Главная » Архив материалов
Выложены примерные программы по общеобразовательным предметам
http://www.okpep.ucoz.ru/load/3
Категория: Образование в России | Просмотров: 1077 | Добавил: okpep | Дата: 13.12.2008

Как сообщили в областном департаменте образования, сегодня в школах области проводится урок «Права человека».

В Кировском экономико-правовом лицее урок пройдет с участием председателя комиссии по правам человека при Губернаторе Кировской области, председателя регионального правозащитного центра Сергея Васильевича Носкова и главы департамента образования Анатолия Михайловича Чурина.

Урок проводится в рамках общероссийской акции и приурочен к 60-летию со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека, которая провозгласила основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека.

Цель урока – ознакомление учащихся с основополагающими международными документами о правах человека, формирование уважительного отношения к правам и свободам человека.

В рамках урока старшеклассники познакомятся с деятельностью известных правозащитников, способами и средствами правовой защиты основных прав человека в государстве. Совместно с гостями учащиеся обсудят вопросы организации правозащитной деятельности, обеспечения гарантии реализации и защиты прав несовершеннолетних граждан.

Пресс-центр Правительства Кировской области
Категория: Образование в Кировской области | Просмотров: 987 | Добавил: Гирева_Ольга | Дата: 10.12.2008

 Ректор Института проблем образовательной политики "Эврика" АЛЕКСАНДР Адамский о приоритетном национальном проекте "Образование"

    ВОПРОС: В настоящее время в регионах идут съемки цикла передач "Герои нацпроекта "Образование". Понадобился ли директорам школ и учителям "героизм", чтобы реализовать инновационные программы нацпроекта?

    ОТВЕТ: Конечно, подвигов в привычном смысле слова никто не совершал, но ломка и в определенной степени мужество, конечно, понадобились. В первую очередь речь идет о новой системе оплаты труда, новом принципе финансирования школ, о принципиально другой системе оценки качества работы, то есть речь идет о том, чтобы впустить в школу профессионалов, которые оценивали бы работу учителей. Все это требовало от тех, кто взялся за подобное, некоего мужества. Надо было как-то отстраниться от привычных норм и перейти к непривычным.

    Кого мы называем сейчас героями? Конечно, это учителя, которые стали получать большую зарплату. Но не вследствие увеличения урочной нагрузки, а за счет того, что они раньше делали бесплатно. На голом энтузиазме работали индивидуально с детьми, проводили различные мероприятия, ходили со своими учениками в походы, на экскурсии - и ничего за это не получали. Вторая линия героев - это директора, которые фактически впервые стали общаться с профсоюзами, экспертами, методическими объединениями, с родителями с целью выяснения, кто работает лучше, а кто хуже. Например, в школе, где тысяча учеников, фонд оплаты труда составляет примерно миллион рублей. Если 30 процентов от этого, 300 тысяч, делить на 50 или 70 учителей, причем делить честно, то получится, что до 10 процентов учителей получают половину стимулирующей части фонда оплаты труда. То есть 10 человек между собой распределяют 150 тысяч - это очень неплохие деньги. Таким образом примерно половину заработной платы может составить стимулирующая часть. А общая сумма может быть 20 - 25 тысяч рублей. И это произошло очень быстро. Вчера еще была уравниловка, и все были равны. Многие, в том числе социологи, говорили, что вообще учителям комфортнее быть равными в бедности и очень некомфортно быть неравными в достатке. То есть видеть, что кто-то получает 25 тысяч, а ты остаешься на 5-7, при том что объем работы ты делаешь такой же, только кто-то считает, что качество у другого лучше. Героизм директора в том, чтобы уйти от уравниловки. Мы устраивали в регионах специальные телепрограммы в прямом эфире, чтобы объяснить, за что и как платить учителю. Были очень бурные споры, за что платить, что такое результат и качество и кто это определяет.

    Какова роль чиновников и общественников, какой баланс между ними? Бурные дискуссии были по поводу того, включать ли ребят, учеников в школьный совет. Я за то, чтобы в школьных советах было больше недавних выпускников. Они, конечно, будут оценивать учителей по своему личному опыту. Но есть еще родители, они тоже могут ходить на уроки, хотя, как правило, не делают этого. Большинство директоров обращаются к профессиональным экспертам, посещающим занятия и оценивающим деятельность педагога. Существуют специальные комиссии. Подобная комиссия есть в Институте усовершенствования учителей. Можно подобрать и другие способы. Например, опросы детей. Когда речь зашла о большом объеме денег, стали применяться более тонкие, более системные способы, а не только натуральные - пошел-посмотрел. Например, чтобы выяснить, как меняется атмосфера в классе, нужна социометрия. Необходимо понимать, что мы имели вначале и что мы имеем на выходе. Это более сложные, более тонкие материи.

    Я считаю, что при новой системе оценки качества необходимо оценивать все результаты работы учителя, причем не только абсолютные величины, "пятерки" и олимпиады, а индивидуальный прогресс ребенка в самых разных направлениях, а не только в учебе. Если школьные советы будут работать в таких рамках, будут просить школьного директора проанализировать труд каждого из учителей, а не только успеваемость учеников, сколько первых мест заняли, но и индивидуальный прогресс ребенка. Например, есть учитель, который хорошо готовит к олимпиаде, и есть учительница, ученики которой, может быть, абсолютных результатов не показывают, но у нее двоечники стали чуть-чуть лучше - была шпана, а она их привела в "порядок". Вот это и называется индивидуальный прогресс.

    в: Таким образом управляющий школьный совет не ставит учителю отметок, а оценивает нечто иное, нюансы, так сказать?

    о: Необходимы терпение и выдержка, чтобы досконально изучить все достоинства и недостатки учителя. Крайне важно, чтобы в докладе директора управляющему совету была эта информация. Необязательно всех преподавателей обсуждать на заседании. Можно взять доклад директора и неделю его изучать, а потом прийти на заседание и сказать, что по всем учителям ты согласен, кроме Марьи Ивановны. Вот заслуги Марьи Ивановны и будут обсуждаться. Таким образом работа управляющего совета приобретает черты профессионального анализа. Только после этого директор подписывает ведомость, на которой в уголке написано "Согласовано управляющим советом школы".

    в: Как часто должен оценивать управляющий совет школы деятельность учителей?

