Главная » Официоз

Губернатор Никита Юрьевич Белых подписал распоряжение «О мерах по оптимизации штатной численности органов исполнительной власти Кировской области».

В распоряжении говорится: в целях оптимизации численности органов исполнительной власти и расходов на их содержание произвести с 1 апреля сокращение предельной штатной численности органов исполнительной власти Кировской области на 15 проц.

Руководителям органов исполнительной власти поручено до 26 января предупредить в установленном порядке работников о предстоящем сокращении численности, а в срок до 2 февраля представить предложения по сокращению должностей.

До завершения мероприятий по сокращению предельной штатной численности приостанавливается проведение конкурсов на замещение вакантных должностей в органах исполнительной власти области, а также прием на государственную гражданскую службу Кировской области.

Создана рабочая группа по рассмотрению вопросов, связанных с сокращением предельной штатной численности органов исполнительной власти Кировской области. Возглавил рабочую группу руководитель группы советников секретариата Губернатора области Сергей Владимирович Щерчков.

Категория: Официоз | Просмотров: 1097 | Добавил: okpep | Дата: 22.01.2009

В соответствии с пунктом 5.2.9 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2008, N 25, ст. 2990), п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.
2. Признать утратившим силу Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования Российской Федерации от 3 декабря 1999 г. N 1075 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 февраля 2000 г., регистрационный N 2114), приказ Министерства образования Российской Федерации от 16 марта 2001 г. N 1022 "О внесении дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2001 г., регистрационный N 2658), приказ Министерства образования Российской Федерации от 21 января 2001 г. N 135 "О внесении изменений и дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2003 г., регистрационный N 4170) в части проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений.
читать полную версию

Категория: Официоз | Просмотров: 1162 | Добавил: okpep | Дата: 21.01.2009

приказом Рособрнадзора утверждено расписание выпускных испытаний для старшеклассников. Напомним, в этом году Единый госэкзамен стал обязательным.

Итак: 26 мая - информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биология; 29 мая - русский язык; 1 июня - география, литература; 4 июня - математика; 8 июня - иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский); 11 июня - обществознание, химия; 15 июня - история, физика.

Дополнительные дни для тех, кто не сдал ЕГЭ по уважительным причинам в установленные сроки: 11 июня - русский язык; 15 июня - математика; 18 июня - иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский), обществознание, биология, физика; 19 июня - география, химия, литература, история, информатика и ИКТ.

Выпускники школ прошлых лет и те, кто оканчивал училища, техникумы или колледжи, смогут сдать ЕГЭ в июле: 7 июля - русский язык, химия, информатика и ИКТ; 10 июля - математика, литература, иностранные языки (англ., фр., нем., исп.); 13 июля - обществознание, география, физика; 15 июля - биология, история; 17 июля - резервный день.

Сдача ЕГЭ начинается в 10.00 по местному времени.

Категория: Официоз | Просмотров: 1166 | Добавил: okpep | Дата: 21.01.2009

Минобрнауки детализировало правила приема экзаменов в вузах. Об этом в эфире радиостанции "Русская служба новостей" сегодня рассказал министр образования и науки Андрей Фурсенко.

По его словам, "утвержден список экзаменов для поступления в вузы на разные специальности". "В этом году мы утвердили приказом порядок, при котором, независимо от вуза, на каждую специальность утверждено четыре экзамена, которые должны приниматься. Если ты идешь на физику, то должен сдать, например, математику, русский язык, физику и информационные технологии", - отметил Фурсенко.

Кроме того, по его словам, подписан еще один приказ, который будет зарегистрирован в Минюсте, - о правилах приема, в которых "детализируется то, каким образом вузы будут принимать экзамены".

"В правилах оговорено, что вузы должны при приеме учитывать, по крайней мере, три из представленных во втором приказе четырех обязательных экзаменов, в том числе тот экзамен, который является профилирующим по этому направлению", - сообщил Фурсенко. "Например, если вы идете поступать на математику, то это обязательно должна быть математика, но при этом вы можете либо физику, либо информационные технологии не принимать в зачет. Это - на усмотрение вуза", - добавил он.

Глава Минобрнауки также сообщил, что для итоговой аттестации в школе по окончании одиннадцати классов выпускники "должны сдать два обязательных экзамена в форме ЕГЭ по русскому языку и по математике". "Это достаточно, для того чтобы получить аттестат, если оба эти экзамена сданы положительно", - сказал он.

