потому что практически каждые
10-15 лет происходят изменения системного порядка в образовании, вы
сами это не хуже меня знаете.
Второй вопрос, вытекающий, по сути, из
первого, - какая модель школы нам нужна в будущем, и каковы должны быть
требования к этой школе? И, наконец, если мы определяемся с этой
моделью, что необходимо сделать для того, чтобы её реализовать?
По данным социологических опросов,
около 70 процентов российских граждан высказываются за необходимость
изменений в школе. Более половины считают, что качество образования
снижается, и практически столько же говорят о возрастающем неравенстве
в получении образования. Это тревожные цифры. Не хочу сразу с ними
согласиться, потому что всякие ощущения субъективны, но рост этих
показателей настораживает.
В общеобразовательных учреждениях
страны сейчас обучается 13 миллионов 700 тысяч человек, это огромная
цифра - по сути, десятая часть населения нашей страны. Из почти что 60
тысяч школ две трети - это сельские школы. Не буду говорить других
цифр, хотя все здесь присутствующие знают, в каком состоянии находятся
сельские школы, как там обстоят дела с центральным водоснабжением, с
канализацией, - всё очень тяжело. В капитальном ремонте нуждается около
18 тысяч школ, в аварийном состоянии находятся около тысячи. По этой
тысяче необходимо принять безотлагательные меры. И мы об этом ещё
поговорим.
Присутствующие здесь неплохо знают, что
два последних десятилетия система общего образования в нашей стране
перманентно реформировалась. Может быть отчасти это связано и с тем,
что в прежние годы (в советский период) реформ все-таки было меньше.
Такая острая тяга к реформированию возникла после возникновения нового
государства. Не вижу в этом ничего само по себе плохого, но результаты
очень разные.
Школа пережила несколько волн
реформирования, пока наконец в начале тысячелетия, в 2001 году, не была
принята долгосрочная стратегия модернизации российского образования до
2010 года, а в 2004 году разработаны приоритетные направления развития
образовательной системы России. Во всяком случае, появилась база для
работы на будущее.
Считаю, что неплохой идеей оказался
национальный проект "Образование" (лично им занимался, и сейчас
возглавляю Совет по национальным проектам). Во всяком случае, мы смогли
дать импульсы по самым разным направлениями. Это уже хорошо.
Неоднократно об этом говорил ещё в прежнем качестве: да, это фрагменты,
но это очень важные фрагменты. И такие программы, как "Классное
руководство", "Лучшие учителя", "Инвестиционные школы", "Талантливая
молодёжь", "Интернет", "Учебное оборудование", "Школьное питание" и
"Сельский школьный автобус", - эти программы, вне всякого сомнения,
дали результаты. Они, конечно, востребованы прежде всего потому, что до
этого ситуация была просто критическая. Но, что немаловажно, всё-таки в
ходе этих программ удалось создать новую систему контроля использования
средств. И в ходе реализации, естественно, возникали самые разные
проблемы, которые все-таки при том механизме, который создан, довольно
оперативно решались. Считаю, этот опыт нужно сохранить. Как мы дальше
будем работать, давайте обсудим. Обращаюсь ко всем присутствующим, но
сам по себе этот опыт оказался неплохим.
Одна из базовых тем - создание
комфортной и здоровой среды обитания для учеников. За этими словами,
естественно, кроются самые разные позиции. Это и стандарты
проектирования школьных зданий, современное оснащение этих зданий,
медицинское наблюдение, медицинская помощь, качественное питание
школьников, ну и, наконец, это просто создание открытой современной
творческой атмосферы в обучении.
О здоровье школьников уже давно
говорят, как об одной большой, серьёзной государственной проблеме -
вчера проводил Совет по спорту и президиум Госсовета: цифры звучали
печальные. К сожалению, эта ситуация сегодня сохраняется.
По результатам общероссийской
диспансеризации, группа от 10 до 17 лет по состоянию здоровья названа
критической. Понятно, что мы должны развивать систему медицинской
помощи, обязательно заниматься созданием нормальных условий для
физкультуры и спорта, потому что эта среда в 1990-х годах просто
деградировала. Но, конечно, нужно подумать и о том, как правильным
образом распределить нагрузку в школе.
Уважаемые коллеги! Вы и сами знаете,
что, наверное, главная задача педагога, главная задача учителя,
преподавателя - научить детей самим получать знания, учиться: сегодня
эпоха непрерывного и самостоятельного образования. Не менее важно и
создание нормального креативного мышления, уверенности в себе, в своих
способностях. Думаю, что и этими вопросами мы сегодня с вами можем
заняться.
Считаю, что надо стимулировать к работе
в школе не только самих педагогов (это отдельная тема, мы, естественно,
об этом тоже поговорим), но и привлекать специалистов из других
областей, которые имеют, естественно, высшее образование и склонность к
педагогической деятельности. Уверен, что выпускники разных
университетов, в том числе университетов, которые дают классическое
образование, могут дать школе очень многое, но для этого нужно, чтобы
перспектива работы в школе не пугала, а привлекала.
