Главная » Архив материалов

Премьер Владимир Путин поручил подготовить план модернизации государственного сектора науки и образования. В частности, речь идет о повышении эффективности работы научных учреждений.

Какие меры могут быть приняты? Об этом корреспондент "РГ" беседует с директором департамента научно-технической и инновационной политики минобрнауки Александром Хлуновым.

Российская газета О том, что институты должны работать более эффективно, заговорили, когда в науку пошли уже вполне достойные деньги. Но дальше пожеланий дело пока практически не идет, хотя предложения о модернизации науки звучали не раз. Что же предлагается на этот раз?

Александр Хлунов Нами разработан проект постановления правительства "Об оценке результативности научных организаций государственного сектора". Он может быть рассмотрен в начале сентября на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям под председательством вице-премьера Сергея Борисовича Иванова. Цель проекта - повысить отдачу бюджетных средств, выделяемых на науку. А они не малые. Так, только на пятилетнюю программу фундаментальных исследований будет потрачено 250 миллиардов рублей. Еще 600 миллиардов рублей правительство дает на программы развития высоких технологий.

Сразу скажу, что мы ничего революционного не придумали, суть проекта проста и очевидна. Ученым предлагается на основе экспертных оценок и типовых методик раз в три года проводить инвентаризацию своего хозяйства - оценивать работу научных учреждений. От результатов должно зависеть дальнейшее финансирование. Отстающие потеряют часть денег, они перейдут к лидерам.

Повторяю, такие системы давно работают в ведущих странах мира.

Например, в германском Обществе Макса Планка, на которое обычно ссылаются в нашей академии наук, называя его чуть ли немецким аналогом РАН.

РГ Академик Владимир Фортов рассказывал мне, как, работая там приглашенным экспертом, он поражался требовательности комиссии, которая оценивала работу институтов. Работы должны соответствовать чуть ли не нобелевскому уровню. У аутсайдеров беспощадно "откусывают" деньги, передавая их лидерам. Но кто у нас решится на подобное?

Хлунов Уж точно это не дело чиновников. Все решать самим ученым. Мы лишь предлагаем сам принцип повышения эффективности науки - это перераспределение денег. И предлагаем набор критериев для оценки работы. Он тоже довольно очевиден. Это прежде всего эффективность, которая во всем мире измеряется числом публикаций и индексом цитирования. И хотя некоторые наши ученые высказывают к данному инструменту немало претензий, но все же лучшего "оселка" наука пока не придумала. И он довольно объективен. Среди других важных критериев назову коммерциализацию результатов научной деятельности, участие в крупных международных и национальных проектах, число признанных в стране и мире ученых, материально-техническая база и т.д.

РГ Возражая против формализованного подхода к оценке работы ученых, многие возражали, что нельзя одним метром мерить математиков и биологов, физиков и философов.

Хлунов А никто и не собирается всех стричь под одну гребенку. "Веса" этих критериев должны меняться в зависимости от того, где они применяются - в физике или философии, математике или истории. И конечно, они будут разные в институте РАН или РАМН, в научной организации "Росатома" или Роскосмоса, в классическом университете или техническом.

РГ То есть каждому надо дать свой метр? Но кто же его отмерит?

Хлунов Выражаясь вашей терминологией, "большой метр" мы уже сделали - предложили набор критериев. А вот миллиметровые насечки на нем, учитывающие разные специфики, о которых я уже говорил, придется наносить самим ученым. Не чиновникам же сравнивать физику и биологию.

Для нас важен результат. Мы должны наконец-то получить ясную картину, какую науку мы сегодня имеем в России. Скорей всего, это будут своего рода четыре лиги. В первой - лидеры, которым будет рекомендовано увеличить финансирование. Во второй - стабильные организации, которые имеют удовлетворительные результаты. Для них будут разработаны программы развития, чтобы вывести на уровень лидеров. В третьей - "середняки", которым требуется реорганизация. Какая? Решать придется в каждом конкретном случае. И наконец, явные аутсайдеры, где фактически уже нет науки. Их придется кардинально реформировать, а может и закрывать.

