Выпускникам юридических вузов в скором времени
предложат сдавать квалификационные экзамены, по результатам которых
будет решаться вопрос о продлении лицензии вузу, который они закончили.
Такие предложения поступят до конца года, сообщил журналистам в четверг
министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
В четверг президент России Дмитрий
Медведев на встрече с членами президиума Ассоциации юристов заявил о
необходимости повысить качество образования, которое будущие юристы
получают в вузах.
"Мне кажется, что было бы очень
интересно реализовать квалификационный экзамен. То есть человек,
который закончил юридический вуз, чтобы получить право заниматься
юридической или адвокатской практикой, должен сдать квалификационный
экзамен, который принимает профессиональное сообщество, например,
Ассоциация юристов", - сказал Фурсенко.
По его словам, такая практика уже существует в ряде стран.
При этом министр отметил, что от того,
насколько успешно молодые юристы и адвокаты сдадут квалификационные
экзамены, будет зависеть и дальнейшая судьба вуза, диплом которого они
получили.
"Если вуз выпускает хороших
специалистов, которые успешно сдают такие экзамены, то этот вуз должен
быть высоко в рейтингах, должен поддерживаться. Если же выпускники того
или иного вуза не могут сдать экзамены, то вуз не имеет право готовить
юристов", - подчеркнул Фурсенко, добавив, что общество должно быть
защищено от неквалифицированных специалистов.
На вопрос, когда может появиться
подобное испытание для юристов, министр ответил, что это во многом
зависит от инициативы профессионального сообщества, в частности,
Ассоциации юристов, которая на сегодняшний день является самой активной
и консолидированной ассоциацией, сумевшей сформулировать свои
требования к качеству юридического образования в стране и предложения о
том, как реализовать их на практике.
"Поскольку интерес к этому есть, то я
думаю, что уже в этом году соответствующие предложения могут и должны
быть сделаны. Я знаю, что есть достаточно серьезные наработки", -
сказал Фурсенко.
При этом он добавил, что введение подобных испытаний для юристов - это вопрос не сегодняшнего и не завтрашнего дня.
"Я думаю, что если бы удалось это
реализовать среди юристов, то постепенно, шаг за шагом, мы стали бы
внедрять это в других направлениях", - подчеркнул министр.
|
В области завершилась работа по формированию базы данных об участниках единого государственного экзамена в 2009 году. В
региональный центр оценки качества образования поступили сведения о
том, какие экзамены в форме ЕГЭ будут сдавать школьники и выпускники
прошлых лет, а также выпускники учреждений начального и среднего
профобразования, собирающиеся поступать на дневные отделения вузов. Как
известно, с этого года ЕГЭ будет проходить в штатном режиме. В нем
примут участие абсолютное большинство выпускников школ. А для
обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого
типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным)
поведением, выпускников с ограниченными возможностями здоровья и
обучающихся в образовательных учреждениях, созданных при учреждениях,
исполняющих наказание в виде лишения свободы, итоговая государственная
аттестация пройдет в форме государственного выпускного экзамена. По
сравнению с прошлым годом в 2009 году планируемое общее количество
сдающих ЕГЭ в совокупности с количеством сдаваемых экзаменов (чел/экз.)
увеличилось с 22085 до 32053. Это почти на 10 тыс. чел./экз. больше.
Рост связан с увеличением сдающих ЕГЭ из учреждений системы начального
и среднего профобразования. В департаменте образования отмечают,
если в 2008 году наиболее популярными предметами по выбору были
обществознание, биология, история России, физика, то в 2009 году –
обществознание, физика, история, биология. В 2009 году предпочтение
вновь отдано обществознанию. Рейтинг предмета «физика» стал выше, чем
рейтинг предметов «история» и «биология». В 2009 году более трети
заявившихся на ЕГЭ выпускников выбрали 3 предмета, одна треть – 4
предмета, чуть меньше одной трети – 2 предмета. 1 проц. планируемых
участников ЕГЭ будет сдавать 1 предмет, это выпускники прошлых лет, а
также выпускники профучилищ, лицеев и техникумов. Максимальное
количество предметов ЕГЭ -7-9 экзаменов - выбрали 0,9% заявителей. Это,
прежде всего, лица, не определившиеся с конкретным профилем и
планирующие подавать заявления в вузы на разные направления подготовки. Как
сообщили в департаменте образования, государственная экзаменационная
комиссия утвердила уполномоченных для проведения ЕГЭ, пункты проведения
экзаменов, пункты первичной обработки информации, схему доставки
экзаменационных материалов в пункты проведения экзаменов, форму
пропуска на ЕГЭ в 2009 году. Также в настоящее время создана
нормативная база для проведения единого государственного экзамена на
территории Кировской области в 2009 году, решены вопросы его
организации.
|
Оригинальные материалы Единого экзамена появятся в Интернете Об ЭТОМ вчера рассказал во время своего визита в город Иваново министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
Министр приехал сюда на межрегиональную конференцию, посвященную национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Но прежде чем встретиться с руководителями органов образования, Андрей Фурсенко посетил несколько ивановских школ и пообщался с педагогами и учениками.
В лицее N 67 ему показали в действии проект "Электронная школа". Здесь преподаватели ведут классный журнал и выставляют оценки ученикам в специальной компьютерной программе. Введя свое имя и пароль, педагог получает доступ к электронному журналу, выписку из которого может тут же отправить по электронной почте родителям школьника. Чадо еще на учебе, а мама с папой уже в курсе, какие оценки ребенок принесет домой. Трудно сказать, насколько по душе самим ученикам подобная система, но преподаватели довольны. Зато, как выяснилось, школьникам понравилось встречаться лицом к лицу с главой минобрнауки и задавать волнующие вопросы. Конечно же - о ЕГЭ.
- Открытость контрольно-измерительных вариантов ЕГЭ - это миф или реальность? - задала вопрос десятиклассница Аня.
- Точно не миф, - заверил Фурсенко. - Думаю, со следующего года те задания ЕГЭ, которые в реальности будут включены в КИМы, появятся в открытом доступе в Интернете. Начнем с математики - сейчас большая группа экспертов работает над этим. Предупреждаю - заданий там будет очень много, около пяти тысяч. Но все они будут доступны, можно будет в течение года прорешать их и чувствовать себя уже более спокойно в преддверии экзамена.
По мнению министра, возможность заранее выполнить все задания, некоторые из которых обязательно попадутся на экзамене, не только позволит улучшить знания по математике, но и снять огромное психологическое напряжение. Андрей Фурсенко заявил, что КИМы по математике должны появиться в Интернете не позднее 1 октября текущего года, чтобы у ребят, которым оканчивать школу в 2010 году, было достаточно времени для решения всех заданий.
После того как официальная встреча с министром закончилась, школьники обступили министра и признались ему честно: "Мы ЕГЭ не боимся - это учителя боятся". Очевидно, что педагоги опасаются повторения ситуации прошлого года, когда 25 процентов выпускников получили неудовлетворительные баллы на ЕГЭ по математике. Андрей Фурсенко уверен: в этом году такого не случится. Сегодняшние задания, по его мнению, не такие уж и сложные.
- Я сам видел демоверсию и, хотя заниматься математикой закончил уже очень давно, смог решить эти задания, - признался министр. - А уж тем, у кого знания свежие, это не составит труда. Никаких 25 процентов двоечников не будет - я в этом уверен.
|
Антикризисные меры в сфере образования призваны
погасить социальные риски. О том, стоит ли консервировать учащихся в
вузах, кто станет платить за беднеющих студентов, об особых
университетах, нежелании возглавить МГУ и пользе ЕГЭ "Ъ" рассказывает
глава Минобрнауки Андрей Фурсенко.
- Чем Министерству образования и науки
пришлось пожертвовать в кризис? - Здесь не слишком уместно говорить о
жертвах. Мы вынуждены были уменьшить наши аппетиты. По сравнению с
прошлым годом прирост бюджета по образованию и науке оказался не столь
велик, как нам хотелось бы. Как субъект бюджетного планирования мы
получили прирост в 30 млрд. Это 8,5%. Конечно, еще год назад мы
рассчитывали на большее. В общей сложности нам пришлось уменьшить наши
предложения больше чем на 40 млрд руб. Но мы принципиально пошли по
пути, когда мы не стали поровну отрезать от всех, а выделили
приоритеты. У нас нет антикризисных денег как таковых. Правительство
выделяет, например, 43 млрд руб. на переподготовку специалистов. Эти
деньги выделяются через службы занятости, а мы стимулируем все наши
образовательные учреждения, чтобы они максимально активно участвовали в
конкурсах за получение денег.