Это непростая проблема, её по-разному
можно решать: в городе, на мой взгляд, она самая сложная; на селе, как
ни странно, может быть, даже и проще, потому что там всё-таки
существует такой базовый пакет, наличие которого так или иначе
привлекает молодого выпускника работать или может привлечь, во всяком
случае.
Каковы из этого выводы? Во-первых,
нужно действительно помогать школе кадрами и ещё развивать, помимо
кадровой поддержки, такую важную составляющую, как дистанционные
технологии. И, конечно, нужно создавать, с другой стороны, возможности
для самостоятельного, самого современного образования. Думаю, мы должны
развивать разные направления в школе, но и такие направления, как
развитие математического и естественно-научного образования в школах:
во-первых, мы всегда этим славились, и, во-вторых, сейчас это, может
быть, становится снова очень востребованным именно потому, что наличие
такого образования, таких возможностей создает базу для развития
страны. Часто вспоминают известные слова президента США Кеннеди о том,
что космос они проиграли русским за школьной партой. Об этом нужно
помнить.
Все то, что я говорил, мы сегодня с
вами должны будем обсудить. Считаю, что наше текущее заседание, наш
Совет, поможет и в определении ряда приоритетов. Хотел бы часть из них,
но по ключевым направлениям, сформулировать и в ходе оглашения Послания
Президента Федеральному Собранию, которое состоится достаточно скоро.
Заключительное слово Президента России на заседании Совета по науке, технологиям и образованию
Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!
Хотел бы вкратце подвести итоги
сегодняшнего заседания. Сначала по нескольким идеям, которые здесь
звучали и которые считаю правильным поддержать.
Два таких предложения звучали у Виктора
Антоновича Садовничего в отношении координационного совета и объявления
2010 года - Годом учителя. Собственно, не вижу ни в том, ни в другом
предложении каких-то отрицательных моментов. Год учителя - вообще
хорошо; главное, чтобы это сопровождалось реальными изменениями в
статусе учителя и реальными новыми возможностями. Поэтому, если мы это
делаем, мы должны понимать, что это не должно быть пустым формальным
мероприятием - поручение такое даю.
Звучало здесь также предложение
(по-моему, Каменкова Наталья Владимировна говорила) в отношении года
интернатуры для педагогов. Во всяком случае, звучит довольно любопытно.
Не знаю, насколько это осуществимо с точки зрения действующих правил о
распределении, о приходе выпускников в школы, вообще правил, которыми
руководствуется наше Министерство. Давайте посмотрим, может быть,
действительно в этом что-то есть. Во всяком случае, это возможность
проявить себя и почувствовать реально, есть ли желание преподавать в
школе, потому что это, может быть, самая большая проблема.
Светлана Евгеньевна Смоленцева
говорила, что не хватает качественных преподавателей, но об этом,
собственно, говорили все здесь присутствующие, и необходимо обеспечить
приток разных специалистов. При этом прозвучало такое модное сегодня
словечко, как "лузер".
Так вот, наша задача, уважаемые
коллеги, сделать так, чтобы учителей не воспринимали как лузеров. А как
это сделать? Это не только деньги. Ведь когда выпускник педагогического
университета, а тем более классического университета, принимает решение
идти в школу, это очень непростой выбор. Интернатура ли этому
предшествует или ещё как-то, но это решение, которое человек принимает
осознанно, понимая, что учитель - это очень сложная, хлопотная,
малоприбыльная профессия, да ещё и профессия, которая на протяжении
90-х годов практически была низведена на очень низкий уровень. Поэтому
вижу одной из задач нашей с вами деятельности и тех решений, которые
будут приняты, именно популяризацию профессии учителя: и с
использованием средств массовой информации, и литературы. Недаром
всё-таки учителя - это одна из самых уважаемых профессий в мире,
призвание на самом деле. Поэтому, мне кажется, это тоже должно получить
развитие.
По поводу двухуровневой системы ЕГЭ
[Единый государственный экзамен]: как только что меня проинформировал
Министр, сегодня на коллегии этот вопрос рассматривался, правильно
понимаю? Просто прошу эту работу продолжить дальше.
Жорес Иванович Алфёров упомянул
сельские школы. На самом деле это очень сложный пласт работы, и мы
понимаем, в каком состоянии многие из них находятся, как выглядит
материальная база. При том что, как ни странно, иногда легче
заинтересовать учителя в сельской школе, чем в городской, потому что в
сельской местности есть всё-таки достаточно высокая вероятность
получения жилья; применительно к условиям соответствующего населенного
пункта, оно стоит не очень дорого. В городе таких возможностей - уж не
говорю про столичные города - просто нет. В этом смысле развитие
сельской школы, безусловно, должно быть одним из приоритетов. И вообще,
уже об этом говорил сегодня, нам нужно действительно практически
создать новые подходы к реконструкции, к строительству школ. Они
настолько у нас разные.
