Главная » Образование в России

6 августа 2009 года Руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев провёл в агентстве РИА "Новости" онлайн-конференцию с Интернет-пользователями по вопросам вступительной кампании в учреждения профобразования в 2009 году.

Анастасия, Самара:

Здравствуйте, какие специальности наиболее популярны у выпускников школ этого года, и почему? Какие направления будут востребованы в будущем?

Николай Булаев:

По итогам приемной кампании в этом году очевидно, что наиболее популярными у выпускников являются профессии, связанные с иноформационными технологиями, информационной безопасностью, строительные профессии. Традиционно профессии финансово-экономического направления, юридические. Что касается направлений, которые будут востребованы в будущем, я надеюсь, что это профессии технического характера, перерабатывающей промышленности. Именно они определяют темпы развития экономики страны.

Евгения, Казань:

Чем можно объяснить такое неимоверное количество льготников в этом году? В некоторых казанских вузах на отдельные специальности заявлений от льготников поступило больше, чем было бюджетных мест. Многие дети, набравшие высокие баллы по ЕГЭ, остаются за бортом...

Николай Булаев:

Что касается неимоверного количества льготников в этом году, то до момента предоставления оригиналов документов всем казалось, что их действительно очень много. На самом деле это не так, поскольку льготники подавали документы и в большое количество ВУЗов, и на большое количество специальностей внутри ВУЗов. Поэтому надеюсь, да и статистика говорит о том, что дети, набравшие высокие баллы по ЕГЭ, не остаются за бортом лучших ВУЗов страны.

Любовь Номероцкая, г.Рязань:

Уважаемый Николай Иванович !Привет из родной Рязани! Вопрос: можно ли уже сегодня подвести промежуточные итоги и выяснить, насколько действенно введение ЕГЭ как одного из антикоррупционных составляющих при поступлении в ВУЗ? Спасибо.

Николай Булаев:

Любовь Николаевна, спасибо за вопрос. Рязань действительно для меня родной город. А что касается действенности ЕГЭ как антикоррупционной составляющей при поступлении в ВУЗ, то должен сказать, что коррупцией, в том числе и в ВУЗах, должны, естественно, заниматься соответствующие правоохранительные органы. И на мой взгляд, не совсем правильно решать эту задачу на законодательном уровне в части регулирования данного направления деятельности в сфере образования. Вместе с тем опосредованно закон о введении ЕГЭ серьезным образом разрушил коррупционную зону в ВУЗах. Что касается коррупции в сфере образования, еще раз подчеркну, с этим явлением бороться стоит сообща и очень активно.

Максим Ястребов:

Сколько должно пройти времени, чтобы высшее образование в России смогло быть инклюзивным? Как Вам кажется, достаточно ли у инвалидов появилось возможностей с введением ЕГЭ для поступления в вузы? Вряд ли инвалидов охотнее стали брать в институты и университеты...

Николай Булаев:

Мы сегодня на одном из совещаний в Минобрнауки РФ обсуждали вопрос и о поступлении инвалидов в ВУЗы, и о том, как сделать так, чтобы инвалид, поступивший в ВУЗ, мог бы чувствовать себя там комфортно, уютно и получать хорошее образование. В предложении ректора одного из подведомственных ВУЗов, на мой взгляд, прозвучала очень интересная мысль, что в условиях определенного финансового дефицита целесообразно было бы специализировать ВУЗы на прием детей-инвалидов. Я уверен, что и в этом году, и в следующем мы сможем найти для этих ВУЗов дополнительные финансовые ресурсы, которые позволят оборудовать современные, качественные учебные места для детей-инвалидов, в том числе создать комфортные условия проживания в общежитии.

Кравченко Юрий :

Насколько действенной была работа "Горячей линии" по приему в высшие учебные заведения? Выявила ли она какие-либо тенденции, присущие исключительно нынешнему набору?

Николай Булаев:

"Горячая линия" Федарального агенства по образованию, на мой взгляд, работала достаточно эффективно. При этом должен отметить, что количество обращений было значительно меньше ожидаемого. Нам еще предстоит выяснить - это результат хорошей работы ВУЗов или недостаточная информированность абитуриентов, к кому на самом деле надо обращаться.

Надежда, Москва:

В чем основные плюсы и минусы поступления в вузы у абитуриентов 2009?

Николай Булаев:

Пожалуй, главный положительный момент - это огромная свобода выбора у абитуриентов. Что касается отрицательного - на мой взгляд, это ничем не ограниченная свобода выбора специальностей и количества ВУЗов.

Руслан:

Насколько разумно подавать документы в десяток - другой вузов? Не стоит ли ввести ограничения на количество подач заявлений абитуриентами?

Николай Булаев:

Наверное, разумно подавать документы в несколько ВУЗов, если абитуриент, принимая такое решение, руководствуется хоть какой-то логикой. Приведу пример. В один из ВУЗов, подведомственных Федеральному агентству по образованию, поступала девушка, ее фамилия Иванова (кстати, подлинная, а не выдуманная). Количество баллов по ЕГЭ, по трем предметам - 271. Она подала на 33 специальности внутри ВУЗа и была зачислена на 22 специальности. Как вы думаете, на какую же из них она решила поступить?.. В итоге оригиналы документов в РГГУ она не представила. В другом ВУЗе на специальность "Международные экономические отношения" было подано более 3 тысяч заявлений на 10 бюджетных мест. И что мы видим: оригиналы документов представили всего два человека. Появился даже термин - "образовательный туризм". А некоторые определяют действия особо отъявленных абитуриентов как "образовательный терроризм". Что касается ограничений в количестве подач заявлений, то опыт работы других стран говорит о том, что в большинстве из них такие ограничения есть. Мне кажется, нам предстоит серьезно осмыслить результаты приемной кампании этого года, и лишь потом принимать взвешенные решения. Поспешность здесь совершенно излишна и может только повредить. И руководствоваться эмоциями нельзя ни в коем случае.

Наталья:

Не считаете ли Вы, что в приеме льготников в вузы есть некий перекос: получается, что даже при посредственных оценках льготник зачисляется на престижный факультет, а выходит посредственным специалистом, занимая при этом чье-то место? Неужели это справедливо?

Николай Булаев:

Что касается льготников, то оценка их количества на этапе, когда сдавались документы, серьезно преувеличена, так как и они не избежали искушения сдавать документы в несколько ВУЗов одновременно и на большое количество специальностей внутри одного вуза. При этом считали их, естественно, везде. В 2007 и в 2008 гг. в ВУЗах Федерального агентства обучалось приблизительно 4% детей-инвалидов, детей-сирот, детей, проживавших на территориях, пострадавших от Чернобыльской аварии. Предварительный анализ показывает, что в абсолютном большинстве ВУЗов количество этих детей, подавших заявление в 2009 году, серьезным образом не изменилось. Вопрос лишь в том, что учитывая особенности нынешнего зачисления, они изъявили желание поступать на очень ограниченный перечень специальностей. Это государственное и муниципальное управление, юриспруденция, финансы и кредит, экономика. В результате их количество среди поступающих на эти специальности иногда превышало количество бюджетных мест. Весьма возможно, что дополнительно изучая представленные документы, мы столкнемся с ситуацией, что где-то они могут вызвать сомнения. Но вряд ли стоит говорить о массовой подделке, о массовой фальсификации. Тем более, что все уже прекрасно знают, что в случае выявления таких подделок студент будет отчислен из ВУЗа.

Ольга Грах:

Возможности ЕГЭ позволяют выбрать не только вуз, но и город, в котором хочется учиться. Как будет решаться вопрос с проживанием иногородних студентов? Нет ли здесь проблем?