    о: На эту тему было много самых разнообразных дискуссий. Сейчас оптимальная схема выглядит следующим образом: учителей оценивают раз в полгода по результатам предшествующего этапа. Происходит это в августе и в декабре. Тогда устанавливаются соответствующие коэффициенты. В некоторых учебных заведениях оценка качества работы учителя происходит раз в три месяца или в четверть. Недавно я разговаривал с представителями управляющего совета одной из школ. Они каждый месяц собирались, но из этого ничего не получилось. Главный "героизм" в том, чтобы решиться, осмелиться самых лучших действительно поощрять по максимуму, средних поощрять по-среднему. В последние годы директора вынуждены были увеличивать количество ставок, чтобы получить больше денег. Часто на эти места попадали случайные люди. К огромному сожалению, до 30 процентов учителей старшеклассники и родители обвиняют в непрофессионализме. Это показывают и опросы, и фокус-группы, об этом говорят на собеседованиях. 30 процентов - это очень большая цифра. Может быть, так всегда было, только не проявлялось. Неоднородность учительского корпуса всем видна, всему обществу. Следовательно, и на зарплате это должно отражаться. И вот мужество директора заключается в том, чтобы назвать открыто лидеров и нелидеров.

    в: Школьным директорам пришлось стать хорошими менеджерами. Насколько удалось преодолеть возникшие трудности?

    о: Тут возникла неожиданная сложность. Хорошие менеджеры - это в первую очередь директора эпохи 90-х годов, они очень хорошо научились "затыкать" дыры. А проект преследует совершенно иные цели. Если регион или школа победили, то возникает некий избыток средств. И необходимы другие качества: нужно уметь планировать, определять приоритеты. Возникла ситуация, когда необходимо достаточно быстро выбрать, на что потратить деньги - отдать учителям, купить оборудование, организовать поездку. В этом смысле "новые" директора физически те же, но по сути стали другими. Поняв, что денег стало чуть больше, чем надо для покрытия нужд, они научились думать стратегически, выявлять приоритеты школьной политики. Раньше "миссия школы" было чуждым понятием, взятым у Запада. Когда зарплату задерживают, на мел не хватает, на тряпки, то о какой миссии может идти речь? ! А тут появились деньги, и люди стали думать, в чем миссия их школы, кроме того, что детей 40 минут держать в классе. Сейчас в пилотных регионах появились "новые" директора, для которых миссия и уклад школы, философия образования - не пустые слова, а выбор усилий, траты денег, кадровая политика и т. д. Проблема в том, как этих директоров институционализировать. Я бы в их руки отдавал экспертизу учебников, учебных стандартов, законопроектов.

    в: Для директоров школ была разработана специальная программа повышения квалификации. Сколько людей ее прошли?

    о: Директора обучались на разных курсах, но когда они включились в комплексный проект модернизации образования, мы запустили электронный мониторинг. И большая часть усилий по повышению квалификации пошла на освоение учителями электронно-цифровых форм управления. Наша мечта: в результате осуществления проекта у каждой школы должен появиться унифицированный, то есть одинаковый для всех паспорт, публичный отчет, в котором были бы все данные о ней. Таким образом для проверки деятельности школы уже не надо будет ехать в нее, не надо дергать людей, просить бумажные справки, можно просто зайти на сайт, получить там все данные и сделать выводы.

    В этом смысле перспектива развития КПМО - это, конечно, электронный формат управления школой. Но нужно, чтобы электронный паспорт, отчет школы, дневник были признаны на государственном уровне, чтобы это был не просто публичный отчет, а документ государственный, который принимают МВД, Минздравсоцразвития и все проверяющие органы. Я думаю, что в 2009-20010 годах он должен стать официальным. Тогда тот, кто хочет остаться директором, должен будет проходить аттестацию на владение этим форматом управления. То же самое касается и учителей.

    в: А могут директора и учителя получать какую-то оперативную поддержку?

    о: В настоящее время существует система дистанционного консультирования по 31 региону. Я, например, веду дистанционное аудиовизуальное консультирование практически каждый день, в основном региональных руководителей. Но эта деятельность требует определенной компетенции не только от меня, но и от руководителей, которые обращаются за помощью. Сформулировать вопрос-проблему в сжатом виде - это тоже требует определенных усилий. Теперь нет необходимости ездить каждый месяц на совещание в Москву, теперь можно быстро и вопрос решить, и квалификацию повысить. Но пока все идет с большим трудом, потому что начальнику кажется, что если он с другим начальником лично не поговорит, то вопрос не решится. А этот проект задает совершенно иные, в том числе и психологические форматы взаимодействия.
Категория: Образование в России | Просмотров: 1029 | Добавил: Гирева_Ольга | Дата: 10.12.2008

В колледже началась подготовка студентов в рамках программы
Intel Обучение для будущего
Категория: ИКТ | Просмотров: 1545 | Добавил: okpep | Дата: 06.12.2008

Сегодня 6 декабря в колледже пройдет родительское собрание
подробности читайте в понедельник
Категория: Официоз | Просмотров: 1041 | Добавил: okpep | Дата: 06.12.2008

19 декабря пройдет традиционный смотр-конкурс «Рождественские встречи» среди студентов образовательных учреждений среднего профессионального Кировской области
здесь ВЫ найдет исчерпывающую информацию о проведении этого мероприятия

Категория: Образование в Кировской области | Просмотров: 980 | Добавил: okpep | Дата: 05.12.2008

Кировчанка - победитель Всероссийского конкурса деловых, инновационно-технических идей и проектов 2 декабря 2008

На имя Губернатора области Н.И.Шаклеина поступило письмо из общероссийской общественной организации «Молодежный союз экономистов и финансистов РФ». В письме выражена признательность за успешное и эффективное проведение в области государственной молодежной политики и реализацию национального проекта «Образование».

В письме также сообщаются итоги IV Всероссийского конкурса деловых, инновационно-технических идей и проектов «Сотворение и созидание будущей России». Конкурс проводился в 2007-2008 годах МСЭФ в целях поддержки научного творчества молодежи и привлечения государственного и общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала России. В нем приняли участие более 1000 молодых людей из 67 регионов России и Республики Беларусь.

В числе победителей названа аспирантка кафедры менеджмента и маркетинга Вятского государственного университета Юлия Олеговна Бакланова, представившая на конкурс проект, направленный на развитие биотехнологического производства. Ю.О.Бакланова уже становилась победителем VI и VII Всероссийской олимпиады развития народного хозяйства России в 2006 и 2007 годах, а также победителем III Всероссийского конкурса деловых идей и деловых проектов «Сотворение и созидание будущей России!» в 2007 году.

«Победитель из вашего региона показала хорошие знания, проявила методический и инновационный подход в своих трудах и может уже в ближайшее время составить достойный кадровый резерв для государственной службы как на региональном, так и на федеральном уровне», - подчеркнуто в письме.

Также сообщается, что до 31 декабря текущего года пройдут:

•IX Всероссийская олимпиада развития народного хозяйства России,

•VI Международная олимпиада по экономическим, финансовым дисциплинам и вопросам управления,

•V Всероссийский конкурс деловых идей и деловых проектов «Сотворение и созидание будущей России!»,

•II Всероссийский конкурс на лучший проект по студенческому самоуправлению «Россия сильна тобою».

Цель конкурсов - содействие формированию экономической культуры в РФ, стимулирование качественного роста научно-исследовательской и творческой работы студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов.