РГ По оценке Андрея Фурсенко, последних может набраться не менее десяти процентов...

Хлунов Да, мы делали прикидки, но они очень грубые и могут сильно измениться в любую сторону. Поэтому надо отработать систему и посмотреть, что же получится. Еще раз подчеркну, что у нас нет желания что-то закрывать. Мы лишь предлагаем инструмент каждому, кто управляет наукой: и "Росатому", и минпромторгу, и РАН. Им самим предлагается сделать окончательный выбор, как перераспределять деньги, кого поощрять, кого наказывать, кого закрывать. Все в руках самих ученых.

РГ Идея перераспределения денег в пользу сильных ученых в определенной степени была заложена в пилотном проекте, который в этом году завершается в Академии наук. Ваше министерство настаивало на введении системы оценок результативности работы ученых, что вызвало категорический отпор академиков. Мол, они без всяких формул и таблиц знают, кто есть кто. Не повторится ли ситуация и с новым предложением минобрнауки?

Хлунов К сожалению, сокращение сотрудников в РАН происходило по непонятным принципам. По сути, из кабинета чиновника президиума выдавали квоту - сокращайте столько-то и в такие-то сроки. Мы же предлагали вначале всесторонне оценить по вполне конкретным критериям, как работают ученые, а только потом решать судьбу человека. То есть сделать процесс сокращения прозрачным, чтобы люди понимали правила игры. По различным причинам так не получилось. Видимо, и нам надо было быть более настойчивыми.

Могу раскрыть карты и сказать, что проект, о котором я сейчас рассказываю, не удалось согласовать на межведомственном уровне. Были противники. Поэтому мы хотим, чтобы на правительственной комиссии у зампредседателя правительства оппоненты открыто высказали свои возражения. Готовы выслушать все конструктивные замечания и вносить поправки, но совершенно очевидно, что без понимания, что из себя представляет наша наука, без наведения здесь порядка, вперед мы не двинемся.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1183 | Добавил: okpep | Дата: 27.08.2008

Взгляд в будущее: как и чему будут учить лет через 10 - 15

Минобрнауки России разрабатывает модель развития образования аж до 2020 года. Что же ждет наших детей и внуков? С этим вопросом я пришла к директору Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования министерства Игорю РЕМОРЕНКО.

ДОШКОЛЯТА: Развивать и малышей, и их мам

Самое главное тут для чиновников - первым делом обеспечить всех малышей детсадами, чтобы мамашки не выстаивали годами в очередях, где распределяют места для ребятишек. Причем, помимо строительства новых садов, предлагается открывать еще и специальные клубы. И не только для ребятишек, но и для мам, которые скучают дома.

Скажем, не хотят родители отдавать чадо в сад на целый день, есть бабушка, готовая присмотреть за сорванцом. Но все равно предшкольную подготовку проводить надо. Для таких ситуаций будут специальные двух-трехчасовые курсы дошколят. Привела мама на них отпрыска и, пока малыш учится, сама в клубе занимается полезными делами.

Впрочем, и подход к воспитанию малышей в самих садиках собираются менять. Сейчас воспитательницы по большей части лишь присматривают за ребенком да гулять выводят. В будущем, если верить модели, они обязаны будут именно воспитывать и развивать малыша. Хотя, само собой, и смотреть, чтобы лоб не расшиб, придется.

Когда все малыши смогут без проблем получить по кроватке в детсадике, Минобрнауки планирует сделать дошкольную подготовку обязательной. Чтобы все дети приходили с равной подготовкой в первый класс. А то некоторые в младшей школе полгода в носу ковыряют, поскольку уже и читать, и писать умеют, а других учительница впервые с букварем знакомит.

- Дошкольная подготовка может стать обязательной. Как это осуществить? Вот об этом будем советоваться с экспертами, педагогами, родителями. Но я думаю, что ряд регионов вскоре сможет начать это нововведение, - пояснил Реморенко.

Но пока своего места в садике ждут тысячи детишек...