- Что сегодня приоритет, а что сокращено?
- Естественно, что были защищенные
статьи - зарплата, налоги, это все было сохранено автоматически,
никаких перераспределений за счет этих денег не происходило. По
остальным статьям мы воспользовались пересмотром бюджета для того,
чтобы провести анализ проектов и скорректировать их. Например, ни
копейки не потерял фонд содействия развитию малых форм предприятий в
научно-технической сфере,- ему сохранили финансирование в объеме 2,45
млрд руб. Если бы отрезали равномерно, фонд потерял бы порядка 650 млн
руб. Почему сохранили? Потому что это очень эффективный инструмент
поддержки малого бизнеса в научно-технической сфере, в инновационной
сфере, то есть важная антикризисная мера. А финансирование Российского
фонда фундаментальных исследований выросло всего на 0,5 млрд руб. по
сравнению с прошлым годом, хотя мы рассчитывали почти на 3 млрд руб.
прироста. Из-за сокращения пришлось отказаться от начала ряда новых
строек и запуска некоторых инновационных проектов, но мы сохранили
финансирование направления, связанного с привлечением соотечественников
к исследованиям и образовательным программам в нашей стране, так же как
и проекты, связанные с повышением энергоэффективности.
- Проект поддержки
национально-исследовательских университетов изначально предполагал
выделение 3 млрд руб. каждому вузу, получившему этот статус. Теперь эту
сумму разделят на 10-15 вузов. Но ведь идея заключалась в
переформатировании, перестройке университетов. А теперь финансирование
больше похоже на антикризисную поддержку вузовской элиты.
- Не хотелось бы, чтобы разговоры о
создании нового сводились исключительно к стройке. На примере поддержки
инновационных программ развития вузов в рамках национального проекта мы
видели, что относительно небольшие деньги (от 300 млн до 1 млрд руб.)
позволили совершить рывок в 10-15 лет. И председатель правительства, и
президент поддерживают программу создания национальных
исследовательских университетов, одну из программ развития, которую мы
сохраняем в том виде, в котором она была задумана. И это не затыкание
дыр. Стартовые позиции - 3 млрд руб. на 10-15 вузов в 2009 году. Но
финансирование пятилетних программ должно быть в объеме 2 млрд руб.
бюджетных денег на каждый национальный исследовательский университет.
Есть целый ряд вузов, которые говорят: нам можно дать и меньше денег,
нам достаточно статуса. Но мы на это не пойдем, иначе может произойти
девальвация статуса исследовательского университета. Мы сегодня
понимаем, что в чистом поле построить 15 "городов-солнц" у нас не
получится. Во-первых, на это нет денег, а во-вторых, я не уверен, что в
этом есть нужда. Университет это не только стены. В каких-то случаях
будут позитивные решения по созданию на новом месте нового кампуса. Я
надеюсь, что нам удастся обеспечить продвижение проекта МИСИСа. Сейчас
подготовлено решение о создании нового кампуса на острове Русский - в
рамках проекта Дальневосточного федерального университета. Готовится
Универсиада в Казани. И принято решение о том, что Олимпийская деревня,
спортивные объекты станут базой для нового мощного университетского
кластера. Но и развитие уже существующих университетов в имеющихся
помещениях может дать качественно новый результат.
- Какими вы видите позиции МГУ в
системе высшего образования? Ведь университет оказался за рамками
финансовой поддержки вузовской элиты: особый статус МГУ пока не
утвержден.
- Статус МГУ определен хотя бы тем, что
это единственный вуз страны, который имеет отдельную строку в бюджете.
МГУ больше, чем какой бы то ни было другой вуз, является выделенным.
Также, я считаю, должен быть выделен и Санкт-Петербургский университет.
Оставляю в стороне споры о том, кто из них старше, но если вы спросите
прохожего на улице, что такое высшая школа в России, я думаю,
подавляющее количество людей вспомнит об МГУ. Поэтому я думаю, что
будет справедливо, если этот статус в той или иной степени будет
оформлен. При этом я не могу согласиться с тем, что МГУ, так же как и
СПбГУ, выпал, как вы говорите, из системы поддержки высшей школы.
Например, к юбилею МГУ только из федерального бюджета в 2004-2005 годах
было выделено свыше 1,25 млрд руб. Я хорошо это знаю, поскольку был
председателем оргкомитета. Оба университета являются победителями
конкурса инновационных программ развития вузов. Причем на максимальные
суммы - почти по 1 млрд руб. получил каждый. Ни у МГУ, ни у питерского
университета нет никаких проблем с приемом как на бюджетные, так и на
платные места. Сегодня это очень много значит. Они участвуют во всех
программах Минобрнауки - не только по образованию, но и в области
научных исследований. Кроме этого, положение некоторых выпускников этих
вузов вполне достаточно для того, чтобы университеты чувствовали себя
уверенно.
- Но МГУ и СПбГУ на встрече с
президентом просили именно особого статуса, то есть дополнительных
денег, которые могли бы этот статус подтвердить.
- Речь идет, и это касается всех
университетов, которые на той или иной основе оказываются выделенными,
о программах развития. А программа развития - это не только деньги, это
в не меньшей степени система обязательств, которые берут на себя те,
кто предлагает эту программу. В зависимости от предложенной программы и
взятых на себя обязательств и ответственности будет выделяться и
финансирование. Программа развития МГУ будет не на год и не на два. Это
тоже должна быть пятилетняя программа, с четко сформулированными
объемами финансирования и с ожидаемыми результатами.
- Одна из самых упоминаемых
антикризисных мер - поддержка образовательного кредитования. Но пока
речь идет исключительно о восполнении программы "Кредо"
обанкротившегося банка "Союз" (структура "Базового элемента"), в
которой принимали участие элитные вузы. А что с системой массового
кредитования с вовлечением остальных банков и вузов?
- Мы считаем, что должно быть увеличено
количество участников программы кредитования. То есть мы должны
сохранить людей, которые хотят продолжать пользоваться программой
"Кредо", но если сегодня возникнет большее количество желающих получать
образовательные кредиты, такая возможность должна быть им
предоставлена. Есть несколько новаций. Во-первых, кредит предлагается
давать по действующей ставке банка, при этом государство будет
субсидировать три четверти ставки рефинансирования ЦБ РФ (сегодня она
составляет 13% годовых), а для ребят процент по кредиту составит не
более 11,5% годовых. Во-вторых, мы предлагаем отказаться от требований
предоставления залогов и поручительств со стороны студентов по таким
образовательным кредитам с тем, чтобы государство выступало гарантом.
В-третьих, мы считаем, что в кредитной политике необходимо
ориентироваться на востребованные специальности. И надо работать с
вузами, которые действительно обеспечивают хорошую подготовку. И
в-четвертых, расширение программы должно произойти за счет выдачи
кредитов студентам как государственных, так и негосударственных вузов.
Пока мы обсуждаем вопрос о программах кредитования примерно 10 тыс.
студентов. Есть определенные ограничения: в первую очередь хорошая
успеваемость, которая и является главной гарантией того, что студент
вернет деньги.
- У вас есть деньги на компенсацию льготного кредита банкам?
- По нашим расчетам, размер
государственной поддержки образовательных кредитов в 2009 году должен
составить около 750 млн руб., из них 500 млн руб.- это обеспечение
гарантии невозвратов, что позволит не требовать от заемщиков
какого-либо дополнительного обеспечения по кредитам, а остальное пойдет
на субсидирование процентной ставки. Реально большая часть этих денег
скорее всего не будет востребована, потому что до невозвратов не
дойдет. Тем не менее в бюджете эти средства должны фигурировать. Я
считаю, что если мы покрываем часть бюджетной ставки по продаже
легковых автомобилей и сельхозтехники, то наши студенты точно ничуть не
хуже, чем наши автомобили. Хотя, конечно, если бы ставка банковская
была ниже, наверное, нам бы было проще с точки зрения компенсаций.
Кроме того, не следует переоценивать спрос на кредиты. Особенно с
учетом того, что у нас в этом году на каждую тысячу выпускников школ
будет 420 бюджетных мест на очных отделениях вузов. Каждый второй
выпускник школы сможет учиться в вузах за государственный счет. И
поверьте мне, если исключить несколько, может быть, десятков самых
престижных вузов, главная проблема будет не как отобрать, а как найти
нормальных студентов, которые бы учились в этих вузах.
- А во что обойдется массовый перевод платников на бюджетные места - или это станет проблемой вузовских бюджетов?
- В настоящее время есть свыше 90 тыс.
