Главная » Архив материалов
25 декабря 2008 года исполняется 5 лет со дня основания в Кировской области Регионального центра дистанционного образования.
Приглашаем Вас принять участие в конкурсах, посвященных юбилею РЦДО, которые будут проходить во время Дней информационных технологий Кировской области:
- Коллективный гипертекст в Летописи "5 лет на "ОТЛИЧНО"
- Конкурс эссе педагогов по теме "Компьютер теперь для меня…"
- Конкурс мультимедийных разработок к уроку "Мультимедийная кубышка"
- Конкурс фотографий педагогов "ИКТ в Вятке" в Web-Picasa
- Конкурс персональных сайтов учителей
- Конкурс видеокарточек педагогов на You Tube по теме " Как технологии помогают моим ученикам учиться, а мне …"
- Конкурс сканографий
положения можно скачать здесь
http://krcdo.ru/index/0-8
Категория: Образование в Кировской области | Просмотров: 1104 | Добавил: okpep | Дата: 07.11.2008

5 ноября 2008 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев выступил с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию, в котором предложил подготовить Национальную образовательную стратегию "Наша новая школа".

Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение)

<...>

Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже "откатились". И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности.

Кроме того, система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа. Передает новым поколениям ценности нации.

Стратегия развития российского образования в целом - скоро будет утверждена Правительством. Ее реализация продолжится как в рамках национального проекта, так и с опорой на недавно принятое законодательство. Сегодня же основной акцент я сделаю на школьном образовании. Оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека. Является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны.

Совсем недавно, вместе с профессиональным сообществом - мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия - инициатива "Наша новая школа". И её составляющими станут пять направлений.

Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась.

Второе. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Третье. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно - для пополнения школ новым поколением учителей. Причём, вовсе не обязательно - только с педагогическим образованием.

Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. И хотел бы подчеркнуть - мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе. Но и сами педагоги должны внимательно относиться к ученикам, уважительно относиться к ним. Должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Четвертое. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.

Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть "ветхой" - и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно - и психологически, и физически.

Поручаю Правительству разработать в самое ближайшее время новые принципы работы школ, а также - порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. При этом - необходимо в полной мере использовать результаты, полученные в ходе реализации нацпроекта "Образование".

Пятое. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников - просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно "кивать" только в их сторону - нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход - минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения - в обществе тоже много вопросов.

Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом.

Категория: Официоз | Просмотров: 1158 | Добавил: okpep | Дата: 06.11.2008

Школы Чувашии, Забайкальского края и Иркутской области, которые первыми перешли на финансирование интернета из регионального бюджета и заключили договоры с новыми провайдерами, не испытывают проблем с доступом к интернету, заявил РИА Новости в четверг заместитель главы Рособразования Вадим Лазутин.

Накануне в ряде СМИ появилась информация, что в среду ОАО "РТКомм.ру" отключило от интернета 82 школы в трех субъектах РФ.

"Никакого отключения не было. Просто в этих регионах прошли конкурсные процедуры, и вместо "РТКомм.ру" был выбран другой провайдер. По информации, которую мы вчера получили по телефону от региональных властей, проблем с интернетом в этих школах нет", - сказал Лазутин.

Он напомнил, что в соответствии с графиком, 63 школы Чувашии, семь школ Читы и 12 школ Иркутской области первыми перешли на финансирование интернет-трафика регионами.

Подключение российских школ к сети интернет началось в 2006 году в рамках нацпроекта "Образование". На эти цели было выделено 3 миллиарда рублей из федерального бюджета. Государство тогда обязалось оплачивать доступ к сети в течение двух лет с момента подключения. Генеральным подрядчиком программы стал ОАО "РТКомм.ру". Изначально предполагалось, что в 2008-2009 годах все регионы перейдут на оплату интернет-трафика за счет собственных средств.

Так, в течение октября регионы начнут оплачивать трафик в 597 школах. В ноябре к ним добавятся еще 8 тысяч школ по всей стране.

