Главная » Образование в России

С.СОРОКИНА: Здравствуйте-здравствуйте. Это программа "В круге СВЕТА". Здесь Юрий Кобаладзе, Светлана Сорокина и здесь с нами министр образования и науки Андрей Фурсенко. Здравствуйте, Андрей Александрович.

А.ФУРСЕНКО: Добрый вечер.

С.СОРОКИНА: Я назвала программу "Кризис и образовании", на самом деле поставила мяч у ворот, потому что, конечно же, нашлись желающие сразу сказать "Кризис образования". Вы как оцениваете сегодняшнюю ситуацию в образовании? Как кризисную или, все-таки, нет?

А.ФУРСЕНКО: Я рассматриваю систему образования как систему, которая меняется и меняется в правильном направлении.

С.СОРОКИНА: Ну, сразу - вы знаете, пришло огромное количество вопросов, больше ста вопросов.

Ю.КОБАЛАДЗЕ: Редкий случай. Такого не было на моей практике.

С.СОРОКИНА: Да-да. Это просто очень много.

А.ФУРСЕНКО: Мы можем разделить на троих.

Ю.КОБАЛАДЗЕ: Мы вам подготовили список.

С.СОРОКИНА: Я первым делом, конечно же, начну вот с чего. С письма, на самом деле можно было просто на газету сослаться, итак: "В распоряжении газеты "Коммерсантъ" оказался, - ну, здесь говорится как доклад экспертного совета при правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, - в тексте документа говорится, что в период кризиса следует любой ценой удерживать студентов в вузах, ведь работать молодежи будет негде. Предлагается предоставить преференции всем, кто изъявил желание учиться, например, пересмотреть запрет для двоечников учиться даже платно. Кроме того, предлагается отказаться от главного достижения реформы - перехода на бакалавриат и магистратуру, и не исключено, что будет увеличен срок обучения в школе до 12 лет". Ну вот, все в кучу. Расскажите нам о шуваловском этом экспертном предложении.

Ю.КОБАЛАДЗЕ: Мы поверили.

С.СОРОКИНА: Да.

А.ФУРСЕНКО: Ну, во-первых, для того, чтобы рассказать о шуваловском экспертном предложении, надо пригласить кого-то из экспертного совета, например, Владимира Александровича Мау или кого-то из его экспертов. Но поскольку я понимал, что этот вопрос мне зададут, то сегодня я спросил Владимира Александровича, о чем идет речь? Он сказал, что это был рабочий документ, который был подготовлен одним из экспертов по достаточно конкретному вопросу. Абсолютно ясно, что это не есть позиция экспертного совета. И к этому документу так и надо относиться. Документ как любая такая нестандартная мысль, он представляет определенный интерес. Я думаю, что он заслуживает того, чтобы его почитали, хотя бы для того, чтобы было к чему оппонировать. Категорически не согласен с тем, что надо сохранять в вузах двоечников. Категорически не согласен: учиться должны те, кто могут и хотят учиться. Не считаю, что надо из-за этого отказываться от системы бакалавр-магистр. А поскольку абсолютно уверен, что эта система лучше готовит ребят к жизни, она позволяет сделать более гибкую образовательную траекторию. Сегодня в нашем очень быстро меняющемся мире очень трудно за 6 лет предугадать, что потребуется на рынке труда. А вот эта система все-таки позволяет корректировать.

С.СОРОКИНА: Как-то ориентироваться.

А.ФУРСЕНКО: Ориентироваться. Насчет 12-летки у нас постоянно идут разговоры. Какое это имеет отношение к данной ситуации кризисной, я не очень понимаю. Одно могу сказать: на 12-летку не переходят за 1 год, и за 2 года не переходят, для этого требуется очень серьезная подготовка. Я думаю, что если, вдруг, было бы принято такое решение, то переходить бы начали тогда, когда кризис закончится.

С.СОРОКИНА: Скажите, ну, то есть в ближайшее время 12-ти лет не будет в школе? А.ФУРСЕНКО: Ну, я об этом ничего не слышал. По крайней мере, ничего не знаю.

Ю.КОБАЛАДЗЕ: А вы сказали, вот, один из докладов. А сколько еще таких докладов подготовлено?

С.СОРОКИНА: Какие еще есть предложения?

Ю.КОБАЛАДЗЕ: Чего ждать?

А.ФУРСЕНКО: Я читал 3-4 достаточно интересных записки. Они разные, они предлагают разные меры. Я могу сказать свою точку зрения, что все-таки система образования - очень важная составляющая нашей жизни, но она не должна жить сама по себе. И сейчас, и тем более в периоды таких экономических потрясений, мы должны думать не о том, как систему образования превратить в камеру хранения, а как готовить востребованных людей. Людей, которые могли бы себя проявить в реальной жизни. И минус той системы образования, которая возникла где-то в 90-е годы, как раз в том, что в ней было очень много от камеры хранения, очень мало от института развития. Вот, пожалуй, то, что мы делаем, я считаю, не безуспешно, заключается в том, что мы постепенно возвращаемся именно к системе образования как к институту развития.