ШКОЛЬНИКИ: В класс, как на работу

Вскоре придется отвыкать и от привычного школьного устройства. Если сейчас обычно первый этаж занимают младшеклассники, второй - подростки, а третий - старшеклассники, то продвинутые школы заполнят детьми одного возраста. И называться они станут - школы ступеней обучения.

Планируется создать три основные ступени. На первой - "маленькой" - ступеньке младшеклассники будут учиться учиться.

На второй ступени подростка станут обучать общению и навыкам работы в коллективе.

А на третьей, перед взрослой жизнью, старшекласснику придется выбирать и начинать выстраивать свой профессиональный путь.

Соответственно и уроки каждого класса окажутся непохожими друг на друга. Первоклашки должны постигать мир знаний через игру и сказки.

Пятиклассники уже вполне могут выбирать, делать умозаключения и чувствовать себя большими мальчиками и девочками. Все стандарты образования будут зависеть от возраста и потребностей ребенка.

- Никто, конечно, не собирается закрывать те школы, которые не смогут в силу архитектурных особенностей или традиций поддерживать новую систему. Но стандарт все равно они обязаны будут выполнять. Поэтому с переходом из обычной школы в школу ступеней обучения проблем не будет.

Впрочем, уже сейчас многие родители интуитивно отдают детей в разные начальную и среднюю школы. А все потому, что в обществе меняются предпочтения, образовательные цели, интересы, - считает директор департамента.

Старшая школа - это вообще отдельная страничка. Старшеклассники получат возможность попробовать себя в разных видах профессиональной деятельности - вдруг что понравится. Планируется в 10-м и 11-м классах организовать практику, чтобы ребята почувствовали "вкус" профессий и еще в самой школе смогли научиться специальности и стать, к примеру, поварами, водителями, садоводами.

- К 2010 году должен быть завершен переход на профильное обучение. Это не будет жесткий набор специализаций, скорее, возможность построения школьником индивидуальных траекторий, - объясняет Реморенко. - К 2015 году школьники старшей школы получат возможность выбирать, как и чему учиться, чтобы нащупать будущую профессию, дело, к которому лежит душа. Само собой, обучение такое насытят современными информационными технологиями. В школе мы должны будем дать подростку основы профессионального образования. Дальше выпускник школы сможет уже с большей определенностью решать, что делать - идти в вуз, техникум или сразу начинать работать по полученной в школе специальности.

Все заслуги учеников будут занесены в портфолио. Оно станет не менее важным, чем аттестат.

СРЕДНЕЕ ПРОФОБРАЗОВАНИЕ: Из техникума - с вузовским дипломом

Учреждения начального и среднего профессионального образования глотнут свежего воздуха. Ставка на них сделана серьезная. Во-первых, техникумы все больше станут стыковать с работодателями. Чтобы студент понимал: после окончания этого учебного заведения ему гарантирована работа.

Но, кроме этого, получить специальность можно будет быстрее, поскольку образовательные программы станут модульными. А именно - юноше или девушке в учреждении начального профобразования можно будет не учиться три года столярному делу, а осваивать за это время разные квалификации (модули). Освоил одну - пошел поработал, не понравилось - пошел получать следующую. За определенное количество набранных модулей вручается сертификат о начальном профобразовании.

В учреждениях среднего профобразования будут в основном преподавать высокотехнологичные специальности. А у выпускников будет статус прикладного бакалавриата. В общем, из техникума можно будет выйти с вузовским дипломом. К примеру, есть такая специальность у медиков - сестринское дело. Таким специалистам требуются не общие навыки ухода за больными, а уже более серьезные знания - понимать физиологию, видеть симптомы, ставить диагнозы. И учить этой нужной и востребованной специальности будут как раз в училищах.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Сокращать или объединять?

В общем, высшее образование к 2020 году станет неузнаваемым. К федеральным университетам, которые объединят в себе лучшие ресурсы и станут работать на благо экономики страны, добавятся и национальные. В вузах такого типа станут готовить специалистов, которые смогут справляться с информационным и техническим прогрессом. В первую очередь подготовят знатоков для транспортной, авиационной, энергетической отраслей, для электроники, оптики, информационных технологий, машиностроения - национальных приоритетных отраслей.