Николай Булаев:

Что касается количества мест в общежитиях ВУЗов, подведомственных Федеральному агентству по образованию, то в разных городах эта ситуация выглядит по-разному. В Санкт-Петербурге в 2009 году обеспеченность местами в общежитиях составляет 92%. Чуть меньше в Москве, хотя немало ВУЗов, где обеспеченность общежитием составляет 100%. В 2009 и в 2010 годах мы завершим строительство еще почти 40 общежитий на почти 30 тысяч студентов. На эти цели Правительством в бюджете 2009 года и 2010 годов выделены дополнительные ассигнования. И естественно, мы считаем это очень важной социальной задачей, которая во многом решает ту проблему, которую мы называем доступностью высшего профессионального образования. А поскольку эти общежития строятся в первую очередь в ведущих российских ВУЗах, то доступности качественного высшего профессионального образования. Я надеюсь, что и в дальнейшем мы будем иметь возможность совершенствовать уже имеющийся у нас фонд общежитий и строить новые.

Ирина Сидельникова, Волгоград:

Федеральное агентство по образованию в исключительных случаях разрешило продлить сроки приема вузами абитуриентов в случае наличия вакантных мест. Правда, вуз должен был сообщить об этом заранее и обосновать актуальность той или иной специальности. Какие специальности актуальны и по каким из них будет продлен срок приема документов? Интересна информация как в целом по России так и в Волгоградской области, в частности. Потому что в региональном комитете по образованию сказали, что право определять эти специальности отдано вузам. А уже федеральное агентство дает такое право тому или иному вузу. А второй вопрос вытекает из первого. На какие специальностях рекорды конкурсов? И совпадают ли эти рекорды с тем, что действительно актуально. Если нет, то что с этим несовпадением будут делать специалисты? И можно ли что-то сделать вообще?

Николай Булаев:

Что касается рекордного количества заявлений, то поданы они, как правило, на наиболее популярные сегодня специальности, а не на те, которые действительно актуальны для экономики страны. И количество бюджетных мест на эти специальности с избыточной подготовкой кадров ежегодно несколько уменьшается. Хотя общее количество бюджетных мест, подчеркну, в этом году не только не уменьшилось, но и несколько увеличилось. Что касается судьбы специалистов, обучавшихся по невостребованным сегодня рынком труда специальностям, то естественно, они вынуждены будут проходить переподготовку или работать не по специальности. Многое зависит от того, диплом какого ВУЗа, даже по самой невостребованной специальности, имеет выпускник. И работодатель очень хорошо понимает, какое образование, качество подготовки дает тот или иной ВУЗ. Поэтому очень важно, мечтая о той или иной профессии, выбрать ВУЗ, репутация которого не вызывает сомнения, и выпускников которого работодатели ждут.

Олеся Анатольевна, Петропавловск-Камчатский:

1. Планируется ли на следующий год пересмотр Перечня вступительных экзаменов в формате ЕГЭ для разных групп специальностей? 2. В 2009 году вуз обладал правом выбора одного из Перечня обязательных экзаменов в формате ЕГЭ. Останется ли это право у вуза в 2010 году? 3. Останется ли возможность у вузов принимать обучающихся на заочную форму обучения без результатов ЕГЭ в 2010 году?

Николай Булаев:

В настоящее время идет предварительный анализ итогов приемной кампании 2009 года. Но я не думаю, что по итогам этого анализа будут приняты какие-то радикальные меры, меняющие ситуацию. На мой взгляд, в этом нет необходимости. Вместе с тем окончательное решение в этом вопросе всегда остается за Министерством образования и науки, и я думаю, что если и будут какие-то изменения, то как всегда, они будут приниматься на основе серьезных и активных консультаций и с представителями ВУЗов, общеобразовательной школы, общественных структур.

Александрова, Выборг, Лен. область:

Здравствуйте. Разъясните, пожалуйста, какими критериями выбора абитуриентов пользуются вузы при наличии у нескольких поступающих одинаковых результатов и при этом отсутствии льгот?

Николай Булаев:

При наличии одинаковых результатов первоочередным является наличие или отсутствие у кого-либо из данных абитуриентов права преимущественного зачисления. Если и здесь все одинаково, то далее ВУЗы сами определяют порядок зачисления. Как правило, это фиксируется в правилах приема конкретного ВУЗа, и наиболее часто это средний балл по аттестату о среднем образовании.

Светлана, Торжок:

1. В этом году абитуриенты могут поступать сразу в несколько вузов на любые факультеты разом: такую возможность даёт ЕГЭ. Будет ли в будущем году Минобрнауки устанавливать конкретное количество вузов , на которые могут поступать абитуриенты или их перечень также будет неограничен? 2. Могут ли вузы устанавливать свой проходной балл по итогам ЕГЭ?

Николай Булаев:

Я не думаю, что необходимо жестко регулировать и ограничивать возможности абитуриентов на поступление в несколько ВУЗов. Надеюсь, что в следующем году и сами абитуриенты не захотят посылать документы, соревнуясь друг с другом по количеству ВУЗов и специальностей, на которые поданы документы. Мне кажется, во второй части Вашего вопроса во многом имеется подсказка ученым советам ВУЗов и ректорам: если вам не нравится большое количество заявлений, установите свой проходной балл по профильному предмету на любую специальность. Но этот балл может быть только выше того, что устанавливает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Это позволит ограничить количество абитуриентов, поступающих вне конкурса (льготники, целевики) с более низким количеством баллов по результатам ЕГЭ.


Полная версия онлайн-конференции Николая Булаева размещена на сайте РИА "Новости"

Категория: Образование в России | Просмотров: 1070 | Добавил: okpep | Дата: 14.08.2009

Ситуацию с поступлением по результатам Единого госэкзамена специально для "Комсомолки" комментирует министр образования и науки Андрей Фурсенко.

- Андрей Александрович, какие уроки вы сами вынесли из Единого госэкзамена в этом году?

- Мы достигли главного: получили полную картину того, что происходит в образовании в России. И картина эта не очень радостная: уровень образования сегодня, к сожалению, очень низкий.

Плюс еще и то, что сейчас называется коррупционной составляющей. У нас есть вся информация о результатах ЕГЭ по разным предметам. И о том, как в регионах проходили олимпиады школьников. Сюда же накладываем информацию о том, сколько разных справок о льготах выдали в том или ином регионе... Еще раз повторю: мы теперь знаем реальную ситуацию. И знаем, как ее исправлять.

ОТСТАЮЩИЕ СТАЛИ ИНВАЛИДАМИ

- Но спрогнозировать, что будет вал льготников, было нетрудно. Мы в "КП" еще в апреле писали о том, что у нас 137 категорий льготников. И что, похоже, все места в престижных вузах займут льготники и олимпиадники...

- Вы знаете позицию министерства: мы последовательно выступаем за упорядочение льгот. Мы должны создавать условия, при которых ребята могли бы, независимо от их состояния здоровья, от того, где они живут, получать один и тот же уровень образования. Неправильно идти по пути предоставления льгот!

Мы столкнулись с проблемой лоб в лоб. Но появилась она не сегодня! Она была всегда! Нельзя одной неправдой прикрывать другую неправду.

Прежде приходил в вуз льготник, и ему на вступительных экзаменах заведомо ставили двойку. Просто чтобы не пустить в вуз. Причем необязательно он был плохо подготовлен. Среди ребят с проблемами здоровья есть очень много достойных, которые действительно заслуживают определенной поддержки. И их надо поддерживать.

Но я могу сегодня уверенно сказать, что часть справок об инвалидности, с которыми в этом году поступали в вуз, не связана с реальным состоянием здоровья ребят. Не может за год в несколько раз увеличиться количество серьезно больных людей! Я думаю, мы придем к тому, что будут введены определенные квоты на обучение льготников.