Лазутин напомнил, что Рособразование неоднократно информировало регионы о прекращении федерального финансирования. График перехода на региональное финансирование размещен на сайте ведомства.

"Мы рекомендовали проводить региональные конкурсы, то есть один конкурс на весь регион, когда выбирается один провайдер. Для нас это было бы полезно с точки зрения управления", - отметил он.

Однако субъекты могут самостоятельно выбрать удобную для них программу действий.

"Некоторые из них проводят региональный конкурс, другие переводят деньги в муниципалитеты, и муниципалитеты уже сами проводят конкурс или прямые закупки. Третий способ, который могут выбрать регионы, - это субвенции школам, то есть деньги напрямую идут в школу, и школа уже сама заключает договор с тем или иным провайдером", - пояснил замглавы Рособразования.

"Самое главное, чтобы у школ не было перебоев с интернетом, и пока этого не происходит. Мы эту ситуацию мониторим практически ежедневно", - отметил Лазутин.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1176 | Добавил: okpep | Дата: 31.10.2008

Чтобы квалифицированно воспользоваться своими правами, родителям учеников впору вновь садиться за парты

Новая зарплата педагога предполагает активное участие управляющих советов школ в распределении стимулирующих выплат учителям. Некоторые директора школ воспринимают такой факт с опаской. Другие спешат создать "ручные" советы. А нужны ли вообще родители в школе? Об этом в беседе с корреспондентом "НГ" рассказывает замдиректора Центра образования "Царицыно", координатор федеральной группы по управляющим советам Елена Шимутина.

- Елена Николаевна, идея управляющих советов пришла к нам с Запада, где хорошо развито самоуправление. У нас положение дел несколько иное. Как и гражданское общество, управляющие советы создаются порой не по зову сердца...

- Во-первых, ничего насильно делать, естественно, не нужно.

Во-вторых, ничего не надо разрушать. Если в школе успешно работает родительский комитет, не надо спешить его заменить другим органом. У управляющего совета немного другие задачи и совсем иные возможности. Кстати, представители родительского комитета могут войти в управляющий совет и успешно с ним взаимодействовать.

В-третьих, надо помнить, что школы, как и любые другие организации, получающие деньги от налогоплательщиков, должны быть открытыми и прозрачными структурами для широкой общественности. Именно школьные управляющие, являющиеся представителями общественности, берут на себя обязанность разобраться в том, что в действительности происходит в школах.

- И все-таки о "насилии". Как образуются сегодня эти самые советы?

- Где-то наличие таких советов - обязательное условие деятельности школы. Такое правило существует для регионов, являющихся участниками комплексного проекта модернизации образования (КПМО). Где-то решение исходит от местного начальства. А где-то идет снизу, от самих родителей. Чаще всего такое происходит в московских школах.

- Какими правами наделены управляющие советы?

- В такой совет входят учителя (но не более трети), родители, ученики и другие представители общественности. Совет решает вопросы режима занятий обучающихся, осуществляет контроль над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе. Рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала школы и принимает по ним решения. Например, решает вопрос об исключении обучающегося из школы, ходатайствует при наличии оснований перед учредителем школы о расторжении трудового договора с учителем, иным работником школы, с директором школы, вносит учредителю предложения о поощрении работников и директора школы. Он наделен правом утверждать программу развития школы. Совет может улучшить положение дел в финансовом обеспечении, поиске и привлечении внебюджетных средств, а также оказать помощь в наиболее рациональном расходовании бюджетных средств.

- "А не проще ли платить руководителям учреждений больше, и тогда они будут более ответственно относиться к своему труду", - скажут вам на все это простые люди.