вакантных бюджетных мест в вузах, то есть мест, с которых были
отчислены студенты-бюджетники. И на них можно переводить студентов.
Например, в московском Физтехе ректор говорит: у нас платников на
первом курсе примерно 15%. А на последнем - ни одного. Потому что идет
отсев. Достаточно два семестра проучиться без троек, и тебя переводят
на бюджетное место. Но там год без троек учиться очень непросто. Что мы
потребовали от вузов? Первое - прозрачную информацию о наличии
вакантных мест. Второе - прозрачную информацию, известную всем
студентам, о том, каковы правила перевода с платных мест на бюджетные.
Понятные процедуры перевода с участием органов студенческого
самоуправления.
- Еще одна антикризисная мера -
фиксированные цены на обучение. Ректоры напоминают, что ценовое
регулирование - нерыночный инструмент. Но это предложение прозвучало из
уст президента. То есть, по сути, оно обязательно к исполнению.
- Это рекомендация, хотя и из уст
первых лиц. Это призыв, а дальше - решение каждого вуза. Вуз имеет
право и не фиксировать. Юридически этого никто запретить не может. И мы
не ставим вопрос о замораживании цен в негосударственных вузах. Если ты
негосударственный вуз, пожалуйста, назначай цену по своему усмотрению.
Но при этом стоит подумать о конкурентоспособности.
- И все же создается ощущение, что
антикризисные меры направлены на удержание студентов в вузах любой
ценой. А как же прежняя идея оптимизации государственной вузовской
сети? Идея ухода от поголовного высшего образования?
- Мы по-прежнему сегодня стоим перед
направленной на повышение качества образования задачей оптимизации сети
высшей школы. Это означает, что мы, к примеру, должны отказаться от
целого ряда филиалов. Я не исключаю, что придется их закрывать,
переводить студентов из этих филиалов в другие, в базовые или в другие
вузы. Мы должны создавать условия для продолжения учебы, но не
обязательно в том вузе, в который студенты поступили. Возможно,
произойдут и перераспределения контрольных цифр приема по вузам и по
специальностям. Мы, например, продолжаем уменьшать количество мест по
непрофильным специальностям в целом ряде вузов. Грубо говоря,
сельскохозяйственные вузы не должны ориентироваться на подготовку
экономистов в первую очередь. Не надо, чтобы технический вуз готовил
юристов. В целом количество бюджетных мест по этим специальностям будет
продолжать уменьшаться. При этом абсолютно ясно, что Московская
государственная юридическая академия не потеряет ни одного бюджетного
места. Так же как МГУ или СПбГУ. Одновременно мы существенно
увеличиваем количество бюджетных мест, прием очников на специальности,
связанные с информационными технологиями, транспортными технологиями, с
энергетикой, с сервисом. Мы сегодня ориентируем ребят на то, что
бюджетные места есть, и человек может выбирать: хочет он ехать в
какой-то более престижный вуз на платные места, и такие возможности у
него будут, или все-таки он предпочтет учиться где-то в другом месте,
ближе к дому, например, на бюджетном месте. Это будет его решение. У
нас одновременно идут два процесса. На фоне достаточно серьезного
демографического спада нарастают экономические проблемы. И мы должны
делать все, чтобы сохранить живое. Но не все в нашей высшей школе
является таковым. Так что помимо сохранения мы должны делать ставку на
развитие. Если мы хоть на одну минуту решим, что для нас главное все
заморозить и продержаться до лучших времен, считайте, мы все потеряли.
Я принципиальный противник использования высшей школы как камеры
хранения. Мы должны создавать условия для тех, кто хочет и может
учиться.
- Авторы предложений по временной
"консервации" студентов в вузах, судя по всему, исходят из того, что в
условиях кризиса не следует создавать еще одну категорию безработных -
уже из выпускников вузов. Что же еще остается делать, когда нет рабочих
мест: учиться и ждать, когда они появятся?
- Это две разные вещи. Одно дело давать
возможность учиться всем желающим. Для этого мы увеличиваем количество
бюджетных мест не только на первом курсе, мы расширяем магистратуру,
аспирантуру, создаем условия для дополнительного образования.
Рассматриваем возможность возрождения института
стажеров-исследователей. Но я против того, чтобы людей, которые учиться
не хотят и не могут, любой ценой сохранять в образовательных
учреждениях. Если человек не может сдать экзамены, он должен быть
отчислен из вуза.
- То есть кризис кризисом, а реформа реформой?
- У нас нет цели отказаться от
достижений реформы и вернуться к идее поголовного высшего образования.
Наши оппоненты призывают остановить любые изменения. Но давайте
посмотрим, что было бы, например, без ЕГЭ. В 2000 году происходила
чистая профанация конкурсного поступления в вузы. Вузы полностью
замыкали на себя какое-то количество школ, происходило, что называется,
"зачисление в Преображенский полк сразу после рождения". И те, кто не
попал в эти предварительно составленные списки абитуриентов, особых
шансов на поступление не имели. Я уже не говорю о том, что рынок
взяток, по оценкам экспертов Высшей школы экономики, существенно
уменьшился за счет введения ЕГЭ. Кроме того, многие семьи сэкономили
деньги за счет того, что ребята не ездили сдавать вступительные
экзамены в другие города. На самом деле, главный сегодня вопрос в том,
что в некоторых школах не учат и не учатся. Но пытаются это скрыть,
протестуя против ЕГЭ. Мы знаем случаи, когда учителя в отдельных
регионах ориентируют ребят на то, чтобы они не шли сдавать ЕГЭ по
физике, по химии, информатике. Почему? Для ребят это беспроигрышный
шаг. Даже если получил двойку, в аттестат она не идет! Можно пересдать
на следующий год. А вот для учителей и местных чиновников - это оценка
их эффективности. ЕГЭ обнажил очень важную вещь - возросшую до опасных
пределов безответственность заметного количества людей, которые
участвуют в образовательном процессе. Не менее остро проблема качества
стоит и в высшей школе. У нас с 1992 года законом была утверждена
возможность открытия коммерческих вузов, а потом и коммерческих мест в
вузах. И этот закон принимался при активном участии коммунистов, к
слову. Хотя сейчас они в безудержной коммерциализации обвиняют
исполнительную власть. Реальный социальный институт и институт развития
в значительной степени заменился рынком по продаже дипломов. Реально
мощный рост количества студентов и количества вузов произошел в
середине 90-х годов. Был создан рынок труда для преподавателей, а не
для тех, кого они учат.
- Вопрос с ЕГЭ, несмотря на законодательное утверждение, воспринимается как обратимый?
- Такая версия развивается и
раскручивается некоторыми нашими оппонентами. Думаю, главная опасность
для них заключается в том, что в этом году ЕГЭ пройдет в штатном режиме
и люди увидят, что большое число абитуриентов без всяких взяток
поступит на бюджетные места и станет студентами.
- Но ваши оппоненты приводят
статистику, что в ряде регионов, например в Дагестане, слишком уж
образцовые результаты ЕГЭ. И это может говорить о том, что система,
претендующая на объективность оценки, дает сбой.
- В силу экспериментального характера
ЕГЭ, статистика за прошлые годы достаточно манипулятивна. Если в
Дагестане ЕГЭ по какому-то предмету сдавали 30 человек, причем из
лучших школ, а в Москве - все, то в Дагестане средний балл оказывался
выше. Как только в Дагестане стали сдавать все, балл понизился. Но ЕГЭ
хорош тем, что сразу фиксируются нарушения. Все материалы на столе и
когда ты их видишь, а там одни и те же ошибки у десяти учеников
повторяются, можно сделать определенные выводы по отношению к тем, кто
проводит экзамен. При этом хочу напомнить, что у вуза всегда есть
возможность отчислить неуспевающего после первой сессии, и если его
результаты будут контрастировать с результатами ЕГЭ, то это основание
для серьезной проверки там, где он или она ЕГЭ сдавали. ЕГЭ - это не
безусловный способ борьбы с любыми проблемами аттестации. Таких
способов просто нет. Но по сравнению с прошлыми проблемами - небо и
земля. В чем некорректность наших оппонентов? Они не сравнивают
нынешнюю ситуацию с той, что была без ЕГЭ. Они просто говорят: так
плохо. Никто ведь не выкладывает рядом с вопросами по ЕГЭ варианты
вопросов, которые задавались на традиционных экзаменах в вузах. А я
помню, например, вопрос на экзамене в один из экономических вузов
Москвы: назовите село в Туркменистане, в котором выращивают тонкорунных
овец. Очевидно, что ответ на этот вопрос знал только автор вопроса. И
задуман был он исключительно для того, чтобы получить на него ответ.