Категория: Официоз | Просмотров: 1104 | Добавил: okpep | Дата: 15.01.2009

В конкурсе, который пройдет 14 - 15 января, приняли участие 26 педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования области.

Колледж с успехом представила преподаватель информатики Копычева Анастасия Анатольевна.

Организаторами конкурса являются департамент образования, Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Советы директоров образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Конкурс проводится в целях стимулирования роста профессионального мастерства, распространения инновационного педагогического опыта, выявления творчески работающих педагогов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, их поддержки и поощрения, а также в целях привлечения молодых педагогических кадров в образовательные учреждения области.

Первый этап областного конкурса представляет собой защиту инновационного проекта, в ходе которой участник логично, четко и доступно, с использованием наглядных материалов должен рассказать о своем видении современной педагогической деятельности. Критериями оценки представляемого участником проекта являются его актуальность, новизна, оригинальность, возможность распространения и внедрения, наличие ресурсного обеспечения.

Второй этап конкурса – заочный - пройдет в феврале и представляет анализ представленных участниками конкурса видео-уроков. Будут оцениваться степень владения конкурсантом техникой и методикой урока, приемы и подходы к организации образовательного процесса, коммуникативные и личностные профессионально значимые качества педагогов.

Подведение итогов и награждение участников конкурса состоится в марте 2009 г. в рамках Недели образования Кировской области. Победители будут определены в трех номинациях:

- преподаватель начального профессионального образования,

- преподаватель среднего профессионального образования,

- мастер производственного обучения.

Методические разработки и сценарии уроков всех участников конкурса войдут в сборник материалов конкурса.

Категория: Официоз | Просмотров: 1174 | Добавил: okpep | Дата: 15.01.2009

11 января 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин провёл рабочую встречу с Министром образования и науки Российской Федерации Андреем Фурсенко. В ходе встречи обсуждались различные вопросы, связанные с модернизацией российской науки, созданием в стране сети национальных исследовательских университетов и реализацией приоритетного национального проекта "Образование".

Стенограмма начала беседы В.В.Путина с А.А.Фурсенко:

В.В.Путин: Андрей Александрович, сегодня поговорим о проблемах науки.

А.А.Фурсенко: Да, хотел доложить Вам, что в соответствии с Вашими указаниями мы разработали помимо долгосрочных прогнозов до 2025 года, о которых я докладывал, еще и краткосрочный прогноз: каким образом следует развивать научно-техническую сферу в ближайшие два-три года с учетом всех привходящих обстоятельств.

Помимо того, что мы должны сохранить все те результаты, которые мы достигли в образовании и науке, мы выделили несколько приоритетных направлений, которые считаем нужным сегодня запустить, чтобы сконцентрировать наши усилия на наиболее социально значимых направлениях, одновременно обеспечить экономически значимый результат в этом коротком промежутке.

В связи с этим мы с нашими коллегами из других министерств создали ряд совместных программ, разделив нашу ответственность. Мы берем на себя НBОКРовскую часть, а они продолжают эти проекты, включая внедрение вместе с бизнесом в реальную экономику.

С Минпромторговли мы запускаем сейчас два проекта. Один из них - это проект, связанный с новыми технологиями добычи нефти, в том числе трудноизвлекаемой нефти, мазута. При этом новые технологии позволяют делать этот процесс экономически оправданным, то есть рентабельность такого проекта будет не меньше, чем добыча легкой нефти, которая сегодня добывается, например, в Тюмени. На нас лежит ответственность за доведение до конца НИОКРовской части.

Министерство промышленности берет на себя вопросы запуска в производство.

Хочу сказать, что бизнес готов финансировать эти работы. И уже через два-три года добыча трудноизвлекаемой нефти будет достаточно рентабельной, в том числе и в России, в частности, в Татарстане.

Второе направление - это комплексная переработка минерального, техногенного сырья. Тоже большая проблема. У нас остаются большие "хвосты" в месторождениях. Сейчас есть технологии, которые позволяют существенно увеличить выход металлов из этих "хвостов", уменьшить энергоемкость этих процессов, а главное - и в том и в другом проектах мы существенно увеличим производительность труда. Поэтому к этим научным проектам пристыковываем подготовку новых специалистов. Это то, что Вы нам поручали рассмотреть: возможность расширения магистратуры, возможность подготовки специалистов высокой квалификации как в университетах, так и, кстати говоря, в начальном и среднем профобразовании.