- Зарплата далеко не все определяет в нашем обществе. Да и директора школ тоже могут далеко не все. У управляющего совета иногда больше возможностей, чем даже у директоров школ. Он же, например, может и не "войти в положение" местного начальства, которому "сейчас не до школы"... И успехи у советов уже есть. Где-то такой совет помог установить на проезжей части у школы "лежачего полицейского" или добился переноса автобусной остановки, где-то осуществил проект радиофикации школы, где-то навел порядок в охране школьного здания. Все эти "малые дела" - реальное доказательство возможностей управляющих советов влиять на улучшение положения дел в школе. Дальше, я думаю, будет больше. И тогда в школах ремонт будут делать вовремя. Кстати, за рубежом в управляющий совет школы может войти даже человек "со стороны", не имеющий к данному учреждению никакого "родственного" отношения. Но при этом он хороший менеджер, уважаемый человек и люди всецело ему доверяют.

- Трудно представить себе наших людей, способных самоотверженно и безвозмездно заниматься школьными проблемами...

- А проще ждать милостей от больших начальников и ничего не делать? Смотреть, как разрушается школа твоего ребенка и не знать, что предпринять в этом случае? Проще вообще не знать своих прав, ведь правда?

Категория: Образование в России | Просмотров: 1045 | Добавил: okpep | Дата: 31.10.2008

В ближайшее время должны быть приняты новые стандарты педагогического образования

Сегодня в российских школах преподают около 1 миллиона 300 человек. Примерно шестая часть из них - пенсионного возраста. В это же время только собираются становиться педагогами - учатся на учителей в разных вузах России - 417,5 тысячи студентов.

Проблема подготовки учителей не раз обсуждалась на самом высоком уровне. На недавнем заседании Совета по науке, технологиям и образованию при президенте министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко говорил о том, что такое современный учитель и что он должен уметь. Сегодня, когда все высшее образование переходит на уровневую систему, разговор этот более чем кстати.

Каким быть учителю? Чем отличается педагог-бакалавр от педагога в магистерской мантии?

Под руководством ректора Российского педагогического гос университета им. Герцена Геннадия Бордовского команда профессоров из 56 педагогических вузов России разработала проект новых педагогических стандартов. Уже получены одобрения президиума Российской академии образования и положительный отклик из минобрнауки. К концу этого года стандарт должен быть принят.

Что в нем нового? Главное отличие - экспертам удалось разделить тот набор компетенций, то есть знаний и умений, которыми должен обладать бакалавр и магистр от педагогики.

- Предполагается, что учитель-бакалавр - это учитель начальной и основной школы (с 1-го по 9-й класс), - поясняет вице-президент РАО Виктор Болотов. - Магистр - уже старшая школа, 10 - 11-е классы. Учителя-магистры получают "заточку" под активную инновационную деятельность. В отличие от бакалавров магистрам "на выходе" нужно уметь организовать учебный процесс в так называемой проектной логике. Другими словами, собрать под своим руководством детей, придумать и осуществить какой-либо общий проект по теме. Педагог-магистр не только досконально знает свой предмет и азы педагогики и психологии, но и умеет "проектировать" свою деятельность, вместе с ребенком заглядывать в его образовательное будущее.

Но не получается ли, что новый стандарт таким образом лишает учеников первых двух школьных ступеней возможности учиться у более сильных педагогов? Отнюдь. Магистру никто не запрещает преподавать и в начальной, и в основной школе. Другое дело, что, допустим, учителю физкультуры проектной работой заниматься не нужно. Здесь четырехлетнего образования вполне хватит, чтобы вести на хорошем уровне уроки физкультуры. В традиционной основной школе преподаватель должен хорошо преподавать математику - без высшей математики и проектных подходов. Но сегодня российская школа уже практически полностью перешла на профильное обучение, когда в старших классах ребята выбирают направление своей будущей профессии. Именно здесь в полную силу и начинается проектная деятельность, то есть "конек" будущих педагогов-магистров.

Кроме того, педагогическая магистратура даст возможность людям других профессий, чувствующим в себе склонность к педагогике, получить необходимые знания и прийти в школу. По мнению специалистов, если, допустим, в старшей школе экономику будет преподавать профессиональный экономист, уроки будут гораздо интереснее.