С.СОРОКИНА: Какие вопросы остро поставил кризис в системе образования?

А.ФУРСЕНКО: Ну, во-первых, он поставил те вопросы более остро, которые стояли до сих пор, - это невостребованность многих наших выпускников.

С.СОРОКИНА: По специальности, да?

А.ФУРСЕНКО: Кто оказался первым на улице? Оказались люди, которые имеют дипломы экономистов, юристов, педагогов. А это было известно с самого начала, это было известно очень давно.

Ю.КОБАЛАДЗЕ: Хотя казалось, что экономисты, юристы так нужны, так нужны, такая популярность.

А.ФУРСЕНКО: Хорошие экономисты и хорошие юристы - действительно, нужны. Но когда у нас по всем экспертным анализам, оценкам перепроизводство экономистов где-то в 3 с лишним раза, юристов в 2 с лишним раза - и это год из года повторяется. То, во-первых, даже если бы готовили очень хорошие вузы, все равно это много. Но проблема же в том, что у нас сегодня только ленивый не готовит экономистов, юристов.

Ю.КОБАЛАДЗЕ: А почему нет вот саморегуляции такой, как бы, вовремя почувствовать "Ребят, что-то мы перебарщиваем с юристами, давайте будем готовить кого-нибудь другого".

А.ФУРСЕНКО: Вы знаете, система образования - все-таки, очень инерционная вещь. И в этом есть плюс, большой плюс, потому что благодаря этому мы очень многие положительные черты системы образования, советской системы образования все-таки сохранили. В этом есть минус. Потому что когда приходит сигнал, сигнал от общества, сигнал от экономики - он не может быть воспринят сразу. Вот я вам могу привести пример. У нас вторая проблема, с которой сегодня мы столкнулись, она связана не столько с экономическим кризисом, сколько с демографией. Мощный демографический спад.

С.СОРОКИНА: Уже сейчас нас нагнал этот спад, да?

А.ФУРСЕНКО: Ну, нас нагнал. В школе он догнал нас давно. 21 миллион школьников в 1998-м году и 13 с небольшим сегодня - это заметно?

С.СОРОКИНА: В первых классах моей дочери 3 класса, и каждый по 36 человек. Ю.КОБАЛАДЗЕ: Это просто школа такая.

А.ФУРСЕНКО: Ну, во-первых, наверное, неплохая школа. А во-вторых, последние 2 года в первых классах, действительно, начало потихонечку увеличиваться количество детей. Но 10 лет назад их было очень мало. И поэтому было абсолютно ясно - это, к сожалению, предсказуемая вещь или, к счастью, предсказуемая вещь - что потихонечку количество выпускников будет падать. Где-то пик был в 2006-м году, 1 миллион 300 тысяч выпускников 11-х классов. В этом году - 900 тысяч, в 2012-м году будет 730 тысяч.

С.СОРОКИНА: Ух-ты.

Ю.КОБАЛАДЗЕ: А количество мест в институтах не уменьшается?

А.ФУРСЕНКО: Нет, ну, пока не уменьшалось. Потому что количество мест - это зарплата преподавателей, это бюджет. При этом в тот год, когда я пришел, в 2004-м году на первой встрече с советом союза ректоров, когда были обсуждения по поводу, там, бакалавров, магистров, различных учреждений. Я сказал: "Уважаемые коллеги! По-моему, мы не о том думаем. Надо начинать думать о демографии. Надо начинать думать о том, что через 3-4 года проблема будет, вы не сможете обеспечить работу для всех ваших преподавателей. Надо готовиться к этому сегодня". 2 года этого вообще не слышали, где-то в прошлом году впервые сказали, что, вообще, слушай, есть ощущение, что, действительно, что-то может получиться. В 2008-м году мы набрали на платные, так называемые внебюджетные места, впервые за все время на 15% меньше студентов, чем в предыдущий.

читать дальше
Категория: Образование в России | Просмотров: 1109 | Добавил: okpep | Дата: 26.02.2009

Документы смотри здесь http://www.kirovipk.ru/load/3-1-0-31
Категория: Образование в России | Просмотров: 1114 | Добавил: okpep | Дата: 20.02.2009

Чтобы разгрузить детей, из школы уберут высшую математику

Борьба со школьными болячками начала обрастать подробностями. За последние пять лет общая заболеваемость школьников возросла на 16%, а старшеклассников - на 18%. Таким образом, одним из факторов ухудшения здоровья детей стала сама школа.

