Главная » 2009 » Август » 14
С молодежного образовательного форума Селигер 2009 (Смена "территория") вернулась делегация Кировской области.
В составе делегации были и представители Омутнинского колледжа.
Результаты поездки будут опубликованы позднее.
Категория: С миру по нитке | Просмотров: 1040 | Добавил: okpep | Дата: 14.08.2009

В России анализируют первые уроки поступления в 2009 году. Ректоры ведущих вузов выступили в четверг со своими предложениями о том, как в будущем упорядочить систему приема в высшие учебные заведения. Все признают, что введение ЕГЭ значительно расширило возможности абитуриентов. Но всё же ограничение числа институтов, куда можно одновременно подавать документы, и отмена части льгот, по мнению руководителей вузов, облегчили бы работу приемных комиссий.

60 процентов российских абитуриентов уже стали студентами. Но к спискам по-прежнему не подобраться. Это "вторая волна" и второй шанс найти среди поступивших свою фамилию.

Пока не верится - Юля теперь тоже студентка. И, во многом, благодарит за это подругу-отличницу, которая поступила сразу в четыре университета - три пермских и один московский. Она, не раздумывая, уехала в столицу, возможно, освободив место как раз для Юли. И это, пожалуй, главное преимущество ЕГЭ. Высшее образование становится доступнее, а доступность - многоступенчатой.

Получить студенческий билет надеется и Александр. Во "второй волне" его фамилии по-прежнему нет. Но он намерен дождаться третьей. Шанс есть, как минимум, в пятнадцати вузах. Александр как раз из тех, кто создал бешеный конкурс. Копии его документов разбросаны по всей стране.

"Если бы Гоголь не придумал термин "мертвые души", его надо было бы придумать сейчас", - комментирует ситуацию Владимир Волкогон, ректор Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Подавать документы везде и всюду - уже в следующем году вузы подумают об ограничениях. Как, например, в Англии, где свой аттестат можно отправить всего в пять университетов. И это, конечно, заставляет абитуриентов задуматься.

"У детей появилась полная свобода выбора. И они, конечно, растерялись в новых условиях, и, прежде всего, накинулись на эту свободу. Сегодня мы можем сказать, что каждый мало-мальски пригодный кандидат для получения высшего образования найдет свое место", - говорит о новом вузовском опыте Григорий Канторович, проректор по учебной работе Государственного университета - Высшей школы экономики.

Если место уже не занял льготник. Списков из тех, кто должен учиться в первую очередь, растянулся на 14 пунктов - это 100-центный рекорд. В следующем году, вероятно, внесут коррективы. И будут думать, как проверять инвалидов. Их тоже рекордно много. В Финансовой академии в сентябре даже решили провести медосмотр. На вынужденную меру никого просили не обижаться.

"Социальная поддержка, конечно, нужна. Но если приходит абитуриент: морда, извините, не влезает в экран, или с трудом входит спортсмен со справкой, что он - тяжело больной человек - то у нас возникают вопросы", - поясняет Михаил Эскиндаров, ректор Финансовой академии при правительстве РФ.

Есть вопросы и к олимпиадникам. Точнее к тем, кто эти олимпиады проводит. Вузы обязаны принять всех победителей. Бюджетные места на этом нередко заканчиваются. "Я считаю, что количество олимпиад надо резко сократить. У нас сейчас около 120 олимпиад. Проводят все, кому не лень. "Росатом" - по иностранному языку. Но какое отношение "Росатом" имеет к иностранному языку?" - отмечает Эскиндаров парадокс сложившейся ситуации.

Впрочем, несмотря на все недостатки первого экспериментального года, среди абитуриентов всё больше иногородних. И это значит, что ЕГЭ справляется со своей миссией - география уже ни на что не влияет. Сложнее стало и взяточникам. "Коррупционная зона в системе высшего профессионального образования с введением этого закона (о ЕГЭ) существенно снизилась. Она, может быть, даже исчезла полностью", - полагает Николай Булаев, руководитель Федерального агентства по образованию.

Осталось придумать, как запретить зарабатывать на ЕГЭ. Так, например, некая московская фирма за деньги предлагала разослать документы сразу во все российские вузы. Фирму уже проверяют. Ее деятельность по взвинчиванию конкурса сочли незаконной.

Категория: Образование в России | Просмотров: 941 | Добавил: okpep | Дата: 14.08.2009

6 августа 2009 года Руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев провёл в агентстве РИА "Новости" онлайн-конференцию с Интернет-пользователями по вопросам вступительной кампании в учреждения профобразования в 2009 году.