В.В.Путин: Как организуется работа по Программе подготовки педагогических кадров?

А.А.Фурсенко: Во-первых, мы разработали новый стандарт. Тут очень важно, что мы привлекли к этой работе не только людей, которые исходно являются представителями педагогического сообщества, но и людей, которые получили профессиональную подготовку в университетах, технических вузах с тем, чтобы, получив дополнительные знания в области психологии, педагогики, они тоже могли прийти в школы. Кроме этого, мы сейчас меняем стандарт подготовки педагогов, больше обращаем внимание на практику, на то, чтобы они больше времени проводили в школе, поскольку помимо знаний и умений очень важно, чтобы они поняли - их это дело или нет. Сегодня есть много случаев, когда ребята приходят в школу и через какое-то время уходят оттуда, потому что понимают, что они не могут вписаться в этот процесс.

Еще два направления, о которых я хотел бы сказать. Первое - это энергосбережение. Вместе с Министерством регионального развития и Министерством энергетики мы разрабатываем Программу энергосбережения, причем мы хотим использовать пилотный проект во время строительства или ремонта образовательных учреждений. Поставить энергосберегающие технологии - в наших возможностях, будет мало бюрократических проблем. Сегодня эта Программа уже создана, у нас есть договоренность с Министерством энергетики и Министерством регионального развития, каким образом мы согласовываем стандарты и каким образом мы вместе запускаем эту Программу.

И, наконец, третья совместная программа - с Минздравсоцразвития. Три направления: диагностика социально значимых заболеваний, ранняя диагностика и лечение онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Разделение труда точно такое же. Мы берем на себя финансирование НИОКР: в будущем 1 млрд рублей в год из наших программ будет тратиться на это. Ведомство Татьяны Алексеевны [Голиковой] берет на себя клинические испытания и внедрение в практику. Мы считаем, что если сконцентрироваться на этих направлениях, то, во-первых, мы сможем обеспечить видимый эффект в ближайшее время. А главное - это будет базой для дальнейшего развития инновационной экономики, подъем которой начнется через 2 -3 года.

В.В.Путин: Давайте теперь вспомним о национальных проектах в области образования. Еще раз, на чем сосредоточено внимание в 2009 году?

А.А.Фурсенко: Во-первых, то, что я говорил, - переподготовка кадров. У нас довольно успешно шел проект по подготовке кадров, специалистов в учреждениях начального и среднего профобразования. Сегодня порядка 250 учреждений стали теми ресурсными центрами, на базе которых мы будем проводить переподготовку или опережающую подготовку людей, которые высвобождаются или оказываются временно свободными на промышленных предприятиях.
В этом году в рамках нового конкурса мы собирается оказать специальную поддержку тем учреждениям, которые могут наиболее эффективно переподготавливать специалистов, давая им новые знания и компетентность, чтобы они были востребованными в этой меняющейся экономике.
Второе направление связано с созданием национальных исследовательских университетов. Мы перераспределили наши ресурсы в рамках выделенного бюджета с тем, чтобы уже в этом году был объявлен конкурс. Мы считаем, что первыми (в зависимости от программ) 10-15 университетов, дополнительно к двум пилотным, получат статус исследовательских университетов. Это будут как раз те учреждения, которые, с одной стороны, обеспечат достаточно серьезный уровень исследований внутри высшей школы, а, с другой стороны, позволят создать такую базу для качественной подготовки специалистов в технических областях.

В.В.Путин: А что даст им практически этот статус?

А.А.Фурсенко: Вы знаете, сегодня такой статус дает очень много, потому что на фоне демографического спада студенты хотят учиться именно там, где они не только получат диплом, но и где они получат конкретные знания. Победители национального проекта - 57 вузов,- сегодня решили несколько задач. Во-первых, согласно нашему мониторингу в этих вузах существенно улучшилось качество научных исследований. Во-вторых, у них существенно улучшилось качество подготовки специалистов, появились принципиально новые программы, в том числе за счет приглашенных специалистов.