Подробную информацию об этих олимпиадах и конкурсах можно найти на сайте МСЭФ www.msef.ru.

Пресс-центр Правительства Кировской области
Категория: Образование в Кировской области | Просмотров: 1152 | Добавил: Гирева_Ольга | Дата: 02.12.2008

 Положение о Государственной итоговой аттестации подписано министром образования и науки Андреем Фурсенко и отправлено в минюст.

    О том, как будут сдавать "единый" выпускники и абитуриенты в 2009 году, рассказала глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова.

    Итак, ЕГЭ-2009 пройдет в России с 26 мая по 19 июня по 13 предметам. Два из них обязательные. Это русский язык и математика. Остальные - химия, физика, литература, информатика, география, история, обществоведение, биология, иностранные языки (английский, французский и немецкий) - по выбору ученика. Причем теперь никто не обязывает школьников выбирать определенное количество необязательных предметов. Можно и вовсе их проигнорировать - при успешной сдаче русского и математики им уже обеспечен аттестат. Другое дело, что в вуз в этом случае они поступать уже не смогут. Но дорога в учреждения начального и среднего образования им открыта.

    Если же следующей ступенькой образования школьник видит именно вуз, то в срок до 1 марта 2009 года он должен подать в школу заявление, где укажет, какие именно экзамены по выбору будет сдавать.

    Высшие учебные заведения в свою очередь обязаны не позднее 1 февраля объявить правила приема и перечни вступительных испытаний по каждому направлению подготовки. То есть к этому сроку все абитуриенты уже точно будут знать, какой экзамен необходим для поступления в вуз на выбранную специальность.
    Интересно, что сейчас в Рос обрнадзоре готовится инструктивное письмо, в котором, по словам Любови Глебовой, содержатся рекомендации школам проводить перед ЕГЭ итоговые сочинения по литературе и контрольную по математике в качестве своеобразного допуска к "единому".

    - Итоговая государственная аттестация предваряется допуском. Это то, как сама школа аттестует ребенка, - объяснила Глебова. - По традиции это среднеарифметическое между годовыми оценками за 10-й и 11-й классы с округлением в большую сторону. Мы рекомендуем выставлять эту оценку с учетом сочинений и контрольных.

    А вот абитуриентам двадцати с лишним российских вузов, в том числе МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургского госуниверситета, для поступления, возможно, и не хватит одного свидетельства о сдаче ЕГЭ.

    - 43 вуза подали в Рособрнадзор заявки на проведение дополнительных испытаний, 24 из них получили право такие испытания проводить, - рассказала Глебова. И подчеркнула, что дополнительные экзамены - это ни в коем случае не замена ЕГЭ. В выбранных вузах обязательно будут учитывать результаты "единого", но по профильным предметам смогут проводить собственные собеседования, письменные работы.

    Кстати, сейчас готовится приказ министерства образования и науки, определяющий перечень предметов, необходимых для сдачи при поступлении на ту или иную специальность. Таких предметов будет четыре: русский язык, профильный предмет и еще два экзамена по специальности.
Категория: Образование в России | Просмотров: 1018 | Добавил: Гирева_Ольга | Дата: 02.12.2008


«Чемоданное настроение»
- так назывался сценарий семейного праздника семьи И.А. Вираг, на межрегиональном фестивале-конкурсе «Ее величество семья», проходившем 21 ноября в г. Кирове. Ирина Анатольевна и Карл Карлович с детьми явились победителями районного конкурса, поскольку очень тщательно готовились к нему, включая в выступления презентации фильмов. В содержание областного конкурса входили также творческая визитка, «Семейная вкуснятина», «Наша родословная», «Прикладное творчество». Всего принимало участие 50 семей в 4-х номинациях. В номинации «Российская семья» семья Ирины Анатольевны среди 22 семей заняла 2-ое место.
Впечатления у нашей преподавательницы о конкурсе самые приятные: «Сколько талантливых, дружных семей проживает в Кировской области!» Ну, а мы гордимся нашей неутомимой, энергичной коллегой и желаем ей дальнейших успехов!

Вот несколько советов от Ирины Анатольевны, как создать дружелюбную и теплую обстановку в доме. А самое главное, как завоевать и сохранить любовь и преданность мужчин. Как говорит народная мудрость "Путь к сердцу мужчины лежит через его желудок", так что "девочки" учитесь.

Цеппелины (Литовское блюдо)

Ингредиенты: 1 кг картофеля, 300 г пшеничной муки, 1 ст. ложка сметаны, 2 яйца, фарш для пельменей, соль по вкусу.
1 кг картофеля отварить, горячим протереть через сито, протертый вареный картофель, соль и густую сметану. Приготовленную картофельную массу разделить на небольшие комочки, посередине каждого сделать углубление, положить в него чайную ложку фарша, края теста защепить, придать клецкам форму цеппелинов. Варить цеппелины в слегка подсоленном кипятке. Признак готовности: клецки после всплытия снова идут на дно. Выбрать цеппелины шумовкой, подать с растопленным маслом или сметанным соусом., брусничным вареньем. 



Гомбовцы по-закарпатски

Ингредиенты: 1 кг картофеля, 300 г пшеничной муки, 2 яйца, 30 г сахара, 200 г повидла или ягод (фруктов), 100 г сухарей, 100 г сливочного масла, соль по вкусу, сахарная пудра.
Очищенный картофель отварить в подсоленной воде, пропустить через мясорубку, добавить муку, яйца, сахар и хорошо перемешать. Подготовленную массу раскатать слоем толщиной 2 см и вырезать кружочки. На середину каждого кружочка положить сливовое повидло и сформовать шарики. Отварить гомбовцы в кипящей воде. Готовые гомбовцы положить на сковородку с поджаренными на сливочном масле сухарями и хорошо обвалять их, посыпать сахарной пудрой.



Торт «Графские развалины»

Ингредиенты: 2 яйца, 1 стакан сахара
1 стакан сметаны, 1 ч. Ложка соды (гашёная в уксусе), 1,5 стакана муки.
Испечь 2 коржа. Один корж разломать на кусочки, обмакнуть в сметану, взбитую с сахаром или в сгущенное молоко. Залить торт глазурью.
Глазурь: 3 ст.л. какао, 3 ст.л. сметаны, 4 ст.л. сахарного песка. Кипятить 10-15 минут.

Приятного аппетита!!!


Категория: Колледж | Просмотров: 1403 | Добавил: Гирева_Ольга | Дата: 01.12.2008

. ВЕНЕДИКТОВ: 22:10 в Москве. Мы попросили Сергея Корзуна уступить это место. Обычно здесь выходит программа "Без дураков", на следующей неделе она выйдет обязательно. У нас в гостях Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ. Добрый вечер.