Анастасия, Самара:

Здравствуйте, какие специальности наиболее популярны у выпускников школ этого года, и почему? Какие направления будут востребованы в будущем?

Николай Булаев:

По итогам приемной кампании в этом году очевидно, что наиболее популярными у выпускников являются профессии, связанные с иноформационными технологиями, информационной безопасностью, строительные профессии. Традиционно профессии финансово-экономического направления, юридические. Что касается направлений, которые будут востребованы в будущем, я надеюсь, что это профессии технического характера, перерабатывающей промышленности. Именно они определяют темпы развития экономики страны.

Евгения, Казань:

Чем можно объяснить такое неимоверное количество льготников в этом году? В некоторых казанских вузах на отдельные специальности заявлений от льготников поступило больше, чем было бюджетных мест. Многие дети, набравшие высокие баллы по ЕГЭ, остаются за бортом...

Николай Булаев:

Что касается неимоверного количества льготников в этом году, то до момента предоставления оригиналов документов всем казалось, что их действительно очень много. На самом деле это не так, поскольку льготники подавали документы и в большое количество ВУЗов, и на большое количество специальностей внутри ВУЗов. Поэтому надеюсь, да и статистика говорит о том, что дети, набравшие высокие баллы по ЕГЭ, не остаются за бортом лучших ВУЗов страны.

Любовь Номероцкая, г.Рязань:

Уважаемый Николай Иванович !Привет из родной Рязани! Вопрос: можно ли уже сегодня подвести промежуточные итоги и выяснить, насколько действенно введение ЕГЭ как одного из антикоррупционных составляющих при поступлении в ВУЗ? Спасибо.

Николай Булаев:

Любовь Николаевна, спасибо за вопрос. Рязань действительно для меня родной город. А что касается действенности ЕГЭ как антикоррупционной составляющей при поступлении в ВУЗ, то должен сказать, что коррупцией, в том числе и в ВУЗах, должны, естественно, заниматься соответствующие правоохранительные органы. И на мой взгляд, не совсем правильно решать эту задачу на законодательном уровне в части регулирования данного направления деятельности в сфере образования. Вместе с тем опосредованно закон о введении ЕГЭ серьезным образом разрушил коррупционную зону в ВУЗах. Что касается коррупции в сфере образования, еще раз подчеркну, с этим явлением бороться стоит сообща и очень активно.

Максим Ястребов:

Сколько должно пройти времени, чтобы высшее образование в России смогло быть инклюзивным? Как Вам кажется, достаточно ли у инвалидов появилось возможностей с введением ЕГЭ для поступления в вузы? Вряд ли инвалидов охотнее стали брать в институты и университеты...

Николай Булаев:

Мы сегодня на одном из совещаний в Минобрнауки РФ обсуждали вопрос и о поступлении инвалидов в ВУЗы, и о том, как сделать так, чтобы инвалид, поступивший в ВУЗ, мог бы чувствовать себя там комфортно, уютно и получать хорошее образование. В предложении ректора одного из подведомственных ВУЗов, на мой взгляд, прозвучала очень интересная мысль, что в условиях определенного финансового дефицита целесообразно было бы специализировать ВУЗы на прием детей-инвалидов. Я уверен, что и в этом году, и в следующем мы сможем найти для этих ВУЗов дополнительные финансовые ресурсы, которые позволят оборудовать современные, качественные учебные места для детей-инвалидов, в том числе создать комфортные условия проживания в общежитии.

Кравченко Юрий :

Насколько действенной была работа "Горячей линии" по приему в высшие учебные заведения? Выявила ли она какие-либо тенденции, присущие исключительно нынешнему набору?

Николай Булаев:

"Горячая линия" Федарального агенства по образованию, на мой взгляд, работала достаточно эффективно. При этом должен отметить, что количество обращений было значительно меньше ожидаемого. Нам еще предстоит выяснить - это результат хорошей работы ВУЗов или недостаточная информированность абитуриентов, к кому на самом деле надо обращаться.

Надежда, Москва:

В чем основные плюсы и минусы поступления в вузы у абитуриентов 2009?

Николай Булаев:

Пожалуй, главный положительный момент - это огромная свобода выбора у абитуриентов. Что касается отрицательного - на мой взгляд, это ничем не ограниченная свобода выбора специальностей и количества ВУЗов.