Чему еще будут учить педагогов по новым стандартам? Работать с информационными ресурсами, с современным оборудованием. Дипломированный педагог, будь то бакалавр или магистр, будет в состоянии индивидуально работать с детьми разного уровня, состояния здоровья.

компетентно Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ: - Введение педагогической магистратуры позволит людям, которые получили образование не в педагогических вузах, получить дополнительные квалификации и прийти в школу. Сегодня профессия педагога не столь привлекательна, как нам хотелось бы, но и того ужаса, о котором еще некоторое время назад говорилось, уже нет. Появилось уважение к педагогу. Общество сегодня понимает, что учитель - это то, на основе чего и должна подниматься и расти экономика страны.

мнения Сергей Букинич, учитель истории гимназии N 116, г, Санкт-Петербург: - Как учить учителей? Мне вспомнился ответ Бродского на вопрос: а где вас готовили на поэта? Он ответил: "Я думал, что вообще-то это от Бога". Как и чему учить? Не по пожелтевшим от древности листочкам, больше практических занятий по психологии, методике, проведению уроков и внеклассных мероприятий с учениками.

Виктор Болотов, вице-президент РАО: - Основное в подготовке педагога - организация разумной практики студентов педвузов. Это должно быть не просто посещение школы в качестве стажера или помощника учителя. Нужны серьезная и большая работа, настоящие уроки и их осмысление, попытка понять, что происходит в реальной школе. Так называемая педпрактика с рефлексией. Если будущий учитель за все время обучения школьников не видел или видел только в "карманной" школе при педвузе, то, придя в обычную школу, он просто сойдет с ума.

Только факты По прогнозам специалистов, на 2008 - 2011 годы России необходимо подготовить около 73 тысяч педагогов. Контрольные цифры приема по направлению подготовки " Образование и педагогика" на 2008 год - 74,8 тысячи человек.

На заседании Совета по науке, технологиям и образованию при президенте РФ Дмитрий Медведев дал поручение объявить 2010 год Годом учителя.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1079 | Добавил: okpep | Дата: 31.10.2008

В октябре 2008 г. Министерство образования и науки РФ провело дополнительный этап конкурсного отбора по направлению «Государственная поддержка подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы». Принять участие в нём могли образовательные учреждения, прошедшие отборочный тур конкурса 2008 г.

В итоге победителями признаны 98 учреждений начального и среднего профессионального образования из 41 субъекта РФ. В их числе и три учебных заведения Кировской области: государственный техникум промышленности и автомобильного сервиса, профессиональное училище № 4 г. Кирова и профессиональное училище № 35 г. Нолинска.

Их победа стала возможной благодаря выполнению основного условия участия в конкурсе – софинансированию образовательных программ. Учреждения начального и среднего профессионального образования были поддержаны средствами из областного бюджета в размере более 21 млн. рублей, а также средствами работодателей в размере 85 млн. рублей.

Эти учреждения в начале 2009 г. получат субсидии из федерального бюджета на реализацию инновационных образовательных программ.

Кировский государственный техникум промышленности и автомобильного сервиса получит 30 млн. рублей на реализацию программы «Подготовка нового поколения рабочих лесопромышленного комплекса для решения актуальных задач национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам России»».

ПУ № 4 г. Кирова - 23,65 млн. рублей на реализацию программы «Развитие профессиональных и надпрофессиональных компетентностей обучающихся как способ формирования социально-профессиональной компетенции выпускников»;

ПУ № 35 г. Нолинска - 30 млн. рублей на реализацию программы «Взаимодействие образовательного учреждения с работодателями с целью подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств с опережающим уровнем знаний».

Средства, которые выделяет государство, предназначены, главным образом, для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической и учебной базы, повышения квалификации и переподготовки работников образовательных учреждений.

СПРАВКА. Направление «О мерах государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» включено в национальный проект «Образование» в 2007 г.