Скорее всего, порядка 25 - 30% от количества бюджетных мест в каждом вузе.

Мы должны оценить количество людей, имеющих право на льготу, по стране, они не должны быть лишены своих прав. Но нужно исключить ситуации, когда, прикрываясь липовой справкой, кто-либо поступает в вузы, преграждая дорогу способным, сильным и достойным.

Сейчас началась проверка медицинских комиссий, выдававших справки. Важно, чтобы тот, кто пришел с фальшивкой, понимал: жульничество ему не поможет. Единственное, что нужно, - знания! А те, кто поступил по подложным документам, из вузов будут отчислены.

- Но от этого не легче тем, кто поступал в вуз с хорошими баллами по ЕГЭ и не прошел...

- Речь идет об очень узком круге специальностей, на которые подали документы и льготники, и олимпиадники. Это преимущественно гуманитарные специальности, экономика, юриспруденция, менеджмент. К ним сегодня присоединилась медицина: на целый ряд медицинских профессий очень большой спрос.

Главная проблема, с которой мы столкнемся, - недобор в большом количестве вузов по большому списку специальностей. Вследствие демографического провала: миллион триста тысяч выпускников 11-х классов было в 2006 году, в этом году - менее 900 тысяч, в 2012 году - 730 тысяч. Это означает, что уже в этом году большое количество вузов останется без студентов.

ШАНС ПОСТУПИТЬ ЕСТЬ И В КОНЦЕ АВГУСТА

- В этом году, если вуз и в течение трех волн недобирает студентов на бюджетные отделения, он может потом еще их донабрать. Но понятно, что места останутся в слабых вузах. Какой смысл им давать право подбирать всех, кто еще не поступил? Это ведь явно ребята с низкими баллами!

- Нет, всех с улицы они подхватить не могут. Они не могут взять двоечников, как это было раньше. Они могут подхватить только тех, кто имеет право на высшее образование, кто сдал ЕГЭ. Поэтому реально они будут подбирать только тех, кто имеет право поступить к ним, но по каким-то причинам не подал документы. Таких людей будет очень немного, потому что сегодня почти все перестраховались, подав документы в несколько вузов. Но это могут быть ребята, которые до последнего сидели и ждали, что все-таки если не во второй, так в третьей волне попадут в вуз, в который мечтали поступить. И, думаю, это будут не самые слабые ребята.

- Нынешняя ситуация позволит серьезно "зачистить" вузы, уровень преподавания в которых не соответствует современным требованиям...

- Однозначно. Я противник жестких административных решений. Считаю, что такие решения должны следовать за объективными обстоятельствами. Но если вуз не набирает студентов, если от вуза осталась одна оболочка, если студенты бегут из него - я считаю, что наша задача закрепить де-юре то, что сложилось де-факто. Если вуз не может набрать студентов, это означает, что он должен быть реорганизован или присоединен к более сильному. В предельной ситуации - закрыт.

Но в любом случае: все студенты, которые там сейчас учатся, должны иметь возможность перевестись в другой вуз, который обеспечит качественное образование.

- Если человек зачислен в вуз, сдал оригинал документа и попал в приказ 4 августа, значит, он перестает быть абитуриентом и становится студентом. И его будут уже отчислять как студента, а это так быстро не произойдет. У вузов появляется возможность "закабалить" ребят раньше, чем пройдут все волны зачисления.

- Давайте не будем принижать способности и возможности наших ребят. Они взрослые, вполне самостоятельные люди, способные принимать ответственные решения. Если абитуриент видит, что не попал в первый список на зачисление в вуз, в котором давно мечтает учиться, но находится близко к группе ребят, представленных к зачислению, то, наверное, имеет смысл подождать объявления второго списка. Но в любом случае это решение самого абитуриента.

- Так можно пролететь и вовсе мимо вуза...

- Можно. Это риск. Но вероятность того, что ты не поступишь в технический вуз, очень невелика. Что же касается специальностей повышенного спроса - тут нужно выбирать.

Давайте не забывать, что было всего-то год назад. Абитуриент мог подать документы только в один вуз, и если его туда не брали, он пролетал с поступлением в этом году. Теперь у него возможности существенно расширены. Но они не могут быть расширены беспредельно - такого не бывает.

НА ПЕРВЫЙ КУРС ЗАЧИСЛЯТ БОЛЬШЕ РЕБЯТ

- Но как быть с теми, кто так здорово ни с того ни с сего сдал ЕГЭ и занял в вузе чужое место?

- Действительно, сложность первого года проведения ЕГЭ в штатном режиме - как сделать так, чтобы максимальное число ребят, которые не пользовались никакими хитростями, честно сдавали экзамены и сдали их неплохо, смогли поступить в вузы на направления подготовки, соответствующие уровню их знаний.

Как отметил Дмитрий Анатольевич Медведев, мы постепенно переходим к европейской модели: поступление в вуз становится проще, но требования к учебе в нем должны быть жестче. То есть поступление не гарантирует тебе спокойную жизнь в течение 4 - 6 лет.

Я уже сказал моим коллегам-ректорам, что мы рассматриваем возможность зачисления на первый курс большего количества ребят, чем предполагалось первоначальным планом приема. Сейчас мы готовим для этого юридические основания. Но с тем чтобы после первой сессии произошел отсев и остались те ребята, которые лучше подготовлены и больше нацелены на учебу, причем независимо от того, по каким основаниям они поступили: ЕГЭ, вузовская олимпиада или иная льгота.

- А будет ли возможность у ребят, которые не выдержат учебу в течение первого семестра, перевестись на менее престижные специальности или в те вузы, где есть недобор?

- Если человек начал учиться по специальности "юриспруденция", ему будет очень непросто перевестись на специальность, например, "машиностроение". Но если, скажем, он начал учиться на "радиотехнике" в Бауманке, увидел, что ему сложно, и захотел перевестись в другой технический вуз, я думаю, что у него такая возможность будет.

- Узнаем ли мы список республик, регионов, где были "выдающиеся" результаты ЕГЭ, где фантастически много льготников и олимпиадников? А то пока как-то с этой информацией туго...

- Обязательно узнаете! В отличие от того, что было раньше, благодаря ЕГЭ общество получило возможность видеть, что реально происходит в образовании. Сейчас мы проводим достаточно серьезную проверку, результаты которой будут доложены правительству и президенту. Кроме того, ее выводы будут доведены до сведения всех руководителей регионов - как оцениваются результаты сдачи экзаменов у них в республике, области, крае.

- Но вряд ли приписывали 100 баллов. На местах тоже не дураки сидят - накручивали баллов 80 - 90, - и этого достаточно, чтобы пройти конкурс.

- Я понимаю, что гораздо интереснее не стобалльники, а те, кто имеет выше 80 баллов. У нас есть абсолютно четкая картина - где есть реальные лидеры, а где - реальные отстающие. Псевдолидеров определить очень просто. Например, республика - лучшая в ЕГЭ по математике, а информатику сдали едва ли не хуже всех. Задания по информатике чисто математические. Как человек, который имел отношение к математике, я понимаю: не может быть, чтобы в республике, имеющей высокий уровень подготовки по математике, были провальные экзамены по ИКТ. В другой республике очень высокие баллы по ЕГЭ, но, например, нет даже финалистов олимпиад по тому же самому предмету.

Все это всплывает, будет серьезно проанализировано и сделаны оргвыводы.

КАК НАКАЖУТ РЕГИОНЫ-ЖУЛИКИ

- Как будут наказываться республики, которые решили "нарисовать" лучшие результаты?

- Те республики, которые показали очень высокие баллы на ЕГЭ, с моей точки зрения, не нуждаются в финансовой поддержке со стороны федерального центра. У них все в порядке. Поэтому ресурсы, которые мы выделяем для закупки новых кабинетов, на переподготовку учителей, им нужны меньше, чем тем регионам, в которых по объективным причинам ситуация не такая хорошая. Это первое.