Конечно, останутся прежние институты и университеты. Но если сейчас в стране больше 3 тысяч вузов с филиалами, то лет через пять останется около 100 институтов и 50 университетов.

- От бюджетных мест мы не уйдем. Норма 170 мест на 10 тысяч населения останется. Это не означает сокращения бюджетных мест. А означает, что государство, оплачивая обучение студентов, будет понимать, кем этот студент по окончании вуза будет работать. То есть если мы вложили деньги в образование человека, то и отвечаем за него, понимаем, что учим его нужной, востребованной, важной для страны специальности, - уточнил Реморенко. - Хотя, конечно, не все университеты справятся с требованиями по уровню преподавания, которые к ним предъявляются, и могут стать просто институтами, техникумами или вообще прекратить свое существование.

ИТОГ

Главная идея новой модели - обеспечить человеку возможность учиться, повышать образование в любом возрасте, развиваться всю жизнь.

Одной школой и институтом сыт в будущем не будешь. Чтобы продвинуться по карьерной лестнице, придется постоянно совершенствовать свои умения на курсах повышения квалификации. Обещают, что курсы будут на любой вкус и цвет, правда, в большинстве своем небесплатные. Однако в приоритетных для страны профессиях платить за повышение квалификации станет бюджет. В общем, учиться придется много и, надеемся, с удовольствием.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1087 | Добавил: okpep | Дата: 25.08.2008

Труд хороших учителей должен оплачиваться существенно выше, считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Об этом он заявил сегодня на прошедшей в Лаишевском районе Татарстана республиканской конференции работников образования и науки "Качественное образование как основа конкурентоспособности Республики Татарстан".

"Мы придем к тому, что, во-первых, хорошие учителя будут существенно выше оплачиваться, а, во-вторых, те учителя, которые не соответствуют своему высокому званию, постепенно уйдут из системы образования", - сказал министр.

"...Никто ни на федеральном уровне, ни на региональном, ни на муниципальном уровне на образовании экономить не собирается, - заметил Фурсенко. - У нас бюджеты образования стабильно растут - 25 - 30 проц прирост каждый год на образование. Но давайте эти деньги расходовать максимально эффективно, оплачивая труд тех, кто действительно хорошо учит".

Говоря о квалификации школьных педагогов, он заявил, что "надо создавать новую систему подготовки для них". "Научимся готовить учителей - научимся готовить специалистов", - подчеркнул Фурсенко.

Также министр коснулся проблем профессионального образования в вузах, отметив, что оно должно быть ориентировано на нужды экономики.

Участвовавший в конференции президент Татарстана Минтимер Шаймиев, в свою очередь, отметил, что "республика развивается, прогрессирует", растут объемы регионального валового продукта, а благодаря этому растут и бюджетные расходы на образование. К примеру, они по сравнению с 2004 годом увеличились в Татарстане в два раза. При быстро растущем консолидированном бюджете республики затраты на сферу образования превышают более 20 проц. "А это цифра немалая - порядка 23 - 24 млрд рублей", - уточнил Шаймиев. Он заметил, что по уровню оплаты труда учителей Татарстан занимает второе место в Приволжском федеральном округе, уступая лишь Самарской области.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1369 | Добавил: okpep | Дата: 22.08.2008

Профессиональное образование в России стоит на пороге серьезных модернизационных изменений, заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в четверг в ходе пленарного заседания республиканской августовской конференции работников образования и науки Татарстана.

"Система профессионального образования у нас сегодня непропорциональна, неадекватна требованиям экономики. Мы сегодня стоим перед очень серьезным модернизационным скачком в сфере профессионального образования", - сказал Фурсенко.

Министр образования и науки России отметил в этой связи опыт Татарстана, который уже начал создание отраслевых образовательных кластеров в энергетике (ОАО "Татэнерго", Казанский государственный энергетический университет, отраслевые училища и колледжи), машиностроении (ОАО "КАМАЗ", Камская государственная инженерно- экономическая академия, автомеханический техникум), авиастроении (Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова, Казанский государственный технологический университет, отраслевые лицеи и колледжи) и других отраслях.