Как именно надо укреплять здоровье школьников, обсудила коллегия Минобрнауки. Главные факторы риска, по мнению специалистов, - психологические стрессы, вызванные сложностями адаптации к школьной жизни и запредельной интенсивностью обучения; избыточные учебные и недостаточные физические нагрузки; а главное - некомпетентность учителей. "Все наши прежние попытки решить эти проблемы страдали фрагментарностью", - признал глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. Зато отныне, по его словам, за здоровье школьников возьмутся комплексно и всерьез. Главными направлениями ударов станут пропаганда здорового образа жизни и реанимация спорта в молодежной среде; оздоровление школьного питания; восстановление школьной медицины и активизация психологов.

Главное же, что ради разгрузки детей власти готовы замахнуться даже на святое - упростить школьные программы, в том числе изъяв из них высшую математику, дал понять Фурсенко. Ректор МГУ Виктор Садовничий согласился: "Множества и интегралы в обычной школе не нужны. Это только лишняя нагрузка, за счет которой школьники меньше знают нужное". А это, определили члены коллегии, "только геометрия (планеметрия и стереометрия), алгебра и тригонометрия". От остального детей можно и избавить.

Частично высвободившееся окошко заполнит физкультура. Причем уроки должны измениться принципиально. Занятия, которые сейчас покрывают дефицит двигательной активности детей только на 15%, станут индивидуальными. Залы оснастят новым оборудованием, хотя пока, признают в министерстве, сами спортзалы есть всего в 80% школ, а плавательные бассейны - и вовсе в 2%.

Один из главных рисков для здоровья - пренебрежение психофизиологическими особенностями детей при их обучении, не сомневаются ученые. Учебная нагрузка, подчеркнула директор Института возрастной физиологии детей и подростков Марианна Безруких, зависит "не от количества часов, а от того, как организован учебный процесс. То есть от квалификации учителя". У нас же, сообщила она, "в программах педвузов постоянно сокращаются курсы по психическому и физическому здоровью ребенка. А из стандарта для бакалавров исключена даже возрастная физиология".

Категория: Образование в России | Просмотров: 1065 | Добавил: okpep | Дата: 13.02.2009

Лишь 10% выпускников российских школ сегодня являются здоровыми, сообщила в среду на коллегии в Минобрнауки директор Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Алина Левитская.

"По данным Минсоцразвития России, показатели здоровья школьников в настоящее время неутешительные. Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет за последние пять лет возросла на 16%, юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18%... лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений России могут быть отнесены к категории здоровых", - сказала Левитская.

По ее словам, из 13,4 миллиона школьников более половины (53%) имеют ослабленное здоровье.

Существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников, является низкая двигательная активность. Дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников - 75-85%, сообщила Левитская.

"Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18%) компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонения состояния здоровья", - подчеркнула она.

По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, увеличение занятий физкультурой в школе до 3-5 часов в неделю приводит к росту работоспособности и сокращению курения школьников.

Кроме того, причиной ухудшения здоровья детей являются перегрузки, связанные с избыточностью школьной программы.

"Избыток содержания (программы) ведет к трудностям в усвоении программного материала и снижению успеваемости, и, как следствие, - к ухудшению здоровья школьников. В этой связи нам предстоит большая работа по реформированию деятельности Службы практической психологии в школе", - сказала глава департамента Минобрнауки.

По ее словам, одной из наиболее острых проблем среди школьников являются стрессы, которые связаны с трудностями адаптации первоклассников.

Это зависит от того, в какой мере домашняя обстановка отличается от школьной, как переживают это отличие сами дети, как подготовлен ребенок к особенностям учебной деятельности - принципиально новым по форме и содержанию отношениям с другими детьми и взрослыми", - сказала Левитская. Коллегия проходит в он-лайн режиме на сайте общественного совета Минобрнауки.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1065 | Добавил: okpep | Дата: 13.02.2009

Единый государственный экзамен - это данность, которую нужно принять. На одной из последних пресс-конференций по ЕГЭ в агентстве РИА Новости глава Рособрнадзора Любовь Глебова дала несколько ценных советов абитуриентам 2009 года.

Во-первых, чтобы встретить ЕГЭ во всеоружии, абитуриентам нужно запомнить несколько важных дат.

До 1 февраля вузы обязаны выставить на своих сайтах перечень предметов по всем специальностям, на которые они объявляют набор в этом году. Будущие абитуриенты смотрят этот список и определяются с тем, что им предстоит сдать.

До 1 марта выпускники школ обязаны сдать документы (заявку) на сдачу ЕГЭ. С 26 мая по 19 июня пройдет так называемая первая волна ЕГЭ.

С 7 июля по 17 июля - вторая волна ЕГЭ. В этот период будут сдавать госэкзамены только те, кто не успел по уважительной причине сдать их в первую волну.

Аттестат вместе со свидетельством по ЕГЭ абитуриент обязан получить до 30 июня.