Второе. Я буду предлагать губернаторам решить кадровый вопрос в тех регионах, где были нарушены процедуры при проведении ЕГЭ.

Третье. Мы договорились с правоохранительными органами, в том числе с прокуратурой, проверить нарушения законности во время сдачи ЕГЭ. Мы проведем совместные расследования. Информацию об обнаруженных нами нарушениях мы в компетентные органы уже передали.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1492 | Добавил: okpep | Дата: 30.07.2009

Выпускники вузов пойдут в фастфуд или в курьеры

Молодым специалистам, не имеющим опыта работы, в ближайшее время придётся либо соглашаться на низко квалифицированную работу — от Макдональдса до курьерских служб, — либо организовывать собственные компании, считает заместитель гендиректора рекрутинговой компании «Делоджис Груп» Елена Логачёва.

По оценкам Минобрнауки РФ, 10 процентов нынешних выпускников вузов, то есть около 150 тысяч человек, в этом году вряд ли смогут найти работу по специальности. Эксперты дают более пессимистичные прогнозы. Например, Российский общественный совет образования (РОСРО) считает, что без работы останутся «от трети до половины выпускников очных отделений вузов 2009 года». Не менее радужную картину рисуют кадровые агентства: на каждую вакансию в их базах данных претендуют от 30 до 50 человек. Меньше всего вакансий — в сферах науки и образования, а самая высокая конкуренция — среди претендентов на административные должности и должности высших менеджеров.

Ситуацию комментирует заместитель гендиректора рекрутинговой компании «Делоджис Груп» Елена Логачёва.

Справка STRF.ru
Логачёва Елена Викторовна, заместитель гендиректора рекрутинговой компании «Делоджис Груп» 
 

Увеличилось ли за последнее время количество обращений в Вашу компанию выпускников вузов?

— Да, увеличилось. Но проблема в том, что помочь им, к сожалению, мы фактически не можем. Наше агентство специализируется на вакансиях, требующих от кандидатов высокого уровня профессионализма и опыта работы по специальности. Если раньше толковых выпускников работодатели готовы были брать, в том числе и через агентства, то сейчас те выпускники, которые заранее не позаботились о своём трудоустройстве, не востребованы.

Какие вакансии пользуются наибольшим спросом?

— В стране жесточайшая безработица, спросом пользуются любые реальные вакансии, то есть те, на которые готовы брать сотрудников, а не просто отсматривать кандидатов на будущее. Многие высококлассные специалисты, за которыми ещё год назад стояла очередь из работодателей, сейчас вынуждены соглашаться на любую работу, в том числе и не по специальности.

В период кризиса у работодателей возросли требования к потенциальным работникам? На каких условиях они готовы взять молодых специалистов?

— Думаю, что молодым специалистам, не имеющим опыта работы (исключение составляют те, кто совмещал работу и учёбу и, соответственно, уже трудоустроен) в ближайшее время придётся либо соглашаться на низко квалифицированную работу — от Макдональдса до курьерских служб, — либо организовывать собственные компании, частные практики. Небольшое количество выпускников устроят «по знакомым», им можно только позавидовать.

Что бы Вы могли посоветовать тем, кто не сможет найти работу: получать второе высшее, пойти на курсы повышения квалификации или какие-то другие варианты.

— Хорошо, если у выпускников есть деньги на второе высшее или любое другое образование — дополнительные знания всегда пригодятся. Но лучше параллельно работать. При наличии желания и сообразительности можно многому научиться и на низовых должностях. А сделать карьеру даже с должности курьера будет проще, чем пытаться найти сразу работу менеджера. Специалисты, не имеющие за спиной никакого опыта работы, зато имеющие несколько красивых дипломов не очень-то ценились и в лучшие времена, а теперь и подавно.

На Ваш взгляд, какие меры должно предпринять государство для решения проблемы трудоустройства выпускников (по оценкам Минобрнауки, в этом году не смогут найти работу около 150 тысяч человек)?

— Государство должно предпринимать меры по преодолению ситуации, сложившейся в стране в целом, по созданию работающей экономики. Будут рабочие места — пригодятся и выпускники. А когда экономика практически мертва, на рынке огромное количество невостребованных специалистов с богатым опытом и большим желанием работать, заниматься отдельно выпускниками — тратить время и средства впустую.

Нынешним выпускникам, с одной стороны, конечно, можно только посочувствовать: лёгкой жизни в ближайший год у них не будет. С другой стороны, кто ищет — тот найдёт, дерзайте, и всё получится.


Марина Σ Муравьёва
Категория: Образование в России | Просмотров: 1143 | Добавил: okpep | Дата: 24.07.2009

автра последний день приема документов в вузы. Первая волна зачислений начнется уже в понедельник, когда на сайтах университетов появятся первые списки счастливчиков, прошедших по баллам на бюджетные места.

Казалось бы, вступительная кампания заканчивается, все ЕГЭ сданы, баллы получены. Но ажиотаж вокруг Единого госэкзамена, похоже, не собирается угасать, а напротив, разгорается с новой силой.

Более того, как сказала вчера глава Рособрнадзора Любовь Глебова, специалисты этого ведомства выборочно перепроверили 370 "стобалльников " по Единому государственному экзамену. Выяснилось: четверть работ не соответствует таким высоким результатам. По словам Глебовой, результаты проверок направлены в регионы России, чтобы местные экзаменационные комиссии сами принимали решение, что делать с "липовыми" отличниками.

Кстати, наивысшее количество баллов по разным предметам в июне и июле получили 2336 выпускников школ этого года и прошлых лет - это всего 0,2 процента от общего количества сдававших ЕГЭ в 2009 году.

А вузы тем временем не могут даже примерно сказать, сколько потенциальных студентов у них есть: ведь в этом году каждый абитуриент волен подавать заявления хоть в 10 вузов сразу. Сколько окажется "мертвых душ" после первого зачисления - сказать сложно. Кто-то, поступив таким образом сразу в несколько вузов, естественно, выберет наиболее желаемый для себя. Проблем не счесть. Руководству Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в эту пору приходится чуть ли не ежедневно давать комментарии и разъяснения.

При сдаче документов абитуриент не обязан предоставлять оригинал свидетельства ЕГЭ. Увы, по словам Глебовой, в эту приемную кампанию зафиксировано достаточно много случаев, когда в приемных комиссиях требуют оригиналы документов. Такое требование является незаконным - это Глебова подчеркнула особо.

Многие вузы, предвидя неразбериху, перестраховываются и в стремлении удержать своего студента еще до зачисления звонят абитуриентам с высокими баллами: мол, вы проходите по конкурсу, несите оригинал. Важно уяснить: до тех пор, пока не прошло официальное зачисление - никто оригинал требовать не вправе. Более того, если документ вы все-таки отдали в вуз, то до официального зачисления по заявлению абитуриента вуз обязан вернуть бумагу в течение суток. В правилах приема абсолютно четко прописано: первое зачисление - 4 августа, второе - 13 августа, третье - 21 августа.

С этого года также не нужно нотариально заверять копии свидетельств. В правилах приема в вузы это четко прописано. И тем не менее встречаются "экземпляры", которые требуют от детей штампа нотариуса, или еще хлеще: предлагают за деньги поставить этот штамп прямо "не отходя от кассы", то есть от стола принимающего документы сотрудника вуза. Это незаконно. Рособрнадзор призывает выпускников не попадаться на такую удочку.