Только от того, кто был именно на этот ответ натаскан.
- Как вы относитесь к идее возглавить МГУ?
- Полагаю, что должность ректора МГУ
весьма почетна и ответственна, но для себя возможность занять ее я
исключаю. Мне такое предложение не поступало и, надеюсь, не поступит.
Ректору МГУ необходимо в полной мере соответствовать и глобальным
вызовам времени, и требованиям и запросам государства, научного и
образовательного, гражданского общества, и ожиданиям людей, которые
работают и учатся в университете. Мне кажется, что такая задача могла
бы быть предложена человеку из академической среды и более молодому,
чем я.
|
Чего не стоит бояться и как надо готовиться к
единым госэкзаменам, рассказывает руководитель Рособрнадзора Любовь
Глебова. В тонкости грядущих ЕГЭ вникал обозреватель "Известий" Андрей
Чернаков.
Какие ошибки исправляют вузы?
В правилах приема абитуриентов в 2009
году в конкретные вузы содержится немало ошибок. Вот типичная из них.
Помимо обязательных русского языка и профилирующего предмета при
поступлении учитывается и госэкзамен по специальности. По какому именно
предмету - самостоятельно определять вузам. Но кое-где, прочитав в
документе слово "самостоятельно", интерпретировали его неверно:
предоставили абитуриентам самим решать, по какому еще предмету сдавать
ЕГЭ.
"Представьте, - говорит Любовь
Глебова,"- что на одну и ту же специальность Иванов выбрал физику, а
Петров, к примеру, информатику. Это же разные экзамены, их нельзя
сравнивать. То есть права абитуриентов нарушены. И первый, кто уяснит,
что он не зачислен из-за того, что большее количество баллов набрал
абитуриент, сдававший совсем другой экзамен, и решит подать в суд,
будет абсолютно прав". Поэтому в Рособрнадзоре подготовили
информационное письмо с требованием к оплошавшим вузам срочно исправить
объявленные правила приема. Но поскольку срок, отведенный школьникам
для выбора ЕГЭ, истек 1 марта, территориальным органам образования в
этом году разрешено "уточнять базу данных" по участникам ЕГЭ аж до 7
апреля. То есть выпускники еще успеют записаться на ЕГЭ по другому
предмету.
Где-то незаконно объявили о
дополнительных экзаменах. Где-то помимо баллов, выставленных за ЕГЭ,
ввели и свою собственную шкалу (скажем, плюс пять баллов по русскому
языку - "за грамотность"). "ЕГЭ стал обязательной нормой и проходит по
единым для всех правилам, исключения невозможны," - напоминает глава
Рособрнадзора. - Обратной силы принятый закон не имеет".
Почему репетиторы злобствуют?
ЕГЭ - сильнейший удар по коррупции в
вузах. Главная причина его введения - разрыв между тем, чему учили в
школе, и тем, что требовали вузы. Этот разрыв, полагает Любовь Глебова,
уже угрожал институту общего образования в целом. При этом вузам было
выгодно повышать планку, плодя бесчисленных репетиторов, и практиковать
официальную платную довузовскую подготовку, где преподавали то, что не
имело никакого отношения к школьной программе.
"Вот тогда-то натаскивание, о котором
сейчас любят поговорить в связи с ЕГЭ, не просто процветало, а попросту
заменяло процесс обучения в школе, - считает Любовь Глебова. - Вузы
заключали договоры со школой, учили ребят на своих довузовских курсах,
которые уже были рассчитаны на целых два года. И платформу под это вузы
подводили: мы, дескать, выбираем самых лучших ребят. Тех, которые могут
платить. И в этом смысле разделение школьной аттестации и вступительных
испытаний, которое сегодня предлагает ряд ректоров наших вузов, - это
возврат назад, к прошлой системе. Такого допустить нельзя".
Можно ли подделать результаты ЕГЭ?
Везде, где присутствует субъективный
фактор, включая олимпиады и сочинения, будет элемент коррупции, уверена
Любовь Глебова. А там, где этот фактор сведен к нулю, кое-кто может
попытаться проникнуть в саму технологию. В Татарстане на двух
работников управления образования завели уголовное дело за попытку
замены результатов в базе.
"Но такие вещи, как внешнее воздействие
на результаты ЕГЭ, очень быстро всплывают," - пояснила Любовь Глебова.
- При существующих процедурах, для того чтобы за деньги вклиниться в
процесс, нужен настоящий групповой сговор. Причем в нем должны
участвовать те, кто работает с техникой, кто действует на пункте приема
экзамена, кто организует направление, кто рассаживает детей и т.д. А
сговор такого масштаба технически сложен и потому маловероятен".
По каким материалам лучше готовиться?
Механически зазубрить все ответы на
вопросы, системно расположенные в контрольно-измерительных материалах
(КИМах), практически невозможно. Да это и не нужно, ведь КИМы не
обучающий, а лишь измерительный инструмент. Чтобы действительно
подготовиться к сдаче ЕГЭ, нужно просто быть очень внимательным на
уроках.
"Учите школьную программу, - призывает
выпускников Любовь Глебова, - и никаких неожиданностей ни в одном из
вопросов вы не встретите, я гарантирую. Но если вы все-таки решили
готовиться по контрольно-измерительным материалам, то в этом случае
пользуйтесь хотя бы качественными КИМами. Лучше всего - ежегодно
публикуемой демонстрационной версией. Можно использовать и варианты
КИМов прошлых лет, которые представлены на сайте Рособрнадзора".
А вот суррогаты, которыми переполнен интернет и магазины, дают необъективную картину да еще и вводят школьника в стресс.
Когда изменят КИМы по математике?
Больше всего вопросов вызывали КИМы по
математике, напомнила Любовь Глебова. А когда стали разбираться,
выяснилось, что дело вовсе не в этих материалах, а в самом содержании
школьного преподавания предмета. В обществе завязалась полемика по
вопросу, какая именно математика нужна нашим школьникам.
"Однако мы не стали ждать, пока
изменится содержание преподавания, - рассказала глава Рособрнадзора, -
и уже в этом году апробируем на десятиклассниках в пяти регионах
альтернативные КИМы, разработанные группой специалистов под
руководством ректора Московского института открытого образования
Алексея Семенова, и в октябре примем решение на этот счет".
Как оценить качество преподавания?
Оценка эффективности деятельности
учителя никак не может быть связана с абсолютными цифрами результатов
ЕГЭ, считает Любовь Глебова, и тут неприменим "валовый" подход. Скажем,
в ряде регионов собираются сравнивать школы по общей совокупности
баллов, полученных учениками по ЕГЭ. "Это полный абсурд, - возмущается
глава Рособрнадзора," - но мы наведем здесь порядок".
А вот через сравнение результатов
конкретного ученика вполне можно оценить, как и чему его учили.
Например, если на итоговой школьной аттестации учитель выставляет
выпускнику пятерку по русскому языку, а на ЕГЭ тот не набирает и 40
баллов, значит, пятерка выставлена необъективно и надо присмотреться к
такому учителю и учесть этот факт при его аттестации.
Можно ли "оседлать" вторую волну?
"Скажем, выпускник решил поступать на
гуманитарную специальность, - пояснила глава Рособрнадзора. - Поэтому
он выбрал в качестве добровольного ЕГЭ обществознание и историю. Сдал
эти предметы. А потом пришло 20 июня (то есть окончилась первая волна
сдачи ЕГЭ - "Известия"), и выпускник понял, что на бюджетное место по
этой гуманитарной специальности он точно не проходит, а пойти на
платное нет возможности. В то же время на бюджетные места ряда
технических специальностей есть недобор, но чтобы поступить туда,
требуется сдать другие ЕГЭ: физику или, скажем, информатику. Так вот в
этом году такой шанс мы ребятам дадим - для освоения технических
специальностей. По этому поводу будет выпущено специальное разъяснение".
Сколько их в России, добровольцев?
В тех регионах, где ЕГЭ сдают уже
достаточно давно, ребята отлично пользуются всеми его плюсами.
Например, в Кировской области, где ЕГЭ практикуется с 2003 года,
школьники массово записались на добровольную сдачу: на одного
выпускника в этом регионе в среднем приходится по пять экзаменов.
В целом же по стране выпускники этого
года (их будет 930 тысяч) и прошлых лет подали свыше 3,7 млн заявлений
на сдачу добровольных ЕГЭ. При этом русский язык и математику сдадут
чуть более миллиона человек, а из добровольных ЕГЭ около половины
выпускников выбрали обществознание и четверть - физику.
|
Педсовет: отвечаем на вопросы читателей
- 30 марта "Комсомолка" написала о том,
что срок подачи заявлений на Единый госэкзамен продлен до 7 апреля. Мы
с дочерью вырезали заметку из газеты и пришли в школу, чтобы изменить
список предметов, которые она хочет сдавать. А директор сказала, что
ничего об этом не слышала, и прогнала из кабинета...