До 25 июля пройдет прием документов в вузы для второй волны. А ранее, с 20 июня по 5 июля, - для студентов первой волны.

Теперь о том, чего не надо бояться?

Не надо бояться сдавать сразу несколько экзаменов по ЕГЭ. Лучше вообще сдать ЕГЭ как можно больше. Почему? Во-первых, это очень выгодно. В этом году многие вузы будут испытывать недостаток в студентах. И шансы попасть на бюджетное отделение во многих вузах увеличиваются. Во-вторых, сдача экзаменов по ЕГЭ (кроме двух обязательных - русский язык и математика) никаким образом не отразится на аттестате выпускника. Это очень важный момент. Пока школьники боятся сдавать ЕГЭ, так как думают, что оценка будет ниже итоговой и это повлияет на балл в аттестате. Не повлияет. Даже если это будет "два". Просто этот сертификат с двойкой абитуриенту придется оставить себе на память, так как в вузы с двойкой не возьмут (есть нижний уровень баллов, определяющий прохождение в вуз). В общем, нужно запомнить, что все экзамены по ЕГЭ, кроме русского и математики, сдаются исключительно для поступления в вуз.

Не надо бояться подавать сертификаты по ЕГЭ в несколько вузов сразу. Лучше в 5-6. Это возможно, потому что в институтах должны принимать нотариально заверенные копии. Другое дело, что нельзя проспать момент, когда нужно будет передать в вуз уже оригинал сертификата. Иначе вузовская комиссия отложит копию сертификата в сторону. Срок, установленный Минобразнауки РФ, - не позднее 25 июля. До этого времени абитуриент может следить за своими шансами на прохождение в тот или иной вуз в режиме онлайн. Вузы обязаны публиковать все данные о конкурсе на своем сайте.

Сертификат ЕГЭ действует два года. Улучшить результат госэкзамена в эту же абитуриентскую кампанию не получится. Запрещено законом. Но на следующий год желающие улучшить свои результаты могут сдать ЕГЭ снова. И выбрать при поступлении уже тот сертификат, в котором баллы окажутся выше.

Несколько вузов подали заявку на проведение дополнительных экзаменов. Речь в данном случае идет о тех вузах, которые не испытывают недостатка в студентах и хотят себе помочь справиться с наплывом абитуриентов. Такое право предоставлено 24 вузам. Однако может получиться так, что не все заявленные вузы это право используют. Так что пытаться поступить можно во все высшие школы, куда позволяют пройти набранные баллы.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1233 | Добавил: okpep | Дата: 28.01.2009

В департамент образования поступают вопросы от школьников и их родителей об особенностях государственной (итоговой) аттестации в 2009 г.

Глава областного департамента образования Анатолий Михайлович ЧУРИН сообщил:

- Порядок, перечень предметов, сроки проведения в 2009 г. государственной аттестации по окончании процесса обучения в школе определены приказом Министерства образования и науки РФ. Расписание проведения единого государственного экзамена в 2009 г. утверждено приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Государственная (итоговая) аттестация проводится по следующим общеобразовательным предметам: русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

- Возможны ли другие формы проведения государственной (итоговой) аттестации, кроме ЕГЭ? 

- Государственная (итоговая) аттестация проводится в форме ЕГЭ и государственного выпускного экзамена.

Государственный выпускной экзамен вместо ЕГЭ сдают обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением; в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; выпускники с ограниченными возможностями здоровья.

- Каковы сроки проведения единого государственного экзамена в 2009 г. и продолжительность экзаменов?

- Для выпускников школ 2009 г., выпускников прошлых лет, обучающихся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, а также лиц, получивших среднее (полное) общее образование в иностранных образовательных учреждениях установлены следующие сроки проведения ЕГЭ на этапе государственной (итоговой) аттестации:

26 мая – информатика и ИКТ, биология;

29 мая – русский язык;

1 июня – география, литература;

4 июня – математика; 

8 июня – иностранные языки;

11 июня – обществознание, химия; 

15 июня – история, физика. 

Участники ЕГЭ, по уважительным причинам не сдавшие экзамен в установленные сроки, сдают:

11 июня – русский язык;

15 июня – математика;

18 июня – иностранные языки, обществознание, биология, физика;

19 июня – география, химия, литература, история, информатика и ИКТ.

Продолжительность ЕГЭ по математике, литературе, информатике и ИКТ - 4 часа (240 минут), по физике, истории, обществознанию – 3,5 часа (210 минут), по русскому языку, биологии, географии, химии – 3 часа (180 минут), по иностранным языкам – 170 минут.

- Для кого будет проходить досрочная аттестация?