Острейшая проблема возникла с теми, кто имеет право на льготное поступление в вузы. Напомним, в России сейчас более 150 категорий льготников, которым положены различные "послабления" во вступительную кампанию. Вне конкурса в вузы могут поступить дети-сироты и инвалиды, участники и инвалиды боевых действий и ряд других категорий граждан. Им достаточно получить минимальный положительный балл на ЕГЭ, по-старому - "тройку", чтобы иметь все шансы быть зачисленными в вуз на бюджетной основе.

Как показала практика этого года, очень многие заявляют себя льготниками, не имея на это никаких прав. Вузы России отметили небывалый до этого наплыв льготников и самостоятельно подали заявления о проверке подлинности в соответствующие медико-биологические организации. Рособрнадзор поддерживает такую практику.

- Выпускники должны четко осознавать свою ответственность, когда идут на нарушение законодательства и представляют "липовые" справки об инвалидности, - сказала Любовь Глебова. - Если такой подлог вскроется, а при тщательной проверке это случится обязательно, то нарушителя отчислят из вуза, на каком бы курсе он ни учился.

Но что делать, если количество льготников в каком-то вузе превышает число бюджетных мест, а все справки о льготах - настоящие?

- Если такие случаи будут зафиксированы, у вузов есть право обращаться к учредителю с заявлением об увеличении бюджетных мест либо о перераспределении их между специальностями, - уточнила глава Рособрнадзора. - Пока опасений, что вузы не справятся с этой ситуацией, нет. Высшее учебное заведение - не собес. Это место, где отбирают тех, кто реально способен учиться в вузе. И в этом смысле количество категорий льготников будет предметом обсуждения осенью в Госдуме. Будем говорить о внесении изменений в законодательство и об уменьшении льготных категорий.

Однако при этом Глебова отметила, что эти же самые льготники, о которых сейчас с такой тревогой говорят, "зачислили" себя в несколько мест, как и все другие абитуриенты. "Говорить о том, что где-то конкурс - 300 человек на 40 мест, - по меньшей мере некорректно", - считает она. Ведь эти же 300 человек числятся и в другом вузе. Говорить о регулировании этой ситуации можно будет только после того, как 27 июля появятся первые списки прошедших по конкурсу и льготники подтвердят свое желание учиться в том или ином вузе.

мнение ректора

Виктор Блажеев, ректор Московской государственной юридической академии:

- К сожалению, среди наших абитуриентов есть те, кто отнес документы еще в 10-15 вузов, в том числе технические. Говорят, что нынче много тех, кто получил на ЕГЭ высокие баллы. Это не так. В целом результаты ЕГЭ у абитуриентов хорошие, но стобалльников немного, что-то около 10 человек и один призер Всероссийской олимпиады.

Федор Василевич, ректор Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. Скрябина:

- У многих сельских абитуриентов высокие баллы по тем дисциплинам, которые нужны для поступления к нам. Значит, это не случайные люди. Чтобы заполучить "своего" абитуриента, а не только того, кто отлично сдал ЕГЭ, мы проводим в этом году целевой набор. Берем выпускников сельскохозяйственных колледжей и техникумов, всего 151 человек.

Владимир Малышев, ректор ВГИКа:

- Есть и стобалльники, и призеры олимпиад. Есть и те, у которых баллы - на грани предельного порога. Им будет трудно, ведь во ВГИКе по некоторым специальностям порог выше, чем тот, что установлен минобрнауки.

Например, на специальность "драматургия" на экзамене по литературе надо набрать не меньше 41 балла вместо допустимых 30. На специальность "менеджмент" по математике тоже надо получить больше 40 баллов, хотя нижний порог установлен в 20.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1214 | Добавил: okpep | Дата: 24.07.2009

8 июля 2009 года Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко встретился с участниками финала Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2009". Встреча состоялась в рамках установочного семинара конкурсантов, прошедшего в Москве с 4 по 9 июля.

"Страна повернулась к школе лицом. Есть реальные шаги, которые показывают, что все: и общество, и региональная власть, и власть федеральная - действительно, восприняли необходимость заниматься проблемами образования как императив. Я считаю, что образование стало национальным приоритетом", - сказал Министр образования и науки РФ, открывая встречу с лучшими учителями России. А.А. Фурсенко рассказал о существующих проблемах образования, о том, что уже сделано и что нужно изменить. "Вы лучшие, поэтому на вас лежит тяжелая ответственность эти проблемы решать. Абсолютно ясно, что никакие методологи без участия учителей школьные проблемы решить не смогут. Мы очень рассчитываем на то, что вы вместе с участниками прошлых конкурсов сыграете активную роль в улучшении школьного образования".

Никаких глобальных, революционных изменений, по мнению А.А. Фурсенко, проводить не нужно. Но необходимо добиться того, чтобы уже реализованные вещи заработали, чтобы вернуть то, что было потеряно, например, общественное и трудовое воспитание.

Отвечая на вопрос учителей о перспективах дошкольного образования в России, А.А. Фурсенко заявил, что сегодня многое зависит от регионов. Есть регионы, в которых проблемы дошкольного образования решаются успешно. Минобрнауки разрабатывает методологию, позволяющую обеспечить равные условия всем детям, поступающим в первый класс, независимо от того, посещают ли они детский сад. Для этого необходимо разделить понятия дошкольного содержания ребенка и дошкольного образования, рекомендовать решать вопросы в регионах на конкурсной основе, чтобы существовало многообразие форм дошкольного образования, организовать конкурсную поддержку лучших, чтобы их опыт распространялся по всей стране.

Интерес слушателей вызвал вопрос о том, каким представляет себе Министр современного выпускника - человеком с высоким уровнем рыночной стоимости, умеющим себя выгодно продать, или личностью, которая понимает ценность образования как такового. По мнению Министра, не стоит противопоставлять подобные вещи. Человек, который выходит из школы, должен чувствовать себя успешным и быть комфортным для окружающих. Он должен быть профессионалом и просто хорошим человеком, с которым приятно иметь дело. Прежде всего, задача образовательного учреждения - адаптировать молодого человека к миру, отметил А.А Фурсенко.

Учителями была затронута тема подготовки кадров. Как готовить будущих учителей, нужны ли дополнительные испытания при поступлении в педагогические вузы? Министр рассказал, что обсуждается вопрос о предварительном квалификационном экзамене или интернатуре для специалистов, желающих работать в школе. Но прежде всего, нужно мотивировать молодых людей на получение педагогического образования.

Прозвучал вопрос и о будущем конкурса "Учитель года". Министр выразил уверенность, что конкурс необходим. "Учитель года" должен постоянно меняться, чтобы соответствовать времени. Но принципиально важно сохранить этот профессиональный конкурс. Во-первых, потому что он дает обратную связь. А во-вторых, создается сообщество лучших учителей, которое в определенном смысле формирует государственную политику.

Категория: Образование в России | Просмотров: 993 | Добавил: okpep | Дата: 21.07.2009

В соответствии с Правилами проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 2 апреля 2008 г. N 110 (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 2008 г., регистрационный N 11555), п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемый список победителей конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями.

2. Рособразованию (Булаеву Н.И.) предоставить в установленном порядке субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного поощрения лучшим учителям согласно приложению к настоящему приказу.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И.



Категория: Образование в России | Просмотров: 1189 | Добавил: okpep | Дата: 08.07.2009


Фото Правительства России

1 июля 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин провёл рабочую встречу с Министром образования и науки Российской Федерации Андреем Фурсенко. В ходе встречи обсуждались вопросы подготовки российских школ к 1 сентября, восстановления школ Чеченской Республики и привлечения российских учёных, работающих за границей, к научной и преподавательской деятельности в России.

Стенограмма начала беседы В.В.Путина с А.А.Фурсенко:

В.В.Путин: Андрей Александрович, закончился учебный год, прошли выпускные вечера в школах, но это для нас только повод для того, чтобы задуматься уже сейчас о том, как мы начнем следующий учебный год 1 сентября. Как идет подготовка к началу нового учебного года? Как Министерство этим занимается, вместе с регионами, естественно?

