Главная » 2009 » Февраль » 13

стенограмма заседания


Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, коллеги! Садитесь, пожалуйста.

Уже записку прислали – хорошо, значит, есть желание работать.

Добрый день ещё раз, коллеги! Мы сегодня с вами собрались на первое заседание нашего Совета по развитию информационного общества. Указ о его создании был подписан в ноябре прошлого года. Рассчитываю, естественно, на то, что этот Совет сыграет роль и в развитии собственно самого информационного общества, в развитии той Стратегии, которая существует, и в развитии конкретных планов.

Очевидно, что сегодня никакой прогресс и модернизация невозможны без информационных технологий, это касается и научно-технической сферы, и не только научно-технической сферы, но и собственно вопросов управления и даже вопросов укрепления демократии в стране. Сегодня невозможно представить себе ни одно предприятие, ни одну компанию, которая не имеет компьютеров, не имеет автоматизированной системы бухгалтерского учёта – в том или ином объёме, во всяком случае. Ну и в значительной мере уже невозможно себе представить и деятельность нашего бизнеса, наших компаний без интернета. Телекоммуникационные услуги предоставляются и в городах, и в сельской местности, и отрадно, что всё-таки у нас уже в каждой четвёртой российской семье есть компьютер.

За последние годы информационные технологии и информационные услуги стали достаточно существенной статьёй российского несырьевого экспорта, достигнув уровня приблизительно в миллиард долларов. Тем не менее ради чего вообще мы создали этот Совет, ради чего мы встречаемся? Всё это нас не устраивает, потому что по ключевым показателям мы ещё страшно далеки от большинства развитых государств. В соответствующих международных рейтингах Россия занимает (я сам, когда смотрел материалы, удивился) даже не 20–30-е, а 70–80-е места! Это притом, что у нас очень высокий в целом исторический интеллектуальный потенциал, интерес к этой сфере, масса программистов. Отставание от стран-лидеров не уменьшается, а как это ни парадоксально в условиях, казалось бы, развития экономики и в целом улучшения жизни, наоборот, нарастает. Вот по индексу развития так называемого электронного правительства мы были в 2005 году на 56-м месте, а в 2007 году достигли 92-го. О чём это говорит? Это говорит о том, что у нас никакого электронного правительства нет, всё это – химера. В рейтинге готовности стран к сетевому миру (есть такой рейтинг) мы тоже на «почётном» 72-м месте.

По поводу электронного правительства. Сегодня практически все федеральные структуры обеспечены современными компьютерами, подключены к сети интернет. Практически во всех государственных органах сформированы базы данных, но и только. У нас внутренний документооборот как велся, так и ведется на бумаге. А компьютеры в основном используются, сами знаете, для чего: по сути, это пишущие машинки, просто более удобные, потому что не нужно каждый раз одно и то же перепечатывать.

Мы уже пятый год переводим нашу работу на электронный вид. То есть уже пять лет мы все занимаемся электронным документооборотом. На самом деле, даже больше, потому что я, работая в Администрации Президента лет шесть или семь даже назад, пытался это делать в Администрации – безуспешно. Потом мы этим занимались в Правительстве. К сожалению, в этом смысле похвастаться нечем.

Отсутствуют и современные системы планирования, и современные системы финансово-управленческой отчётности. Только на рассылку нормативных документов по ведомствам ежемесячно уходят тонны бумаги. Так сейчас никто не делает – это мы просто богатые: у нас леса много и бумаги достаточно.

Для граждан в большинстве случаев вообще ничего не изменилось. За редким исключением, нет вообще возможности отправить с личного компьютера никакого заявления или проследить за прохождением своей бумаги в том или ином ведомстве, получить электронную справку по системе электронного единого окна. Мы должны были создать единый портал государственных и муниципальных услуг, он должен был заработать с 1января наступившего года. Этого тоже не произошло. Это должен был быть сайт, на котором граждане могли бы в полном объёме получить информацию по всем услугам федеральных, региональных и муниципальных структур власти.

Тем не менее 9 февраля мною подписан закон об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Мы должны сделать так, чтобы он заработал в самое ближайшее время.

Стратегия развития информационного общества была принята ещё в феврале прошлого года, прошёл год – её план, к сожалению, окончательно не проработан. Алгоритм движения по этой проблеме мы сегодня с вами должны обсудить и найти.