Руслан:

Насколько разумно подавать документы в десяток - другой вузов? Не стоит ли ввести ограничения на количество подач заявлений абитуриентами?

Николай Булаев:

Наверное, разумно подавать документы в несколько ВУЗов, если абитуриент, принимая такое решение, руководствуется хоть какой-то логикой. Приведу пример. В один из ВУЗов, подведомственных Федеральному агентству по образованию, поступала девушка, ее фамилия Иванова (кстати, подлинная, а не выдуманная). Количество баллов по ЕГЭ, по трем предметам - 271. Она подала на 33 специальности внутри ВУЗа и была зачислена на 22 специальности. Как вы думаете, на какую же из них она решила поступить?.. В итоге оригиналы документов в РГГУ она не представила. В другом ВУЗе на специальность "Международные экономические отношения" было подано более 3 тысяч заявлений на 10 бюджетных мест. И что мы видим: оригиналы документов представили всего два человека. Появился даже термин - "образовательный туризм". А некоторые определяют действия особо отъявленных абитуриентов как "образовательный терроризм". Что касается ограничений в количестве подач заявлений, то опыт работы других стран говорит о том, что в большинстве из них такие ограничения есть. Мне кажется, нам предстоит серьезно осмыслить результаты приемной кампании этого года, и лишь потом принимать взвешенные решения. Поспешность здесь совершенно излишна и может только повредить. И руководствоваться эмоциями нельзя ни в коем случае.

Наталья:

Не считаете ли Вы, что в приеме льготников в вузы есть некий перекос: получается, что даже при посредственных оценках льготник зачисляется на престижный факультет, а выходит посредственным специалистом, занимая при этом чье-то место? Неужели это справедливо?

Николай Булаев:

Что касается льготников, то оценка их количества на этапе, когда сдавались документы, серьезно преувеличена, так как и они не избежали искушения сдавать документы в несколько ВУЗов одновременно и на большое количество специальностей внутри одного вуза. При этом считали их, естественно, везде. В 2007 и в 2008 гг. в ВУЗах Федерального агентства обучалось приблизительно 4% детей-инвалидов, детей-сирот, детей, проживавших на территориях, пострадавших от Чернобыльской аварии. Предварительный анализ показывает, что в абсолютном большинстве ВУЗов количество этих детей, подавших заявление в 2009 году, серьезным образом не изменилось. Вопрос лишь в том, что учитывая особенности нынешнего зачисления, они изъявили желание поступать на очень ограниченный перечень специальностей. Это государственное и муниципальное управление, юриспруденция, финансы и кредит, экономика. В результате их количество среди поступающих на эти специальности иногда превышало количество бюджетных мест. Весьма возможно, что дополнительно изучая представленные документы, мы столкнемся с ситуацией, что где-то они могут вызвать сомнения. Но вряд ли стоит говорить о массовой подделке, о массовой фальсификации. Тем более, что все уже прекрасно знают, что в случае выявления таких подделок студент будет отчислен из ВУЗа.

Ольга Грах:

Возможности ЕГЭ позволяют выбрать не только вуз, но и город, в котором хочется учиться. Как будет решаться вопрос с проживанием иногородних студентов? Нет ли здесь проблем?

Николай Булаев:

Что касается количества мест в общежитиях ВУЗов, подведомственных Федеральному агентству по образованию, то в разных городах эта ситуация выглядит по-разному. В Санкт-Петербурге в 2009 году обеспеченность местами в общежитиях составляет 92%. Чуть меньше в Москве, хотя немало ВУЗов, где обеспеченность общежитием составляет 100%. В 2009 и в 2010 годах мы завершим строительство еще почти 40 общежитий на почти 30 тысяч студентов. На эти цели Правительством в бюджете 2009 года и 2010 годов выделены дополнительные ассигнования. И естественно, мы считаем это очень важной социальной задачей, которая во многом решает ту проблему, которую мы называем доступностью высшего профессионального образования. А поскольку эти общежития строятся в первую очередь в ведущих российских ВУЗах, то доступности качественного высшего профессионального образования. Я надеюсь, что и в дальнейшем мы будем иметь возможность совершенствовать уже имеющийся у нас фонд общежитий и строить новые.