В рамках проводимой в этом направлении политики базовой единицей подготовки высококвалифицированных специалистов становятся не университеты, а колледжи. Подготовка кадров будет осуществляться в зависимости от потребности различных отраслей промышленности в специалистах.

"Целиком и полностью поддерживаю эту инициативу республики. Профессиональное образование должно быть ориентировано на востребованность, на нужды экономики, общества. Молодые люди должны понимать, что главное - не закончить университет, а получить те знания, с которыми они будут действительно востребованы. Думаю, такой полифоничный подход к вопросу, как в Татарстане, абсолютно правилен", - отметил Фурсенко.

По мнению министра, этот вопрос важен и в рамках создания федеральных университетов.

"Думаю, его стоит рассматривать в плане того, каким образом решение о создании того или иного федерального университета позволит существенным образом обеспечить развитие экономики не только одного региона, но и прилегающих к нему", - сказал он.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1048 | Добавил: okpep | Дата: 22.08.2008

Сегодня заместитель Председателя Правительства области Александр Александрович Галицких провёл очередное заседание Совета по реализации приоритетного национального проекта «Образование».

На заседании были рассмотрены и утверждены итоги конкурсного отбора лучших педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Кировской области для присуждения премии Правительства области в 2008 году.

Напомним, что премии для поддержки лучших педработников были учреждены Губернатором области в рамках реализации ПНП «Образование». В 2008 году премии из областного бюджета в размере 20 тыс. рублей получат не только 50 лучших учителей области (как это было в 2006 и 2007 годах), но и 30 лучших педагогов дошкольных учреждений, 15 лучших преподавателей спецдисциплин и 15 мастеров производственного обучения системы профобразования.

Конкурсный отбор лучших педагогических работников проводился экспертными комиссиями с мая по июль текущего года. Как отметил А.А. Галицких, проведенные конкурсные отборы показали, что в Кировской области в образовательных учреждениях разного типа много достойных педагогов, добившихся высокой результативности педагогического труда.

 Также А.А.Галицких подчеркнул, что все конкурсы школ и учителей на гранты Президента РФ и Губернатора области были проведены четко по графику, в условиях максимальной открытости и с широким привлечением представителей гражданских институтов.

Выплата премий лучшим педагогическим работникам начнется после утверждения списка победителей конкурсного отбора распоряжением Правительства области. Торжественное вручение дипломов лауреатам премии состоится накануне Международного дня учителя.

в номинации «Лучший преподаватель специальных дисциплин»

 

№ п.п.

Ф.И.О.

Должность

Место работы (ОУ)

1.

 

Беляева Екатерина Германовна

Преподаватель  специальных дисциплин

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кировский технологический колледж»

2.

 

Дегтярева Елена Анатольевна

Преподаватель   специальных дисциплин

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей

 № 45 пгт Кумены Кировской области

3.

 

Исупова Ольга Владиславовна

Преподаватель  специальных дисциплин

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище  № 16

г. Белая Холуница Кировской области

4.

 

Ковина  Галина Николаевна

Преподаватель  специальных дисциплин

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Орловский колледж педагогики и профессиональных технологий

5.

 

Крашакова Людмила Валентиновна

Преподаватель  специальных дисциплин

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кировский технологический колледж»

6.

 

Лусников Виталий Юрьевич

Преподаватель  специальных дисциплин

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омутнинский колледж педагогики, экономики и права»

7.

 

Лусникова Елена Сергеевна

Преподаватель  специальных дисциплин

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омутнинский колледж педагогики, экономики и права»

8.

 

Рукавишникова Татьяна Леонидовна

Преподаватель  специальных дисциплин

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Савальский политехнический техникум»

9.

 

Ситникова Галина Анатольевна

Преподаватель  специальных дисциплин

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кировский технологический колледж»

10.

 

Скулкина Лариса Александровна

Преподаватель  специальных дисциплин

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Вятский государственный техникум профессиональных технологий, управления и сервиса»

11.