А. ФУРСЕНКО: Добрый вечер.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я должен сказать, что по количество вопросов, которые пришли на сайт, Вы побили рекорд. Двести шесть вопросов было час назад, наверное сейчас больше. Это ни хорошо, ни плохо, это просто факт. Я попытался сгруппировать несколько вопросов, в основном буду опираться на вопросы наших слушателей. Напомню вам, что у нас работает смс - +7-985-970-45-45. Не забывайте подписываться, анонимные вопросы я задавать не будут. Мы договорились, что часть вопросов, есть конкретные вопросы, и есть вопросы, которые объединяются, мы передадим в Ваше министерство. И Вы через наш сайт ответите, мы через некоторое время, как это было с Валентиной Матвиенко, вывесим Ваши ответы на вопросы.

А. ФУРСЕНКО: Замётано!

А. ВЕНЕДИКТОВ: Замётано. И первый вопрос, который я хотел бы задать? Тут и 11-классница из Кемерово пишет, и учитель из Коломны с тем же самым вопросом. Это связано с ЕГЭ. Грубо говоря, звучит так: неужели нельзя сделать так, что бы дети, которые будут в конце года сдавать ЕГЭ, уже 1 сентября знали, как они будут сдавать экзамены. До сих пор, например, в Кемерово, девочка 11-классница, звонит в институты, как это будут сдавать, ничего не известно. Как это сделать, чтобы это было установлено?

А. ФУРСЕНКО: Я думаю, что почти что сделали так, потому, что со следующего года это уже будет в регулярном режиме.

А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть, 1 сентября все будут сдавать, кто сдаёт и как принимают, да?

А. ФУРСЕНКО: Да. В этом году мы впервые издаём приказы Министерства. Один из них - это приказ об итоговой аттестации. Второй о том, как будут приниматься результаты экзаменов в ВУЗы.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И в какие ВУЗы как.

А. ФУРСЕНКО: На какие специальности как. И вот эти приказы должны быть и будут подписаны до 1 декабря. Затем они пройдут регистрацию в Министерстве юстиции, и после этого они будут представлены народу.

А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть, правильно я понимаю, что до 1 января все 11-классники будут знать, какие ЕГЭ они у себя сдают обязательно и какие ВУЗы какие ЕГЭ у себя там, как в Кемерово, они будут сдавать? А в следующем году - с 1 сентября.

А. ФУРСЕНКО: Я даже рассказать могу, если надо.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Пожалуйста.

А. ФУРСЕНКО: Во-первых, два обязательных экзамена - русский и математика. В форме ЕГЭ все школы. Кроме этого, есть ещё 13 экзаменов, не буду я их перечислять, примерно понятно. Из них школьник выбирает, какие экзамены он хочет сдать.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Сколько?

А. ФУРСЕНКО: Сколько хочет. Может вообще ничего не сдавать.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет, всего сколько он должен сдать?

А. ФУРСЕНКО: Два обязательных для того, чтобы получить аттестат. И больше ничего не сдавать. И никуда не поступить.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Почему?

А. ФУРСЕНКО: Для того, чтобы поступить в ВУЗ, ему требуется ещё два экзамена. Какие это экзамены, он может определить, когда будет этот приказ, на какую специальность какие экзамены являются обязательными. То есть, там структура такая будет - на все специальности обязательный экзамен - это русский язык. Дальше выделяется один профильный экзамен. Например, по точным наукам это будет та же самая математика, может быть, физика. И плюс к этому называется ещё два дополнительных экзаменах. Это то, что в подготовленном приказе.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Давайте разбёрем. Я школьник. Я сдаю в 11 классе обязательных два экзамена, и если я больше ничего не хочу сдавать, то что я получаю?

А. ФУРСЕНКО: Аттестат и свидетельство о том, что у Вас по этим двум обязательным экзаменам получены такие-то оценки по 100-бальной шкале по математике и по русскому.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И поступать я с этим не могу?

А. ФУРСЕНКО: Когда Вы придёте в ВУЗ, в любой ВУЗ, от Вас потребуют результаты ЕГЭ по тем предметам, которые необходимы для того, чтобы поступить в этот ВУЗ.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Предположим, я поступаю в Кемеровский педагогический, я должен узнать, какие экзамены на истфак требует ЕГЭ и сдать их в школе?

А. ФУРСЕНКО: Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Плюс математика и русский.

А. ФУРСЕНКО: Это будет не на истфак Кемеровского педагогического, это будет истфак. Какой бы он не был. Например, история и английский язык, например. Иностранный язык.

А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть, я выбираю свои экзамены в школе, исходя из того, что я должен принести в какой-то из ВУЗов.

А. ФУРСЕНКО: Но если Вы не определились, если Вы думаете, что может быть, пойдёте на экономику, а может на историю, то Вам, может быть, придётся сдавать не два экзамена по форме ЕГЭ, а три.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я понимаю. То есть, я выбираю. Теперь ещё один вопрос. Вот школа. И я единственный из школы, 60 11-классников. И я единственный, кто хочет сдать историю. Что тогда происходит?

А. ФУРСЕНКО: Да ничего, потому, что Вы сдаёте экзамены не в школе.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну хорошо! Вот в этой деревне, мы же говорим, что люди из удалённых районов должны иметь доступ. Где-нибудь в Корякском крае, я единственный в этом округе, кто собирается сдавать немецкий язык. Что происходит тогда? Куда мне обращаться? Это очень важно. Как это будет технологически?

А. ФУРСЕНКО: Вы должны заранее уведомить своё образовательное учреждение, какой экзамен Вы хотите сдавать?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Заранее за сколько? Месяц, два?

А. ФУРСЕНКО: Приказ ещё не подписан, но это должно быть где-то в мае.

А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть, за месяц-полтора.

А. ФУРСЕНКО: Да. И к этому, в день экзамена вам будет вручен пакет с контрольным материалом, вы заполните его, и после этого те, кто будет проводить экзамены, им всё равно, какой вы экзамен сдаёте. Они его опечатают и сдадут в центр, где будет определяться качество ваших ответов.

А. ВЕНЕДИКТОВ: В следующем году правила будут с 1 сентября известны.

А. ФУРСЕНКО: Правила - да. Единственное, что может появиться, я не знаю, будет ли 1 сентября, потому что, например, по итогам экзаменов будут сделаны предложения, что на какие-то профильные предметы надо изменить, ВУЗами будут сделаны предметы, чтобы они оценили поступающих. И они говорят, что на вот такой профильный предмет надо дополнительный экзамен, например, не история, а обществоведение. Поэтому надо будет какое-то время для того, чтобы оценить эти предложения. И может быть, принять обоснованное решение.

Но я хочу сразу встречно добавить. Я прочёл один из вопросов, Вы их обобщали, а я читал один. И тоже из Кемерово, там написала мама какая-то. Она написала, что объявите скорее, какие будут экзамены, а то приходится учить всё. Вообще, в школе надо учить все те предметы, которые есть в расписании. Независимо от того, какие экзамены в ВУЗе. Я считаю, что мы в школе знания получаем.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Хорошо. Ещё один вопрос. Вернее два. Вы недавно высказались по поводу возвращения к сочинению, как к экзамену обязательному по литературе. В какой это стадии? Принято ли решение, что все будут писать сочинение, не в форме ЕГЭ, естественно, а как сочинение.