Ирина Сидельникова, Волгоград:

Федеральное агентство по образованию в исключительных случаях разрешило продлить сроки приема вузами абитуриентов в случае наличия вакантных мест. Правда, вуз должен был сообщить об этом заранее и обосновать актуальность той или иной специальности. Какие специальности актуальны и по каким из них будет продлен срок приема документов? Интересна информация как в целом по России так и в Волгоградской области, в частности. Потому что в региональном комитете по образованию сказали, что право определять эти специальности отдано вузам. А уже федеральное агентство дает такое право тому или иному вузу. А второй вопрос вытекает из первого. На какие специальностях рекорды конкурсов? И совпадают ли эти рекорды с тем, что действительно актуально. Если нет, то что с этим несовпадением будут делать специалисты? И можно ли что-то сделать вообще?

Николай Булаев:

Что касается рекордного количества заявлений, то поданы они, как правило, на наиболее популярные сегодня специальности, а не на те, которые действительно актуальны для экономики страны. И количество бюджетных мест на эти специальности с избыточной подготовкой кадров ежегодно несколько уменьшается. Хотя общее количество бюджетных мест, подчеркну, в этом году не только не уменьшилось, но и несколько увеличилось. Что касается судьбы специалистов, обучавшихся по невостребованным сегодня рынком труда специальностям, то естественно, они вынуждены будут проходить переподготовку или работать не по специальности. Многое зависит от того, диплом какого ВУЗа, даже по самой невостребованной специальности, имеет выпускник. И работодатель очень хорошо понимает, какое образование, качество подготовки дает тот или иной ВУЗ. Поэтому очень важно, мечтая о той или иной профессии, выбрать ВУЗ, репутация которого не вызывает сомнения, и выпускников которого работодатели ждут.

Олеся Анатольевна, Петропавловск-Камчатский:

1. Планируется ли на следующий год пересмотр Перечня вступительных экзаменов в формате ЕГЭ для разных групп специальностей? 2. В 2009 году вуз обладал правом выбора одного из Перечня обязательных экзаменов в формате ЕГЭ. Останется ли это право у вуза в 2010 году? 3. Останется ли возможность у вузов принимать обучающихся на заочную форму обучения без результатов ЕГЭ в 2010 году?

Николай Булаев:

В настоящее время идет предварительный анализ итогов приемной кампании 2009 года. Но я не думаю, что по итогам этого анализа будут приняты какие-то радикальные меры, меняющие ситуацию. На мой взгляд, в этом нет необходимости. Вместе с тем окончательное решение в этом вопросе всегда остается за Министерством образования и науки, и я думаю, что если и будут какие-то изменения, то как всегда, они будут приниматься на основе серьезных и активных консультаций и с представителями ВУЗов, общеобразовательной школы, общественных структур.

Александрова, Выборг, Лен. область:

Здравствуйте. Разъясните, пожалуйста, какими критериями выбора абитуриентов пользуются вузы при наличии у нескольких поступающих одинаковых результатов и при этом отсутствии льгот?

Николай Булаев:

При наличии одинаковых результатов первоочередным является наличие или отсутствие у кого-либо из данных абитуриентов права преимущественного зачисления. Если и здесь все одинаково, то далее ВУЗы сами определяют порядок зачисления. Как правило, это фиксируется в правилах приема конкретного ВУЗа, и наиболее часто это средний балл по аттестату о среднем образовании.

Светлана, Торжок:

1. В этом году абитуриенты могут поступать сразу в несколько вузов на любые факультеты разом: такую возможность даёт ЕГЭ. Будет ли в будущем году Минобрнауки устанавливать конкретное количество вузов , на которые могут поступать абитуриенты или их перечень также будет неограничен? 2. Могут ли вузы устанавливать свой проходной балл по итогам ЕГЭ?

Николай Булаев:

Я не думаю, что необходимо жестко регулировать и ограничивать возможности абитуриентов на поступление в несколько ВУЗов. Надеюсь, что в следующем году и сами абитуриенты не захотят посылать документы, соревнуясь друг с другом по количеству ВУЗов и специальностей, на которые поданы документы. Мне кажется, во второй части Вашего вопроса во многом имеется подсказка ученым советам ВУЗов и ректорам: если вам не нравится большое количество заявлений, установите свой проходной балл по профильному предмету на любую специальность. Но этот балл может быть только выше того, что устанавливает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Это позволит ограничить количество абитуриентов, поступающих вне конкурса (льготники, целевики) с более низким количеством баллов по результатам ЕГЭ.


Полная версия онлайн-конференции Николая Булаева размещена на сайте РИА "Новости"

Категория: Образование в России | Просмотров: 1073 | Добавил: okpep | Дата: 14.08.2009