Чтобы разгрузить детей, из школы уберут высшую математику Борьба со школьными болячками начала
обрастать подробностями. За последние пять лет общая заболеваемость
школьников возросла на 16%, а старшеклассников - на 18%. Таким образом,
одним из факторов ухудшения здоровья детей стала сама школа. Как именно надо укреплять здоровье
школьников, обсудила коллегия Минобрнауки. Главные факторы риска, по
мнению специалистов, - психологические стрессы, вызванные сложностями
адаптации к школьной жизни и запредельной интенсивностью обучения;
избыточные учебные и недостаточные физические нагрузки; а главное -
некомпетентность учителей. "Все наши прежние попытки решить эти
проблемы страдали фрагментарностью", - признал глава Минобрнауки Андрей
Фурсенко. Зато отныне, по его словам, за здоровье школьников возьмутся
комплексно и всерьез. Главными направлениями ударов станут пропаганда
здорового образа жизни и реанимация спорта в молодежной среде;
оздоровление школьного питания; восстановление школьной медицины и
активизация психологов. Главное же, что ради разгрузки детей
власти готовы замахнуться даже на святое - упростить школьные
программы, в том числе изъяв из них высшую математику, дал понять
Фурсенко. Ректор МГУ Виктор Садовничий согласился: "Множества и
интегралы в обычной школе не нужны. Это только лишняя нагрузка, за счет
которой школьники меньше знают нужное". А это, определили члены
коллегии, "только геометрия (планеметрия и стереометрия), алгебра и
тригонометрия". От остального детей можно и избавить. Частично высвободившееся окошко
заполнит физкультура. Причем уроки должны измениться принципиально.
Занятия, которые сейчас покрывают дефицит двигательной активности детей
только на 15%, станут индивидуальными. Залы оснастят новым
оборудованием, хотя пока, признают в министерстве, сами спортзалы есть
всего в 80% школ, а плавательные бассейны - и вовсе в 2%. Один из главных рисков для здоровья - пренебрежение психофизиологическими особенностями детей при их обучении, не сомневаются ученые. Учебная нагрузка, подчеркнула директор Института возрастной физиологии детей и подростков Марианна Безруких, зависит "не от количества часов, а от того, как организован учебный процесс. То есть от квалификации учителя". У нас же, сообщила она, "в программах педвузов постоянно сокращаются курсы по психическому и физическому здоровью ребенка. А из стандарта для бакалавров исключена даже возрастная физиология". |
Лишь 10% выпускников российских школ сегодня
являются здоровыми, сообщила в среду на коллегии в Минобрнауки директор
Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного
образования и соцзащиты детей Алина Левитская. "По данным Минсоцразвития России,
показатели здоровья школьников в настоящее время неутешительные. Общая
заболеваемость детей в возрасте до 14 лет за последние пять лет
возросла на 16%, юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18%... лишь
10% выпускников общеобразовательных учреждений России могут быть
отнесены к категории здоровых", - сказала Левитская. По ее словам, из 13,4 миллиона школьников более половины (53%) имеют ослабленное здоровье. Существенным фактором, ухудшающим
здоровье школьников, является низкая двигательная активность. Дефицит
двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%, а
среди старшеклассников - 75-85%, сообщила Левитская. "Уроки физического воспитания лишь в
малой степени (на 10-18%) компенсируют дефицит движений, что явно
недостаточно для профилактики отклонения состояния здоровья", -
подчеркнула она. По данным Института возрастной
физиологии Российской академии образования, увеличение занятий
физкультурой в школе до 3-5 часов в неделю приводит к росту
работоспособности и сокращению курения школьников. Кроме того, причиной ухудшения здоровья детей являются перегрузки, связанные с избыточностью школьной программы. "Избыток содержания (программы) ведет к
трудностям в усвоении программного материала и снижению успеваемости,
и, как следствие, - к ухудшению здоровья школьников. В этой связи нам
предстоит большая работа по реформированию деятельности Службы
практической психологии в школе", - сказала глава департамента
Минобрнауки. По ее словам, одной из наиболее острых
проблем среди школьников являются стрессы, которые связаны с
трудностями адаптации первоклассников. Это зависит от того, в какой мере домашняя обстановка отличается от школьной, как переживают это отличие сами дети, как подготовлен ребенок к особенностям учебной деятельности - принципиально новым по форме и содержанию отношениям с другими детьми и взрослыми", - сказала Левитская. Коллегия проходит в он-лайн режиме на сайте общественного совета Минобрнауки. |
Под руководством заместителя Председателя Правительства области
Александра Александровича Галицких состоялось первое в этом году
заседание совета по реализации приоритетного национального проекта
"Образование" в Кировской области.
