Главная » 2008 » Август » 20

Плохо ли то, что в стране меньше народу станет получать высшее образование?

О том, сколько в конце концов останется вузов, недавно рассказал министр образования и науки Андрей Фурсенко. "Это не сокращение, это ликвидация какая-то!" - скажет кто-то. Еще бы, от нынешней тысячи вузов через пять лет чиновники хотят оставить лишь 15 процентов! Но, как оказалось, не так страшен черт, как его малюют. Смысл реформы читателям "Комсомолки" разъяснил замминистра образования и науки РФ Исаак КАЛИНА.

Неудачник с дипломом

- Сейчас в России 7,5 миллиона студентов. В тысяче вузов и еще двух тысячах филиалов. При этом все эксперты едины: профессиональных кадров, способных преподавать на высоком уровне, у нас хватает на то, чтобы заполнить штаты не более 150 вузов. Нужно прекратить обман молодых людей, общества и экономики. Ведь под видом высшего образования студенты получают его суррогат, псевдообразование даже. Страдают в итоге все: и выпускники, которые не востребованы на рынке труда по своей специальности, и общество, поскольку потрачены деньги и время на то, чтобы студенты учились неизвестно чему.

Не сокращение, а укрупнение

- Так что для того, чтобы обеспечить высокий уровень образования, сокращение необходимо! Аттестация вузов проходит каждые пять лет.

Институты и университеты, где преподают плохо и специальности, не востребованные работодателями, мы аттестовывать не будем. Вот и получится, что в течение пяти лет будет происходить постепенное сокращение. Но количество вузов и количество мест для учебы - абсолютно разные вещи. Уже сейчас вузы исчезают, но происходит это за счет укрупнения и объединения учебных заведений. Согласитесь, 15 кафедр высшей математики в 15 вузах в одном городе, при этом плохо обеспеченных сильными преподавателями, - серьезный недостаток. А при укрупнении вузов мы получаем кафедры с гораздо более сильным составом, которые могут конкурировать не только в этом городе, но и в России. То же самое касается и лабораторного оборудования, и материально-технической базы.

Укрупнение вузов приводит к концентрации ресурсов.

Студенты доучатся, абитуриентам повезет меньше

- При объединении вузов, как правило, сохраняются студенческие и, соответственно, преподавательские места. Это точно не кавалерийская атака на вузы. Это нормальная работа по формированию действительно высших учебных заведений.

- Что будет с теми, кто уже поступил в "проблемные" институты?

- Все студенты, поступившие в вузы и успешно обучающиеся, имеют законное право доучиться. А вот с теми, кто в эти вузы только планирует поступать, может быть сложнее. Контрольные цифры приема в вузы (эти цифры определяют, сколько мест в вузах оплачивается из федерального бюджета. - Прим. ред.) будут ежегодно сокращаться. Но это не значит, что в остающиеся вузы будет резко подниматься конкурс. Дело в том, что сейчас резко снижается количество выпускников школ из-за демографической ямы 90-х годов. В 2013 году из школы выйдут всего 730 тысяч ребят - вместо нынешнего 1 миллиона. Поэтому сокращение приема в вузы - необходимое условие сохранения конкурса. А без этого не будет качественного первокурсника.

Ректоры не против?

- Страх, как всегда, возникает у тех, кто знает, что он не соответствует требованиям. Это касается и студента, и преподавателя, и вуза. Те, кто знает, что их учеба, их преподавательский и управленческий труд на высоком уровне, вполне спокойно реагируют на ужесточение критериев. Но у нас умные руководители вузов, они сами понимают: необходимо концентрировать ресурсы, а значит, объединяться. Если вместо двух-трех маленьких вузов будет создан мощный университет, в выигрыше останутся все.

Не вузом единым

- В общем, просто сокращать поголовно вузы никто не собирается. Да и никаких количественных целей министерство перед собой не ставит, задачи ставятся только качественные. Если вуз отвечает всем требованиям, то вешать на нем замок не будут. Но, с другой стороны, экономику не могут двигать только специалисты с высшим образованием. Раньше были офицерские полки, но не только они выигрывали войну! Поэтому увеличение числа высококвалифицированных рабочих - не менее серьезная задача, чем подготовка инженеров. А то все инженерные находки некому будет воплощать в жизнь. К сожалению, за 90-е годы система начального и среднего профессионального образования начала разваливаться. Говорить о ее восстановлении не приходится, систему нужно выводить на совершенно новый уровень. Мы должны готовить рабочих для производства будущего, основанного на высоких технологиях. И ничего плохого не будет в том, что некоторые ребята, собиравшиеся пойти в вузы, окажутся в аудиториях техникумов и колледжей, станут грамотными строителями, монтажниками, сталеварами с высокой зарплатой.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1186 | Добавил: okpep | Дата: 20.08.2008