А.А.Фурсенко: Владимир Владимирович, практически подготовка началась на следующий день после завершения учебы. И уже сегодня сотрудники Министерства поехали в разные регионы - посмотреть, как идет работа по Вашим поручениям.

Я недавно побывал в Чеченской Республике. И на примере республики, в которой, как Вы помните, было довольно много проблем, посмотрел, как идет подготовка. Могу сказать, что подготовка в республике идет очень серьезная. В общей сложности по всей территории удалось посетить примерно десяток школ. Идут серьезные, капитальные ремонтные работы. Несколько новых школ будет введено в строй. И самое главное, что подготовка началась на следующий день после завершения учебы. То есть сегодня уже очень многое сделано. Причем, что, наверное, тоже важно, - работа ведется практически всеми: участвуют учителя, родители. Все ремонтные работы ведутся силами местных жителей. И президент республики сказал, что пока все школы не будут готовы, ни один учитель, ни один директор школы в отпуск не пойдет.

В.В.Путин: По директорам-то, возможно, это правильно, но учителям нужно отдыхать. Хотя то, что местные строительные компании привлекаются - это очень правильно. В Чечне хорошие строители. Всегда так было, еще со времен Советского Союза. Но это сфера ответственности прежде всего муниципалитетов, регионов. А какова роль Министерства?

А.А.Фурсенко: Во-первых, мы координируем работу. Кроме этого, главная задача, которую мы перед собой ставим, - это принципиально улучшить качество преподавания. У нас сейчас появился довольно большой материал по результатам экзаменов. Мы анализируем его. Анализируем его по регионам. Планируем традиционные августовские педсоветы, которые будут проходить по всем регионам России и будут посвящены повышению качества образования. Надеемся, что значительную часть из них наши сотрудники, мои коллеги посетят. Тем более, что у нас сегодня есть очень большой статистический материал. И мы понимаем, где наши слабые места.

Такой разговор уже был в Чеченской Республике. Я думаю, что мы уже готовы к тому, чтобы начать вести этот разговор по всей России, тем более, что сейчас завершается работа по принятию новых стандартов в общеобразовательных школах. Мы заканчиваем общественное обсуждение. Есть несколько вариантов - и это тоже предмет для обсуждения с нашими коллегами в регионах, чтобы понять, что мы должны еще сделать, что исправить для того, чтобы качество образования улучшилось.

В.В.Путин: Хорошо. Андрей Александрович, второй вопрос, который я бы хотел обсудить сегодня - это наша программа подготовки научных и научно-педагогических кадров. Как идет работа в этой сфере?

А.А.Фурсенко: Я специально подготовил материалы по этой теме, потому что, когда был один из последних Президиумов, Вы поставили вопрос о том, что недостаточно быстро разворачивается программа. Поэтому я хотел бы, Владимир Владимирович, коротко проинформировать Вас, что уже сделано.

Программа начата только в этом году, но пользуется очень большой популярностью. Основное содержание программы - это закрепление молодежи в сфере науки. Упор сделан на поддержку в области естественных наук, технических наук. Часть программы ориентирована на поддержку профессионального образования в интересах оборонно-промышленного комплекса.

Кроме этого, что очень важно, это поддержка молодежного творчества. Вы ставили эту задачу, когда встречались с генеральными конструкторами - о создании студенческих конструкторских бюро. В рамках этой программы мы реализуем этот проект. В этом году на эти цели выделено 25 млн рублей. Помимо этого 75 млн рублей выделено на школьный блок - на разработку и реализацию программ научно-технического творчества обучающихся. Хочу сказать, что все эти конкурсы пользуются очень большой популярностью. В частности, мы организовали конкурс по поддержке молодежных научных коллективов. На один контракт поступает до 16 конкурсных предложений. И еще одно направление, о котором Вы тоже говорили, - это привлечение наших соотечественников к научной и образовательной работе в России. Есть специальный конкурс, он только что объявлен.

В.В.Путин: Речь идет о тех, кто выехал на работу заграницу?

А.А.Фурсенко: Да, о тех ученых, которые там обустроились, достигли достаточно серьезного положения. Мы объявили соответствующий конкурс, главная идея которого - чтобы они на определенный срок приехали сюда, участвовали в работе с молодежью, преподавали молодежи. Могу сказать, что получены заявки примерно из 35 стран - США, Германии, Франции, Новой Зеландии, Австралии. Причем уже сегодня, хотя еще не завершен сбор заявок, - более чем три заявки на одно место.

Практически все эти направления оказались востребованными. Мы рассчитываем, что то отставание, которое возникло из-за того, что менялся бюджет, будет ликвидировано за этот год. И самое главное, что заложена база на будущий год, потому что большинство контрактов заключается на три года. А это привело к тому, что молодые люди - мы это видим по интернету, где идет достаточно активное обсуждение программ - во всяком случае, некоторые из молодых ребят, которые собирались куда-то поехать, начали пересматривать свои планы.

В.В.Путин: Хорошо.


Источник: www.government.ru

Категория: Образование в России | Просмотров: 1047 | Добавил: okpep | Дата: 04.07.2009

Государство предоставит 35 тысячам детей-инвалидов все необходимое для того, чтобы учиться дома, через интернет - ребята получат компьютеры, бесплатное подключение к сети, программное обеспечение и другое необходимое для учебы оборудование, сообщает в четверг пресс-служба Минобрнауки России.

"Для более чем 35 тысяч детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, во всех российских регионах будут созданы условия для дистанционного обучения", - говорится в пресс-релизе.

Эта работа будет проведена в рамках реализации нацпроекта "Образование". На эти цели в 2009 году из федерального бюджета будет выделен 1 миллиард рублей.

В частности, в каждом субъекте РФ будут созданы центры дистанционного образования, которые призваны обеспечивать доступ учителей к электронным образовательным ресурсам и координировать организацию дистанционного обучения детей-инвалидов.

Рабочие места для таких ребят, учителей и центров дистанционного образования будут подключены по широкополосным каналам доступа к сети интернет. Детям-инвалидам и их учителям также вручат комплекты компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированные с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов (включая доставку оборудования, электромонтажные и пусконаладочные работы). После установки оборудования будет проводиться его техническое обслуживание и оплата трафика.

Учителей и других работников школ и государственных органов, ответственных за организацию дистанционного обучения детей-инвалидов, будут специально подбирать и готовить.

По данным Минобрнауки РФ, на начало 2009 года в России зарегистрировано 534 тысяч детей-инвалидов. В этом учебном году в обычных школах обучалось 142,659 тысячи детей-инвалидов, в коррекционных классах обычных школ - 148,074 тысячи детей-инвалидов. В коррекционных школах и школах-интернатах - 210,842 тысячи детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Параллельно Минобрнауки России проводит работу по организации обучения детей-инвалидов совместно с ребятами, не имеющими нарушений развития.

Министерство также рекомендовало регионам выделять на обучение ребенка с ограниченными возможностями в обычной школе не меньше средств, чем выделялось бы в специализированном учреждении, "то есть значительно больше, чем на других ребят".

"Таким образом, школы стимулируются на создание необходимых условий и привлечение к себе детей-инвалидов, а родители получают возможность выбирать наиболее подходящую форму обучения", - отмечают в пресс-службе.

В апреле прошлого года министерство направило всем губернаторам рекомендации по созданию условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1111 | Добавил: okpep | Дата: 30.06.2009

На вопросы 23 июня ответил директор Департамента госполитики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Игорь Михайлович Реморенко.

Ответы на ваши вопросы. 