В 2008 году победителями конкурсных отборов стали 72 учреждения начального и среднего профессионального образования, в 2007 – 76, в том числе Нолинский техникум механизации сельского хозяйства. Техникум получил 29 миллионов рублей на реализацию программы «Создание инновационного центра многоотраслевой разноуровневой подготовки и переподготовки кадров в целях реализации национальных проектов «Образование», «Развитие АПК», «Доступное жилье» для Кировской области и северо-восточных регионов России».

Категория: Образование в Кировской области | Просмотров: 1125 | Добавил: okpep | Дата: 31.10.2008

5 октября 2008 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев провёл первое (в обновлённом составе) заседание Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте России. Данное совещание было посвящёно вопросам развития общего среднего образования в стране.


Вступительное слово Президента России на заседании Совета по науке, технологиям и образованию

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня у нас первое заседание Совета по науке, но в обновленном составе. В зале есть и приглашённые коллеги: педагоги, эксперты, представители региональных властей и общественных школьных советов. Такой состав работы имеет объяснение, потому что вопрос системных изменений в школе является основной повесткой дня нашей сегодняшней работы. Этот вопрос касается практически любого человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов национального развития.

Считаю, что наше с вами заседание должно быть не только теоретически оправданным, но и имеющим в конечном счете выход на практические последствия, должно быть непосредственно привязано к потребностям тех, ради которых мы сегодня собрались.

Что хотел бы сказать в начале нашей с вами работы? Нам нужно ответить на несколько вопросов. Первый вопрос - что является действительно актуальным для достижения высокого качества и нового содержания школьного образования? Мы этим вопросом задаёмся регулярно, что, в общем, объяснимая вещь, потому что практически каждые 10-15 лет происходят изменения системного порядка в образовании, вы сами это не хуже меня знаете.

Второй вопрос, вытекающий, по сути, из первого, - какая модель школы нам нужна в будущем, и каковы должны быть требования к этой школе? И, наконец, если мы определяемся с этой моделью, что необходимо сделать для того, чтобы её реализовать?

По данным социологических опросов, около 70 процентов российских граждан высказываются за необходимость изменений в школе. Более половины считают, что качество образования снижается, и практически столько же говорят о возрастающем неравенстве в получении образования. Это тревожные цифры. Не хочу сразу с ними согласиться, потому что всякие ощущения субъективны, но рост этих показателей настораживает.

В общеобразовательных учреждениях страны сейчас обучается 13 миллионов 700 тысяч человек, это огромная цифра - по сути, десятая часть населения нашей страны. Из почти что 60 тысяч школ две трети - это сельские школы. Не буду говорить других цифр, хотя все здесь присутствующие знают, в каком состоянии находятся сельские школы, как там обстоят дела с центральным водоснабжением, с канализацией, - всё очень тяжело. В капитальном ремонте нуждается около 18 тысяч школ, в аварийном состоянии находятся около тысячи. По этой тысяче необходимо принять безотлагательные меры. И мы об этом ещё поговорим.

Присутствующие здесь неплохо знают, что два последних десятилетия система общего образования в нашей стране перманентно реформировалась. Может быть отчасти это связано и с тем, что в прежние годы (в советский период) реформ все-таки было меньше. Такая острая тяга к реформированию возникла после возникновения нового государства. Не вижу в этом ничего само по себе плохого, но результаты очень разные.

Школа пережила несколько волн реформирования, пока наконец в начале тысячелетия, в 2001 году, не была принята долгосрочная стратегия модернизации российского образования до 2010 года, а в 2004 году разработаны приоритетные направления развития образовательной системы России. Во всяком случае, появилась база для работы на будущее.