- Право на досрочное прохождение аттестации предоставляется выпускникам общеобразовательных учреждений 2009 г., которые в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоили основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования. Досрочная аттестация пройдёт в следующие сроки:

21 апреля – русский язык;

23 апреля – математика;

25 апреля – иностранные языки, литература, физика;

27 апреля – информатика и ИКТ, биология, обществознание;

29 апреля - история, география, химия;

30 апреля - для участников ЕГЭ, не сдавших экзамен по отдельным общеобразовательным предметам по уважительным причинам в установленные сроки.

- Какими дополнительными материалами можно пользоваться на экзамене?

- На ЕГЭ по физике разрешается пользоваться линейкой и непрограммируемым калькулятором, обеспечивающим выполнение арифметических действий, вычисление квадратного корня и тригонометрических функций, по химии – непрограммируемым калькулятором, по географии – линейкой и транспортиром.

- Сколько обязательных экзаменов должен сдать выпускник школы?

- Все выпускники обязательно сдают ЕГЭ по русскому языку и математике. Остальные предметы выпускник сдаёт по выбору, на добровольной основе. Количество экзаменов по выбору выпускник также определяет самостоятельно. Заявление о сдаче экзаменов по выбору выпускник должен подать в образовательное учреждение не позднее 1 марта 2009 года.

- Кто может принимать участие в сдаче государственной (итоговой) аттестации? 

- К государственной (итоговой) аттестации (ГИА) допускаются выпускники образовательных учреждений, которые имеют годовые отметки по всем общеобразовательным предметам учебного плана за 10, 11 (12) классы не ниже удовлетворительных.

Решение о допуске к ГИА принимает педагогический совет образовательного учреждения не позднее 25 мая.

Выпускники образовательных учреждений (ОУ), которые не имеют аккредитации, а также лица, освоившие основные общеобразовательные программы в форме семейного образования или самообразования либо в иностранных ОУ, подают заявление на участие в государственной аттестации в аккредитованное учреждение за три месяца до начала её проведения. Дополнительно они проходят промежуточную аттестацию в данном образовательном учреждении.

- Каковы сроки и порядок государственной (итоговой) аттестации?

- Аттестация начинается не ранее 25 мая.

Для выпускников, пропустивших государственную (итоговую) аттестацию по уважительным причинам, устанавливаются дополнительные резервные дни.

Для тех выпускников, кого призывают на военную службу, кто выезжает на спортивные соревнования, олимпиады, конкурсы, смотры, на постоянное место жительства или для продолжения обучения в другое государство, а также по медицинским показаниям - аттестация проводится досрочно, но не ранее 20 апреля.

Государственный выпускной экзамен для выпускников образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы, освобождаемых от отбывания наказания не ранее, чем за три месяца до начала государственной (итоговой) аттестации, проводится не ранее 20 февраля.

- Как в этом году будут оцениваться знания выпускников?

- При проведении государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ используется 100-балльная система оценки, в форме государственного выпускного экзамена – 5-балльная система оценки.

Ежегодно Рособрнадзор по каждому общеобразовательному предмету устанавливает минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение выпускником образовательной программы. 

Таким образом, если обязательные экзамены (математика и русский язык) сданы удовлетворительно - выпускник получает аттестат и свидетельство с результатами ЕГЭ.

В случае, если один обязательный экзамен сдан неудовлетворительно, выпускник повторно допускается к его сдаче в дополнительные сроки. Если оба обязательных экзамена сданы неудовлетворительно, выпускник получает справку об обучении в образовательном учреждении. Право пройти аттестацию по данным предметам ему предоставляется не ранее, чем через год.

В этом году выпускникам - победителям и призёрам всероссийских олимпиад в аттестат выставляется отметка «отлично» по предмету соответствующего профиля.

- Какие документы получит выпускник школы в этом году?

- По итогам освоения основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 г. выпускник получит аттестат о среднем (полном) общем образовании и свидетельство с результатами ЕГЭ по всем сданным предметам. 

Пресс-центр Правительства Кировской области

Категория: Образование в России | Просмотров: 1173 | Добавил: okpep | Дата: 26.01.2009

Новый, 2009 год начался для выпускников с паники - сдавать ЕГЭ придется по четырем предметам. Мол, готовились только к информатике, а тут тебе еще и физика. Но на пресс-конференции, которая прошла накануне, глава Рособрнадзора Любовь ГЛЕБОВА разъяснила ситуацию. Опубликованный Минобрнауки перечень вступительных испытаний в 2009 году, в котором указан список предметов, необходимых для поступления на конкретную специальность, лишь устанавливает строгие рамки для вузов. В результате ни в один институт или университет не примут студента без результатов ЕГЭ по русскому языку. Также в вуз не возьмут без Единого по профильному предмету (какой из предметов профильный, устанавливает сам вуз). А из двух других, представленных в перечне, приемная комиссия может выбрать один.