Елена Павловна.
- Информацию о продлении срока подачи заявлений нам предоставила официальная структура - Рособрнадзор.
Ссылаться родителям и выпускникам нужно
на письмо Управления контроля и оценки качества образования
Рособрнадзора от 23.03.2009 N 08-436/15. Федеральным центром
тестирования оно было разослано региональным центрам обработки
информации. А уже те должны были тут же проинформировать местные органы
управления образованием и школы. Но многие этого не сделали.
Оно и понятно почему: кому охота править уже готовые, загнанные в компьютер списки?
Так что у тех, кто хочет изменить список предметов по выбору, сдаваемых в форме ЕГЭ, есть еще пара дней. Спешите!
КАК БУДУТ ЗАЧИСЛЯТЬ В ВУЗЫ В ЭТОМ ГОДУ?
- В этом году можно давать свидетельства ЕГЭ сразу во много вузов. А вдруг меня во все зачислят. Как быть?
Елена Филатова.
- Здорово, если зачислят сразу во все!
Но выбрать для учебы придется только один. Технология такая: приемные
комиссии до 27 июля обнародуют списки тех, кто выдержал конкурс, и
список резерва (это те, кто недобрал несколько баллов). В течение
недели от абитуриентов ждут подлинники документов об образовании. Те,
кто их принес вовремя, считаются зачисленными. Затем на освободившиеся
места начинают собирать документы от резервистов. Еще через неделю
выходит новый приказ с новым списком новоиспеченных студентов. Если у
вуза все же останутся вакансии, процедура повторяется еще раз. В итоге
к 21 августа вузы должны завершить комплектование своих первых курсов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ РАСПИСАНИЕ СДАЧИ ЕГЭ И ДЛЯ 9-х КЛАССОВ?
- В нашей школе говорят, что 9-е классы должны сдавать ЕГЭ точно так же, как и 11-е. Мол, есть такой закон. Так ли это?
Игорь.
- Не совсем так. Федерального закона,
который бы обязывал сдавать девятиклассников ЕГЭ, нет. Но регионы могут
вводить свои нормы. В качестве эксперимента. В большинстве субъектов
Федерации ребятам предлагают выбрать, в какой форме сдавать выпускные в
9-м классе - в обычной, по билетам, или в форме ЕГЭ.
А вот расписание итоговой аттестации
для девятиклассников общее: 27 мая (среда) - алгебра, 2 июня (вторник)
- русский язык, 5 июня (пятница) или 9 июня (вторник) - история России,
обществознание, физика, химия, география, биология, геометрия, 13 июня
(суббота) - резервный день.
До 20 апреля региональные центры должны получить экзаменационные материалы.
|
Уважаемый председательствующий!
Уважаемые коллеги!
Под инновационным образованием мы
понимаем образование, которое обеспечивает новые результаты, воспитание
конкурентоспособных, социально ответственных, инициативных и
компетентных граждан, является базой для инновационного развития
экономики и общества.
Основные подходы к построению
инновационного образования были сформулированы в Приоритетных
направлениях развития образовательной системы Российской Федерации,
одобренных Правительством в 2004 году. Именно тогда перед системой были
поставлены задачи обновления сети учреждений профессионального
образования, доступности качественного школьного образования, изменения
образовательных стандартов, введения эффективных
организационно-финансовых механизмов, информатизации, общественного
управления.
Реальный прорыв в реализации этих
подходов на всех уровнях образования был совершен благодаря
приоритетному национальному проекту. Принципами работы как в общем, так
и в профессиональном образовании стали опора на лидеров, участие
общественных институтов и работодателей в формировании и оценке
качества образовательных программ, проектные подходы "деньги в обмен на
обязательства".
И дело не только в деньгах, хотя они
немалые. За три года на цели нацпроекта адресным образом было
направлено из федерального бюджета свыше 120 млрд. рублей. Дело в том,
что применен комплексный подход, который, опираясь на конкретные "точки
роста", обеспечил системные изменения.
В результате произошли качественные подвижки на всех уровнях образования. Коротко их обозначу.
В общем образовании, наряду с
конкурсной поддержкой свыше 15-ти процентов общеобразовательных
учреждений, все школы обеспечены Интернетом и лицензионными
программами. К сельским школьникам пришли порядка 10 тыс. автобусов и
55 тыс. комплектов современного учебного оборудования. В школах
началось внедрение современных технологий организации здорового
питания. Теперь школа становится передовой площадкой в части применения
информационных технологий и формирования здорового образа жизни.
Интегрирует это направление поддержка
региональных комплексных проектов модернизации образования. В ходе
региональных проектов в несколько раз возросла доля школьников,
обучающихся в современных условиях. Сегодня она достигает 60% (а еще
год назад составляла 30%). До двух и более раз повысилась зарплата
качественно работающих учителей. В ряде пилотных регионов средняя
зарплата учителей уже достигла средней по экономике. В школах созданы и
активно действуют органы государственно-общественного управления.
Говоря о профессиональном образовании, остановлюсь отдельно на начальном и среднем профобразовании - и на вузовском.
Поддержка 246 учреждений НПО/СПО
повлекла развитие партнерства с работодателями, создание по их заказам
уже более 600 новых гибких учебных программ, улучшение баз практик,
переоснащение и перестройку всего образовательного процесса, открытость
рынку труда. Победители нацпроекта становятся региональными современно
оснащенными ресурсными центрами для переподготовки высвобождающихся
кадров и опережающего обучения по запросам с рынка труда.
Что касается высшей школы, тут
поддержано 57 инновационных вузов и создано два федеральных
университета. В вузах появилось современное оборудование, новые
технологии и кадры. По качеству программ, учебному оборудованию,
квалификации преподавателей тут совершен скачок на 10-15 лет вперед.
Так, только количество внедренных в
учебный процесс тренажеров-имитаторов, иного сложного технологического
оборудования выросло в 10 раз, вчетверо выросло количество электронных
баз данных, на которые вузами впервые была осуществлена подписка.
За последние два года в инновационных
вузах было построено 24 суперкомпьютера. 4 из них входят в число
мировых ТОП-500 суперкомпьютеров.
Появление нового оборудования позволило
проводить эксперименты и проверку научных гипотез более тщательно и
достоверно, что в свою очередь повысило ценность результатов.
Для всех уровней образования важно, что
наряду с условиями обучения существенным образом меняются требования к
его результатам. Это нашло отражение в формировании новых
образовательных стандартов. Здесь достигнуто существенное продвижение.
Закуплены разработанные инновационными учреждениями с участием
работодателей: 110 проектов стандартов по программам НПО, 84 - СПО, по
145 проектов стандартов по взаимосвязанным уровневым программам
бакалавриата и магистратуры и еще 10 - по программам магистерской
подготовки.
Продвижение новых стандартов стало
возможным благодаря тому, что появилось сообщество заинтересованных в
них людей, способных конструктивно влиять на их разработку.
Сформировались группы профессионалов, имеющих подкрепленные
инновационной практикой позиции и представления о новом стандарте. В
эти группы входят лучшие учителя-получатели грантов, преподаватели
учреждений-победителей нацпроекта. Активную роль играют управляющие
советы инновационных школ и работодатели - партнеры инновационных
учреждений профобразования.
Каковы, на наш взгляд, следующие шаги по развитию инновационного образования?
Единый стратегический подход задан в
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности
Правительства до 2012 года. В "Концепции-2020" определены следующие
приоритетные задачи развития образования:
1) модернизация институтов образования
как инструментов социального развития. Т.е. формирование через систему
образования общественных отношений, наиболее благоприятных для развития
каждого человека и страны в целом, развитие гражданского общества;
2) обеспечение инновационного характера
базового образования. Т.е. обновление образовательных программ и
технологий на всех уровнях, создание новых организационно-финансовых
механизмов и возможностей для достижения новых результатов, реализации
гибких индивидуальных образовательных программ;
3) создание современной системы
непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров. Т.е.
обеспечение гражданам возможности учиться и переучиваться в течение
всей жизни, оставаясь успешными на рынке труда;
4) формирование механизмов оценки
качества и востребованности образовательных услуг с участием
потребителей. Т.е. создание механизмов обратной связи с обществом.
Эти приоритеты заложены и в программу реализации нацпроекта до 2012 года.