 

Усатова  Валентина Николаевна

Преподаватель  специальных дисциплин

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище  № 5

г. Кирова

12.

 

Устюжанинова Надежда Михайловна

Преподаватель  специальных дисциплин

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кировский педагогический колледж»

13.

 

Целищева Светлана Ивановна

Преподаватель  специальных дисциплин

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище  39 г.Советска Кировской области

14.

 

Чемоданова Татьяна Вячеславовна

Преподаватель  специальных дисциплин

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кировский государственный техникум промышленности и автомобильного сервиса»

15.

 

Юферева Марина Александровна

Преподаватель  специальных дисциплин

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кировский педагогический колледж»

Категория: Образование в Кировской области | Просмотров: 1115 | Добавил: okpep | Дата: 21.08.2008

Сегодня в областном центре сельским общеобразовательным школам были переданы 10 автобусов марки «ПАЗ». В мероприятии участвовал глава областного департамента образования Анатолий Михайлович Чурин.

Передача автобусов осуществлена в рамках направления «Сельский школьный автобус» приоритетного национального проекта «Образование» и областной целевой программы «Школьный автобус» на 2008 год.

На приобретение автобусов из областного бюджета выделено 8,5 млн. рублей.

Новые комфортабельные автобусы вмещают 22 пассажира. Сиденья для детей оборудованы ремнями безопасности, в каждом ряду есть кнопка сигнала водителю. Все автобусы выкрашены в яркий жёлтый цвет и имеют светоотражающие опознавательные знаки, кроме того, существует ограничение скорости - не более 60 км в час. Автобус оборудован современной пневматической системой тормозов, что увеличивает безопасность перевозки школьников.

Автобусы переданы в средние общеобразовательные школы п. Афанасьево, п. Подрезчиха Белохолуницкого района, д. Кочкино Верхнекамского района, п. Верхошижемье, с. Суна Зуевского района. Также автобусы получат Максимовская средняя школа д. Чернушка Кильмезского района, Спицынская средняя школа п. Ленинская Искра Котельничского района, средние школы с. Старая Тушка Малмыжского района и п. Мирный Оричевского района, основная школа д. Лошкари Советского района.

ДЛЯ СПРАВКИ. В настоящее время 127 машин доставляют к месту учебы и обратно около 4 тыс. школьников из 178 населённых пунктов. 68 из них были переданы в рамках областной целевой программы «Школьный автобус» на 2004-2006 гг., 59 транспортных средств поступили в 2006-2007 гг. в рамках национального проекта «Образование» (24 – за счёт средств регионального бюджета, 35 – федерального).

Дети из удалённых населённых пунктов получили доступ к качественному образованию, возможность участвовать в районных и областных предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, посещать во время каникул учреждения культуры в областном центре.

До конца 2008 г. из федерального центра в школы Кировской области поступят ещё 16 автобусов.

Категория: Образование в Кировской области | Просмотров: 1137 | Добавил: okpep | Дата: 21.08.2008

Плохо ли то, что в стране меньше народу станет получать высшее образование?

О том, сколько в конце концов останется вузов, недавно рассказал министр образования и науки Андрей Фурсенко. "Это не сокращение, это ликвидация какая-то!" - скажет кто-то. Еще бы, от нынешней тысячи вузов через пять лет чиновники хотят оставить лишь 15 процентов! Но, как оказалось, не так страшен черт, как его малюют. Смысл реформы читателям "Комсомолки" разъяснил замминистра образования и науки РФ Исаак КАЛИНА.

Неудачник с дипломом

- Сейчас в России 7,5 миллиона студентов. В тысяче вузов и еще двух тысячах филиалов. При этом все эксперты едины: профессиональных кадров, способных преподавать на высоком уровне, у нас хватает на то, чтобы заполнить штаты не более 150 вузов. Нужно прекратить обман молодых людей, общества и экономики. Ведь под видом высшего образования студенты получают его суррогат, псевдообразование даже. Страдают в итоге все: и выпускники, которые не востребованы на рынке труда по своей специальности, и общество, поскольку потрачены деньги и время на то, чтобы студенты учились неизвестно чему.