В.В.Путин: Что этот статус даст самим вузам?

А.А.Фурсенко: Он позволяет им привлечь студентов.

В.В.Путин: Каким образом? За счет чего?

А.А.Фурсенко: Они видят, что это вузы, которые действительно дают лучшие знания.

В.В.Путин: За счет чего они дают лучшие знания? Как мы им помогаем?

А.А.Фурсенко: У них принципиально новая материально-техническая база. Они закупили новое оборудование.

В.В.Путин: То есть мы помогаем им закупать новое оборудование?

А.А.Фурсенко: Мы помогаем им деньгами, а закупают они сами. За три года вложено около 30 млрд. рублей

В.В.Путин: Андрей Александрович, за три года я знаю, что вложено. Я спрашиваю, что будет в 2009 и 2010 году сделано для вузов, которые получат статус исследовательских? Что они получат для этого дополнительно?

А.А.Фурсенко: Они получат, во-первых, некоторые деньги. Во-вторых, они получат возможность самостоятельно вырабатывать новые программы и стандарты. Им для этого дается больше свободы в выработке образовательных стандартов.

В.В.Путин: Понятно.

А.А.Фурсенко: Третья вещь - на фоне действительно мощного демографического спада студент может выбрать тот вуз, который объективно выделен в качестве наиболее передового, потому что многие студенты оценивают, насколько хорош вуз только тогда, когда они в нем поучатся. Но абитуриент оценивает то, какой вуз получил реальную оценку.

В.В.Путин: То есть этот статус - это некое признание качества со стороны государства?

А.А.Фурсенко: Со стороны государства и со стороны сообщества, потому что все эти конкурсы происходят с учетом процедур, в которых участвуют представители бизнеса и представители науки, то есть это объективная оценка.

В.В.Путин: Понятно. Теперь следующий вопрос - это АТЭС. Мы готовится к проведению крупного международного мероприятия во Владивостоке. И, как известно, принято решение - создаваемую базу передать под университет. Как ваше Министерство встроено в систему подготовки?

А.А.Фурсенко: Во-первых, я хочу сказать, что этот новый университет создается на базе двух победителей национального конкурса. Это было как раз то решение, которое принимали Вы, принимал Президент. Оно было связано с тем, что там есть база для создания хорошего университета: там есть педагоги, там есть хороший контингент студентов, у этих учебных заведений есть авторитет.

Кроме этого, наше Министерство участвует в оценке строительного проекта, потому что изначально все-таки проект был ориентирован на проведение [форума] АТЭС. Под руководством Игоря Ивановича Шувалова были проведены несколько совещаний, И сегодня проект пересмотрен таким образом, чтобы он был ориентирован не на разовое мероприятие, а именно на то, что это будет разумным образом спроектированный и построенный университет. Нас привлекают к этой работе. Я считаю, что изменения довольно существенные именно в сторону создания современного университетского комплекса.

В.В.Путин: Спасибо.

Категория: Официоз | Просмотров: 1100 | Добавил: okpep | Дата: 11.01.2009

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобрнауки России)

П Р И К А З



"28" ноября 2008 г.
N 365

Зарегистрирован в Минюсте России 19 декабря 2008 г. N 12898

Об утверждении перечня вступительных испытаний в 2009 году
в образовательные учреждения высшего профессионального образования,
имеющие государственную аккредитацию


В соответствии с пунктом 5.2.23.4 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2008, N 25, ст. 2990), пунктом 28 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации 2008, N 8, ст. 731), и пунктом 2 Правил отбора государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым предоставляется право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 294 (Собрание законодательства Российской Федерации 2008, N 17, ст. 1888), приказываю:

Утвердить прилагаемый перечень вступительных испытаний в 2009 году в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию.

Категория: Официоз | Просмотров: 1268 | Добавил: okpep | Дата: 09.01.2009

Для большинства студентов учебный семестр начнется 12 января.
Педагоги и некоторые студенты приступят к образовательному процессу уже 11 числа на которое назначены пересдачи и повышение оценок.