Говоря конкретно, в общем образовании
главные предстоящие шаги сформированы в национальную образовательную
инициативу "Наша новая школа", объявленную Президентом в его ежегодном
послании Федеральному Собранию. В том числе:
обновление стандартов общего
образования, внедрение современных требований к организации
образовательного процесса и создание современных условий в школах;
поиск и сопровождение талантов, забота о здоровье школьников;
привлечение в школу талантливых кадров,
любящих и умеющих работать с детьми. Что в свою очередь предусматривает
перестройку как педагогического образования, так и системы повышения
квалификации, создание эффективных стимулов для учителей.
В настоящее время подробный проект инициативы размещен для обсуждения на министерском сайте и направлен в регионы.
В профессиональном образовании.
Будет продолжена поддержка ресурсных
центров НПО/СПО. На этой неделе объявлен новый конкурс. В 2009 году
планируется подержать порядка 60 учреждений.
Наряду с этим завершается подготовка к
объявлению конкурса на поддержку национальных исследовательских
университетов. С общественным участием определены основные критерии их
поддержки.
(Подробно о сути этого мероприятия мы говорили в феврале, обсуждая проект соответствующего закона)
Теперь, прежде чем отвечать на вопросы,
коротко остановлюсь на наиболее важных антикризисных мерах, которые
реализует Министерство. Мы рассматриваем их как естественное
продолжение и усиление всей системы работ по модернизации образования,
создания условий инновационного развития страны.
Начата разработка комплексной программы
переобучения, предполагающая формирование на конкурсной основе широкого
спектра программ дополнительного профессионального образования и
переподготовки, ориентированных на новые рынки труда.
Произведена предварительная оценка
перспективных с точки зрения трудоустройства направлений
переподготовки. Это сфера услуг, эксплуатация объектов инфраструктуры,
продвижение инновационных решений, создание информационных систем
управления.
В рамках поддержки студенчества:
Несмотря на продолжающийся спад
количества выпускников, в этом году не будет уменьшено число бюджетных
мест на очных отделениях вузов. В 2009 году на 1000 выпускников школ
выделено 420 бюджетных мест по очной форме обучения. Для сравнения, в
2008 году этот показатель составлял 394, в 2007 году - 343, в 2006 -
322, в 2005 - 310, в 2004 - 295.
На 3 тыс. мест, с 26 до 29 тыс., увеличен прием аспирантуру.
Более чем в 1,5 раза, с 20 до 35 тыс.
мест, увеличен прием в магистратуру. В этом году выпускники вузов
смогут получить второе высшее образование бесплатно (речь идет о
выпускниках программ "специалитета", поступающих в магистратуру).
При этом мы активно меняем структуру
распределения бюджетных мест между направлениями подготовки: бюджетные
места передаются на наиболее востребованные и перспективные профили.
Совершенствуются механизмы
образовательного кредитования. Благодаря государственной поддержке
проценты по кредиту будут минимальными, а возврат начнется после того,
как студент закончит обучение и устроится на работу. Приоритетную
поддержку получат ребята, которые учатся на специальностях,
востребованных российской экономикой.
В текущем году планируется на основе
взаимодействия с вузами перевести на вакантные бюджетные места порядка
25 тысяч студентов-платников, имеющих высокие результаты в учёбе.
Также ведется работа с вузами по
фиксации платы за обучение для студентов-платников. На сегодня около
320 вузов уже приняли соответствующие решения.
Таким образом, реализуемые меры
направлены на обеспечение инновационного характера всех уровней
образования, тесно взаимоувязаны с концепцией долгосрочного
социально-экономического развития страны, задачей перехода на
инновационный путь развития.
|
В субботу в Москве завершился IX съезд
Российского союза ректоров, в работе которого принял участие президент
Дмитрий Медведев. Об итогах съезда и обсуждавшихся проблемах нашему
обозревателю Андрею Чернакову рассказал ректор СПбГУ Николай Кропачев.
вопрос: Как вы оцениваете прошедший съезд?
ответ: Как удачный, успешный. Он
показал понимание ректорским корпусом тех задач, которые стоят сегодня
перед высшей школой. Главная из них - забота о качестве и доступности
высшего образования.
в: А что лично вас зацепило?
о: Тон съезду задал импульс
президентского выступления. Произвела впечатление и четкая позиция
патриарха, призвавшего всех нас к пониманию той роли, которую сегодня
играют наши вузы в вопросах нравственного воспитания. Прекрасно
выступил глава РСР, ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий, хотя по
ряду вопросов у нас с ним разные позиции, в частности касательно ЕГЭ и
Болонского процесса. Например, я - убежденный сторонник этого процесса:
двухуровневая система давно введена и успешно действует в нашем
университете.
в: Если коротко, то в чем ее плюсы?
о: Болонский процесс - это способ
обеспечения мобильности студента. А мобильность - гарант доступности
образования, причем качественного: ведь мобильный студент выбирает не
худшее образование, а лучшее, разве не так? В этом плане особенно важно
реализовать Болонский процесс внутри страны, региона, отдельного
города. Например, я публично предложил Виктору Антоновичу заключить
соглашение о своеобразном Болонском процессе между МГУ и СПбГУ. Думаю,
подобные действия вузов, которые готовы открыть двери для студентов и
преподавателей учебных заведений аналогичного уровня, можно только
приветствовать. Есть у СПбГУ договор о "взаимном опылении" и с
Сибирским федеральным университетом: по тем специальностям, по которым
уровень преподавания у нас примерно одинаков, мы договорились о
взаимодействии. Чем больше будет подобных договоров между вузами, чем
шире будут открыты двери не только для выезда за границу, но и для
посещения отечественных вузов российскими же студентами - тем лучше. В
общем, Болонский процесс нужно реализовать прежде всего внутри страны.
в: Мобильность - да, согласен. Но
многие полагают, что четыре года бакалавриата - это мало. Например, тот
же Садовничий считает, что для инженерных специальностей и ряда
естественно-научных дисциплин все-таки нужен специалитет и пятилетка.
"Говорю вам как математик: четыре меньше пяти", - заявил он на
пресс-конференции перед открытием съезда. Что скажете?
о: Здесь он прав, действительно четыре
меньше. Я, конечно, не математик, но школу-то в свое время закончил и
считать умею. Так вот, я всегда полагал, что шесть больше пяти. Или вы
не согласны со мной?
в: В том, что шесть больше пяти, согласен. Но четыре-то меньше...
о: А почему мы должны говорить о
четырех? Магистратура плюс бакалавриат - это шесть лет. В нашем
университете есть соответствующий опыт преподавания естественно-научных
дисциплин: физики, биологии, математики. Шестилетняя программа
обучения! И спорить с тем, что шесть лучше, чем пять или четыре, я не
буду. Бессмысленное занятие.
в: А как сильно различаются ваши позиции в вопросе о ЕГЭ?
о: Достаточно сильно. Я понимаю, что у
ЕГЭ много проблем, что тесты следует совершенствовать, что при
проведении этого экзамена, безусловно, имеют место нарушения. Но нужно
не ЕГЭ критиковать, а сравнить его с действовавшей доныне процедурой,
которая уже многие годы существует, но в отличие от ЕГЭ
усовершенствовать ее нельзя.
в: Почему?
о: А потому, что ее фактически нет,
этой процедуры. Есть полная свобода в приеме. Этот порядок ведь нигде
толком не прописан. Он непонятен, неизвестен, индивидуален,
бесконтролен. И попытки ввести какие-то правила, естественно, встречают
сопротивление. Понимаете, критиковать правило легко потому, что оно
есть и с ним можно спорить. А критиковать отсутствие правила
невозможно, потому что его нет. А значит, практически невозможно
отследить, насколько оно хорошо выполняется: ведь его же нет! Вот
существующий порядок - это скорее сложившийся обычай, не прописанный
нигде. Тянется билет: как он тянется, где он тянется... Как хранятся
билеты, кто и как их составляет и раздает, кто контролирует, кто при
этом присутствует... В каждом вузе - по-своему и по-разному. Но то, что
это не единый порядок и он открывает возможности для многих
злоупотреблений, - безусловно.
Так вот, помимо решения других проблем
ЕГЭ решает и проблему доступности образования. Это возможность, не
приезжая и не тратя деньги, поступить в вуз другого региона. Это
возможность не платить репетиторам. Это, извините, спокойствие: многие
ведь не пускают детей поступать в вузы только потому, что опасаются
последствий тех эмоциональных перегрузок, которые ребята испытывают,
получая "двойку" на вступительном экзамене.
Так что старую систему уже не изменишь, а ЕГЭ мы с вами сможем совершенствовать.