Считаю, что неплохой идеей оказался национальный проект "Образование" (лично им занимался, и сейчас возглавляю Совет по национальным проектам). Во всяком случае, мы смогли дать импульсы по самым разным направлениями. Это уже хорошо. Неоднократно об этом говорил ещё в прежнем качестве: да, это фрагменты, но это очень важные фрагменты. И такие программы, как "Классное руководство", "Лучшие учителя", "Инвестиционные школы", "Талантливая молодёжь", "Интернет", "Учебное оборудование", "Школьное питание" и "Сельский школьный автобус", - эти программы, вне всякого сомнения, дали результаты. Они, конечно, востребованы прежде всего потому, что до этого ситуация была просто критическая. Но, что немаловажно, всё-таки в ходе этих программ удалось создать новую систему контроля использования средств. И в ходе реализации, естественно, возникали самые разные проблемы, которые все-таки при том механизме, который создан, довольно оперативно решались. Считаю, этот опыт нужно сохранить. Как мы дальше будем работать, давайте обсудим. Обращаюсь ко всем присутствующим, но сам по себе этот опыт оказался неплохим.

Одна из базовых тем - создание комфортной и здоровой среды обитания для учеников. За этими словами, естественно, кроются самые разные позиции. Это и стандарты проектирования школьных зданий, современное оснащение этих зданий, медицинское наблюдение, медицинская помощь, качественное питание школьников, ну и, наконец, это просто создание открытой современной творческой атмосферы в обучении.

О здоровье школьников уже давно говорят, как об одной большой, серьёзной государственной проблеме - вчера проводил Совет по спорту и президиум Госсовета: цифры звучали печальные. К сожалению, эта ситуация сегодня сохраняется.

По результатам общероссийской диспансеризации, группа от 10 до 17 лет по состоянию здоровья названа критической. Понятно, что мы должны развивать систему медицинской помощи, обязательно заниматься созданием нормальных условий для физкультуры и спорта, потому что эта среда в 1990-х годах просто деградировала. Но, конечно, нужно подумать и о том, как правильным образом распределить нагрузку в школе.

Уважаемые коллеги! Вы и сами знаете, что, наверное, главная задача педагога, главная задача учителя, преподавателя - научить детей самим получать знания, учиться: сегодня эпоха непрерывного и самостоятельного образования. Не менее важно и создание нормального креативного мышления, уверенности в себе, в своих способностях. Думаю, что и этими вопросами мы сегодня с вами можем заняться.

Считаю, что надо стимулировать к работе в школе не только самих педагогов (это отдельная тема, мы, естественно, об этом тоже поговорим), но и привлекать специалистов из других областей, которые имеют, естественно, высшее образование и склонность к педагогической деятельности. Уверен, что выпускники разных университетов, в том числе университетов, которые дают классическое образование, могут дать школе очень многое, но для этого нужно, чтобы перспектива работы в школе не пугала, а привлекала.

Это непростая проблема, её по-разному можно решать: в городе, на мой взгляд, она самая сложная; на селе, как ни странно, может быть, даже и проще, потому что там всё-таки существует такой базовый пакет, наличие которого так или иначе привлекает молодого выпускника работать или может привлечь, во всяком случае.

Каковы из этого выводы? Во-первых, нужно действительно помогать школе кадрами и ещё развивать, помимо кадровой поддержки, такую важную составляющую, как дистанционные технологии. И, конечно, нужно создавать, с другой стороны, возможности для самостоятельного, самого современного образования. Думаю, мы должны развивать разные направления в школе, но и такие направления, как развитие математического и естественно-научного образования в школах: во-первых, мы всегда этим славились, и, во-вторых, сейчас это, может быть, становится снова очень востребованным именно потому, что наличие такого образования, таких возможностей создает базу для развития страны. Часто вспоминают известные слова президента США Кеннеди о том, что космос они проиграли русским за школьной партой. Об этом нужно помнить.

Все то, что я говорил, мы сегодня с вами должны будем обсудить. Считаю, что наше текущее заседание, наш Совет, поможет и в определении ряда приоритетов. Хотел бы часть из них, но по ключевым направлениям, сформулировать и в ходе оглашения Послания Президента Федеральному Собранию, которое состоится достаточно скоро.

Заключительное слово Президента России на заседании Совета по науке, технологиям и образованию

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!

Хотел бы вкратце подвести итоги сегодняшнего заседания. Сначала по нескольким идеям, которые здесь звучали и которые считаю правильным поддержать.