Не сокращение, а укрупнение

- Так что для того, чтобы обеспечить высокий уровень образования, сокращение необходимо! Аттестация вузов проходит каждые пять лет.

Институты и университеты, где преподают плохо и специальности, не востребованные работодателями, мы аттестовывать не будем. Вот и получится, что в течение пяти лет будет происходить постепенное сокращение. Но количество вузов и количество мест для учебы - абсолютно разные вещи. Уже сейчас вузы исчезают, но происходит это за счет укрупнения и объединения учебных заведений. Согласитесь, 15 кафедр высшей математики в 15 вузах в одном городе, при этом плохо обеспеченных сильными преподавателями, - серьезный недостаток. А при укрупнении вузов мы получаем кафедры с гораздо более сильным составом, которые могут конкурировать не только в этом городе, но и в России. То же самое касается и лабораторного оборудования, и материально-технической базы.

Укрупнение вузов приводит к концентрации ресурсов.

Студенты доучатся, абитуриентам повезет меньше

- При объединении вузов, как правило, сохраняются студенческие и, соответственно, преподавательские места. Это точно не кавалерийская атака на вузы. Это нормальная работа по формированию действительно высших учебных заведений.

- Что будет с теми, кто уже поступил в "проблемные" институты?

- Все студенты, поступившие в вузы и успешно обучающиеся, имеют законное право доучиться. А вот с теми, кто в эти вузы только планирует поступать, может быть сложнее. Контрольные цифры приема в вузы (эти цифры определяют, сколько мест в вузах оплачивается из федерального бюджета. - Прим. ред.) будут ежегодно сокращаться. Но это не значит, что в остающиеся вузы будет резко подниматься конкурс. Дело в том, что сейчас резко снижается количество выпускников школ из-за демографической ямы 90-х годов. В 2013 году из школы выйдут всего 730 тысяч ребят - вместо нынешнего 1 миллиона. Поэтому сокращение приема в вузы - необходимое условие сохранения конкурса. А без этого не будет качественного первокурсника.

Ректоры не против?

- Страх, как всегда, возникает у тех, кто знает, что он не соответствует требованиям. Это касается и студента, и преподавателя, и вуза. Те, кто знает, что их учеба, их преподавательский и управленческий труд на высоком уровне, вполне спокойно реагируют на ужесточение критериев. Но у нас умные руководители вузов, они сами понимают: необходимо концентрировать ресурсы, а значит, объединяться. Если вместо двух-трех маленьких вузов будет создан мощный университет, в выигрыше останутся все.

Не вузом единым

- В общем, просто сокращать поголовно вузы никто не собирается. Да и никаких количественных целей министерство перед собой не ставит, задачи ставятся только качественные. Если вуз отвечает всем требованиям, то вешать на нем замок не будут. Но, с другой стороны, экономику не могут двигать только специалисты с высшим образованием. Раньше были офицерские полки, но не только они выигрывали войну! Поэтому увеличение числа высококвалифицированных рабочих - не менее серьезная задача, чем подготовка инженеров. А то все инженерные находки некому будет воплощать в жизнь. К сожалению, за 90-е годы система начального и среднего профессионального образования начала разваливаться. Говорить о ее восстановлении не приходится, систему нужно выводить на совершенно новый уровень. Мы должны готовить рабочих для производства будущего, основанного на высоких технологиях. И ничего плохого не будет в том, что некоторые ребята, собиравшиеся пойти в вузы, окажутся в аудиториях техникумов и колледжей, станут грамотными строителями, монтажниками, сталеварами с высокой зарплатой.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1186 | Добавил: okpep | Дата: 20.08.2008

Рособрнадзор рассматривает вопрос об отмене обязательного экзамена по математике для 11-классников, в чьих классах этот предмет не является профильным, сообщил во вторник на открытии образовательного форума в Ульяновске министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

В 2008 году почти четверть выпускников российских школ сдали Единый госэкзамен по математике на "двойку". При этом в течение этого года по трем предметам - русскому языку, литературе и математике - действует формула "плюс один балл". Это значит, если ученик получит "двойку" по предмету, в аттестате ему гарантирована "тройка".