Категория: Официоз | Просмотров: 1137 | Добавил: okpep | Дата: 08.01.2009

Сегодня 6 декабря в колледже пройдет родительское собрание
подробности читайте в понедельник
Категория: Официоз | Просмотров: 1053 | Добавил: okpep | Дата: 06.12.2008

Разбираемся, к чему готовиться ученикам, учителям и родителям

Министерство образования и науки РФ недавно пообещало, что в ближайшее время начнут действовать новые федеральные стандарты образования. Что же изменит этот свод правил? В "Комсомольской правде" мы собрали специалистов и попросили объяснить, зачем же понадобилось вводить эти стандарты и какой в них прок.

Исаак КАЛИНА: - Стандарт - это набор аксиом - какой станет школа будущего. Дальше это будет развиваться в других документах.

Хорошо это или плохо, но учитель вырастает в вузе, общаясь только с людьми, которые тоже выбрали эту профессию. Может, в этом и есть причина, что мы, учителя, плохо слышим внешний мир, тех, кто не работает в образовании. А это плохо. Мне вообще кажется, что мы должны воспринимать стандарт как некий перевод желаний, требований, возможностей внешнего для школы мира - к школе.

В этом и есть проблема формирования стандартов. Недопустимо, когда все живут в одних технологиях, а школа - в других. Получается, что, придя в школу, ребенок попадает как бы в прошлое, в мир, которого в реальности уже нет.

Александр АДАМСКИЙ: - Шкала успешности ребенка внутри школы и шкала успешности ребенка в реальной жизни абсолютно не совпадают друг с другом. А нужно сделать так, чтобы успехи и успешность ребенка в школе определяли его успехи и успешности за границами школы. Ключевым вопросом, с моей точки зрения, является создание новых правил, как выделять деньги на школу; как платить зарплату учителям; как оценивать успехи учащихся; как оценивать результат работы учителя. Пока не будет этих новых правил, школа меняться не будет.

Александр АСМОЛОВ: - Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз. Время предъявляет новые требования, меняется жизнь, меняются информационные потоки, поэтому и необходимо разработать новые модели стандарта, ориентированные на будущее.

Кто их разрабатывает?

Александр АДАМСКИЙ: - Согласованной версии стандартов еще нет. Идет дискуссия.

Российская академия образования разрабатывает свою версию, "Эврика" - свою версию. Мы это называем народным стандартом. Идет дискуссия.

Хорошо, что есть альтернатива и министерство имеет возможность выбирать. Дальше авторство стандартов умрет, министерство выдвинет от имени государства одну из версий.

Что в них будет?

Исаак КАЛИНА: - Русский язык очень интересно присвоил слова "стандарт" и "шаблон". "Шаблон" четко принял, как "иначе нельзя". А вот слово "стандарт" уже толкуется гораздо свободнее. Мы привыкли, когда говорим "стандарт", понимать под ним - "хуже нельзя". Нет словосочетания "высокие шаблоны", однако есть "высокие стандарты". Поэтому не зря у нас не "образовательные шаблоны", а "образовательные стандарты". Это означает, что мы должны утвердить федеральный свод правил - нижнюю планку развития образования, то есть "хуже этого быть не может", не должно! А лучше - да ради бога, как только появляется возможность. И то лучшее, что свыше стандарта, постепенно должно задавать новый, более высокий стандарт уже для всех.

Министерство завершает формирование трех категорий требований:

- К структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

- К условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

- К результатам освоения основных образовательных программ.

Но при всей важности того, что будет написано в программах, в учебниках, мы понимаем, что формирование того человека, который ходит в школу, идет не столько под воздействием тех текстов, которые мы по привычке обсуждаем. Формирование идет, конечно, под воздействием среды и учителя. Он организовывает всю образовательную деятельность. Поэтому, кроме прямого стандарта, как требований к организации жизни школы, конечно, важны все требования по подготовке, переподготовке учителя.

Да, школа должна перестать быть ветхой. Вы знаете, мне кажется, что ветхость школы, содержательно уж точно, во многом проистекает от отсутствия умения услышать внешний мир.

Александр АДАМСКИЙ: - Для меня стандарт - это послание, которое мы хотим донести родителям, учителям, администраторам. Логика простая. То, что мы хотим, чтобы было с ребенком, должен делать учитель. А учитель будет делать то, за что ему платят и что разрешено учебным планом. Поэтому то, за что должно платить государство, должно стать частью стандарта.