А. ФУРСЕНКО: Решение окончательное ещё не принято. Считаю, что это было бы полезным. Это может коснуться не только сочинения.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Так? Начали накидывать!

А. ФУРСЕНКО: Нет. Экзамены, которые не входят в ЕГЭ, но при этом которые предлагается сдавать. Например, национальные языки.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы вернёмся к этому.

А. ФУРСЕНКО: Мне казалось бы правильным, если бы мы предложили всем школьникам по окончанию школы написать сочинения.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Что такое предложили? Когда так говорит Министр - это обязательно. Или делайте его обязательным, или это тоже по выбору. Это как?

А. ФУРСЕНКО: Решение окончательное не принято. Мнение в том, что должно быть обязательное сочинение после окончания 11 класса.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И ещё один вопрос по ЕГЭ, он частный. Ирина из Москвы: "Мой сын заканчивает музыкальное училище в 2009 году. Какие ЕГЭ он должен сдавать по окончании среднего специального учебного заведения и как это будет учитываться при поступлении в Консерваторию?"

А. ФУРСЕНКО: Консерватория - это некий особый случай. Два обязательных экзамена он должен сдавать.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И может быть сочинение.

А. ФУРСЕНКО: Опять же, это не есть ЕГЭ.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Как экзамен.

А. ФУРСЕНКО: Это способ добиться того, чтобы люди все годы обучения в школе изучали и проявляли интерес к литературе.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Андрей Фурсенко у нас в гостях. Ещё раз, идём чуть дальше. Вы затронули тему национальных языков. Недавно был форум в Казани. И здесь очень много вопросов из Казани, видимо, местная казанская пресса это широко освещало. Кроме того, нас сейчас слушают в Казани, я хочу, чтобы Вы рассказали своё видение, в чём возникла проблема у казанского руководства с одной стороны, и в чём Ваше видение того, что такое национальные языки. Сейчас по ЕГЭ и по преподаванию.

Я вижу массу вопросов, что очень много татарского языка. В английской школе 5 часов в неделю, как мне пишут, я не могу проверить, татарского языка и 3 часа английского. Причём, английский знают лучше, как пишет человек. Забыли про Татарию, Мордовию, Чувашию, неважно. Национальные языки.

А. ФУРСЕНКО: Проблема в том, что у нас в конце прошлого года был принят закон о новой структуре образовательного стандарта. И он принципиально изменил подход к образовательным стандартам. Раньше у нас было три компонента - федеральный, региональный или национально-региональный и образовательного учреждения компонент. Было разбито по долям: 75% федерального, до 15% национально-регионального и школьного компонента - до 10%. Вот каждый имел свою делянку.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но ведь национально-региональный не обязательно языки были. Они могли вводить историю края на русском языке, информатику.

А. ФУРСЕНКО: Информатика, краеведение, всё, что угодно. Мы принципиально по-другому подошли к стандартам. Вообще, к понятию стандарта. В понятие государственно-образовательного стандарта вошли требования не к содержанию, а к результатам обучения. В стандарте должно было быть точно описано, что человек должен знать и уметь после прохождения того или иного курса.

Далее - вошли требования к условиям, в которых учатся школьники. Это принципиальнейшая вещь, такого никогда не было. Сегодня в стандарте существует требование к условиям, это помогает нам изменять к лучшему условия обучения в школе. Потому, что есть законодательные требования. В стандарте выделено две части?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Которые будут?

А. ФУРСЕНКО: Которые будут в будущем.

А. ВЕНЕДИКТОВ: С 1 сентября 2009 года.

А. ФУРСЕНКО: Которые будут вводится. Это не значит, что везде будут введены. Инвариантная часть - это 70% от общей части. Инвариантная часть - это то, что должно быть инвариантно по всей стране. И которая принимается, вводится, согласуется на федеральном уровне. Есть вариативная часть - 30%, которая вводится по решению учреждения. То есть?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Не региона, а учреждения.

А. ФУРСЕНКО: Учреждения. Каждая школа принимает решение, что должно быть в этой вариативной части. Обратите внимание, что это больше, чем региональная и школьная часть вместе взятые.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я уже посчитал.

А. ФУРСЕНКО: При этом, в рамках инвариантной части мы считаем принципиально важным, должны учитываться особенности региона, особенности того, где эта часть внедряется.

А. ВЕНЕДИКТОВ: В 70%, школы к этому не имеют отношения.

А. ФУРСЕНКО: В 70%, когда мы готовим эту инвариантную часть, то в подготовке этих стандартов, это не значит, что во всех школах только такая, что невозможны определенные разветвления и предложения. И с самого начала мы сказали, что должны готовить эту часть с участием субъектов федерации. То есть, они должны влиять на содержание. Причём, это подразумевается во всём законе. И де-факто, сейчас готовятся новые стандарты, активное участие принимают в их подготовке представители самых разных регионов, в первую очередь Татарстан.

Но у представителей разных регионов возникло опасение, а вдруг их мнение не учтут, а вдруг задавят местные языки.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Особенно языки, давайте говорить честно.

А. ФУРСЕНКО: По поводу языков, я считаю вообще неправильно, потому, что есть закон о языках, который чётко регламентирует роль родных языков и необходимость преподавания их в соответствующих регионах. То есть, там есть другое законодательство, которое так же обязательно к исполнению, как законодательство об образовании.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это внутри этой федеральной инвариантной части, получается.

А. ФУРСЕНКО: Они относятся ко всему. Закон об языках относится и к инвариантной, и к вариативной части. Но мы, учитывая эти опасения, мы собираемся предложить, даже усилить закон об образовании ту часть, которая касается роли субъектов федерации, роли регионов, мы предлагаем законодательно добавить в закон об образовании то, что в разработке этой инвариантной части, участие, совместно с уполномоченными государственными органами принимают и представители субъектов федерации, в части учета региональных, национальных однокультурных запросов граждан в обществе.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но смотрите, с другой стороны, те вопросы, есть вопросы - дайте сохранить наши родные языки. С другой стороны с того же Татарстана - замучили татарским языком. Что делать родителям, которые вот замучены?

А. ФУРСЕНКО: Вот именно поэтому мы и говорим, что есть инвариантная часть. И я считаю принципиально важным, что если ты живёшь в Татарстане, ты должен иметь возможность изучать татарский язык, это очень важно. И во-вторых, мне кажется, что должен изучать, даже не просто возможность, это некая обязательность, потому, что ты живёшь в сообществе, в той части страны, где этот язык является родным. И из уважении к этой части ты должен заниматься.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Баланс.