Два таких предложения звучали у Виктора Антоновича Садовничего в отношении координационного совета и объявления 2010 года - Годом учителя. Собственно, не вижу ни в том, ни в другом предложении каких-то отрицательных моментов. Год учителя - вообще хорошо; главное, чтобы это сопровождалось реальными изменениями в статусе учителя и реальными новыми возможностями. Поэтому, если мы это делаем, мы должны понимать, что это не должно быть пустым формальным мероприятием - поручение такое даю.

Звучало здесь также предложение (по-моему, Каменкова Наталья Владимировна говорила) в отношении года интернатуры для педагогов. Во всяком случае, звучит довольно любопытно. Не знаю, насколько это осуществимо с точки зрения действующих правил о распределении, о приходе выпускников в школы, вообще правил, которыми руководствуется наше Министерство. Давайте посмотрим, может быть, действительно в этом что-то есть. Во всяком случае, это возможность проявить себя и почувствовать реально, есть ли желание преподавать в школе, потому что это, может быть, самая большая проблема.

Светлана Евгеньевна Смоленцева говорила, что не хватает качественных преподавателей, но об этом, собственно, говорили все здесь присутствующие, и необходимо обеспечить приток разных специалистов. При этом прозвучало такое модное сегодня словечко, как "лузер".

Так вот, наша задача, уважаемые коллеги, сделать так, чтобы учителей не воспринимали как лузеров. А как это сделать? Это не только деньги. Ведь когда выпускник педагогического университета, а тем более классического университета, принимает решение идти в школу, это очень непростой выбор. Интернатура ли этому предшествует или ещё как-то, но это решение, которое человек принимает осознанно, понимая, что учитель - это очень сложная, хлопотная, малоприбыльная профессия, да ещё и профессия, которая на протяжении 90-х годов практически была низведена на очень низкий уровень. Поэтому вижу одной из задач нашей с вами деятельности и тех решений, которые будут приняты, именно популяризацию профессии учителя: и с использованием средств массовой информации, и литературы. Недаром всё-таки учителя - это одна из самых уважаемых профессий в мире, призвание на самом деле. Поэтому, мне кажется, это тоже должно получить развитие.

По поводу двухуровневой системы ЕГЭ [Единый государственный экзамен]: как только что меня проинформировал Министр, сегодня на коллегии этот вопрос рассматривался, правильно понимаю? Просто прошу эту работу продолжить дальше.

Жорес Иванович Алфёров упомянул сельские школы. На самом деле это очень сложный пласт работы, и мы понимаем, в каком состоянии многие из них находятся, как выглядит материальная база. При том что, как ни странно, иногда легче заинтересовать учителя в сельской школе, чем в городской, потому что в сельской местности есть всё-таки достаточно высокая вероятность получения жилья; применительно к условиям соответствующего населенного пункта, оно стоит не очень дорого. В городе таких возможностей - уж не говорю про столичные города - просто нет. В этом смысле развитие сельской школы, безусловно, должно быть одним из приоритетов. И вообще, уже об этом говорил сегодня, нам нужно действительно практически создать новые подходы к реконструкции, к строительству школ. Они настолько у нас разные.

Я вчера был в Московской области, ходил по одному из дворцов, очень красивая школа, прекрасная, нет слов, просто получаешь удовольствие. Но на фоне таких школ понимаешь убогость огромного количества других. Нам нужны разные школы, но всё-таки единые образовательные, потребительские стандарты должны присутствовать. Поэтому считаю правильным рассмотреть вопрос о том, чтобы расходы бизнеса на строительство школ, на инженерную инфраструктуру относились на затраты при исчислении налога на прибыль как одна из мер поддержки. В этой связи необходимо поручение Минфина, это должно быть оформлено.