Знаю, что есть предложение о создании целого ряда межведомственных групп, которые будут отвечать за конкретные направления работы. Мне кажется, это нормальная, во всяком случае разумная, идея, давайте её обсудим.

Хотел бы, чтобы мы подумали и о других принципиальных моментах. Так, в глобальном информационном обществе, естественно, успешным является тот, кто способен экономически эффективно производить добавленную стоимость с учётом долгосрочной тенденции роста информационных ресурсов, роли технологий и услуг.

Сегодня львиная доля всех услуг, которые мы потребляем, – это импорт, при том что отечественные программные продукты, по некоторым направлениям во всяком случае, хотя очень важным, являются лидерами в развитых странах, а наши студенты год от года выигрывают самые престижные олимпиады по программированию. Давайте обсудим, что необходимо сделать и по этому направлению, какая поддержка и в каких формах здесь нужна.

Ещё ряд проблем, который я упомяну, – после этого, коллеги, наверное, разовьют это в своих выступлениях. Вопрос инфраструктурных ограничений, в том числе так называемой конверсии радиочастотного спектра, стоит в повестке дня ещё с 2006 года. Здесь надо, чтобы все руководители соответствующих ведомств наконец завершили межведомственные согласования: либо встретились на уровне ведомств, либо провели совещание в Правительстве.

Ещё одна тема – это информационные технологии в социальной сфере. Сейчас нужно начинать массовое обучение школьных учителей новым технологиям. Мы, собственно, пытались это делать в рамках национального проекта. Наверное, кое-что удалось, но пока это только самое начало. Надо подумать и о том, чтобы двинуться дальше – к использованию отечественного свободного программного обеспечения. Я этой темой занимался, результаты у нас есть, мы подготовили уже свои программы, которые позволяют создать, по сути, продукт абсолютно качественный, на основе свободного программного обеспечения, но привязанный уже к нашим реалиям.

Надо создать центры дистанционной подготовки для детей-инвалидов, которые обучаются дома, и обеспечить, естественно, всех этих детей компьютерами и подключением к сети интернет. Это тоже очень важная задача.

В здравоохранении – мы тоже говорили уже неоднократно, и определённые попытки были сделаны – надо перейти к ведению истории болезни в электронном виде, унифицировать социальные карты и другие формы учёта. Нужны, конечно, и программы цифровизации крупных архивов, библиотечных, музейных фондов. Я этим тоже сам занимался и надеюсь, что эта работа будет тоже доведена до конца – и для того чтобы предотвратить утраты, которые существуют в наших архивах и в нашем музейном фонде, и просто, чтобы порядок навести элементарный. Необходима также система учёта результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые выполняются за бюджетные средства.

Ещё одна важная проблематика, с которой все мы сталкиваемся, когда ездим по родной стране, – это преодоление цифрового неравенства. Я помню, ещё в 2000 году на «восьмёрке», которая была в Японии, этот вопрос был поставлен применительно к преодолению цифрового неравенства в мире. У нас тоже есть цифровое неравенство. У нас очень большая страна и очень разные возможности. Поэтому цифровое неравенство российских регионов – это достаточно серьёзная, важная тема. Мы определённые шаги в этом направлении сделали – во всяком случае, когда было принято решение и исполнено о подключении всех школ Российской Федерации к интернету: задача была масштабная, в неё даже некоторые не верили, тем не менее сделали, сделали достаточно быстро, за разумные деньги. Но нам нужно преодолеть это неравенство по всем аспектам. Школы, конечно, важнейшее звено, но у нас есть и другие социальные учреждения, у нас есть просто пользователи, обычные наши граждане, и мы понимаем, что возможность подключиться к интернету за разумные деньги в Москве – одна, а где-нибудь в глубинке – принципиально другая, и доходы там другие.

Я, конечно, сейчас не буду перечислять всех проблем, которые связаны с характером развития информационного общества в нашей стране. Но уже того, что я назвал, вполне достаточно, чтобы сделать простой вывод: работы хватит на всех.

Несмотря на кризисные сложности, мы должны в ближайшие два года создать и информационные, и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество. В этом основная задача Совета и в этом основная функция тех ведомств, которые здесь представлены.

Задачи поставлены. Давайте теперь обменяемся впечатлениями.