С докладом об итогах и перспективах реализации приоритетного национального проекта выступил глава департамента образования Кировской области Анатолий Михайлович Чурин. Он отметил, что работа по его реализации существенно повлияла на развитие отрасли, открыла новые возможности ее ресурсного обеспечения, привела к устойчивым положительным изменениям в региональной системе образования. Опыт инновационной деятельности в сфере образования позволил стимулировать не отдельные частные, а общесистемные положительные изменения. «Можно с уверенностью сказать, что за 3 года в области реализованы ключевые принципы национального проекта: открытость, софинансирование, ставка на лидеров», - подчеркнул Анатолий Михайлович. За счет интеграции федеральных, региональных и муниципальных ресурсов удалось значительно увеличить приток финансовых средств в систему общего образования. За три года привлечено свыше 1 млрд. рублей. В рамках нацпроекта в школы поступили 466 комплектов оборудования для учебных кабинетов и 116 автобусов. Премии для поддержки талантливой молодежи получили 236 победителей и призеров международных, всероссийских, областных олимпиад и иных конкурсных мероприятий, денежные поощрения выплачены 492 педагогам. Дополнительное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя получают ежегодно около 8000 учителей. Еще одним немаловажным показателем стал рост инновационной активности образовательных учреждений - за три года на конкурс инновационных образовательных программ была принята 241 заявка, причем их количество возрастало с каждым годом. А.М. Чурин особо отметил, что в эту работу все активнее включаются сельские школы, многие из которых не только составляют серьезную конкуренцию городским, но и занимают лидирующие позиции. Как следствие – повышается качество и эффективности образования, наблюдается рост числа детей, обучающихся на положительные оценки, и сокращается количество тех, кто не справляется с учебными программами. В декабре 2008 года на федеральном уровне была одобрена программа реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, предусматривающая работу по трем направлениям: 1. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития. 2.Развитие инновационного характера образования как основы становления экономики знаний. 3. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. По каждому из этих направлений в Кировской области уже подготовлен план работы. А.М. Чурин отметил, что в 2009 году, как и прежде государственная поддержка за счёт средств федерального и областного бюджетов будет предоставляться лучшим учителям, талантливой молодежи и классным руководителям. За счет средств областного бюджета будет продолжена реализация мероприятий по стимулированию инновационных школ, оснащению общеобразовательных учреждений учебно-наглядными пособиями и оборудованием, приобретению школьных автобусов. Заместитель Председателя Правительства области Александр Александрович Галицких обратил особое внимание на то, что вся работа по реализации национального проекта, особенно в части проведения конкурсного отбора, должна быть максимально открытой: «Любой учитель, воспитатель, мастер производственного обучения должен знать о своих возможностях в рамках проекта». На заседании были согласованы основные документы, регламентирующие реализацию приоритетного национального проекта «Образование» на территории Кировской области в 2009 году: сетевой график реализации, системы оценки критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, лучших учителей, преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения, составы экспертных комиссий по проведению конкурсных отборов. В ближайшее время данные документы будут размещены на сайте Правительства области, планируется широкое освещение этой работы в СМИ. А.А. Галицких также напомнил, что уже в ближайшее время начинается прием документов для участия в конкурсном отборе. Срок предоставления документов для учителей образовательных учреждений – с 2 по 23 марта, воспитателей дошкольных образовательных учреждений – с 25 по 29 мая, преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения – с 1 по 8 июня. |
На своем заседании Правительство региона рассматривало вопрос об изменениях в областной закон «Об образовании в Кировской области». В своем докладе глава департамента образования Анатолий Михайлович Чурин сообщил, что изменения вызваны переходом на отраслевую систему оплаты труда. Социальные гарантии работникам образования будут предусматриваться в виде выплат стимулирующего характера и являться составной частью оплаты труда работников образовательных учреждений в соответствии с отраслевыми системами оплаты труда. Во время обсуждения на Правительстве прозвучал ряд вопросов (в том числе от руководителей профсоюзов), которые были связаны с существовавшей ранее 25-процентной надбавкой сельским учителям. Как отмечалось, у работников сферы образования возникают опасения о фактическом упразднении этой надбавки. Как подчеркнула заместитель Председателя Правительства области, глава департамента финансов Елена Васильевна Ковалева, надбавка остается, но обретает новую форму, чему есть и законодательные, и финансовые гарантии. Подводя итоги обсуждения, Губернатор Н.Ю.Белых поручил более тщательно проработать вопрос со стимулирующими доплатами учителям, провести дополнительные встречи с заинтересованными сторонами, в том числе профсоюзами и вынести рассмотрение данного вопроса на следующее заседание Правительства. |