Подготовил редактор отдела образования "Комсомольской правды" Александр Милкус и корреспондент отдела образования Дарья Токарева.

Займут ли все места в вузах победители олимпиад?

В этом году впервые в стране провели 120 олимпиад школьников. Победителей и призеров в них - больше 22 тысяч. И все они могут претендовать на льготное поступление в вузы. Выходит, что мест для простых абитуриентов в ведущих университетах страны не останется? 

Кому положено 100 баллов

- Начнем с вопроса читательницы Марии. «В документах, регламентирующих поступление победителей олимпиад, фигурирует фраза «на усмотрение вуза». Может ли приемная комиссия вообще проигнорировать диплом победителя олимпиады или его обладателя обязаны зачислить без экзаменов?» 

- В этом документе не совсем так написано. Вуз выбирает, какого типа льготу он предоставляет. Он может принять победителя олимпиады вообще без экзаменов. Может приравнять результаты олимпиады к ста баллам по ЕГЭ и включить олимпиадников в общий конкурс - то есть к 100 баллам им прибавляются баллы, полученные на ЕГЭ по остальным экзаменам, которые нужны для зачисления на выбранную специальность.  Или же ребятам предлагают пройти дополнительное испытание (если оно есть в вузе) и зачислят тех, кто успешно его выдержал.

- Все ли вузы должны признавать результаты школьных олимпиад?

- У нас есть два типа олимпиад. Всероссийская олимпиада школьников, которая проводится уже много лет. Ее победители вузами принимаются обязательно. И с этого года появились олимпиады школьников. Перечень вузов, которые их проводят, отбирался специальным советом при союзе ректоров. Вот в отношении этих олимпиад вуз определяется сам и действительно может отказаться предоставлять льготы.

- Многие вузы, например МГУ, МГИМО, приравняли победу в олимпиаде школьников к ста баллам по ЕГЭ. Тогда возможна такая ситуация: человек приходит поступать, условно говоря, на мехмат. Технарь, умница. Но по русскому у него 60 баллов, а по физике - 70. И он не проходит. Потому что есть ребята, которые сдали эти экзамены на 80 - 80 - 80. По-моему, тогда весь «олимпиадный смысл» теряется...

- Формально вы правы. Но есть еще проходной балл, который устанавливает вуз по профильному предмету. Ребята с низким баллом по профильному предмету уже не проходят. А у остальных - достаточно высокий балл по профильному предмету. И ребята дальше соревнуются, у кого лучше знания по другим предметам, нужным для того, чтобы успешно учиться в вузе. Ничего страшного нет в том, что те, кто лучше других знает русский язык и физику, могут иметь преимущество…

- Мне рассказывали, что в одном из столичных вузов решили зачислять только победителей своей олимпиады, а призеров отправляют за дверь. Насколько это справедливо?

- Вуз должен установить правила, одинаковые и для победителей, и для призеров. В данном случае допущено нарушение. Решение вуза может быть обжаловано в Рособрнадзоре.

- Игорь Михайлович, а не может оказаться, что олимпиадники займут все бюджетные места в ведущих вузах? И даже тем, у кого высокие баллы на ЕГЭ, мест не хватит?

- Теоретически все возможно. Например, что все абитуриенты подадут документы только в МГУ… Но, как правило, такие ситуации не случаются. А если уж возникнет подобная ситуация, мы можем пойти на перераспределение бюджетных мест с одного направления подготовки на другое. 
А вообще давайте посчитаем. Победителей и призеров Всероссийской олимпиады - 1300, олимпиады школьников - 21 000. Итого 22 300 человек. Всего у нас выпускников 930 000. Получается, олимпиадников - одна пятидесятая часть от всех поступающих. Это не критично.
Хочу подчеркнуть: не надо думать, что человек, который нечестно победил в олимпиаде, вытащил счастливый билет и будет дальше жульничать все четыре-пять лет обучения. Ему «помогли» затем, чтобы он смог поступить в престижный вуз. Но в сильном вузе дойти до конца, имея слабые знания, шансы не очень велики. 
Сегодня сложилась любопытная ситуация - возможность толковым ребятам выбрать свое место в жизни, а вузам выбрать своих студентов.

- Вопрос от Дениса. «Может ли школьник, проживающий в одном городе, участвовать в олимпиаде, проводимой в другом городе?»

- Если это в условиях олимпиады присутствует. Как правило, проводят олимпиады вузы, и они принимают ребят из других регионов.

- А если документы не отдают?

- В этом году будет три волны зачисления в вузы. Ребят в вузы могут зачислять вплоть до 17 августа. Но как быть, если они уже сдали оригиналы в приемную комиссию одного вуза, и тут узнали, что могут быть зачислены в другой вуз, более престижный? Ведь им могут и не отдать документы - первый вуз уже рассчитывает на него как на своего студента.

- Есть приказ Минобрнауки «Об утверждении порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию учреждения высшего профессионального образования». Там есть пункт 73, в нем прописано, что по письменному заявлению вуз должен вернуть абитуриенту документы в суточный срок. Отпустив потенциального первокурсника, вуз не страдает. Пунктом 81 предусматривается его возможность провести дополнительный прием. Если вуз не выдает документы, то его ректор и ответственный секретарь приемной комиссии несут ответственность «за неисполнение надлежащих обязанностей в порядке, установленном законодательством РФ».
 
Про поступление выпускников прошлых лет
- Вопрос от Ирины. «В этом году было много олимпиад школьников. Выпускников прошлых лет к ним не допустили, лишив возможности поступить в престижные вузы на дневное отделение. Как вы считаете, предоставление неравных условий при поступлении в вуз выпускникам прошлых лет и выпускникам этого года не нарушает ли мое конституционное право на равной конкурсной основе поступать в вуз?»

- Придумать отдельные олимпиады для выпускников прошлых лет… Странный вариант... Он уже не школьник, а у нас ведь олимпиады школьников… Выпускники прошлых лет могут сдать ЕГЭ и на равных условиях поступать в вуз. Помимо этого, им предоставляется возможность поступать на вечерние и заочные отделения без сдачи ЕГЭ.

- Вопросы от Татьяны Беленко. Первый: «Как поступить в вуз тем, кто сдавал в школе обычные выпускные экзамены?» И второй: «Если я имею неполное высшее образование, могу ли я поступить в вуз заново?»

- На первый вопрос ответ такой. Если в школе сдавались не ЕГЭ, а обычные экзамены, то это, как правило, ребята из льготной категории. Например, те, у кого проблемы со здоровьем. Для них прописаны льготы и при поступлении в вуз. Ну а если имеется в виду выпускник прошлых лет, то для поступления на дневное отделение вуза ему надо сдать ЕГЭ во второй волне. 
И второй вопрос. Сейчас такого статуса «неполное высшее образование» де-юре нет. Он может поступать в вуз заново, как все. Но, как правило, эти ребята просто восстанавливаются на другом направлении подготовки.

- Моя дочь инвалид. Сдала итоговые экзамены в коррекционной школе-интернате успешно. Можно ли ей при поступлении в ВУЗ сдавать экзамены, а

не ЕГЭ в этом году? Спасибо.  Гюльнара  

 В этом году дети с ограниченными возможностями имеют право сдавать вступительные испытания в вузах в традиционной форме. Также ребята могут выбрать и ЕГЭ. Все зависит от их желания. Кроме того, инвалиды первой и второй групп поступают в вуз вне конкурса.   

У меня двое детей. Сын учится на 1-м курсе на внебюджетной основе. Но 6 мес назад умер муж, у меня очень маленькая зарплата, семья состоит на учете как малоимущая.Есть ли льготы для перевода на бюджетное обучение в такой ситуации? Ольга С.