И последнее, что хотел бы сказать. Мы все сейчас озабочены обликом школы будущего. Надо понимать, что будущее всегда начинается сегодня, а не в 2020 году. Если мы будем всё время это откладывать на будущее, то ничего хорошего у нас и в 2020 году не будет. Поэтому конкретные вещи, конкретные поручения нужно будет исполнять сегодня. Но это не значит, что мы не должны смотреть вперёд. И та инициатива, которая сформирована и которую мы сегодня обсуждали, инициатива так называемой новой школы - это в целом неплохая идея, но она должна реализовываться вместе с текущими делами. Нам не нужно такого голого прожектёрства в этом смысле - конкретная работа, в том числе и тот же самый национальный проект, и одновременно подготовка этой новой инициативы.

Продолжу обсуждение этой темы уже в другом составе - на Совете по национальным проектам, который состоится в начале ноября. А всех присутствующих, кто заинтересован в детальном обсуждении этого вопроса, прошу представить в Совет по науке предложения. Мы продолжим работу над национальным проектом. И ещё раз повторяю, считаю, что это, наверное, всё-таки один из наиболее удачных примеров работы в последнее время.

И самое последнее. Прежде чем мы разойдемся, хотел бы наших коллег, которые здесь присутствуют, поздравить с Днём рождения. У Андрея Геннадьевича Лисицына-Светланова сегодня День рождения, мы Вас сердечно поздравляем. А у Александра Огановича Чубарьяна, которому я не дал слово, но сделаю это, видимо, в следующий раз, День рождения был вчера - мы Вас тоже поздравляем.

Категория: Образование в России | Просмотров: 1099 | Добавил: okpep | Дата: 18.10.2008

Утвержден перечень вступительных испытаний в 2009 году в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, имеющие госаккредитацию, по специальностям среднего профессионального образования. Как подчеркнули в Минобрнауки, речь идет только о тех абитуриентах, которые поступают на специальности среднего профобразования. Они есть в том числе и в вузах.

В перечне четко расписано, какие экзамены предстоит сдавать в 2009 году. Первый, обязательный для всех, - русский язык. Второй - в зависимости от выбранной специальности - математика, физика, история России, литература, химия, биология, география или информатика. К примеру, тем, кто идет на специальность "фармация", придется сдавать русский язык и химию, а тем, кто выберет специальность "дизайн", - русский язык и математику.

В некоторых случаях в перечне указано не два, а три или четыре вступительных испытания. Правила для абитуриентов таковы: в обязательном порядке сдается русский язык, а второй экзамен можно выбрать самому. При этом никаких разграничений на "профильный" и "непрофильный" нет. Все предложенные абитуриенту варианты равнозначны - он сдаст тот предмет, который лучше знает. Допустим, поступая на специальности "производство летательных аппаратов" или "производство авиационных двигателей", можно сдавать по выбору физику или математику. А тем, кто будет поступать на специальность "морское судовождение" или "судовождение и эксплуатация технического флота", предлагается на выбор география или математика.

Правда, это не значит, что вступительных экзаменов при поступлении будет всего два. Учебное заведение вправе проводить дополнительные испытания творческой или профессиональной направленности. Какие? В Минобрнауки пояснили, что список дополнительных вступительных испытаний уже разработан, приказ министром подписан, посмотреть его можно на сайте министерства в разделе "документы".

Как сказали в Минобрнауки, подобный перечень появился впервые. Документ стал необходим нашей системе образования в связи с введением обязательного ЕГЭ. В перечень вошли именно те дисциплины, которые сдаются в школе в виде тестов. Так что в следующем году абитуриенты получат право представлять в вузы и учреждения среднего профобразования результаты ЕГЭ по двум предметам, или сдавать ЕГЭ для поступления в индивидуальном порядке, если в школе экзамена по нужному предмету в виде ЕГЭ не было. Сейчас Минобрнауки работает еще над одним серьезным документом - разрабатывает порядок приема абитуриентов.
Категория: Образование в России | Просмотров: 1084 | Добавил: okpep | Дата: 16.10.2008

« 1 2 ... 213 214 215 216 217 ... 239 240 »