Категория: Официоз | Просмотров: 1139 | Добавил: okpep | Дата: 13.02.2009

Чтобы разгрузить детей, из школы уберут высшую математику

Борьба со школьными болячками начала обрастать подробностями. За последние пять лет общая заболеваемость школьников возросла на 16%, а старшеклассников - на 18%. Таким образом, одним из факторов ухудшения здоровья детей стала сама школа.

Как именно надо укреплять здоровье школьников, обсудила коллегия Минобрнауки. Главные факторы риска, по мнению специалистов, - психологические стрессы, вызванные сложностями адаптации к школьной жизни и запредельной интенсивностью обучения; избыточные учебные и недостаточные физические нагрузки; а главное - некомпетентность учителей. "Все наши прежние попытки решить эти проблемы страдали фрагментарностью", - признал глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. Зато отныне, по его словам, за здоровье школьников возьмутся комплексно и всерьез. Главными направлениями ударов станут пропаганда здорового образа жизни и реанимация спорта в молодежной среде; оздоровление школьного питания; восстановление школьной медицины и активизация психологов.

Главное же, что ради разгрузки детей власти готовы замахнуться даже на святое - упростить школьные программы, в том числе изъяв из них высшую математику, дал понять Фурсенко. Ректор МГУ Виктор Садовничий согласился: "Множества и интегралы в обычной школе не нужны. Это только лишняя нагрузка, за счет которой школьники меньше знают нужное". А это, определили члены коллегии, "только геометрия (планеметрия и стереометрия), алгебра и тригонометрия". От остального детей можно и избавить.

Частично высвободившееся окошко заполнит физкультура. Причем уроки должны измениться принципиально. Занятия, которые сейчас покрывают дефицит двигательной активности детей только на 15%, станут индивидуальными. Залы оснастят новым оборудованием, хотя пока, признают в министерстве, сами спортзалы есть всего в 80% школ, а плавательные бассейны - и вовсе в 2%.

Один из главных рисков для здоровья - пренебрежение психофизиологическими особенностями детей при их обучении, не сомневаются ученые. Учебная нагрузка, подчеркнула директор Института возрастной физиологии детей и подростков Марианна Безруких, зависит "не от количества часов, а от того, как организован учебный процесс. То есть от квалификации учителя". У нас же, сообщила она, "в программах педвузов постоянно сокращаются курсы по психическому и физическому здоровью ребенка. А из стандарта для бакалавров исключена даже возрастная физиология".

Категория: Образование в России | Просмотров: 1061 | Добавил: okpep | Дата: 13.02.2009

Лишь 10% выпускников российских школ сегодня являются здоровыми, сообщила в среду на коллегии в Минобрнауки директор Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Алина Левитская.

"По данным Минсоцразвития России, показатели здоровья школьников в настоящее время неутешительные. Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет за последние пять лет возросла на 16%, юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18%... лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений России могут быть отнесены к категории здоровых", - сказала Левитская.

По ее словам, из 13,4 миллиона школьников более половины (53%) имеют ослабленное здоровье.

Существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников, является низкая двигательная активность. Дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников - 75-85%, сообщила Левитская.

"Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18%) компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонения состояния здоровья", - подчеркнула она.

По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, увеличение занятий физкультурой в школе до 3-5 часов в неделю приводит к росту работоспособности и сокращению курения школьников.

Кроме того, причиной ухудшения здоровья детей являются перегрузки, связанные с избыточностью школьной программы.

"Избыток содержания (программы) ведет к трудностям в усвоении программного материала и снижению успеваемости, и, как следствие, - к ухудшению здоровья школьников. В этой связи нам предстоит большая работа по реформированию деятельности Службы практической психологии в школе", - сказала глава департамента Минобрнауки.

По ее словам, одной из наиболее острых проблем среди школьников являются стрессы, которые связаны с трудностями адаптации первоклассников.

Это зависит от того, в какой мере домашняя обстановка отличается от школьной, как переживают это отличие сами дети, как подготовлен ребенок к особенностям учебной деятельности - принципиально новым по форме и содержанию отношениям с другими детьми и взрослыми", - сказала Левитская. Коллегия проходит в он-лайн режиме на сайте общественного совета Минобрнауки.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1061 | Добавил: okpep | Дата: 13.02.2009