В стандарте надо записать, что финансовый норматив должен строиться с учетом финансирования тех видов деятельности в школе и тех видов работы учителя, которые приводят к нужному результату. Если этот стандарт принимается и не выполняется, надо наказывать тех, кто не выделяет предусмотренных денег на то, чтобы учителя, школа качественно работали. Ведь сейчас финансы выделяются под базисный учебный план - то есть только уроки. А учителю надо платить не только за уроки, но и за другие виды деятельности: за проведение экскурсий, внеклассную деятельность - за все, что помогает развивать ребенка. Образовательная программа должна быть построена как сумма всех этих видов деятельности.

Евгений БУНИМОВИЧ: - У учителя всегда мало времени, поэтому в стандарте он будет читать содержание своего предмета и, конечно, ЕГЭ. Вот это есть главное: не ЕГЭ, а вообще экзаменационный материал. Я разговаривал с министром Андреем Александровичем Фурсенко. Он сказал, что считает большим достижением то, что в стандарте теперь будут требования не только к результату учебного процесса, но и к условиям его организации. Это действительно достижение. Стандарт классический, который был только требованием к ученику, это вообще смешно! Мы же не можем ученика, слава богу, отправить под суд, если он этот стандарт не выполнил! Тогда непонятно, зачем столько государственных документов по отношению к человеку, который за это отвечать даже юридически не может? Поэтому требования к условиям обучения - важнейшая часть стандарта.

Александр АСМОЛОВ: - Произошла революция в понимании стандарта. Если раньше стандарт был жестко ориентирован на то, чтобы проверять знания, то сегодня мы имеем дело не со стандартом знаний, а со стандартом, который задает образ жизни школы. Стандарт - как договор в форме тех или иных норм между школой, семьей, обществом и государством - должен отвечать на следующие четыре вопроса.

Первое. Ради чего учить? Надо понимать, куда двигаться, если мы захотим знать, в каком обществе будем жить, в каком живем.

Второй вопрос. Чему учить? Никогда стандарт полностью не отбросит те знания, которые мы передаем.

Следующий вопрос. Как учить? Это технологии. Впервые в стандарт попадают технологии обучения.

И, наконец, четвертое. За счет каких ресурсов учить? Ресурсы бывают и экономические, и кадровые, и многие другие. И стандарт как договор, который сейчас предлагается, охватывает все эти пространства. Поэтому, если мы где-то перегнем палку и начнем говорить только о финансовых механизмах, то проиграем. Если начнем только о психолого-педагогических - проиграем. Мы имеем дело со стандартом как с системой.

Галина ЯНОВСКАЯ: - Впервые стандарты образования разрабатываются совместно Академией медицинских наук, Российской академией образования и МЧС России.

Насколько я понимаю, раньше такие стандарты разрабатывались только Академией образования. И один из разделов - "Санитарно-гигиенические требования к условиям обучения". Данный документ предусматривает разработку единой модели для создания равных условий обучения для всех детей Российской Федерации, независимо от того, в каком населенном пункте они живут, - сельская школа, городская школа.

У кого-то есть, например, спортзалы, у кого-то их нет, у кого-то есть полный набор помещений, у кого-то все происходит в одном классе. В данном случае, наверное, надо будет стремиться к лучшему. Чтобы условия для обучения детей были у всех одинаковые и безопасные. Будут требования к набору помещений, к зданию, к участку, к условиям обучения, к освещению, микроклимату, к оборудованию, отделке помещений. Мало того, апробация этого стандарта уже идет в 14 регионах России.

Александр НЕСТРУГИН: - За последние пять лет - с 2003 по 2007 год - в образовательных учреждениях зарегистрировано 4 тысячи пожаров. Причинен ущерб в размере более 164 миллионов рублей. Погибли 109 человек, травмированы - 410. При этом количество пожаров за это время снизилось в 1,9 раза, гибель людей - в 5 раз. Меры, принимаемые совместно МЧС, Минобрнауки, Рособразованием и органами государственной власти субъектов Федерации, позволили за 10 месяцев этого года снизить количество пожаров по сравнению с годом прошлым на 30 процентов. Детской гибели не допущено. Но есть и проблемы - 438 школ (0,76 процента от общего количества) так и не приняты органами пожарного надзора из-за их неудовлетворительного противопожарного состояния. В разработке новых стандартов МЧС участвует тоже. И в них обязательно будет прописана пожарная безопасность школ на самом высоком уровне, чтобы трагедии не повторялись.