- Решение должен принимать каждый вуз сам. Если декан факультета считает, что для данной специальности достаточно результатов ЕГЭ по трем предметам, то так и будет. Но на какие-то специальности, возможно, понадобится и четыре экзамена. Данный перечень был разработан для того, чтобы высшие учебные заведения в качестве вступительных принимали свидетельства ЕГЭ только по важным для этой специальности предметам и не требовали в последний момент от выпускников принести результаты по незаявленной истории, например, - пояснила Глебова.

Узнать, какие и сколько именно экзаменов предстоит сдавать для поступления в тот или иной вуз, можно будет после 1 февраля на сайте институтов и университетов. К этому сроку высшие учебные заведения должны окончательно определиться с перечнем вступительных ЕГЭ.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1147 | Добавил: okpep | Дата: 24.01.2009

Глава Рособрнадзора Любовь Глебова подробно рассказала в четверг схему сдачи единого госэкзамена (ЕГЭ) и поступления в вузы по его результатам в 2009 году. Первый шаг на пути к высшему образованию, который предстоит сделать выпускникам, уже не за горами - к 1 марта они должны определиться с перечнем предметов, которые в этом году будут сдавать в формате ЕГЭ.

Обязательными для сдачи будут русский язык и математика. Глебова сообщила корреспонденту "Газеты", что в связи с переходом ЕГЭ в штатный режим выпускники будут сдавать экзамены по большому количеству предметов, чтобы повысить свои шансы на поступление в вуз. Всего в 2009 году можно сдать ЕГЭ по 11 предметам. Однако Глебова заметила, что коллеги по ведомству не разделяют ее позицию и считают, что выпускники ограничатся только перечнем экзаменов, необходимым для поступления на выбранную ими специальность.

Все государственные и муниципальные вузы до 1 февраля должны опубликовать на своих сайтах список из трех или четырех ЕГЭ, которые они будут рассматривать при приеме на каждую специальность. ЕГЭ по русскому языку будет обязательным при поступлении, второй обязательный предмет для каждой специальности определило своим приказом Минобрнауки, а оставшийся один или два экзамена выбирает сам вуз. Кстати, в этом году результаты ЕГЭ не повлияют на оценки в аттестате, как практиковалось в прошлые годы. ЕГЭ будет проходить в две волны. Первая пройдет с 26 мая по 19 июня, а вторая - с 7 по 17 июля. Участники первой волны должны подать документы в вузы до 5 июля, второй - до 25 июля. При этом абитуриенты могут отправить нотариально заверенную копию сертификатов ЕГЭ в неограниченное число вузов на любое число специальностей. "В этом и заключается самая большая привлекательность ЕГЭ, - сказала Глебова корреспонденту "Газеты". - Она открывает новые возможности для абитуриентов". Глебова также пояснила, что уже 25 июля вузы по результатам полученных заявок должны составить рейтинг и определить проходной балл на каждую специальность, опубликовав эти результаты на своих сайтах. После этого выпускники в течение недели должны подать оригинал сертификата ЕГЭ в тот вуз, в который они хотят поступить.

Ректор института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский согласен с Глебовой, что выпускники постараются в этом году сдать как можно больше предметов в формате ЕГЭ. "Сейчас наблюдается низкий уровень самоопределения выпускников, - заявил Адамский "Газете". - Мало кто понимает даже не то, кем хочет стать, а хотя бы в какой вуз поступать. Такие абитуриенты откладывают решение и для подстраховки сдают много предметов".

Категория: Образование в России | Просмотров: 1141 | Добавил: okpep | Дата: 24.01.2009

 24 декабря 2008 года Президент России Дмитрий Медведев провёл заседание Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. На заседании обсуждались итоги реализации национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства и жилищного строительства в 2006-2008 годах, а также перспективы реализации направлений приоритетных национальных проектов в дальнейшем. С докладом на заседании выступил Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко.

    Материалы к выступлению Министра А.А.Фурсенко
    на заседании Совета при Президенте России
    по приоритетным национальным проектам и демографической политике
    О программе реализации приоритетного национального
    проекта "Образование" на 2009-2012 годы

    На Совете в начале этого года мы обсуждали первые итоги приоритетного национального проекта, те реальные изменения, которые происходят как в общем, так и в профессиональном образовании. В первую очередь - формирование проектного мышления, современной управленческой культуры у всех участников образования, внедрение новых организационных механизмов, развитие общественного участия.

    Реализация нацпроекта была оценена как успешная, и принято решение о его дальнейшем развитии. При подготовке программы на предстоящие годы мы сгруппировали мероприятия нацпроекта в соответствии с приоритетными задачами утвержденной Концепции долгосрочного социально-экономического развития.

    В 2008 году, как и было запланировано, завершены поддержка инновационных школ, поставки автобусов и наиболее востребованного учебного оборудования. Оснащенность им в базовых школах возросла в 4-5 раз.

    Справочно: в России около 15 тыс базовых школ (примерно четверть от всех школ), в них обучается половина школьников (около 7 млн. чел).