в: Как? Улучшить сами тесты?
о: И сами тесты, и порядок проведения.
Придумаем что-то новое. Главное - чтобы были ясные, понятные и открытые
правила, которые можно критиковать и совершенствовать, а не просто
слова о том, что действующая процедура хороша. В конце концов она
позволяет делать выбор и при этом не аргументировать, почему ты выбрал
именно этого молодого человека, а не того. Ведь так?
в: А вот Виктор Антонович предлагает разделить школьную аттестацию и ЕГЭ. Ваше мнение?
о: Простите, но не вижу в этом смысла.
Наоборот, школьникам сейчас дали возможность испытывать стрессы и
психологические перегрузки не дважды за лето, а один раз. И что, надо
опять заставить их переживать и дрожать от страха дважды? Я бы понял,
если бы ЕГЭ сдавать два раза, это другое дело. Кто хочет, может
попробовать второй раз ЕГЭ написать. В этом есть логика. Потому что,
согласитесь, сегодня школьники сдают экзамены вовсе не для того, чтобы
просто получить аттестат, а для того, чтобы поступать потом в вуз. И
если им предложить на выбор: школьные экзамены или ЕГЭ, и при этом они
будут точно знать, что без ЕГЭ в вуз не примут, скажите, кто из них
пойдет сдавать экзамены?
в: Считанные единицы.
о: Но тогда зачем же их принуждать сдавать еще что-то помимо ЕГЭ? Не надо устраивать двойного стресса.
в: Как у вас обстоят дела с переводом студентов-платников на вакантные бюджетные места?
о: Вы ведь слышали официальные данные:
в российских вузах имеется 91 тысяча вакантных мест, а переводить будут
только 25 тысяч студентов. Это значит, что остается ни много ни мало 66
тысяч вакантных мест. Если учитывать, что все они обеспечены
госфинансированием, то значит, из бюджета финансируются "мертвые души".
Правильно ли это? Не уверен.
в: А что делать? Ведь эти места образовались в результате отчисления нерадивых студентов...
о: Совершенно верно - то есть тех,
которые учатся на "двойки". Но ведь мы же не отчисляем с бюджетного
отделения тех, кто учится на "тройки". Во всех вузах есть студенты,
которые получали "двойки", пересдавали, некоторые и по нескольку раз,
многие находятся под угрозой отчисления. Но при этом все они остаются
на бюджете. Рядом же учатся студенты платных форм обучения, которые
имеют одну "тройку" за все время учебы, но перевестись на бюджет не
могут. Здесь налицо какая-то странность, которую явно пора устранить.
в: Тем не менее президент заявил о
том, что переводить надо только тех, кто хорошо успевает, а Минобрнауки
рекомендовало вузам внести соответствующие изменения в уставы и
переводить тех, кто четыре сессии учится без троек...
о: Да, президент предложил, а
министерство рекомендовало. Но, может быть, надо думать о том, чтобы
двигаться вперед и переводить тех, у кого есть "тройки"?
в: Вы так считаете?
о: Я считаю, что об этом следует
подумать. Вообще, существует такой мировой вузовский опыт формирования
бюджетного отделения. Например, на него поступили 150 человек и столько
же приняли на платное. Прошел год - все триста студентов выстраиваются
в рейтинге, и первые сто пятьдесят остаются на бюджетном отделении, при
этом не важно, кто на какое отделение поступал год назад. Вот это, на
мой взгляд, наиболее близкая к идеалу форма.
в: И все-таки, когда соответствующие изменения могут быть внесены в устав вашего вуза?
о: Не знаю, надо ли нам вносить
изменения именно в устав, но в локальные акты - нужно точно. На
последнем ректорском совещании в присутствии деканов я дал
соответствующие поручения проректору по учебной работе. Он готовит свои
предложения. По результатам зимней сессии мы переводили только тех
студентов, которые учатся на отличные оценки. Другое дело - сколько
сессий. На одном факультете - одна, на другом - по результатам четырех
сессий.
в: Вот у вас как! А вот в МГУ,
насколько я знаю, был одинаковый для всех порядок: четыре сессии на
"отлично". А у вас, получается, пофакультетная дифференциация...
о: Именно так. Например, на факультете
международных отношений - четыре сессии на "отлично", на факультете
менеджмента - три, есть и такие, где одна сессия.
в: Более неформальная система.
о: Думаю, да. Потому что мы понимаем,
что и оценки, которые получают студенты на разных факультетах, разные.
Где-то очень много отличников, где-то хватает троечников. Например, на
моем юрфаке даже на государственных экзаменах до трети студентов
получают "двойки".
в: Ну еще бы. Это ведь особый
факультет: можно сказать, кузница кадров для управления страной
(напомним, что юрфак СПбГУ закончили президент и премьер-министр
России. - "Известия"), поэтому там и требования такие...
о: На разных факультетах были
установлены разные правила. И сейчас, унифицируя этот процесс, мы будем
стараться сохранять свободу факультетов. На ректорском совещании я
предложил не позже следующей зимней сессии перейти на формирование
бюджетного контингента таким образом, чтобы по результатам перевода не
оставалось вакантных мест.
в: Значит, чтобы не финансировать "мертвые души", будете переводить и троечников?
о: Я поставил вопрос именно так. Но,
чтобы это было реализовано, нужно решение Ученого совета. Я - ректор, и
у меня там всего один голос...
|
Министерство образования и науки РФ будет лишать
издательства права выпускать учебные пособия в случае нарушения норм и
правил выпуска таких изданий, сообщил в среду глава ведомства Андрей
Фурсенко.
"Я издал приказ об утверждении порядка
отбора организаций, которые осуществляют издания учебных пособий", -
сказал Фурсенко на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым.
"Это означает, что мы будем иметь
возможность в министерстве контролировать издательства, которые издают
учебные пособия для образовательного процесса", - пояснил министр.
Он отметил, что ранее такая возможность у Минобрнауки имелась лишь в отношении учебников.
"Если это издательство недостаточно
ответственно издает такие пособия, мы имеем возможность запретить этому
издательству издавать пособия для образовательного процесса", - сказал
министр.
По его словам, речь идет не о контроле за выпускаемыми пособиями, а о контроле над издательствами в целом.
По мнению Фурсенко, это вынудит
издательство более ответственно относиться к выпуску учебных пособий и
привлекать к этому процессу ведущих экспертов.
"То есть достаточно одного факта
издания какого-то неквалифицированного, неграмотного пособия для того,
чтобы издательство лишилось такой возможности?" - уточнил президент.
Фурсенко подтвердил: "Мы считаем, что эта мера позволит избежать таких проблем".
Президент РФ вернулся к теме, которая
поднималась на его встрече в Туле с депутатами муниципальных органов
власти, среди которых были и учителя.
Один из них пожаловался президенту на
то, что нормативные документы, связанные с единым госэкзаменом (ЕГЭ),
приходят в школы с большой задержкой, а некоторые вопросы, например, об
аттестации учеников с ограниченными возможностями и о вручении медали
за высокую успеваемость, так до сих пор и не разъяснены.
Фурсенко показал главе государства
выпущенную "Учительской газетой" цветную вкладку, которая рассказывает
обо всех аспектах сдачи ЕГЭ. Министр заверил, что эта вкладка разослана
по всем школам.
"Наглядная информация в каждой школе
должна присутствовать, но хотел обратить внимание по поводу самих
нормативных актов. В будущем желательно издавать решения таким образом,
чтобы уже к началу нового учебного года была вся нормативная база", -
отметил Медведев.
"Вся нормативная база, касающаяся
экзаменов, должная быть разумной и стабильной. Конечно, какие-то
требования меняются, программы меняются, но в целом нормативная база
должна быть стабильной, чтобы учителя и ученики себе все четко
представляли", - заявил президент.
"Это будет сделано. Со следующего года это именно так и будет выглядеть", - заверил глава Минобрнауки.
Фурсенко также пригласил президента принять участие в съезде ректоров, который состоится в Москве на этой неделе.
|
Споры о реформе образования чаще всего
перерастают в дискуссию о целесообразности ЕГЭ. Между тем этим реформа
вовсе не ограничивается. Еще одна тема для обсуждения (правда, больше
на региональном уровне) - оставлять или все-таки закрывать
малокомплектные сельские школы.
...Недавно разговаривал с директором
одной из вполне типичных сельских школ Тверской области. Случайно
выясненная деталь выделила эту встречу из многих. Оказалось, что, с
усердием отстаивая целесообразность сохранения школы в селе,
демонстрируя ее конкурентоспособность целой "ротой" золотых медалистов,
заслугами учителей, мой собеседник своего ребенка учит в одной из
престижных школ города Твери.