А. ФУРСЕНКО: С другой стороны, есть мнение школьного учреждения, есть мнение родителей, школьного совета. И вот этот баланс должен, с моей точки зрения, определяться в значительной степени мнением этого локального сообщества. Я считаю, что любой диктат, будь то федеральный или региональный, не допустим.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я вернулся бы к ЕГЭ, до Новостей у нас 3,5 минуты. Если я поступаю через год? - спрашивает Саша. Я сдал эту математику, русский, социологию, историю, сдал пять экзаменов. По каким-то причинам, по семейным, в армию ушёл, вынужден был пойти работать. Прошёл год, два, три. Я хочу поступить.

А. ФУРСЕНКО: Через год ваш экзамен будет принят. На следующий год. Через год, дальше есть специальные правила, если вы ушли в армию, то тоже будут приняты. Но если вы сдали экзамен, потом 3-4 года никуда не ходили, потом пришли. Вам придётся сдавать снова.

А. ВЕНЕДИКТОВ: ЕГЭ? Вместе со школьниками?

А. ФУРСЕНКО: А как Вы думаете?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я просто уточнил.

А. ФУРСЕНКО: А если вы через 3-4 года стали поступать без ЕГЭ? Вы сдавали бы вступительные экзамены. Воспринимайте в этом случаи экзамены ЕГЭ как вступительные. Аттестат у вас есть, поэтому всё в порядке.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ещё один вопрос. Две минуты у нас. Спасибо, что быстро ответили. Я бы вернулся к кризису и кредитам. Первое. Вы сказали о том, что те, кто взял образовательные кредиты, и с которым сейчас, видимо, что-то происходит, Министерство сделает всё, чтобы студентов не отчисляли за неуплату денег за обучение. Что Вы можете здесь сказать?

А. ФУРСЕНКО: Во-первых, мы договорились с руководителями ВУЗов о том, что они пролонгируют возможность для ребят, которые не сдали вовремя деньги.

А. ВЕНЕДИКТОВ: А сколько пролонгируют? Мы же не знаем, сколько кризис будет.

А. ФУРСЕНКО: Они пролонгируют эту сессию. До окончания сессии мы даём возможность учиться. Во-вторых, я могу сказать, что эта программа "Кредо" с банком "Союз" делают все возможное для того, чтобы решить вопросы. И я могу сказать, что подавляющее большинство контрактов и договоров выполнено, и деньги выделены.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Подождите. Иван Сидорин, строитель из Щёлково: "Многим студентам, и моей дочери в том числе, в начале учебного года не дали образовательный кредит по программе "Кредо". Замечательная программа, помогающая молодым людям. Но что с этим делать? Нельзя ли подключить к этой программе Сбербанк, ВТБ и другие?

А. ФУРСЕНКО: Уже подключены. Есть согласие Сбербанка включиться в эту программу и взять это на себя. Но есть определенные технические проблемы. Поэтому варианта сейчас два. Первый - возможен вариант, когда банк "Союз" вместе с этой программой "Кредо" встанет на ноги и продолжит программу сам. Второй вариант - мы найдём ситуацию, Сбербанк готов перевести эти кредиты туда, но при этом не исключено, что изменятся условия.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Андрей Фурсенко - Министр образования. Сразу после Новостей мы вернёмся в студию, здесь есть ещё вопросы по платному образованию, я обязательно их задам.

НОВОСТИ

А. ВЕНЕДИКТОВ: 22:33. Андрей Фурсенко - Министр образования и науки у нас. Я опираюсь на ваши вопросы. Остальные передам в Министерство и на нашем сайте вы сможете получить ответы. Я нашёл эту девушку, Ирину Чупрасову из Кемерово, из России. Она говорит: "Всё будет известно, в каком ВУЗе, в феврале, а кто-то говорит, даже в мае по ЕГЭ".

А. ФУРСЕНКО: Ещё раз повторяю. 1 декабря будут подписаны приказы. Какое-то время на регистрацию их в Минюсте, в этом году будет всё известно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ещё один вопрос. Вадим Фурдуев, пенсионер из Москвы: "Возможна ли оплата обучения в рассрочку на платном отделении государственного ВУЗа в Москве? Есть ли нормативные документы Минобразования на этот счет?" Нет? Опытный человек спрашивает.

А. ФУРСЕНКО: На эту тему есть договор между ВУЗом и поступающим туда.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Кстати, вопрос был отдельный по МГУ. Будет ли МГУ и некоторые другие ВУЗы, которые стояли чуть в стороне от ЕГЭ, принимать эти документы?

А. ФУРСЕНКО: Принимать будут все. Есть некоторое количество ВУЗов, небольшое, в которых в силу того, что там большие конкурсы, будут вводиться дополнительные испытания. Это означает, что человек приносит результаты ЕГЭ, но помимо этого он будет сдавать, ему будет предложено сдать ещё экзамен, потому, что конкурс между людьми с высокими баллами ЕГЭ достаточно высокий. И в силу этого есть специально утверждённый правительством список ВУЗов, по которому разрешено проводить дополнительные испытания.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Когда будет известно, какие испытания?

А. ФУРСЕНКО: Список этот будет известен тоже в этом году. Я думаю, что испытания должны уже обозначить сами ВУЗы, но я думаю, что в этом году или в самом начале следующего, не позже, чем обычно ВУЗы объявляли о своих экзаменах, список тоже должен быть известен.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Сергей Давыдов, физик из Санкт-Петербурга: "Прокомментируйте, г-н Министр тот факт, что даже наши лучшие университеты не попадают в ведущую сотню мировых?"

А. ФУРСЕНКО: Печальный факт. Существует одно из объяснений, что это связано с неправильными рейтингами. Думаю, что дело не только в них. Именно поэтому мы считаем необходимым проводить достаточно серьёзные шаги по модернизации образования. Это касается и материальной поддержки наших ВУЗов, в частности, конкурсов инновационных ВУЗов, создание дополнительных программ, которые бы позволяли ВУЗам получать новое оборудование, новые гранты на научные работы.

Кроме этого, существует целый набор критериев, которые ВУЗы должны отвечать. В частности, например, должны быть ужесточены требования к проведению научных работ в ВУЗах. Критерий к условиям обучения.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вы всегда говорили последние 4 года, как минимум, о том, что очень много расплодилось ВУЗов, вернее, их филиалов, которые выдают не знания, а удостоверение о высшем образовании, тем самым приравнивают людей, которые выходят из приличных ВУЗов, по бумагам, во всяком случае. Много говорилось о том. что Вы будете сокращать т.н. филиалы, проводить переаттестацию, сокращать, хотелось бы понять объём этой работы.

А. ФУРСЕНКО: Работа большая.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Сколько у нас всего вот это всё?

А. ФУРСЕНКО: Полторы тысячи ВУЗов и где-то 2200 филиалов.