    В 2009 году завершится конкурсная поддержка регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. В школах этих регионов будут отработаны новые организационно-экономические механизмы, и мы уже видим эффекты от их применения.

    Будет планово продолжен еще ряд мероприятий нацпроекта, реализуемых в соответствии с указами и поручениями Президента, - таких как поддержка лучших учителей, талантливой молодежи, подготовка военнослужащих-контрактников к обучению в вузах и другие.

    Мы предполагаем совершенствовать их с учетом новых поставленных задач. Так, именно с опорой на лучших учителей мы предлагаем организовать работу по внедрению новых стандартов. Выплаты за классное руководство - продолжить в рамках поддержки перехода на новые системы оплаты труда. Ведь с 2010 года эффективные организационно-экономические схемы, отработанные в комплексных проектах, будут применяться во всех регионах.

    В рамках нацпроекта все школы получили доступ в Интернет. Но этой и еще многих возможностей качественного образования пока лишены тысячи детей-инвалидов, которые могут обучаться только дома.

    В этом году Россия присоединилась к международной конвенции по правам инвалидов, вышел указ Президента о поддержке инвалидов и их семей. Следующий год в Москве объявлен годом равных возможностей. В столице и ряде других регионов при поддержке Федеральной целевой программы развития образования складываются удачные схемы дистанционного обучения таких ребят. Эти наработки могут стать основой для реализации нового мероприятия нацпроекта по поддержке региональных центров дистанционного обучения детей-инвалидов. Мы предлагаем начать эту поддержку уже в 2009 году, выделив не менее 1 млрд. рублей в рамках имеющегося финансирования национального проекта.

    Начиная с прошлого года, государство компенсирует родителям часть расходов на содержание детей в детских садах. Однако далеко не каждая семья, имеющая маленьких детей, может воспользоваться этим правом, мест в детских садах не хватает. В следующем году эта мера поддержки будет расширена - Правительство подготовило и вносит в Государственную Думу законопроект, распространяющий компенсации на посещение негосударственных дошкольных учреждений.

    В то же время традиционная система дошкольного образования не везде отвечает на возрастающее многообразие потребностей, на конкретные запросы каждой семьи, не обеспечивает педагогическую помощь родителям. Мы считаем, что в этой сфере есть большой потенциал расширения рынка труда. (Напомню, что численность дошкольников в нашей стране - почти 9 млн. человек, и рождаемость выросла.)

    Справочно: посещают дошкольные учреждения более 5 млн. человек, еще 1,5 млн. человек стоят в очереди.).

    Сегодня в рамках Федеральной целевой программы развития образования мы формируем методологию, поддерживаем разработку современных моделей организации дошкольного образования, готовим программы краткосрочных курсов для воспитателей (социальных работников), которые могли бы решать эту важную задачу. Данные работы будут системно продолжены в 2009 году. Одновременно подготавливается все необходимое для того, чтобы с 2010 года начать в каждом субъекте конкурсную поддержку муниципальных программ развития дошкольного образования по аналогии с поддержкой регионов, внедряющих комплексные проекты. К 2012 году предлагаем поддержать не менее 10% муниципальных образований. Все это позволит выполнить задачу, поставленную в Основных направлениях деятельности Правительства: чтобы не менее, чем в двух третях муниципалитетов работали эффективные гибкие модели, дающие современное качество дошкольного образования.

    Как сказал Дмитрий Анатольевич в послании Федеральному собранию, "Школа не должна быть ветхой". Недавний анализ аварийности школьных зданий показал: у регионов, которые внедряют комплексные проекты, по сравнению с остальными ситуация существенно лучше.

    Справочно: в регионах, внедряющих КПМО, число аварийных школ в полтора раза ниже, чем в других регионах.

    Этому в немалой степени способствовала организация в ходе поддержки комплексных проектов публичного мониторинга условий обучения в каждой школе.

    С нового года предполагается включить в этот мониторинг все регионы. В Интернете в соответствии с установленными стандартами будет регулярно размещаться информация, автоматизировано собираемая с уровня каждой конкретной школы. С опорой на такой прозрачный и объективный мониторинг мы предлагаем, начиная с 2010 года, в рамках объявленной Президентом инициативы "Наша новая школа" начать на условиях софинансирования поддержку программ регионов по модернизации всего школьного хозяйства.

    В рамках этого направления мы могли бы предоставить дополнительные рабочие места (места для общественных работ) с целью привлечения граждан к текущему ремонту и благоустройству школьных зданий.