Александр АДАМСКИЙ: - Родителям мы должны сказать: ваш ребенок не будет 6 часов кряду сидеть за партой. Он будет и бегать, и заниматься творчеством индивидуально. Невозможны сейчас в школе индивидуальные виды деятельности ребенка. Почему? Да потому, что все равны как на подбор. В этом смысле переход к нелинейному расписанию, к нелинейной образовательной программе, где ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время. Должны быть разные группы людей - кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Образовательные путешествия тоже должны стать частью программы, легальными занятиями. Учителю за это тоже надо платить как за урок. Вот это в образовательном стандарте должно быть зафиксировано и по части сохранения здоровья, и по части достижения тех результатов, о которых мы говорим.

Об условиях обучения

Виталий РУБЦОВ: - Стандарт, который сейчас предлагается, пытается поставить ребенка в центр образовательного процесса. Это означает, что возраст и деятельность становятся ключевыми для его организации. Каждому возрасту будет соответствовать определенная программа обучения, к каждому ребенку постараются найти индивидуальный подход. Если говорить о школе нового типа. Это школа, которая обеспечивает развитие ученика. Попытка ориентации на ребенка и есть ключ всего, что мы делаем.

Александр АСМОЛОВ: - Школа будущего - это прежде всего школа развития личности человека, ребенка, а не школа дрессуры, зубрежки. Школа будущего - это школа, где главное, что делает ребенок, - учится учиться.

Новая школа - это школа, в которой учат искусству жизни с непохожими детьми. Это школа толерантности. Новая школа - это школа, в которой учителя и вообще народ школьный умеют общаться, а не боятся общения. И, наконец, это школа, где нет рабства уроков. Урочная форма, придуманная Яном Амосом Коменским, которая привычна нам, давным-давно устарела.

Исаак КАЛИНА: - Когда в 2004 году министр на правительстве в первый раз сказал о том, что в стандарт должны войти требования к условиям, это было воспринято далеко не однозначно в экспертном сообществе. Сегодня я рад тому, что мы все теперь говорим, что требования к условиям - это ведущая часть стандарта. Мы с вами можем сформулировать какие угодно требования к результатам, но если мы при этом не обеспечим необходимые для достижения этих результатов условия, то это останется бумагой. А если это будет совокупность: и требования к условиям, и их реализация, то тогда это будет школа, которая, надеюсь, даст каждому ребенку возможность стать таким, каким он хочет, к чему у него есть способности. Ни мы, ни МЧС не можем успокоиться, пока есть хоть одна школа, в которой не обеспечена безопасность детей. И поэтому эта работа, естественно, должна продолжаться. Но я бы сказал, что здесь же безопасность - это один слой. А есть же еще культурно-бытовые условия, которые формируют личность ребенка. И если они неуважительны по отношению к ребенку, если ему раздеться нормально негде, поесть, в туалет сходить нет нормальных условий, то все тексты, которые ему потом на уроке мировой художественной культуры предъявят, я думаю, они просто будут бесполезны. И эти культурно-бытовые условия тоже войдут в стандарт.

Как и наличие среды общения. Вот мы говорим все время, как будто есть один, изолированный от сверстников ученик и какие-то учителя, какие-то программы, какая-то школа, его одного и воспитывающая. А ученик живет в мире с однокашниками, и развивается он в общении с ними, да и воспринимает он школу вместе с ними, а не один сам по себе. Поэтому-то какую мы формируем среду общения - полноценна ли она, достаточна ли она для нормального развития, - это тоже предмет стандартизации.

И вот только тогда мы с вами можем, наверное, говорить о требованиях к результатам учебной деятельности.

Когда вступят в силу?

Александр МИЛКУС: - Я хотел бы напомнить уважаемым гостям, что стандарты - это не академический документ. По нему придется жить, причем многие годы - десять лет? двадцать лет? - миллионам людей - ученикам, их родителям, учителям, администраторам, чиновникам. Прежние стандарты, принятые десять лет назад, были менее обширными. Они оговаривали только базовый набор школьных знаний, которые должен получить ученик, - то, что должно входить в школьную программу. Но и они обошлись стране довольно дорого. Я говорю не о деньгах, которые были потрачены на разработку этого документа, - хотя деньги были немаленькие. Но стали выходить новые учебники, соответствующие новым программам. Родителям, школам пришлось их закупать. Новые методические рекомендации, учеба учителей... Все это стоит немало.