А. ВЕНЕДИКТОВ: 377 учреждений, грубо говоря. И на какую цифру Вы хотите выйти? Вопрос неправильный. Экспертно вы уже оценили? Потому, что за каждым филиалом стоят судьбы людей, которые там учатся.

А. ФУРСЕНКО: Давайте так. Сокращение, реорганизация филиала не означает сокращение людей, которые там учатся.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Объясните. Если вдруг будет признано комиссией какой-то, что этот филиал должен быть лишён лицензии, но там пять курсов, и учатся 2 тысячи человек. Как технически это будет происходить?

А. ФУРСЕНКО: Во-первых, я оценивал филиалы, и проводил анализ. Те филиалы, в которых учатся 2 тысячи человек, они, как правило, дают более-менее нормальные знания.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Андрей, 20 человек, не имеет значение.

А. ФУРСЕНКО: А филиал, в котором учится 20 человек, вряд ли способен дать нормальные знания. И тогда надо смотреть, какие в этом городе есть ВУЗы, которые дают знания именно по этим же самым направлениям, специальностям. И предложить студентам этого филиала либо перейти на учёбу в другой филиал?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Предоставить им такую возможность.

А. ФУРСЕНКО: Перейти, может быть, продолжить образование, например, в основном ВУЗе, если он находится недалеко. У нас есть случаи, когда ВУЗ находится в столице региона, а филиал расположен в поселениях, причём, не обязательно даже городах, а в маленьких, в 30-40 км от него. Это не совсем нормально. При этом, конечно, эти студенты должны действительно учиться. Если они поступили туда, заплатили деньги и считают, что только за это они должны получить через какое-то время диплом?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Может им сразу выдать, чего мучиться?

А. ФУРСЕНКО: Нет, тогда пусть они диплом пытаются нарисовать себе в какой-нибудь конторе, потому, что цена его будет одинаковая. Если они учатся, то должны быть и будут предоставлены все возможности для этого. Я повторяю, что будут предложены либо учёба в аналогичных ВУЗах, в других ВУЗах, либо продолжение учёбы в другом филиале или в основном ВУЗе. И могу сказать, что сейчас ряд филиалов закрывается, насколько я знаю, ни один студент на улице не остался. Если он не хотел остаться на улице.

А. ВЕНЕДИКТОВ: А что такое ряд?

А. ФУРСЕНКО: Несколько десятков филиалов закрыто самими ВУЗами. Я повторяю, что я не знаю ни одного случая, когда студент, который действительно учился, вдруг остался на улице.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Насколько этот период санации, извините меня, наших ВУЗов?

А. ФУРСЕНКО: Тут не может быть и не должно быть кампании. Разные случаи возможны. Например, филиал даёт не совсем доброкачественное образование. Или филиал дублируется, есть небольшой город или большой посёлок в 10-20 тысяч человек. Там находится 2-3 филиала. Это не очень нормально. В этих случаях может быть предложено каким-то из этих филиалов перестать принимать студентов на первый курс. Если они, все-таки, знания обеспечивают. Есть возможность перейти в соседнее образовательное учреждение.

Бывают случаи, когда просто идёт издевательство над образованием, когда, конечно, учреждение надо закрывать. По моим оценкам, в течение 4-х лет количество этих точек образовательных может уменьшиться где-то на 1 тысячу, на 1,5 тысячи.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, мы откроем другие!

А. ФУРСЕНКО: Нет.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет?

А. ФУРСЕНКО: За последний год было закрыто несколько десятков, а открыто менее 10. Я могу привести пример. Открыли филиал Московского Автодорожного института в Сочи. В этом филиале будут готовить только дорожников и строителей, потому, что идёт огромная стройка. И ко мне обратился Минтранс, обратилось руководство, губернатор региона. Они сказали, что у них есть достаточно большое количество предприятий, они выделяют помещение, оборудование для того, чтобы люди, которые будут работать на строительстве Олимпийского проекта, они имели возможность одновременно учиться.

А. ВЕНЕДИКТОВ: А что будет с этим филиалом в 2014 году, когда закончится стройка?

А. ФУРСЕНКО: Это зависит от того, насколько он окажется востребованным? Дорожники нужны всегда. Объекты надо будет эксплуатировать. И учить там будут не только строителей, но и эксплуатационников. Если же окажется, что он не востребован, мы поставим вопрос о том, что он должен закрываться.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Сергей, преподаватель из Ханты-мансийского АО говорит: "А в целом что можно ожидать филиалам государственных ВУЗов?"

А. ФУРСЕНКО: Я думаю, что тут не надо делить на государственные и негосударственные. Надо делить на хорошие и плохие, дают образования и не дают образование. Те, кто дают качественное образование - дают оставаться, а те, кто не дают - должны реорганизовываться.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я хочу задать вот ещё какой вопрос. Несколько частных вопросов. Ирина Велецкая, преподаватель из Санкт-Петербурга: "Уважаемый Андрей Александрович! Можете ли Вы прокомментировать фактический запрет на использование учебников английского языка британских издательств в средних школах всей страны в пользу учебников российских авторов, которые входят в федеральный список, ведь по закону об образовании, учебник выбирает учитель, а большинство учителей английского языка предпочитают учебники ведущих британских издательств. Тем более, что ЕГЭ тоже можно сдать по британскому учебнику. Я уверена, что Вы знаете, что такое Единая Европейская школа".

А. ФУРСЕНКО: Ну, что я могу сказать?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вопрос учебников. Важно тоже.

А. ФУРСЕНКО: Я понимаю. Учебники проходят экспертизу, как вы знаете. Я говорю о школьных учебниках. Они проходят экспертизу в двух наших Академиях. РАН и Российская Академия Образования.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вряд ли британские учебники поводят нашу экспертизу.

А. ФУРСЕНКО: Мы можем, не обязательно они должны пройти. Если мы хотим этот учебник издать, если мы хотим, то мы должны получить право на переиздание, т.е. авторские права, согласие издательства. А во-вторых, он должен пройти именно эту экспертизу. Если окажется, что он пройдёт благополучно экспертизу, он будет включен в соответствующий список.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Грубо говоря, Ирина Велецкая может обратиться куда? Она хочет в своей школе учить вот по этому учебнику, купленному в 30 экземплярах в Британии.

А. ФУРСЕНКО: Она может использовать для дополнительного обучения те учебники, которые она считает нужным. По конспектам она может учить. Но есть такое понятие, как учебники, одобренные Министерством образования и науки, учебники рекомендованные. Для того, чтобы получить соответствующий гриф, этот учебник должен пройти соответствующую экспертизу.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но она его должна направить на экспертизу, если она считает, как учитель, что хочет его выбрать? Кто направит его?

А. ФУРСЕНКО: Направить должно издательство.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но оно британское.