Я вчера был в Московской области, ходил
по одному из дворцов, очень красивая школа, прекрасная, нет слов,
просто получаешь удовольствие. Но на фоне таких школ понимаешь убогость
огромного количества других. Нам нужны разные школы, но всё-таки единые
образовательные, потребительские стандарты должны присутствовать.
Поэтому считаю правильным рассмотреть вопрос о том, чтобы расходы
бизнеса на строительство школ, на инженерную инфраструктуру относились
на затраты при исчислении налога на прибыль как одна из мер поддержки.
В этой связи необходимо поручение Минфина, это должно быть оформлено.
И последнее, что хотел бы сказать. Мы
все сейчас озабочены обликом школы будущего. Надо понимать, что будущее
всегда начинается сегодня, а не в 2020 году. Если мы будем всё время
это откладывать на будущее, то ничего хорошего у нас и в 2020 году не
будет. Поэтому конкретные вещи, конкретные поручения нужно будет
исполнять сегодня. Но это не значит, что мы не должны смотреть вперёд.
И та инициатива, которая сформирована и которую мы сегодня обсуждали,
инициатива так называемой новой школы - это в целом неплохая идея, но
она должна реализовываться вместе с текущими делами. Нам не нужно
такого голого прожектёрства в этом смысле - конкретная работа, в том
числе и тот же самый национальный проект, и одновременно подготовка
этой новой инициативы.
Продолжу обсуждение этой темы уже в
другом составе - на Совете по национальным проектам, который состоится
в начале ноября. А всех присутствующих, кто заинтересован в детальном
обсуждении этого вопроса, прошу представить в Совет по науке
предложения. Мы продолжим работу над национальным проектом. И ещё раз
повторяю, считаю, что это, наверное, всё-таки один из наиболее удачных
примеров работы в последнее время.
И самое последнее. Прежде чем мы
разойдемся, хотел бы наших коллег, которые здесь присутствуют,
поздравить с Днём рождения. У Андрея Геннадьевича Лисицына-Светланова
сегодня День рождения, мы Вас сердечно поздравляем. А у Александра
Огановича Чубарьяна, которому я не дал слово, но сделаю это, видимо, в
следующий раз, День рождения был вчера - мы Вас тоже поздравляем.
|
Утвержден перечень вступительных испытаний в 2009 году в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, имеющие госаккредитацию, по специальностям среднего профессионального образования. Как подчеркнули в Минобрнауки, речь идет только о тех абитуриентах, которые поступают на специальности среднего профобразования. Они есть в том числе и в вузах.
В перечне четко расписано, какие экзамены предстоит сдавать в 2009 году. Первый, обязательный для всех, - русский язык. Второй - в зависимости от выбранной специальности - математика, физика, история России, литература, химия, биология, география или информатика. К примеру, тем, кто идет на специальность "фармация", придется сдавать русский язык и химию, а тем, кто выберет специальность "дизайн", - русский язык и математику.
В некоторых случаях в перечне указано не два, а три или четыре вступительных испытания. Правила для абитуриентов таковы: в обязательном порядке сдается русский язык, а второй экзамен можно выбрать самому. При этом никаких разграничений на "профильный" и "непрофильный" нет. Все предложенные абитуриенту варианты равнозначны - он сдаст тот предмет, который лучше знает. Допустим, поступая на специальности "производство летательных аппаратов" или "производство авиационных двигателей", можно сдавать по выбору физику или математику. А тем, кто будет поступать на специальность "морское судовождение" или "судовождение и эксплуатация технического флота", предлагается на выбор география или математика.
Правда, это не значит, что вступительных экзаменов при поступлении будет всего два. Учебное заведение вправе проводить дополнительные испытания творческой или профессиональной направленности. Какие? В Минобрнауки пояснили, что список дополнительных вступительных испытаний уже разработан, приказ министром подписан, посмотреть его можно на сайте министерства в разделе "документы".
Как сказали в Минобрнауки, подобный перечень появился впервые. Документ стал необходим нашей системе образования в связи с введением обязательного ЕГЭ. В перечень вошли именно те дисциплины, которые сдаются в школе в виде тестов. Так что в следующем году абитуриенты получат право представлять в вузы и учреждения среднего профобразования результаты ЕГЭ по двум предметам, или сдавать ЕГЭ для поступления в индивидуальном порядке, если в школе экзамена по нужному предмету в виде ЕГЭ не было. Сейчас Минобрнауки работает еще над одним серьезным документом - разрабатывает порядок приема абитуриентов.
| « 1 2 ... 7 8 9 10 11 ... 14 15 » |