А как будет теперь? Изменится ли Единый госэкзамен в соответствии с новыми стандартами? Кто и как будет готовить учителей нового поколения? Сколько времени займет переход на новые стандарты? Откуда возьмутся деньги на обеспечение новых условий обучения в школах? Или - маленький пустяк - что, с введением новых стандартов родителям снова придется бежать в магазин и покупать новые учебники?

Исаак КАЛИНА: - Я уверен в том, что у нас есть возможность начать введение стандартов уже в 2009 году. Конечно, поэтапно. Сначала начальная школа. Нельзя сейчас детям, которые учились по одним программам, резко давать другие. Поэтому с 1 сентября 2009 года можно начать переход в начальной школе. К началу следующего учебного года все стандарты будут согласованы с профессиональным сообществом и предъявлены обществу.

Для остальной школы стандарты, я думаю, появятся в 2010 году. А на переход на сами программы, доведение условий до уровня стандарта, приведение форм и содержание итоговой аттестации до уровня требований потребуется несколько лет.

В регионах, где прошла комплексная модернизация в рамках нацпроекта "Образование", эти сроки будут меньше, там, где она еще и не начиналась, - может, побольше. На уровне правительства будет принято решение о том, с какого года мы начинаем проверять систему на предмет соответствия новым стандартам.

Но меньше всего изменения коснутся самих учебных программ. Здесь не будет спешки. Основные новшества будут связаны с возможностью развивать одаренность во внеучебных видах деятельности - творческой, проектной, спортивной и других. Для исполнения требований стандарта придется серьезно потрудиться и муниципалитетам, и регионам, и нам, федералам.

Сколько это стоит?

Исаак КАЛИНА: - Основные затраты связаны с двумя факторами: уровень условий реализации образовательных программ и система оплаты труда. Если мы примем стандарт, согласно которому школой может считаться только то образовательное учреждение, в котором обязательно есть и спортивный комплекс, и актовый зал, и медиацентр, а не просто библиотека, и точки доступа в Интернет, а не только компьютерный класс, и соответствующим образом оборудованные гардеробы и обязательно теплый туалет. Затраты на доведение школ до этого уровня и составят затраты на введение стандарта. Если к тому же в стандарте будет закреплена система оплаты труда учителя, при которой оплачиваются не только уроки, но и все занятия, которые он или она проводит с детьми, в том числе и индивидуальные занятия, и экскурсии, и походы, и ведение школьного театра, и т. д., то надо будет увеличивать фонд оплаты труда примерно на 30% по сравнению с существующим.

К чему готовиться родителям?

Исаак КАЛИНА: - Скорее всего, к тому, что образовательная программа даст новые возможности ребенку - быть в школе весь день (если родители выберут такую программу). Но это не будет день сплошных уроков - это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов. Разнообразие занятий - это и условие сохранения здоровья, и достижение необходимых результатов.

Участники Круглого стола: Исаак Иосифович КАЛИНА, заместитель министра образования и науки.

Александр Григорьевич АСМОЛОВ, зав. кафедрой психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова, вице-президент Общества психологов России.

Александр Изотович АДАМСКИЙ, ректор Института образовательной политики "Эврика", зам. председателя Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ.

Евгений Абрамович БУНИМОВИЧ, председатель Комиссии по образованию Мосгордумы, заслуженный учитель России.

Виталий Владимирович РУБЦОВ, ректор Московского городского психолого-педагогического университета.

Галина Владиславовна ЯНОВСКАЯ, зам. начальника отдела организации санитарного надзора по гигиене питания, гигиене детей и подростков Роспотребнадзора РФ.

Александр Николаевич НЕСТРУГИН, начальник отдела госстатистики пожаров и информационных ресурсов Департамента надзорной деятельности МЧС России.

Александр Борисович МИЛКУС, редактор отдела образования "КП", секретарь Общественного совета при Рособрнадзоре РФ.

Категория: Официоз | Просмотров: 1048 | Добавил: okpep | Дата: 26.11.2008

« 1 2 ... 46 47 48 49 50 51 52 »