А. ФУРСЕНКО: Нет, если британское хочет, чтобы по его учебнику учили в России, оно может это делать. А если учительница хочет использовать каким-то образом этот учебник, она может в дополнение к российским, тоже его использовать.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Что-то у нас много из Петербурга вопросов. "В Петербурге все школы и гимназии опять перешли на шестидневную учебную неделю. Дети совсем не отдыхают, в субботу учатся, в воскресенье надо делать уроки на понедельник. Почему опять вернулись к тому, от чего отказались? А ещё говорят о снижении нагрузки".

А. ФУРСЕНКО: Это надо спросить у руководства школ.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Речь идёт о снижении нагрузки. Видимо, нагрузка опять распухла.

А. ФУРСЕНКО: Это решение каждой школы. И родители, если они видят, что их дети не выдерживают, они должны просто обратиться. Есть соответствующие органы, есть школьные советы. Сказать, что хватит.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Давайте затронем ещё вопрос школьного образования. Я касаюсь истории религии и культуры. Я хочу на конкретном случае. Идёт суд сегодня в Перми, по-моему. Там отслужили молебен в классе, православный, учительница пригласила. Там был мальчик-протестант, протестанты не совершают крестного знамения. Сейчас над ним смеются дети, родители подали в суд. Он просто другой религии. Я возвращаюсь к вопросу обязательности. Какая позиция Министерства здесь?

А. ФУРСЕНКО: Вы знаете, молебен в классе - это не образовательный процесс. В принципе, это неправильно, это нарушение всяческих правил. Я думаю, что руководство пермского образования должно принять меры соответствующие.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Или воронежское? Я не помню.

А. ФУРСЕНКО: Я не слышал эту историю, мне надо понять. Потому, что в Вашем изложении это разные вещи.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Суд уже идёт.

А. ФУРСЕНКО: К сожалению, не в курсе. Что касается обязательности, я вообще говорил, что я считаю, что в рамках культурологических предметов, подходов, вообще люди должны знать и историю религии, и культуру религии, это составляющая часть нашей жизни. Но при этом это не должна быть религия, как таковая. Это моя точка зрения, я её придерживался, придерживаюсь и дальше.

А. ВЕНЕДИКТОВ: А Министерство одобрило учебник Чубарьяна или нет, я прошу прощения, по Истории религии?

А. ФУРСЕНКО: Это не единственный учебник. Очень хороший учебник подготовлен в Татарстане, в котором представлены и очень удачно изложено под редакцией Сахарова, известного нашего историка, причем, изложены очень доступно, по-моему, различные религии, которые присутствуют в нашей стране. Такие учебники мы поддерживаем и одобряем. Ребята должны знать историю, культуру религии, должны знать эту очень важную составляющую нашей жизни.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Андрей, это войдёт в 70% или в 30%?

А. ФУРСЕНКО: Не знаю.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ещё нет стандартов?

А. ФУРСЕНКО: Ещё нет стандартов, стандарты разрабатываются. Но я могу сказать, что в инвариантной части есть такая составляющая, как духовно-нравственное образование.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Под него можно всё, что угодно.

А. ФУРСЕНКО: И предложения, которые сделаны и РПЦ. И рядом других конфессий, переданы в Российскую Академию образования, которая занимается разработкой этих новых стандартов. В этой работе участвуют представители разных конфессий. Я считаю, что в том или ином виде эти знания должны быть представлены и в инвариантной части стандартов.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но это вопрос а) виды и б) преподавание. Кто преподаёт, имеется в виду.

А. ФУРСЕНКО: Любые предметы зависит от того, кто преподает. У нас любой предмет, даже такой хорошо формализуемый, как математика или русский язык можно так преподать, что вы не узнаете ни математику, ни русский язык.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Что мало не покажется, или много не покажется. Вопрос о преподавании вообще. Сначала о ВУЗовском. Когда я разговариваю с ректорами разными, я получаю диаметрально противоположные точки зрения на вопрос - что у вас с кадрами? Есть часть людей, которые говорят, что полный кошмар. Никто не идёт на преподавание. По разным причинам: по деньгам, по престижности профессии, по невозможности заниматься научной работой или наоборот.

Другие говорят, что всё блестяще, молодёжь прёт, молодые, блестящие аспиранты. Я понимаю, что средняя температура по больнице не работает. Если есть проблема кадровая в высшем образовании, то в чём она?

А. ФУРСЕНКО: Вы знаете, есть проблема в качестве ВУЗов. Это главная проблема. И Вы на это ответили, на этот вопрос. Есть ВУЗы, в которых действительно всё более-менее нормально. Проблемы есть везде. Чтобы все в шоколаде - нет нигде, наверное, такой ситуации. Но есть ВУЗы, в которых эта ситуация более-менее нормальная, есть ВУЗы, в которых ситуация очень плохая. Может быть, это и есть один из критериев, по которому какие-то ВУЗы должны оставаться и поддерживаться, а какие-то должны потихоньку реорганизовываться.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет, Андрей, это системная история по России или в основном это локальные истории по кадрам преподавательским в ВУЗах?

А. ФУРСЕНКО: Это проблема общая.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Системная.

А. ФУРСЕНКО: И скорее у нас ситуация в этом напряженная. Ситуация начала исправляться в ВУЗах, которые сегодня можно назвать лидерами. И мы и дальше планируем делать ставку именно на них.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Они должны вытащить высшее образование?

А. ФУРСЕНКО: Они могут вытащить. А мы должны делать всё, чтобы помочь им это сделать. У нас сейчас много новых программ принято. В том числе при поддержке молодых преподавателей, молодых научных сотрудников, которые работают в Высшей школе.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Смотрите, Михаил Михайлов, доцент ВУЗа из Москвы: "Сегодня, 24.11 подписали новые трудовые соглашения. Ух ты! Ничего не изменилось - доцент - ставка 900 часов в год, 6500 рублей. Комментарии будут?" Как вы привлечёте амбициозную молодежь, которая сейчас уже и отдельно жить должна?

А. ФУРСЕНКО: Во-первых, это проблема ВУЗа.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Почему?

А. ФУРСЕНКО: Новая система оплаты труда ориентирована на то, чтобы дать больше возможности каждому конкретному учебному заведению. Есть в ВУЗах средства. Я не могу сказать, чтобы всем одинаково сделать очень высокую зарплату. Но выделить тех, кто являются ключевыми людьми для этого ВУЗа.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И этим распоряжается?

А. ФУРСЕНКО: Этим распоряжается ВУЗ, ректор, с одобрения учёного совета. Конечно, есть ВУЗы, в которых это сугубо кулуарно решается. Решается либо кому-то очень много и по непонятным критериям. Либо всё это раздаётся поровну? Как вы знаете, прибавили в бюджетной сфере плюс 30%.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это в высшую школу?

А. ФУРСЕНКО: Во всю бюд

Категория: Образование в России | Просмотров: 1062 | Добавил: okpep | Дата: 29.11.2008

« 1 2 ... 210 211 212 213 214 ... 239 240 »