    Поддержка в рамках нацпроекта инноваций на всех уровнях профессионального образования сыграла серьезную, системную роль в обновлении этого сектора. Напомню, сегодня новое качество образования обеспечивается почти в 250 инновационных учреждениях начального и среднего профобразования и 58 вузах. Ежегодный выпуск из этих учебных заведений рабочих и специалистов с современными квалификациями достигает 150 тыс. человек по таким постоянно востребованным направлениям, как сельское хозяйство, судо- и авиастроение, эксплуатация зданий и сооружений, приборостроение и автоматизация технологических процессов, медицина. В большинстве поддерживаемых учреждений также развиваются программы непрерывного образования, растут объемы переподготовки кадров, востребованных на рынке труда.

    Необходимость развития инновационной экономики требует дальнейшего взаимодействия с работодателями и регионами по поддержке начального и среднего профобразования, все более остро ставит задачу реформирования системы вузов. В этом месяце прошла конференция по итогам трех лет поддержки инновационных учреждений профессионального образования. По значительному количеству направлений произошел скачок на 10-15 лет вперед в части организации и оснащения учебного процесса, а также сопутствующих исследований.

    Чтобы не снизить взятые темпы, предлагается, не допуская перерывов и остановок, продолжить этот проект и наряду с поддержкой федеральных университетов создать сеть национальных исследовательских вузов. Мы готовы с 2009 года в рамках выделенного бюджета начать их конкурсную поддержку. В последующие годы она будет продолжена за счет увеличения финансирования нацпроекта по итогам первого года работ или за счет перераспределения финансовых средств в уже реализуемых федеральных целевых программах.

    Существующие и вновь создаваемые инновационные учреждения формируют основу для развертывания современной системы непрерывного образования. Уже сегодня нами подготовлен перечень программ для качественной переподготовки 60-70 тыс. востребованных специалистов на базе инновационных учреждений. Эта работа охватит все регионы России.

    (Справочно: В 2008 году учреждениями начального и среднего профобразования - участниками нацпроекта было переподготовлено свыше 20 тыс. человек, создано свыше 15 тыс. новых современных ученических мест. Вузами - участниками нацпроекта по программам дополнительного профессионального образования обучено более 25 тыс. специалистов).

    Считаем необходимым расширить это направление и с 2010 года совместно с работодателями и регионами целенаправленно поддерживать создание не менее 50 новых программ переподготовки специалистов по востребованным направлениям.

    Таким образом, предстоящий этап реализации нацпроекта "Образование" - это выход на новый качественный уровень развития отрасли. Предлагаемые мероприятия позволят достичь более глубоких системных изменений, решения тех задач, которые поставлены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны и Основных направлениях деятельности Правительства.

    Прошу поддержать высказанные предложения, утвердить предложенные мероприятия нацпроекта на 2009 - 2012 годы и их целевые параметры.
Категория: Образование в России | Просмотров: 1081 | Добавил: Гирева_Ольга | Дата: 30.12.2008

"Белым воротничкам" из-за кризиса придется стать "синими" Что ждет наших школьников и студентов в 2009 году и в более отдаленной перспективе? Как на отечественное образование повлияет кризис? На эти и другие вопросы на днях ответил министр образования РФ Андрей Фурсенко.

По оценке Минобрнауки, бюджетное финансирование в 2009 году сохранится в том же объеме, а вот платный сектор "сдуется" - в условиях кризиса не все смогут отдавать за высшее образование большие деньги.

Как ожидается, в условиях кризиса главной задачей станет переподготовка кадров. Государству нужны профессионалы среднего и нижнего звена, поэтому сплошь и рядом "белым воротничкам" придется переквалифицироваться в "синие". По оценке Минобрнауки, в ближайшем будущем счет "перекрашенных" специалистов пойдет на сотни тысяч, включая тех, кого отправит на переучку сам работодатель.

Самыми перспективными для получения новой специальности, поделился с "МК" Андрей Фурсенко, будут сфера услуг (в образовании, например, могут быть востребованы воспитатели детских садов и работники дополнительного образования), технологические направления для наукоемкой промышленности, военно-промышленный комплекс, где сложился большой и давний дефицит кадров, отрасли связи и защиты окружающей среды, а также ай-ти (информтехнологии).

На разных уровнях образования кризис скажется по-разному. Нацпроекта по дошкольному образованию, скорее всего, не будет. Средняя школа также нацелится на подготовку рабочих кадров. По словам Фурсенко, настало время вводить среди учеников профориентацию для тех, кто не пойдет в вузы. Основная поддержка, понятное дело, достанется президентской инициативе "Наша новая школа". В частности, благодаря ей продолжится нацпроект "Школьное питание", предполагающий обеспечить горячим питанием всех школьников страны. Впрочем, когда именно это произойдет, министр ответить затруднился. В 2009 году к 14 регионам, где этот принцип уже внедряется, добавятся всего шесть новых. Да и то в пилотном режиме.

Категория: Образование в России | Просмотров: 990 | Добавил: Гирева_Ольга | Дата: 23.12.2008

« 1 2 ... 5 6 7 8 9 ... 14 15 »