Сегодня заместитель Председателя Правительства области Александр Александрович Галицких проведёт заседание совета по реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Кировской области. На заседании будут подведены итоги реализации проекта, а также согласованы документы, регламентирующие реализацию приоритетного проекта в 2009 году. Среди них балльная система оценки критериев конкурсного отбора для оказания государственной поддержки, а также составы экспертных комиссий по проведению конкурсных отборов. Государственная поддержка за счёт средств федерального или областного бюджетов будет предоставляться лучшим муниципальным общеобразовательным учреждениям, лучшим учителям, лучшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также лучшим преподавателям специальных дисциплин и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. |
В связи с обращениями выпускников профессиональных училищ, колледжей, лицеев с просьбами разъяснить, в каких случаях предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, глава областного департамента образования Анатолий Михайлович ЧУРИН сообщил: - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» предоставляет право на отсрочку от призыва тем, кто учится очно в учреждениях начального и среднего профессионального образования с государственной аккредитацией. При этом учитывается, что до поступления эти ребята не получили среднего (полного) общего образования. В этом случае юношам предоставляется отсрочка на время обучения (но не свыше нормативных сроков освоения образовательных программ) и до достижения ими 20 лет. Если обучающийся до поступления получил среднее (полное) общее образование, но достигает при¬зывного возраста в последний год обучения, то ему также предоставляется право закончить учёбу. Обучающимся на базе среднего (полного) общего образования при сроке обучения 1 год 10 месяцев отсрочка предоставляется при условии, что 18 лет им исполнилось после издания приказа о переводе на последний курс обучения. При сроках обучения 10 месяцев или 2 года 8 месяцев отсрочка от призыва не предоставляется. В этом случае на период прохождения военной службы учащийся отчисляется из образовательного учреждения, но имеет полное право продолжить учёбу после увольнения в запас. Обучающиеся образовательных учреждений, которые были освобождены от призыва на военную службу или получили отсрочку в период до 1 января 2008 г., пользуются ими до истечения срока действия освобождения или до исчезновения оснований для отсрочки. На юношей, поступивших в образовательные учреждения до 1 января 2008 г., но не получивших в установленном порядке отсрочку от призыва, эта норма не распространяется. А.М. Чурин отметил, что департамент образования рекомендовал руководителям образовательных учреждений организовать работу по досрочному завершению обучения юношей, подлежащих призыву, с выдачей им документа об образовании, или по досрочному завершению учебного года. |
Минобрнауки РФ обсудит с ректорами российских
вузов вопрос фиксации платы за обучение для студентов, сообщил РИА
Новости в среду замминистра образования и науки РФ Владимир
Миклушевский. "Я уверен в том, что нынешняя
экономическая ситуация просто не позволит поднимать эту плату, и
считаю, что она действительно должна быть зафиксирована. Мы хотим
провести консультацию с ректорами вузов, где обсудим механизм ее
фиксации", - сказал он. Президент России Дмитрий Медведев
поручил во вторник министру образования и науки Андрею Фурсенко к 1 мая
2009 года решить с вузами вопрос о фиксированной плате в рублях за весь
период обучения. Главам Минфина и Минобрнауки к этому сроку также
поручено разработать механизмы предоставления образовательных кредитов
студентам вузов. По словам Миклушевского, молодому
человеку, который больше не может платить за свое обучение и при этом
хорошо учится, предлагаются две возможности. "Если он учится на
отлично, то может претендовать на вакантное бюджетное место, а если на
"четверки" и "пятерки" и, кроме того, он из малообеспеченной семьи, то
может получить кредит", - пояснил он. Государственный эксперимент по
предоставлению кредитов на обучение студентам вузов начался в феврале
2008 года. В рамках эксперимента в настоящее время учится около 1
тысячи студентов из 21 вуза, в том числе МГУ имени Ломоносова,
Санкт-Петербургского госуниверситета, МГТУ имени Баумана и МГИМО. Сейчас в параметры эксперимента
вносятся корректировки. Студенты будут получать кредиты на льготных
условиях, по низкой процентной ставке не более 11,5% годовых. Срок
возврата кредита и выплаты процентов по нему наступает через три месяца
после завершения обучения. "Выпускник должен погасить кредит и
набежавшие проценты в течение следующих десяти лет. Наши расчеты
показывают, что устроившись на работу, среднеоплачиваемый выпускник