Никаких льгот при переводе с платного отделения на бюджетное нет. Все зависит от успеваемости и успехов студента. В связи с кризисом мы направили рекомендательное письмо во все российские вузы, в котором попросили немного смягчить условия перевода на вакантные бюджетные места. К примеру, рекомендовали вузам разрешить переводить ребят не с 3-го курса, а с 1 курса. И если раньше претендовать на бюджетное место мог только студент, учащийся в течении нескольких семестров на одни «пятерки», то сейчас мы просим вузы переводить и ребят у которых есть несколько четверок. Естественно, предпочтение при переводе при равных оценочных показателях отдается ребятам из малоимущих семей.   

Так все-таки нужно заверять копии документов? И если нужно, то где именно это делать? В школе, в вузе, в департаментах образования? Многие вузы требуют нотариально заверенные копии, а в правилах приема на этот год сказано, что нотариально не нужно. Как правильно? Марина.  

Копии документов заверять нотариально не нужно. Достаточно поставить печать либо в школе, либо в вузе, либо в органе управления образованием. Приемная комиссия не имеет права требовать нотариально заверенные копии.   

Могут ли ВУЗы при приёме заявления принимать не сертификаты о ЕГЭ,а справки из школы о количестве набранных баллов?

И как ВУЗы могут принимать документы с 20 июня,если сертификаты о ЕГЭ выдаются 25 числа? Дмитрий.

Справок из школы никаких брать не надо. Их все равно не примут. Для этого есть свидетельство о сдачи ЕГЭ. Кроме того, все российские вузы уже получили личные коды в федеральную базу, где содержатся все результаты Единого. Достаточно написать заявление, указать предметы, по которым сдавался ЕГЭ, количество баллов и место проведения экзамена. А дальше вуз все проверит сам.    

Мой сын закончил школу в 2008 году. Сейчас учится негосударственном вузе. Хочет поступить в государственный. Результаты ЕГЭ по русскому и математике у него сохранились с прошлого года. А вот физику нужно сдавать. Можно ли это ещё сделать? Марина. 

Да можно. Во второй волне ЕГЭ. Следует написать заявление и спокойно сдать.  

В 2008 году я закончил среднюю школу и сдал Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по предметам: русский язык и математика. Но я узнал, что для поступления в Волгоградскую академию МВД РФ в 2009 году,нужно сдавать историю и обществознание. На первую волну я уже не успел. Подскажите, когда я могу сдать эти экзамены? А главное, можно ли сдавать два ЕГЭ по месту своего проживания или обязательно ехать в вуз? Обязательно ли предъявление сертификата(свидетельства) о сдаче данных экзаменов, ведь при сдаче ЕГЭ в другом учебном заведении свидетельство могут не выдать на руки. Хасьянов Ф.Р. 

Надо обратиться либо по месту жительства в Государственную экзаменационную комиссию и сдать во второй волне историю и обществознание. Либо поехать в Волгоград и обратиться в выбранный вуз, который должен вас отправить в пункт проведения ЕГЭ. 

А свидетельства выдают всегда на руки. Но если вы не успеете его получить вуз сам проверит ваши результаты по федеральной базе.  

Прошу объяснить порядок перевода студента  второго курса юридического факультета  на первый курс  гуманитарного  вуза на факультет иностранных языков. И нужно ли  досдавать ЕГЭ, если среднюю школу закончил в 2007 году? Александр. 

Сложный вопрос. Если вы планируете учиться со второго семестра и ректор одобряет перевод, то при наличии вакантных бюджетных мест никто вам не запретит это сделать. Но если вы хотите начать обучение на факультете с самого начала, то это уже будет считаться поступлением. И, соответственно, без сдачи ЕГЭ не поступить.

У 10 школьников поселка Элита потерялись результаты ЕГЭ. При проверке результатов одного из учеников московская комиссия заподозрила в обмане. Решили провести проверку, провели, сообщили - инцидент исчерпан, во всем разобрались. Но вот результаты так и не прислали детям. По слухам, 10 ЕГЭ вообще потерялись. Что делать? Михаил Нереба. 

Следует подать апелляцию и обратиться в Рособрнадзор. Пока результаты не найдут в вуз поступить невозможно. 

Добрый день! Сын будет сдавать ЕГЭ второй волной, в июле. Сможет ли он предоставить результаты экзамена в другие вузы, или только в тот, при котором будет сдавать? Если да, то как это осуществить, и сколько займет проверка экзаменов второй волны? Что можно представить в вуз вместо подлинника сертификата ЕГЭ? Татьяна. 

Результаты станут известны до 17 июля. Прием документов в вузах проходит до 25 июля. Поэтому у вашего сына есть 7 дней, чтобы разослать свои результаты по всем понравившимся вузам. Ни к какому конкретному вузу ребенок не прикрепляется.

А вместо подлинника свидетельства о сдаче ЕГЭ можно предоставлять в приемные комиссии вузов его заверенные в школе копии.

Сын выпускник 2009 года, по медицинской справке не участвовал в ЕГЭ по физике (15,18 июня). Заявление подавал в марте. Что бы попасть на ЕГЭ "второй волны" и получить допуск куда необходимо подавать заявление? И нужно ли оно повторно? Галина.

Есть только шанс сдавать ЕГЭ во второй волне. И заявление нужно писать еще раз.

 Я в следующем году заканчиваю колледж, иду на красный диплом,скажите пожалуйста, в следующем году при поступлении в вуз будет ли это играть роль? Идут разговоры, что уже со следующего учебного года все (некоторые) вузы по приказу Минобрнауки РФ отменяют программу сокращенного обучения студентов колледжей по той же специальности (на 2-3 курс уже не будут брать). Скажите насколько это верно? Если это правда, то что делать студентам  ссузов, ведь они потеряли время и будут учиться на 2-3 года больше? Шашнин Александр. 

Никто не собирается отменять программу сокращенного обучения. Но вопрос формирования  групп сокращенной подготовки из выпускников колледжей  решает сам вуз. Как правило, вузы заинтерисованы в быстрой подготовке качественных специалистов. Так что учиться дольше не придется.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1542 | Добавил: okpep | Дата: 28.06.2009

Выпускники школ подали в этом году более 42 тысяч апелляций по результатам ЕГЭ, из них 8,042 тысячи апелляций были удовлетворены. Об этом, как передает РИА "Новости", сообщила руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова.

Кроме того, по процедуре проведения ЕГЭ было подано 24 апелляции из восьми субъектов РФ.

"Из них удовлетворено 13 апелляций, в частности, из Республики Мордовия, Архангельской, Кемеровской, Новосибирской областей, Москвы и Санкт-Петербурга", - сказала Глебова.

По ее мнению, такое малое число апелляций свидетельствует о том, что многие выпускники не знают своих прав.

Всего ЕГЭ в 2009 году сдавали 994 тысяч 669 человек, из них 930 тысяч - выпускники этого года.

По предварительным данным ЕГЭ 2009 года, 2% выпускников школ страны не сдали экзамены по двум обязательным предметам - русскому языку и математике. В этом году они останутся без аттестатов, выйдут из школ со справкой. Те же, кому "посчастливилось" завалить только один обязательный ЕГЭ, имеют шанс исправить ситуацию.

Выпускники школ, получившие в этом году свидетельство о результатах единых госэкзаменов смогут поступать с ним в вузы в течение двух лет подряд.

Кроме того, абитуриенты, которые имеют два действующих свидетельства, полученные ими в разные годы, могут сами решить, с каким из них поступать в учебное заведение. А выпускники, получившие свидетельство о ЕГЭ и призванные в том же году в Вооруженные силы, могут воспользоваться его результатами в течение года с момента увольнения с военной службы.

Категория: Образование в России | Просмотров: 980 | Добавил: okpep | Дата: 24.06.2009

« 1 2 3 4 5 6 ... 14 15 »