По словам Фурсенко, сейчас рассматривается несколько вариантов решения проблемы низких оценок по математике. Первый из них - сделать экзамен по этому предмету обязательным только после девятого класса, а после 11-го ввести сдачу этого предмета "с учетом профильности школ".

При таком варианте, сказал министр, девятиклассник, который не сдал математику, имеет право на получение полного среднего образования, но теряет возможность поступить в вуз, ему придется идти в профессиональное училище после 11 класса.

Второй вариант, который сейчас обсуждается экспертным сообществом, - это возможность выдачи аттестатов с неудовлетворительной отметкой по какому-то предмету, сообщил министр.

Оба варианта рассматриваются под руководством главы Рособрнадзора Любови Глебовой, на осень запланировано широкое обсуждение этого вопроса общественностью, сказал Фурсенко.

При этом, по словам министра, после отмены обязательного ЕГЭ по математике в 11 классе возникнет опасность того, что школьники начнут менее серьезно относиться к этому предмету. Фурсенко отметил, что "это недопустимо".

Категория: Образование в России | Просмотров: 1148 | Добавил: okpep | Дата: 19.08.2008

Департамент образования провёл областную конференцию на тему «О приоритетных направлениях развития дополнительного образования в Кировской области», приуроченную к 90-летию системы дополнительного образования детей.

В работе конференции участвовали начальники управлений образовательных округов, руководители учреждений дополнительного образования детей, руководители муниципальных органов управления образованием и др.

Участники конференции проанализировали состояние, проблемы и перспективы развития системы дополнительного образования области, рассмотрели вопросы совершенствования программно-методического обеспечения образовательного процесса и повышения профессионального уровня педагогов дополнительного образования.

Как отметил глава областного департамента образования Анатолий Михайлович Чурин, роль дополнительного образования возросла, поскольку оно ориентировано на воспитание гражданина, патриота, творческой личности. А.М. Чурин подчеркнул, что система дополнительного образования детей должны развиваться во взаимодействии с учреждениями образования различного типа, кроме того, должны быть созданы кадровые, материально-технические, программно-методические условия для реализации стандартов нового поколения; отрабатываться технологии дистанционного обучения детей.

Обсуждая стратегию социально-экономического развития Кировской области до 2020 г., участники конференции согласились, что подтверждение лидирующих позиций по качеству образования, поддержка инновационных технологий в образовании даёт региону конкурентное преимущество и основания для экономического роста.

ДЛЯ СПРАВКИ. Система дополнительного (внешкольного) образования детей Кировской области включает в себя 135 образовательных учреждений. В них работают почти 4 тыс. педагогов, занимаются более 100 тыс. детей в возрасте от 6 до 18 лет (78,4 проц. от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях).

В области действует ведомственная целевая программа «Развитие системы государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей Кировской области» на 2007–2009 годы.

Категория: Образование в Кировской области | Просмотров: 1136 | Добавил: okpep | Дата: 15.08.2008

Сегодня состоится областное совещание, на котором будут рассмотрены итоги деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования области за 2007 - 2008 учебный год и задачи на новый учебный год.

На мероприятие приглашены специалисты департамента образования и управлений образовательных округов, руководители, мастера учреждений начального и среднего профессионального образования.

Участники совещания смогут принять участие в работе четырех секций, которые будут работать в рамках совещания:

•секция руководителей образовательных учреждений

•«Взаимодействие образовательных подсистем в системе непрерывного профессионального образования»

•«Социальное партнерство - важнейший фактор повышения качества профессионального образования»

•секция «Социальное партнерство - важнейший фактор повышения качества профессионального образования» (в г.Нолинске).

Категория: Образование в Кировской области | Просмотров: 1022 | Добавил: okpep | Дата: 15.08.2008

« 1 2 ... 219 220 221 222 223 ... 240 241 »