вуза вполне в состоянии это сделать", - отметил Миклушевский. Если же по каким-то причинам молодой
человек не сможет платить, родственники не обязаны выплачивать кредит
вместо него - гарантом в таком случае выступает государство. В эксперименте смогут участвовать вузы,
которые имеют государственную аккредитацию и обучают по образовательным
программам, востребованным экономикой, а также вузы, имеющие высокие
конкурсы при поступлении. Замминистра подчеркнул, что
государственная поддержка будет распространяться только на успевающих
студентов. Те же ребята, которые не отличились в учебе и не могут
продолжать самостоятельно платить за себя, вправе обратиться в любой
коммерческий банк, который кредитует образовательные программы. "Студент может совершенно спокойно
прийти в Сбербанк или в другие банки, которые выдают образовательные
кредиты на рыночных условиях", - сообщил собеседник агентства. Кроме этого, у абитуриентов существуют
достаточно большие возможности получить образование за счет государства
на бюджетной основе, отметил Миклушевский. Так, в 2009 году Минобрнауки
увеличивает количество мест на очных отделениях государственных вузов. "По магистратуре мы рассматриваем
сейчас цифры 35-40 тысяч мест по сравнению с 20 тысячами в прошлом
году. В 2009 году бюджетный прием на первый курс на очное отделение
составит 348,7 тысячи человек", - сказал замминистра. Таким образом, отметил он, на тысячу выпускников 11 классов школ будет выделено 388 бюджетных мест, что на 11 мест больше, чем в 2008 году. |
Областной департамент образования с октября по декабрь 2008 года провел конкурс среди государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных департаменту. Среди заявленных целей конкурса - улучшение условий проживания обучающихся и студентов, укрепление материально-технической базы студенческих общежитий, совершенствование в них воспитательной работы, развитие студенческого и ученического самоуправления. В конкурсе «Наш студенческий дом» приняли участие 24 образовательных учреждения, имеющие на своем балансе общежития (17 учреждений начального профессионального образования и 7 – средне-профессионального образования). Деятельность общежитий оценивали специально созданные рабочие группы по следующим критериям: наличие нормативно-правовой базы, соответствие условий проживания, укомплектованность штата, содержание прилегающей к общежитию территории. Также оценивалась организация воспитательной работы в общежитии, обеспечение безопасности проживания, наличие органов самоуправления, качество ремонта в общежитии. Победителями конкурса «Наш студенческий дом» стали: 1-е место - Кировский технологический колледж, 2-е место - профессиональное училище № 40 г. Яранска, 3-е место - профессиональный лицей № 18 г. Кирова. Они получат сертификаты на сумму 10, 7 и 3 тыс. рублей соответственно. Оргкомитет конкурса отметил высокий уровень организации деятельности по созданию благоприятных условий для проживания, занятий и досуга студентов в общежитиях Кировского технологического колледжа, Вятского профессионального лицея г. Кирова, Омутнинского колледжа педагогики, экономики и права, аграрнотехнического техникума г. Уржума, профессиональных училищах № 39 г.Советска, № 46 п. Санчурск, № 37 п. Свеча, № 20 г. Омутнинска, профессионального лицея № 45 п. Кумены. Было отмечено, что при проведении дальнейших конкурсов следует уделять особое внимание повышению статуса воспитателя общежития. |
Сегодня в Правительстве области состоялась пресс-конференция, посвящённая открытию 4 февраля в г. Омутнинске третьего этапа IV зимней спартакиады учащихся России по лыжным гонкам. Как сообщили организаторы, с инициативой проведения этих соревнований выступил наш земляк, олимпийский чемпион Юрий Георгиевич Скобов, и Федерация лыжных гонок РФ поддержала его предложение. В областном управлении физкультуры и спорта сообщили, что соревнования проходят при организационной и финансовой поддержке Правительства области: софинансирование из регионального бюджета составит более 150 тыс. рублей. Для участия в соревнованиях приедут 14 команд из субъектов Приволжского федерального округа, всего 182 спортсмена в возрасте 17-18 лет. Например, командой из г. Ижевска руководит прославленная лыжница, двукратная олимпийская чемпионка Тамара Тихонова. Спортсмены будут соревноваться в гонках свободного и классического стиля на дистанциях от 5 до 15 километров. По словам организаторов, проведение стартов столь высокого уровня Кировской области доверено впервые за много лет. Это станет своеобразной проверкой региона на соответствие требованиям организации межрегиональных, российских и международных соревнований, возможностью ещё раз опробовать и оценить свойства лыжной трассы в г. Омутнинске. Воспитанники кировской лыжной школы в настоящее время участвуют в соревнованиях различного ранга, входят в состав национальной сборной России и имеют все шансы участвовать в Олимпийских играх 2014 г. в Сочи. Организаторы подчеркнули, что проведение в регионе подобных соревнований будет способствовать дальнейшей популяризации лыжного спорта среди молодёжи. |