Обнародование этого факта сделало
дальнейший разговор бессмысленным. Что бы мне теперь ни рассказали об
этой школе, я вряд ли поверю. А многие верят. Кто по лени, а кто по
незнанию привычно идут в школу, в которую ее директор не отдал
собственного ребенка, отправив его за сто километров от дома в поисках
лучшей доли...
Но оставим этого директора, эту школу и
поговорим об образовании несколько шире. Ведь у нас по-прежнему звучит
привычный лозунг "закрывается школа - умирает деревня"...
Кто главный?
Главным благополучателем в системе
образования является, точнее, должен являться ребенок. Опыт, вынесенный
им из школы, превратится в образ жизни, поведенческую модель
завтрашнего гражданина нашей страны. Будет ли он конкурентоспособен,
будет ли самостоятелен? Сможет ли он найти себя на рынке труда, да и
будет ли искать? Сможет ли он создать свою семью, на достойном уровне
обеспечивать ее жизнь? То есть будет ли он по-человечески успешен или,
еще проще говоря, элементарно счастлив?
Все эти вопросы в том числе относятся и
к школе. Безусловно, не нужно преувеличивать ее роль. Многочисленные
исследования показывают, что школа отнюдь не первая в ряду социальных
институтов, оказывающих воздействие на формирование мировоззрения
школьника. Семья, окружение (двор), телевидение, Интернет - вот не
полный перечень конкурентов школы. Но школа не может и не должна стоять
в стороне от изменений, происходящих вокруг. Нельзя представить школу
без перемен. Как и вся система образования, школа должна меняться в
ногу со временем.
При всем уважении к советскому
образованию, которое, как известно, "лучшее в мире" (в этом большая
доля истины, если соотнести заявленные перед ней задачи с
результатами), его наследство, скорее, вредно сегодняшнему школьнику. И
не потому, что школа стала хуже или беднее, а потому, что время
изменилось.
Действительно, в советском обществе
счастлив был лишь тот, кто не задумывался, делал все по инструкции,
ждал указаний. И школа это с успехом формировала. Классноурочная
система, авторитарная позиция учителя, "монологовость"? Вся эта
совокупность действий взращивала социально пассивного исполнителя.
Сегодня же обществу требуется творец, субъект, активный гражданин,
готовый сам инициировать и реализовать что-либо, какой-то проект, дело.
Где он может этому научиться? В школе? Данные еще одного
социологического исследования показывают, что среднестатистический
российский школьник говорит от двух до десяти минут? в неделю! Не
велико время для самореализации. Где уж тут научиться хотя бы складно
излагать свои или, на худой конец, чужие мысли.
Быть может, не хватает уроков
литературы и русского языка? Давайте забудем об и так имеющейся
перегрузке и дадим еще час-другой в неделю? Но и это время почти
наверняка пойдет на заучивание очередных правил. Или, быть может, стоит
подумать о том, что в той самой школе, которую не выбрал ее директор
для своего сына, в классе три человека и организовать дискуссию учитель
просто не в состоянии. Причем даже в том случае, если он это может и
хочет. Да и учитель литературы, по совместительству преподающий химию и
астрономию с надлежащим качеством, с утра, подоив корову, а после
уроков, вечно спешащий на сбор или посадку урожая, вряд ли сможет
сконцентрировать внимание немногочисленных одноклассников на осознании
новых смыслов произведения. Старый бы не забыть!
Достижения цивилизации
Наверное, сложно представить себе, что
проблема конкурентоспособности кроется не только и не столько в
привычном для нас освоении школьниками "знаний", а если быть точными -
информации. Куда важнее, как мне кажется, работа, направленная на
социализацию молодых россиян. Это, как ни странно, выражается в таких
простых "привычках", как соблюдение учеником норм гигиены, которые
нельзя перевести в навык. Сюда же - формирование привычки раздеваться в
помещении, пользоваться гардеробом; школьным автобусом, а значит,
формирование образовательной и впоследствии трудовой мобильности;
использование современных технологий в учебном процессе, школьной
бухгалтерии.
Если мы действительно хотим, чтобы
ребенок, вышедший из сельской школы, был социально адаптивным, он
должен уже там привыкнуть к компьютеру как к рабочему инструменту, к
кредитной карте, пусть даже и в руках учителя, то есть ко всем
достижениям современной цивилизации. Как это сделать? Мы прекрасно
понимаем, что банк не поставит терминал в школу, персонал которой с
трудом насчитывает десять человек. Да и материально-техническую базу
школ невозможно быстро поднять на новый уровень в существующей сети.
Банку проще - он не должен. А вот мы должны. И поэтому мы вынуждены
концентрировать ресурсы и собирать детей там, где все, перечисленное
выше, возможно сейчас или в самой ближайшей перспективе. Ведь дети, как
это ни парадоксально, уже сейчас ходят в школу. И год, два жизни они не
могут написать на "черновичок", пока мы все вместе сможем заработать на
то, чтобы в каждой малокомплектной школе присутствовали все достижения
цивилизации.
Боязнь перемен
Специалисты признают, что в современной
школе повышается значимость проектной деятельности, дополнительного
образования, зон формирования ответственного поведения ребенка. Важным
является не только демонстрация, но и возможность примерить на себя
"профессионализмы" сегодняшнего времени. Современный молодой человек
уже в школе должен принять участие в подготовке и издании школьной
газеты или школьного сайта; приобрести опыт публичных выступлений в
школьном театре и школьном телевидении; выставить свою кандидатуру в
качестве кандидата в совет школы или просто поучаствовать в выборах в
качестве избирателя.
Кстати, мой собеседник-директор точно
знал, что даже при наличии специального финансирования образовательных
услуг в малочисленных школах невозможно полноценно организовать все это
по банальной причине отсутствия детей. В футбол здесь можно сыграть
только по праздникам, организовав доставку команды соперников из
соседней школы. Да и то в "сборной" команде школы предстоит играть
пятикласснику и одиннадцатикласснику.
Доказывая эффективность работы своей
школы, директор привел в качестве аргументации статистику,
свидетельствующую об отсутствии прогулов. С одной стороны,
действительно серьезный показатель. Однако необходимо также оценивать,
что учительница, у которой в классе сидит один ребенок, в случае его
отсутствия заходит за ним домой и ведет его за руку в школу? Где уж тут
место формированию самостоятельности? Где один из первых опытов выбора?
Пусть он предпочел игру в футбол или прогулку с возлюбленной надоевшей
физике. Где место принятию самостоятельного решения, пусть не
одобряемого школьным сообществом, но своего? Вот и вся цена этому
показателю качества? Если все перечисленные примеры демонстрируют нам,
что реформа должна идти по пути укрупнения образовательных учреждений,
увеличения их самостоятельности, создания в каждом из них условий
завтрашней успешной социализации выпускника школы, то в чем же дело?
Почему общество, профессиональное сообщество педагогов и управленцев от
образования, политики так долго сопротивляются лучшей жизни будущих
граждан нашей страны?
Ответ лежит на поверхности. Мы боимся
перемен. Не в образовании, а в собственной жизни. Нам нужно будет
меняться, развиваться, вступать в более жесткую конкуренцию за право на
успех. Учителям и школе конкурировать за ученика. Меняться, предлагая
новые и новые решения. Жителям крупных городов - за место на рынке
труда. Политикам - за информированного и искушенного избирателя. И
здесь, как в этом ни сложно признаться, никому не удастся "прикрыться"
псевдосоциальными лозунгами, встать в позу защитника сельского жителя,
сельского хозяйства и села в целом. Легко жалеть умирающего, наблюдая
за его смертью. Сложнее дать ему шанс на новую жизнь...
...На обратной дороге по привычке не
обращаешь внимания на опустошенные, вымершие деревни. Дома и храмы
умирают здесь стоя. Но ни школа, ни фельдшерский пункт, ни тем более
дом культуры не смогли продлить им жизнь. Даже перепутанное в нашем
сознании сельское и натуральное хозяйство не смогло гарантировать
минимальные современные условия существования. Школьный автобус,
дорога, связь, телевизор, Интернет сделали жителя этого села
равноправным гражданином нашей большой страны.
Возможно, получив хорошее образование и
попробовав себя в городской жизни, сын моего собеседника вернется в
родное село. Но жить без привычных для горожанина центрального
отопления и "удобств" он, к счастью, уже не сможет. Именно это и будет
новый виток жизни его Родины. Будущее, которое определилось выбором
школы сегодня...
| « 1 2 ... 4 5 6 7 8 ... 14 15 » |